Что означает слово контрагент в бухучете
Не только в бухгалтерии, но и в повседневной жизни можно часто столкнуться с этим понятием. Оно часто вызывает недоумение, поскольку в буквальном переводе контрагент означает «противодействующий», что не всегда понятно.
Что такое контрагент
Простыми словами это проще объяснить на примере. Допустим, гражданин Иванов продал гражданину Петрову автомобиль. Между указанными лицами была заключена сделка, следовательно, в ее рамках Иванов и Петров являются контрагентами.
Таким образом, можно просуммировать определение: контрагент представляет собой юридическое лицо, которое является одной из сторон гражданско-правового договора. Следует учитывать, что таких сторон может быть более двух.
С точки зрения бухгалтерии
В бухгалтерском учете понятие контрагент представляет собой физическое или юридическое лицо, которое является участником сделки. Между контрагентами встречаются финансовые, гражданско-правовые и другого рода отношения.
На каждого контрагента бухгалтер оформляет отдельный перечень документов и фиксирует в них мельчайшие финансовые детали.
Осталось разобраться, кто такие контрагенты предприятия. Ими могут выступать любые лица, которые связываются с соответствующей организаций: сотрудники, клиенты, подрядчики и так далее. Все зависит от конкретной сделки, в которую вступает предприятие.
Договорные отношения между контрагентами строятся на взаимном равенстве и исключают подчинение их друг другу,
Заключение договора
Для заключения договора с контрагентом необходимо в первую очередь сделать соответствующее предложение, а второй стороне его принять. Каждая сделка состоит из двух этапов. Первый заключается в составлении письменного предложения для заключения контракта и носит название оферта. На втором этапе, который называется акцептом, оформляется согласие контрагента на принятие оферты. В итоге, если пришел акцепт от второй стороны, договор считается заключенным, а контрагенты вступают в договорные отношения.
Бухгалтером предприятия информация о данном контрагенте вносится в единую информационную базу данных, для которой преимущественно используется платформа 1С.
В ней имеются специальные справочники, где указывается вся информация:
Взаиморасчеты с контрагентами
Взаиморасчеты могут быть разных видов. Если вопрос касается поставщиков, то этом могут быть расчеты в кредит или на других оговоренных условиях. Бухгалтер в этом случае оформляет полный пакет документов: платежные поручения, чеки, векселя и все остальные отчетности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе и других стран, если предприятие зарегистрировано за границей.
Проверка контрагента
Многие юристы при этом рекомендуют произвести проверку контрагента. Она необходимо для того чтобы:
Это основания для проверки юридических лиц
Для чего проверять контрагентов физических лиц.
Заключение договора с физическим лицом не может гарантировать безопасность от мошенничества. Например, если речь идет о покупке недвижимости, то кадастровый номер объекта можно проверить, получив выписку из государственного реестра недвижимости. В ней будет содержаться информация о собственнике, его ФИО, технические параметры объекта и имеет ли право собственник им распоряжаться на законных основаниях. Это поможет минимизировать риск при покупке.
Кто такой контрагент в бухгалтерии?
Сотрудничество с контрагентами – неотъемлемая часть работы любого производственного или торгового предприятия. Оно имеет свои принципы, методы и в обязательном порядке находит отражение в бухгалтерской отчетности.
На каждого контрагента бухгалтер должен оформлять отдельные документы и фиксировать в них мельчайшие финансовые детали. Но кто такой контрагент? Чем он занимается и каким образом участвует в деятельности компании?
Что означает слово «контрагент»?
Термин «контрагент» появился в русской речи в первой половине XVIII столетия. Понятие было заимствовано из немецкого языка и составлено из двух слов – contr (против) и agent (действующий).
Некоторые филологи связывают термин с латинским словом contrahens, которое переводится аналогично немецкому – «противодействующий». Простым языком, контрагент рассматривается как человек, который противостоит другой стороне в гражданско-правовых отношениях, то есть его право противопоставляется праву второго участника сделки.
Также есть мнение, что корни понятия уходят во французский язык. Когда-то во Франции этим словом называли партнеров по карточным играм.
Кто такой контрагент?
В современном понимании контрагентом называют физическое либо юридическое лицо, которое выступает одной из сторон сделки. Иными словами, это каждый из партнеров, заключающих договор между собой. Контрагентами могут быть любые люди, имеющие связь с предприятием. К ним относятся поставщики товаров или услуг, подрядчики, сотрудники и даже покупатели.
Словом, все, с кем компания вступает в деловые отношения и заключает контракты. Договорные отношения между контрагентами строятся на взаимном равенстве и исключают любое подчинение одного участника сделки другому.
Заключение договоров с контрагентом
Чтобы предприятие могло заключить контракт с контрагентом, одна сторона должна сделать предложение, а другая его принять. По этой причине любая сделка проходит 2 стадии.
Первая носит название оферта и является письменным предложением заключить контракт.
Вторая именуется акцептом и подразумевает согласие лица на принятие оферты. Сделка считается заключенной, если предлагающая сторона получает акцепт от стороны, принимающей это предложение.
Как учитываются расчеты с контрагентами в бухгалтерии?
Работа бухгалтеров начинается после того, как предприятие заключило контракт с контрагентом и вступило с ним в договорные отношения. Сведения о каждом партнере компании сводятся в единую информационную базу.
Если бухгалтер использует программу 1С, то информация о контрагенте хранится в специальных справочниках, где указывается наименование и ИНН партнера, страна его регистрации, статус (физическое или юридическое лицо), коды КПП и ОГРН, адрес и телефон. Кроме того, отдельной графой выводятся банковские реквизиты контрагентов, используемые при оформлении платежных документов.
Все взаиморасчеты предприятия с контрагентами подразделяются на несколько видов и имеют свои особенности. Если речь идет о поставщиках, то возможны расчеты в кредит или на каких-либо других условиях. В этом случае бухгалтером оформляются платежные поручения, аккредитивы, чеки, векселя и ряд других документов.
К примеру, если оплата товаров или услуг проходит без задержек, то обычно используется платежное поручение. Если же у поставщика возникли проблемы, то применяют расчет по инкассо.
При взаиморасчетах компании с подрядчиком последний просто получает оговоренную сумму, поэтому расчеты ведутся в ведомостях, которые закрываются после выплаты средств. Расчет с персоналом также производится по ведомостям, где указано, кто и в каком размере получал аванс, кому положена премия, а кому штраф.
Для взаиморасчетов с клиентами бухгалтера ведут синтетические счета, где отображается обобщенная информация о хозяйственных средствах в денежном выражении, и аналитические счета, где представлены более подробные сведения не только в деньгах, но и в натуральном выражении.
Бухгалтерские расчеты с контрагентами играют важную роль в деятельности предприятия, поэтому всегда должны производиться безошибочно и в строго установленные сроки.
Контрагент
Добавлено в закладки: 0
Кто такой контрагент? Что это такое простыми словами: определение и описание понятия.
Контрагент – это термин, который означает одну из сторон, которые договариваются при правовых гражданских отношениях. При этом понимается, что стороны друг другу противопоставляются в рамках данных отношений. То есть все обязательства одной стороны имеют взаимно противостоящее или корреспондирующее право другой стороны. Обе стороны в рамках договорных отношений являются контрагентами в отношениях друг с другом. Под данным термином может также пониматься подрядчик, то есть компания, исполняющая определенные типы работ, по согласованию с требованиями заказчика.
Контрагент (лат. cont rahens – договаривающийся; contra – против + agens – действующий; con-trahere противостоять взаимно) – одна из сторон договора в правовых гражданских отношениях.
Контр – или против проходит из противопоставления одной стороны другой, в договоре каждому обязательству сторон противостоит (корреспондирует) взаимно право другой стороны и наоборот. В правовых гражданских отношениях контрагент – партнер, одна из сторон договора. Как контрагент выступают обе стороны договора в отношении друг к другу.
Каждый партнёр, заключающий контракт, является контрагентом.
Контрагентом могут назвать, к примеру, подрядчика – юридическое или физическое лицо, которое принимает на себя обязательство сделать определённую работу в согласии с заданием заказчика, получив вознаграждение за это.
Рассмотрим детально, что значит контрагент.
Кто такой контрагент с точки зрения бухгалтерии
Что такое контрагент с точки зрения бухгалтерии? Это физическое или юридическое лицо, выступающее одной из сторон сделки. Под контрагентами понимаются различные лица, предприятия и учреждения, с которыми организация вступает в торговые, финансовые, гражданско-правовые и другого рода отношения. Клиент как непосредственный участник коммерческих операций является центральным элементом в системе планирования материально-товарных отношений и составления прогнозов.
Контакт с контрагентами – это практически неизбежная часть работы любой производственной или торговой компании. Он отличается своими принципами, методами и находит отражение в бухгалтерской отчетности. На каждого контрагента бухгалтеру требуется оформить отдельный перечень документов и фиксировать в них любые мельчайшие финансовые детали.
Это каждый из партнеров, который заключает договор между собой. Контрагентами могут быть любые лица, которые имеют связь с организацией. К ним относятся производители товаров или услуг, подрядчики, сотрудники и даже покупатели.
Таким образом, это все, с кем предприятие вступает в деловые отношения и заключает контракты. Договорные отношения между контрагентами могут строиться на взаимном равенстве и полностью исключают какое-либо подчинение одного участника сделки другому.
Заключение договоров с контрагентом
Для заключения контракта с определенным контрагентом любому предприятию необходимо сделать соответствующее предложение, а другой стороне нужно его принять. А это означает, что каждая подобная сделка состоит из 2-ух стадий.
Первая стадия имеет название оферта и является письменным предложением для заключения контракта.
Вторая стадия называется акцептом и имеет в виду согласие лица (контрагента) на принятие оферты. В итоге, сделка может считаться заключенной в том случае, когда предлагающая сторона получает в ответ акцепт от стороны, которая принимает данное предложение.
Учет расчетов с контрагентами в бухгалтерии
Бухгалтер вступает в дело после того, как организация заключила необходимый контракт с контрагентом и, таким образом, вступило с ним в договорные отношения.
Создается единая информационная база данных, куда сводятся сведения о каждом партнере предприятия.
На большом количестве предприятий бухгалтерами используется компьютерная программа 1С. В таком случае информация о контрагенте хранится в специальных справочниках, где указывается наименование и ИНН партнера, страна его регистрации, физическое или юридическое лицо, коды КПП и ОГРН, адрес и телефон. Кроме этого в отдельной графе выведены банковские реквизиты партнеров, которые используются для оформления необходимых платежных документов.
Взаиморасчеты предприятия с контрагентами бывают нескольких видов. Когда дело касается поставщиков, тогда возможны расчеты в кредит или на других оговоренных условиях. При этом, бухгалтер должен оформить платежные поручения, аккредитивы, чеки, векселя и пакет иных документов.
Рассмотрим случай, при котором оплата за товары или услуги проходит без задержек. Тогда, как правило, используется платежное поручение. Однако, если у поставщика возникают проблемы, то в таком случае применяется расчет по инкассо.
При проведении взаиморасчетов организации с подрядчиком, последний получает оговоренную сумму, а значит расчеты могут вестись согласно ведомостям, закрываемым после выплаты требуемой суммы. Расчет с работающим персоналом тоже производится согласно ведомостям, в которых указывается, кто и в каком размере получает аванс, а кому положена премия или штрафное взыскание.
Для проведения взаиморасчетов с клиентами бухгалтерам необходимо вести синтетические счета с обобщенной информацией о хозяйственных средствах в денежном эквиваленте, аналитические счета, в которых указываются более подробные сведения не только в денежном выражении, но и в натуральном.
Бухгалтерские расчеты с контрагентами имеют важную роль в деятельности любой компании, поэтому всегда должны производиться безошибочно и в строго установленный срок.
Не каждое физическое или юридическое лицо может быть контрагентом. Следует помнить, что для оказания определенных видов услуг или производства определенных видов работ требуется наличие специальной лицензии. Ведь контрагент – это не только участник договорных отношений, в первую очередь – это бизнес-партнер и сотрудник, который работает на доверительных отношениях. Выбор партнера поможет избежать многих неприятных ситуаций и всегда быть уверенным в надежности своей предпринимательской деятельности.
Мы коротко рассмотрели кто такой контрагент, как с ним заключаются договора и кто это с точки зрения бухгалтерии. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.
Дебиторская и кредиторская задолженности: что это, какими они бывают и почему их так называют
Очередной выпуск бухгалтерского ликбеза. Простым языком с примерами для тех, кто только начал изучать бухучёт, хочет узнать что-то новое о привычных бухгалтерских категориях или просто научиться читать баланс.
Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на «Клерке» я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.
Продолжаем разбирать активы. Сегодня на очереди дебиторская задолженность. А заодно рассмотрим один тесно связанный с ней пассив — кредиторскую задолженность.
Дебиторская задолженность
В бухучёте выделяют несколько групп дебиторов.
Покупатели и заказчики. Должны денег, если мы отгружаем товары или оказываем услуги с отсрочкой оплаты. Выполнили свою часть договора — возникла дебиторская задолженность. Поступила оплата — дебиторская задолженность закрылась.
Поставщики и подрядчики. Здесь ситуация обратная: мы внесли предоплату, а они ещё не поставили товар или не оказали услугу.
Налоговые органы. Да-да, налоговая может задолжать денег компании. Например, это происходит, когда мы в течение квартала много покупали и мало продавали. В этом случае возникает право на вычет так называемого входящего НДС — налога на добавленную стоимость. В российской форме бухгалтерского баланса этот актив даже представлен отдельно от другой дебиторской задолженности. О нём я отдельно расскажу.
Государственные внебюджетные фонды: пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования. Эти структуры должны нам денег, если платеж в пользу работника возмещается за счёт их средств. Например, больничный или пособие по беременности и родам.
Персонал. Его долги делятся на две составляющих: оплата труда и прочие операции. Дебиторка по оплате труда возникает, когда мы платим сотруднику аванс за еще не выполненную работу. Он должен либо отработать долг, либо вернуть деньги. Прочие операции — это, например, выдача работнику займа или возмещение им материального ущерба.
Подотчетные лица. Это тоже работники, но им мы даём денег, чтобы они что-то сделали для нас. Либо купили за наличные какие-то ценности, либо съездили в командировку и там сделали что-то полезное. Выдали деньги — возникла дебиторка. Отчитались — дебиторка закрылась. Перечень работников, которым можно получать деньги в подотчет, нужно утверждать приказом руководителя компании.
Учредители. Они должны нам денег, если обещали внести вклад в уставный капитал, но ещё не внесли.
Дочерние и материнская компании. Если одна компания владеет более чем 50% уставного капитала другой компании, начинаются игры в дочки-матери. И здесь дебитор — тот, кто получает активы или услуги первым.
Разные дебиторы. Для них информация не раскрывается отдельно в силу небольшой доли в общем объеме долгов. Например, это могут быть арендаторы и арендодатели, посредники или страховщики. Если вы сдаете в аренду помещение, а арендная плата за прошлый месяц ещё не поступила — у вас возникает дебиторка.
Кредиторская задолженность
В бухучете кредиторов делят на те же группы, что и дебиторов. Это логично — компания взаимодействует с одним окружением, но операции производит разные. По одним ей должны денег, по другим — она.
Поставщики и подрядчики. Мы должны им денег, если получили товары или воспользовались услугами с отсрочкой оплаты. Поставщики и подрядчики выполнили свою часть договора — возникла кредиторка. Мы заплатили — кредиторка закрылась.
Покупатели и заказчики. Здесь ситуация обратная: кредиторская задолженность возникает когда они внесли предоплату, а мы ещё не поставили товар или не оказали услугу.
Налоговые органы. Иметь задолженность перед налоговиками — нормальное явление. Налог сначала начисляется — признаётся задолженность перед бюджетом, и только потом оплачивается. Например, НДС начисляется в момент отгрузки товара покупателю, а уплачивается в три приема до 25 числа каждого месяца, следующего за кварталом, в котором была отгрузка.
Государственные внебюджетные фонды. С каждого рубля зарплаты работника работодатель должен заплатить в эти фонды чуть больше 30 копеек. А государство на них обеспечит работнику достойную пенсию, бесплатную медицину и финансовую поддержку в сложных ситуациях. Но это не точно. Как и для налогов, наличие такой кредиторки — норма.
Персонал. В основном задолженность перед персоналом связана с оплатой труда. Кредиторка возникает когда мы уже начислили зарплату, но ещё не выплатили её. Начисляется зарплата, как правило, за месяц. Задолженность появляется в последний день месяца. Выплата у каждой компании происходит в свои сроки, но обычно уже в следующем месяце.
Подотчетные лица. Чаще по расчетам с подотчетными лицами возникает дебиторская, а не кредиторская задолженность. Но иногда подотчетник может потратить больше, чем получил. Например, авиабилет в день покупки стал стоить дороже, чем планировалось при получении денег. В этом случае сотрудник доплачивает разницу из своих денег, а у компании возникает кредиторская задолженность.
Учредители. Мы должны им денег, если компания начислила, но ещё не выплатила дивиденды. Участники общества на общем собрании договорились какую часть прибыли прошлого года распределят между собой. Кредиторка у компании появляется в этот день.
Дочерние и материнская компании. Кредиторская задолженность возникает у того, кто получает активы или услуги первым. Например, материнская компания передала дочерней товары, а оплату ещё не получила. Материнская компания — кредитор, у нее возникает дебиторская задолженность. Дочерняя компания — дебитор, у нее возникает кредиторская задолженность.
Разные кредиторы. Ну, вы помните: для них информация не раскрывается отдельно в силу небольшого объема долгов. Например, если вы снимаете в аренду помещение, и ещё не перечислили арендную плату за прошлый месяц — у вас возникает кредиторка.
В следующем выпуске ликбеза расскажу как работает налог на добавленную стоимость и почему он есть и в дебиторке и в кредиторке. Подписывайтесь на наш блог, скучно не будет!
Кстати, интернет-бухгалтерия «Моё дело» содержит шаблоны всех документов по сделкам с дебиторами и кредиторами: от договоров и допсоглашений до накладных и актов. В сервис встроена система электронного документооборота, которая позволяет закрывать сделки без проблем с передачей подписанной контрагентом первички. А еще можно сверять дебиторские и кредиторские задолженности непосредственно из бухгалтерии. Акты сверок формируются в сервисе и прямо оттуда отправляются на e-mail контрагента. Попробуйте — это удобно и экономит массу времени!
Контрагент — кто это такие и зачем они нужны
Заключение и выполнение различных сделок — это важная часть жизни каждого человека или юридического лица. Мы постоянно имеем дело с различными контрагентами. Чтобы более точно понимать свои права и обязанности, важно знать основные особенности заключения различных сделок с ними. Разобравшись в этих вопросах, можно лучше контролировать важные сферы своей жизни.
1. Что такое контрагент простыми словами
Каждое физическое или юридическое лицо имеет свои права и обязанности. Некоторые из них предусматриваются законодательством, другие связаны с тем, что стороны заключили сделку и подписали договор. Например, любой совершеннолетний гражданин имеет право устроиться на работу и получать за неё вознаграждение. При этом него есть обязанности по уплате налогов с получаемой зарплаты.
Однако иногда права и обязанности изменяются вследствие того, что стороны подписали договор. Примером может быть получение кредита в банке. После оформления кредитной сделки человек получает возможность воспользоваться предоставленными средствами. Одновременно у него возникает обязанность выплачивать долг с процентами в порядке, регламентированном подписанным документом.
При заключении сделки, другая сторона — это контрагент. Это название используется при подписании гражданско-правовых документов. Если в сделке более двух сторон, контрагентами являются каждый из остальных участников сделки.
Юридическое лицо постоянно имеет дело с контрагентами. У одних оно покупает товары или услуги. Это относится, например, к поставщикам, аудиторам, банковским учреждениям, подрядным организациям. Другая разновидность контрагентов — это покупатели.
В жизни частных лиц контрагентами являются, например, организации, оказывающие коммунальные услуги, банковские учреждения, магазины, операторы связи, провайдеры интернета.
2. Какие типы контрагентов существуют
Используются различные типы договоров. Их можно классифицировать несколькими способами.
Например, это можно сделать с учётом того, кто участвует в сделке:
В сделке может участвовать различное количество физических или юридических лиц. Они могут быть:
В гражданском праве применяются договора, которые регулируют различные виды отношений:
Во всех этих договорах для любой из сторон остальные являются контрагентами.
3. Формы договоров контрагентов
Заключение сделки между контрагентами может происходить в различных формах. Разнообразие гражданско-правовых отношений и жизненных ситуаций обуславливает наличие различных форм договорных отношений:
Несмотря на разнообразие различных видов договоров, их заключение подчиняется правилам, предусмотренным законодательством.
4. Различные виды контрагентов
В зависимости от отношений, регулируемых договорами, контрагенты могут относиться к следующим категориям:
Типы контрагентов соответствуют разновидностям заключаемых договоров.
5. Принципы отношений между контрагентами
Несмотря на разнообразие возможных ситуаций, существуют принципы отношений между контрагентами, остающиеся неизменными в любых ситуациях. Эти требования зафиксированы законодательством. Они заключаются в следующем:
Первые два условия зафиксированы в статье 421 Гражданского Кодекса РФ. Форма заключения того или иного типа договоров указывается в соответствующих статьях этого документа. В большинстве случаев используется письменная форма заключения соглашения.
6. Формы расчёта
В отношениях между контрагентами в подавляющем большинстве случаев производятся расчёты. Исключением является, например, дарение.
При расчётах на территории России применяются рубли. Даже в тех случаях, когда в договоре упоминается иностранная валюта, речь идёт не о её использовании, а о пересчёте в национальную валюту по курсу на определённый момент времени, оговоренный в договоре. Контрагенты в международных сделках используют ту валюту, которая была указана в подписанном ими документе.
О видах оплаты будет рассказано на примере сделок купли-продажи. Денежные расчёты в этой сфере могут осуществляться в следующей форме:
Расчёт может происходить сразу в полной сумме договора, а может — по частям. Например, последний вариант применяют при расчёте за каждый этап выполненных работ.
Могут применяться менее распространённые варианты: бартер и лизинг. В первом случае расчёты между сторонами происходят без использования денежных средств. Они обмениваются товарами или услугами равной стоимости. При лизинге сторонняя фирма за свои средства покупает необходимое контрагенту оборудование и предоставляет ему для пользования за соответствующую плату. Этот способ удобен для тех, кто не имеет собственных средств для покупки необходимой техники.
7. Процедура заключения сделки
Чтобы оформить договор, нужно определить свои потребности и найти потенциального контрагента. Форма договора должна быть такой. Которая предусмотрена Гражданским Кодексом РФ. Он может быть устным, простым письменным, с нотариальным заверением. В некоторых случаях, предусмотренных законодательством, договор может считаться заключённым, если стороны выполнили действия, предусматривающие согласие на договорные отношения.
В качестве примера можно привести следующую ситуацию. Одна компания предложила другой договор о заключении услуг (например, доступ в интернет), другая сторона сделала оплату, указав реквизиты договора. При этом фактической подписи на документе может не быть, но соглашение считается заключённым. Основанием для этого является фактическое согласие, выраженное сторонами.
Важно отметить, что к оформлению договора законодательства предъявляет требования, которые зависят от его типа. При несоблюдении хотя бы одного из них договор может быть признан недействительным. Например, в каждом случае существует перечень существенных условий, которые должны быть согласованы между сторонами. Если хотя бы одно из них не было согласовано сторонами, соглашение становится недействительным.
В большинстве случаев оформление сделки происходит в следующем порядке:
Всё большее распространение принимает заключение договоров в электронной форме. При этом стороны выражают своё согласие, ставя электронную подпись.
Если законом установлена устная форма заключения соглашения, то они могут при желании оформить это в письменном виде, но не обязаны это делать. Например, если один человек одолжил у другого небольшую сумму, то считается, что для этого достаточно устно обсудить условия.
Однако при возникновении претензий и обращении в суд придётся доказывать факт сделки. Но если это сделать письменно и при свидетелях, то можно выиграть дело. Аналогичным образом письменный договор можно заверить у нотариуса, даже в том случае, если закон этого не требует.
Сделки существуют в жизни на каждом шагу. Часто их заключают, не особенно вникая в их содержание. Для того, чтобы более осознанно подходить к отношениям с контрагентами, нужно понимать, какими они бывают в различных случаях.