Что означает слово колдуны
Словари
Тот, кто владеет колдовством [колдовство I 1.] и занимается им.
КОЛДУ́Н, колдуна, муж. Человек, занимающийся колдовством, искусный в колдовстве.
В мифологических представлениях славян и других народов: человек, наделенный сверхъестественными способностями влиять на жизнь людей и явления природы.
колду́нья, колдовство́, колдовско́й, колдова́ть
Собственно русское слово, являющееся суффиксальным образованием от несохранившегося колдъ.
Считалось, что колдуны наводят порчу на людей и скот, сеют раздоры между людьми, делают заломы в поле, губя урожай, насылают непогоду, мор и т. п. Колдуны могут быть оборотнями и превращать людей в животных. Сверхъестественными способностями колдунов наделяет нечистая сила: они заключают договор с чертом, им служат чертенята, непрестанно требуя для себя работы. Чтобы передохну́ть, колдуны вынуждены давать чертям трудные задачи: вить веревки из песка, собирать развеянную по ветру муку и т. п. С приближением смерти нечистая сила мучит колдунов, не давая им умереть, пока те не передадут своих способностей наследникам. После смерти колдуна в его труп необходимо вбить осиновый кол, чтобы колдун не стал упырем.
Человек, которому приписывается сверхъестественная способность творить чудеса, изменять время и материю без физического воздействия на них, чаще всего действующий во вред людям;
Почти все мельники на Руси, по слухам, были колдунами.
Тот, кто занимается колдовством.
Колдун знает кого, что. Пск. Абсолютно ничего не известно о ком-л., о чём-л. СПП 2001, 45; ПОС 14, 356.
Доза наркотика LSD в виде листочка (напоминающего марку) с различными изображениями, который кладут под язык.
колду́н, колдуны́, колдуна́, колдуно́в, колдуну́, колдуна́м, колдуно́м, колдуна́ми, колдуне́, колдуна́х
сущ., кол-во синонимов: 47
1. волшебник, маг, чародей; чудесник (разг.); магик, чудодей, чаровник, чернокнижник, ведун (устар.)
/ у древних славян: волхв, кудесник
2. перен.: волшебник, маг и волшебник, чудотворец, кудесник
КОЛДУН, волхв, волшебник, кудесник, маг, магик, чаровник, чародей, чернокнижник, устар. ведун, устар., разг. чудесник, устар. чудодей, устар. чудотворец
КОЛДУНЬЯ, ведьма, волшебница, чаровница, чародейка, устар. ведунья
человек, которому приписывается способность сверхъестественного воздействия на людей и на явления природы для достижения желаемого эффекта
Говорили, что он колдун, что может говорить с лошадьми и собаками и что, будучи губернатором Казани, каждое утро для пробуждения совал голову в ведро с рейнским вином, естественно, каждый раз свежим.
маленький жареный пирожок с начинкой из рубленого мяса с жиром и перцем
— Несёт богатыря через леса, через моря.
— Специалист в дьявольских ремёслах.
— Его появление на крестьянской свадьбе запечатлел художник-передвижник Максимов.
— Кто такой Кащей Бессмертный?
— Роман Оноре де Бальзака.
— Роман «. и кристалл» Стивена Кинга из цикла «Тёмная башня».
— Сборник рассказов литовского писателя Винцаса Креве.
— Фильм Уильяма Фридкина.
— Один из мишек Гамми.
— Белорусский певец, победитель проекта Первого Канала «Фабрика Звёзд-6».
— Опера русского композитора Евстигнея Фомина «. ворожея и сваха».
— Картина французского художника Поля Гогена «. с Хива-Оа».
— Рассказ российского писателя Михаила Зощенко.
кого, что. Пск. Абсолютно ничего не известно о ком-л., о чём-л. СПП 2001, 45; ПОС 14, 356.
сущ., кол-во синонимов: 3
сущ., кол-во синонимов: 5
сущ., кол-во синонимов: 3
А что такое ворожея? Староста. Колдун! Жид.
Что ж такое колдун и что он делает?
В. Т. Нарежный. Российский Жилблаз, или Похождения князя
Гаврилы Симоновича Чистякова (1814)
1) Древнерусский летописец о деятельности волхвов и кудесников
В древней русской литературе термины колдун и колдунья не фиксируются, наличествуют волхвы и кудесники (предсказатели будущего): «И сказал ему (Олегу) один кудесник… (ПВЛ)». Функции того или иного чародея не определены: «Итак, кто что скажет о творящих волшебным искушением дела? (ПВЛ)».
ПВЛ под 1044 г.: «В тот же год умер Брячислав, сын Изяслава, внук Владимира, отец Всеслава, и Всеслав, сын его, сел на столе его, мать же родила его от волхвования. Когда мать родила его, на голове его оказалось язвено, и сказали волхвы матери его: «Это язвено навяжи на него, пусть носит его до смерти», и носил его на себе Всеслав и до дня последнего своего, оттого и немилостив он был на кровопролитие».
В Повести временных лет (под 1071 г.) отмечается осознание стихийных бедствий как результат мистической деятельности женщин (поздних колдуний и ведьм): «Однажды во время неурожая в Ростовской области явились два волхва из Ярославля, говоря, что «мы знаем, кто урожай держит». И отправились они по Волге и куда ни придут в погост, тут же называли знатных женщин, говоря, что та жито удерживает, а та — мед, а та — рыбу, а та — меха. … и убивали многих женщин, а имущество их забирали себе. …Когда же Янь отправился домой, то на другую же ночь медведь взобрался, загрыз и съел кудесников (повешенных волхвов)».
Другой пассаж Повести… (1071) рассказывает о сношении кудесника с бесами (сверхъестественными силами): «Кудесник же начал вновь призывать бесов. Бесы же, тряся его, поведали то, ради чего пришел новгородец. Затем новгородец стал спрашивать кудесника: «Чего ради бесы боятся того, чей крест на себе мы носим?» Он же сказал: «Это знамение небесного Бога, которого наши боги боятся». Новгородец же сказал: «А каковы боги ваши, где живут?» Кудесник же сказал: «Боги наши живут в безднах. Обличьем они черны, крылаты, имеют хвосты; взбираются же и под небо послушать ваших богов».
«Больше же всего через жен бесовские волхвования бывают, ибо искони бес женщину прельстил, она же мужчину, потому и в наши дни много волхвуют женщины чародейством, и отравою, и иными бесовскими кознями».
«При апостолах ведь был Симон волхв, который заставлял волшебством собак говорить по-человечески и сам оборачивался то старым, то молодым или кого-нибудь превращал в иной образ, в мечтании. Так творили Анний и Мамврий: они волхвованием чудеса творили, противоборствуя Моисею, но вскоре уже ничего не могли сделать, равное ему; так и Куноп напускал наваждение бесовское, будто по водам ходит, и иные наваждения делал, бесом прельщаем, на погибель себе и другим».
В общем, богатая основа для красноречивых русских сказок, былин, а позже для литературных образов в произведениях А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
2) Существующая этимология
Этимология общая по Максу Фасмеру со вставкой неизвестного автора
3) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1990, вып. 7
Колдование. «Колдование и иное ведовъство». Травник Любеч. 1534.
Колдовати. Колдовать, 1673. Колдовство, «колдовству никакому и людей портить не учивался». XVII в.
Колдун, колдуниха, колдуница, колдунья – вся терминология втор. пол. XVII в.
б) Национальный корпус русского языка
* Приворот (1625-1650, Сборник заговоров): «так бы напали мои слова на сю рабу Б[о]жию имярек, по мне, по рабе Б[о]жии имярек, в ден под с[о]лнцем, в ноч[ь] под м[е]с[я]цом, а избавит[ь] бы ей не мог никакой человек, на земли живущей, ни стар, ни молод, ни мужик, ни женка, ни старец, ни стариц[а], ни колдун, ни ведун».
* А. С. Пушкин. Руслан и Людмила (1817-1820)
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря…
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой.
Там русской дух… там Русью пахнет!
в) Словарь Академии Российской 1789 г.: «Колдунъ. Колдунья. Ворожея, мнимой чародей».
г) С.Б. Веселовский. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974: «Колдунов Андрей, подьячий, 1613 г., Москва».
4) Колдуны в Библии/ст. Ворожба, Некромантия в ЕЭБЕ
«Ворожба, (чародейство, колдовство, волхвование, волшебство). Сущность и история. — В древности языческий мир, в особенности на Востоке, был полон суеверных представлений, среди которых вера в таинственные волшебные силы занимала очень широкое место. Понятие волшебства (чародейства, колдовства) в его многоразличных видах заключается в вере во влияние людей на силы природы и на судьбу отдельных лиц (или народов) путем таинственных средств, в особенности путем магических формул. …
Иудейство очень рано начало борьбу против этого суеверия. Колдовство во всех формах было запрещено даже под угрозой смертной казни (Исход, 22, 17; Левит, 19, 26; Второзаконие, 18, 10—11). … Из первой книги Самуила (28, 8) известно, что «ОБ», означает вызывание мертвых для вопрошения их ; будущем. … Неопределенным является этимологическое и реальное значение слова «ИИДОНИ»; обыкновенно оно упоминается вместе с «ОБ», a o Сауле говорится, что он запретил «ОБ» и «ИИДОНИ» под угрозой смертной казни (I книга Самуила, 28, 9), хотя под влиянием страха сам прибег к их помощи. …
В Талмуде упоминаются различные виды колдовских средств, являющихся не чем иным, как грубыми фокусами. Колдуны или чревовещали брали в рот кость и заставляли ее говорить. …По свидетельству Оригена (Contra Celsum, IV, 33), не только еврейские заклинатели духов называли при заклинаниях имена Авраама, Исаака и Якова, но и языческие волхвы, так как действие этих имен было повсюду известно. Ипполит (Философ., IV, 28) также сообщает, что, по заявлениям кудесников, известные демоны могли изгоняться только путем еврейских заклинаний» … и т.д.
5) Обобщение и вывод
Разумного объяснения (этимологии) «колдовской» терминологии нет, исторические сведения о колдунах и колдуньях в России до середины XVI века отсутствуют. Людей, занимающихся сверхъестественными делами, магией, предсказанием будущего и попутно лекарским ремеслом называли: волхвами, кудесниками, ведунами, ведуньями и ворожеями. Согласно описаниям летописцев они были способны вступать в контакт с «бесами», слышать их «голоса», передавать вопросы людей и получать на них ответы. Со временем «функции» колдунов расширились, обросли легендами и мифами, собственно образ колдуна в народных представлениях сформировался в XVII веке, что вероятно связано с распространением книгопечатания на Руси и расширением доступа к иностранной переводной литературе.
Деятельность «колдунов» можно отнести к древней лечебной практике, низкий уровень знаний о явлениях природы и неспособность людей объяснить физиологические процессы, происходящие во время болезни человека или животного, послужила основанием определять их как результат влияния сверхъестественных сил. Колдун (лекарь) вступает в связь с этими силами, в результате речевого воздействия (заклинание, молитва об изгнании бесов, болезней, бед) и применения освященных лекарств (настойки на травах) – изгоняет их из тела человека; внешне это выглядит как мистическое ритуальное действие.
Итак, мы выделили образ, колдун – человек, слышащий и понимающий голоса сверхъестественных сил и голоса мертвых; термин необходимо должен содержать слово-понятие ГОЛОС.
Медицина в средневековой Руси находилась под контролем Церкви, народные целители могли лечить больных, только получив разрешение от местных церковных властей, иначе их занятие объявлялось колдовским со всеми вытекающими последствиями.
V. Обычай поганьский имате: волхвамъ въру имете и пожагаете огнемъ неповинныя человъки. Гдъ се есть въ Писаньи, еже человъкомъ владъти обильемъ или скудостью? подавати или дождь, или теплоту? О, неразумнии! вся богъ творит, якоже хощет; бъды и скудость посылаеть за гръхи наша и наказая насъ, приводя на покаянье» (Памят. Лит. Древ. Руси. XIII век. М., 1981, с. 440-455).
Целесообразно рассмотреть термин в связи с образами и терминологией сакрального языка иудеохристианства.
6) Терминология иврита и библейский образ
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни – КОЛДУН = КОЛ+ДУН, у нас сразу же выявляется соответствующий функции колдуна термин иврита КОЛ голос, глас.
* русск. КОЛДУН, КОЛДУНЬЯ = КОЛ+ДУН = К.Л. + Д.Н. = ивр. КОЛ голос, слух, молва, весть + ЙИДОНИ колдун, предсказатель будущего, волшебник, целитель, маг.
Транслитерация, создание нового слова-понятия на основе библейских образов и терминов, в другой алфавитной системе (русскими буквами), в результате которой происходили некоторые изменения в огласовках (гласных и в йотированных знаках) при сохранении всех согласных букв.
* См. стронг иврита 6963, КОЛ
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_418.htm
* См. стронг иврита 3049, ЙИДОНИ
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_176.htm
* русск. КОЛДОВСТВО, КОЛДОВАТЬ = КОЛ + Д + ОВ + СТВ + О, КОЛ+Д+ОВ+АТЬ = КОЛ голос, слух, молва, весть + Д связка слова, который + ОВ колдовство, вызывание духа, черная магия, дух умершего + САТА отклоняться (от нормы), сходить с пути, грешник, или СЕТ отступник (еретик).
б) Библейский образ
* Левит 19:31: «Не обращайтесь к вызывающим мертвых (ОВ), и к волшебникам (ЙИДОНИ) не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш».
* 1-я Царств 28:3: «И умер Самуил, и оплакивали его все Израильтяне и погребли его в Раме, в городе его. Саул же изгнал волшебников и гадателей (ЙИДОНИ) из страны».
* Второзаконие 18:10, 11: «(Не должен находиться у тебя) …обаятель, вызывающий духов (ОВ), волшебник (ЙИДОНИ) и вопрошающий мертвых».
Таким образом, русское слово КОЛ+ДУН составлено из двух корней иврита, историческое и логико-лексическое основание – библейские термины КОЛ голос + ЙИДОНИ (Д.Н.) колдун, волшебник, целитель.
«Колдовская» терминология находится в рамках иудейской доктрины, если ты используешь как основу в организации общества идеологию иудаизма, то должен использовать в мышлении и её терминологию, образы, иначе Бог теряет свой абсолютный авторитет.
Значение слова «колдуны»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Существуют две разновидности колдунов, белорусско-литовские колдуны из муки, и более позднее блюдо, подобное драникам с мясной начинкой.
Мучные колдуны (в литовской кухне называемые koldūnai) — по сути, мелкие или среднего размера пельмени, которое делается на воде (по другой теории — на луковом соке), как правило, с добавлением яиц, растительного масла, иногда соды. Тесто должно быть мягким, эластичным, хорошо растягиваться, чтобы его куски можно было легко раскатывать и склеивать.
Такие колдуны могут быть и главным блюдом, и десертом, с начинкой из творога, мяса, рыбы, фруктов (вишни, сливы, черники). В зависимости от начинки отличают колдуны «полесские» — с начинкой из вареной рыбы и крутых яиц, «виленские» — с ветчиной и грибами, «русские» — с творогом или вареным картофелем и т.д.
КОЛДУНЫ’, о́в, ед. нет (кулин., обл.). Маленькие жареные пирожки с начинкой из рубленого мяса с жиром и перцем.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: тренировать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?