Что означает слово классика жанра в музыке
Классика музыкальная
Смотреть что такое «Классика музыкальная» в других словарях:
Музыкальная педагогика — (англ. Music Pedagogy) педагогическая дисциплина, занимающаяся изучением и разработкой наиболее эффективных путей, способов и методов передачи подрастающему поколению всего комплекса музыковедческих знаний, практического опыта музицирования … Википедия
музыкальная жизнь Москвы — Первые сведения о музыкальной жизни Москвы относятся к рубежу XVXVI вв., когда, предположительно, был создан хор государевых певчих дьяков для участия в царских богослужениях и придворных церемониях. В придворный быт с конца XV в. проникают … Москва (энциклопедия)
классика — и; ж. собир. Классические, образцовые произведения литературы и искусства. Русская и зарубежная к. Предпочитать классику. Музыкальная к. * * * классика (от лат. classicus образцовый, первоклассный), образцовые, выдающиеся, общепризнанные… … Энциклопедический словарь
классика — и; ж., собир. Классические, образцовые произведения литературы и искусства. Русская и зарубежная кла/ссика. Предпочитать классику. Музыкальная кла/ссика … Словарь многих выражений
Новосибирская специальная музыкальная школа (колледж) — Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Новосибирская специальная музыкальная школа (колледж)» Год основания 1970 Тип музыкальная Дире … Википедия
Канон (музыкальная форма) — Это статья о музыкальном значении слова «канон». Другие значения см. в статье Канон. В музыке каноном называется полифоническое произведение, в котором основная мелодия сопровождается подобными ей, вступающими через некоторый промежуток времени… … Википедия
Алекс Луна — (Alex Luna) Алекс Луна исполняет песню Ночь Основная … Википедия
Ковнацкая, Людмила Григорьевна — Ковнацкая Людмила Григорьевна … Википедия
Франция — (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… … Большая советская энциклопедия
Ленинград — крупнейший наряду с Москвой центр муз. культуры СССР. 3679 тыс. жит. (на 1 янв. 1973). Муз. жизнь, преим. светские её формы, начинается в Петербурге в первые годы существования города. В торжествах по случаю победы над шведами и основания … Музыкальная энциклопедия
Какую музыку называют классической?
Какую музыку называют классической?
Что именно означает слово «классический»? «Классическая музыка»? «Классическая литература»? «Классический джаз»? Слово «классика» образовано от латинского «классикус» — «образцовый».
Классическое музыкальное произведение — это произведение, написанное в прежние времена, но продолжающее жить и сегодня. Такая музыка — образец для подражания и сравнения. Другими словами: то, что выдержало испытание временем и до сих пор нравится людям, — классика. А станет ли что-нибудь из сегодняшней музыки классическим, то есть, останется ли жить в будущем, — это еще вопрос, об этом можно только догадываться.
Слово «классический» применяют довольно широко и разнообразно.
Конечно же, понятие «классическая музыка» у музыкантов существует не для того, чтобы просто восхищаться. Оно с уважением говорит о музыкальной серьезности и значительности, о музыкальном прошлом, которое не ушло.
Классиками, как правило, называют лучших композиторов прошлого. Говорят о классических музыкальных произведениях, классических музыкальных инструментах, классическом джазе. В общем, обо всем, что пережило время. Среди моря классической музыки есть особый «классический остров» — венские классики.
Венскими классиками принято считать трех великих композиторов, живших в городе Вене почти одновременно: в конце XVIII — начале XIX веков. Вот их имена: Гайдн, Моцарт, Бетховен.
Их гениальная музыка звучит сегодня и, наверное, будет звучать до тех пор, пока на нашей планете существует жизнь.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Кто первый написал музыку?
Кто первый написал музыку? По всей видимости, у всех первобытных людей уже была музыка. Но звуки, которые они извлекали, сильно отличались от современных мелодий. Первобытная музыка часто представляла собой сочетание долгих и громких восклицаний, вздохов, стонов и воплей.
Какую музыку называют камерной?
Какую музыку называют камерной? В старину, когда еще не было концертных залов, филармоний, инструментальная музыка и небольшие вокальные произведения исполнялись в домах почитателей музыки, самих музыкантов. Выглядело это примерно так: собирались вместе несколько
Какую статую называют «символом США»?
Какую статую называют «символом США»? Одну из самых знаменитых скульптур в мире, Статую Свободы, часто называют «символом США», ведь она была подарена французами к столетию американской революции. Она стоит в Нью-Йорке на небольшом острове, добраться до которого можно с
Какую страну называют раем орнитологов?
Какую страну называют раем орнитологов? Раем орнитологов называют Колумбию, на территории которой зарегистрировано более 1550 видов птиц – от огромных кондоров до крошечных колибри. Видов птиц в Колумбии больше, чем в Северной Америке и Европе, вместе
Какую рыбу называют кот-рыбой?
Какую рыбу называют кот-рыбой? В реках и морях обитают рыбы, которые какими-то признаками похожи на привычных нам животных, вот люди и придумали называть их так, как им больше нравится. Одной из таких рыб является зубатка, которую многие называют кот-рыбой, хотя внешним
Концерт классической музыки
Концерт классической музыки В настоящее время принято говорить «на концерте», классическое русское произнесение — «в концерте», но оно является устаревшей формой.Человеку свойственно тянуться к вечным ценностям, поэтому увлечение эстрадной музыкой не может помешать
Лилии Фонтенбло – символ классической монархии
Лилии Фонтенбло – символ классической монархии Становление Фонтенбло происходило в течение долгого периода, в точности совпадающего с «удлиненным во времени» становлением классической монархии во Франции, определяемым некоторыми тенденциозными французскими
Композиторы классической музыки
Композиторы классической музыки Адан, Адольф Шарль (1803–1856, Франция)Алябьев, Александр Александрович (1787–1851, Россия)Аренский, Антон Степанович (1861–1906, Россия)Балакирев, Милий Алексеевич (1837–1910, Россия)Барток, Бела (1881–1945, Венгрия)Бах, Иоганн Себастьян (1685–1750,
КОНЦЕРТ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
КОНЦЕРТ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ АплодисментыКогда дирижер и солист появляются на сцене, их всегда приветствуют аплодисментами. Рукоплескания смолкают, как только дирижер становится за пульт и поднимает дирижерскую палочку. Аплодисменты после исполнения музыкальных
СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ КЛАССИЧЕСКОЙ И ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКОЙ
СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ КЛАССИЧЕСКОЙ И ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКОЙ Но вернёмся к вопросу молодого человека. Если даже попытка разделить композиторов по временному признаку возможна лишь с оговорками, то уж свести всю музыку к одному понятию и говорить о периоде между
Кто музыку заказывает
Кто музыку заказывает Представители индустрии правы, говоря о том, что научные исследования обладают множеством данных, подтверждающих отсутствие значительного влияния средств связи на здоровье потребителей. И когда речь заходит об исследованиях, которые смогли
Классическая музыка
История классической музыки | |
Средневековье | (476—1400) |
Ренессанс | (1400—1600) |
Барокко | (1600—1750) |
Классицизм | (1750—1820) |
Романтизм | (1820—1900) |
XX век | (1901—2000) |
Современная классическая музыка | (с 1975 года) |
Класси́ческая музыка — свободное от терминологической строгости понятие, употребляющееся, в зависимости от контекста, в различных значениях.
Содержание
Оценочный смысл
В оценочном смысле классической называется музыка прошлого, выдержавшая испытание временем и имеющая аудиторию в современном обществе. Уже сегодня в качестве классических воспринимаются не только вершины высокого музыкального искусства, но и лучшие образцы развлекательных жанров прошлого: например, вершины французской, венской и венгерской оперетты XIX — начала XX веков, вальсы Иоганна Штрауса и т. п.
Исторический смысл
В историческом смысле под классической понимают музыку второй половины XVIII века — начала XIX века (этот период традиционно соотносят с классицизмом). Понятие классицизма не слишком широко применимо к музыке, поскольку классицизм в изобразительном искусстве и в литературе заключается в следовании античной традиции, в то время как живая музыкальная культура Древней Греции и Древнего Рима до нас практически не дошла.
Таким образом, в устойчивой характеристике Гайдна, Моцарта и Бетховена как венских классиков присутствует и немалая доля качественной оценки их творчества как фундамента для дальнейшего развития музыкальной композиции.
К системообразующим музыкальным классикам относят также таких композиторов XVII—XVIII веков, как И. С. Бах, Г. Гендель, А. Вивальди.
Типологический смысл
В типологическом смысле «классической» часто называется в разговорном и публицистическом стиле речи так называемая «академическая» музыка, находящаяся в отношении преемственности прежде всего к сформировавшимся в Европе в XVII—XIX веков музыкальным жанрам и формам (опера, симфония, соната и т. п.), мелодическим и гармоническим принципам и инструментальному составу.
Значительное влияние классическая музыка оказывает на современную рок-музыку. Тональный язык, используемый большинством различных музыкантов, был разработан в начале эпохи барокко. Кроме того, разнообразные произведения рок-музыки, как правило, прямо или косвенно связаны с частью классического репертуара, хотя на этом влиянии редко заостряют внимание публики. Тем не менее, исключительное использование классических тональностей является важной особенностью некоторых рок-групп, таких как на Oasis, с их аккордами и гармоническими прогрессиями, достойными чистейшей классической традиции. Влияние композиторов эпохи барокко (Вивальди и Баха) на творчество гитарстов хард-рока и тяжёлого металла, таких как Эдди Ван Хален и Рэнди Роадс вполне обнаруживаются на слух опытным знатоком музыки. Кроме того, классическая музыка имеет большое значение в прогрессивном роке для таких групп как Yes, Genesis и Emerson, Lake & Palmer, в группах симфонического рока. Классическая музыка также глубоко проникает в тяжёлый металл (хэви-метал), формируя разновидность этого жанра под названием симфоник-метал, представленный такими группами, как Adagio, Apocalyptica, Nightwish, Epica и многими другими. [1]
Классическая музыка также играет важную роль в популярных фильмах с музыкальными композициями, либо за счёт повторного использования уже существующих композиций, либо оказывая влияние на написание оригинальных произведений композиторов, работающих над фильмом.
Значение термина в разных языковых культурах
Путаница значений, присущая понятию «классическая музыка», характерна большинству европейских языков.
Подобные неоднозначные термины существуют в немецком (нем. klassischer Musik ), французском (фр. musique classique ), итальянском (итал. Musica classica ) и других языках. Они стали особенно распространены со становлением англоамериканских стандартов коммерческой классификации аудиопродукции.
В то же время, например, в польском языке сохраняется чёткое разграничение понятий классической музыки как таковой, относящейся к эпохе классицизма (польск. Muzyka klasycystyczna ), и академической музыки (Muzyka poważna).
Классические музыкальные инструменты
Инструменты, используемые в классической музыке, в основном появились до середины XIX века (многие гораздо раньше). В основном они предназначены для использования в оркестре или вместе с сольными инструментами (фортепиано, клавесин, орган). Типичным для исполнения классической музыки является симфонический оркестр, включающий струнные инструменты, деревянные и медные духовые инструменты, ударные инструменты.
Электроинструменты, такие как электрогитара, используются время от времени в классической музыке XX и XXI веков. Музыканты экспериментируют в последние десятилетия с синтезаторами, инструментами из других культур, таких как гамелан. Иногда используются световые эффекты (см. Скрябин).
Музыкальная культура классицизма: эстетические вопросы, венские музыкальные классики, основные жанры
В музыке, как ни в одном другом виде искусства, понятие «классика» имеет неоднозначное наполнение. Всё относительно, и любые вчерашние шлягеры, выдержавшие проверку временем, – будь то шедевры Баха, Моцарта, Шопена, Прокофьева или, допустим, The Beatles – можно отнести к классическим произведениям.
Да простят меня любители старинной музыки за легкомысленное слово «шлягер», но ведь и великие композиторы когда-то писали для своих современников популярную музыку, вовсе не замахиваясь на вечность.
К чему всё это? К тому, что важно разделять широкое понятие классической музыки и классицизм, как направление в музыкальном искусстве.
Эпоха классицизма
Классицизм, сменивший через несколько этапов Эпоху Возрождения, сложился во Франции в конце XVII века, отразив в своём искусстве отчасти серьёзный подъём абсолютной монархии, отчасти смену мировоззрения с религиозного на светское.
В XVIII столетии начался новый виток развития общественного сознания – настала Эпоха Просвещения. На смену пышности и высокопарности барокко, непосредственного предшественника классицизма, пришёл стиль, основанный на простоте и естественности.
Эстетические установки классицизма
Классицизм в музыке – венские классики
Развитие новой музыкальной культуры в середине XVIII века породило возникновение множества частных салонов, музыкальных обществ и оркестров, проведение открытых концертов и оперных представлений.
Композиторы венской школы виртуозно владели самыми разными жанрами музыки – от бытовых песенок до симфоний. Высокий стиль музыки, в котором богатое образное содержание воплощено в простой, но совершенной художественной форме, – вот главная черта творчества венских классиков.
Музыкальная культура классицизма, как и литература, а также изобразительное искусство, воспевает поступки человека, его эмоции и чувства, над которыми царит разум. Художникам-творцам в их сочинениях присущи логичность мышления, гармония и ясность формы. Простота и непринуждённость высказывания композиторов-классиков могла бы показаться современному уху банальной (в некоторых случаях, разумеется), если бы музыка их не была столь гениальной.
Каждый из венских классиков обладал яркой, неповторимой индивидуальностью. Гайдн и Бетховен более тяготели к инструментальной музыке – к сонатам, концертам и симфониям. Моцарт был универсален во всем – он с легкостью творил в любом жанре. Он оказал огромное влияние на развитие оперы, создавая и совершенствуя различные ее типы – от оперы буфф до музыкальной драмы.
В плане предпочтений композиторами тех или иных образных сфер для Гайдна более характерны объективные народно-жанровые зарисовки, пастораль, галантность, Бетховену близка героика и драматизм, а также философичность, ну и, конечно, природа, в небольшой степени и утончённая лирика. Моцарт охватил, пожалуй, все существующие образные сферы.
Жанры музыкального классицизма
Музыкальная культура классицизма связана с созданием многих жанров инструментальной музыки – таких, как соната, симфония, концерт. Сформировалась многочастная сонатно-симфоническая форма (4-частный цикл), до сих пор являющаяся основой многих инструментальных сочинений.
В эпоху классицизма сложились главные типы камерных ансамблей – трио, струнный квартет. Система разработанных венской школой форм актуальна до сих пор – современные «навороты» наслаиваются на неё, как на основу.
Кратко остановимся на характерных для классицизма нововведениях.
Сонатная форма
Жанр сонаты существовал ещё в начале XVII века, но окончательно сформировалась сонатная форма в творчестве Гайдна и Моцарта, а Бетховен довел её до совершенства и даже начал ломать строгие каноны жанра.
Классическая сонатная форма основана на противопоставлении 2-х тем (часто контрастных, иногда – конфликтных) – главной и побочной – и их развитии.
Сонатная форма включает в себя 3 главных раздела:
Как правило, в сонатной форме были написаны первые, быстрые части сонатного или симфонического цикла, потому за ними закрепилось название сонатное allegro.
Сонатно-симфонический цикл
По строению, логике следования частей, симфонии и сонаты очень похожи, отсюда общее название их цельной музыкальной формы – сонатно-симфонический цикл.
Классическая симфония почти всегда состоит из 4-х частей:
Концерт
Название концерта, как жанра, произошло от латинского слова concertare – «состязание». Это произведение для оркестра и солирующего инструмента. Инструментальный концерт, созданный в эпоху Возрождения и получивший просто грандиозное развитие в музыкальной культуре барокко, в творчестве венских классиков обрёл сонатно-симфоническую форму.
Струнный квартет
Состав струнного квартета обычно включает две скрипки, альт и виолончель. Форма квартета, аналогичная сонатно-симфоническому циклу, определилась уже у Гайдна. Моцарт и Бетховен также внесли свой огромный вклад и проложили пути для дальнейшего развития этого жанра.
Музыкальная культура классицизма стала своеобразной «колыбелью» для струнного квартета, в последующие времена и до настоящего времени композиторы не перестают писать всё новые и новые произведения в жанре концерта – настолько этот вид произведений оказался востребованным.
Музыка классицизма удивительным образом сочетает в себе внешнюю простоту и ясность с глубоким внутренним содержанием, которому не чужды сильные чувства и драматизм. Классицизм, кроме того, является стилем определенной исторической эпохи, причём стиль этот не забыт, а имеет серьёзные связи с музыкой современности (неоклассицизм, полистилистика).
Что такое классическая музыка
Что такое классическая музыка
Что такое классическая музыка.
Этапы развития классической музыки.
Их краткая характеристика и основные представители В истории развития классической музыки можно выделить этапы:
Краткая характеристика и основные представители культурных периодов
Русские композиторы–классики:
Бородин А.П. был композитором, педагогом, химиком, врачом. Самое значимое творение – опера «Князь Игорь» по историческому произведению «Слово о полку Игореве», которая писалась автором почти 18 лет. При жизни Бородин не успел её закончить, уже после его кончины оперу дописали А.Глазунов и Н.Римский-Корсаков. Великий композитор является родоначальником классических квартетов и симфоний в России. Венцом мирового и русского национально-героического симфонизма считается «Богатырская» симфония. Выдающимися признаны инструментальные камерные, Первый и Второй квартеты. Один из первых ввёл в романсы богатырские фигуры из древнерусской литературы.
Великие музыканты.
Всемирно известные народная драма «Иван Сусанин» и опера-сказка «Руслан и Людмила» стали новыми течениями в русской опере. Симфонические произведения «Камаринская» и «Испанская увертюра» Глинки – основы русского симфонизма.
Европейская культура
Известные композиторы-классики Моцарт, Гайдн, Бетховен проживали в столице музыкальной культуры того времени – Вене. Гениев объединяет мастерское исполнительство, превосходные композиционные решения, использование разных музыкальных стилей: от народных напевов до полифонических разработок музыкальных тем. Для великих классиков свойственны всеобъемлющая творческая мыслительная деятельность, компетентность, чёткость в построении музыкальных форм. В их произведениях органично связаны воедино интеллект и эмоции, трагическая и комическая составляющие, непринуждённость и расчётливость. Бетховен и Гайдн тяготели к инструментальным композициям, Моцарту мастерски удавались как оперные, так и оркестровые сочинения. Бетховен был непревзойдённым создателем героических произведений, Гайдн ценил и успешно использовал в творчестве юмор, народно-жанровые типажи, Моцарт был композитором-универсалом.
Моцарт – создатель сонатной инструментальной формы. Бетховен усовершенствовал её, довёл до непревзойдённых высот. Период венской классики стал периодом квартетного расцвета. Гайдн, вслед за ним Бетховен и Моцарт, вносят значимый вклад в развитие этого жанра.
Итальянские мастера
. Знаменитые итальянские композиторы-классики оставили вечное музыкальное наследение. Их кантаты, сонаты, серенады, симфонии, оперы будут доставлять удовольствие не одному поколению.
Прослушивание хорошей музыки положительно влияет на психоэмоциональное развитие ребенка, так считают детские психологи. Хорошая музыка приобщает к искусству и формирует эстетический вкус, так считают педагоги.
Многие известные творения создавали композиторы-классики детям, учитывая их психологию, восприятие и специфику возраста, т. е. для слушания, а другие сочиняли для крох-исполнителей различные пьесы, легко воспринимаемые на слух и технически им доступные.
«Детский альбом» Чайковского П.И. для маленьких пианистов Это альбом-посвящение племяннику Давыдову В.Л., который любил музыку и был очень одарённым ребёнком. В сборнике более 20 пьес, некоторые из них созданы на основе фольклорного материала: неаполитанские мотивы, русская плясовая, тирольские и французские мелодии. Сборник «Детские песни» Чайковского П.И. рассчитан на слуховое восприятие детской аудиторией. Песни оптимистического настроя о весне, птицах, цветущем саде («Мой садик»), о сострадании к Христу и Боге («Был у Христа младенца сад»).
Детская классика
Шостакович Д. «Альбом фортепианных пьес для детей».
Бах И.С. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах». Обучая своих детей музыке, создавал для них особые пьесы и упражнения для развития технических навыков.
Гайдн Й. – прародитель классической симфонии. Создал специальную симфонию под названием «Детская». Используемые инструменты: соловей глиняный, трещотка, кукушка – придают ей необычное звучание, детское и задорное.
Сен-Санс К. придумал фантазию для оркестра и 2-х фортепиано под названием «Карнавал животных», в которой музыкальными средствами виртуозно передал кудахтанье кур, рык льва, благодушие слона и его манеру передвижения, трогательно-изящного лебедя.
Сочиняя композиции для малышей и юношества, великие композиторы-классики позаботились об интересных сюжетных линиях произведения, доступности предлагаемого материала с учётом возраста исполнителя или слушателя.