Что означает слово капитализм
Значение слова «капитализм»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Понятие «капитализм» — это экономическая абстракция, в которой выделены характерные черты экономики на определённом этапе её развития и при этом отброшены менее значимые. Реальная экономика конкретных стран никогда не основывалась только на частной собственности и не предоставляла полной свободы предпринимательства. Всегда в той или иной мере присутствовали несвойственные капитализму черты — сословные привилегии; государственная собственность; ограничения на владение имуществом, в том числе ограничения на размеры недвижимости или земельных участков; таможенные барьеры; антимонопольные правила и т. п. Часть из них являются наследием предыдущих эпох, часть — следствие развития самого капитализма.
КАПИТАЛИ’ЗМ, а, мн. нет, м. [фр. capitalisme] (полит., экон.). Способ производства, при котором средства производства являются частной собственностью, производство имеет товарный характер, продукты доходят до потребителя через посредство рынка в виде товара, а не непосредственно, производство ведется ради извлечения прибыли посредством эксплоатации рабочей силы, и сама рабочая сила также является товаром. Промышленный к. Эпоха финансового капитализма. || Общественный строй, основанный на таком способе производства. Крепостного права нет, зато растет к. Чхв. Борьба за свержение капитализма. Октябрьская революция — могила русского капитализма. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
капитали́зм
1. полит. общественный строй, основными признаками которого являются частная собственность на средства производства, находящиеся в руках господствующего класса, использование наёмного труда и свободное предпринимательство, способствующее развитию рыночной экономики ◆ Нет единых и одних и тех же идей свободы личности, правового строя, конституционного государства, одинаковых для всех народов и времён, как нет капитализма или другой хозяйственной или общественной организации, одинаковой во всех странах. Б. А. Кистяковский, «В защиту права», 1909 г. (цитата из НКРЯ)
2. экон. способ производства, при котором средства производства являются частной собственностью, производство имеет товарный характер, продукты доходят до потребителя через посредство рынка в виде товара, производство ведётся ради извлечения прибыли, а рабочая сила также является товаром ◆ Анализируя становление капитализма в России с XIX века, автор приходит к выводу о чуждости этой социально-экономической модели для россиян, отмечая, что развитие капитализма в России вызвало две революции ― 1905-го и 1917 года. Максим Кузин, Красные пути. Об альманахе «Красные холмы» // «Октябрь», 2001 г. (цитата из НКРЯ)
Значение слова капитализм
Словарь Ушакова
капитал и зм, капитализма, мн. нет, муж. (франц. capitalisme) (полит., экон.). Способ производства, при котором средства производства являются частной собственностью, производство имеет товарный характер, продукты доходят до потребителя через посредство рынка в виде товара, а не непосредственно, производство ведется ради извлечения прибыли посредством эксплоатации рабочей силы, и сама рабочая сила также является товаром. Промышленный капитализм. Эпоха финансового капитализма.
Политическая наука: Словарь-справочник
Современный экономический словарь. 1999
Католическая Энциклопедия
социально-эконом. система, осн. на крупном товарном производстве, частном предпринимательстве, свободной конкуренции производителей. При К. эконом. деятельность регулируется соотношением спроса и предложения на рынке, средства производства (капитал) находятся в частной собственности, прибыль от их использования получают их владельцы, которые частично снова вкладывают ее в производство с целью получения новой прибыли. Для К. характерно расслоение об-ва на собственников капитала (буржуазию), контролирующих производство, и лишенных капитала наемных работников (пролетариат), занимающих подчиненное положение.
К. появился в Зап. Европе в Новое время. Причинами возникновения и распространения К. стали открытие новых континентов, давшее европейцам неограниченный простор для новых инициатив, механизация труда, повысившая его производительность и в то же время увеличившая стоимость средств производства. Вслед за М. Вебером мн. исследователи указывают на благоприятную для развития К. роль протестантизма. Согласно этой теории, лютеранство, рассматривающее профессиональную деятельность как призвание от Бога, а также кальвинизм, согласно которому суровый аскетизм в повседневной жизни и удача в делах является знаками избранности к спасению, повлияли на формирование особого психологического типа человека — собранного, методичного, планомерно и рационально направляющего все свои силы на достижение успеха в материальной сфере. Именно этот человеч. тип сыграл большую роль в ранней фазе развития К. Важным фактором развития К. также явилась ликвидация мн. сословных и др. привилегий правового, имущественного и налогового характера в результате ряда реформ и революций XVII–XIX вв., в частности Французской революции 1789–99.
Осн. принципы экономики К. сформулированы в работах А. Смита и др. представителей классической политической экономии. Эти авторы считали эконом. систему, осн. на свободном предпринимательстве, единственно соответствующей природе человека и об-ва. Один из гл. постулатов этого направления состоял в том, что преследование каждым человеком своего интереса автоматически ведет к возрастанию богатства всего об-ва. Эта предпосылка индивидуалистического характера (индивидуализм) лежала в основе теории и практики эконом. либерализма, согласно которому единственным регулятором промышленного развития должны быть рыночные механизмы, а деятельность профсоюзов и гос. вмешательство в хозяйственную жизнь тормозят его.
Развитие К. показало, что эконом. либерализм, решая одни проблемы, создает множество других, и притом трудноразрешимых. Неконтролируемый нелинейный рост эконом. производства при К. сопровождался периодическими кризисами перепроизводства, вызывавшими разорение большого числа людей. Сосредоточение капитала в руках меньшинства населения и избыток рабочей силы приводили к жестокой эксплуатации пролетариата и его обнищанию, а в результате — к классовым конфликтам, впоследствии дополненным противоречиями между богатыми и бедными странами. Либеральный К. вызвал и экологические проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Наконец, стремление капиталистов к увеличению прибыли привело к созданию крупными корпорациями монополий, разрушавших свободную конкуренцию, т.е. основу рыночной экономики. Последствия либерализма вызвали критику К. социалистическими течениями (в т.ч. марксизмом), выступавшими за отмену частной собственности и национализацию экономики, что было произведено в XX в. в ряде стран, начиная с советской России. Однако ист. опыт этих стран, закончившийся крушением мировой социалистической системы в кон. 1980-х — нач. 1990-х, показал, что гос. плановая экономика менее эффективна, чем К., и также часто приводит к жестокой эксплуатации трудящихся и их обнищанию.
Характер К. в течение XX в. существенно изменился по сравнению с первоначальной либеральной моделью. Для совр. К. в той или иной степени характерны соучастие мн. лиц в управлении предприятиями через акционирование, повышение роли менеджеров по сравнению с собственниками, активное вмешательство профсоюзов при определении зарплаты, условий труда и т.д., элементы макроэконом. регулирования хозяйственной деятельности, гос. гарантии социальных прав граждан, антимонопольное и экологическое законодательство. Поэтому совр. К., сочетающий рыночные механизмы с гос. и профсоюзным регулированием, часто называется смешанной экономикой.
Тяжелые социальные последствия К. находятся в фокусе внимания Католической Церкви начиная с энц. Rerum novarum (1891) Папы Льва XIII, которая во многом явилась итогом деятельности катол. рабочих объединений и дала важный импульс их дальнейшему развитию. Церковь осуждает либерализм, считая, что эконом. система не должна углублять существующее неравенство, что принципы максимальной прибыли и свободы конкуренции не могут быть абсолютными законами для экономики, но должны быть подчинены требованиям социальной справедливости и что право частной собственности ограничено требованиями нравственного характера, в частности, обязанностью использовать ее на общее благо. При этом Церковь отвергает социалистические методы решения проблемы и защищает принцип частной собственности как происходящий из человеч. природы и побуждающий человека к ответственности за свои действия. Обществ. классы не являются природными антагонистами и нуждаются друг в друге: «Ни капитал не может существовать без труда, ни труд без капитала» (Rerum novarum, 15), поэтому необходимо, чтобы рабочие и предприниматели искали формы справедливого соглашения друг с другом. Рабочие имеют право объединяться с целью защиты своих интересов перед предпринимателями, и гос-во должно гарантировать это право.
Наиболее полно отношение Церкви к К. выражено в энцикликах Папы Иоанна Павла II. Энц. Laborem exercens (1981) опубликована в то время, когда профсоюзное движение «Солидарность», поддержанное Папой, боролось за права рабочих в социалистической Польше. В этой энц. развита критика К. с позиции персонализма, в частности, заявлен принцип первенства труда по отношению к капиталу: капитал является плодом человеч. труда и должен быть подчинен человеку, являющемуся субъектом труда и конечной целью производства. Первоначальный К. ошибочно рассматривал человека как средство производства, а не как субъекта и цель труда, и любое об-во, где подобная ошибка повторяется, может быть названо капиталистическим. Сама по себе отмена частной собственности и национализация средств производства еще не решает проблемы их обращения на благо всех, т.к. не только частные собственники, но и гос. управляющие могут использовать средства производства вопреки правам человека. Тем самым Иоанн Павел II фактически оценил социализм советского образца как форму гос. К. и распространил на него персоналистические принципы церк. критики К.
В энц. Centesimus annus (1991), написанной в эпоху крушения социалистической системы, внимание во многом сосредоточено на критике совр. К. как об-ва потребления (консумеризм). Идеологическая защита К. опасна тем, что внушает веру в решение всех человеч. проблем путем свободного развития рынка и тем самым сводит цели существования человека к сфере экономики и удовлетворения материальных нужд. В энц. рассмотрен вопрос, является ли К. единственной альтернативой для бывших социалистических стран. Ответ на этот вопрос, подчеркивает Папа, зависит от того, что подразумевается под К. Если имеется в виду эконом. система, признающая положительные ценности инициативы, труда, рынка, частной собственности и вытекающей из нее ответственности, ответ положителен, хотя было бы лучше называть эту систему не К., а более нейтрально — рыночной или свободной экономикой. Если же под К. подразумевается система, в которой эконом. свобода не вписана в юридический контекст, ставящий ее на службу целостной человеч. свободе, включающей прежде всего этическое и рел. измерение, то ответ может быть только отрицательным.
Т.о., в своей оценке К. Церковь различает социально ориентированную рыночную экономику, действующую внутри юридических норм в соответствии с этическими ценностями, от эконом. системы, вдохновляемой исключительно прибылью и равнодушной к требованиям справедливости и человеч. солидарности.
Капитализм и капиталистические отношения
Капиталистические отношения поглотили не только «разлагающийся» Запад, но и те страны, которые изначально боролись с этим направлением развития экономики и общества. Медиасреда настолько восторженно поет дифирамбы капитализму (естественно, с благословления элит), что обыватель считает его единственно верным и правильным.
Если изъясняться кратко и понятно, то современное общество настолько сильно утонуло в экономике роста и бесконечной наживе, что даже у сторонников «западного мира», как и его прямых представителей, все глубже укрепляются сомнения в правильности выбранного пути. Нужно искать альтернативу, которая — вообразите этот абсурд — научно обоснована более 100 лет назад, но требует переосмысления с учетом текущего положения дел.
Мы постараемся простыми словами ответить на следующие вопросы: что такое капитализм и чем он отличается от социализма, какие мифы и заблуждения связаны с этим общественным строем, каковы основные признаки капитализма. Также мы проанализируем статью В.И. Ленина «Капитализм как высшая стадия империализма» и покажем, насколько капитализм эффективен в действительности.
Капитализм — что это (кратко и понятно)
На простейший вопрос: «Что такое капитал?» — практически все отвечают неверно. Типичная трактовка понятия — деньги. Интересно, почему же Карл Маркс не назвал свой главный труд «Деньги»?
Фактически под капиталом понимаются любые материальные и интеллектуальные блага, способные приносить доход своему владельцу.
Охарактеризуем термин на основании мнений известных мировых экономистов (таблица 1).
Автор | Характеристика |
А. Смит | Накапливается в руках частных лиц для найма трудовых ресурсов и дальнейшего получения выгоды |
Д. Рикардо | Часть богатства страны, необходимая для приведения в движение труд |
К. Маркс | Это движение, охватывающее товарно-денежные стадии, являющееся формой богатства буржуазного общества |
И. Фишер | Порождает поток услуг, превращающихся в приток доходов |
В. Ленин | Капитал концентрируется, объединяется с банками, порождая монополии |
Т. Шульц, Г. Беккер | Выделили в качестве ключевого элемента человеческий капитал, обозначив его главной ценностью общества |
Таблица 1 – Сущность капитала
Понятие «капитализм» впервые возникло во второй половине 19 века во Франции, а затем практически сразу прижилось в Англии и Германии. Поначалу оно имело строго негативный оттенок (так называли спекулянтов), зато сегодня многими считается чуть ли не вершиной и идеалом человечества.
Дальнейшие работы исследователей (как отечественных, так и зарубежных) закрепили термин в научном обороте.
Рассмотрим базовые определения капитализма:
Также выделяют три классических теории капитализма:
Учение К. Маркса (продолжено Ф. Энгельсом, В. Лениным)
Теория В. Зомбарта и М. Вебера
Модель Й. Шумпетера
Таким образом, капитализм предполагает концентрацию производства в частных руках и использование наемного труда для получения добавочной стоимости.
Капиталистические отношения
Совокупность взаимоотношений между участниками экономической деятельности трактуется как экономические отношения [7].
Они включают 4 категории отношений:
Капиталистические отношения подразумевают новый этап развития труда – труда наемных рабочих. Это приводит к классовой борьбе: более сильного класса – капиталистов, буржуазии, и зависимого – рабочего класса, не способного диктовать свои условия.
В статье затрагиваем тему безработицы в России, приводим актуальную статистику и выводим причины безработицы не только в РФ, но и как феномена в целом.
Они противостоят социалистическим отношениям, где человек становится главным элементом цивилизации, а все остальное подчиняется его развитию и комфортному существованию.
Основная цель капиталиста – не удовлетворение собственных потребностей произведенным продуктом. Он изготавливает товар ради прибавочной стоимости, чтобы за счет «недооплаты» труда работников положить в свой карман полученную разницу.
В результате богатые становятся только богаче, тогда как сотрудники предприятий все больше отстают по темпу доходов. Такое положение дел приводит к появлению миллиардеров, на фоне которых дно социума «красиво» обживают граждане.
Для более наглядного понимания разницы между социализмом, капитализмом и коммунизмом (как основными направлениями развития общества), приведем их некоторые характеристики (таблица 2).
Категория | Капитализм | Социализм | Коммунизм |
Средства производства | Под контролем капиталистов | Под контролем рабочих | |
Технологии | Совершенствование технологий обесценивает рабочую силу, приводя к безработице | Освобождают людей от тяжелого труда и дают время на самообразование, развитие, отдых | |
Рабочий день | Стремление к увеличению продолжительности | Максимально короткий, так как труд задействует всех | Определяется самими рабочими |
Оплата труда | По нужде, чтобы работать как можно эффективнее | На основании внесенного вклада | Полный доступ ко всем благам труда, в оплате нет смысла |
Государство | Смягчение классового недовольства в пользу капитала | Распределение продукции среди населения | Государственная роль не требуется, рабочие ячейки сами решают вопрос распределения произведенного |
Таблица 2 – Сравнение капиталистических, социалистических и коммунистических отношений
Теперь ответьте честно: в каком обществе вам бы хотелось жить? Все еще верите в безупречность капитализма?
Признаки капитализма
Многие любят ругать западную экономическую действительность за ее обожествление капитала. И в то же время совсем забывают про Россию: у нас якобы все иначе, намного лучше, есть некие «скрепы». Так ли это на самом деле?
В одном интервью О. Тиньков — российский предприниматель — сказал следующее:
«В России капитализма больше, чем в Европе. Там никого не уволишь просто так, есть социальные выплаты в изобилии, имеются профсоюзы. А у нас все сделано лишь на благо частного капитала» [4].
Омрачает ситуацию то, что государства Евросоюза постепенно становятся социально ориентированными (как бы странно для них это ни звучало). Они пытаются поставить человека во главу угла: уважают рабочих, не нагружают его по 8-12 часов в сутки, платят достойные деньги.
Когда снова надумаете ругать Норвегию или Швецию, лучше поругайте наших капиталистов, так как они — самые наглые и злые.
И в Европе, И Азии, и на американских континентах в большинстве своем господствует капитализм. В этом легко убедиться, приняв во внимание основные признаки капиталистической общественно-экономической формации.
Принципы капиталистического общества
Жители менее развитых стран, чем США, нередко завидуют тому, как благоговейно живут «за границей». Там и зарплаты большие, и люди по миру путешествуют, ни в чем себе не отказывая и эго свое выпячивая. Демократия у них процветает — а в условиях информационного общества и пропаганда не дремлет — а нам сдается, что у них не жизнь, а малина.
Да, на фоне обнищания и всеобщего ограбления общества за последние 30 лет живем мы беднее. С этим невозможно спорить. Правда, важно понимать, что за всеми красивыми лозунгами о развитой предпринимательской деятельности, частной собственности, свободном рынке страны капитализма не спешат разглашать принципы капиталистического общества без прикрас.
Рассмотрим их и проанализируем, чтобы сформировать сущность капитализма [2].
Нажива
Казалось бы, цель хозяйствования в том, чтобы обеспечить распределение доступных благ между всеми участниками взаимоотношений. Марксизм-ленинизм в том числе отстаивал и эту идею.
Капитализм, «высшая форма развития общества», в условиях глобализма, царящего по всему земному шару, фактически отстаивает права верхушки — тех, кто владеет средствами производства.
Получается следующая картина: ради наживы 0,01 % населения планеты остальные обязаны бедствовать.
Обман
Откуда берутся богатые акционеры, биржевики, если информация доступна каждому? Не зря говорят, что на Уорлл Стрит ворочают деньгами мира. И делают это всегда с выгодой для себя.
Лучше предложить массовому потребителю надежду, невыгодные сделки, повышенные комиссии, процентные ставки, тогда как своим, правильным людям давать верные сведения, минимальные проценты на займы.
Эксплуатация
Насколько реальна возможность у сегодняшнего сотрудника частной компании возразить руководству, показать недовольство? Пробовать, поверьте, не стоит — тотчас отправитесь в отдел кадров забирать документы об увольнении.
Несмотря на то, что именно рабочие приносят предприятию прибыль, они не имеют практически никаких прав.
Производственные отношения по факту складываются не в пользу рабочей силы.
Монополизация
Политическая экономия оперирует понятием потребительная стоимость. Она подразумевает совокупность свойств продукта, способных удовлетворять покупательскую нужду. Речь идет не о желаниях производителя заработать денег на некачественном изделии по максимальной цене, а о том товаре, который соответствует ожиданиям рынка.
Проблема в том, что капитал монополизируется (о чем написано в любом учебнике по политэкономии), что позволяет ему производить тот товар, который выгоден владельцам, независимо от предпочтений масс.
Казалось бы, нас окружает рыночная экономика, конкуренция, свободная борьба. Но кто сумеет в деталях отличить услуги, скажем, трех китов сотовой связи — МТС, Билайн, Мегафон?
Россия и капитализм
Деградация общества, которую справедливо можно назвать задумкой капиталистов, в изобилии требующим дешевую рабочую силу, достигла такой степени, что большая часть россиян считает, будто капитализм в России никогда не станет главенствующим.
Следует расстроить таких граждан: капитализм в РФ уже давно победил. Забудьте о временах СССР, когда идеология и экономическое устройство государства критически разнились с западными. Мы не просто переняли их систему, но и во многих нюансах превзошли ее в худших проявлениях [6].
Антисоветизм тому только способствует, не давая трезво оценить текущее состояние дел. Советский Союз, при всех его недостатках и недоработках, идейно, экономически и практически предлагал лучшие условия для существования.
К слову, антисоветчики любят попрекать СССР и социалистический строй Сталиным — эдаким кровожадным диктатором и деспотом. Мы не станем говорить, к чему привело тщеславие и глупость Хрущева, давшего ход этой байке, — мы просто покажем цифры.
Западники «вежливо» называют Россию представительницей периферийного капитализма. Он характерен для государств «третьего мира» и признан тупиковой ветвью развития. Несмотря на то, Россия не являлась ничьей колонией (зачастую именно такие страны относят к периферийным, сырьевым придаткам), складывается ощущение, что кто-то нас обманул [5].
Но действительно: некоторые государства-колонии являются представителями «переселенческого капитализма» (Австралия, Новая Зеландия), т.е. они миновали стадию феодализма.
Экономика России является сырьевой. Нашу страну воспринимают как кормовую базу, периферию, с которой можно выкачивать ресурсы. В этом помогают стоящие у руля государства.
Приведем пример, который покажет, как западный капитализм пользуется российскими возможностями.
Реальная цена доллара США на сегодня составляет не менее 100-120 руб. Обменный курс существенно ниже. Стоимость валюты искусственно занижают, чтобы продавать нефтегазовые ресурсы за рубеж по дешевой цене. Бюджет РФ в итоге пополняется не на ту сумму, на которую мог бы. Следовательно, эти деньги оседают в виде экономии на счетах иностранных контрагентов. Российский капиталист, впрочем, доволен и этим. А зачем переживать о том, что богатства родной земли перетекают в другие страны? Это не так уж важно.
Капитализм, социализм, коммунизм
Как упоминалось выше, капитализм, социализм и коммунизм – новые общественно-экономические формации, пришедшие на смену старым в начале 20 века.
Общество — с момента своего возникновения — прошло много этапов развития (либо предполагало такое развитие, так как коммунизм в рамках СССР реализовать не удалось в силу известных причин). Рассмотрим их подробнее.
Рабовладельчество
Владения сосредотачивалась в руках правящих элементов. Остальные выполняли трудовые функции на бесправных началах, являясь собственностью знати.
Феодализм
Общество делилось на сословия в строгом порядке. Экономика носила характер натурального хозяйства. Землей владели феодалы, имея в подчинении крепостных крестьян.
Капитализм
Зародился в конце 19 века с появлением фабричного, конвейерного производства, фактически превратив наемных рабочих в тех же крепостных, хоть и с формально большими правами.
Империализм
Высшая стадия капитализма в современном мировом хозяйстве. Предполагает доминанту монополий.
Социализм
В исторических условиях вытекает из капитализма, хоть и не требует его для появления. Предполагает социальное равенство и максимально однородное распределение ресурсов.
Коммунизм
Общественная собственность на производственные средства и отсутствие классового деления. Роль денег и государства нивелирована.
Несмотря на то, что построить коммунизм нигде в мире не удалось, модель не теряет свою актуальность, особенно в период расцвета капитализма, который принес совсем не то, чего от него ожидали широкие слои населения. Попытки пересмотра мировой экономической системы уже предпринимаются и будут активно апробироваться в ближайшей перспективе.
Сравним ВВП России при разных формациях и ряда мировых государств для понимания того, что рост экономики и благосостояние достижимы не только при капитализме (таблица 3).
Год | Россия / Япония | Россия / Италия | Россия / Франция | Россия / Германия | Россия / Великобритания | Россия / США |
1870 | 329 | 200 | 116 | 117 | 83 | 85 |
1913 | 324 | 243 | 161 | 98 | 104 | 45 |
1945 | 238 | 373 | 340 | 111 | 104 | 23 |
1990 | 114 | 237 | 242 | 166 | 275 | 46 |
2010 | 68 | 144 | 130 | 94 | 134 | 20 |
2019 | 76 | 155 | 128 | 89 | 127 | 19 |
Таблица 3 – ВВП России и развитых стран мира, 1870-2019 гг., в процентном соотношении
За более чем 100 лет ситуация существенно поменялась. К концу 1990 года мы опережали все страны мира, кроме США. Сегодня показатели 1990 года не достигнуты даже близко. Хороший пример того, как странам бывшего СССР «помог» капитализм в развитии.
Мифы о капитализме
Сторонники капитализма говорят, что он не идеален, но оптимален. Как говорится, лучшее из худшего. Сами капиталисты щедро снабжают народ обещаниями, перспективами и благами, которые можно достичь при таком общественном устройстве. К сожалению, зачастую это мифы. Развеем их.
Много работай – будешь богатым
Важно не то, сколько вы работаете, а то, насколько сильно вы готовы поступиться принципами и воспользоваться мошенническими приемами. Богатеет не всегда тот, кто по 15 часов «вкалывает», а тот, у кого власть, связи, отсутствие принципов и готовность заключить сделку с совестью.
При капитализме процветают все
Еще К. Маркс отметил, что главное при капитализме – сосредоточить богатства в руках единиц. Какого всеобщего процветания можно достичь, когда один безмерно богатеет, а другой – все беднее и беднее?
Денежные средства и платежеспособность повышаются у владельцев бизнеса в несравнимых темпах с обычными сотрудниками.
Всеобщая свобода
Говорят, рынок регулирует все, оставляя самых стойких участников и убирая недобросовестных и неконкурентоспособных. Увы, но крупные банкиры, бизнесмены и власть в кулуарах решают все свои вопросы. Никакой конкуренции, уж поверьте, им не надо. Своим помогут, а остальные пусть барахтаются в трясине. Неугодных задавят санкциями и уведут с рынка.
Демократия
Демократия – власть народа. Сложно поверить, но при социализме была именно она: система образования воспитывала не только рабочих и ученых, но и управленцев. Сегодня обычный люд не пустят к принятию важных решений. Они обговариваются узким кругом «достойных» граждан, которые делают все для того, чтобы помочь себе. Другим — как повезет.
Альтернативы нет
Элита убеждает мировое сообщество, что нет альтернативы капитализму. Другие формации показали свою непригодность, поэтому нужно всех подогнать под капиталистические отношения. Для этого иные взгляды нещадно уничтожаются. В частности, в Великобритании с этого года вообще запрещено в учебниках говорить о положительных сторонах других политических и экономических систем [1].
Однако альтернативы имеются, в частности, научный социализм. Да и в рамках капитализма прослеживаются расслоения.
Империализм как высшая стадия капитализма
В 27 томе собраний сочинений В. И. Ленина приведена статья «Империализм, как высшая стадия капитализма». Работе более 100 лет, но она и сегодня затрагивает ряд актуальных аспектов [3].
Остановимся на основных положениях:
Список положений дает право утверждать, что высказанное В. И. Лениным наблюдение продолжает сбываться. Сегодня мы отчетливо видим описанную им ситуацию. И она обостряется еще сильнее: крупные игроки пытаются давить и повлиять друг на друга.
Тем не менее, временной сдвиг наложил свои особенности. Не всегда отток капитала демонстрирует монополистические намерения страны: в частности в РФ он имеет место быть потому, что происходит сокрытие доходов ряда предпринимателей или стремление к сохранению средств, которые могут изъять.
Также появились новые игроки (Китай, Индия) с другими политическими устройствами.
Книги и фильмы, которые стоит посмотреть
Научные и публицистические работы, анализирующие капитализм в целом и его особенности в России:
Документальные фильмы и ролики для более глубокого понимания системы капитализма на современном этапе:
Капитализм, социализм и коммунизм — FAQ
Заключение
Капитализм предполагает накопление ресурсов в руках узкой прослойки — владельцев средств производства. Эксплуатация наемного труда усиливает разрыв между классами, порождая напряженность в обществе.
Как бы элита не пыталась убедить человечество в безальтернативности капитализма, в нем начинают сомневаться не только в России, но и на Западе, где он зародился. Ряд стран уже смягчают его, что в будущем может привести к другим общественным формациям.
Особенно актуальна проблема капитализма в России, где он носит сырьевой характер, превращая страну в кормовую базу. Более того, он является «диким» и нерегулируемым, делая разрыв в доходах богатых и бедных максимальным.
Опыт у России уже был: социализм и стремление к коммунизму. Его нужно переосмыслить, выявить недочеты и попытаться применить заново либо предложить иной вариант. Капитализм ведет в никуда. Положение дел в мире — тому явное подтверждение.
Источники литературы
На титульном фото — минские бездомные, живущие на свалке. Фотограф — Василий Семашко.