Что означает слово история в переводе на русский
Значение слова « История »
В словаре Даля
ж. слово, принятое от древних почти во все европейских языки, вообще в знач. того, что было или есть, в противоположность сказке, басне; в тесном знач. бытописание, дееписание, бытословие, деи, описание происшествий, повесть о событиях, о быте и жизни народов. История священная, церковная, гражданская, всемирная, частная (по народам) и пр. Естественая история, наука о природе, по трем ее царствам. | Слово история иногда знач. происшествие, приключение, случай, встреча, неприятность. С ним приключилась историйка. Историк м. писатель по истории, ученый по этой науке, бытописатель, дееписатель или бытослов. Исторический, к истории относящ., ей свойственый, на ней основанный; достоверный, невымышленный. Иногда говор. историчный и затем историчность ж. свойство, состояние исторического. Историко-, с прибавкою: романтический, сатирический и пр. означает: исторический, на истории, на истине основанный. Историограф м. историк по званию, по должности, по обязанности на него возложенной.
В словаре Ожегова
В словаре Ефремовой
В словаре Фасмера Макса
В словаре Д.Н. Ушакова
В словаре Синонимов
инцидент, рассказ, событие, летопись, анналы, деяния, хроника, регесты, предание, сказание; бесчинство, скандал, случай; казус, повествование, повесть, новелла, оказия, дело, прошлое, эпопея, очерк, курьез, чепэ, описание, пассаж, клио, технография, заваруха, история с географией, происшествие
В словаре Энциклопедии
В словаре Синонимы 4
заваруха, клио, курьез, новелла, повествование, происшествие, прошлое, рассказ, скандал, событие, технография, эпопея
В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня
В словаре Словарь иностранных слов
1. мн. нет. Процесс развития в природе и обществе. Законы истории.||Ср. ЭВОЛЮЦИЯ.
3. мн. нет. Ход развития, движения чего-нибудь И. российско-американских отношений. И. болезни.
4. мн. нет. Наука о развитии какой-нибудь области природы, знания. И. физики. И. театра.
5. мн. нет. Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. Событие, вошедшее в историю.
6. Рассказ, повествование. Вот какую историю он рассказал.
Значение слова «история»
1. Действительность в процессе развития. Законы истории. Диалектика истории.
2. Совокупность фактов и событий, относящихся к прошлой жизни; прошлое, сохраняющееся в памяти людей. С этого часа вся огромная работа, проделанная на строительстве, показалась ему уже далекой, как некое событие, канувшее в историю. Паустовский, Рождение моря.
3. кого-чего или какая. Наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии. История СССР. Новая история. □ — В техникуме я много прочла по истории нанайского народа. Лидин, Большая река.
4. чего. Ход, последовательное развитие чего-л. В течение всей долгой истории земной коры мы видим неизменными главные продукты жизнедеятельности органического мира. Вернадский, Опыт описательной минералогии. Выставляя иностранную гравюру, Н. И. Романов знакомил посетителей выставки с краткой историей развития гравюры. Остроумова-Лебедева, Автобиографические записки.
5. чего или какая. Наука, изучающая последовательное развитие, последовательные изменения какой-л. области природы, культуры, знания. История музыки. Военная история.
7. Рассказ, повествование. — Теперь вы мне доскажете вашу историю про Бэлу. Лермонтов, Бэла. Все истории о любви очень сходны между собой. И. Гончаров, Обломов. Мари рассказывала [мальчикам] страшные истории. Федин, Города и годы.
8. Разг. Происшествие, событие, случай. Есть такие люди, с которыми случаются всякие неприятные истории. Арсеньев, В горах Сихотэ-Алиня. Старуха всегда знала все истории на дворе. М. Горький, В людях. История эта произошла с Сергеем Лавровым два года назад. Л. Линьков, Горькая правда. || Скандал, неприятность. [Печорин] отгадал, что это его давешний противник; нечего делать: не миновать истории. Лермонтов, Княгиня Лиговская. Впоследствии начались в доме неурядицы, явилась Грушенька, начались истории с братом Дмитрием, пошли хлопоты. Достоевский, Братья Карамазовы.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В более узком смысле история — это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.
ИСТО’РИЯ, и, ж. [греч. historia — исследование]. 1. только ед. Совокупность фактов и событий, относящихся к прошедшей жизни человечества; прошлое. Эти обычаи отошли в историю. 2. перен., только ед. Память человечества о прошлом, о выдающихся событиях и людях (книжн., ритор.). Событие это
вошло в историю. И. отметит имена героев революции.
3. только ед. Жизнь, действительность в процессе развития, движения (книжн.). Пролетариат взял власть: перевернулась еще страница истории. Революции — локомотивы истории (афоризм Маркса). Неумолимая диалектика истории. Законы истории. Люди делают историю не так, как им подсказывает какая-н. фантазия, не так, как им придет в голову. Стлн. 4. только ед., чего. Ход, последовательное развитие, движение чего-н. во времени; то, что случилось в какой-н. области жизни. И. торговых сношений России с Западом. И. вопроса о междупланетных сообщениях. И. моего детства. И. фабрик и заводов. || Описание, изложение того, что случилось. Писать историю своей жизни. 5. только ед. Наука о последовательном развитии человеческого общества. Заниматься историей. 6. только ед., чего или какая. Наука, рассматривающая последовательное развитие, последовательные изменения какой-н. области природы или культуры. И. земли. Естественная и. И. литературы. Русская и. И. феодализма. И. русского языка. 7. Рассказ, повествование (разг.). Он любит слушать занятные истории. 8. Происшествие, случай, событие, чаще неприятное (разг.). С ним произошла или случилась печальная и. Вот так и.! ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
исто́рия
1. закономерное, последовательное развитие, изменение действительности ◆ Каждое действие их (великих людей), кажущееся им произвольным для самих себя, в историческом смысле непроизвольно, а находится в связи со всем ходом истории. Лев Толстой, «Война и мир»
2. наука, изучающая факты, тенденции и закономерности развития человеческого общества ◆ Как должна быть рассматриваема прошедшая жизнь народов и человечества ― как произведение свободной или несвободной деятельности людей? — вот вопрос истории. Лев Толстой, «Война и мир»
3. наука, изучающая ход развития, последовательные изменения какой-либо области природы или культуры ◆ История Земли.
4. последовательный ход развития, изменения чего-либо, совокупность фактов о развитии какого-либо явления ◆ История болезни. ◆ В рукописи истории этой дивизии нами изложен, со слов участников одной операции, эпизод, послуживший основой для написания главы будущего «Теркина» — «Переправа». Твардовский Как был написан «Василий Теркин»
5. отдалённое время с его событиями, происшествиями; прошлое ◆ Вся она (пьеса) была проникнута особым колоритом, и на меня сразу пахнуло историей, чем-то романтическим, когда-то живым. Короленко, «История моего современника», 1906–1921 г.
6. эпическое повествование, рассказ ◆ Это была длинная и запутанная история. ◆ Всю ночь дети рассказывали друг другу страшные истории.
7. разг. смешная или неожиданная ситуация, происшествие, случай ◆ Со мной тут вчера такая история приключилась! ◆ Я с ними в такую историю попал!
8. разг. скандал, неприятность ◆ ― Я вам оставлю свой адрес на случай, если выйдет история, ― заметил небрежно Базаров. Тургенев, «Отцы и дети», 1862 г.
История
Исто́рия (др.-греч. ἱστορία — расспрашивание, исследование) — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом.
Содержание
Первоначальное значение, этимология и смысл термина
Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование, узнавание, установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В Древнеримской историографии (историография в современном значении — отрасль исторической науки, изучающая её историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном.
Историография
Термин историография имеет несколько значений. Во-первых, это наука о том, как пишется история, насколько правильно применяется исторический метод, и как он развивается. Во-вторых, тем же термином обозначают совокупность исторических трудов, часто тематически или иным способом отобранных из общей совокупности (например, историография 1960-х годов о средних веках). В-третьих, термином историография обозначают причины создания исторических сочинений, выявляемые в ходе их анализа, по выбору тематики, способу интерпретации событий, личным убеждениям автора и аудитории, к которой он обращается, по использованию доказательств или методу ссылок на других историков. Профессиональные историки обсуждают также возможность создания единого рассказа об истории человечества или серии таких рассказов, конкурирующих за аудиторию.
Философия истории
Философия истории — часть философии, пытающаяся решить вопрос о конечном смысле человеческой истории. К этой же области философии относятся спекуляции о возможном телеологическом конце истории, то есть развивается ли история по какому-то плану, имеет ли какую-то цель, направляющие принципы и конечна ли она во времени. Философию истории не следует путать с историографией, то есть с исследованием истории как академической дисциплины, которая имеет определённые методы, их практическое применение и собственную историю развития. С другой стороны, не следует путать философию истории с историей философии, то есть исследованием истории философской мысли.
К основным подходам к развитию философии истории можно отнести следующие:
Методы истории
Современные историки ставят перед собой следующие вопросы:
Исторический метод заключается в следовании принципам и правилам работы с первоисточниками и другими доказательствами, найденными в ходе исследования и затем используемыми при написании исторического труда.
Геродот (484—425 гг. до н. э.) [21] большинством историков считается «отцом» этой науки:
Собственные традиции и развитые методы исторического исследования существовали в древнем и средневековом Китае. Основы профессиональной историографии там заложил Сыма Цянь (145—90 гг. до н. э.), автор «Исторических записок». Его последователи использовали этот труд как образец для исторических и биографических сочинений.
Постижение закономерностей исторических процессов
В начале XIX века основатель позитивизма Огюст Конт обещал доказать, что «существуют законы развития общества, столь же определенные, как и законы падения камня». Но установить законы истории было не так просто. Когда немецкий историк Карл Лампрехт попытался отстаивать точку зрения Конта, то Эдуард Мейер, другой немецкий историк, ответил, что в течение многолетних исследований ему не удалось открыть ни одного исторического закона и он не слышал, чтобы это удалось другим. Макс Вебер считал бессмысленными попытки поиска исторических закономерностей. Философ Карл Ясперс писал: «История имеет глубокий смысл. Но он недоступен человеческому пониманию». Эдвард Хьюлетт Карр утверждал, что на Западе больше не говорят об «исторических законах», что само слово «причина» вышло из моды.
При этом отрицание причинной обусловленности событий прошлого ставило под сомнение право истории считаться наукой. Так, философ Бертран Рассел говорил: «История — ещё не наука. Её можно заставить казаться наукой лишь с помощью фальсификаций и умолчаний». Социолог Эмиль Дюркгейм говорил: «История может считаться наукой лишь в той степени, в которой она объясняет мир».
На постижение законов истории претендовал марксизм, выдвинувший теорию общественно-экономических формаций и утверждавший, что развитие производительных сил приводит к изменению производственных отношений, которые и определяют сущность каждой формации. Но этот подход не позволяет объяснить глубокие различия между характером развития общественных отношений у различных народов.
Герберт Спенсер и Освальд Шпенглер рассматривали человеческие общества как подобия биологических организмов, которые рождаются, живут и умирают. Арнольд Тойнби проделал колоссальную работу, описав в 12 томах историю 21 цивилизации (первый том этого труда вышел в свет в 1934 году). Он пытался сравнивать развитие этих цивилизаций и пришел к выводу, что цивилизация рождается как «ответ» конкретного общества на «вызов» со стороны природы или других обществ. «Вызовом» могло быть перенаселение, вторжение внешних врагов или другое событие, ставящее под угрозу существование общества, а «ответом» — социальная организация или технические новшества, позволяющие обществу выжить.
В середине XX века наиболее популярной теоретической концепцией исторического развития стала теория модернизации. По определению одного из создателей этой теории, Сирила Блэка, модернизация — это процесс адаптации традиционного общества к новым условиям, порожденным промышленной революцией. [29]
Вопрос о распространении различных общественных систем во многом сводился к проблеме распространения технических инноваций, культурной диффузии. Наиболее четко идеи диффузионизма были сформулированы в так называемой теории культурных кругов. Eё авторы Фридрих Ратцель, Лео Фробениус и Фриц Гребнер считали, что сходные явления в культуре различных народов объясняются происхождением этих явлений из одного центра, что важнейшие элементы человеческой культуры появляются лишь однажды и лишь в одном месте. Они дают народу-первооткрывателю решающее преимущество перед другими народами.
В 1963 году Уильям Макнил, один из учеников Тойнби, опубликовал монографию «Восхождение Запада». Он детально описал фундаментальные открытия древности и Средних веков, которые вызвали радикальные перемены в общественной структуре.
Но эта концепция не давала ответа на вопрос о причинах катастрофических кризисов, время от времени постигавших различные страны. Немецкий экономист Вильгельм Абель, сопоставив динамику численности населения Европы с динамикой цен, пришел к выводу, что картина циклического развития экономики с XII века вплоть до промышленной революции в целом соответствует мальтузианской теории. [29]
В 50-е и 60-е годы XX века мальтузианская теория циклов нашла подробное отражение в обобщающих трудах Слихера ван Бата, Карло Чиппола и ряда других авторов. Большую роль в разработке этой теории играла французская школа «Анналов», в частности работы Жана Мевре, Пьера Губера, Эрнеста Лабрусса, Фернана Броделя, Эммануэля Ле Руа Ладюри. В 1958 году, подводя итог достижениям предшествующего периода, редактор «Анналов» Фернан Бродель заявил о рождении «новой исторической науки», La Nouvelle Histoire. Он писал: «Новая экономическая и социальная история на первый план в своих исследованиях выдвигает проблему циклического изменения. Она заворожена фантомом, но вместе с тем и реальностью циклического подъема и падения цен». В скором времени существование «новой исторической науки» было признано во всем западном мире. В Англии она стала называться новой научной историей, а в США — новой экономической историей, или клиометрией. Исторический процесс описывался клиометристами с помощью огромных числовых массивов, баз данных, закладываемых в память компьютеров.
В 1974 году вышел первый том «Современной миросистемы» Иммануила Валлерстайна. Развивая идеи Фернана Броделя, Валлерстайн показал, что становление мирового рынка связано с неравномерностью экономического развития. Страны «мирового центра», где появляются новые технологии и откуда исходит диффузионная (а иногда и завоевательная) волна распространения инноваций, благодаря этому эксплуатируют страны «мировой периферии».
В 1991 году появилась демографически-структурная теория Джека Голдстоуна. Она опиралась на неомальтузианскую теорию, но предлагала более детализированный подход, в частности, она рассматривала влияние кризиса перенаселения не только на простой народ, но также на элиту и на государство.
В работе «В погоне за мощью» Уильям Макнил, описывая диффузионные волны, порожденные техническими открытиями Нового времени, дополняет свою модель описанием мальтузианских демографических циклов. Таким образом, можно говорить о новой концепции развития человеческого общества, в которой внутреннее развитие общества описывается с помощью неомальтузианской теории, однако на демографические циклы иногда накладываются волны завоеваний, порожденных совершенными в других обществах открытиями. За этими завоеваниями следуют демографические катастрофы и социальный синтез, в ходе которого рождается новое общество и новое государство. [29]
Исторические периоды
История (исторический период) в классическом понимании начинается с появлением письменности. Период, предшествующий её появлению, называют доисторическим периодом. В российской историографии выделяют следующие крупнейшие периоды мировой истории:
Существуют также альтернативные периодизации всемирной истории. Например, в западной историографии окончание средних веков связывают с XVI веком, после чего начинается единый период современной истории.
Исторические дисциплины
Дисциплины, связанные с историей
Смежные дисциплины
Примечания
Литература
Первобытное общество · Древний мир (до 476 года) · Средние века (476—середина XVII века) · Новое время (середина XVII века—1918 год) · Новейшее время (с 1918 года)
ИСТОРИЯ
Полезное
Смотреть что такое «ИСТОРИЯ» в других словарях:
ИСТОРИЯ — Философия изучает ошибочные взгляды людей, а история их ошибочные поступки. Филип Гедалла История это наука о том, чего уже нет и не будет. Поль Валери История наука будущего. Константин Кушнер Будущее археологии лежит в руинах. Эрих фон Деникен… … Сводная энциклопедия афоризмов
ИСТОРИЯ — временная последовательность мировых событий, создающих определенную действительность, а также запись в форме обычного временного следования одного события за другим (т.е. в форме хроники). Несмотря на то что человеку ближе всего история… … Философская энциклопедия
ИСТОРИЯ — (греч.). 1) наука, исследующая последовательное развитие человечества, народа, учреждения и т. д. 2) естественная история: все науки, которые занимаются исследованием предметов или явлений природы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка
ИСТОРИЯ — ИСТОРИЯ, истории, жен. (греч. historia исследование). 1. только ед. Совокупность фактов и событий, относящихся к прошедшей жизни человечества; прошлое. Эти обычаи отошли в историю. 2. перен., только ед. Память человечества о прошлом, о выдающихся … Толковый словарь Ушакова
История — История ♦ Histoire Совокупность не только всего, что происходит (мир), но и всего, что происходило и будет происходить; диахроническая сумма событий. Именно в этом смысле мы говорим об истории Вселенной, которая является единственной… … Философский словарь Спонвиля
ИСТОРИЯ — (от греч. historia рассказ о прошедшем об узнанном), 1) процесс развития природы и общества2)] Комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Исследуются факты, события и… … Большой Энциклопедический словарь
История — (от греч. historia рассказ о прошедшем, об узнанном) 1) процесс развития природы и общества; 2) комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Исследуются факты, события и… … Политология. Словарь.
ИСТОРИЯ — (от греческого historia рассказ о прошедшем, об узнанном), 1) процесс развития природы и общества. 2) Комплекс общественных, гуманитарных и других наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.… … Современная энциклопедия
История — (от греческого historia рассказ о прошедшем, об узнанном), 1) процесс развития природы и общества. 2) Комплекс общественных, гуманитарных и других наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
история — Летопись, анналы, деяния, хроника, регесты; предание, сказание. История всеобщая, древняя, средневековая, новая, новейшая. См. летопись, случай. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари … Словарь синонимов
история — История умалчивает о чем 1) в истории не упоминается; 2) перен. что н. остается неизвестным (преимущ. о том, что не следует или не хотят делать известным; разг. шутл.). Его позабыли, и история о нем умалчивает, а он был человек… … Фразеологический словарь русского языка
История как «знание»
Если вы ищете информацию о происхождении слова, лучше обратиться не к одному этимологическому словарю, а к нескольким. «Идеальных» словарей пока не существует. Даже в лучших из них встречаются ошибки, неточности или устаревшая информация.
Например, в «Этимологическом словаре русского языка» М. Фасмера в целом правильно описана этимология слова история. Но утверждается, что данное слово в русском языке появилось в эпоху Петра I. Авторы словарей, изданных позже, эту неточность исправили: существительное история было известно еще языку Древней Руси с XI–XII вв. Оно пришло из греческих текстов, которые переводили древнерусские книжники.
В современном русском литературном языке слово история может употребляться в следующих основных значениях:
Истоки этого слова лежат в греческом языке. Греческое существительное ἱστορία (historia) означало ‘расспрашивание’, ‘исследование’, ‘наука’, ‘историческое повествование’. Оно было образовано от слова ἵστωρ (histor) ‘знающий, сведущий’.
Древнерусское историꙗ было прямым заимствованием из среднегреческого языка. В XI–XVII вв. оно обычно употреблялось в значениях ‘повествование о событиях прошлого’, ‘устный или письменный рассказ о чем-либо’.
В XVIII веке, в эпоху Петра I, произошло вторичное заимствование этого слова, но теперь уже из западноевропейских языков (куда оно попало из греческого через посредство латыни). Под влиянием немецкого Historie и польского historia новое заимствование стало произноситься как гистория, а иногда даже как гиштория. Оно принесло с собой расширенную семантику: не только ‘рассказ о чем-либо’ и ‘ход событий прошлого’, но и ‘наука о прошлом’, ‘наука о развитии какого-либо явления или области знаний’. Эти же значения в то время получил и более ранний вариант история, так что старая и новая формы стали полными синонимами.
На пример, уча Грамматике, может учитель с нею учить купно и Географию и Историю…
Петр I. Регламент или устав духовной коллегии, 1721.
Во оных городах будучи, я чрез полпята года не токмо указанные мне науки принял, но в физике, химии и натуральной гистории горных дел так произошел, что оным других учить и к тому принадлежащие полезные книги с новыми инвенциями писать могу…
М. В. Ломоносов. Прошение о принятии на службу в Академию Наук, 1742.
В XVIII веке обе формы сосуществовали в русском языке, но в XIX столетии более ранний вариант постепенно вытеснил слово гистория. В белорусском подобная форма уцелела: гiсторыя.
Если заглянуть глубже
Это более сложная информация, но она дает нам еще один пример глубинной родственной связи между индоевропейскими языками.
Греческое слово ἵστωρ ‘знающий, сведущий’ не начиналось с гласного звука, как русское история, а произносилось с h-образным придыханием в начале (отсюда начальное h в соответствующих словах латинского и многих других европейских языков). Это придыхание развилось на месте более раннего губного согласного, подобного современному английскому [w]. Такой звук древние греки обозначали буквой ϝ («дигамма» или «вау»). Во многих словах греческого языка он просто утратился и в другие звуки не переходил. Его существование было установлено по данным греческих диалектов прошлого и настоящего. В большинстве других индоевропейских языков этот губной согласный сохранился в виде [w] или звука наподобие русского [в]. Сказанное подтверждается регулярными звуковыми соответствиями греческих слов с родственными словами из других языков, например:
Праформу слова ἵστωρ лингвисты реконструировали в виде *ϝίδτωρ (widtor), где ϝίδ- является корнем, а -τωρ — суффиксом со значением деятеля. Такая реконструкция подтверждается данными греческих диалектов, где сохранился вариант с начальным ϝ [w].
Сочетание -δτ- (-dt-) на стыке корня и суффикса подверглось диссимиляции (расподоблению), и вместо двух взрывных звуков получилось соседство щелевого и взрывного: -στ- (-st-). Интересно, что такой же процесс изменения данного сочетания звуков прошел и в диалектах, легших в основу праславянского языка. Результаты мы можем слышать, например, в словах вести́ (из древнего *vedti, ср. веду) или весть ‘известие’ (из *veidtĭs, ср. родственное ведать).
Кстати, о глаголе ведать ‘знать’… Лингвисты считают, что слова ведать, видеть, вид родственны рассматриваемым греческим ἱστορία, ἵστωρ или *ϝίδτωρ (а также приведенному выше εἶδος (eidos) ‘вид, образ’). И те и другие происходят от праиндоевропейского корня *u̯id-/*u̯eid-/*u̯oid- ‘видеть’, ‘знать’. Значение ‘знать’ здесь, скорее всего, вторичное, оно развилось из ‘видеть’: «я знаю о чем-либо, потому что видел это своими глазами». Немало слов из этого же «семейства» есть и в других индоевропейских языках: древнеиндийское vḗdas- ‘знание, осмотрительность’ и vḗda- ‘теологическое знание’, ‘Веда’; латинское vidēre ‘видеть’; литовское véidas ‘лицо, облик’ и др.
Из Торы?
В последние годы в интернете и не только можно встретить идею о происхождении слова история из сочетания слов «из Торы я». Сторонники этой версии таким образом хотят сказать, что история разных стран (и России, конечно) сфальсифицирована в интересах «мирового еврейства». Доказательств в пользу такой этимологии никто не приводит. Видимо, полагают, что здесь все очевидно… Но очевидность бывает обманчивой, так что доказательства необходимы. Одного лишь созвучия, как уже неоднократно отмечалось, слишком мало: оно может быть результатом случайного совпадения. При этом версия с Торой игнорирует словообразовательные законы древнерусского языка. Для него было невозможным образование слова из предложения, это и в современном русском редчайшее (и искусственное) явление, вроде недавнего ихтамнет. Кроме того, греческое ἱστορία не может быть заимствованием русского «из Торы», поскольку является бесспорным образованием от ἵστωρ, прекрасно вписывающимся в законы греческого языка. Оно там исконное и к Торе отношения не имеет. Зато у него есть дальнее родство с русскими словами видеть, вид, ведать, и это подтверждается сопоставлениями слов разных языков и диалектов (см. выше). Родство доказывается строгими, устойчиво повторяющимися звуковыми, словообразовательными и семантическими соответствиями, а не случайными созвучиями. И тем, кто всерьез (а не ради шутки) занимается созданием и распространением необоснованных, псевдонаучных этимологий, хорошо бы спросить себя: «А не искажаю ли историю… я?»
Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. — Т. 1. — М., 1999.
Этимологический словарь русского языка / Под ред. Н. М. Шанского. — Т. 2. — Вып. 7. — М, 1980.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. — Т. 2. — М., 1986.
Словарь русского языка XI–XVII вв. — Вып. 6. — М., 1979.
Словарь русского языка XVIII в. — Вып. 9. — М., 1997.
Аникин А. Е. Русский этимологический словарь. — Вып. 6. — М., 2012.
Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. А. С. Кузнецов. — СПб., 2000.
На фото: кариатиды храма Эрехтейон на афинском Акрополе.