Что означает слово иерихон
Иерихон
Иерихон (по-еврейски произносится Йерихо) – известный город, лежавший в пределах колена Вениаминова. Обычное значение слова следующее: благоухающий, благовонный, но, по мнению некоторых толкователей, оно означает месяц или луну, которую могли боготворить основатели Иерихона.
В первый раз Иерихон упоминается в Библии в XXII главе кн. Числ. (ст. 1) в следующих словах: и отправились сыны Израилевы, и остановились на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона, каковые слова с небольшими изменениями повторяются раз восемь или девять в означенной книге.
Гора Нево, в земле Моавитской, равно как и вершина горы Фасги представляются в кн. Второзакония лежащими против Иерихона ( Втор.XXXII:49, XXXIV:1 ). Из третьего стиха XXXIV главы видно, что Иерихон назывался городом Пальм, название, встречаемое и в кн. Судей ( Суд.I:16, III:13 ), но, вероятно, не об одном и том же месте. По Фюрсту, первая цитата в кн. Судей указывает на известную местность на Синайском полуострове, по другим – на Ен-Гедди. Вторая же цитата в кн. Судей Фюрстом относится прямо к г. Иерихону, который назывался еще городом Пальм даже во времена Ахаза ( II Пар. XXVIII, 15 ).
Прежде чем израильтяне перешли Иордан, Иисус Навин посылал двух соглядатаев осмотреть землю и Иерихон. В то время в Иерихоне имел пребывание царь, который, услышав о прибытии в город чужестранцев, требовал у Раавы-блудницы выдачи соглядатаев, с тем чтобы наказать их. Город был окружен стеной, имел ворота, а дом Раавы, в котором скрылись юноши на ночлег, находился на стене – обстоятельство, много способствовавшее их бегству, потому что Раав спустила их на веревке через окно, и они, скрываясь три дня в горах, благополучно возвратились затем к Иисусу Навину ( Нав. II, 1–24 ). После того Иисус Навин перевел народ через Иордан против Иерихона ( Нав.III, 16 ) и поставил стан в Галгале, на восточной стороне Иерихона, где евреи на равнинах Иерихонских совершили Пасху в 14-й день месяца вечером ( Нав.IV:19, V:10 ). Стены осажденного города чудесным образом пали, по семидневном обхождении вокруг его с Ковчегом Завета и трубных звуках священников. Иерихон был взят, и все в нем было предано мечу и истреблению ( Нав. VI ). Верою пали стены Иерихона, говорит ап. Павел, по седмидневном обхождении ( Евр. XI, 30 ).
По завоевании города Иисус Навин произнес грозное проклятие на того, кто дерзнул бы восстановить оный. На первенце своем он положит основание его, говорил он, и на младшем своем поставит врата его (ст. 25). Так и исполнилось, именно: когда, во дни ц. Ахава, некто Ахиил из Вефиля дерзнул восстановить Иерихон, то, по словам свящ. летописателя, на первенце своем, Авираме, он положил основание его и на младшем своем сыне, Сегубе, поставил ворота его ( III Цар. XVI, 34 ).
При разделении Земли Обетованной южная граница колена Ефремова и северная Вениаминова проходили близ Иерихона, но город был отдан последнему ( Нав. XVI:7, XVIII:12, 21 ).
Затем мы встречаемся с Иерихоном уже во времена Давида ( II Цар. X, 5 ), хотя, быть может, он находился в означенное время уже в развалинах, так как восстановление оного Ахиилом произошло только в царствование Ахава. Здесь, как в уединенном пустынном месте, имел пребывание пр. Илия; поблизости оного находилось училище пророков, где жили сыны пророческие ( 4Цар. II, 4, 5, 15 ), равно как здесь находился источник, вредные воды которого пр. Елисей сделал здоровыми ( 4Цар. II, 19–22 ). Означенный источник существует и доселе и находится в 20 минутах пути от г. Сорокадневной.
Войско Навуходоносора поразило и взяло в плен иудейского ц. Седекию на равнинах Иерихонских ( 4Цар.XXV, 5 ).
Некоторые из уроженцев Иерихона возвратились из плена ( I Езд. II, 34 ) и помогали в восстановлении стен Иерусалимских ( Неем. III, 2 ).
При римлянах Иерихон был царской резиденцией, и здесь умер Ирод Великий.
Об Иерихоне упоминают также Иосиф Флавий, Страбон, Птоломей, Иустин, Плиний и многие другие древние писатели. Одни из них указывают на исторические судьбы его, другие же – на удивительное плодородие иерихонской местности в древние времена. В царствование Константина и в последующее время в Иерихоне существовала христианская церковь с епископом во главе.
Теперь поблизости древнего Иерихона стоит небольшая бедная и грязная деревушка, называемая арабами Эр-Риха, с несколькими бедными хижинами и жалкими обывателями, числом около 200 человек. На месте Закхеева дома видны развалины четырехугольной башни. Вместо прежней роскошной растительности теперь здесь растут одни дикие колючие кустарники; пальмовых деревьев и иерихонских роз, которыми в древности так славился Иерихон, теперь почти не существует. Бальзамовых деревьев также нет, вместо них в изобилии растет дерево цаккум, названное так по имени Закхея, а равно много различных диких цветов. С вершины Сорокадневной горы открываются прекрасные живописные виды на равнину Иерихонскую и на окрестности оной.
Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0
Иерихон
Полезное
Смотреть что такое «Иерихон» в других словарях:
Иерихон — араб. أريحا Страна Палестинская национальная администрацияПалестинская национальна … Википедия
Иерихон — древний город в Израиле, к северо западу от Мёртвого моря (ныне Тель ас Султан). Поселение на месте библейского Иерихона возникло в 8 м тыс. до н.э. и является древнейшим из известных до сих пор центров возникновения цивилизации. Открыты каменные … Исторический словарь
Иерихон — (Jericho), древн. город на терр. совр. Израиля. Богатый водой оазис близ переправы через р. Иордан у сев. оконечности Мертвого моря, И. занимал стратегич. положение на пересечении торг, путей. Это один из древнейших городов мира, основанный в 9 м … Всемирная история
ИЕРИХОН — ИЕРИХОН, город 7 2 го тысячелетия до нашей эры в Палестине (на Западном берегу реки Иордан, к северо востоку от Иерусалима). Открыты остатки укрепленных поселений эпохи неолита и бронзы, руины города с мощными стенами 18 16 вв. до нашей эры,… … Современная энциклопедия
ИЕРИХОН — город 7 2 го тыс. до н. э. в Палестине (к северо востоку от Иерусалима). Открыты остатки укрепленных поселений эпохи неолита и бронзы, руины города с мощными стенами 18 16 вв. до н. э., гробницы и др. В кон. 2 го тыс. до н. э. разрушен еврейскими … Большой Энциклопедический словарь
Иерихон — древний город в Палестине, на территории современной Иордании (ныне городище Тель эс Султан). Восходит к докерамическому неолиту (7 6 е тысячелетие до н. э.): поселение городского типа с сырцовыми домами, небольшим полуподземным… … Художественная энциклопедия
иерихон — сущ., кол во синонимов: 1 • город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Иерихон — 1) АРИХА 2) Ариха Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия
Иерихон — (по Еврейски произносится Йерихо) известный город, лежавший в пределах колена Вениаминова. Обычное значение слова следующее: благоухающий, благовонный, но, по мнению некоторых толкователей, оно означает: месяц или луну, которую могли боготворить… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Иерихон — город в Израиле, в 10 км к северо западу от Мёртвого моря, в долине р. Иордан. Древнейшее городище (современный Тель эс Султан) многослойное поселение 10 го тысячелетия VI в. до н. э. Нижние слои принадлежат натуфийской культуре. В слоях 9… … Энциклопедический словарь
Что помнит древний город Иерихон
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Это очень древний город. Он помнит языческие ритуалы и жертвоприношения, войны, разрушения. На его улицах раздавалось слово Мессии, Иисуса Христа, Который не раз бывал здесь. Множество христианских святынь хранит этот очень небольшой ныне Палестинский город – Иерихон.
Значение слова
Название его звучит на древнееврейском как «Йерихо» или «Арихо». О значении этого слова нет единого мнения.
Где находится
Место расположения города – северная часть т ак называемой Иудейской пустыни, местности к за паду от священной реки Иордан, с древности принадлежавшей потомкам одного из израильских патриархо в – Иуды, сына Иакова (отсюда название).
Каков его возраст
Археологические раскопки начались здесь только на рубеже XIX — XX вв. До этого времени упоминаемые Библией города считались чем-то вроде мифа, их историчность даже не обсуждалась учеными. Лишь систематические раскопки в Палестине позволили понять, что Книга Книг говорит о множестве реально существовавших поселений. Так возникла научная отрасль – Библейская археология.
На месте древнего Иерихона археологи начали работать с конца XIX в., но главные открытия сделала экспедиция английского археолога Кэтлин Киньон (1906-1978 гг.) в 1950-е. Оказалось, что первое поселение здесь образовалось во время мезолита (среднего каменного века) более чем за 10000 лет до Рождества Христова.
История
Город пальм и богов
Постройки древнего Иерихона
Упоминание в Библии: взятие и падение
Писание именует местных жителей хананеями, то есть потомками Ханаана, сына Хама, одного из трех сыновей праотца Авраама. Иерихон оказался первым крупным городом на пути израильтян, которым предстояло завоевать Палестину, «обетованную», то есть обещанную им Самим Богом землю. Взятие Иерихона ознаменовалось невиданным явлением силы Божией, которое подробно описано Книгой Иисуса Навина.
Взятие Иерихона Иисусом Навином
И тогда Господь явил чудо. Вот его повеление Иисусу Навину:
Археологи пока не могут подтвердить, либо опровергнуть единовременное страшное разрушение твердыни. Ясно лишь, что повеление предать Иерихон заклятию было исполнено предельно точно. Примерно с 1550 г. до Р.Х. он прекратил существование. Возможно, на его месте, или рядом, существовало небольшое поселение, которое не имело никаких укреплений.
Давнее заклятие казалось историей, евреи давно смешались с местными племенами, заимствуя не только их обычаи, но также веру – многие тогда, при правле нии известного своим нечестием царя Ахава. стали совершать языческие ритуалы, жертвы местным богам. Принадлежал ли самочинный воссоздатель города к числу таких изменников веры, неизвестно. Библия лишь говорит о том, что проклятие пало на его главу незамедлительно:
Более того, еврейские правители скоро придали Иерихону статус своей зимней резиденции: благодаря близости к Иерусалиму, а также тому, что в здесь зимой теплее, менее дождливо, многие цари Иудеи уезжали сюда на это время. Так, известен здесь зимний дворец Ирода Великого с ипподромом и даже театром.
Кроме того, город находился на единственной дороге из Иерусалима в любимую Христом Галилею. Можно предположить, что Христос и во время Своей проповеди доста точно часто ходил этой дорогой, а значит – останавливался в Иерихоне.
В проповедях Господа нашли отражение некоторые реалии местной жизни. Например, хорошо известна притча о милосердном самарянине, повествующая о том, как некто по дороге «из Иерусалима и Иерихон» «попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым» (Лк. 10: 25-26).
Этот рассказ Господа, как замечает, архимандрит Никифор (Бажанов) (1832-1895 гг.) в своей «Библейской энциклопедии», не только назидание, но также отражение обстановки, которая мало изменилась за почти 2000 лет:
Кроме того, Евангелисты рассказывают:
В доме Закхея, состоятельного жителя богатого города, Христос произносит также притчу о талантах, убеждающую слушателей, что данные Богом дары – способности, богатство, сила – не принадлежат человеку и ему предстоит дать отчет о том, как он выполнял волю Божию о себе.
Как и Иерусалим, Иерихон полностью разрушен во время войны с иудеями, которую вел римский и мператор Веспасиан в 66-73 гг.
Однако в последующие столетия упоминается:
Постепенно начинается почитание мест, связанных с библейской историей.
Многие приходят на «Гору искушения», причем не только как паломники: здесь во множестве возникают христианские монастыри.
В последующие столетия эта земля переживает:
Современное положение
А вот паломников христиан и туристов здесь принимают охотно. Ведь около 20000 жителей некогда знаменитого города, во многом живущие на международную гуманитарную помощь, нуждаются в дополнительных доходах.
Зачем это место посещают паломники-христиане
Гора искушений, монастырь Каранталь
Она находится на окраине. На вершине 380-метровой горы – греческий монастырь. Паломники, желающие потрудиться, поднимаются к нему по извилистой тропе примерно за полчаса. Есть также подъемник-фуникулер. Главная святыня обители – камень, на котором 40 дней молился Господь.
Место расположения древа куплено Русской духовной миссией в Палестине еще в XIX в. по инициативе иеромонаха Иоасафа (Плеханова), но случившиеся революционные события в России помешали завершить юридическое оформление участка.
Иерихон
Иерихо́н (араб. أريحا , Ариха; греч. Ίεριχώ ; ивр. יְרִיחוֹ , Иерихо́) — город в Палестинской национальной администрации (ПНА), на территории Западного берега реки Иордан. Является столицей провинции Иерихон, население 20 416 палестинцев (2006). [1] Расположен на севере Иудейской пустыни, примерно в 7 км к западу от реки Иордан, в 12 км к северо-западу от Мёртвого моря и в 30 км к северо-востоку от Иерусалима
Содержание
Достопримечательности
Библейский рассказ «Взятие Иерихона» (Иисус Навин)
После смерти Моисея в пустыне Иисусу Навину (ивр. Иешуа Бин-Нун) явился Бог и велел ему возглавить народ и вместе с ним перейти Иордан — в Обетованную землю: «Всякое место [в Обетованной земле], на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как сказал Я Моисею [. ], и как был Я с Моисеем, так буду с тобою и не отступлю от тебя [. ], ибо народу сему ты передашь во владение землю, которую Я клялся отцами их дать им.»
Соглядатаи возвращаются в свой стан, после чего армия выходит на атаку Иерихона. Для этого ей нужно было перейти Иордан, неподалёку от устья. При переходе войска через реку вода Иордана иссякла, армия перешла по сухому дну реки, после чего воды Иордана вновь потекли в Мёртвое море (Нав. 4:18).
В течение семи дней армия окружает городские стены. На седьмой день войско обошло город семь раз, в сопровождении священнослужителей, дующих в трубы (Нав. 6:14-16).
Библейский текст следующего за этим эпизода имеет две интерпретации.
Взяв город, Иисус приказывает истребить всё его население. Пощажена была только блудница Раав и её домочадцы. Сам Иерихон был полностью разрушен и сожжён, причём Иисус произнёс заклятие, запрещающее восстанавливать город (Нав. 6:25) и пользоваться серебром, золотом, медью и железом, обнаруженном в городе, для бытовых нужд: всё это должно было быть передано в будущее храмовое хранилище.
Один из воинов еврейской армии «взял из заклятого», и из-за этого в следующей битве войско потерпело поражение. Иисус, узнав про нарушение запрета, обнаружил у одного из воинов золотые предметы, взятые на руинах Иерихона, после чего мародёр был казнён, и божественный гнев утих (Нав. 7:1-26).
В дальнейшем Иисус вступил в сражение с несколькими армиями ханаанских племён, выступивших против него как в одиночку, так и совместно, и победил их, истребив всех жителей их городов, за исключением ханаанеев, живших в Газере, которые не вышли воевать против войска Иисуса и впоследствии остались жить среди колена Эфраима, после раздела страны между коленами.
Но после раздела страны и смерти Иисуса некоторые евреи соблазнялись идолопоклонством окрестных народов. Всякий раз после такого нарушения завета соседние цари шли на них войной и с лёгкостью побеждали их и уводили провинившихся в плен.
История
В позднем бронзовом веке Иерихон был процветающим городом, обнесённым стеной из кирпича-сырца. По одной из версий, город был разрушен древними евреями, вторгшимися в Ханаан, около 1550 до н. э. С этого времени о нём долго почти ничего не слышно, и только в царствование Ахава некий Ахиил нарушил заклятие и восстановил его, потеряв при этом всех своих сыновей. После этого Иерихон опять занял видное положение и играл немалую роль в истории. В римский период Антоний подарил Иерихон Клеопатре, однако Август вернул его Ироду, который построил здесь свой зимний дворец. Во время Иудейской войны 66 — 73 годов город был разрушен и вновь отстроен императором Адрианом. О нём упоминают Иосиф Флавий, Страбон, Птолемей, Плиний и др. При Константине I Великом здесь была христианская церковь, с епископом во главе. С течением времени Иерихон стал приходить в упадок. В VII веке после завоевания страны арабами здесь поселились евреи, изгнанные мусульманами с Аравийского полуострова. В ходе сражений между крестоносцами и мусульманами Иерихон был разрушен и лежал в развалинах вплоть до XIX века.
Раскопки древнего города
Тоблер и Робинсон в середине XIX века вели раскопки холма среди равнины, неподалеку от Иордана, но ничего не нашли. В 1868 году Уоррен тоже копал на холме, и тоже ничего не обнаружил. В 1894 году на тот же холм обратил внимание учёных Блайз, полагая, что под ним все-таки скрывается Иерихон. А немец-археолог Зеллин в 1899-м изучил поверхность холма и обнаружил несколько черепков ханаанейской посуды. Он пришёл к выводу, что его предшественники были все же правы: вероятнее всего, под наслоением скрывается древний город. Тем более что здесь сохранилась деревня под названием Эриха…
В 1904 году немцы Тирш и Гельшер побывали здесь и собрали новые данные, указывающие на правильность выводов тех, кто пытался обнаружить Иерихон именно в окрестностях Эрихи. Но честь первооткрывателя все же принадлежит Зеллину. В 1907 году раскопки Зеллина добыли материалы, подтвердившие всё, о чём мечтала археология: он обнаружил дома и часть городской стены с башней (пять рядов каменной кладки и сырцовая кладка высотой 3 метра). Наконец, в 1908 году были организованы серьёзные раскопки (Восточное общество Германии), руководителями работ которых были Зеллин, Ланген-Эггер и Ватцингер. В 1909-м к ним присоединились Нёльдеке и Шульце.
Холм, в плане напоминающий эллипс, протянулся с северо-северо-востока на юго-юго-запад, и город занимал площадь 235000 метров квадратных. Археологи раскопали полностью (на севере) ширину городской стены, равную 3 метрам, открыли вторую городскую стену шириной 1,5 метра.
Был открыт ещё кусок стены на том же северном склоне холма с каменным цоколем и сырцовой кладкой высотой 7 метров. Исследовав площадь 1350 метров квадратных между городскими стенами и пробными северными раскопками, ученые обнаружили в верхних слоях позднее мусульманское кладбище, а в нижних слоях — остатки городских построек.
Раскопки на западной стороне холма обнаружили каменные лестницы, сооруженные после разрушения городских стен, под лестницами также находились остатки значительно более ранних домов. В северной части холма открыты стены хеттского здания (здание «Хилани»). Ближе к восточной стене, которая не сохранилась, раскопаны остатки домов. Неподалеку от внутренней городской стены открыты кварталы, занимаемые домами, а также улица под стеной. На площади 200 метров квадратных к западу обнаружена городская стена и остатки зданий, а под стеной найден византийский некрополь. Возле юго-западной стены раскопаны остатки дома иудейской эпохи.
Первоначально археологи насчитали восемь наслоений, последовательно сменявших один другой: мусульманский, самый поздний, представленный могилами; слой византийский; позднеиудейский, с обломками аттической посуды классической эпохи; древнеиудейский, с обломками аттической посуды классической эпохи; древнеиудейский (дом над древней стеной), израильский, к которому относятся дом «Хилани», дома в центре (ближе к восточной отсутствующей стене) могилы, лестницы и внешняя городская стена, поздне-ханаанейский (находки между внешней и внутренней городскими стенами и керамика); древнеханаанейский — остатки города с домами и внешней и внутренней городскими стенами, и, наконец, первоначальный слой, тоже разделяющийся на несколько периодов, к которому относятся дома под внутренней городской стеной, некоторые массивы кирпичей на северо-западе…
Город назывался Лунным из-за культа Луны. Начальный и ханаанский периоды Иерихона, из которых последний обозначается разрушением массивных кирпичных стен на северо-западе и возведением двух городских стен — наружной и внутренней, скрывавших город наподобие двух колец. Особенно неприступен он был с востока, откуда донимали кочевники. Население города и в начальный период, и в ханаанский — было одно и то же. В древнейшем слое найдены кремнёвые орудия, орудия из других камней, так называемые чашечные камни.
После разрушения города начального периода Иерихон несколько сдвинулся к югу холма. Ханаанейские стены возведены уже в 3-2 тысячелетии до н. э. Факт разрушения Зеллин соотнес с нашествием «четырех царей Востока», описанным в Книге Бытия.
Двойная крепостная стена Иерихона — исключение для Палестины. Зато у хеттов это обычный способ защиты городов.
Ханаанейский Иерихон красив. В нём ощущаются эгейские и вавилонские мотивы, хотя в основном он самостоятелен. В одном из домов найден каменный божок, аналогичный изделиям Гезера. Погребений ханаанейского периода в городе не обнаружено. Город был разрушен с востока, где уничтожена вся городская стена, и подожжен (всюду следы пожара), после чего некоторое время оставался почти необитаемым. Впрочем, часть населения продолжала жить в Иерихоне, и это археология связывает с поздне-ханаанейским периодом. Период характеризуется так называемой наколотой керамикой. Зеллин посчитал, что на этот раз Иерихон был разрушен израильтянами. В израильскую эпоху в городе долго оставались ханаанейцы, пока целиком не ассимилировались с завоевателями. Однако раскопки начала века показали, что в позднеханаанский период нет никаких следов присутствия другого народа. До нашествия израильтян в середине 2-го тысячелетия до н. э. оставалось ещё несколько столетий… Собственно израильский слой в Иерихоне сам Зеллин датировал XI—IX вв. до н. э. Израильский Иерихон характеризуется необычайным оживлением всей жизни города. Сказывалось влияние связей с арамейскими областями. Построены лестницы поверх разрушенных стен, возведена новая импозантная стена…
Построен дворец «Хилани» в хеттском стиле. Город заполнила разноцветная разнообразная керамика, даже стилизованная под металл. Дворец и стену израильского Иерихона строил Хиил, вероятно, наместник царя Ахава. Иерихон сделался центром значительной области, а крепость защищала от моавитян.
В израильском Иерихоне раскопаны погребения. Они совершались во дворах домов. При костяках обнаружены глиняные сосуды. Дети погребались под полом домов.
В конце VIII века до н. э. царство израильское погибло. Были разрушены стены израильского Иерихона, но город не прекратил своего существования. Над ним два свои периода — ранний и поздний — прожил иудейский Иерихон. Город уже не был укрепленным, но в нём кипела жизнь. Ранний иудейский Иерихон был собран у восточного склона холма. Город торговал через финикийские гавани с Кипром и Египтом. Среди находок встречаются кипрские вазы, индийская керамика, аттические и эллинские сосуды, амулеты, божки и демоны. Иудейский город подвергся разрушению при Содекии вавилонским царем Навуходоносором, напавшим внезапно: в домах осталось много утвари. Город был выжжен, и массы людей уведены в плен.
Новый Иерихон стал отстраиваться на севере (в пределах прежнего). При Артаксерксе III уже уведены в плен все жители. Жизнь на холме прекратилась.
До середины II века до н. э. маккавейский город находился в 2—3 км на северо-запад от холма. С конца II века Иерихон опять оживает, правда, тоже не на холме, а у Вади-Кельт. Здесь он и был разрушен в 70 годах I века н. э. Веспасианом.
Но при Адриане город был опять восстановлен. Тогда ещё «живы» были развалины «Хилани», которые почитались, как «дом Раав». И хотя этот дом более поздний, его представляют домом предательницы города, которая помогла Израилю.
С городом Иерихоном Новый Завет связывает рассказ об одном из замечательных деяний Иисуса Христа — исцелении «иерихонского слепца»: слепец воззвал к проходящему мимо Христу об исцелении, и тот совершил чудо — слепец прозрел.
Город существовал и в VII—IX веках. Существовал и позже. С XIII века в нём был мусульманский поселок, который в середине XIX века снес Ибрагим-Паша… Но жизнь на холме не прерывалась: осталась древняя Эриха…
Что же касается Иерихонских труб, то, вероятно, это не легенда, а остаток чудесного древнего знания, известного тогда, но недошедшего до наших дней. Как ни странно, исследования Зеллина показали, что стены Иерихона действительно упали! Наружная — наружу, внутренняя — вовнутрь. На несколько десятилетий возник спор: когда. И пока единого мнения на этот счет среди ученых нет. Рискнем предположить, что все-таки на рубеже XIV—XIII веков до н. э., каковая версия не отвергается частью специалистов.
Дальнейшие события были сопряжены с новыми открытиями. Случайно разорвавшаяся на холме в 1918 году граната помогла раскопать древнюю синагогу.
С 1929 года раскопки в Иерихоне вел англичанин Джон Герстенг. В 1935-36 гг. он обнаружил нижние слои поселения каменного века! Люди, не знавшие керамики, уже вели оседлый образ жизни. Жили сначала в круглых полуземлянках, а потом в прямоугольных домах. В одном из подобных раскопанных домов обнаружен парадный зал с шестью деревянными столбами — остатки храма. Предметов домашнего обихода ученые здесь не нашли, зато обнаружили много фигурок животных из глины: лошадей, коров, коз, овец, свиней, а также пластические скульптуры символов плодородия. В одном из слоев доисторического Иерихона обнаружены групповые портреты (скульптуры) мужчин, женщин и детей в натуральную величину (глина на тростниковом каркасе).
Дальнейшие открытия в Иерихоне сделала Кетлин Кеньон в 1953 году. Именно тогда об Иерихоне заговорили как о древнейшем городе мира.
Крепость 8 тысячелетия была окружена толстой каменной стеной с мощными башнями, и ни один из более поздних городов на этом месте не воспроизводил таких мощных башен. Стена ограничивала собою площадь 2,5 га на которой жили примерно 3 тысячи человек. Скорее всего, они занимались торговлей солью с Мертвого моря.
К тому же древний Иерихон, вероятно, является «родоначальником» традиции отнимать у покойников черепа (похороны без головы). Вероятно, это связывалось с культом Луны и несло в себе символ надежд на возрождение.
Во всяком случае, головы хранились (или хоронились) отдельно от тела. Этот обычай до самых последних лет существовал у самых разных народов земного шара.
Несмотря на значительные недостатки, с которыми были произведены раскопки, даже на то обстоятельство, что учёные непременно желали «подогнать под Библию» многие открытия, главный вклад Зеллина и его коллег в науку тот, что история Иерихона перестала быть исчисляемой с Иисуса Навина и учёный мир получил один из древнейших городов Ханаана, уходящий своим началом в 3—4 тыс. до н. э.
Наиболее значительные раскопки памятника были проведены британскими экспедициями под руководством Джона Гарстанга в 1930—1936 годах и Кетлин Кеньон в 1952—1958.
Современная история
В 1948 г. в ходе Арабо-израильской войны 1947—1949 годов Иерихон был занят Трансиорданией, а в 1967 г. после Шестидневной войны, был занят израильскими войсками. В 1993 г. в результате Соглашений в Осло была создана Палестинская национальная администрация, и Иерихон вошёл в её состав.