Что наказала мачеха сделать золушке

― Где ты, ядовитый змей?

― Какое сказочное свинство!

― А ещё корону надел!

Что наказала мачеха сделать золушке

О фильме (Чудеса еще не кончились. )

Цитаты из фильма (Я не волшебник. Я только учусь. )

Цитаты Мачехи (Где ты, ядовитый змей?)

В двух словах

20 лучших цитаты Злой Мачехи.

# 1. Танцуешь. Я с ног сбилась от усталости, собираясь на королевский бал, а ты танцуешь!

/* Чтобы утешиться, Золушка танцует. Мачеха даже впечатлилась */

Что наказала мачеха сделать золушке

# 2. А где благодарность? Где благодарность?!

― А я забочусь о тебе гораздо больше, чем о родных своих дочерях. Им я не делаю ни одного замечания целыми месяцами — тогда как тебя, Золушка, я воспитываю с утра до вечера. А где благодарность? Где благодарность?!

# 3. Где твой отец, неблагодарная? Где он, это чудовище?

/* Услышав, что Лесничий разговаривал с Королем, Мачеха призывает мужа

# 4. Где ты, ядовитый змей?

Что наказала мачеха сделать золушке

― Где ты был?
― В лесу.
― Что ты там делал?
― Я хотел сразиться с бешеным медведем.
― Зачем?
― Чтобы отдохнуть от домашних дел, дорогая.

― Значит, ты говорил с Королем, и ничего у него не выпросил?
― Ну конечно, ведь мы беседовали с ним так, просто, по-приятельски.
― Ядовитый змей.

# 6. У меня такие связи, что сам король может мне позавидовать.

― Работаю как лошадь: бегаю, хлопочу, выпрашиваю, выспрашиваю, упрашиваю, очаровываю. Добываю и добиваюсь. У меня такие связи, что сам король может мне позавидовать.

Что наказала мачеха сделать золушке

/* Золушка обеспечила всем платья и проводила на бал.
/* Мачеха решили отблагодарить ее по-своему, по-мачехински

# 7. А ты поторопись, поторопись, дорогая.

― Да, Золушка, ты, кажется, хотела побежать в парк, постоять под королевскими окнами.
― Можно?
― Можно. Можно, дорогая, можно. Да, только прежде прибери в комнатах. вымой окна, натри полы, выбели кухню, выполи грядки, посади под окнами семь розовых кустов, разбери семь мешков фасоли — белую отдели от коричневой. познай самую себя. и намели кофе на семь недель.
― Но я же и в месяц со всем этим не управлюсь!
― А ты поторопись, поторопись, дорогая.

Бальная зала

/* Принц скучает, Мачеха с дочурами считают лайки, а Лесничий не догоняет, в чем смысл

# 8. Не мешай нам веселиться, изверг.

― А для чего вам нужны эти записи?
― Не мешай нам веселиться, изверг.

# 9. Ну, теперь, мои дорогие, я добьюсь приказа о признании вас первыми красавицами!

― Пять и три — девять. Итого девять знаков внимания высочайших особ. Ну, теперь, мои дорогие, я добьюсь приказа о признании вас первыми красавицами!

# 10. Капрал добрался до Мачехи. Та сразу смекнула, что надо делать

― Уверяю вас, туфелька как раз по ноге одной из моих дочек. Зовите Короля. Я вам буду очень благодарна. Озолочу.
― За это спасибо, но как же без примерки?
― Два бочонка вина.
― Не, без примерки не могу. Приказ есть приказ.

Что наказала мачеха сделать золушке

# 11. Подожми пятку.

/* Примерка сначала не удалась

― У вас нет других размеров?

# 12. Иди попрощайся с отцом.

# 13. Марианна, не реви. Король — вдовец, я и тебя пристрою.

/* Анна станет невестой Принца! Мачеха строит грандиозные планы

# 14. Жалко, королевство маловато, разгуляться мне негде. Ничего, я поссорюсь с соседями. Это я умею!

Что наказала мачеха сделать золушке

/* И они пошли. Все как один 😉

Королевский дворец. Мачеха и Король

/* Король рано радуется. Это не та невеста!

# 16. Вот она, Ваше Величество. Дорогой мой зятек.

― Вот она, Ваше Величество. Дорогой мой зятек.

― Ну, вот еще глупости какие.
― Как это глупости какие, взгляните на ее ножку, государь.
― А зачем мне смотреть на ножку, когда я и по лицу вижу, что это не она!

Что наказала мачеха сделать золушке

# 17. Интриган! Я буду жаловаться королю! Я буду жаловаться на короля!

# 18. Какое сказочное свинство!

/* Мачеха в шоке. Она не может больше оставаться в этом Королевстве. Злые они!

# 19. Крошки мои, за мной!

/* Не стать Марианне невестой короля ;(.

# 20. А ещё корону надел!

/* Обидно. А кому нынче легко?

И ведь что интересно.

А зачем, собственно, Лесничий вообще женился на Этой Чудесной Женщине?

Вот что говорит он сам:

Эта цитата полностью объясняет нам, зачем он женился на Злой Мачехе. Ради безопасности! Себя и собственной дочери.

Что наказала мачеха сделать золушке

Чему как бы учат нас цитаты Мачехи из фильма «Золушка»

Присоединяйтесь, барон. Присоединяйтесь!

Понравился пост? Любите хорошие цитаты?
Тогда давайте не будем терять друг друга!
Оставайтесь на связи:

О фильме (Чудеса еще не кончились. )

Цитаты из фильма (Я не волшебник. Я только учусь. )

Цитаты Мачехи (Где ты, ядовитый змей?)

Что наказала мачеха сделать золушке

Ссылки по теме

Золушка на Википедии. Маловато, честно говоря.

Присмотреть или прикупить на Озоне:

Что-нибудь еще? Да, их есть у меня.

Железный человек (Джарвис, не можем ходить — будем бегать)

Мстители (Мне нужен хаос и глазное яблоко. )

Ранго (У нас в городе засуха, а между тем кто-то сливает воду в пустыню)

Крылья, ноги и хвосты (Опаздываем, все вкусное съедят!)

А на посошок.

— Были демoны. Мы этoгo не oтрицаем. Нo oни самoликвидирoвались.

— Я не скажу, что это подвиг. Но вообще что-то героическое в этом есть.

Источник

Куда делась мама Золушки, и И какие тайные смыслы хранит эта загадочная история

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Что наказала мачеха сделать золушке

Золушка и ее невыдуманная история

Что наказала мачеха сделать золушке

Одни уверены, что к созданию Золушки приложил руку Шарль Перро, а другие считают, что ее придумали братья Гримм. А третьи и вовсе думают, что это народная сказка. На самом деле все три варианта верны и ошибочны одновременно. Редко какой сюжет имеет столь широкое распространение, что невозможно достоверно выяснить, откуда же он берет начало на самом деле.

К тому же практически в любой культуре есть схожая сказка, в которой трудолюбивая, но несчастная девушка, которая оказывается достойной принца и вместе с этим обретает счастье. Несмотря на то, что сюжет один, сказка, как и полагается, оказывается щедро приправлена традициями и культурными особенностями того или иного народа, в результате появляется весьма интересная интерпретация.

Что наказала мачеха сделать золушке

В Древнем Египте распространена сказка о том, что орел утащил одну сандалю юной девы, которая в то время купалась в море и принес ее во дворец. Фараон настолько был умилен крошечным размером обуви, что немедля напредставлял себе как же выглядит обладательница сандалии целиком, и возжелал ее не просто увидеть, а прямо сразу жениться. Начались поиски девушки с изящной ножкой, она была найдена, фараон счастлив. «Золушковость» истории заключается в том, что девушка была представительницей древней профессии. Но фараона это не смутило.

Корейский вариант повествует о девочке Кхончхи – она жила с мачехой, которая ежедневно заставляла перебирать ее рис, убираться в доме и ухаживать за садом, конечно же, она и слова доброго не слышала в ответ, была глубоко несчастна и угнетена. В один прекрасный день, она, рано закончив домашние дела, с помощью волшебницы, отправилась на свадьбу, но по дороге уронила башмачок в ручей. Начальник провинции (читай – принц) поймал проплывавший мимо башмак и возжелал жениться на хозяйке обуви. Что было дальше вы знаете.

Что наказала мачеха сделать золушке

Итальянец Джамбаттиста Базиле на 60 лет раньше Шарля Перро, но его версия сказки не получила такой популярности, возможно причина в несколько оригинальном сюжете, ведь Зезолла – так зовут главную героиню, не стала терпеть издевательства мачехи, а прихлопнула ее крышкой сундука, сломав ей шею. Для этого ей понадобилась помощь няни, с которой она предварительно вступила в сговор. Платой за пособничество стал отец девушки, которого она уговорила жениться на няне. И с королем, который успел влюбиться в нее, она тоже боролась, да так отчаянно, что потеряла башмачок, ну а дальше сюжет стандартный.

В интерпретации Перро сказка стала наиболее приемлема для детей, никаких подробностей о личной жизни Золушки до принца, жестокостей, только любовь, счастливый финал и хрустальная туфелька, которая появилась в сказке впервые. Обычно обувка была попроще. А вот братья Гримм представили весьма кровавую интерпретацию. Якобы сестры Золушки – родные дочери мачехи так сильно хотели замуж за принца, что даже стали срезать себе пальцы на ногах, лишь бы уместится в туфлю. У одной это даже получилось, но принц заметил кровь, капающую из туфли, и развернул карету обратно.

Но и этого показалось мало, во время свадьбы Золушки и принца, сестрам голуби еще и выклевали глаза. Весьма суровое наказание в рамках детской сказки.

Особенности сказки о Золушке – мелочей здесь нет

Что наказала мачеха сделать золушке

Сказка о прекрасной девушке, потерявшей туфлю, в том или ином варианте появлялась во многих странах Европы. О ней знают в Риме, Флоренции, Испании, Шотландии, Ирландии, Швеции, Финляндии. В большинстве этих стран рассказывали историю о девушке, потерявшей хрустальную туфельку. Хотя в различных вариантах встречается обувь из других материалов, не менее странных, чем хрусталь. Например, дерево или мех.

Несмотря на различия в сюжетах, провести параллель между этими повествованиями довольно легко. Даже имя главной героини всегда созвучно с золой и пеплом – Золушка, на английском Cinderella и тд. И это не подчеркивание грязи или тяжелого труда. Напротив, издавна приближение к огню, к очагу считалось прерогативой чистой и доброй девушки. Именно она могла рассчитывать на снисхождение и подарки от богов (в мифологии).

Что наказала мачеха сделать золушке

Различаются и помощники, но факт – они всегда есть и играют заметную роль. По ним же можно определить в какие божества верили люди, сочинившие этот вариант сказки. Например, волшебница или фея олицетворяет сверхъестественное существо, а птицы (обычно голуби) – дух умершего человека, чаще родственника.

В том, что столь большая роль отдается туфельке, тоже нет ничего удивительного. У многих народов женская обувь имеет прямую связь со свадебными обрядами. Даже сейчас туфелька невесты – это один из символов на свадьбе, ее крадут, из нее пьют за счастье молодых. Если туфелька потеряна, то это сулило разлуку возлюбленным, именно поэтому ее так настойчиво возвращают обратно.

Мифологическая основа сказки

Что наказала мачеха сделать золушке

Историки и литераторы уверены, что изначально в сюжете о Золушке есть приношение в жертву и даже поедание себе подобных. Откуда, ведь сказка о добре, любви и справедливости? Но Перро и братья Гримм записали и переделали сказки уже в 18-19 веке – достаточно недавно и с современным видением добра и зла. Не удивительно, что первоначальный мифологический и архаичный сюжет оказывался максимально сглажен и рационализирован. Учитывая, что сюжет о Золушке один из самых популярных в мире и имеет свыше тысячи различных вариаций, не удивительно, что различные народы придавали ему свою окраску, зачастую не совсем гуманную или благопристойную.

Несмотря на то, что матери Золушки в сказке нет, ее образ присутствует незримо и играет весьма важную роль. Даже если о ней не идет речь, у читателя возникает резонный вопрос, почему умерла женщина, но в большинстве современных сюжетов этому не придается никакой роли. Но сказки, в которых сохранился прежний сюжет, отвечают на эти вопросы.

Что наказала мачеха сделать золушке

В греческой версии сказки мать умирает от рук собственных дочерей, причем от старших двух, тогда как Золушка, конечно же, к этому не причастна. Сюжет звучит примерно так: однажды три сестры пряли вечером, тут одна из них предложила, дескать, у кого первым упадет веретено, ту и съедим. Времена были голодные, мясо было за редкость. Тут от такого предложения веретено уронила мать. Девушки проигнорировали случившееся, но оно падало снова и снова. Тогда старшие сестры решили и ее съесть, Золушка, самая младшая из сестер, вступалась за маму, предлагала съесть ее саму, но у нее ничего не получилось и сестры совершили задуманное. По тексту становится понятным, что мама нарочно роняет веретено, чтобы спасти своих детей от голодной смерти, она же является в образе волшебницы к младшей дочери, чтобы вознаградить ее за любовь и доброту.

Что наказала мачеха сделать золушке

И это не только кровожадные греки придумали столь странную сказку, примеров, когда кто-то из членов семьи, чаще всего мать, съедается – множество в различных мифологиях. Причем в более мягких версиях она сначала принимает обличие коровы и лишь потом съедается. В некоторых вариантах мать семейства превращается в корову в наказание. Например, в сербской сказке старик предупреждает девушек, что если кто-то из них уронит в пропасть веретено, то их мать превратится в корову. Любопытство девушек взяло вверх и они пошли заглядывать в расщелину и тут то одна из них выронила веретено. Худшие опасения подтвердились – вместо матери дома ждала корова.

Отец женится на другой, мачеха начинает издеваться над приемной дочерью, а корова помогает и оберегает, правда потом оказывается съеденной. Это роднит со сказкой про Крошечку-Хаврошечку.

Что наказала мачеха сделать золушке

Причин каннибализма может быть несколько, одна из них – вынужденная мера из-за голода, засухи, другая причина – ритуальная. В ранней мифологии каннибализм был присущ верховным божествам, но стал распространяться запрет и каннибализм постепенно становится признаком низших мифологических существ. Обычно он строго наказывался, так же и Золушка никогда не притрагивалась к мясу животного, в которого превратилась ее мать. Вьетнамская версия включает каннибализм совершенно неожиданным образом, в наказание мачеха съедает кусок плоти собственной дочери.

Подобные расхождения в сюжетах объясняется тем, что слишком долгое время сказки были устным жанром, которые передавались из уст в уста, каждый добавлял что-то свое, видоизменял в соответствии со своим видением мира и системой ценностей.

Со временем образ матери практически полностью вытесняется добрым помощником, причем чаще всего это или животное или выдуманное сказочное существо, но никак не человек.

Почему сказка о Золушке оскорбительна для женщин, но тиражируется до сих пор?

Что наказала мачеха сделать золушке

Вопрос следовало бы сделать риторическим, если бы история о Золушке не воспринималась абсолютным большинством исключительно положительно. Дескать, стоит смиренно ждать, терпеть и тогда непременно найдется принц, который увезет от всех проблем в свой дворец. Причем самой главной героине для этого достаточно просто существовать и не пытаться изменить свою жизнь в лучшую сторону. Ну разве что рискнуть и пойти на бал.

Современные истории про Золушек теперь показывают на экране, причем в виде фильмов, которых огромное множество. На них выросло ни одно поколение женщин, уверенных, что можно просто мыть пол, «выгребать золу» и ждать принца. И вот, вроде бы «принц» замаячил на горизонте, но жизнь отчего-то не налаживается. Кто виноват? Конечно, принц. Ведь именно от него ожидают решение абсолютно любых проблем, даже личностного характера.

Что наказала мачеха сделать золушке

Но принцев определенно на всех не хватает и за последний десяток лет женить на себе наследного принца удалось разве что Меган Маркл, да и то с массой оговорок и сложностей. Остальные, на чьи плечи возложено улучшение жизни Золушек, вовсе не торопятся это делать. Один не планирует жениться, второй, оказывается, предпочитает лежать на диване, а не радовать возлюбленную, третий и вовсе подходит под модное нынче слово «абьюзер».

Да и к самой главное героине сказки слишком много вопросов. Пассивная страдалица, молча переносящая издевательства в собственном доме, едва ли сникает одобрения у современных амазонок с феминистическим настроем. И, пожалуй, уже начиная с 80-х годов прошлого столетия, Золушка настоящий антигерой, когда речь заходит о гендерных дискуссиях (а она постоянно заходит именно про это).

Что наказала мачеха сделать золушке

Современные психологи трактуют позицию Золушки как: если день и ночь покорно терпеть издевательства, взвалить на себя непосильную ношу, молча сносить все несправедливости, то так можно заслужить Счастье и Любовь (а еще дворец). Появилось даже обозначение «синдром Золушки». От этого синдрома психологи рекомендуют женщин избавлять как от неверной и разрушающей психологической установки. Причем литераторы утверждают, что у Шарля Перро нет никаких девочковых иллюзий, а речь идет о спасении рода и изгнании ложных наследников фамилии.

Если рассматривать Золушку как инфантильную особу, на которую почему-то стали сыпаться блага, то у нее есть мужской вариант в русском фольклоре – Иван-дурак. Бесхитростный и беззлобный, он никому не делает ничего плохого. Впрочем, он просто никому ничего не делает, а печь его естественная среда обитания. Однако это вовсе не мешает ему жениться на принцессе и получить полцарства.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Самокритика, аскеза, сексапил: скрытые смыслы в сказке «Золушка»

Золушка закалялась духовными практиками и знала толк в флирте. Эти и другие неочевидные выводы мы сделали, применив к старой доброй истории приемы герменевтики — учении о толковании текстов. Что ж, теперь можно смело сказать, что в детстве мы всё поняли не так.

Это продолжение материала о неочевидных смыслах в сказке о Золушке. В первой части мы разбирались с архетипом героини и ее благородным происхождением.

Папирусы Древнего Египта сохранили запись о купающейся прелестнице, чья позолоченная сандалия случайно попала к фараону. Тот заочно влюбился в ее хозяйку, объявил масштабный розыск и, обнаружив девушку, женился на ней. Правда, по сюжету его невеста отличалась пониженной социальной ответственностью. Но браку это не помешало.

Позже у необыкновенной истории в самых разных концах мира нашлись сотни вариантов. Самые известные — в редакции братьев Гримм, Джамбаттисты Базиле и Шарля Перро. Последняя версия считается классической.

Без преувеличения это «женская Библия», на которой выросло не одно поколение девушек, и культовая история о надежде. Но большинство учится у Золушки совсем другому — и это неудивительно, ведь история кишит символами, которые не так легко разгадать.

Чердак и камин

Золушка жила «на чердаке, под самой крышей, на тоненькой подстилке» (Здесь приводим текст в пересказе Шарля Перро, переведенный Н. Касаткиной. — Прим. авт.). Дом символизирует сознание, а крыша — духовное начало. Тонкая подстилка и весь образ жизни героини указывают на аскезу, инструмент саморазвития и духовной практики.

«Окончив работу, бедняжка забивалась в уголок у самого очага и садилась прямо на золу, за что старшая мачехина дочка прозвала ее Замарашкой».

Камин — это сердце дома. Дж. Купер в «Энциклопедии символов» называет очаг внутренним духовным центром.

Золушка топит печь и выносит золу, а зола — результат борьбы огня, преображение. Получается, что героиня постоянно преображается, взрослеет. Когда она получает начальный опыт, появляются и роскошное платье, и неповторимые туфельки, да и бал затевается так кстати. Пройдя определенный этап развития, девушка готова блистать на нем.

Что наказала мачеха сделать золушке

Мачеха (и Фея)

Внутри каждого из нас есть две «внутренние матери»: надежная и деструктивная.

Надежная огорчается, но делает выводы, утешает и ведет дальше. Это развивает уверенность, способность анализировать и предвидеть. На ошибках строится более конструктивная линия поведения.

Деструктивная «внутренняя мать» критикует, часто обращаясь к неудачному опыту прошлого. Это снижает самооценку и буквально выбивает почву из-под ног.

По мере того как героиня совершенствуется, мы наблюдаем, как «деструктивную» мачеху сменяет «надежная» крестная-фея.

Не зря последняя появляется, когда Золушка наполнена собственной внутренней силой и уже готова ехать на бал. На эту «надежную внутреннюю мать» героиня опирается и «разрешает» себе не только собраться на бал, а еще и блистать на нем.

Получается, что мачеха и фея — это два лица одной сущности.

Читайте также

«Потом волшебница заглянула в мышеловку и увидела, что там сидят шесть живых мышей. Она велела Золушке приоткрыть дверцу мышеловки. Каждую мышь, которая выскакивала оттуда, она трогала волшебной палочкой, и мышка сейчас же превращалась в красивого коня».

Мыши выбраны на эти роли неспроста. Они символизируют неорганизованное начало: суетливое, быстрое. После касания волшебной палочки хаотичные эмоциональные силы становятся организованными — такими, которые помогут Золушке достичь цели.

Птицы

Те, кто читал сказку братьев Гримм, помнят, что в самые трудные моменты Золушку выручали птицы (приводим текст в пересказе братьев Гримм, переведенный Г. Петниковым. — Прим. авт.).

«Она стала просить мачеху, чтобы та отпустила ее.

— Эх ты, Золушка, — сказала ей мачеха, — вся ты в грязи да в пыли, куда уж тебе идти на пир? У тебя ведь ни платья нет, ни туфель, а ты еще танцевать захотела!

Но Золушка все ее просила. Тогда мачеха ей говорит:

— Вот просыпала я миску чечевицы в золу. Коль выберешь ее за два часа, тогда можешь идти вместе с сестрами.

Вышла Золушка черным ходом в сад и кликнула:

— Вы, голубки ручные, вы, горлинки, птички поднебесные, скорей ко мне летите, чечевицу выбрать помогите!

Получше — в горшочек,
похуже — в зобочек.

Зола и чечевица, которые смешала мачеха, символизируют дисгармонию. Птицы помогают отделить полезное от вредного, светлое от грязи. В широком смысле — думать, анализировать, делать выводы и самосовершенствоваться.

Туфелька: стеклянная или меховая?

Известный специалист в области фольклора Поль Альфред Деларю скрупулезно изучал версии «Золушки» в мировом народном творчестве. Он заметил, что в них есть только одна неизменная деталь: туфельки столь миниатюрны, что на них невозможно не обратить внимания. Однако из какого они материала, не уточняется. В версиях, где обувь описана подробно, встречаются и золотые башмачки, и серебряные, но чаще всего — стеклянные.

В XIX веке Оноре де Бальзак предположил, что туфельки были из меха. Во французском языке слово «стекло» (verre) произносится так же, как название меха специальной выделки (vair).

Однако Перро вряд ли ошибся:

Туфелька не одно столетие порождает серию домыслов и дискуссий. У Анатоля Франса в произведении «Книга моего друга» есть глава «Разговор о волшебных сказках», где происходит такой диалог:

Лаура: Ведь неправильно говорят, что у Золушки были хрустальные башмачки. Невозможно представить себе башмачки, сделанные из того же материала, что и графин. Башмачки, подбитые беличьим мехом, более приемлемы, но все же не очень остроумно в такой обуви вывозить девушку на бал.

В меховых башмачках ножки Золушки были бы похожи на мохнатые голубиные лапки. Надо быть без ума от танцев, чтобы плясать в меховых туфельках. Но все девушки таковы: будь у них свинцовые подметки, все равно они станут плясать.

Раймонд: Кузина, я же предупреждал: опасайтесь здравого смысла. Золушка была обута не в меховые, а в хрустальные башмачки, прозрачные, как стекло Сен-Гобена, как воды родника, как горный хрусталь. Вы же знаете, что у нее были волшебные туфельки, а этим сказано все«.

Шарль Перро, с одной стороны, подчеркивает волшебство происходящего. С другой стороны, Золушка не так проста. Она щеголяет в обуви, абсолютно не пригодной для танцев на балу, и улыбается, проявляя редкую выдержку.

У стеклянной туфельки есть еще одно преимущество по сравнению с меховой: в ней нельзя скрыть несоответствие размеру — ни поджать пальцы, ни растянуть колодку. Так что никто не мог выдать себя за Золушку, когда ее разыскивал принц.

Что наказала мачеха сделать золушке

Туфелька и секс

«Стекло является распространенным символом девственности. Оно хрупко, и его можно разбить лишь один раз», — пишет Поль Деларю.

Позже этот символ активно использовал в своих произведениях американский писатель-фантаст Джон Норман, автор цикла «Гор». Например, в «Изгое Гора» героиня видит сон, в котором над ней разбивается стеклянный потолок, и ее похищают. Другая девушка в книге «Вождь» готовится к свадьбе. Друг семьи произносит тост за невесту и разбивает бокал, намекая на то, что она потеряет целомудрие в ближайшую ночь.

Именно стеклянные туфельки подчеркивают, что у Золушки была девственна не только физически, но и духовно, то есть у нее была нравственная чистота. Можно предположить, что у ее сестер была только физиологическая.

Наконец, через стеклянную туфельку можно рассмотреть миниатюрную ступню — это так сексуально. Невинность и соблазн одновременно. Вот вам и Золушка-«простушка». Ай да Шарль Перро!

Почему Золушка теряет обувь?

Потеря туфельки — это символ разлуки с любимым или его поиски. Например, в старину обувь бросали за ворота дома, чтобы погадать на суженого.

В потере туфельки есть и работа подсознания. Золушка не хочет покидать дворец и своей «рассеянностью» намекает, что мечтает вернуться. Есть даже такая примета: «забыть» свою вещь в месте, куда хочешь вновь прийти.

А еще это похоже на продуманную стратегию — предоставить принцу возможность проявить инициативу. Очаровала и убежала, но при желании ее можно найти. Не зря же Золушка постоянно носит чудо-туфельку с собой. У братьев Гримм принц опережает девушку и приказывает облить лестницу смолой, а у Шарля Перро он смекалку не проявляет.

Что же символизирует туфелька?

В другой интерпретации обувь символически связана с пережитым опытом и душевной работой. Это нашло отражение и в пословицах разных народов. Индейцы пуэбло говорят: «Не оценивай дороги другого человека, пока ты не прошел хотя бы мили в его мокасинах». Татарская пословица гласит: «Башмак старшей снохи младшей не подходит», английская — «Только владелец знает, где ботинок жмет».

Смену страшных башмаков на прелестные туфельки можно интерпретировать как результат пути, который прошла Золушка. Новая обувь символизирует полученный опыт: его невозможно отнять или присвоить — ведь изящные туфельки Золушки подходят только ей.

Необычный материал, каблук и миниатюрная ступня также подсказывают, что Золушка из благородной семьи. На балу это становится очевидным.

И наконец, изящная туфелька — это ключ, который помогает Золушке вернуть законную силу, принадлежащую ей и по праву рождения, и в результате внутренней работы. Туфелька — признание прав Золушки и повышение ее социального статуса.

Читайте первую часть

Что стало со «злыми» сестрами

Авторы отдельно останавливаются на судьбе сестер Золушки. Братья Гримм незначительно изменили жестокую народную сказку:

Им буквально укорачивают ступни. Одной дальновидная маменька подсказывает отрезать ножом большой палец. Другой — пятку. Все равно будущей королеве предстоит перемещаться в карете. При таком раскладе можно пожертвовать «ненужными» частями ступни.

С одной стороны, укороченные столь кровавым способом ступни можно объяснить жестокостью Средневековья. С другой, герменевтика помогает вложить в это более широкий смысл, например желание сделать блестящую партию любой ценой. А ведь ноги — символ опоры, есть же расхожая фраза — «крепко стоять на ногах». Сейчас столько тренеров по «женскому счастью» советуют подстраиваться: отказаться от любимого хобби, работы и т. д. Если партия не состоялась или люди разошлись, женщина остается без опоры.

Но Золушке туфелька в самый раз — это уверенность в будущем, она в обуви своего размера.

Птицы выклевывают им глаза. В представлении людей, живших во времена братьев Гримм, слепые были беспомощными людьми. Таким образом, зло было обезоружено и не представляло угрозы.

«А когда пришло время свадьбу справлять, явились и вероломные сестры, хотели к ней подольститься и разделить с ней ее счастье. И когда свадебное шествие отправилось в церковь, старшая оказалась по правую руку от невесты, а младшая по левую; и выклевали голуби каждой из них по глазу. А потом, когда возвращались назад из церкви, шла старшая по левую руку, а младшая по правую; и выклевали голуби каждой из них еще по глазу.

Так были они наказаны за злобу свою и лукавство на всю свою жизнь слепотой».

Что наказала мачеха сделать золушке

Шарль Перро сделал историю доброй:

«Вот когда сестры увидели, кто была прекрасная принцесса, которая приезжала на бал! Они бросились перед Золушкой на колени и стали просить прощения за то, что так дурно обращались с ней.

Золушка подняла сестер, расцеловала и сказала, что прощает их и только просит, чтобы они всегда любили ее.

Потом Золушку в ее роскошном наряде повезли во дворец к принцу. Она показалась ему еще красивее, чем раньше. И несколько дней спустя он женился на ней.

Золушка была так же добра душой, как и прекрасна лицом. Она взяла сестер к себе во дворец и в тот же день выдала их замуж за двух придворных вельмож».

Это близко современному психотерапевтическому подходу к деструктивным частям психики: не отрицать и бороться с ними, а ассимилировать в сознательном и находить им конструктивное применение.

Золушке повезло не случайно: принц, титул и соответствующие блага достались ей, потому что она усердно работала над собой и в нужный момент проявила решительность, смекалку и обаяние. С этого ракурса сюжет не кажется таким уж устаревшим. Напротив, сейчас об этом говорят как никогда много — в кабинетах психологов и на тренингах личностного роста.

Новые уроки из старой сказки

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *