Что означает слово хачкар

Хачкар

Что означает слово хачкар

Что означает слово хачкар

Что означает слово хачкар

Что означает слово хачкар

Всего на территории Армении насчитывается несколько тысяч хачкаров, каждый отличается своим неповторимым узором, хотя все узоры обычно выдержаны в едином стиле.

В доисторический период в горах, у истоков рек, у границ поселений, у дорог воздвигались каменные стелы — «вишапы», которые считают предшественниками хачкаров, — народ представлял их заколдованными героями своих мифов и сказаний. Это была некая разметка земли, обжитой человеком. Они были покрыты резьбой с изображением птиц, шкур и голов баранов, клинописью.

В эпоху Урарту цари стали устанавливать вертикальные каменные плиты, рассказывающие миру о своих завоеваниях и законах. [1] Подобные стелы строились также в эллинистический период первой династии армянских царей Арташесидов. В то время уже имелась сложившаяся технология строительства хачкаров: в основании — постаменте, массивном каменном блоке, выдалбливалось отверстие, в которое вертикально ставился камень с уже нанесённой на него надписью и узором.

Урартрийские и эллинистические памятники стали прообразом первых христианских хачкаров, появившихся сразу после принятия христианства, и были призванны засвидетельствовать христианскую веру.

В самых разных местах Армении (впервые — на склонах Арагаца) были найдены высокие стелы с рельефами, иногда с горельефами, скорее всего связанные с погребальными обрядами.

Сюжеты таких изображений традиционны: Григорий Просветитель, царь Трдат III, заточивший Просветителя и умертвивший святых дев Рипсимэ и Гаяне и за это превращённый вместе со своей свитой в стадо свиней, Даниил во рву львином, три отрока в огненной печи, реже — Крещение и Распятие.

Содержание

Изготовление

Что означает слово хачкар

Что означает слово хачкар

Хачкары изготавливаются из базальта, который крайне мало подвергается разрушению. Часто встречаются и хачкары из туфа, поскольку туф легко поддается обработке.

Исторический очерк

Предшественниками современных армянских хачкаров являются раннесредневековые круглые или восьмигранные колонны, квадратные в сечении столбы с врезанными в них крестами и увенчанными свободно поставленными объёмными крестами. Самые древние хачкары, сохранившиеся до нашего времени, датируются IX—X веками, их то и можно связать с этими мемориальными столбами, плоскости которых заняты рельефными изображениями преимущественно на христианские темы.

Например, основание колонны из Арича, [3] имеет равноконечный крест с широкими ветвями, шишками на концах, две широкие полупальметты, произрастающие из нижней оконечности креста, плавно загибаются наружу, а верхушки, их (они приходятся над оконечностями поперечной ветви креста) загнуты в сторону креста. Верхние междукрестья заняты пучками стеблей, верхушки которых также загнуты к кресту.

Хачкар Григора и Мамкан Мамиконянов. 1273 год

Источник

Что такое армянские хачкары и зачем они?

Что означает слово хачкарАрмения – страна густо усыпанная хачкарами, и они являются достаточно важным элементом армянской культуры, чтобы им была посвящена отдельная статья. Если у нас кресты устанавливают, преимущественно, на кладбищах и религиозных объектах, типа церквей, в последнее время – на въездах в населенные пункты, то в Армении хачкары ставятся в самых разных местах, хотя, конечно, ближе к церквям и монастырям их концентрация заметно возрастает.

Что означает слово хачкар Аллея хачкаров возле разрушенного землетрясением храма, Гюмри

Как нам объяснил Миша из «Цахкадзор Тревел», хачкар – это такая материальная форма общения человека с Богом. Если у кого-то случилось что-то хорошее, то в качестве благодарности высшим силам он может установить хачкар. Если кто-то очень просит о чем-то Бога – тоже хороший повод закрепить свою просьбу красивым хачкаром. В общем-то, хачкары ставили по поводу и без повода. На границах обжитых земель – для ограждения от нечистой силы. Правители изголялись в установке хачкаров пошикарнее, дабы все видели, как они круты и боголюбивы.

Что означает слово хачкар Хачкар на озере Севан

О происхождении слова. Достаточно внимательно прочитать начало этого отчета, чтобы догадаться методом аналогий, что хачкар состоит из двух частей, хач – крест, кар – камень. Англоговорящим гражданам может прийтись по душе вариант hach-car (гашишмобиль) или hatch-car (люк-машина), но эти толкования ошибочны, хотя, конечно, гораздо смешнее.

Что означает слово хачкар Гегард, не то хачкар, не то просто крест в пещерном храме

Типичный хачкар (по определению из Я ндекс.словарей) представляет собой каменную стелу с изображением креста, либо в форме креста. Хачкары появились в конце VIII – начале IX в. вместо более ранних вотивных стел и колонн. Каменные плиты из туфа или базальта устанавливали лицевой поверхностью к западу (стране мертвых), группировали по два и три.

Покрывали витиеватой резьбой, как правило включавшей изображение креста. Большие хачкары (2-3 м в высоту) иногда имеют карниз от дождя; малые — вмуровывали в стены храмов или высекали в массиве стены. В XIII-XIV вв. хачкары с особенно изысканным орнаментом устанавливали в честь памятных событий, исторических дат. Рисунки орнаментов не повторяют друг друга. И действительно, посмотрите на приведенные фото поближе.

В общем, хачкар – хороший проверенный веками способ приложения креативных позывов. Не знаешь, что сотворить? Сделай хачкар, лишним не будет: богоугодно, красиво, и есть все шансы, что он переживет своего творца на многие сотни лет.

Что означает слово хачкар Гюмри, хачкары Что означает слово хачкар Гегард, хачкары
Что означает слово хачкар Хачкары на озере Севан Что означает слово хачкар Хачкары на озере Севан

Источник

Хачкар — свидетельство самобытного развития армянской культуры

Что означает слово хачкар

Хачкар — свидетельство и результат самобытного развития армянской культуры, самый характерный символ армянской идентичности.

Что означает слово хачкар

Хачкар в Бжни. Фото © Виген Ахвердян ǁ photo-armenia.com

Первые «крылатые» кресты и крестные композиции в Армении появились еще в IV веке. На рубеже VI–VII веков сложились все предпосылки для возникновения хачкаров.

Появившись в IX веке и достигнув значительного развития в XII–XIII веках, хачкары просуществовали до XVIII века. Эти стелы высотой 1–3 м, шириной от 0,5 до 1,5 м и толщиной 10–30 см, рассеяны по всему Армянскому нагорью: в местах древних поселений, на кладбищах, перекрестках дорог и возвышенностях, у источников, мостов, монастырей, церквей и часовен. Хачкары имеются во многих местах компактного проживания армян. Армянская диаспора «рассеяла» хачкары на пройденных ею дорогах: на Кавказе, особенно в Грузии, в Поволжье и Крыму, в Молдавии и на Карпатах, в Иране и Иерусалиме и т.д.

Самая отличительная особенность хачкара — его растительно-геометрическая орнаментация, созданная посредством непрекращающихся и гибких рельефных линий и формирующихся из них ленточек. Хачкары — памятники открытого пространства, доступные для верующего, которые он может обозреть с близкого расстояния и прикоснуться. Иллюзия бесконечности, создаваемая нескончаемостью линий, — основная черта, придающая видимое таинство и силу Святому знамению (обычно так именуются крест и хачкар в хачкарной надписи). Крест, занимая центральное место в резной композиции, соединяет нижнюю (узоры символизируют земную человеческую жизнь, прошлое, зло) и верхнюю (орнаменты символизируют небо, священное, будущее, добро) части, выступая в качестве всеобщего посредника между верующим и Богом как в земной жизни, так и особенно в конце времен — во время Страшного суда.

Что означает слово хачкар

Хачкары в Ардви. Фото © Виген Ахвердян ǁ photo-armenia.com

Первые хачкары появились в IX веке как результат сформировавшейся в раннем Средневековье символики и иконографии креста и своеобразное отражение и указание на политическую и религиозную независимость страны, достигнутую в результате освобождения от арабского ига. Процесс их формирования начинается имитацией раннесредневековых стел и композиций на плоской поверхности и заканчивается композицией, помещенной в аркообразные или прямоугольные хораны — ниши. Они состояли из креста, опирающегося на розетку и пальметку (орнамент в виде стилизованных пальмовых листьев), гроздей винограда или пальметок, спускающихся с верхних крыльев креста или верхних углов хорана к междукрестью, изображений птиц в разных частях композиции. Самая характерная черта ранних хачкаров — монументальность резьбы. Выступающие на плоском и глубоком фоне высокорельефные узоры, кажется, не принадлежат стеле, а прикреплены к ней.

В ранних хачкарах отсутствует плетеная резьба, компоненты композиции не переплетаются, а как бы соприкасаются и примыкают одно к другому. Лучшие образцы представлены хачкарами монастыря Макеняц, Мец Масрика и Котаванка. Хачкар, принадлежащий монастырю Макеняц и ныне хранимый в Эчмиадзине, блестяще обработан, рельеф высокий, орнаменты подробные, линии четкие и точные.

На трехступенчатом постаменте помещена розетка в форме шара, вправо и влево от которой отходят пальметки, а вверх — трехлинейный крест с парными пуговками на концах крыльев. Шарообразная розетка дает начало и пальметкам, и кресту. Пальметка, достигая горизонтальных крыльев креста, резко выступает наружу, придавая всему узору образ птицы, обладающей роскошными перьями. Перекресток подчеркнут двумя вписанными в ромб окружностями — деталь, которая подчеркивает солнечно-световой характер креста. Разноузорные розетки, помещенные выше на каждой из горизонтальных крыльев креста, по всей вероятности, символизируют солнце и луну, а розетка, высеченная выше креста, — звезду. Эту композицию можно воспринимать как «напоминание» Распятия, однако, если иметь в виду также солнечно-световые компоненты, возможно, что она намекает и на Второе пришествие Христа.

Что означает слово хачкар

Хачкар в Одзуне. Фото © Виген Ахвердян ǁ photo-armenia.com

XI век — окончательная фаза формирования композиции хачкара, когда разрабатывалась его основная структура (обособление хорана узорчатой каймой, выделение карниза посредством резьбы, формирование орнаментальной розетки под крестом), стиль и техника резьбы (сочетание монументальности и декоративности, уточнение геометрического и растительного орнаментов, соединение одно с другим почти всех составляющих композиции посредством плетения). В XI веке в хачкарном искусстве особое место занимают хачкары Хцконка (Западная Армения), уничтоженные турками. Сохранились только несколько фотографий. Это самые ранние хачкары, обнесенные стеной. Их карнизы покрыты прекрасными садовыми композициями: на них вырезаны толстые стволы виноградных лоз с роскошными листьями и гроздьями.

Хачкары Цахацкара имеют ряд признаков периода расцвета хачкаров. Резьба занимает почти всю западную плоскость прямоугольной стелы. Успешно применен рельеф различной высоты: она более высока в поясе, немного ниже в хоране и наиболее низкая непосредственно у креста. Растительные мотивы полностью подчиняются логике геометризации композиции. Его не избежали даже гроздья и листья винограда, которые, благодаря своему символизму, сохранили естественный вид дольше других мотивов.

Для подчеркивания аллегорического смысла винограда мастер изобразил на одном из хачкаров также и кувшины для вина. А одна из розеток нижней части хачкара уподоблена загороженному пространству, где гуляют павлины (на потерянный рай).

Эпоха наивысшего расцвета культуры хачкара — XII–XIII века. Хачкары ставились на высоких пьедесталах, включались в строения типа часовен, помешались в стенах, получали объемные карнизы. С монументализацией хачкаров создаются более благоприятные и доступные условия для ритуала и поклонения. В композиции хачкара получили распространение скульптурные изображения святых и простых смертных, параллельно с гроздьями винограда, плодов граната и цветов лилий кайма хоранов покрывается звездным орнаментом, широко используется красная краска. Типовым становится двух- и трехслойная резьба. Создаются настоящие шедевры искусства, общеармянскую известность приобретают отдельные хачкары и их мастера. Формируются анийская, лори-таширская, арагацотн-котайкская, арцахская, джавахкская, вайоцдзорская, гехаркуникская, нахичеванская школы.

К числу самых классических примеров хачкарного искусства принадлежат хачкары с многослойным геометрическим орнаментом. Игра светотени отдельных узоров и слоев различной глубины придают плите с ограниченной площадью своеобразную просторность и разную глубину. Можно подчеркнуть намного более вытянутые пропорции некоторых экземпляров, выпуклость некоторых деталей и даже полусферический вид розетки подкрестья. Из отдельных черт можно выделить оформление карниза одной или тремя декоративными арочными нишами, где обычно изображается Христос в сопровождении различных святых-заступников. Мелкая, изящная, легкая, беспрерывно плетеная резьба создает впечатление, что поверхность плиты покрыта несколькими слоями кружева. Надпись становится частью художественного украшения. В данную группу входят и самые известные экземпляры хачкарного искусства — два хачкара мастера Погоса из Нор Гетика/Гошаванка (Тавуш), хачкары Момика из Нораванка (Вайоц-Дзор), хачкары колокольни из Дадиванка (Арцах). Хачкары мастера Погоса являются символами хачкарного искусства с их совершенной техникой и композиционной целостностью.

Что означает слово хачкар

Хачкар мастера Погоса в Гошаванке, 1291 год ǁ wikipedia.org

Они выявляют совершенную гармонию как архитектурных форм, так и геометрического сетчатого плетения и растительных мотивов. Целое и отдельное приобретают удивительную художественную равноценность, вследствие чего более ощутимой становится не иерархия, а всеобъемлющая пропорциональность. Розетка в самом верхнем слое трехслойной композиции (ей придана дополнительная сферичность, она как будто уподоблена щиту), кажется, указывает на защищенность и самое высокое место, которого может быть достоин только крест — «недосягаемая башня», как он упоминается в одной их хачкарных надписей.

Многоплановы и многотемны хачкары известного зодчего Момика. Композиционная целостность, создание объема сочетанием плоских слоев, сетчатая и технически безупречная растительно-геометрическая резьба, четко выполненные рельефы свидетельствуют о высоком уровне мастерства.

Момик пытался еще более подчеркнуть, насколько достоин поклонения крест, придав почти настоящую глубину его хорану и нише карниза, в то же время посредством богато украшенных поясов уподобив хачкар архитектурно оформленному порталу.

Что означает слово хачкар

Хачкары Нораванка. Фото © Виген Ахвердян ǁ photo-armenia.com

Пара хачкаров из Дадиванка — самые вытянутые стелы этой группы (ширина составляет 1/3 высоты). Резьба хотя и неглубока, однако сохранен принцип двух- и трехслойной резьбы. Узоры выделяются прекрасным сочетанием геометрических и растительных мотивов, выпуклой надписью на сетчатом глубоком фоне пояса, что является также феноменом в хачкарном искусстве и в армянском искусстве в целом.

XIII век ознаменовался также появлением уникального и чрезвычайно малочисленного типа хачкара, известного под названием «Аменапркич» (Всеспаситель), в котором вместо традиционной растительно-древовидной и иносказательной композиции и креста изображаются Распятие, Снятие с креста, Воскресение, а иногда и Второе пришествие или Праведный суд.

Самые примечательные образцы этой группы восходят к Ахпату, Марцу, Дсеху (Лори), Урцу (Арарат) и, по всей вероятности, были созданы мастером Ваграмом, который оставил свое имя только на хачкаре из Дсеха.

Хачкары Арцаха примечательны изображениями простых смертных. Образ всадника-воина, церемониальное распитие вина перед боем, семейные портреты, скульптуры младенца и матери очерчивают богатое разнообразие народных верований и представлений.

Начиная с XIV века, в условиях политическо-экономического упадка, хачкарное искусство также переживает спад. Хачкары теряют многофункциональность и композиционное разнообразие и превращаются в чисто надгробные памятники. Хачкарная композиция этого периода сочетает многокрестие и полное украшение поля плиты, простые переплетения, прямоугольные сегменты и многоконечные звезды. Резьба становится поверхностной, рельефная линия — шире и и площе, что придает определенный плоский вид всей композиции. Свободное толкование новозаветных тем, внесение народно-личностных элементов в канонические композиции превращают эти хачкары в неиссякаемый источник для исследований народных представлений.

Армяне / отв. ред. Л.М. Варданян, Г.Г. Саркисян, А.Е. Тер-Саркисянц ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ; Ин-т археологии и этнографии НАН РА. — Москва : Наука, 2012. — (Народы и культуры).

Армения. Легенда бытия. Страна, излучающая все круги истории [каталог] / Редакционно-издательский отдел ГИМ. — Москва, 2016.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *