Что означает слово гагауз в переводе с турецкого
Казаклия сегодня
Когда и почему гагаузов стали называть гагаузами?
Греки-урумы гагаузов называют туркофоны(говорящие на гагаузком языке). Грек-туркофон означает, что гагаузы – это урумы, которые говорят по-турецки. О том, как туркофоны стали гагаузами греки говорят так: «Урумы-греки, живущие в Анатолии и в Малой Азии, восстали против османских турок. Тогда османский их и издал приказ, чтобы урумы-греки не говорили на урумском(греческом) языке, а только на турецком. На оснований этого приказа завоеватели называли анатолийских урумов гагауз, т.е. чтобы твой язык был правильным, как государственный язык, чтобы разговаривал только по-турецки, по-османски в османских вилайетах. Слово «гагауз» имеет еще и другое уважительное значение.
Когда османские завоеватели говорили восставшим урумам: «Гага уз, гаган уз олсун.»(прямой клюв, чтобы твой клюв был прямым) и кричали: «Смотрите, чтобы клюв был прямым, не поднимайте носа, головы, не восставай, не будь революционером. Кто не будет гагаузом и не будет разговаривать по-турецки, тот останется без языка».
Выдающийся профессор русской академии В.В.Радлов и гагаузолог Мошков находят, что слово «гагауз» создано из двух слов: 1)гага и 2) уз. Один тюркский народ именовался уз и огуз. Узов татары называли «Огузы», потому что они слов уз произносят как огуз.
Сами же гагаузы утверждают, что они не греко-урумского происхождения.
Один очень видный и умный гагауз 80-летнего возраста из села Авдарма Николай Касым для того, чтобы доказать, что гагаузы не болгары(туканы), дал свою характеристику. Он видит огромные различия между болгарами и гагаузами в языке, в жизни, в быту, в культуре, в обычаях и обрядах. Он показал границу между гагаузов и болгар, подробно описав моральный и физических портрет всех болгар как и мужчин, так и женщин.
После своего описания он сделал несколько выводов:
2 Гагаузы не куманского(половецкого) рода, ибо пишу ориенталист Кера Кун и академик доктор Радлов, а также гагаузолог Мошков, «куманы происходят от татарского рода, от кыпчакских татар, и они говорили на языке кыпчакских татар».
3 Гагаузы не греки-урумы, не болгары и не румыны, не русские, не тюрок-узов, тюрок-огузов, как утверждает профессор Иречек, Мошков, академик Радлов и профессор Манов. Московский митрополит Макарий говорит, что гагаузы истинно тюркского рода.
Гагаузы с прошлых времен научились заниматься политикой, чтобы среди болгар и русских показать, что они болгары, чтобы по этой причине болгары и русские принимали их лучше. Среди урумов и молдаван, румын, гагаузы показывали, что они урумы или румыны, чтобы урумские правители и молдавско-румынские правители(фанариоты) лучше принимали гагаузов. Другие народы хорошо принимали гагаузов, потому что гагаузы вели себя мягко, миролюбиво, уступчиво и честно. Характер гагаузов, обычаи, нравы и сознание говорят о том, что гагаузы тюркского происхождения, что их язык – чисто тюркский язык. Самые известные писатели убедительно показывают, что гагаузы происходят от турок-узов, огузов, от настоящего тюркского рода.
Этногенез гагаузского народа. (часть 2)
Этимология слова «гагауз». Ярким свидетельством того, что узы являются ядром гагаузского этноса, является и глоттоним «гагауз». Он состоит из двух частей «гага + уз. Вторая часть слова гагауз, несомненно, восходит к узам. На Балканах гагаузов включали в состав болгарского населения. Впервые понятие «гагауз» упоминается в работе П. Коеппен, которая называется «Jahrbuch de Dobrutscha – deuschen», St. Petersburg (1854). Глоттоним «гагауз» в первый раз появился в документах переписи населения царской России (1897 г.). После этого исследователи выдвинули различные, порой взаимоисключающие друг друга гипотезы об этимологии слова «гагауз». Их свыше двадцати.
Некоторые историки слово «гагауз» увязывают с именем правителя Анатолийского сельджукского государства Кейкавуса II (1238–1278 гг.). Но их утверждения основаны лишь на внешней схожести слов «кейкавус» и «гагауз». Во главе нескольких тысяч сельджуков Кейкавус находился в Добрудже менее десяти лет. За такое короткое время он никак не мог навязать свое имя многочисленным узам, значительно укрепившим свои общественно-политические позиции в Болгарии. Гагаузы не могли дать себе имя правителя сельджуков, принявших ислам еще на берегах реки Сырдарья. На Балканском полуострове значительная часть узов, являющихся ядром гагаузского этноса, оставалась язычниками. Среди них было и немало христиан. Принадлежавшие к разным родам одного и того же племени Огузов – сельджуки (род кынык) и узы (род кайы) – еще в Средней Азии они вели ожесточенную борьбу по вопросу принять ислам или не принимать. Узы в большинстве своем тогда выступали против этой религии.
Болгарский историк Г. Димитров утверждает, что первая часть слова «гагауз» (га или гага) восходит к санскриту. На этой разновидности языка индоевропейской языковой семьи га или гага означает «потомки, преемники, наследники». Литература, написанная на этом языке, оказала влияние на культуры народов Юго-Восточной и Центральной Азии. Однако полагать, что она могла оказать влияние на неграмотных тюркских кочевников, значит серьезно заблуждаться. В ту эпоху на них оказывала влияние устная исламская или христианская пропаганда, особенно первая. Добавим, что в словарном фонде тюркских языков почти нет (или единицы) санскритских слов. Есть множество и других точек зрения и толкований глоттонима «гагауз». В последние годы в историографии появились и другие ошибочные утверждения, связанные с предками гагаузов.
Не избежал их и профессор Д. Н. Танасогло, сделавший очень многое для развития культуры гагаузского народа. В его работе «Gagauzlarin istoriasi» (Кишинев, 2004) отмечается:
— «современные османские турки являются прошлыми сельджу – ками-огузами» (с. 20);
— «весь тюркский мир говорит на одном тюркско-огузском языке» (с. 21);
— «печенеги, кыпчаки (половцы, куманы) и узы не имеют никакого отношения к этногенезу гагаузского народа» (с. 23).
Так ли это? Первое. После распада Османской империи (1923 г.) нельзя использовать синтагму «современные османские турки». Древние предки османов и сельджуки, действительно, относились к племени огузов, поэтому их можно назвать выходцами из племени огузов. Но они принадлежали к разным ветвям и родам. Древние предки османов – выходцы из рода «кайы» (номер 1) ветви бозоклар, а сельджуки – из рода «кынык» (номер 12) ветви ючоклар. Но это еще не все. «Сельджуки» вышли на историческую арену более чем на три века раньше, чем османы. Последние стали известны лишь в конце XIII – начале XIV вв., когда глава небольшого семейного клана тюрков-тюркмен по имени Осман I в Сёгюте (Турция) создал небольшое княжество. Территорию Малой Азии (Анатолии), в конечном счете, завоевали не только сельджуки-огузы, но все 24 рода племени огузов, а также кыпчаки и некоторые другие тюркские этносы. Тому свидетельство – множество названий сел, рек и озер на территории современной Турции, имеющих отношение к этим родам.
Второе. Несерьезным является и утверждение о том, что весь тюркский мир говорит на одном «тюркско-огузском языке». На тюркско-огуз – ских языках, входящих в группу юго-западных тюркских языков (огузской или туркменской группы), разговаривают тюрки не всего мира, а только народы современной Турции, Азербайджана, Туркмении, Гагаузии, стран Балканского полуострова и азербайджанцы Ирана. К этой группе относится также и османский язык, использовавшийся в Османской империи до провозглашения Турции республикой (29 октября 1923 г.) и перехода (1 ноября 1928 г.) страны с арабского алфавита на латиницу. Комиссия ЮНЕСКО выделила 7 групп тюркских языков. Кроме огузской группы, наиболее крупными являются северо-западная (кыпчакская) и юго-восточная (чагатайская) или уйгурская группа («AnaBritannica», cilt 21, s. 265). Чувашский и якутский языки, например, настолько отличаются от других тюркских языков, что комиссия ЮНЕСКО выделила их в самостоятельные группы. По одному языку в каждой группе.
На наш взгляд, в настоящее время лишь две научные точки зрения имеют основание быть рассмотренными всерьез. Сторонники первого направления утверждают, что слово гаг связано с арабским словом хак (dooruluk – право, правота, причитающееся, правильный, верный). Хак означает также «путь, указанный религией» (dinin izin ettii, gosterdii yol). Известный российский тюрколог Н. Баскаков впервые высказал предположение, что гагаузы (гаг+узы) и (хак+узы) – это понятие одного и тоже смысла («Советская тюркология», 1983,4, Баку, с. 19). Автор считает, что хакогузы являются частью племени огузов. Известно, что термин тюркмен (не путать с названием народа Туркменистана) в историографии появился, когда некоторая часть тюрков начала принимать ислам. В политическом смысле термин («tiirk» + «теп» или «manend») сначала означал «принявший ислам, похожий на тюрка». Он имеет собирательное значение и не относится только к одному из родов огузов или к одному из современных тюркских народов.
Действуя методом исторической аналогии, можно предположить, что та часть огузов, которая отказалась принять ислам, и стала называться «хакогузы», «хакузы». А по мере движения узов к Балканам шел процесс трансформации термина «хакогузы» в «гагаузы». В тюркских языках, как отмечалось, считается нормальным явлением трансформация звука «к» («х») в звук «г». Например, kok oguz – gog oguz. Так слово хак перешло в гаг.
Вывод: Это научное направление имеет право на существование. Однако его окончательно утвердившимся нельзя считать. Почему? Кроме арабского слова хак, имеющего семь значений, в тюркские языки с персидского языка вошло слово hak со значением «земля, почва». Если за основу взять персидское слово, то предкам гагаузов, скорее всего, дал имя конкретный правитель узов (их родоначальник). Из этого вытекает, что во главе общины узов, которые обитали на какой-то конкретной территории, стоял Хака (Гага). Русский востоковед академик В. В. Радлов (автор многотомной серии «Образцы народной литературы тюркских племен», русский этнограф В. А. Мошков («Наречия бессарабских гагаузов»), болгарский исследователь гагаузского происхождения Атанас Манов («Gagauzlar») считают, что гага (гаг) является названием одного из кланов узов (родовых общин), которые были частью племени огузов. Первая часть слова гага или гага могла быть собственным именем главы родовой общины узов. В тюркских языках различные варианты гага или гаг известны.
Известно также и немало случаев, когда не только государства и народы носили имена своих правителей, но и села, долины, реки, крепости. Древние источники утверждают, что имя кыпчак сначала носил конкретный человек, а потом оно стало этнонимом тюркского племени «кыпчаков». Монгольское слово хунну (гунну) есть имя собственное. Под этим именем не одно столетие существовала Гуннская империя. Как отмечалось, в древнетюркском языке слово хунн означает «человек, народ». Ногайская орда получила название от эмира Ногая (правнука хана Джучи, старшего сына Чингисхана). Второго сына основателя и великого хана Монгольской империи Чингисхана звали Чага-Тай. Его именем был назван чагатайский язык. Один из эмиров Измира (Турция), выходец из рода чавулдур племени огузов, носил имя Чака. На севере Черного моря на территории Турции имеется озеро Чага. В этой же стране есть населенный пункт Чага (область Болу). И, наконец, напомним, что село Баймаклия (под Бендерами) расположено на реке Чага (Чака).
В современной Грузии сохранилось кыпчакское название крепости и долины Гаг. Со ссылкой на грузинские источники турецкий историк Фахреттин Кырзыоглу («Kip^aklar», Ankara, 1992, s. 147) утверждает, что имя Гаг (Как) носил один из кыпчакских беков-полководцев – вождь общинного рода Гаглар. Тюркские племена имели «подразделения», каждое из которых называлось по имени предводителя, отмечают авторы двухтомного турецкого издания «История Османского государства, общества и цивилизации», изданного на русском языке (М., 2006, т. 1, с. 6).
Гаг или гага, скорее всего, есть имя правителя части узов (огузов) – какой-то родовой общины (aile, boy). Иначе говоря, узы подчинялись этому правителю или он являлся их родоначальником.
В этой связи уместно провести параллель с сельджуками и османами. Сельджуки были кланом рода кынык племени огузов, их родоначальником был человек по имени Сельджук. Османы восходят к роду кайы также племени огузов. Родоначальником династии османов и основателем государства был Осман Бей. Его имя Османская империя носила 624 года.
Вывод. Второе научное направление более правдоподобно, чем первое. В своей основе Гаг или Гага имеет имя конкретного человека. Некоторые исследователи допускают мысль, что в этногенезе гагаузов мог быть и элемент «гаджалов», небольшое количество которых еще встречается в районе Делиорман (Болгария). Делиорман в переводе с турецкого языка означает «дремучий лес». Есть свой Делиорман и в Румынии, где он называется Телеорман. В XII веке этот регион так назвал византийский историк Кедронос. В XI–XII вв. здесь обитали древние предки гагаузов – узы, печенеги и кыпчаки (половцы, куманы). «Гаджа – лами» назывались те печенеги, которые приняли ислам. Сомневаться не приходится, что в гаджалах имеется и узская и кыпчакская (куманская) кровь. Как христианство, так и ислам, принимали люди, обитавшие на определенной территории. А эти территории на Балканах были заселены разными тюркскими этносами, принимавшими или непринимавшими ту или иную религию в период совместной жизни.
Гаджал (каджал, хаджал), видимо, собственное имя или название клана части печенежского клана. Гаджалы-мусульмане говорят на языке, близком к гагаузскому языку, пишет польский ученый Ковальски («Kuzey-Dogu Bulgaristan Turkleri ve Tiirk Dili»; Turk Dili ve Edebiyati Dergisi, 31 mart 1949, s. 492). Это вполне естественно. Древние предки гагаузов и гаджалов не только восходят к одному и тому же племени – Огузам, но у них и начало слов одно и то же: га. Ученые подчеркивают, что процесс принятия христианства древними предками гагаузов носил длительный и сложный характер. Причина тому – отсутствие у них до конца XII – начала XIII вв. социально-экономических и политических предпосылок для утверждения этой религии среди широкой массы тюркского населения. Печенеги, узы (ядро) и кыпчаки, как создатели гагаузского этноса, по всему маршруту их движения из Средней Азии до Балканского полуострова несколько столетий оставались кочевниками, постоянно вели междоусобные войны.
Значение слова «гагауз»
гагау́з
1. мн. ч. этногр. народ тюркской этноязыковой группы, живущий в Молдавии, на Украине, а также в Болгарии и Румынии
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова ущербить (глагол), ущербил:
Синонимы к слову «гагауз»
Предложения со словом «гагауз»
Понятия со словом «гагауз»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «гагауз»
Население – тюркская народность гагаузы, исповедующие православие.
Результаты этих исследований были обобщены в статье «Материалы по этнографии гагаузов» (1953), где учёный на основе анализа некоторых черт хозяйства и быта пришёл к выводу о кочевом прошлом этого народа.
Кто знал гагауза, понимал суть этой связи.
Синонимы к слову «гагауз»
Морфология
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
гагауз
1 гагауз
См. также в других словарях:
Гагауз — Гагауз, Мирон Ульянович Мирон Ульянович Гагауз (рум. Miron Gagauz) родился 2 января 1954, село Табаки, Болградского района, Одесской области УССР политический деятель в Республике Молдова. Занимал должность министра транспорта и дорожного… … Википедия
Гагауз — м. см. гагаузы 2. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
гагауз — гагауз, гагаузы, гагауза, гагаузов, гагаузу, гагаузам, гагауза, гагаузов, гагаузом, гагаузами, гагаузе, гагаузах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
гагауз — (2 м); мн. гагау/зы, Р. гагау/зов … Орфографический словарь русского языка
гагауз — Украина, Молдавия, Болгария һәм Румыниядә яши, төрки телдә сөйләшә торган халык … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге
гагауз — см. гагаузы; а; м … Словарь многих выражений
гагауз — іменник чоловічого роду, істота … Орфографічний словник української мови
гагауз — гагауз/ … Морфемно-орфографический словарь
Гагауз-пресс — информационное агентство Гагаузии. Было основано 2 марта 2002 в Комрате по решению Исполкома и Президиума Народного Собрания Гагаузии. Основные цели агентства полное информирование мировой общественности об экономической, политической и… … Википедия
Гагауз, Мирон Ульянович — Мирон Ульянович Гагауз (рум. Miron Gagauz) родился 2 января 1954(19540102), село Табаки, Болградского района, Одесской области УССР политический деятель в Республике Молдова. Занимал должность министра транспорта и дорожного хозяйства… … Википедия
Гагаузы
Всего: около 200 000
Молдавия :
147 500 (перепись 2004) [1] [2]
Украина :
31 923 (перепись 2001) [3]
Россия :
12 210 (перепись 2002) [4]
Турция :
5000 (оценка) [5]
Приднестровская Молдавская Республика :
4100 (оценка 2004) [6]
Греция :
3000 (оценка) [5]
Гагау́зы (гаг. Gagauzlar ) — тюркоязычный народ. Общая численность — около 250 тыс. чел. Основная часть проживает в Молдавии. Гагаузский язык относится к огузской группе тюркских языков. Религия — преимущественно православие. В составе Молдавии существует автономное территориальное образование Гагаузия.
Содержание
История
Происхождение
О происхождении гагаузов существует множество различных гипотез:
Хроника
XIII век (1259—1320) — период христианизации тюркоязычных предков гагаузов на Балканском полуострове, оказавшейся возможным главным образом в результате многолетней миссионерской деятельности легендарного Сары Салтыка, который в различных балканских легендах отождествляется с такими христианскими святыми, как святой Георгий, святой Илья, святитель Николай, святой Симеон, святой Наум или святитель Спиридон.
XIV век (1320—1347) — предки гагаузов находились в независимом Карвунском княжестве под предводительством тюркоязычного христианина кыпчакского происхождения Балык Бей. Карвунская земля (Karvunum Terra) находилась на северо-востоке сегодняшней Болгарии с центром в городе Карвуна.
XIV век (1347—1400) — гагаузы в независимом Добруджанском княжестве под предводительством Добрича (сына Балыка), а после него c 1386 г. Иванко (сын Добрича). Добруджа — ныне географическая область северо-восточной Болгарии и юго-восточной Румынии.
XIV—XIX век (1400—1812) — гагаузы внутри Османской империи, в той же Добрудже, территория которой в османских исторических документах упоминается под названием Уз Эйалети, что в переводе на русский значит «провинция народа уз (огуз)».
По статистике численности населения внутри Османской Империи, датируемой 1597 г., в г. Варна проживали:
Так как по данной статистике болгар среди народов проживающих в Варне в 1597 году нет, следует вывод, что болгары начали заселять Варну относительно недавно. Другой вывод — титульным народом города Варна являлись гагаузы, так как на балканском полуострове тюркоязычными христианами являются только гагаузы.
В конце XVIII и начале XIX века, в связи с ослабеванием Османской империи, территория Балканского полуострова фактически впала в анархию. Этот период известен в истории Балкан как кырджалийство, по бандам Кырджалы, терроризировавшим народы балканского полуострова. В связи с этим явлением, а также в связи с тем, что на балканах уже много лет шла война между Российской и Османской империями, а Россия предлагала выгодные условия жизни в Бессарабии, многие крестьяне, в том числе часть гагаузского населения, эмигрировали с территории Балканского полуострова на территорию Бессарабии.
XIX—XX век (1812—1917) — эмигрировавшие гагаузы в Российской империи на территории Бессарабии.
Гагаузы в XIX—XX вв.
После поражения Османской империи в войне с Россией 1877—1878 годов, Болгария получила право административной автономии в составе Османской империи.
Статистика населения гагаузов в г.Варна и её окрестностях до 1878 г.:
Статистика населения гагаузов в Варне после 1878 г. (статистика Градешлиева):
В советский период развивалась и гагаузская культура. Был создан алфавит на основе кириллицы, издавались словари, школьные учебники, книги: «Легенданын изи» (След легенд, 1974), «Узун керван» (Длинный караван, 1985), «Жанавар йортулары» (Праздники волка, 1990) и многие другие.
Одежда
В конце XIX века женщины носили полотняную рубаху, безрукавное платье с фартуком, большой чёрный платок поверх тонкого белого платка (мода). В зимнее время надевали платье с рукавами, суконную кофту и меховую безрукавку. Обязательны серьги, браслеты, бусы, в том числе ожерелье из золотых монет (лифт). Мужская одежда: рубаха, широкие суконные штаны, широкий красный пояс (кушак), шляпа — летом, каракулевая меховая шапка (калпак) — зимой. У пастухов обычная рубаха сочеталась со штанами из овчины (мешин) мехом внутрь; меховая безрукавка и короткая куртка из овчины (кюрк), иногда декорированная красной или зелёной строчкой.
Национальная кухня
В народной кухне оседлых гагаузов прослеживаются многие черты кочевого быта (в особой обработке молока, хранении мяса, творога, брынзы в шкуре и т. д.). Важное место в питании занимал хлеб. Популярны пироги, в том числе слоёные с брынзой (кывырма), круто наперченные соусы (манджя), холодцы (пача). Традиционный гагаузский обряд курбан (известный по описаниям середины XIX века), сочетавший приготовление пшеничной каши (булгур) с жертвенным бараном, а также сохранившийся культ волка позволяют просматривать этнокультурные связи гагаузов, с одной стороны, с балканским миром, а с другой — с кочевыми степными цивилизациями.
Генетика и фенотип гагаузов
Описания и высказывания о гагаузах
Религия
Религия гагаузов — православие. Часто можно встретить утверждение, что гагаузы — единственный тюркоязычный народ, исповедующий христианство. Однако, это не так: основной религией современных чувашей, кряшенов, нагайбаков, якутов, хакасов и шорцев также является православие. Гагаузы — один из немногих тюркских народов Европы, принявший христианство и в то же время не потерявший свое этническое самосознание и тюркский язык, как это случилось, например, с потомками гуннов, булгаров, куманов и других тюркских народов, проникших в Европу в процессе Великого переселения народов.