Что не относится к личностной адаптации детей с овз

Доклад на тему: «Социальная адаптация детей с ОВЗ с учетом индивидуального (личностного) развития)

Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, то есть посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе.

Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, прежде всего – системы ролей социальных. Реализуется в общении и деятельности – в семье, школе, трудовых коллективах и пр.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.

Школа – это место, где создаются условия, позволяющие адаптироваться к жизни детям с ОВЗ.

Цели школы в адаптации учащихся с ОВЗ состоят:

— способствовать снижению тревожности детей в период адаптации;

— коррекция эмоционального состояния ребенка;

— обеспечить усвоение правил школы – интерната;

— развивать социально-приемлемые и полезные способности;

— развивать коммуникативные умения;

— формировать навыки самообслуживания и личной гигиены.

Самая главная цель в работе с детьми с ОВЗ – это конечно социально-бытовая адаптация. Это, то к чему стремятся педагоги школы, мы должны выпустить воспитанников в самостоятельную жизнь. Основной задачей педагогов является целостный процесс становления личности ребенка с ОВЗ, подготовка к жизни и труду в современном мире.

В нашей школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Для социализации данной категории учащихся важно дать им трудовые знания, умения и навыки, которые пригодятся в жизни. Созданные в школе условия способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, адаптацию к общественной жизни и решению сопутствующих проблем – социально-бытовых, досуговых, нравственно-этических. Эта среда должна компенсировать, насколько это возможно, ограничения жизнедеятельности детей с ОВЗ, позволяя им после окончания школы выступить на рынке труда в доступных для них областях.

Дети с ОВЗ испытывают большие трудности адаптации в окружающем мире. Причины затруднений связаны с особенностями их развития. Играют роль в этом и ограниченные возможности общения. Если ребенок, развивающийся в норме в силу своих возможностей, мотивированных потребностей черпает эти знания не только в школе, семье, но и самостоятельно, перерабатывая поступающую информацию из окружающего мира, то дети с ОВЗ имея такой дефицит как недоразвитие познавательной деятельности, самостоятельно не могут получить необходимые знания для успешной социализации.

Дети с ОВЗ отстают от своих сверстников. В силу тяжести интеллектуального нарушения, они быстро забывают правила поведения в разных жизненных ситуациях, у них затруднено формирование умений и навыков, необходимых в обычной жизни. Они часто приступают к выполнению поставленной задачи без должной ориентировки в ней, без анализа её условий, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств достижения цели.

Создание оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ в условиях интерната является первоочередной задачей всего коррекционно-воспитательного процесса. Поэтому мы стараемся использовать все возможности воспитанников, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции и ориентироваться в окружающем.

— Создание условий для управления личностными мотивами поведения;

-Расширять и совершенствовать круг культурных потребностей;

-Развивать умение анализировать собственную деятельность;

-Формировать стремление добиваться результатов и доводить начатое дело до конца;

-Развивать стремление к познанию окружающего мира;

-Создавать условия для корригирования (исправления) психических процессов;

-Исправлять искаженное представление о жизни;

-Формировать навыки и потребности в труде, в определении достойного места в обществе.

Работая с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях школы – интерната, уделяем особое внимание формированию жизненных навыков (личной гигиены и самообслуживания), играющих важную роль в охране здоровья и способствующих правильному поведению в быту и в общественных местах.

В процессе повседневной работы с детьми мы стремимся к тому, чтобы выполнение элементарных правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались с годами. Дети приучаются к выполнению элементарных правил: мыть руки с мылом перед едой, после использования туалетом, одеваться по погоде и т.д. Использовать индивидуальные средства гигиены: полотенце, расческу, зубную щетку. Вся эта работа формирует навыки личной гигиены и предполагает, что дети всегда должны быть опрятными и учатся замечать неполадки в своем внешнем виде и самостоятельно или при помощи взрослых устранять их.

Гигиеническое воспитание неразрывно связано с воспитанием культурного поведения: приучаем правильно сидеть за столом, аккуратно есть, пользоваться столовыми приборами. Привлекаем к дежурству по столовой, классу, спальне, таким образом, дети четко усваивают обязанности дежурных. Поддержание порядка воспитывает у детей с ОВЗ аккуратность, дети могут самостоятельно замечать беспорядок и по возможности устранять его.

Современная жизнь требует нового качества образования. Школа должна сформировать у выпускников готовность к успешной интеграции в общество, способность реализоваться в жизни. Данная задача очень значима и для нашего учебного заведения.

Дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими сверстниками, закончившими общеобразовательные школы. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения. Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, несмотря на свои особые возможности, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.

Социализация – это непрерывный коммуникативный процесс, в котором участвует личность и общество. Но общество в целом недостаточно готово к милосердию и постоянной поддержки детей с ОВЗ. В связи с этим, в учебно-воспитательном процессе школы должна быть заложена и реализовываться идея социализации личности с использованием компенсаторных возможностей индивидуально каждого учащегося.

Выпускник школы должен найти своё место в жизни, стать полезным обществу человеком, востребованным, успешным в той области трудовой деятельности, которую выберет. Определиться с выбором учащимся помогают уроки трудового обучения и профориентации.

Ведущими уроками для успешной социализации являются: уроки профильного обучения, домоводства или социально-бытовой ориентировки.

В нашей школе-интернате профильный труд представлен столярным делом и швейным делом. В рамках кружковой работы воспитанники приобретают практические навыки по работе на приусадебном участке, декаративно-прикладному творчеству и т.д. Большую роль для успешной социальной адаптации учащихся играют уроки СБО. Учащиеся получают теоретические знания и практические умения и навыки по ведению домашнего хозяйства, приобретают привычки по самообслуживанию, прививаются морально-этические нормы поведения, воспитываются навыки общения, которые бывают необходимы при посещении различных учреждений, организаций.

На уроках столярного дела учащиеся получают элементарные навыки владения столярными инструментами и их назначением. Выполняют простые операции обработки древесины. На уроках швейного дела воспитанники производят изделия необходимые для школы.

Для того чтобы самореализоваться в мире труда, воспитанник должен не только хорошо ориентироваться в мире профессий, но и иметь правильное представление о себе, о своих интересах и возможностях, сильных и слабых сторонах, о ценностях и притязаниях. Еще в школе он должен соотнести себя с несколькими профессиями, исследовать, какая область профессиональных интересов ему ближе всего, получить медицинскую консультацию по поводу своих трудовых возможностей, попробовать себя на практике в интересующих видах труда. Только после этого можно принимать решение о выборе профессии, причем необходимо помнить, что это еще не окончательное решение, что в течение жизни придется несколько раз менять вид деятельности, профессию, место работы.

Немаловажную роль в социальной адаптации воспитанников играют воспитательные занятия, которые ежедневно проводятся воспитателями. Воспитанники знакомятся с семейной азбукой, семейной экономикой, культурой ведения дома; с азами права; уроки здоровья и ОБЖ способствуют формированию положительного отношения к здоровому образу жизни; изучают культуру поведения, самопознание, саморазвитие, самовоспитание, а так же получают необходимые знания по трудовому воспитанию и профориентации.

Воспитанники принимают активное участие в конкурсах по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству, в общешкольных мероприятиях. Что позволяет раскрыть их таланты.

Подводя итоги хочется сказать о том, что создание оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ возможно лишь при тесном взаимодействии всех специалистов учреждения (социального педагога, медицинского работника, психолога, логопеда, дефектолога, учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования). Наша совместная работа даст свои плоды в виде быстрой адаптации наших воспитанников к изменяющимся условиям в обществе, их коммуникативную активность и открытость личности для получения знаний.

Источник

Адаптация детей с ограниченными возможностями в школе

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в школе

на педагогическом совете

Первый год обучения ребенка в школе – это очень сложный период в жизни маленького школьника. Это и новые условия жизни и деятельности ребенка, и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач. Меняется режим дня, требуется мобилизация всех сил ребенка.

Поэтому адаптация к школе происходит не сразу, это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

В социально – педагогическом аспекте под адаптацией подразумевается выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды.

Адаптация в школе – довольно сложный процесс для любого ребенка, а тем более для ребенка с ОВЗ.

Из-за особенностей развития у детей с ОВЗ затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Эти дети испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм. Все эти особенности предопределяют трудности, с которыми может столкнуться ребенок с ОВЗ при общении со сверстниками. Младшие школьники часто акцентируют внимание на особенностях внешнего вида и поведения одноклассника, могут сторониться его или даже вступать в открытый конфликт.

Индикатором трудности процесса адаптации к школе служат изменения в поведении детей. Это может быть следующие проявления: заторможенность; депрессия; чувство страха; нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.

Одной из основных задач школ, в которых реализуется инклюзивная практика, является включение детей с ОВЗ в социальное пространство, их социальная адаптация в общеобразовательном классе. Этот процесс должен управляться педагогами, специалистами сопровождения образовательного процесса, координатором инклюзивного образования и пройти так, чтобы вызвать минимум дискомфорта и у ребенка с ОВЗ, и у его одноклассников.

Адаптация в условиях школы путем реализации специальных программ («Доступная среда», «Безбарьерная среда», «Особый ребенок»). Здесь на первый план выступает создание специальной материально-технической базы для обеспечения комфортного доступа ребенка с ОВЗ к образованию. Одним из общих правил адаптированной образовательной среды является критерий ее доступности для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Образовательные учреждения, обеспечивающие сопровождение таких детей, должны учитывать как общепедагогические, так и специальные требования к оборудованию и оснащению личностного пространства для ребенка с ОВЗ. Особенно это касается технического оснащения всех сфер жизни ребенка: осуществление бытовых нужд, формирование социальной компетентности, социальной активности ребенка.

Третье направление инклюзивного образования с учетом ФГОС НОО предполагает психолого-педагогическое сопровождение социализации ребенка с ОВЗ в условиях школьного сообщества. Это направление предполагает наличие в штате школы медицинского работника, психолога, тьютора и т.п.

Основная нагрузка и ответственность за результаты адаптации ложится на педагогов начальной школы. Нецелесообразно пытаться изменить поведение гиперактивного ребенка, внушая ему нормы и правила поведения. С данным ребенком необходимо работать в этом направлении путем вовлечения ребенка в групповые виды деятельности с одноклассниками, поручая ему несложное задание. Для создания благоприятных условий для включения ребенка с ОВЗ в социальное пространство необходима, прежде всего, работа с коллективом, в котором он находится.

Если ребенок по поведению сильно отличается от остальной группы, то желательно провести предварительную беседу с учениками. Нужно сказать им примерно следующее: «Ребята, с вами вместе будет учиться новый ученик, его зовут. Когда он придет в класс, вы увидите, что ему трудно. (усидеть на месте, запоминать материал, легко общаться с другими, отвечать на вопросы и т.д.). Но он будет стараться и со временем научится это делать лучше. Отнеситесь к нему с терпением и пониманием. Вы можете ему помогать. Это будет очень хорошо».

Если ребенок сильно отличается по внешнему виду (например, передвигается на коляске), то детям следует рассказать о том, почему он не может ходить. Рассказывать нужно спокойным голосом, без лишних подробностей.

Если ребенок по своему поведению (и внешнему виду) не сильно отличается от остальных, то необходимости в проведении специальных бесед нет. Возникающие проблемы могут решаться в обычном режиме. Вполне возможно, что дети спросят, почему с одним учеником сидит еще один взрослый. На это можно ответить: «Он помогает Тане писать, ей пока трудно самостоятельно писать».

Со временем, когда дети лучше узнают друг друга, острота вопросов о непохожести их одноклассника обычно спадает. Дети просто привыкают и при соответствующем контроле со стороны взрослых стараются помогать своему другу, испытывающему сложности Рассказ о ребенке с особенностями развития должен быть больше похож на инструктаж, нежели на погружение в суть проблем их одноклассника. Для детей начальной школы важна четкая информация о том, как себя правильно вести.

Ответы на «каверзные вопросы»

«А почему он такой?» Сначала можно поинтересоваться у того, кто спрашивает «он такой?»: «А какой?» Исходя из того, что ответит ребенок, строить свой ответ.

– О физических проблемах ребенка (ДЦП и другие нарушения движения) можно сказать: «Так случилось, что когда. (имя ребенка) был совсем маленький, он заболел и его мышцы перестали его слушаться. Его мышцы не могут сгибаться и разгибаться так, как ему хотелось бы».

– О поведенческих проблемах (аутизм, гиперактивность) можно сказать: «. (имя ребенка) трудно общаться, усидеть на месте, но он старается научиться, он очень этого хочет, поэтому и пришел учиться с вами».

– О необычной внешности (синдром Дауна, шрамы на лице, гемангиомы) можно сказать: «Так случилось, что, когда. (имя ребенка) был совсем маленький, работа его организма нарушилась. А потом, когда организм стал развиваться дальше, это нарушение осталось. Но в остальном. (имя ребенка) – обычный ребенок, такой же, как ты» (говорится тому, кто задает вопрос).

– О других проблемах (медлительность, сниженный слух, сниженное зрение, задержка психического развития и пр.) говорится: «. (имя ребенка) трудно видеть мелкие картинки, слышать тихие звуки, быстро понимать задания, но если ему помочь, то он обязательно справится».

В конце каждого ответа обязательно скажите: «А в остальном. (имя ребенка) такой же, как все. Он любит. Ему интересно. Он хочет. » и т.п

Проводя различные тренинги, игры, коллективные дела, нужно показать коллективу, что все люди разные, что особенности внешнего вида – это не препятствие для общения, а также то, что гораздо продуктивнее сотрудничать друг с другом, а не конфликтовать.

Возможна реализация проектов, акций, где дети могут познакомиться с разными сторонами жизни людей с ограниченными возможностями.

При создании необходимых условий для социализации ребенка с ОВЗ всеми специалистами образовательного учреждения, а также при правильной организации процесса включения данного ребенка в общеобразовательный класс, совместное обучение с особыми детьми способствует развитию таких необходимых навыков и личностных качеств всех обучающихся, как: социальная компетентность, толерантность, навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение. В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента. В итоге, они понимают, что у каждого человека есть право быть «другим». Дети осознают, что «мы разные, но не чужие».

С другой стороны, нужно и самого ребенка научить правилам общения с одноклассниками. Объяснить, как важно быть вежливым, внимательным к сверстникам — и общение в школе будет только в радость.

Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуется для того, чтобы маленький ученик освоился в школе. Несомненно, главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе принадлежит учителю. Ему нужно постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, чтобы ребенку хотелось идти в школу, было стремление получать знания. Учитель должен создать для ребенка ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками.

Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны с особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ребенка. В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ученика.

Предварительное знакомство ребенка со школой и классным помещением при встрече в августе, вместе с родителями.

Вся семья может пройтись по школе, посмотреть, где находится столовая, спортивный зал, туалет. Будет хорошо, если ребенок и его родители заранее познакомятся не только с учителем и тьютором, но и с другими взрослыми — специалистами сопровождения, учителями-предметниками, охранниками и др.

Во время посещения класса, будущий ученик может заранее выбрать место, которое ему нравится, посидеть за партой. В этом случае, уже с первых дней обучения, снизится его тревожность, обусловленная неизвестностью, большим количеством новых незнакомых людей вокруг.

— когда захотел в туалет;

— когда необходимо идти в столовую;

— когда следующий урок — физкультура;

— когда класс идет на прогулку;

— когда необходимо подготовиться к следующему уроку;

— когда звенит звонок и т. д.

Очень важно так организовать пространство внутри классной комнаты и вне ее, чтобы дети могли на некоторое время уединиться, отдохнуть от шума. В классе это может быть ширма, «палатка» и др. Как правило, побыв в одиночестве на перемене или даже на уроке, ребенок готов снова включиться в работу и взаимодействие.

Если ребенок не может выдержать в стационарном положении все 35—40 минут урока — встает, разговаривает, перемещается по классу, тьютор или учитель разрешает ему отдохнуть — выйти в игровую зону из-за парты, посидеть в «домике», но при этом важно регламентировать время отдыха — например, с помощью песочных часов, одобряя ситуацию, когда ребенок возвращается к работе с классом по прошествии ограниченного временного периода. Результатом деятельности учителя и тьютора будет ситуация, когда ученик с ОВЗ начинает и заканчивает работу на уроке вместе со всеми детьми.

Адаптационный период в 1 классе не заканчивается, т.к. ребенок постоянно приспосабливается к различным условиям в течение всего периода обучения в школе. А наша задача ему в этом помочь.

Источник

Медицинские интернет-конференции

Языки

Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Долматова Е.С., Назаркина А.С., Шелудько О.С.

Резюме

В обзоре представлены данные о проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Отражены осо­бенности личности, таких детей, которые влияют на их социальное развитие.

Ключевые слова

Обзор

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в настоящее время остается одним из приоритетных направлений специальной педагогики и психологии. Актуальность проблемы возрастает в связи с увеличением числа таких детей. Количество детей с отклонениями в развитии, с инвалидностью в России за последние пять лет выросло на 9,2%[10]. Согласно данным министерства здравоохранения Саратовской области на 01.01.2015г. численность детей с ограниченными возможностями здоровья составляет 6374 ребенка.

Под термином «дети с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ) в научной литературе понимают таких детей, которые имеют какие-либо ограничения в повседневной жизнедеятельности, непосредственно связанные с физическими, психическими или иными дефектами.

Можно выделить такие категории детей с ОВЗ:

1. дети с нарушениями зрения;

2. дети с нарушениями слуха;

3. дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

4. дети с задержкой психического развития(ЗПР);

5. дети с нарушениями речи;

6. дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

7. дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

8. дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

В силу ряда объективных и субъективных причин ребенку с ограниченными возможностями изначально гораздо сложнее стать субъектом социализации.

Процесс социализации осуществляется на протяжении всей жизни человека в деятельности, в общении и самосознании и представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит систему знаний, норм и ценностей, которые позволяют ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные роли и культурные нормы.

С 90-х годов XX века социализация детей с ОВЗ стала рассматрива­ться как самостоятельная проблема в исследованиях.

Исследования И.П. Помещиковой, В.А. Друзя, А.И Клименко показали, что особенности психики и физиологии детей с особенностями развития могут привести к снижению способности к адаптации, таким образом усложняя возможности социализации и жизни в обществе. [5]. Личностное развитие индивида изначально не соответствует эталонам, установленным в обществе. По этим причинам многие дети с ограниченными возможностями здоровья адаптируются к особой среде, что препятствует их социальной интеграции в сфере образования, общественной жизни в целом[12].

Назарова Н.М. в своих трудах обозначает социализацию как «процесс и результат ос­воения человеком знаний и навыков общественной жизни, выработки обще­принятых стереотипов поведения, освоения ценностных ориентации, приня­тых в обществе, которые позволяют полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия» [1]. Автор полагает, что в нашем государстве имеет место «покровительская» позиция людей в отношении детей с какими-либо особенностями развития. Такого рода по­зиция меняет все нормальные отношения человека и внешней среды, вырабатывает потребительские паттерны поведения у людей с ограниченными возможностями. На сегодняшний день, теория социальной реабилитации людей с ограниченными возможно­стями, определяет предоставление для каждого индивидуума одинаковых возможностей полноценного участия в абсолютно любых сферах человеческой жизни. Жизнеобеспечение и самообслуживание, общение, отдых и социализацию, Назарова Н.М. определяет понятиями независимого образа жизни [1].

Шипицына Л.И. определяет социализацию как «становление ребенка в системе социальных отношений как компонента этой системы, то есть ребе­нок становится частью социума, при этом происходит усвоение им элемен­тов культуры, социальных норм и ценностей» [11].

Социализация для детей с различными проблемами в развитии вызывает очень большие трудности. Вопрос о подготовке этих детей к самостоятельной жизни, учебе и будущей работе вызывает дискуссии. Связь детей с ограниченными возможностями с окружающим социумом может достигаться лишь специальными мероприятиями, направленными на психолого-педагогическое сопровождение таких детей в ходе обучения и воспитания. Инте­грацию детей с ограниченными возможностями здоровья в социум можно понять, как «самосовершенствование данного социума, его воздействие на формирующуюся личность ребенка и участие в данном процессе интеграции непосредственно самого ребенка».

Исследователи выделяют в личности ребенка с ОВЗ осо­бенности, которые препятствуют его социальному развитию. Андросова Г.Л. предложила вариант изучения этих особенностей и условно разделила их на три группы: «Я как самоценность», «Я и ты», «Я и мир». Эти группы позволяют систематизировать данные особенности и акцентировать свое внимание на природе и структуре их содержания[2,3].

Первую проекцию характеризуют такие особенности, как неадекват­ность самооценки, отсутствие устойчивой иерархии мотивов, ведущего вида деятельности и неспособность к целеустремленным действиям.

Б.И. Пинский указывает, что у определенных детей выделяется пониженная и слабая самооценка; эти дети очень зависят от оценки со стороны окружающего мира. У других, детей с более глубокой степенью проблем в развитии, самооцен­ка чуть завышена; такие дети почти не реагируют на оценку со стороны. Следует понимать этот феномен как «определенную независимость от внешней оценки». Это явление может возникнуть даже у низко оценивающих себя детей, но привыкших к собственным ошибка и создавшим себе определенную защиту от внешнего мира[8].

Теоретическое исследование особенностей самооценки ребенка с ОВЗ говорит о своеобразии ее развитии с возрастом и возможности ее метаморфоз.

Физиологической базой эмоций и чувств является сочетание связей, образующихся в коре больших полушарий и в подкорке. Снижение деятельности всей высшей нервной системы и снижение уровня и скорости психического развития ребенка с проблемами развития соответствует его эмоциональным процессам и имеет ряд специфических особенностей.

У детей с ограниченными возможностями можно увидеть такие черты, как постоянно меняющиеся желания и отсутствие мотивации к долгосрочным целям. Причину такого поведения можно объяснить тем, что у такого ребенка снижена активность функций головного мозга и слабый тонус всей когнитивной сферы. У таких детей нет оптимального уровня импульсивных реакций для осуществления волевого акта: они могут начать какое- то дело, не закончить его до конца, а потом совсем о нем забыть.

В составе второй проекции особенности личности детей с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются через деловое и межличностное общение, а также через особенности поведения. Здесь отмечается некая необдуманность действий, недостаточная воз­можность критически их осмыслить. В межличностных отношениях можно отметить индифферентное отношение к своему положению в трудовой группе и лабильность. Деловое общение характеризует затрудненность, неудовлетворенная потребность в общении как в процессе[2,3].

И.Г. Еременко в своих научных исследованиях изучал осо­бенности взаимоотношений между детьми с ОВЗ. Недостаточная и часто ошибочная мотивация выбора приятеля, ин­дифферентное отношение к своему положению в группе, лабильность во взаимоотношениях. Автор поясняет причину такого рода особенностей низким уровнем самосознания воспитанника, ограниченностью мотивационной основы его деятельности и трудностью формирования характера, а также недоразвитием общественной направленности [6].

Е.И. Разуван подчеркивает, что дети с ОВЗ испытывают большие трудности при общении со сверстниками и людьми вокруг. У них почти не развито такое понятие как ини­циатива в общении. Они легко вступают в контакт с близкими и давно знакомыми им людьми, но большие проблемы вызывает знакомство с новыми людьми. Школьная среда для таких детей является частым фактором прекращения общения [9]. Специфика состава учащихся является важным фактором формирования межличностных отношений у ребенка с особенностями здоровья. Суженный круг интересов, отношений, ограниченность связей определяются особенностями психики и свойств личности такого ребенка. Отношения, которые он строит, находятся на уровне чувств и переживания, они носят субъективный, неосознанный характер, чаще всего являются ситуационными и практически не устойчивыми. [4].

Третья проекция имеет в своей основе склонности личности и ее профессиональную направленность, своеобразие представлений об окру­жающей среде, понятие о ценностных ориентациях. Здесь имеется незрелость профессиональных интересов, их недостаточная осознанность и устойчи­вость. Представления об окружающем мире неточны и фрагментарны, они не от­ражают существующих взаимоотношений[2,3].

Если подросток с развитым интеллектом ко времени окончании школы имеет нормальную самооценку, то стремление к овладению профессии неуклонно возрастает, у него появляется желание заниматься трудовой деятельностью. Основной мотив выпускников специальных школ чаще всего имеют подражательный характер. Подростки часто не понимают смысл той или иной профессиональной сферы деятельности, они отталкиваются от того, насколько она им привлекательна. [7].

В результате психокоррекционной работы с такими детьми можно заметить явную динамику мотивационной направленности и личностного роста. Чаще всего у воспитанников специальных школ сужен круг интересов, практически не развито понимание себя как личности, нет стремления к личностному росту. Большинство детей с ОВЗ считают себя полностью подготовленными к самостоятельной жизни, у них нет переживаний за свое будущее, что обусловлено малым числом контактов с окружающими людьми и завышенным уровнем притязаний.

Авторы отмечают, недостатки эстетического развития детей с ОВЗ, при этом, такого рода недостатки не представляют собой какого-то стабильного состояния. Психолого–педагогическая коррекция и вклад самой семьи в воспитание ребенка с ОВЗ дает возможность увидеть быстрые результаты детей в нужном направлении. У ребенка улучшается эмоциональный фон, личность структурно меняется и оздоравливается, появляются новые варианты преодоления трудностей; появляются хобби и новые увлечения. Выпускники специальных школ постепенно включаются в трудовую деятельность по свой специальности и легко приобщаются к профессиональным коллективам. Возникновение сложностей можно заметить в сферах, которые отличаются от трудовой: в личной жизни и в свободное время таким людям бывает непросто распределить собственное время и правильно его использовать.

В результате анализа литературы по заявленной теме, можно отметить, что, несмотря на наличие специфических особенностей детей с ограниченными возможностями, все исследователи отмечают имеющиеся возможности личностного развития изучаемых детей. Таким образом, целесообразно говорить о психологических резервах процесса социализации относительно детей с ОВЗ и о том, что сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности.

Литература

1. Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. и др. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высших. пед. учебн. заведений.; Под. Ред. Н.М.Назаровой // 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр ″Академия″, 2001.

2. Андросова Г.Л. Социальное становление подростка с интеллектуальной недостаточностью. – Сургут: РИО СурГПИ, 2004.

3. Андросова, Г. Л. Курс «Социально-бытовая ориентировка» как педагогическое средство социализации подростка с нарушением интеллекта. 2003.

4. Долгобородова Н.П. Понимание сути некоторых общественно-исто­рических понятий учащимися вспомогательной школы. В сб.: Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников / Отв. ред. Г.И. Данилкина. Л. //1971.

5. Друзь В. А., Клименко А. И., Помещикова И. П. Социальная адаптация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами физического воспитания // Физическое воспитание студентов. – 2010. – № 1.

6. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. Киев. 1985.

7. Материалы к проекту программы воспитальной работы во вспомогательной школе-интернате. Под ред М. И. Кузьмицкой. М. // Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961.

8. Пинский Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы/ Науч. исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР // М.: Педагогика, 1985.

9. Разуван, Е.И.Формирование умений делового общения у учащихся старших классов вспомогательной школы / Разуван, Е.И. // Дефектология : научно-методический журнал : издается с января 1969 года : выходит раз в два месяца / ред. В.И. Лубовский. – 1989. – №3 1989.

10. Число детей-инвалидов в России выросло за пять лет почти на 10% // Интерфакс, 2015. [электронный ресурс]. URL: http://www.interfax.ru/russia/445003 (дата обращения: 18.11.2015)

11. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта // 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005.

12. Юлдашева О. Н. Семейная социализация детей с ограниченными физическими возможностями: условия и факторы: Автореф. дис. … канд. социол. наук. – Уфа, 2010.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *