Что означает слово фудшеринг
Что такое фудшеринг
Материал подготовлен волонтером движения фудшеринга в России Еленой.
Всю жизнь я хотела заняться благотворительностью, поучаствовать в чем-то общественно полезном. Понятно, что мир в одиночку изменить не планировала, но даже небольшой вклад был бы очень ощутим, вот только вклад этот хотелось сделать во что-то реальное.
Знакомство
Однажды увидела по ТВ репортаж на тему фудшеринга. Что удивило, фудшеринга в России. Я представляла, что это такое: экологический проект, возникший в Германии, смысл которого в спасении от утилизации списанных, невостребованных, но пригодных в пищу продуктов и передаче их тем, кто в них нуждается. Не очень верилось, что кому-то удалось этот опыт адаптировать для нашей страны. Я из интереса забила слово в браузере, нашла группу ВКонтакте про Фудшеринг, ожидая увидеть редкие формальные публикации и много рекламы. Приятно удивило, что ожидания не оправдались, реклама отсутствовала вообще, а группа была насыщена постами с предложениями бесплатной еды. Стало интересно, в чем подвох.
Я посмотрела, как люди общаются в группе, записываются на раздачи. Атмосфера была очень дружелюбной, впечатление осталось приятное. Подумала, а возможно ли человеку “с улицы”, который нуждается в продуктах, записаться на раздачу и что-то получить. На случай, если не обман, и забирать еду придется, выбрала вариант поближе и записалась. В личные сообщения мне написали адрес, я подъехала, опасалась, конечно, кто его знает. К подъезду спустился мужчина, волонтёр группы, отдал мне пирожные, пожелал приятного аппетита и ушел. Я была в шоке: в Москве незнакомый человек отдал мне бесплатно и без какого-либо обмена еду (как позже узнала, любой обмен, не говоря уже про продажу, в группе запрещен). Я осмотрела пирожные, понюхала и решила попробовать, оказалось вкусно! Получается, Фудшеринг в России есть, и он реально работает!
Отдам еду даром
К группе я прониклась, стала посматривать посты и читать комментарии. Очень располагало, что это не просто перечень объявлений, а некое сообщество людей, ориентированных на заботу об экологии и помощь другим. Посты видела самые разные: и от человека, оказавшегося без денег в чужом городе, и от бригады рабочих, которых обманули с зарплатой, и от многодетной семьи, которой необходимо было продержаться хотя бы до зарплаты. В группе есть специальный раздел “Накормите”, но многие не знают и просят помощи на стене.
Хотелось как-то поучаствовать, стать чем-то полезной, но еды, вот как назло, покупала в последнее время нужное количество, лишней не оставалось, и поделиться мне было нечем. Увидела, что и в Москве, и в Санкт-Петербурге группа проводит бесплатные обеды. Была мысль поехать, ну, если не с готовкой помочь, хотя бы просто на подхвате, но по времени все не получалось.
Обратила внимание, что иногда ищут новых волонтеров, правда, как-то все было неблизко, но вот однажды вечером сложилось. Нужен был волонтёр в пешей доступности от моего дома, забирать выпечку из пекарни и раздавать ее нуждающимся. Не думала, что на моей кандидатуре остановят выбор, так как в жизни группы тогда активного участия не принимала и вообще состояла недавно, но решила попробовать.
Как ни странно, мне написал куратор, рассказал что и как. Так начался мой волонтерской опыт. Забирала продукты у партнеров фудшеринга, раздавала в группе, либо передавала в фонды помощи многодетным, неполным, малоимущим семьям, инвалидам и бездомным, с которыми группа активно сотрудничает. Волонтерство мне понравилось, люди трогательно благодарили за еду, слышала много тёплых слов и добрых пожеланий, как в адрес группы, так и партнеров, без которых, собственно, нам раздавать было бы нечего. Мне стало очевидно, что польза от деятельности есть. Так я и нашла простой, доступный способ помогать людям и экологии.
Присоединяйтесь
Наверное, и протекали бы мои волотерские будни относительно спокойно, но однажды куратор предложил мне съездить и самой пообщаться с несколькими точками общественного питания на фестивале. Было страшно, очень страшно, но я решила, что если выдавлю из себя хоть пару фраз и не сбегу, можно уже считать победой. Так начала общаться с новыми партнерами.
Может, моя искренняя увлеченность сыграла роль, может, сразу попались исключительно приятные люди, но продуктов дали столько, что не могла сдвинуть с места. Хорошо, что группа помогла, и нашелся доброволец, который выручил. С тех пор прошло немало времени, познакомилась благодаря фудшерингу с огромным количеством интересных людей, к нам примкнули новые партнеры и фонды, многим помогаем, но скольким бы помочь еще хотелось.
Каждый день приносит новые и новые задачи. Сегодня, например, впервые написала заметку о своем опыте фудшеринга, поэтому строго не судите. Если хотите к нам присоединиться, передавать невостребованную продукцию непригодную для продажи тем, кого она очень выручит, или просто поделиться лишней бутылкой кефира, пишите: elena361986@mail.ru
Спасибо, что прочитали и, надеюсь, до встречи в группе!
Что такое фудшеринг и почему его распространяют люди по миру?
Знаете ли вы, что треть продовольствия, производимого на планете Земля, ежегодно уничтожается. Да! Вот такая вопиющая бесхозяйственность! Но, к счастью, есть спасение – фудшеринг!
Фудшеринг, как явление, зародилось в Германии, в Берлине. Там же приобрело характерные черты и методы организации. Оттуда начало распространение в другие страны и государства.
Сторонники этого движения называют себя «фудсейверами». И они убеждены, что еде не место на помойке. Съедобная и пригодная к употреблению, еда должна быть употреблена по назначению, и потому делают все, что в их силах, чтобы такой порядок вещей восторжествовал. «Слоган проекта — «делиться едой вместо того, чтобы выбрасывать». Сервис бесплатен и работает благодаря усилиям волонтёров. Целью проекта является борьба с повседневным выбрасыванием пригодных в пищу продуктов и повышении уровня информированности об этой проблеме в обществе.» — https://ru.wikipedia.org/wiki/Foodsharing.de
Где берут фудсейверы еду для выполнения своей высокой миссии? Законно ли то, что они делают? Есть ли подражатели этого гуманитарного проекта в России? Рассказывает ведущий поисковый интернет ресурс www.4banket.ru.
Основные источники еды для фудшеринга: какие они?
Не удивительно, что проблема бездарно пропадающей качественной еды взволновала в первую очередь немцев – нацию аккуратистов и порядка. В основе идеи лежит законопослушание немецких граждан. Продукты, которые нельзя больше продавать, подлежат уничтожению. Но, если найдется кто-то, кто заберет эту еду, то хозяин убьет сразу двух зайцев: избавится от хлопот по утилизации негодной для продажи еды и доброе дело сделает, карму свою почистит.
Важно: волонтеры-фудсейверы прежде, чем приступить к своей деятельности, подписывают правовое соглашение, которое обязывает их распределять еду исключительно бесплатно. А предприятие, после того, как передало еду фудсейверу, больше не несет за нее ответственность.
Не нужно путать фудшеринг с другими западными благотворительными организациями, распространяющими бесплатную еду. Например, немецким банком продовольствия «Tafel». Во-первых, фудсейверам без разницы, кто берет их еду, обеспеченный или нуждающийся, богатый или бедный. У них одна цель – пристроить еду в хорошие, заинтересованные руки. Во-вторых, фудшеринг не брезгует продуктами с истекшим сроком годности. Разумеется, речь не идет об откровенной тухлятине, но йогурт, который завтра лишится права находиться на полке супермаркета, для фудшеринга – тот самый «клиент».
Кроме супермаркетов, с фудсейверами охотно сотрудничают владельцы крупных отелей. Каждое утро там накрывают завтраки. Организуют изобилие шведского стола. Ради этого распечатывают фабричные упаковки круассанов, сосисок, котлет, блинчиков… Выкладывают на подносы, подают гостям отеля. Когда завтрак заканчивается, оставшуюся еду следует выбросить, так как обратно запаковать нельзя, ибо на следующее утро будут новые фабричные упаковки, закрытые и целостные, как положено по инструкции.
И вот тут приходят на помощь они – добрые ангелы с пустыми пакетами – фудсейверы! Остатки буфета – их добыча.
Рестораны и кафе, расположенные в крупных торговых центрах, также сталкиваются с проблемой утилизации непроданной за день еды. Заготовки для салатов, суши с конвейера суши-бара, пиццы, сэндвичи и пироги с витрины, сосиски, успевшие попасть на гриль, но не дождавшиеся покупателя, – все это будет на помойке к моменту закрытия заведения, если не подоспеют фудсейверы. Они спасут сосиски, роллы и пиццы от верной гибели на помойке и на помощь лишней еды, наготовленной столовой, придут, и в пекарне вечером заберут хлеб утренней выпечки, и у владельца овощного лотка… Ведь утром все должно быть «с нуля», теплое и дышащее свежестью.
Факт: в Германии есть закон, согласно которому все магазинные продукты из холодильника подлежат уничтожению, если холодильник не работал более 40 минут. Например, по причине отключения электричества.
Средняя немецкая пекарня ежедневно бесплатно избавляется по 20-50 кг лишней выпечки.
Основные пути сбыта еды фудсейверов: какие они?
С самого начала, задумка фудшеринга заключалась в локальном источнике сбыта. Фудсейвер брал еду для себя, членов своей семьи, друзей. По мере того, как количество еды увеличивалось, и аппетитов семьи становилось недостаточно, сфера сбыта продуктов расширялась.
В принципе, никого не волнует, кто именно заберет у тебя пакет с лишними упаковками чипсов и йогуртов. Это могут быть и кухни для бездомных, приюты для беженцев, разного рода благотворительные учреждения.
Интернет очень помогает найти адресата, стоит только бросить клич и назначить место и время встречи, чтобы передать еду из рук в руки.
Как правило, фудсейверы очень быстро «обрастают» клиентской базой и проблем со сбытом продуктовых излишков у них не возникает. Хотя следует признать, что эта волонтерская деятельность требует определенного напряжения времени и сил. Ведь нужно спланировать встречу, сходить на нее или принять у себя дома.
Но, кстати, именно эта сторона и привлекает некоторых в фудшеринг. Людям нравится общение и новые знакомства, которые неизбежны при этом виде деятельности. Также это очень приятно – получать и делать подарки. Всегда присутствует элемент сюрприза: что на этот раз дадут в ресторане/ булочной / магазине?
Как стать фудсейвером?
Для начала нужно записаться на официальном сервере фудшеринга, ознакомиться с правилами этой организации. Их немало! Затем заполнить опросник. Он становится доступным только после ознакомления с правилами.
Когда все эти шаги сделаны, следующий – запись в определенную группу. У каждой – своя специализация на каком-то определенном объекте, будь то магазин или ресторан.
Объект назначает определенные время и дни для передачи излишков/остатков еды, так что придти, когда вздумается у фудсейвера не получится. В этом деле ценится пунктуальность. Опаздывать на встречу нельзя.
На заметку: фудсейвер волен выбирать, в какую группу записаться – подходит ли ему расположение обслуживаемого объекта и график работы.
Если все это – встречи, время, пунктуальность, группы – слишком сложно, можно вообще ни в какую группу не записываться, а бесплатную еду все равно получать. Для этого наведываться в пункты обмена фудшеринга и брать из стоящих там холодильников, что понравится. Фудсейверы постоянно в них что-то закидывают из своих излишков.
Также можно записаться на сервере фудшеринга и, без прохождения тестов, просматривать содержимое «корзин с едой». Эти корзины создают те, у кого дома скопились съедобные излишки. В указанное время явиться по указанному адресу и забрать эту еду, совершенно бесплатно.
Как поживает фудшеринг в России?
Фудшеринг в России пока делает первые робкие шаги в лице Фонда продовольствия «Русь», который начал деятельность в 2012 году – стал заключать договоры с производствами на вывоз продуктовых излишков. А с 2015 года «Русь» отправилась «в массы». Сегодня этот «банк еды» имеет свою доску объявлений в соцсетях.
В России, в отличие от более сытой и благополучной Германии, фудшеринг ставит своей первоочередной задачей – доставить еду тем, кто, действительно, в ней остро нуждается. У нас это — больше благотворительность, чем развлечение и охота за халявой. Также российский фудшеринг распределяет и средства гигиены, одежду, детские вещи через «Корзины доброты» и прочие благотворительные проекты.
Фудшеринг в России и мире: как решается проблема пищевых потерь
Об экспертах: Антон Губницын и Тимур Жетписов, гендиректор и аналитик ТИАР-Центра. ТИАР-Центр — независимый аналитический центр и консалтинговая компания, которая помогает корпорациям и органам власти эффективно внедрять принципы устойчивого развития в управление бизнесом и территориями.
Ежегодно в России образуется около 17 млн т пищевых отходов. Если добавить потери, образующиеся в цепочке поставок, включая сельхозпроизводство, переработку, логистику и хранение, общий объем потерь — 42 млн т в год. Решить эту проблему может фудшеринг.
Фудшеринг — это распределение продуктов питания с подходящим сроком годности среди тех, кто в них заинтересован — нуждающихся, эко-активистов и тех, кто твердо встал на путь ответственного потребления. В России работают несколько типов фудшеринг-сервисов.
Примером служит фонд продовольствия «Русь», распределяющий значительные объемы продуктов питания среди благотворительных организаций по всей стране. С фондом сотрудничает около 20 разных НКО в 57 регионах России.
Проект foodsharing.ru объединил активистов идеей спасения продуктов питания и предотвращения образования пищевых отходов. Волонтеры забирают еду в кафе, столовых и магазинах, сотрудничающих с сервисом foosdsharing.ru, и распределяют среди заинтересованных. В сообществе проекта около 50 тыс. человек.
Мобильные приложения продают еду из кафе и ресторанов со скидкой 50-80%. Среди наиболее популярных в Москве и Петербурге — EatMe, LastBox, DoggyBag и другие.
Такие группы существуют в основном во «ВКонтакте», где обычные пользователи делятся оставшейся едой друг с другом. Пожалуй, самая многочисленная из этих групп — петербургская «Отдам еду даром», которая объединяет более 69 тыс. пользователей. Также сравнительно крупные группы (более тыс. участников) существуют в Петрозаводске, Набережных Челнах и Архангельске.
Несмотря на такое разнообразие, все фудшеринг-сервисы, работающие сегодня в России, спасают только 7 тыс. т еды. Сравните этот объем с 17 млн т потерь в рознице и домохозяйствах: это менее половины процента. 17 млн т продовольствия — объем, эквивалентный годовому рациону 30 млн взрослых человек. Это больше, чем официальное количество россиян, живущих за чертой бедности (около 20 млн человек).
Как можно максимизировать объем спасения еды с помощью фудшеринга и помочь в решении проблемы голода и роста пищевых отходов?
Фудшеринг в мире
Так, сервис Tabete из Японии, предлагающий еду со скидкой более чем в 600 барах, ресторанах и пекарнях Токио, пережил настоящий бум популярности во время карантина, когда объем предложения более чем удвоился с февраля по март. Приложение позволило пользователям поддержать любимые заведения, а бизнесу компенсировать потери от отсутствия в Токио туристов и закрытия торговых залов, что крайне актуально для России во время новой волны коронавирусных ограничений.
После объединения с сервисом lebensmittelretten.de, на немецкой платформе foodsharing.de появилась возможность делиться едой с другими людьми и сотрудничать с магазинами и супермаркетами. С тех пор предложение резко выросло и количество пользователей сервиса увеличилось более чем в четыре раза.
Например, сервис Olio из Великобритании позволяет размещать и искать объявления не только с едой, но и с другими, в том числе hand made, товарами. За счет удобного приложения, целой экосистемы и партнерства со многими локальными производителями, Olio стал наиболее популярным фудшеринг сервисом в США и Великобритании.
Как спасти больше еды?
Сейчас в России нет онлайн-платформы, которая завоевала бы рынок, как когда-то это сделал в Европе сервис Olio, насчитывающий 2.3 млн пользователей. Подобная платформа позволила бы сделать еду с подходящим сроком годности доступной миллионам пользователей. Такая шеринг-модель в принципе базируется на масштабе сообщества: ведь именно его участники генерируют и спрос, и предложение. Нет участников — нет и шеринга.
Еще одно важное ограничение — особенности российского государственного регулирования. Например, сегодня компаниям в нашей стране дешевле утилизировать продукты, чем отдавать их на благотворительность. При безвозмездной передаче налоговая нагрузка (НДС и налог на прибыль) может составлять до 40% стоимости товара. Не многие бизнесмены готовы доплачивать 40% налогов за свои добрые дела. В июне проблему удалось частично решить — принят закон, освобождающий от налога на прибыль продукты питания, передаваемые на благотворительность, в объеме не более 1% от выручки компании. Благотворительные организации очень ждут такого же решения и в части НДС.
Есть сложности и с санитарно-эпидемиологическими требованиями, которые, например, запрещают реализовывать фрукты и овощи с нарушенной целостностью кожуры. При этом такие продукты могут быть вполне съедобными. И даже если их нельзя продавать по сниженной цене, разумно было бы оставить возможность их передачи нуждающимся. Самое главное — даже не существующие в законодательстве барьеры, а отсутствие стимулов предотвращать образование пищевых отходов.
Как в других странах законодательство регулирует фудшеринг?
Чего еще не хватает в России для развития фудшеринга?
Наконец, еще одна сложность в развитии фудшеринга, которую мы наблюдаем в России — низкая вовлеченность производителей продуктов, розничных сетей, кафе и ресторанов в предотвращение пищевых потерь и отходов. Некоторые представители крупного бизнеса, в том числе Nestle, Mars, PepsiCo, X5 Retail Group, «Магнит», передают еду на благотворительность даже в условиях дополнительного налогового бремени. Но их единицы и их общий вклад — менее половины процента от существующих ежегодных потерь.
Стимулировать крупный бизнес к работе в этом направлении помогло бы развитие практики нефинансовой отчетности и даже введение обязательной нефинансовой отчетности для компаний с оборотом от 10 млрд руб., в том числе работающих в потребительском секторе. Такой законопроект уже подготовлен Минэкономразвития. Минимизация продовольственных потерь напрямую связана с целями устойчивого развития ООН — ликвидацией голода, развитием ответственного потребления и производства, борьбой с изменением климата. А потому работа в этом направлении принципиально важна для всех компаний, публично заявляющих о своей приверженности устойчивому развитию
Отметим, что кризис, вызванный мировой пандемией COVID-19, еще сильнее показал проблему пищевых потерь. Перебои в цепях поставок, вызванные карантинными ограничениями, панические закупки в магазинах, остановка работы общепита — все это создало волну пищевых потерь и отходов. При этом работа многих фудшеринг-сервисов, как коммерческих, так и некоммерческих, была затруднена либо вовсе заблокирована. Так, предложение упало на 45%, хотя спрос на их услуги вырос на 15% (по результатам опроса, который мы провели в апреле 2020 года).
Какое место может и должен занять фудшеринг в жизни современного человека и современного города? Это инструмент для решения социальных и экологических проблем, не создающий дополнительных бюджетных расходов. Взгляните на каршеринг в Москве: власти столицы однажды осознали пользу совместного использования автомобиля. Одна машина может быть использована 8-10 автомобилистами каждый день, что гораздо эффективнее личных машин, стоящих у дома или офиса большую часть дня. Фудшеринг может стать инструментом социальной защиты — распределяя еду среди нуждающихся, и мерой экологической политики — избавляя полигоны от трети бытовых отходов.
Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.
Что такое фудшеринг и как он работает в России
Фудшеринг — это движение, цель которого состоит в обмене продуктами питания между членами сообщества, чтобы как можно меньше еды было выброшено.
Фудшеринг необходим миру по трем причинам:
Юридическая сторона вопроса
По закону в России компании обязаны заплатить НДС в размере 20%, если они захотят безвозмездно передать продукты на благотворительность. Также им придется заплатить налог на прибыль, а это еще плюс 20%. Из-за этого многим сетям легче выкинуть еду, чем передать ее нуждающимся.
Есть еще один закон — Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Его 22 статья регламентирует, что остатки еды нельзя просто выкинуть в обычный мусорный бак. Для их утилизации необходимо заключить договор с компанией, у которой есть соответствующая лицензия. При этом на практике небольшие сети кафе или ресторанов чаще выбрасывают еду в ближайшую мусорку.
В 2020 году депутат Госдумы Олег Николаев разработал законодательную инициативу, по которой можно было бы получить льготы для бизнеса, который жертвует продукты на благотворительность. Его поддержал первый зампредседателя комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Николай Валуев.
В мае 2020 года Госдума приняла закон о налоговом вычете за имущество, которое бизнес передал НКО. Благодаря нему компании теперь могут передавать товары или денежные средства на благотворительность в размере не более 1% от выручки без уплаты налога на прибыль. Общественники в июне попросили Совет Федерации расширить закон и также отменить НДС на продукты, которую компании безвозмездно передают на благотворительность.
Фудшеринг в России
Для того, чтобы стать благополучателем «Руси», необходимо заполнить специальную анкету на сайте. К заявке необходимо приложить документы, которые подтвердят потребность в продуктовой помощи, и описать, почему нужна помощь.
Организатор проекта «Фудшеринг Москва» Константин Пономарев рассказал, чтобы стать волонтером проекта, надо зарегистрироваться на сайте и пройти тест на знание правил сообщества. Затем волонтера оповестят, когда рядом с ним появится новая точка, с которой можно будет спасать еду.
Точки питания отдают самую разную еду, и условия вывозов тоже разнятся: где-то обязательно нужно иметь с собой многоразовую тару для еды, на какие-то точки ездят только автоволонтеры. По нашим правилам участник должен хотя бы половину еду передавать тому, кто нуждается в продуктовой помощи, но не может по объективным причинам делать вывозы самостоятельно.
Еще во многих городах России есть фудшеринговые группы во «ВКонтакте». Чтобы их найти, достаточно вбить в поисковике слово «фудшеринг» и название города. В них люди отдают излишки продуктов, например, недоеденный суп или не понравившиеся суши. Там же можно найти предложения от пекарен, овощных баз или кафе. По поиску во «ВКонтакте» можно найти около 600 тематических групп.
По данным «ТИАР-Центра», всего благодаря фудшеринг-сервисам в России удается спасти только 7 тысяч тонн еды, что составляет меньше 1% от выбрасываемой еды.
Участие бизнеса в фудшеринге
У нас появилась потребность отдавать продукцию, которую мы не реализовали. Выкидывать еду не гуманно, но сам ты тоже не сможешь это все физически съесть. Мы нашли фонд продовольствия “Русь”, заключили с ними договор и с радостью делимся каждый день своим хлебом. Да, [продукты] могут быть не такими свежими, как утром, но они пригодны в пищу.
Спасибо, что дочитали до конца!
Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.
По всем вопросам обращайтесь на [email protected]
Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь»
Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
р/с 40703810701270000111
в ТОЧКА ПАО БАНКА «ФК ОТКРЫТИЕ»
к/с 30101810845250000999
БИК 044525999
Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» в отношении обработки персональных данных и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных