Что означает слово фотография светопись цветопись
Значение слова «светопись»
СВЕ’ТОПИСЬ, и, мн. нет, ж. (устар.). Фотография. [Перевод слова фотография.]
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
све́топись
1. устар. то же, что фотография; получение изображений посредством оптического аппарата на основе действия света на светочувствительные вещества ◆ Вот, например, искусство посредством солнечного света делать верные снимки с лиц человеческих и с разных других предметов французы называют дагерротипом; а ведь мы умели же это новое изобретение назвать по-русски — и, воля ваша, слово «светопись» понятнее и вернее французского слова «дагерротип», которое, как я слышал, ровно ничего не значит. М. Н. Загоскин, «Москва и москвичи», 1842—1850 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: шпагоглотатель — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
ФОТОГРАФИЯ
Полезное
Смотреть что такое «ФОТОГРАФИЯ» в других словарях:
Фотография — Наиболее распространенный ныне тип визуального изображения, основанный на технике репродуцирования. Возникновение Ф. связывают с именами француза Жозефа Нисефора Ньепса (1765 1833) и парижского диорамиста Луи Жак Манде Дагера (1787 1851). Если… … Энциклопедия культурологии
ФОТОГРАФИЯ — ФОТОГРАФИЯ. 1) Способ получения изображений посредством света на светочувствительных материалах. 2) Фотографический снимок. Фотография изобретена в 1839 году. Она разделяется на чёрно белую и цветную. Изображение на снимках чёрно белой фотографии … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства
ФОТОГРАФИЯ — (греч. светопись) представляет механизированный способ получения изображений при помощи специального аппарата на светочувствительных поверхностях. Фотографический аппарат в своей схеме представляет камеру обскуру вычерненную внутри коробку, на… … Большая медицинская энциклопедия
фотография — снимок, фотоснимок, фото, фотокарточка, карточка; мурло, моська, харя, позитив, рожа, сепия, фотоизображение, фотосалон, фотопортрет, лицо, физиономия, фотоателье, личность, хрюкало, ряха, фоторобот, фотка, термофотография, фотомордочка,… … Словарь синонимов
ФОТОГРАФИЯ — ФОТОГРАФИЯ, фотографии, жен. (от греч. phos свет и grapho пишу). 1. только ед. Получение изображений предметов с помощью оптического аппарата (камеры) на светочувствительных пластинках. «В последнее время он пристрастился к фотографии.»… … Толковый словарь Ушакова
ФОТОГРАФИЯ — Если вы выглядите как ваше фото на загранпаспорте, вам, вероятно, необходимо отдохнуть за границей. Видоизмененный Эрл Уилсон Некоторые лица на негативе выглядят позитивнее. Доминик Опольский В наше время все существует ради того, чтобы… … Сводная энциклопедия афоризмов
ФОТОГРАФИЯ — совокупность методов получения стабильных во времени изображений предметов на свето чувствит. слоях (СЧС) путём закрепления фотохим. или фотофиз. изменений, возникающих в СЧС под действием излучения, испускаемого или отражаемого объектом.… … Физическая энциклопедия
Фотография 51 — Фотография 51 рентгенограмма волокон натриевой соли тимусной ДНК в B форме, полученная Розалин Франклин (англ. Rosalind Elsie Franklin) в 1952.[1][2][3] Эта рентгенограмма послужила главным толчком к открытию двуспиральности ДНК… … Википедия
фотография — ФОТОГРАФИЯ, карточка, снимок, фотоотпечаток, фотоснимок, спец. позитив, разг. отпечаток, разг., пренебр. фотка, разг. фото, разг. фотокарточка, разг., шутл. фотомордочка … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
История фотографии или как писать светом.
Фотография. Искусство, появившееся в 1830-е и приобретшее широкую известность десятилетием позже. Сегодня это хобби одно из самых быстрорастущих, а индустрия производства фототоваров имеет многомиллиардный оборот. Вместе с тем, не каждому известно значение таких слов как «камера-обскура» или даже «выдержка», не многие слышали о таких именах, как Анри Картье-Брессон или даже Энни Лейбовиц.
Сегодня мы заглянем в прошлое и рассмотрим, как эта удивительная техника создавалась и развивалась, потому что не познав славного прошлого – не построить великого будущего.
Камера-обскура
Еще до изобретения фотографии, люди были знакомы с принципами, на которых она в итоге была основана. Они могли создавать изображения на стене или листе бумаги, однако фотопечать в то время была невозможна, поскольку сохранение светового изображения оказалось более сложной задачей, чем его проецирование. Инструмент, использовавшийся для работы с изображениями назывался камера-обскура (что в переводе с латыни означает «темная комната») и он существовал за несколько столетий до появления фотографии.
Считается, что камера-обскура была изобретена примерно в XIII-XIV столетиях, однако в летописи арабского ученого Хасана ибн Хасана, X в., описаны принципы работы камеры-обскуры, на которых в итоге была основана аналоговая фотография.
Камера-обскура в сущности представляет собой тёмную закрытую коробку с отверстием в одной из стенок. Отверстие должно быть достаточно малым относительно размера коробки чтобы камера-обскура правильно работала. Принцип её работы основан на законах оптики: свет, проходящий через крошечное отверстие, трансформируется и создает изображение на встречаемой поверхности, которой является стенка ящика. Изображение было зеркальным и перевернутым, однако современная аналоговая камера работает примерно таким же образом, отличаясь только наличием зеркала и пленки для сохранения созданного светом изображения.
Фотографию, и сам способ её создания, всегда называли убийцей изобразительного искусства. Однако считается, что принципы фотографии широко использовались художниками Ренессанса – Леонардо Да Винчи, Микеланджело и другими. В середине XVI столетия итальянский ученый Джованни Баттиста делла Порта, написал эссе о том, как можно использовать камеру-обскуру чтобы облегчить рисование. Он проецировал изображение людей, стоящих снаружи камеры-обскуры на холст внутри неё (камера-обскура в данном случае была большой комнатой) и затем рисовал по полученному изображению или копировал его.
Процесс использования камеры-обскуры выглядел очень странным и пугающим для людей в те далекие времена и Джованни Баттиста вынужден был отказаться от своей идеи после того, как его арестовали по обвинению в колдовстве.
Рисунок изображает работу в камере-обскуре как это выглядело в то время.
Несмотря на то, что лишь немногие художники Ренессанса признавали, что пользовались камерами-обскурами, считается, что их использовали большинство. Причиной не признавать этого открыто был страх подвергнуться обвинению в оккультизме или просто нежелание признаваться в том, что многие художники считали некоторым обманом.
Сегодня можно констатировать, что камера-обскура была прототипом современного фотоаппарата. Несмотря на то, что она выглядит ненужной сегодня, многие люди все ещё находят её занятной и используют для целей искусства или просто для забавы. Установка пленки и запечатление изображения было логическим продолжением.
Если вы пожелаете создать камеру-обскуру – в сети можно найти массу примеров и советов как это сделать.
Изобретение фотокамеры
Первая фотография, насколько нам известно, была сделана в 1825 г. французским изобретателем Джозефом Ньепсом. Она изображает вид из окна в Ле Гра. У этого изображения мало художественной ценности помимо того, что это первая фотография, из когда-либо сделанных и дошедших до нас.
В связи с особенностями технологии, экспозиция длилась восемь часов, так что солнце на фотографии успело пройти с востока на запад, осветив обе стороны изображенного здания. На этой фотографии, конечно, нет никакой композиции, поскольку в то время фотография рассматривалась не как искусство, а как техническая инновация.
Как уже говорилось выше, к этому времени люди уже знали, как спроецировать изображения, но они не моги сохранять и «записывать» свет. Ньепс придумал использовать нефтепродукт, так называемый «иудейский битум». Битум затвердевает под воздействием света, а незатвердевшее вещество можно было затем смыть. В качестве носителя Ньепс использовал отполированные металлические пластины, а полученное на них негативное изображение можно было покрыть чернилами и напечатать как литографию. Одной из множества трудностей этого метода являлось то, что металлические пластины были тяжёлыми, дорогими в производстве и требовали много времени для тщательной полировки.
В 1839 году сэр Джон Гершель нашел способ изготовить первый стеклянный негатив вместо металлического. В том же году он придумал термин «Фотография», производный из греческий слов, означающих «свет» и «писать». Несмотря на то, что процесс стал проще, а результат лучше – потребовалось еще много времени чтобы фотография стала широко известна.
В начале фотография либо использовалась художниками как подспорье в работе или во всяком случае следовала тем же принципам, что художественные полотна. Первыми широко известными фотопортретами были одиночные или семейные снимки на память. Наконец, после десятилетий усовершенствований и исправлений, массовое использование фотокамер началось с камер Eastman Kodak. Они вышли на рынок в 1888 году с лозунгом «Вы нажимаете на кнопку – мы делаем всё остальное».
В 1901 году была представлена камера Kodak Brownie, ставшая первой коммерческой камерой на рынке, доступной среднему классу. Камера делала только черно-белые снимки, но была очень популярной благодаря своей эффективности и простоте использования. Цветная фотография, несмотря на то, что разрабатывалась на протяжении XIX столетия, не нашла коммерческого воплощения до середины XX века. Учёные в начале века не могли сохранить цвет достаточно надолго, он пропадал со временем в связи с несовершенством рецептов. Несколько способов цветной фотографии запатентовали в 1862 году два французских изобретателя, работавших независимо друг от друга: Луи Дюко дю Орон и Шарль Кро.
В итоге, первая работающая цветная фотопластинка появилась на рынке в 1907 году. Использовавшийся в ней метод был основан на экране из фильтров. Экран позволял фильтровать красный, зеленый и/или синий свет. Фотопластинка затем обращалась с получением позитивного изображения. Использование этого же экрана в процессе фотопечати позволяло получить цветную фотографию. Данная технология, слегка доработанная используется до сих пор. Красный, зеленый и синий – основные цвета для телевизионных и компьютерных экранов, с этим связан и режим RGB (red+green+blue) в многих графических приложениях.
Первую цветную фотографию, изображение клетчатой ленты, сделал в 1961 году знаменитый шотландский физик Джеймс Клерк Максвелл, известный за свои работы в области электромагнетизма. Несмотря на большое влияние, оказанное данной фотографией на развитие фотоиндустрии, имя Максвелла редко вспоминают за это. Причина в том, что изобретения в области физики затмили собой достижение в фотографии.
Первым в мире снимком с человеком в кадре была фотография «Бульвар Тампль» Луи Дагера, сделанная в 1839 году. Экспозиция длилась около 10 минут, что делало невозможным сфотографировать людей на оживленной улице, однако удалось снять человека, которому полировали ботинки достаточно долго для того, чтобы он появился на фотографии.
Имена в фотографии
Альфред Стиглиц
Вместе с тем, что изобретение фотографии привело к новым научным достижениям и развитию индустриального мира, фотография стала частью повседневной жизни и направлением искусства. Одним из людей, стоявших у истоков искусства фотографии был Альфред Стиглиц, американский фотограф и покровитель современного искусства. Многие полагают, что именно Стиглиц сделал фотографию искусством, которым она является сегодня.
Уличные фотографии Стиглица широко известны за его авангардистский подход. Его фоторабота была революционна тем, как он фотографировал натюрморты и что он привнес в фотопортреты. Альфреду принадлежали несколько арт-галерей в Нью-Йорке и он представил американской публике многих европейских художников-авангардистов.
Но самым важным была позиция Стиглица, что фотографы – тоже художники. Он вместе с Фредом Холландом Деем основал «Фото-Сецессию», первое фотохудожественное движение, ставившее своей главной задачей показать, что фотография – это не только объект на изображении, но и работа фотографа, благодаря которой объект был сфотографирован.
Стиглиц проводил различные выставки, где фотографии оценивали сами фотографы. Любопытно, что в то время фотографии в основном оценивались художниками, поскольку в фотографах видели в большей степени учёных. Стиглиц также продвигал фотографию через созданные им журналы, такие как «Camera Notes» и «Camera Work».
Феликс Надар
Феликс Надар (настоящее имя – Гаспар Феликс Турнашон) был французским карикатуристом, журналистом и – с появлением фотографии – стал фотографом. Он наиболее известен как инициатор использования искусственного освещения в фотографии. Надар был дружен с Жюлем Верном и, как говорят, весьма вдохновлял писателя: его считают прототипом Мишеля Ардана, героя романа «С Земли на Луну». Надару также приписывают публикацию первого фотоинтервью в 1886 году.
Несмотря на некоторые новаторские идеи, портреты Надара следовали тем же академическим принципам классического портрета. Он был известен за портреты многих знаменитостей, таких как Жюль Верн, Александр Дюма, Пётр Кропоткин и Жорж Санд. Как вы можете увидеть на следующих изображениях, эти портреты имели классические композицию и стиль.
Анри Картье-Брессон
Работы этого француза повлияли на поколения фотохудожников и журналистов по всему миру. Несмотря на вышеизложенное, его работы также глубоко художественны. Уйдя из жизни в 2004 году, Анри Картье-Брессон оставил после себя культурное наследие и философию. Использованная им 35-мм камера стала стандартом, а его цитаты были включены во многие книги по теории фотографии. Несмотря на известность и влияние, существует очень мало фотографий этого человека. Он не любил когда его фотографировали и стеснялся своей славы.
Начала светописи
История развития фотографии, тем не менее, насыщена событиями, личностями и открытиями и похожа на извилистую тропинку с тупиками, ответвлениями и, конечно, просветами в глубине чащи. Светочувствительная матрица цифровика имеет долгую череду предшественников, не худших чем она, просто других.
За словом «дагерротип» (в современном понимании) прячутся десятки забытых изобретений, интерес к которым жив и сегодня. Старые фотопроцессы — не просто забава фриков. Многих фотографов они привлекают и широтой возможностей художественного самовыражения, и простотой использования фотоматериалов. И, наконец, тем, что каждая ступень процесса от прохождения светового луча сквозь объектив до появления изображения на светочувствительной поверхности — каждая ступень умопостигаема и проста, как винт Архимеда. Как просты действительно красивые вещи, которыми хочется заниматься всю жизнь.
Я выбрал около двух дюжин понятий из истории фотографии, разделив их на четыре раздела. Первый раздел посвящен начальной стадии развития светописи. В нем задаются основные точки отсчета. Второй раздел посвящен фотопроцессам с металлическими солями — алхимии превращения света в магический кристалл изображения. Третий раздел посвящен фотопроцессам, использующим пигменты для формирования изображения. Последний раздел посвящен процессам, воплотившим мечту фотографов о цветном изображении — например, автохрому.
Хочется оговориться, что я намеренно придерживался телеграфного стиля изложения — sapienti sat — поскольку дальнейшую информацию можно без труда выудить в интернете. Однако в каждом рассказе я все же старался кратко осветить техническую сторону конкретного фотопроцесса.
Камера обскура
Приспособление, получившее свое название от латинского словосочетания «темная комната», использовался художниками и чертежниками еще в 17 веке для переноса реалий трехмерного мира на двухмерную поверхность бумаги. Устройство представляет собой темную коробку с линзой с одной стороны. Свет, проходящий через линзу, создает перевернутое изображение того объекта, на который сфокусирована линза. Зеркало, установленное с другой стороны коробки, служит для проецирования изображения на стеклянный экран. Изображение впоследствии перерисовывалось на бумагу.
Камера-люсида
В годы, предшествовавшие изобретению первых фотографических процессов, наравне с камерой-обскурой использовалась камера-люсида, то есть светлая камера. Камерой ее назвать можно условно, скорее это приспособление для точного технического рисования. Первоначальную схему камеры опубликовал Вильям Гайд Волластон (William Hyde Wollaston) в 1807 году, хотя подобные приспособления применялись и ранее.
В устройстве использовалась призма, позволявшая оптически совмещать изображение предмета рисования и сам рисунок. Таким образом, при определенном навыке можно было создавать довольно реалистичные изображения.
Камера-пинхол
Камера пинхол (в переводе — «маленькое отверстие, сделанное булавкой») работает на основании тех же предпосылок, что и камера обскура, но не использует при этом линзы. Представляет собой закрытую коробку с отверстием на одной стороне, заменяющем стеклянную линзу. Размер отверстия рассчитывается исходя из требуемого фокусного расстояния. Свет, проходящий через отверстие, проецируется на противоположенную стенку коробки. Светочувствительный материал, помещенный на эту поверхность, будет воспринимать это изображение. По той причине, что в пинхоле нет объектива, изображение не имеет глубины резкости. Отверстие пинхола соответствует диафрагмам f/512 и менее, и, следовательно, время экспозиции существенно увеличивается. Любой закрытый темный объем от стиральной машины до гигантского ангара может быть превращен в пинхол путем просверливания отверстия соответствующего размера в одной из стен. Например для создания пинхола в комнате требуется отверстие размером примерно с монету.
Фотогенные рисунки
Когда Сэр Вильям Фокс Тальбот (Sir William Henry Fox Talbot) в начал свои первые эксперименты с фотоматериалами, он смог зафиксировать изображение в негативе, который он назвал фотогенным рисунком (photogenic drawing) Первоначально этот процесс даже не требовал камеры. Чтобы создать фотогенный рисунок Тальбот покрывал лист бумаги раствором поваренной соли, а затем после высыхания — раствором нитрата серебра. После этого производилась экспозиция. Объекты, помещенные на такую бумагу, создавали подобие фотограмы. Видимое негативное изображение закреплялось раствором соли во избежание дальнейшего потемнения незасвеченных областей. Создавая первые негативные изображения, Тальбот продолжал эксперименты с примитивной деревянной коробкой с линзой, которая служила ему камерой. Он создавал бумажные негативы, которые после использовал для контактной печати позитивных изображений. Негативы предварительно пропитывались воском для увеличения прозрачности.
Восковые бумажные негативы
Нововведение, запатентованное в 1851 г. Густавом Ле Греем (Gustave Le Gray), явилось дальнейшим развитием калотипной негативной бумаги, разработанной Тальботом. Ле Грей наносил воск на бумагу перед сенсибилизацией ее в растворе нитрата серебра и иодида калия. В результате серебро проникло в волокна бумаги, обеспечивая лучшую передачу деталей. Другое преимущество этого метода перед негативами, изготовленными по мокрому коллодионному процессу, заключалось в том, что исходные материалы можно было приготовить заранее, а не непосредственно перед съемкой.
Значение слова светопись
Светопись в словаре кроссвордиста
светопись
ж.Получение изображений посредством оптического аппарата на основе действия света на светочувствительные вещества.
Большой современный толковый словарь русского языка
ж. Получение изображений посредством оптического аппарата на основе действия света на светочувствительные вещества.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
Словарь русского языка Лопатина
светопись ж. Получение изображений посредством оптического аппарата на основе действия света на светочувствительные вещества.
Толковый словарь Ефремовой
светописи, мн. нет, ж. (устар.). фотография. (Перевод слова фотография.)
Толковый словарь русского языка Ушакова
Полный орфографический словарь русского языка
; получение изображений посредством оптического аппарата на основе действия света на светочувствительные вещества
Но коль скоро художественная светопись существует много десятилетий, значит, фотографы нашли решение проблемы «перевода».
Без света просто не существует фотографии, ведь само это слово в точном переводе означает « светопись ».
Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало удивительный вид искусства – фотографию.Фотография получила своё название от греческих слов fhotos – свет и graph – пишу, в переводе на русский язык означает светопись – получение изображения при помощи света.
Будут ли найдены и атрибутированы другие работы и другие документы – вопрос к историкам будущего, однако даже на основе тех сведений, которые доступны сегодня, мы можем судить, что Алексей Фёдорович был личностью незаурядной, человеком смелым, ищущим научных экспериментов, чутко и деятельно реагирующим на самые последние научные открытия своего времени, будь то новые способы книгопечатания, светопись или гальванопластика.