Что значит устами младенца глаголет истина
Устами младенца глаголет истина
(значение) — дети не обманывают, говорят правду (русская пословица).
«12. И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей,
13. и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.
14. И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.
15. Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! — вознегодовали
16. и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?«
Строка 16 главы 21 из Евангелие от Матфея на старославянском языке читалась так:
«16. и реша ему: слышиши ли, что сии глаголют? Иисус же рече им: ей: несте ли чли николиже, яко из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу?»
От этой строки из Евангелие от Матфея и образовалась пословица.
✍ Примеры
«Слово живое и мёртвое» (1972 г.):
«Голосом, ударением малыш выделяет самое главное, самое важное — боюсь! Устами младенца тут и впрямь глаголет истина.»
С близким значением
🖌 Ex ore parvulorum veritas (Из уст младенцев — истина, лат.) — пословица древнего Рима.
🖌 Шуты и дети говорят иногда правду
Цитата из рассказа «Ярмарка» (1882 г.) русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904).
Почему говорят «устами младенца глаголит истина»?
Почему устами младенца глаголит истина
Согласно исследованиям психологов, дети сохраняют свою непосредственность и искренность, а также совершенно не умеют лгать примерно до двух с половиной или трех лет. По достижении этого возраста ребенок перестает считаться младенцем, он постепенно начинает приобретать все больше черт взрослого человека.
Младенец еще не воспринимает себя личностью, он не думает о том, что он тоже человек. Именно поэтому маленькие дети, которые уже научились говорить, первое время рассказывают о себе в третьем лице. Например, дитя сообщает: «Ваня хочет пить». Или просто говорит: «Пить».
Позднее, когда семья и воспитатели в детском саду приучают его говорить о себе в первом лице, он начинает передавать свои чувства иначе: «Я хочу пить». В это время человечек начинает осознавать себя, а значит, постепенно понимает свои цели и свою выгоду. Но пока этого не произошло, ребенок может высказать все, что видит и понимает, и это будет абсолютная правда, описывающая непосредственное наблюдение за окружающим миром.
Постепенно у ребенка формируется отношение к окружающему миру, как к чему-то постороннему, чужому себе. Тогда он начинает более вдумчиво высказывать свои мысли, что-то даже утаивая от окружающих.
Дети еще долго сохраняют живость взгляда и честность в высказываниях, поэтому фразу «устами младенца глаголет истина» не следует понимать так, что истину может сказать только несмышленый малыш. Имеется в виду, что любое непосредственное и наивное суждение содержит в себе зерно истины, не искаженное неверными представлениями или соображениями о выгоде.
Когда истина пропадает
Нередко люди, вырастая и вступая во взрослую жизнь, принимают так называемые общественные ценности за главные ориентиры в жизни. Они делают то, что от них ждут окружающие, следуют пути, который считается общепринятым, забывая о своих талантах и желаниях. Но если прислуживаться к себе и оценивать себя непосредственно, то можно заметить, что голос того самого младенца внутри по-прежнему присутствует.
Чтобы воспитать ребенка, который не забудет про свой внутренний голос, нужно с детства поощрять его самостоятельно принимать решения.
Очень важно приносить пользу и себе, и другим. Как только вы где-то сбиваетесь с пути, младенец внутри вас обязательно скажет об этом. Люди зовут его по-разному: совесть, внутренний голос, интуиция… Важно то, что этот голос действительно может рассказать вам истину о самом себе и о том, где вы находитесь и что делать дальше.
Значение фразеологизма «истину глаголишь»
Два варианта употребления
Чтобы разобраться, что значит «истину глаголишь», сначала следует рассмотреть значение второго из составляющих его слов.
Вам будет интересно: Бугай — это слово ругательное или комплимент?
В словаре сказано, что существует две его формы.
При этом лексическое значение у обоих слов одинаковое – говорить вообще или же что-нибудь высказывать.
Правописание
Нередко возникает вопрос: какое написание будет правильным – истину «глаголешь» или «глаголишь»? Оказывается, здесь все зависит от того, какой из указанных глаголов употребляется.
Если употребляется первый вариант, то, в соответствии со II типом спряжения глаголов, нужно писать:
Если же присутствует второй вариант, то пишется:
Это объясняется тем, что здесь I тип спряжения.
Таким образом, получается, что оба варианта имеют право на существование. Но некоторые исследователи считают, что употребление слова «глаголать» – литературное, а «глаголить» – просторечное. Однако, представляется, что для слуха современного человека второй вариант более привычен.
Этимология
По мнению лингвистов, слово образовано от существительного «глагол». С одной стороны, «глагол» обозначает часть речи, выражающую действие. А с другой, в высокопарном или устаревшем варианте, – «речь», «слово». Оно, в свою очередь, происходит от праславянского golgol. От него, в числе других, берут свое начало:
«Истину глаголишь»
По поводу этого выражения в словаре можно найти следующее толкование. При его употреблении хотят подчеркнуть правоту собеседника. Нередко это имеет легкий иронический оттенок. Здесь наблюдается стилизация фразы под речь представителя церкви. Это как бы дает право изъясняться в назидательном тоне.
Происхождение выражения
Как и множество других часто употребляемых фразеологизмов, выражение «истину глаголить», связано с библейскими событиями. Оно встречаются, например, в Евангелии от Иоанна Златоуста.
Там есть слова, которые говорил Иисус Христос, обращаясь к иудеям: «Кто из вас обличает меня в неправде? Если же я истину глаголю, то почему вы мне не верите? Тот, кто от Бога, слушает слова Божьи. Вы же не от Бога, поэтому вы меня и не слушаете». На это иудеи отвечали, что Иисус самарянин, и что в нем бес. На что Спаситель сказал: «Беса во мне нет, но я чту Отца своего, вы же бесчестите меня. Хотя славы я не ищу, так ка существует Ищущий и Судящий».
Среди толкований этих слов Иисуса Христа, приведенных Иоанном Златоустом, есть, например, следующее. Иисус строго осудил иудеев. При этом он ссылался на то, что, обвиняя его, они не могли уличить его в грехе или неправде. Пытаясь обвинять Христа, евреи не могли привести никаких доказательств ни до этого, ни после. Почему они не доверяли Иисусу? Причина здесь не в нем, а в них самих. А именно в том, что они не являются чадами Божьими.
Альтернативная версия
Существует и еще один вариант рассматриваемого выражения, касающийся младенца. Его устами «глаголит истина». В чем смысл этой фразы? Он связан с тем, что восприятие детьми окружающей действительности намного отличается от того, которое присутствует у взрослого человека.
Здесь отсутствие логики и жизненного опыта компенсируется простотой и искренностью. При этом простота такая, которая имеется в виду в выражении «все гениальное просто». Зачастую дети улавливают суть гораздо быстрее и легче. Их мир наполнен контрастами и «нарисован» широкими мазками. Такой тип восприятия дает детям возможность уловить самое главное там, где взрослому могут помешать разного рода частности и условности.
Что касается искренности, то для маленького человека мир вокруг подлинный, настоящий, без притворства, без масок, они наивны и бескорыстны. Даже играя, они испытывают настоящие чувства и переживания. Они открыто радуются, переживают, злятся. Таим образом, эти два слагаемых: простота (быстрое схватывание сути) и искренность (неумение лгать) и раскрывают смысл фразы «устами младенца глаголет истина» – ребенок не обманывает.
Тоже из Библии
Эта пословица также имеет библейские корни. В Евангелии от Матфея присутствует эпизод, в котором Иисус Христос приходит в храм и, застав там торговцев, в гневе изгоняет их оттуда. Об этом рассказывается следующим образом.
От этой строчки в Евангелии от Матфея и образовалась пословица.
Устами младенца глаголет истина! Но младенца ли?
Что, якобы, «устами младенца всенепременно глаголет истина?». Поэтому и давайте поспорим, и попробуем найти эту истину, то есть, правду-матку. Но есть просьба: включите на минуту серое вещество с названием «мозги» и вспомните науку логику, хорошо? Скажите честно и прямо: кто же он на самом деле такой, настолько мудрый российский гражданин-«младенец»?
Правильно, это «дитя, ребёнок маленький», который с характерным звуком классно выплюнул из наполовину беззубого рта сосок маменькин. Или же «соску-обманку». Но в таком случае, какой истины-правды хотите добиться вы от него, МЛАДЕНЦА всего-навсего, путём и говорить-то ещё не умеющего? А?
Не верите? Тогда читайте о НЁМ сами, ибо предложено мужами учёными:
В 3 – 6 месяцев у «младенца» появляется гуление и лепет;
в 6 – 10 месяцев начинается понимание им речи, и активный лепет;
в 10 – 12 месяцев «младенец» начинает говорить-лепетать первые слова;
Выходит, годовалый «младенец» может знать от 2-х, до 15 – 20-ти слов.
И что, уважаемые? Какую, блин, истину этот «младенец» вам откроет?! И в его лепете из двух десятков слов, (и это если в лучшем случае!), по-вашему, и сокрыты искомые различные истины, которые сей неимоверно мудрый «младенец» так прямо запросто и выложит по полочкам?
Вообще-то, кое-что правдивое этот хитрец проорёт всенепременно! Да-да! Когда он у мамы с папой, или у деда с бабкой, «ням-ням» потребует, ибо уж что-что, а молоко мамино готов отпивать хоть через каждый час, чтобы скорее жирок набрать! И девиз его один: жрать, жрать, и только жрать!
И вы скоренько дождётесь! Ну, да. Когда он вместо «открытия истины»… ревущий концерт откроет! И будет орать до тех пор, пока вы ему, этому хитрецу, не уступите! И он, хотя совсем ещё маленький, но невероятно упрямый, истошным Ором один хрен ведь СВОЕГО, шельмец, добьётся!
Но, тем не менее, иной раз, к стыду взрослых, и в самом деле ответить на вопрос нет никакой возможности в связи с недопониманием многих сложных вещей с пока не обучавшимися в школе «малышами». Именно поэтому автор и предлагает чуток видоизменить эту пословицу, подставив вместо всего лишь годовалого «младенца» нечто более рентабельное.
. Или умолит дать ему времени найти ответ на вопрос лукавого сыночка, кинувшись в Интернет, как в Омут! Но ведь тогда, господа, и «волки сыты будут, и овечки целыми, и невредимыми останутся!». Как вы на это дело?
Кстати, и звучит пословица не хило. «Устами малыша глаголет истина!».
Ну, согласитесь же?! А какую истину откроет невнятный лепет «младенца»?
То-то же! Значит, уговорил вас всё-таки. Спасибо! Пошлю «куда надо».
Откуда берет начало выражение «Устами младенца глаголет истина»?
Недавно Издательский дом «Хузур» выпустил книгу татарского богослова, педагога, поэта и общественного деятеля XVIII века Таджуддина Ялчыгола «Рисаляи Газиза» («Послание Газизе»).
Это поэтическое сочинение было очень популярно в народной среде и до революции неоднократно издавалось массовыми тиражами. Автор назвал его в честь своей любимой дочери и обращается к ней с посланием, в котором повествует об основах Ислама, воспевает его этические и нравственные ценности.
Islam-today предлагает вниманию читателей отдельные главы из этого произведения.
В одном из риваятов говорится о том, что если бы Джабраил (мир ему) расправил свои могучие крылья, то тем самым мог заслонить весь белый свет. Иными словами Джабраил покинул бы свое насиженное место в ветвях мифического древа садрательмунтаха, которое растет на седьмом небе, таинственным образом проник в рукав одеяния Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) и передал бы ему откровение Всевышнего.
Сказывают, что у Джабраиля имеется всего пятьсот крыльев, а каждое крыло удалено друг от друга на расстоянии пятисот лет. Ангел Джабраил во время передачи откровения сильно изменял свой облик. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) всего лишь раз видел его в истинном обличии. Вот как описывается это событие в книге «Тафсире Багави». Однажды Пророк Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «О, Джабраил! Покажись мне, желаю видеть твой истинный облик».
На что Джабраил ответил: «О, Мухаммад! От тебя потребуется выдержка и смирение». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) вновь повторил, что желает лицезреть Джабраила. И Джабраилу ничего не оставалось, как объявить: «Приходи как-нибудь на кладбище Бакига Гурстан в Медине и там меня увидишь в облике, которому отдает предпочтение Всевышний». Пророк Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) так и сделал и увидел Джабраила в его истинном облике. Его крылья были настолько внушительны, что доставали до небес. Увидев его, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) даже лишился чувств, а когда пришел в себя, то Джабраил имел свой обычный вид.
Иными словами, если уж Творец пожелает отразить истинность кого-нибудь, то засвидетельствовать это может даже младенец. Вспомните историю, произошедшую с Прекрасным Юсуфом (мир ему). Свидетелем лживости доноса о прелюбодеянии благородного юноши с Зулейхой выступил младенец, которому от роду было всего три недели. А другая история, связанная с рождением Пророка Исы (мир ему), когда матерь его Марьям явилась к соплеменникам, держа в руках младенца. Сородичи удивились новорожденному и вопрошали: «О, Марьям! Ты совершила чудо, родив младенца, у которого нет прародителя…».
Непорочная дева кивнула на свое чадо и произнесла: «Спросите у него». Люди в недоумении воскликнули дружно: «Как можно вопрошать у младенца, который еще лежит в колыбели?» После чего Пророк Иса (мир ему), приподняв головку из колыбели, произнес: «Я – раб Божий, послан Всевышним к вам пророком, Аллах Та’аля ниспошлет мне Книгу».