Что означает слово экуменизм
Экуменизм
Содержание
Общие положения и причины возникновения
Согласно мнению некоторых авторов, экуменизм возник в начале XX века с целью [1] :
Сторонники экуменизма считают, что это будет исполнением слов Христа
И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. (Ин.17:22-23)
Отношение различных христианских конфессий к экуменизму
Ранние формы экуменизма
В период Реформации на территории Германии получили распространение совместные церкви (симультанеумы), где службы проводили попеременно представители различных конфессий. Религиозной толерантности способствовал и принятый в Германии по результатам Аугсбургского мира принцип cuius regio, eius religio.
Позднее принцип безразличия к конфессии, при условии веры в Бога, получил распространение в масонстве. Все официальные церкви Европы и России относились к масонству отрицательно.
Экуменизм и православная Церковь
Одними из первых экуменических собраний были: конференция 1920 года в Женеве (Швейцария), Лозанская конференция 1927 года (Швейцария), а формирование экуменического движения в современном виде было довершено конференцией 1945 года в Стокгольме (Швеция).
В январе 1920 года местоблюститель патриаршего престола Константинополя, митрополит Дорофей выпускает энциклику под названием «К Христовым Церквам всего мира», в которой заявляет, что считает возможным взаимное сближение и общение различных, так называемых «христианских церквей», несмотря на догматические различия между ними. Эти Церкви названы в энциклике Константинопольского патриархата «сонаследниками, составляющими одно тело». Митрополит Дорофей предлагает основать «Общество Церквей» и, в качестве первого шага для сближения, принять «единый календарь для одновременного празднования главных христианских праздников». [5]
Через полгода после издания данной энциклики Константинопольский патриархат принимает участие в экуменической конференции в Женеве (август 1920), которая занималась разработкой принципов экуменического движения.
Следующим заметным этапом в экуменической деятельности Константинопольского патриархата стал «Всеправославный конгресс» 1923 года в Константинополе. В нём приняли участие представители только пяти поместных православных Церквей: Константинопольской, Кипрской, Сербской, Элладской и Румынской.
Конгресс устанавливает изменение церковного календаря, допускает второбрачие для духовных лиц и принимает другие постановления.
Новый стиль вводится в Константинопольской патриархии и в Элладской Церкви в марте 1924, 1 октября 1924 года — в Румынской Церкви. В течение последующих лет на новый стиль перешли Александрийская и Антиохийская церкви.
Наиболее ярко экуменические взгляды изложил Вселенский патриарх Афинагор. В ответ на рассказ Оливье Клемана о некоем богослове, который повсюду видит ереси, Афинагор сказал: [6]
А я не вижу их (ереси) нигде! Я вижу лишь истины, частичные, урезанные, оказавшиеся иной раз не на месте и притязающие на то, чтобы уловить и заключить в себе неисчерпаемую тайну…
Экуменизм и Русская Православная Церковь (Московская Патриархия)
Но ровно десять лет спустя митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (председатель ОВЦС), выступая в Московской духовной академии [10] декларировал новую позицию РПЦ МП по отношению к участию в экуменическом движении.
Основной причиной для пересмотра решений Совещания послужил (как и ныне) аргумент о необходимости проповеди Православия среди инославных. По словам митрополита Николая, «благодаря участию одних Православных Церквей» произошла «эволюция экуменического движения»… «соприкасаясь с нашей церковной жизнью, многие деятели экуменического движения совершенно изменили свое представление о православии». А поэтому, продолжает митрополит Николай, надо «усилить наше внимание к его развитию».
В 1960 году на должность председателя ОВЦС был назначен митрополит Никодим (Ротов), до сих пор памятный своей экуменической деятельностью. С этого момента РПЦ МП становится непосредственным и активным участником экуменического движения.
Архиерейский Собор (июль 1961 г.) в своем определении по докладу митрополита Никодима одобрил вступление РПЦ МП во Всемирный Совет Церквей и, таким образом, закрепил пересмотр решений московского Всеправославного Совещания 1948 года.
Эпоха в жизни РПЦ МП с 1960 по 1978 годы, когда ОВЦС находился под руководством митрополита Никодима, известна среди противников экуменизма под названием «никодимовщины». Она характеризуется усилением контактов РПЦ МП с Ватиканом.
В заявлении Священного Синода от 20 марта 1980 года говорится следующее:
Труды в экуменической сфере, их развитие и углубление также должны оставаться в центре внимания нашей Церкви. И, в частности, богословские диалоги с неправославными Церквами имеют целью стремление к достижению единства… Мы полагаем необходимым продолжать углублять эти диалоги… Мы считаем необходимым дальнейшее углубление участия Православной Церкви в текущей деятельности ВСЦ, а также Конференции Европейских Церквей [13] |
На Архиерейском Соборе РПЦ 1994 года с докладом «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства» выступил председатель Синодальной Богословской комиссии Московской патриархии митрополит Филарет (Вахромеев). В докладе был затронут вопрос о допустимости для православных участвовать в так называемой «экуменической молитве о христианском единстве», которая совершается ежегодно в январе во время так называемой «недели молитв о единстве» с присутствием христиан разных исповеданий. В докладе отмечалось, что Православная Церковь не признает католиков, протестантов и англикан еретиками, несмотря на отсутствие с ними евхаристического общения и наличие догматических разногласий. В соответствии с докладом Православная Церковь признаёт действительность крещения, евхаристии, священства, епископата католиков и наличие у них апостольского преемства. В отношении протестантов и англикан в докладе было сказано, что Православная Церковь признаёт действительность их таинства крещения:
Они разделенные наши братья во Христе, братья по вере в Триединого Бога, по вере в Господа Иисуса Христа как Бога и Спасителя, братья по сопричастности к Телу Христову (то есть к Церкви Христовой) через Таинство Крещения, действительность которого у них мы признаем (исповедуя едино Крещение), братья по христианскому сообществу, которым мы свидетельствуем истину Святого Православия, Предание и неповрежденную веру Древней Церкви. |
По докладу митрополита Филарета Архиерейский Собор принял Определение «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства», которым вопрос о целесообразности или нецелесообразности молитв с инославными христианами во время официальных встреч, светских торжеств, конференций, богословских диалогов, переговоров, а также в иных случаях был передан «на благоусмотрение Священноначалия в общецерковной внешней деятельности и на благоусмотрение епархиальных Преосвященных в делах внутриепархиальной жизни». [14]
На Архиерейском Соборе РПЦ МП под председательством Святейшего Патриарха Алексия II в 2000 году были приняты «Основные принципы отношения к инославию», в которых сказано, что [15] :
Православная церковь не может принять тезис о том, что, несмотря на исторические разделения, принципиальное, глубинное единство христиан якобы нарушено не было и что Церковь должна пониматься совпадающей со всем „христианским миром“, что христианское единство якобы существует поверх деноминационных барьеров» (II. 4), «совершенно неприемлема и связанная с вышеизложенной концепцией так называемая „теория ветвей“, утверждающая нормальность и даже провиденциальность существования христианства в виде отдельных „ветвей“» (II. 5), «Православная церковь не может признавать „равенство деноминаций“. Отпавшие от Церкви не могут быть воссоединены с ней в том состоянии, в каком находятся ныне, имеющиеся догматические расхождения должны быть преодолены, а не просто обойдены». |
Однако, засвидетельствовав таким образом несогласие с протестантской «теорией ветвей», «Основные принципы» подчеркнули позитивную цель экуменического движения:
При этом отношение РПЦ к экуменическому движению (как отмечено в специальном приложении) формулируется следующим образом: «важнейшая цель православного участия в экуменическом движении всегда состояла и должна состоять в будущем в том, чтобы нести свидетельство о вероучении и кафолическом предании Церкви, и в первую очередь истину о единстве Церкви, как оно осуществляется в жизни Поместных православных церквей». Членство РПЦ во Всемирном Совете Церквей, говорится далее, не означает признания его церковной реальностью самого по себе: «Духовная ценность и значимость ВСЦ обуславливается готовностью и стремлением членов ВСЦ слышать и отвечать на свидетельство кафолической Истины».
Экуменизм и Католическая Церковь
После Второго Ватиканского Собора Католическая Церковь частично встала на позиции экуменизма. В частности, это отражено в энциклике папы Иоанна Павла II «Ut Unum Sint», декрете Unitatis Redintegratio, декларации Dominus Iesus и других официальных документах Католической Церкви.
Декларация Конгрегации вероучения Католической Церкви Dominus Iesus, разъясняющая позицию католиков по данному вопросу, гласит [19] :
Католики призваны исповедовать, что существует историческая непрерывность — укорененная в апостольской преемственности — Церкви, основанной Христом и Католической Церковью: «Это и есть единственная Церковь Христова, … которую Спаситель наш по Воскресении Своем поручил пасти Петру (ср. Ин 21,17) и ему же, как и другим апостолам, вверил ее распространение и управление (ср. Мф 28,18) и навсегда воздвиг ее как „столп и утверждение истины“ (1 Тим 3,15). Эта Церковь, установленная и устроенная в мире сем как сообщество, пребывает („subsistit in“) в католической церкви, управляемой преемником Петра и епископами в общении с ним». Словосочетанием «subsistit in» («пребывает в») II Ватиканский Собор стремился уравновесить два вероучительных высказывания: с одной стороны, что Церковь Христова, несмотря на разделения, существующие между христианами, пребывает в полноте лишь в католической церкви; с другой стороны — то, что «вне ее ограды также можно встретить множество крупиц святости и истины» (то есть в Церквах и церковных общинах, не состоящих в совершенном общении с Католической Церковью). Однако, принимая это во внимание, необходимо утверждать, что «сила их исходит от той полноты благодати и истины, которая вверена Католической Церкви». |
Декрет об экуменизме Unitatis Redintegratio подчеркивает особую близость к католичеству православных церквей, которые признаются истинными поместными Церквями с действительными Таинствами и священством. Поэтому Католическая Церковь разрешает своей пастве прибегать к Таинствам в православных церквях, если у них нет возможности сделать это в католической общине. Также и православные, при отсутствии возможности прибегнуть к Таинствах в православных общинах, допускаются к ним в католических церквях.
Более отдаленными от католичества признаются протестантские деноминации. Протестантам, при определенных условиях, также разрешается прибегать к Таинствам в католических общинах, если они исповедуют правильное с точки зрения католицизма их понимание.
Католическая Церковь не является участником Всемирного Совета Церквей и её представители состоят при нём лишь в качестве наблюдателя.
Экуменизм и Англиканская Церковь
Англиканская Церковь стоит на последовательно экуменических позициях. Ряд приходов ввели систему open communion, согласно которой в таинствах может принимать участие любой крещеный христианин, признающий догмат Троицы. На своих службах англикане молятся не только за лидеров англиканской Церкви, но и за папу Римского, православных патриархов и других христианских лидеров.
Экуменизм и Адвентисты Седьмого Дня
Церковь Адвентистов Седьмого Дня не поддерживает экуменизм как явление, примиряющее истину с грехом. Церковь Адвентистов Седьмого Дня молится за всех людей, живущих на планете, но признает сотрудничество с другими религиями только исключительно в социальной сфере.
Критика и отрицание экуменизма
Критика и отрицание экуменизма со стороны некоторых Православных церквей, групп и отдельных представителей
Архиепископ Серафим (Соболев) на московском Всеправославном Совещании (1948) сказал [21] :
Различные Православные церкви, не входящие в систему мирового Православия (ИПЦ, Старообрядческие Православные церкви и согласия, Старостильные церкви и др.), могут иметь принципиально различные точки зрения на экуменическое движение. В частности, Истинно-Православные церкви считают экуменизм ересью, и Православные церкви, входящие в систему мирового Православия, соответственно, еретическими и отпадшими от Православия. [22] [23] [24] [25]
В соответствии со своими догматическими воззрениями, ИПЦ не принимают и критикуют «Основные принципы отношения к инославию», принятые РПЦ МП. [26]
Экуменистические организации
Источники
Литература
Ссылки
ЭКУМЕНИЗМ
Полезное
Смотреть что такое «ЭКУМЕНИЗМ» в других словарях:
ЭКУМЕНИЗМ — ЭКУМЕНИЗМ, экуменическое движение (от греч. ούκουμένη обитаемая земля, вселенная) движение за сближение и объединение различных христианских церквей (конфессий), один из механизмов межхристианских отношений. Цель современного экуменизма… … Философская энциклопедия
ЭКУМЕНИЗМ — (от греческого oikumene обитаемый мир, вселенная смотри Ойкумена), движение за объединение христианских конфессий, возникшее в начале 20 в. Координатор движения за вероисповедное единство христиан Всемирный совет церквей (ВСЦ; образован в 1948),… … Современная энциклопедия
ЭКУМЕНИЗМ — ЭКУМЕНИЗМ, а, м. (спец.). Сотрудничество церквей различных исповеданий, целью к рого является сближение и в конечном счёте соединение всех направлений христианства (по нек рым теориям вообще всех вероисповеданий). Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова
экуменизм — сущ., кол во синонимов: 1 • сотрудничество (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ЭКУМЕНИЗМ — см. ДВИЖЕНИЕ ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
Экуменизм — (греч. oikumene обитаемый мир, вселенная) движение за объединение христианских конфессий, возникшее в начале XX века. Координатор движения за вероисповедное единство христиан Всемирный совет церквей (образован в 1948 году), в который входят… … Политология. Словарь.
Экуменизм — (от греческого oikumene обитаемый мир, вселенная смотри Ойкумена), движение за объединение христианских конфессий, возникшее в начале 20 в. Координатор движения за вероисповедное единство христиан Всемирный совет церквей (ВСЦ; образован в 1948),… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Экуменизм — Христианство Портал:Христианство Библия Ветхий Завет · Новый Завет … Википедия
экуменизм — экуменическое движение ср. лат. cecumenicus вселенский (гр. oikumene обитаемая земля) движение за объединение всех христианских церквей, возникшее в нач. 20 в., ставящее своей целью усиление влияния религии, ограничение роста атеизма, выработку… … Словарь иностранных слов русского языка
ЭКУМЕНИЗМ
Полезное
Смотреть что такое «ЭКУМЕНИЗМ» в других словарях:
ЭКУМЕНИЗМ — (от греческого oikumene обитаемый мир, вселенная смотри Ойкумена), движение за объединение христианских конфессий, возникшее в начале 20 в. Координатор движения за вероисповедное единство христиан Всемирный совет церквей (ВСЦ; образован в 1948),… … Современная энциклопедия
ЭКУМЕНИЗМ — ЭКУМЕНИЗМ, а, м. (спец.). Сотрудничество церквей различных исповеданий, целью к рого является сближение и в конечном счёте соединение всех направлений христианства (по нек рым теориям вообще всех вероисповеданий). Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова
экуменизм — сущ., кол во синонимов: 1 • сотрудничество (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ЭКУМЕНИЗМ — см. ДВИЖЕНИЕ ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
Экуменизм — (греч. oikumene обитаемый мир, вселенная) движение за объединение христианских конфессий, возникшее в начале XX века. Координатор движения за вероисповедное единство христиан Всемирный совет церквей (образован в 1948 году), в который входят… … Политология. Словарь.
Экуменизм — (от греческого oikumene обитаемый мир, вселенная смотри Ойкумена), движение за объединение христианских конфессий, возникшее в начале 20 в. Координатор движения за вероисповедное единство христиан Всемирный совет церквей (ВСЦ; образован в 1948),… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Экуменизм — Христианство Портал:Христианство Библия Ветхий Завет · Новый Завет … Википедия
ЭКУМЕНИЗМ — лжеучение о необходимости объединения всех вероисповеданий, именующих себя христианами, вне зависимости от истинности или ошибочности любого из них. Основоположником его стал известный масонский деятель, председатель ИМКА Д. Мотт, впервые… … Русская история
экуменизм — экуменическое движение ср. лат. cecumenicus вселенский (гр. oikumene обитаемая земля) движение за объединение всех христианских церквей, возникшее в нач. 20 в., ставящее своей целью усиление влияния религии, ограничение роста атеизма, выработку… … Словарь иностранных слов русского языка
Что означает экуменизм?
Под экуменизмом сегодня часто понимают идеологию всехристианского единства. Ее сторонники выступают за максимальное сближение и перспективное объединение многочисленных конфессий. В современном мире это один из механизмов взаимоотношений между различными группами последователей христианства. При этом главенствующая роль в движении принадлежит протестантам. Однако это не единственный смысл, который сегодня закладывают в это понятие.
Разные подходы
Слово «экуменизм» произошло от греческого «ойкумена», которое дословно переводится как «обитаемая вселенная». Сейчас у этого понятия существует несколько значений.
Отношение к экуменизму в православии
Идеи экуменизма, предполагающие сближение различных христианских конфессий, впервые были озвучены еще в XV веке на Ферраро-Флорентийском соборе. Представители русской церкви в числе первых отвергли такую возможность, осудив данные предложения.
Однако эти настроения получили распространение среди греческих патриархов. Они активно обсуждали возможность духовного единства православных и католиков, которые к тому моменту уже прервали отношения по многим направлениям. Особенно популярной эта идея стала в Европе во времена Реформации, к ней присоединились протестанты, ставшие одними из главных предводителей экуменистических идей.
Кого почитают представители других религий?
Отвергая идеи экуменизма, особенно в отношении попыток объединить все существующие религии в некий новый синкретизм, православные священники настаивают на том, что утверждения о том, что Бог обитает только в сердце, является единым во всех религиях, только появляясь в разных ипостасях, не выдерживает никакой критики.
Часто можно встретить утверждения о том, что Будда – это видоизмененный образ Троицы, а Христос – аналог Кришне. Протоиерей Александр Ильяшенко подчеркивает, что все подобные утверждения своими корнями уходят в индуистскую философию, которая в православии считается языческой.
Утверждение о единстве Бога полностью соответствует христианской религии. Но это не то же самое, что утверждать, будто Бог может быть един во всех религиях. Православные богословы заявляют, что у них просто не может быть никакого единства с религиями, которые проповедуют ритуальные убийства, фаллический культ. Некоторые используют запрещенные вещества, чтобы привести прихожан в возбужденное состояние, которое считается духовным откровением.
Когда человек в таком состоянии начинает что-то говорить, окружающие воспринимают это как божественные откровения. Хотя в действительности эти слова принадлежат божеству, о котором в Библии сказано «бози язык бесови».
Формулируя свое отношение к экуменизму, РПЦ заявляет, что основной целью православного учения заключается в том, что нести свидетельства о вероучении, отстаивать истину о единстве Церкви. При этом Русская православная церковь официально состоит во Всемирном совете церквей (ВСЦ), однако значимость и духовность ВСЦ заключается в возможности диалога, но не в безоговорочном признании, излагаемых экуменистических идей.
Что означает экуменизм в православной церкви и других религиях
Происхождение и значение слова
Движение получило свое название от греческого слова «экумена», которое переводится как «мир», «вселенная». Если говорить простыми словами, то экуменизм – это идеологическое учение о всехристианском единстве. Впервые понятие было введено теологами в 1937 году. Оно подразумевало поощрение более активного сотрудничества между христианами.
Экуменизм означает идеологическое учение о всехристианском единстве
История экуменизма
Популярное, но очень противоречивое, течение появилось на свет в XX веке, когда началось обсуждение сближения конфессий на различных заседаниях. Несмотря на то что течение собрало множество последователей, оно все равно встретило сильное сопротивление со стороны различных религиозных общин.
Общие положения
Экуменизм подразумевает глубокое общение христианских конфессий и общин с той целью, чтобы они смогли разглядеть друг в друге истинное воплощение «единой, Соборной и Апостольской церкви». Такая позиция является основополагающей для проведения совместных миссий, праздников, а также объединения для участия в различных мероприятиях. Кроме того, рассматривается возможность совместного проведения церковных таинств.
Причины возникновения
Возникновение теории экуменизма имеет две основные причины:
Цель движения
Экуменист преследует цель освобождения всех христианских конфессий от обмана и греха. В этом учении не превалирует идея об объединении под одним знаменем всех церковных учреждений. Экуменизм пытается привнести в жизнь правоверного человека концепции, которые непосредственно закреплены в Священном Писании без дополнительных трактовок.
Основные положения экуменизма
Деятельность организации
Всемирный совет церквей (ВСЦ) включает около 350 храмов, которые представляют более 120 стран мира. Главенствует в совете Ассамблея, которая собирается каждые семь лет и выбирает президиум, определяет дальнейшую политику, а также подводит итоги по реализованным ранее программам. В состав совета также входит несколько православных церквей и около 20 протестантских конфессий.
Главная особенность Ассамблеи заключается в том, что она не может требовать от своих членов в принудительном порядке соглашаться с принятыми догмами. Ее задача – установка живого диалога между людьми с различным мировоззрением и разрешение конфликтных ситуаций между ними.
Видео «Что такое экуменизм?»
В этом видеосюжете рассказывается об идеологическом учении.
Экуменизм в религиях
Экуменизм царит в различных вероисповеданиях на протяжении целых поколений. В современном обществе, где принято относиться с пониманием к чужому мнение, находится все больше сторонников идеи объединения различных христианских конфессий.
В православии
В ходе Всеправославного совещания православные священники негативно отнеслись к экуменическому движению. На тот момент их позиция получила активную поддержку со стороны зарубежных церковников. В настоящий момент в православии наблюдается преобладание консервативных взглядов, поэтому нововведение считается чем-то абсолютно неприемлемым. ПЦ призывает другие конфессии покаяться и возвратиться в лоно истинной религии.
Между тем в РПЦ выразили свою готовность пойти на переговоры, поскольку радикальный консерватизм загоняет экуменическую теорию в тупик. Это приведет к обрыву последнего моста, который помогает поддерживать открытый диалог. Активное противодействие может привести к войне среди верующих, которые относятся к различным конфессиям.
Экуменизм выражается в проведении межконфессиональных съездов и конференций
В католицизме
Римско-католическая церковь никогда не была членом Совета, однако не отказывается от возможности заявить о себе на некоторых мероприятиях. При этом она всегда на первое место ставит свои пожелания, активно продвигает папскую власть и завлекает все больше последователей в свои ряды.
Экуменический диалог активно поддерживается католиками, которые проявляют толерантность к остальным. Однако в большинстве случаев все переговоры сводятся к тому, что представители церкви стараются поставить себя выше своего оппонента.
В протестантстве
В протестантизме признают различия между конфессиями и предлагают объединиться только в главных вопросах вероучения. В процессе развития в протестантизме сформировалась теория ветвей и теория догматов. В первом случае деятели предположили, что все конфессии являются ветвями единого древа. Согласно второй теории, ценными считаются только основополагающие каноны. А вот со второстепенными вопросами человек волен определяться самостоятельно.
В сектах и других конфессиях
В процессе формирования общего течения в его канонах заинтересовались не только крупные конфессии, но также небольшие религиозные группы и секты. Многие общины расценили теорию как платформу для установления дружеских взаимоотношений.
Отношение церковных деятелей
Положительно отзывается о течении дьякон Андрей Кураев, который не считает экуменизм ересью. По его мнению, конструктивный диалог приведет к обмену положительным опытом. Патриархом Александрийским Николаем VI был категорически отвергнут тезис об объединении. Он признал эту идею опасной для всего православного мира.
Высказывание Патриарха РПЦ Алексия II
Экуменизм широко известен не только в христианских конфессиях, но и в других религиозных группах. Мнения об этом явлении имеют диаметрально противоположный характер. Однако проблема взаимопонимания между различными церквями действительно волнует многих прихожан.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.