Что означает слово дискаунтер магазин
Дискаунтер как маркетинговая уловка: в чем секрет этого формата
Слово «дискаунтер» все чаще встречается нам в обозначениях торговых точек, прессе и звучит из уст топ-менеджеров крупнейших ритейлеров. На сегодняшний день этот формат магазинов считается одним из самых перспективных в России: сети уже существующих игроков в этом сегменте растут как на дрожжах. В формат дискаунтеров устремилась и троица лидеров российского ритейла. Сначала «Магнит», затем X5 Retail Group, а недавно и «Лента», начали открывать свои магазины низких цен. Условно низких.
Что такое дискаунтер? Многие ассоциируют его с магазином для самых малоимущих и даже нищих слоев населения, но это заблуждение. Если обратиться к классической европейской модели, то дискаунтер — это магазин с широким и стабильным ассортиментом товаров по ценам ниже среднерыночных.
Достигается это за счет сокращения всевозможных услуг «вокруг товаров»: промо-кампаний, красивых выкладок, дорогого торгового оборудования и ряда других элементов, создающих вокруг того или иного товара антураж, который всегда оплачивается из кармана потребителя.
В России принято считать дискаунтерами сети вроде «Светофора» или «Доброцена», а также разного рода локальных игроков. Например, в Петербурге, таковым называют универсам «Народный»(на проспекте Косыгина и улице Хошимина). Но это не совсем верно. По сути, это не классические дискаунтеры, а «сборная солянка» из всего того, что не продается в других каналах сбыта. Ассортимент там крайне нестабилен, поскольку постоянно появляются новые поставщики, большинство из которых работает по принципу «где-то что-то за бесценок урвали, надо быстро сбыть куда угодно». Поэтому надолго мало кто задерживается, если не считать федеральных производителей, которые есть везде.
Грамотного покупателя, обращающего хоть какое-то внимание на качество товара, такая ротация должна заставить задуматься. Но в России покупатель, увы, по большей части неграмотный, думать особо не хочет. Поэтому и кормят его, как бы это помягче сказать, не самой лучшей едой.
Если более пристально изучить ассортимент и цены работающих сегодня в России дискаунтеров, включая уже открытые магазины от сети «Магнит» («Моя цена») и X5 Retail Group («Чижик»), то можно сделать несколько интересных наблюдений. В случаях этих ритейлеров, из ассортимента исключены продукты с высокой ценой (сегмента эконом+, премиум), а оставлены те, которые имеют низкую цену, и продукция под собственными торговыми марками. Нюанс в том, что значительная часть ассортимента из этих дискаунтеров (по крайней мере, на текущий момент) представлена и в классических магазинах этих ритейлеров. Только там она «размыта» в многообразии других товаров по разным ценам.
Получается, что нынешние дискаунтеры крупных федеральных игроков — это базовый ассортимент от федеральных поставщиков + собственные торговые марки + небольшая доля недорогих товаров от небольших производителей. Федеральные поставщики всегда дают значительные скидки: их продукция и в обычных магазинах регулярно продается с дисконтом в 40-60%, поэтому давать аналогичные скидки для формата дискаунтеров федералам труда не составляет. Продукция под СТМ сетей и продукция небольших производителей продается в дискаунтерах, как правило, по тем же ценам, что и в их обычных магазинах. Никаких по-настоящему сниженных цен на одни и те же товары почти нет.
То есть, весь фокус лишь в позиционировании. Тот самый максимально аскетичный интерьер дискаунтеров — это не столько желание сэкономить, сколько «картинка» перед глазами покупателя, которая должна создать ощущение крайне простого и недорогого магазина.
Если взять дискаунтеры типа «Маяка» или того же «Светофора», то на продукцию крупных федеральных поставщиков там точно такие же цены, как и в какой-нибудь «Пятерочке», где они продаются по акции. А очень дешевые продукты от малоизвестных производителей стоят так вовсе не из-за того, что выложены на паллетах и полутемном торговом зале с минимумом персонала. Они везде бы стоили так. Только на полки других магазинов по тем или иным причинам пробиться не могут, вот и вынуждены перебиваться периодическим сотрудничеством с сетями, которые берут дешево и нестабильно, но много. О качестве такой продукции, думаю, говорить не стоит.
Таким образом, современные российские дискаунтеры пока далеки от правильной (если ориентироваться на страны Европы) модели этого торгового формата. Игроки рынка пока преуспели лишь в создании красивой иллюзии в головах самой легко вводимой в заблуждение категории покупателей, которые редко умеют работать с информацией (сравнивать цены, находить данные о производителях) и которым вполне хватает соответствующего позиционирования торговых точек, чтобы верить в низкие цены и возможность экономить.
Михаил Лачугин, независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и узнавайте ещё больше!
Дискаунтер
Сеть розничных магазинов с узким ассортиментом, но низкими ценами
Магазин с узким ассортиментом и минимальным набором услуг для покупателей
Содержание
Содержание
1. Общие ведомости о дискаунтерах
2. Как работают дискаунтеры
Дискаунтер — это магазин с узким ассортиментом и минимальным набором услуг для покупателей, с достаточно низкими ценами. Управление таким магазином направлено на снижение затрат за счёт минималистского исполнения торгового зала, упрощённой выкладки товаров, снижения количества работающего персонала, ограничения ассортимента, который должен продаваться достаточно большими политическими партиями за счёт низких цен.
Общие ведомости о дискаунтерах
Основная аудитория дискаунтеров – покупатели со средним и ниже среднего достатком. В классических дискаунтерах цены в среднем на 15-20% ниже, чем в супермаркетах.
В случае наличия достаточно большой сети таких магазинов практикуется постоянное перемещение политических партий продукта из одного магазина в другой, где есть бо́льший спрос на данный продукт. Таким образом достигается экономия на складских помещениях.
В период экономического коллапса дискаунтеры пользуются повышенной популярностью. Посещаемость и оборот продуктов в этот период вырастает существенно — на 20-40 %
Низкие цены достигаются благодаря снижению расходов: минимальное оформление торгового зала, небольшое количество персонала, упрощенная выкладка продукта. Основной принцип доходности сети дискаунтеров – высокая оборачиваемость всех товаров в ассортименте торговой сети. Выделяются два типа дискаунтеров: жесткий (не более 1000 наименований в ассортименте, площадь магазина составляет 500-800 кв.м.) и мягкий.(ассортимент 1500-3000 наименований, площадь до 1,5 тыс. кв. м).
Как работают дискаунтеры
Дискаунтеры – это магазины с достаточно большой площадью (от 700 до 1200 квадратных метров), как правило, без группы скоропорта и практически без брендированных товаров. Бывают так называемые жесткие и мягкие дискаунтеры. Жесткие характеризуются соотношением «1 ассортиментная позиция на 1 квадратный метр торговой площади». То есть в магазине в 800 метров будет всего 800 позиций! Можно ли такое представить у нас, где, кажется, даже в торговом павильончике будет чуть ли не столько же?
Мягкий дискаунтер на ту же площадь предоставит немного больше выбора – по 1,5-2 ассортиментные позиции на квадратный метр.
В чем еще особенности этого формата? В том, что во всем реализуется принцип экономии на затратах. Это централизация и максимальная автоматизация всех логистических, закупочных, аналитических процессов – они происходят в центральных офисах, магазин этим не занимается. В силу этого персонал дискаунтера еще несколько лет назад мог состоять из 4-6 человек на весь магазин в 700 метров! Эти люди делают все – и принимают продукт, и выкладывают его, и сидят на кассе, работают и грузчиками, и мерчендайзерами, и товароведами… Это дает колоссальную экономию на расходах, и, к сожалению, совершенно невозможно реализовать у нас в стране.
Экономия на запасах и поддержании ассортимента происходит в силу его жесткого ограничения. Выкладка часто производится прямо в упаковках, и висят картинки, поясняющие, что одну бутылку взять нельзя, можно только упаковку из четырех. Складов как таковых практически нет, весь продукт лежит в торговом зале. Автоматизация и штрих-кодирование стали применять относительно недавно, до этого времени на этом тоже экономили.
Несмотря на жесткое ограничение ассортимента, сети дискаунтеров серьезно отслеживают структуру потребления покупателей и без лишней скромности хвастаются, что в дискаунтере Вы можете купить 80% продуктов ежедневного потребления. Просто будет мало выбора: один вид бумажных салфеток, 5 вкусов сока, один вид консервированного горошка и т.п.
При этом именно благодаря четкому позиционированию дискаунтеры не боятся конкуренции со стороны универсамов, супермаркетов и магазинов у дома: они просто не конкуренты по цене – цена в дискаунтере может быть в 2 раза дешевле. Даже наоборот: управляющие дискаунтерами рады ставить их прямо напротив хорошего магазина. Тогда покупатель идет в оба: в одном закупается ежедневными продуктами, в другом покупает себе изысканный сыр, бутылку хорошего вина или приятные цветные тетрадки. Неизвестно, что о таком соседстве думают супермаркеты, но дискаунтеры при таком расположении чувствуют себя отлично.
Широко распространено мнение, что в дискаунтерах закупаются люди малообеспеченные, студенты и т.п. Это не совсем так. Конечно, именно там упомянутая группа людей и совершает основную массу покупок, но и средний класс, и верхний класс не брезгует ездить в дискаунтер. По крайней мере, в Федеративной Республики Германии. Немца деньги считать умеют, поэтому не редкость – встретить «Porsche» последней модели припаркованным возле дискаунтера.
Наши соотечественники, попадая в дискаунтеры, как правило, неприятно удивляются тому, что продавца в зале не сыскать, спросить что-либо не у кого, ассортимент очень ограниченный, чистота тоже часто оставляет желать лучшего. Но очень приятно удивляются ценам и говорят: «Когда же и у нас можно будет по таким ценам закупаться?» Вопрос риторический: у нас существование формата дискаунтера сейчас просто нереально: и в силу бухгалтерских причин, и санитарных требований и норм, и в силу трудового законодательства.
Большинству россиян хорошо знакомы гипермаркеты, в которых можно приобрести товары первой необходимости по весьма привлекательной стоимости. Конечно, многие сразу догадались, что это дискаунтеры. Обычно они представляют собой целую сеть магазинов и вызывают особый интерес у покупателей, стремящихся сэкономить.
Про понятие
Откуда появился термин «дискаунтер»? Это слово образовано от английского «discount», что означает «скидка». А в терминологии, связанной с торговлей, «дискаунтер» обозначает магазин низких цен с системой самообслуживания. В Европе подобные торговые точки существуют довольно давно. А вот в Россию они пришли лишь в 2000-х.
Почему цены ниже?
Низкая стоимость товаров в магазинах подобного класса возможна из-за минимальных торговых надбавок, которые обычно не превышают 12-15% от закупочной стоимости. В обычных же магазинах и супермаркетах наценка на товар порой может достигать 50%.
По мнению менеджеров, маркетологов и экономистов, для магазина–дискаунтера важно расположиться на пересечении покупательских потоков, в новых районах, на местах универсамов старого формата и в популярных торговых центрах.
Родом из дефолта
Стартом для появления магазинов нового формата (дискаунтеров) послужил дефолт 1998 года. Именно тогда в целях привлечения нового покупателя с достатком ниже среднего создавались такие точки. Если до этого момента крупные ритейлеры работали в среднем, а чаще выше среднего ценовом сегменте, то теперь они стали готовы привлекать в свои магазины клиента, покупающего основные продовольственные и бытовые товары на рынках и палатках.
Первая ласточка
Первым среди подобных дискаунтеров в России стала сеть магазинов «Копейка». Затем потянулись и другие крупные торговые сети: «Магнит», «Перекресток», «Пятерочка», «Дикси», «Холди» и так далее. На сегодняшний день дискаунтеры – это быстроразвивающиеся торговые сети. Спрос на их ассортиментный ряд есть всегда и везде. При этом ритейлеры не выдвигают особых требований к площадям торговых помещений и их внешнему виду. Основными требованиями здесь являются подходящая площадь торгово-складских залов и удобство транспортной развязки.
Отличительные черты
Магазины такого класса, появляющиеся в России в конце девяностых – начале двухтысячных, скорее напоминали складские помещения. Уровень обслуживания и качество предлагаемого товара также оставляли желать лучшего. Однако сегодня, несмотря на необходимые издержки за счет экономии на торговых площадях и качестве обслуживания, магазины-дискаунтеры вышли на уровень обычных магазинов. Теперь клиенты не хотят приобретать продукты, подходящие им по цене, но не устраивающие по качеству. Поэтому ассортимент предлагаемых товаров проходит жесткий мониторинг и контроль.
Особенности работы дискаунтера
По стопам европейских магнатов
Первые дискаунтеры жесткого формата появились в ФРГ в начале 60-х годов прошлого столетия. Классические представители продуктовых сетей Aldi и Lidl успешно работают там до сих пор. Более того, сеть этих магазинов распространилась по всей территории Европы и Америки. Сегодня эти ритейлеры заняли значительную долю немецкого рынка, которая составляет чуть более 45%.
В нашей стране из наиболее ярких представителей подобных торговых сетей является «Магнит». Именно на примере этого оператора можно понять, что такое дискаунтер жесткого формата. Складская логистика этой торговой сети подразумевает использование торговых площадей не более 300 квадратных метров, с минимальным ремонтом и простым дизайном. Однако представленная ассортиментная линейка «Магнит» гораздо шире и богаче, чем у ее европейских аналогов. Торговая сеть представляет более 3000 позиций товаров повседневного спроса, большая часть которых раскупается в течение нескольких дней. Это дает возможность не использовать склады и подсобные помещения, т.е. не требует затрат на хранение.
Благодаря централизованной системе поставок товаров из единого распределительного центра, «Магнит» может снижать возможные затраты по максимуму. У ритейлера есть собственный автопарк, состоящий из большегрузных фур и рефрижераторов, а также небольших маневренных газелей. Прекрасно организованная транспортная логистика позволяет беспрепятственно доставлять товары в любые районы города. Еще одним преимущественным фактором успешного бизнеса торговой сети является автоматизированная система контроля движения товара. Как известно, правильно организованная система обеспечения товарами дает возможность сети эффективно развиваться. По итогам прошлых лет «Магнит» стал лидером среди российских дискаунтеров. Предприятие ежегодно получает огромные прибыли и постоянно увеличивает товарооборот.
«Мягкий» формат работы ритейлеров
Тем не менее, при всех преимуществах бизнес-модели жестких дискаунтеров, такой тип магазинов абсолютно не привлекателен для покупателей со средним достатком. Что уж говорить о людях с высокими доходами? Им совсем не хочется ходить в подобные магазины, однако, желание сэкономить имеется и у данной категории покупателей. Именно на такой диапазон клиентов рассчитаны дискаунтеры мягкого формата.
Ценовая политика в подобных магазинах чуть выше, чем в «жестких» дискаунтерах, однако, уровень обслуживания и ассортиментный ряд значительно лучше. Обычно их торговые помещения занимают значительные площади и оснащены расширенной кассовой линией, что исключает образование очередей.
Ассортиментный ряд дискаунтеров
Безусловно, присутствие на российском рынке продуктовых дискаунтеров оказывает положительное влияние на развитие экономики и благосостояния граждан. Тем не менее группы товаров, представленные в подобных торговых предприятиях, не ограничиваются лишь продуктами питания и товарами первой необходимости. На сегодняшний день появилось множество крупных недорогих магазинов одежды, обуви, электроники, бытовой техники. Существуют и аптеки–дискаунтеры.
Что такое обувной дискаунтер?
Наиболее яркими представителями обувных операторов торговли в России являются «ЦентрОбувь» и «Маттино». Постоянный приток покупателей в магазины этих компаний обеспечивается за счет низких цен на представленные товары. Их постоянными клиентами являются люди с невысоким доходом.
Обычно обувные дискаунтеры представляют ассортиментную линейку импортных и отечественных производителей. Они могут предлагать товары собственного производства, выпускаемые под аналогичной торговой маркой. Например, «ЦентрОбувь» представляет достаточно богатый выбор обуви и кожгалантереи с фирменным логотипом.
Невысокая стоимость представленных сетью товаров обеспечивается за счет экономии на издержках, связанных со штатом сотрудников и арендой складских помещений. именно поэтому весь товар, поступающий из единого распределительного центра, находится непосредственно в торговом зале. При этом особый упор делается на высокий уровень самообслуживания. В торговом зале находится минимальное количество сотрудников и кассиров. Благодаря особой выкладке товара, покупатель может самостоятельно выбрать подходящую модель, размер и цвет обуви. По аналогичной схеме работают крупные ритейлеры, представляющие товары народного потребления и предметы одежды.
В последние годы стал заметен рост числа и уровень развития спортивных дискаунтеров, предлагающих спортивные товары и аксессуары.
Ритейлеры бытовой техники и электроники
Особой популярностью среди российских потребителей пользуются дискаунтеры бытовой техники и электроники. Хорошим примером такого рода магазина считается крупная сеть TechnoPoint. Абсолютно новые для России методы продаж позволили этому ритейлеру укрепить свои позиции в данном секторе потребительского рынка. Минимизация издержек на аренду торгово-выставочных залов, предпродажную и сервисную подготовку, а также сокращение найма специально обученных сотрудников, позволяет компании предоставлять товар по низким ценам.
От «Магнита» до «Светофора». Что такое магазины-дискаунтеры и как они работают в России?
По данным Росстата, пандемия и ограничения прежде всего сказалась на реальных доходах граждан: показатель упал на 8%. Подобного не случалось уже двадцать лет. Из-за коронакризиса многие россияне изменили потребительские привычки. Растет число альтернативных магазинов – дискаунтеров. Крупнейшие ритейлеры осваивают новый формат.
Дискаунтер и обычный магазин: в чем разница
Войдя в магазин, вы сразу поймете, что оказались в дискаунтере. Чтобы добраться до него, нужно выехать из города или, наоборот, дойти пешком в здание с минимумом парковочных мест. Оба варианта предполагают дешевую аренду земли или зала. Строгое оформление интерьера, средняя площадь обычного супермаркета от 500 до 1500 м2, небольшой ассортимент товаров. Но при этом в наличии все составляющие потребительской корзины, на полках – товары повседневного спроса. В магазине мало сотрудников: 5-10 человек. Товары – в деревянных паллетах или просто в коробках, чаще всего – неизвестной (собственной) марки сети. Скоропортящихся товаров – по минимуму (мягкий вариант дискаунтера) или нет вовсе (жесткий тип). Цены – в среднем на 15% дешевле, чем в обычных магазинах.
Почти не встречается просрочка. На кассе не спросят карту лояльности.
В обычном супермаркете – более высокий уровень сервиса. Работают продавцы-консультанты, открыт отдел готовой еды или собственная выпечка. Предусмотрены программы лояльности. Внутренний интерьер магазина продуман, разнообразен, на выкладке товаров работают профессиональные мерчендайзеры. На полках – разнообразие товаров одной категории от эконом до премиум-класса.
Дискаунтеры: в чем выгода для потребителя
Те, кто согласен на минимум сервиса и паллеты вместо приятных глазу стеллажей с аккуратной, продуманной выкладкой, заплатят на 10-15% меньше по сравнению со средним чеком в традиционном супермаркете.
Дискаунтеры – как правило, сети. Управление логистикой – централизованное для целого региона или округа. Экономия достигается за счет высокой оборачиваемости товаров: товару не дадут «залежаться», а тут же распределят по другим точкам. Формат дискаунтеров позволяет экономить на аренде и на зарплате сотрудников (в каждой точке – очень маленький штат). Торговый зал по сути является складом. В качестве компенсации части аренды собственнику могут предложить войти в состав акционеров ритейлера.
За счет продажи собственных торговых марок по ценам ниже обычного, сокращенных издержек и экономии на всем максимальная маржа после выручки составляет всего 1-5%. Это немного, и один из рисков дискаунтеров – резкое подорожание товаров или какого-то вида издержек, тогда предприятие начнет работать в убыток. Поэтому такие компании постоянно просчитывают издержки и риски, следят за ценообразованием.
«Мягким» вариантом дискаунтера считаются магазины типа «у дома» – «Пятерочка» и «Магнит». С некоторыми допущениями также – супермаркеты «Да!». «Мягкость» обусловлена политикой лояльности, позиционированием бренда и наличием скоропортящихся продуктов. К «жесткому» типу можно отнести магазины сети «Светофор» и «Доброцен». Эта модель бизнеса характерна больше для ритейла, но подходит и под некоторые другие типы бизнеса, например всемирно известная американская сеть одежды Walmart.
Сладкое слово – «скидка»
Слово «дискаунтер» происходит от discount – «скидка», и это слово любой потребитель переведет безошибочно. Но этом пользуются и маркетологи.
Так, дискаунтерами называют сеть «Ситилинк» или «DNS Технопоинт». Однако по своей сути это не дискаунтеры.
Во-первых, каталоги содержат по несколько десятков тысяч наименований электротоваров, бытовой и компьютерной техники.
Во-вторых, эти сети представлены в онлайн-пространстве, за счет чего экономится пространство, не раздувается штат. Точки представлены скорее пунктами-складами выдачи товаров, заказанных через интернет. Такую модель можно назвать скорей не дискаунтером, а даркстором – магазином без покупателей, где собираются товары для онлайн-заказа, а точки выдачи представляют собой небольшие помещения.
В-третьих, отличается модель привлечения: такие сети ведут агрессивную маркетинговую кампанию, привлекают звезд (Михаил Галустян – «лицо» «Ситилинка»), снимают ролики для ТВ и интернет-пространства.
Дискаунтеры экономят и на этом: в основном выпускают каталоги с акциями и/или используют таргетинг в соцсетях («Доброцен»).