Что означает слово чалдон на русском языке
Русское население пришло в Западную Сибирь в конце XVI-XVII вв., основное ядро составляли казаки, стрельцы, беглые крестьяне, староверы, позже ссыльные, каторжники, и вольные поселенцы.
1) М.Л. Бережнова. Вот повести минувших лет, или откуда пошли челдоны в земле сибирской. Кафедра этнографии и музееведения Омского университета
http://ethnography.omskreg.ru/page.php?id=1077
«Устоявшегося написания слова ‘челдон’ до сих пор нет, потому что оно характерно для устной речи. В Омском Прииртышье в первом слоге произносят звук, средний между [е] и [и], поэтому в статье использовано написание через букву «е»… Слово ‘челдон’ (чалдон, чолдон) в письменных текстах встречается с середины XIX в. В 1853 г. А. Боровников составил и опубликовал список заимствованных «от монголов и калмык» слов, входящих в различные русские диалекты. В этот список было внесено и слово ‘чалдон’. Автор полагал, что слово восходит к монгольской ругательной кличке ‘шолдон’ – презираемый, негодный человек.
В 1866 г. слово ‘челдон’ было опубликовано в «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля. Откуда это слово взял Даль, не ясно; можно только предположить, что слово сообщил ему человек, связанный с Забайкальем, но не бывавший (не живший) в других местах Сибири, иначе этот респондент знал бы, что слово широко распространено по всей Сибири. В словаре Даля указано, что ‘челдон’ – иркутское слово, заимствованное из монгольского языка, и означает ‘бродяга, беглый, варнак, каторжник’, то есть дано негативное истолкование слова. Авторитет Даля столь высок, что и сейчас, почти через 150 лет, для многих ученых его мнение оказывается решающим. …
Известный советский антрополог В. Бунак для 3 тома «Сибирской советской энциклопедии» (Новосибирск, 1932) подготовил статью «Метисация». В ней он писал: «Тип русского поселенца “сибиряка” – “челдона”, по описаниям старых путешественников, имеет некоторые черты сходства с типом татар или турецко-монгольским типом, заметно отличаясь от обычного типа русских большей широколицестью и скуластостью». …
Происхождение самого слова «челдон» не ясно. В целом, большая часть ученых разделяет мнение о том, что слово было заимствовано. Все попытки объяснить его исконный смысл из других языков пока не убедительны. Попытки вывести значение из русского языка относятся к области народной этимологии. Термин до XIX в. был неписьменным, в старинных сибирских документах не встречается. Слово означает русских старожилов Сибири. Видимо, так их дразнили поздние переселенцы, то есть слову в его современном значении не более 150 лет. За это время изменилась экспрессивная оценка слова от негативной до позитивной, и слово превратилось в этноним.
Я считаю, что слово ‘челдон’ устарело уже к XIX в., его первоначальный смысл – ‘представитель особой социальной группы’ – и исходная форма – ‘челедон’ от слова ‘челядь’ – были забыты. Челдонами постепенно стали называть русских старожилов Сибири».
2) Существующая этимология
Корень – нет. Значение: рег. (Сиб.) коренной русский житель Сибири. Этимология – нет.
б) Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973
Челдон челдо;н чолдо;н, чалдо;н «в Сибири: пришлый, недавний выходец из России, также – бродяга, беглый, каторжник», ирк., сиб. (Даль). Неясно. Ср. монг. ;oligan, ;olgin, калм. zоl ;;;n, zоl ;gn; «бродяга» (Рамстедт, KWb. 476).
3) Применение термина в русском языке
Национальный корпус русского языка
* В. Г. Короленко. Федор Бесприютный (1886): «Он знал, в какой стороне чалдон живет мирный и мягкосердный; в каких деревнях бабы ревут ревмя, заслышав заунывный напев «Милосердной» 2, и где бродяге надо идти с опаской; знал он, где для бродяжки готов хлеб «на поличке» и где встретят горбача винтовкой».
* В. М. Дорошевич. Сахалин (Каторга) (1903): «Чалдон ; слово сибирское, означает вольного человека, оседлого. …И в том, как беглый каторжник, варнак, произносит это «чалдон» ; слышится много ненависти даже к маленькому достатку, много презрения бездомного бродяги ко всему, что зовется домом, семьею…».
4) Обобщение и вывод
* Термин «челдон» фиксируется в русской литературе с XIX века, этимологии нет, исследователи высказывают гипотезы, совершенно игнорируя религиозную основу общей русской культуры – иудеохристианство.
Из приведенных литературно-исторических примеров ясно, что термин «чалдон» обозначал местного коренного сибирского жителя, имевшего в своей родословной несколько поколений предков, проживавших в Сибири. Чалдоны жили общиной, имели свою религиозную организацию, храмы, скиты, монастыри, лишь позже в поселения стали допускать переселенцев. Исследователями отмечен высокий уровень грамотности, мужского населения, наличие в поселениях и даже в семьях старинных рукописных книг примерно XVIII века, к любой власти относились негативно, по крайней мере «не спешили» выполнять указания властей. Имели свой диалект, многие предметы и явления называли словами, отсутствующими в русском лексиконе.
* Историки в колонизации Сибири выделяют два основных направления: государственное, осуществлявшееся казачеством, официальной церковью и служивыми людьми, и религиозно-диссидентское – старообрядчество; в XIX веке считали, что 1/3 населения Сибири имеет старообрядческие корни. Реформы патриарха Никона в 1653 году встретили сопротивление со стороны сторонников старых обрядов, вскоре начались гонения на старообрядцев, их казнили, сажали в тюрьмы и изгоняли. Вождь старообрядчества протопоп Аввакум с 1653 г. побывал в ссылке в Тобольске, Енисейске и в Забайкалье.
По переписи 1897 года в России было более 2 млн. старообрядцев, из них более 500 тыс. проживало в Сибири, население Сибири в то время 6 млн. человек. В Пермской губернии (Урал, Западная Сибирь) – 218 тыс., Томске – около 100 тыс., Тобольске – 72 тыс., в Забайкалье – 36 тыс., Омске – 26 тыс., Енисейской – 11 тыс., Благовещенской – 10 тыс., Иркутской – 7 тыс.
Исследователи Раскола предполагают, что старообрядцы (со времени протопопа Аввакума) создали разветвленное религиозное подполье, законспирированные сети обмена информацией и распространения своего вероучения. По ним распространялась литература, деньги, продукты, одежда в места постоянного обитания староверов, первоначально это были глухие районы Севера России, Волги, Дона и Урала, позже Сибирь. Известна этнографическая группа русских старообрядцев – кержаки, в 1720 г. из-за преследования властей они десятками тысяч, бежали из Нижегородской губернии в Пермскую губернию и далее в Сибирь и на Алтай.
В колонизации Сибири участвовали официальная Церковь и старообрядческая Церковь, которая находилась на нелегальном положении и пользовалась своим тайным языком (феней, офенским языком, социальный жаргон прим. с XVII в.). Освоение Сибири проходило в условиях острой религиозной борьбы (Раскол) между государственной Церковью и старообрядческими общинами, в ходе которой и появлялись загадочные термины неизвестные русском лексикону. Целесообразно рассмотреть слово в связи библейской терминологией и образами, т.к. мышление и сознание людей живших в XVII-XIX вв. было религиозным. В лексике иврита необходимо искать термины, указывающие на родословную «челдонов»: рождение, порождение, местный житель, уроженец, потомок и им подобные.
5) Терминология иврита и библейский образ
Если мы будем идти по пути указанному Викисловарём, Максом Фасмером и грамматикой, то никогда не узнаем значения множество непонятных слов русского языка (и других). В древности в письме применяли приём, который называется АББРЕВИАТУРА, сокращение слов, такое письмо было распространено в еврейских текстах, а также древнерусских летописях (ГОСПОДЬ = ГСПД, человек = члвк), сокращали в словах гласные, или составляли термин из нескольких слов, применяя только начальные буквы. Скорее всего, этноним «ЧЕЛДОН» составлен именно таким образом.
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень – ЧАЛДОН, ЧЕЛДОН = Ч+ЕЛДОН, Ч+ЕЛД+О+Н. У нас моментально появляется соответствующий смыслу слова термин Й.Л.Д, ЙАЛАД рождать, порождать; имеет разные формы, которые собственно и указывают на местного уроженца, потомка.
ЧЕЛДОН = Ч+ЕЛД+О+Н = корень Е.Л.Д. = иврит, общий корень Й.Л.Д., ЙАЛАД рождать, порождать.
Бытие 4:18: «У Еноха родился (Й.Л.Д.) Ирад; Ирад родил (Й.Л.Д.) Мехиаеля; Мехиаель родил (Й.Л.Д.) Мафусала; Мафусал родил (Й.Л.Д.) Ламеха.
Формы от общего корня
* ивр. Й.Л.Д, ЙЕЛЕД дитё, ребенок, младенец.
* ЙЛДОН малыш, мальчишка (поздний иврит).
** форма без огласовок Й.Л.Й.Д., с огласовками ЙАЛИД уроженец, туземец, местный житель, абориген, сын, домочадец, потомок.
* См. стронг иврита 3211, ЙАЛИД потомок, уроженец
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_184.htm
б) ЧЕЛДОН = Ч + ЕЛД + О связка слова + Н
Происхождение букв Ч и Ц, обычно связывают с семитской буквой «цаде» или «цади» (ср. с еврейским начертанием этой буквы, применяемым в начале и середине слов).
* Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета: «Цади. Занесена в русскую азбуку (Ч)».
* Ч = Ц = ивр. корень Й.Ц., ЙАЦА выходить (общий смысл), происходить; формы ЙАЦИ потомок, ЙОЦЕ потомок, отпрыск (библейский термин).
* Н = ивр. НАА пристанище, жилище (библейский термин).
б) Истолкования аббревиатуры
ЧЕЛДОН = Ч+ЕЛД+О+Н = Ц (Ч) потомок, выходец + ЕЛАД местный житель, уроженец + О связка слова + Н жилище; т.е. отпрыск (потомок) местных жителей в данном месте (село, хутор, жилище).
в) Библейский образ
* Числа 13:22 Они пошли и высмотрели землю от пустыни Син даже до Рехова, близ Емафа; 23: и пошли в южную страну, и дошли до Хеврона, где жили Ахиман, Сесай и Фалмай, дети (ЙАЛИД потомки, урожденные) Енаковы: Хеврон же построен был семью годами прежде Цоана, города Египетского».
Таким образом, применив элементарную историко-лексическую логику и язык иврит к «неясному» русскому этнониму (этническая группа), мы совместили декларируемое содержание слова (коренной житель) с библейским лексиконом (местный уроженец, коренной житель по рождению). Данный языковый факт показывает, что и на территории Сибири в момент её колонизации, имелись образованные люди (монахи, раскольники) знавшие сакральный иврит и применявшие его для создания новых имен и терминов.
Народ, который вот-вот исчезнет с лица Земли: Откуда в Сибирь пришли челдоны и как живётся им сегодня
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Еще до Ермака…
Как появился в Сибири этот народ? По одной из версий, челдоны – потомки переселенцев-казаков, которые попали в эти края в XIII веке, если не раньше (задолго до Ермака), и затем смешались с местными коренными народностями. Даже само слово «чалдон» (или «челдон») некоторые исследователи считают сочетанием названий двух рек – Дон и Чалка.
О присутствии много веков назад в этих местах переселенцев из Древней Руси свидетельствуют обнаруженные археологами кольчуги, фрагменты глиняных горшков, особого вида бусины и другие предметы, которые были не свойственны местной культуре.
Аналогичные находки в изобилии встречались именно в южной части России – в частности, в Поволжье и на Дону – и принадлежали к древней славянской культуре.
А в той части Сибири, где жили буряты, «челдонами» называли людей, которые, по мнению местных жителей, произошли от русско-бурятских браков.
В 1895 году газета «Енисей» опубликовала статью, в которой говорилось, что племя челдонов, живущее в Восточной Сибири, родственно абиссинцам (эфиопам). Автор утверждал, что этот народ во времена Перикла добровольно переселился в Сибирь и что именно он принес туда христианство.
В общем, этот народ – одна сплошная загадка, но точно ясно одно: он очень древний. Во многих научно-литературных источниках (статьи, словари и т.д.) прошлого века говорится о том, что челдоны – это старожилы Сибири и их смело можно назвать коренным населением.
Чалдон (челдон) – имя нарицательное?
Если современному поколению россиян это слово не очень знакомо, то еще лет сто назад, судя по всему, оно было чуть ли не синонимом понятия «коренной сибиряк». У Есенина мы встречаем строки: «Глупый сибирский чалдон, скуп, как сто дьяволов, он». У Маяковского в «Советской азбуке» в качестве слова на букву «Ч» выбран «чалдон»: «Чалдон на нас шел силой ратной…».
И таких упоминаний в литературе множество. Впрочем, чаще всего представители этого народа авторами изображались в не очень приглядном виде – о них высказывались пренебрежительно, выставляя людьми недалекими, недружелюбными и дремучими. Возможно, это связано с тем, что, по воспоминаниям русских сибирских старожилов, челдоны всегда держались несколько обособленно. Их поселения имели свой древний уклад, говор был тоже особенным, а религия представляла собой смесь христианства и язычества. Например, в избе челдона, в красном углу, который они называли «божница», помимо икон, могли стоять старинные фигурки-божки. Если икона случайно падала, хозяин всегда очень тревожился, приговаривая: «эх, божа обидится».
Интересно, что челдонов в Сибири называли еще «желтопузыми» или «желтопупыми». В народе говорили, что их кожа от природы имеет желтоватый цвет от того, что они пьют слишком много чая.
Кстати, в словаре русских говоров Сибири авторы Бухарева и Федотов указывают, что по-монгольски «чалдон» означает «бродяга», то же самое можно прочитать и у Даля. Позже негативный оттенок у слова «чалдон» сменился на нейтральный, обозначающий просто сибирского старожила.
Исчезающая культура
О современных челдонах известно очень мало. Люди, которым доводилось с ними общаться, обращают внимание на то, что живут они в далеких, глухих сибирских деревнях. Дом челдона по традиции разделяется на женскую и мужскую половины. Хозяйка не позволяет мужу заходить на свою «территорию», к которой, конечно же, относится, кухня. Готовить и заниматься любой женской работой мужчине не разрешается, равно как и женщина традиционно не может выполнять мужскую работу – чинить, рубить, строгать. В некоторых домах до сих пор принято покрывать стены перьями дикого глухаря (как символ богатства), а дети в качестве игрушек традиционно использовали суставы лося, добытого родителями на охоте.
Интересен и менталитет челдонов: по характеру они люди самодостаточные и вольные. Этот народ гордится тем, что всегда был свободным. Превыше всего они испокон веков ставили интересы общины и, как сами говорили, «ни перед кем не снимали шапку». Этот менталитет, характерный для домонгольской Руси, сохранился у них на протяжении столетий, вплоть до наших дней.
В конце прошлого века молодые этнографы Омского государственного университета провели опрос среди жителей глухих сибирских деревень. Наряду с другими вопросами, их просили указать, к какой национальности они себя относят. Более 30% причислили себя к челдонам, и таковых оказалось даже больше, чем, тех, кто назвал себя русскими.
Между тем, этот некогда многочисленный народ в наше время, увы, считается почти вымершим. Точно неизвестно, сколько осталось в России истинных челдонов, ведь некоторые сибиряки могут относить себя к ним, но на самом деле ими не являться.
В сибирских селах настоящих челдонов живет очень мало, и это в основном люди преклонного возраста. Уникальному народу прогнозируют вымирание уже в этом веке, и неизвестно, удастся ли его возродить.
Колоритные фотопортреты представителей коренных народов заставляют задуматься о том, что нам необходимо сохранить редкие этносы и их культуру.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Тайна сибирских чалдонов. Чем они отличаются от остальных русских
( Правильнее : предки чалдонов жили здесь всегда. Чалдонов можно отнести к коренному народу Сибири)
Русские в Сибири до Ермака
До Октябрьской революции русское население Сибири четко делилось на чалдонов и самоходов, так называли коренные сибиряки людей, пришедших из «России». Чалдоны разговаривали на «старом» русском языке, например вместо привычного – «кони» они использовали «комони». Это слово есть в «Слове о Полку Игореве» и «Задонщине».
Этнографы заметили, что ряд топонимов Сибири имеют русские корни и названы так еще до прихода ватаг Ермака. Чалдоны вплоть до ХХ века жили укладом характерным для славян, времен феодальных князей. Что подтверждает теорию древнего происхождения народности.
Сигизмунд писал: «…Эти последние получили имя от крепости Серпонов (Serponow) в Лукоморье (Lucomorya), лежащем на горах за рекой Обью… Река Cossin вытекает из Лукоморских гор; при ее устье находится крепость Cossin, которой некогда владел князь (knes) Венца (wentza), а ныне его сыновья».
Происхождение странного слова
Лингвисты и сегодня не определились с этимологией слова «чалдон», которое для уха современного человека звучит как-то насмешливо и даже с оттенком ругательства. Связано это с тем, что «коренные» сибиряки и русские переселенцы относились враждебно по отношению друг к другу. Основные версии происхождения названия таинственного сибирского народа, следующие:
Ни одна из версий не подтверждается, но есть и более прозаичное мнение.
В своем словаре Владимир Даль писал, что слово «челдон» заимствовано из монгольского языка и означает бродягу, беглого, каторжника.
Некоторые исследователи предполагают, что название народа переродилось из слова «челядь» (слуги). Дескать, они – потомки крепостных крестьян, сбежавших из России.
История семьи Каяловых
Томский доктор исторических наук Галина Ивановна Пелых, собирая этнографические сведения о сибирских древностях познакомилась с чалдонской семьей Каяловых, которые называли себя самарами. Они сохранили предания о приходе своих предков в Сибирь. Этнографы давно фиксировали, что самоназванием первых самых «старых» чалдонов было «сарьмяты». Каяловы рассказали Галине Ивановне, что еще до казаков их семья жила в Причерноморских степях на реке Самара, которая впадает в Днепр.
Про свою фамилию они говорили, что раньше «каялой» русские называли коромысло. Из-за «страшной войны» они покинули родные края и переселились на реку Иртыш. Позднее на новое место пришло много земляков Каяловых, которые расселились по Сибири. Галина Ивановна Пелых предположила, что «страшная война – смутные времена XIII-XIV веков.
Исследовательница писала, что самары: «…даже говорили иначе, чем чалдоны из казаков. Каяловы говорят не «чело», а «чало», не «человек», а «чаловик», не «челдон», а «чалдон» и высмеивают казацких чалдонов за то, что те говорят на «и». Последнее обстоятельство подтверждают местные диалектологи, установившие, что часть старожительского населения Сибири говорит все на «и»: «игород, игурцы, да ча, да пошто, ты, матка, ча, та ты ча», потешно так говорят».
Рассказ Каяловых находит и документальное подтверждение. Еще в 1597 году царь Федор Иоаннович послал на Енисей своего посланца Федора Дьякова, которому поставил задачу разведать те края на предмет новых подданных. Вернувшись через два года Дьяков привез большой ясак и как пишет Сибирская летопись сообщил, что там давно живет множество русских людей, которые торгуют, охотятся и собирают дань с аборигенов. Давнее присутствие русских в Сибири подтверждает и археология.
Археолог Василий Флоринский откопал в районе самарской Оби русские кольчуги и перстни с узорами, встречающимися на древнерусских колчанах. В Приобье были найдены предметы XIII-XIV, которые связаны с Русью. Это были фрагменты русских горшков, изготовленных на гончарном круге, фаянсовые голубые бусы, меч, железные ключи, бронзовые и серебряные височные кольца, браслеты и прочие предметы не характерные для народов Зауралья.
Язычники и охотники
Чалдоны враждебно встретили казаков и русскую власть. Это отобразилось на дальнейших отношениях коренных и пришлых поселенцев. Свою роль играли и религиозные взгляды чалдонов, которые были язычниками. Считается, что именно из-за этого чалдонов убрали из истории освоения Сибирского края.
В их домах были «красные углы», которые называли «божницами». Там наравне с иконами стояли, вырезанные из дерева и кости фигурки божков, в том числе и местных. Когда в Сибирь пришла власть московского царя, то чалдонов, как и староверов облагали двойной данью, что должно было способствовать их переходу в христианство.
Жили коренные сибиряки в больших избах, состоявших из двух срубов, соединенных в один дом. Считается, что ставить избы чалдоны начали после прихода в Сибирь «самоходов» из «Расеи». До этого они жили в малозаметных полуземлянках и небольших домиках, возведение которых не требует много времени. Чалдоны постоянно передвигались по рекам в поисках охотничьих угодий и рыбы и строить основательные дома смысла не было.
Ж енская и мужская половины дома
Чалдонские женщины носили черные платки, покрытые красной узорной вышивкой. Молодая незамужняя девушка могла надеть платок ярких цветов, но выйти на люди с непокрытой головой, считалось позором. Во время застолий под божницу (самое почетное место) усаживали стариков и авторитетных общинников. Родственникам и друзьям отводились боковые лавки, а детям и молодежи полагалось сидеть напротив «красного угла». Показательно, что чалдоны даже больших начальников могли усадить на детское место.
В среде чалдонов бытовал запрет мужчине на заход в «женскую половину избы» и кухню. Готовить еду, мыть посуду, варить лекарственные травы и даже наливать мужу кружку с водой полагалось только женщине. В свою очередь ей был табуирован заход на «мужскую половину». Женщинам запрещалось брать в руки косу, молоток, топор и прочие инструменты. Девочкам и мальчикам разрешалось играть вместе, пасти скот и рыбачить. Сидеть женщинам и мужчинам за одним столом не запрещалось, но ели вместе они только по праздникам.
Чалдоны отличались медлительностью, упрямством, независимым характером, недоверием к власти и безразличием к тому, что не касалось их самих. В Сибири ходила поговорка: «Крыльцо блестит — чалдоны живут». Она означала, что коренные сибиряки добросовестно делают любую работу и постоянно заняты делом.
В современной России чалдоны – вымирающая этническая группа, которая продолжает жить обособленно в далеких сибирских деревнях. Однако по всему Зауралью разбросаны населенные пункты и географические объекты с названием Чалданка, Челдонка, Чалдонка.
Кто такие сибирские чалдоны и откуда взялись?
Когда вслед за Ермаком в Сибирь пришли первые русские поселенцы, они с удивлением обнаружили не только сибирских татар-аборигенов края, но и вполне европеоидных людей, к тому же говорящих по русски!
Жили они обособленно, с подозрением относились к пришлым русским и довольно прохладно к татарам.
Но как они вообще попали в Сибирь?
Чалдоны-сарьмяты
«Глупый сибирский
Чалдон,
Скуп, как сто дьяволов,
Он.
За пятачок продаст».
С. Есенин
Чалдоны Томской области
Сходства русских и чалдонов
Отличия чалдонов от русских
Все версии происхождения чалдонов
Пожилой чалдон с легкой монголоидностью
Есть свидетельства, от самих чалдонов, что они потомки староверов, которые спасаясь от «сатанинских» реформ Никона, проникли в Сибирь и остались там жить, как кержаки или семейские.
Преимущественно североевропейская внешность чалдонов, выдает в них выходцев с северных губерний. Это могут быть пришельцы с Новгорода и Вятки, которые издавна ходили по Оби, а когда Иван Грозный устроил городам кровавую баню, заваливая трупами целые реки, часть новгородцев могла спастись в далеких сибирских краях.
Однако в Томской области чалдоны смгулые и кареглазые, что выдает возможную связь с донскими казаками.
Наиболее экзотическая версия представлена в легендах о таинственном подземном городе под Томском, который якобы намного древнее его почти 450 летней истории!
Город был торговым и населяли его как сибирские татары, так и выходцы из славян, потомки которых и составили ядро чалдонов.
А сам он был составной частью когда-то развитого Сибирского края домонгольской эпохи.
Мужчины-чалдоны К 19 веку слово чалдон стало относится преимущественно к каторжанам и приобрело агрессивно-негативный оттенок, считалось тяжким оскорблением.
Но при этом все Забайкалье иногда именовали Чалдонией, из-за избытка ссыльных.
Еще в 40-х годах, к чалдонам причисляли себя не менее 30% сибиряков, но сейчас этот народ растворился в русских и только семейные предания иногда говорят о происхождении человека не только от пришлого населения Сибири.