Что нужно выучить перед javascript
Лайфхак: в какой последовательности изучать JavaScript
Огромный инструментарий JS и тонны материалов по нему. С чего начать? Расскажем, как изучать JavaScript, и предоставим полезные ссылки.
Сперва следует понять, для чего вам нужен JavaScript
JavaScript (JS) – нативный язык, база, а библиотеки и JavaScript фреймворки – все то, что уже «накладывается» сверху. Язык программирования JavaScript клиентский и выполняется на стороне браузера. Грубо говоря, вся нагрузка ложится именно на ПК пользователя, а не на сервер, как было бы в случае с PHP. Поэтому кривой скрипт также будет затрагивать напрямую клиента, а не сервер: хорошо для вас, да плохо для пользователя.
Подробнее о том, что такое JavaScript, вы сможете узнать из данного видео:
Определиться со стеком
Не упускайте из виду JavaScript фреймворки, библиотеки и прочие инструменты.
Теперь давайте условимся: идеальной последовательности не существует. Все напрямую зависит от того, чем вы занимаетесь и на что ориентированы: фронтенд или full-stack. Если первое, делайте меньший упор на взаимодействие с серверной частью, а если второе – напротив. Изучать JavaScript вы можете и по своему плану. Наш – лишь одна из возможных вариаций, которая, тем не менее, имеет право на существование.
Выстраиваем последовательность
1. JavaScript основы
Книги по JavaScript для начинающих и аналогичные видеоуроки, которые разбудят в вас веб-разработчика. Массивы, коллекции, строки и прочий базис обязательны к изучению на старте. Список литературы солидный, поэтому в первую очередь загляните сюда:
И еще много чего интересного в нашей статье 16 бесплатных книг по JavaScript.
2. jQuery
Рекомендуем ознакомиться с серией видео «Уроки jQuery» от Web Developer Blog. Вы узнаете все о jQuery, начиная синтаксисом и заканчивая практической реализацией того, что может потребоваться.
3. JavaScript: углубленное изучение
Начинаем изучать JavaScript более серьезно.
В этом поможет неплохой видеокурс от loftblog под названием «Продвинутый JavaScript»:
4. Node.js
И вот мы переходим к самому «вкусному». В сети немало материалов по Node.js, но мы предлагаем сперва ознакомиться с нашими статьями:
Далее посмотрите серию уроков Node.js от ITVDN:
Ребята излагают материал максимально доступно, так что никто не уйдет «обиженным» 😉
5. npm
Менеджер пакетов, который входит в Node.js. Нужен, важен и нередко украшает требования вакансий. У Дмитрия Лаврика есть хорошее видео, разбирающее по косточкам npm в рамках основ:
Захотите узнать больше – обязательно найдете на его канале дополнительные видео, посвященные данному менеджеру.
6. Gulp
Исчерпывающий ответ на вопрос «Что это такое» дает Современный учебник JavaScript: Скринкаст по Gulp. Все выпуски скринкаста собраны в одном месте, что безумно удобно.
7. Webpack
За основой по Webpack вам на канал WebForMySelf:
8. Angular/Vue/React
Выше уже упоминалось, что можно выбрать что-то одно, но все зависит от конкретного проекта и соответствующих требований к нему. Хоть Vue.js сейчас по обсуждениям впереди планеты всей, затронем каждый из трех инструментов.
Angular курс
Vue.js
Знакомство с React
Надеемся, вам помог наш лайфхак. Если же вы знаете более эффективный способ изучить JS – поделитесь в комментариях 🙂
Вас также могут заинтересовать другие материалы по теме:
Мои рассуждения на тему Как учиться программировать на JavaScript
Дисклеймер: я ни в коем случае не хочу сказать, что именно так и надо учиться. Но за плечами 13 лет опыта и не один год активности в сообществах, так что рассуждения будут не на пустом месте. Но если вы уже состоялись как программист, скорее всего вам будет не интересна данная публикация.
Немного о себе
Скажу сразу: я неправильный программист. У меня нет никакого образования кроме школы, а в программирование я подался в возрасте 25 лет. У меня даже нет четкого понимания что я правильно программирую, а что нет. Но несмотря на это, уже более 13 лет я программирую. Я по-прежнему не очень умею в различные математические формулы и т.п., но в целом получается создавать программные продукты (и, к слову, вполне прилично зарабатываю). Вот и учить я буду может не правильно, но обязательно с упором на то, чтобы начинать в скором времени зарабатывать деньги.
Рассуждения о сути программирования
Наверно, надо придумать здесь какой-то другой термин на замену «программированию». Во всяком случае я вряд ли смогу научить именно программированию. Но, как мне кажется, надо просто разобраться в целях. Вспоминаем классическое «вам шашечки или ехать?».
В итоге огромная пропасть существует между джунами и сеньорами. Практически никто не хочет брать джунов на работу, как минимум хотят мидлов (а лучше сеньоров, но не за дорого). А откуда набраться мидлам и тем более сеньорам, если джунов никуда не берут?
И как мне видится, тут есть два пути:
Заказчики (работодатели) научатся дробить проекты на правильные подзадачи, сумеют организовать правильную командную работу (возьмут толкового сеньора, который имеет огромный опыт, набил уже кучу шишек, и вот на этом проекте уж точно сможет сделать все правильно), и тогда появятся простые задачи для джунов и можно будет их брать массово на работу.
Самим программистам рассмотреть правильное развитие рынка, вычленить востребованные технологии и сосредоточиться на изучении именно этих технологий, чтобы лучше спозиционироваться на рынке.
Первый вариант я, конечно же, привел чисто риторически. Даже если такое и произойдет, это будет исключением из правил и на всех джунов не хватит.
А вот второй вариант очень даже реален. В свое время, когда я еще программировал на php, я сосредоточился на MODX и довольно долго сидел на этом движке. И хотя это не самый популярный движок, но все же вокруг него был сформирован рынок, а я сумел на этом рынке зарекомендовать себя экспертом, и с заказами проблем у меня не было. И хотя я уже года три с ним не работаю, до сих пор поступают заказы.
Вот и с JS у меня мысль: не пытаться изучить все необходимое. Если вы будете пытаться браться за любой проект, всего необходимого вы тогда просто не изучите. А сосредоточиться на каком-то определенном стеке, в рамках которого еще и может получиться вычленить отдельные профили (чтобы еще сильнее сузить для себя профиль обучения).
Здесь наверняка многие адепты программирования меня наругают, мол «Чему ты учишь новичков?! Потом наплодится куча быдлокодеров, которые только и смогут что позорить отрасль!». Но я здесь как мантру повторю: «Вам шашечки или ехать?». Мне совсем не понятно, почему программирование пытаются возвести в какой-то мифический ранг? Почему, если программист, то надо быть богом, а вот простым чернорабочим нельзя быть? Есть полно задач, которые не требуют семи пядей во лбу, но которые требуют определенных знаний. Если человек освоит эти необходимые знания, может он и не станет еще программистом в том смысле, как от него ожидают «отцы». Но этот человек вполне может получить работу и получать свою зарплату. А со временем человек будет получать опыт и расти профессионально дальше.
Повторюсь: не пытайтесь стать суперхацкером. Для начала достаточно научиться тому, чтобы решать какие-то определенные задачи, начать зарабатывать деньги хотя бы для того, чтобы с голоду не умирать. А опыт придет со временем. Когда вы уже получаете зарплату, можно развиваться спокойно, сколько душе угодно. А пока у вас нет еще ни того, ни другого, получается замкнутый круг: нет опыта, чтобы понять в каком направлении лучше развиваться и как скоро это начнет приносить денег, чтобы потом можно было получать необходимый опыт.
В данном случае я считаю, что без менторства просто не обойтись. То есть нужен тот, кто будет направлять, кто скажет: сейчас хорошие перспективы изучать такой-то стек, потому что он покрывает многие задачи и на него уже появляются вакансии на том же hh, так что если быстро освоишь необходимый минимум, имеешь шанс в скором времени устроиться на работу.
Итак, какой же стек я предлагаю выбрать?
Просто на всякий случай отмечу, хоть это уже и само собой разумеющееся. Без него вы просто не сможете в командную работу.
TypeScript
В случае же работы с TypeScript, вы как будто работаете не один, как будто кто-то сидит в вашей IDE и постоянно помогает вам в написании кода, следя за тем что и как вы пишете. И если вы что-то пишете не то, TS вам подсказывает, типа «Здесь ожидается логическая переменная, а ты строку пытаешься скормить» или «здесь условие никогда не выполнится, потому что ты пытаешься жестко сравнить число со строкой, а они никогда друг другу не равны» и т.п. То есть здесь смысл в том, что вы учитесь не тому «что делать», а тому «как делать». И это на самом деле сильно проще. Вам коллега ставит задачу «Забери по АПИ курсы валют и скорми массив числовых значений мне в компонент», и это уже довольно четкая задача, потому что вам уже определено условие: «дай массив чисел». Вы можете здесь ошибиться логически, к примеру, взяв не те числа не из того АПИ. Но вы не сможете скормить не массив, или массив не чисел. То есть решив, как вам кажется, задачу, получив результат и попытавшись отдать решение коллеге, уже IDE вам частично проверит результат, до того, как вы потревожите коллегу.
С typescript легко можно играться в playground. Вот пример.
Мой вердикт: если вы хотите в JavaScript, то изучайте сразу TypeScript. Вот прям сразу. И тогда вы сэкономите много своего времени, а более качественный код вы начнете давать довольно скоро.
React
Styled-Components
GraphQL
GraphQL довольно плотно устоялся на рынке API и лично я сейчас не работаю ни с чем, кроме как с GraphQL. И уверяю вас, что даже банки и прочие крупные организации, обновляя свой стек, все чаще выбирают именно эту технологию. Плюс использования ее в том, что когда вы пишете фронт и API-запросы, вы GraphQL схема помогает вам формировать запросы, подсказывая что и в каком виде можно запросить, и сообщая о синтаксических ошибках, если они были допущены. В добавок в одном запросе можно получать связанные данные на несколько уровней (если на бэке граф правильно приготовлен), что сильно упрощает работу с множеством запросов.
Next.JS
Резюме
Но одной теории недостаточно. В своих размышлениях я пришел к тому, что в реальности практически невозможно создать какой-то четкий трактат, которому можно следовать и развиваться уверенно. Технологии постоянно меняются. Я рассчитываю на то, что приведенный выше список будет актуален хотя бы год-два. Но далее не известно. И расчет на то, чтобы обучение перспективным технологиям не занимало более трех месяцев, чтобы потом можно было хотя бы год-полтора работать с повышением з.п., а потом, в случае чего, взять месяц-два на перепрофилирование, если потребуется. Но при этом надо будет иметь возможность постоянно держать руку на пульсе в плане изменений течений в рынке и появления новых учебных материалов.
Сразу уточню, что скорее всего это подойдет только новичкам и только тем, кто действительно намерен чему-то научиться. То есть придется прикладывать усилия и первые ощутимые результаты будут только недели через две-три, а на коммерческий уровень надо потребуется минимум месяца два-три. Но гарантирую, что с моей стороны будет оказана всяческая помощь ученикам, и все это бесплатно.
Хочу стать веб-разработчиком: подробный план по изучению JavaScript
Веб-разработка — одно из самых простых и оттого популярных направлений среди начинающих программистов. Для работы достаточно любого текстового редактора и браузера, не нужно изучать алгоритмы на продвинутом уровне, результат каждого этапа написания программы нагляден — в общем, преимуществ много. Ключевым навыком в контексте веб-разработки считается знание JavaScript.
Сейчас JavaScript очень быстро развивается, а потому при изучении языка легко запутаться. Мы предлагаем вашему вниманию учебный план с удобной структурой, который охватывает все необходимые аспекты JavaScript и смежных технологий.
Почему JavaScript?
Стоит отметить открытость языка — компании, обычно соперничающие друг с другом, сотрудничают с целью развития JavaScript. Язык очень гибок и подойдёт сторонникам как объектно-ориентированного, так и функционального подхода. Огромное количество библиотек и фреймворков позволяет с лёгкостью решать любые типы задач, а серверная платформа Node.js даёт возможность использовать язык не только в браузере, но и в консоли. Вы даже можете писать настольные и мобильные приложения: первые — при помощи фреймворка Electron, а вторые — на NativeScript или React Native.
Основы
Сперва необходимо изучить основные понятия JavaScript, веб-разработки и программирования в целом:
Git — необходимый разработчикам инструмент, поэтому познакомиться с ним нужно как можно раньше. Вот основные навыки, которыми вы должны обладать:
Алгоритмы и структуры данных
Затем стоит изучить алгоритмы (в частности, понятие сложности алгоритмов), а также базовые структуры данных: связные списки, очереди, стеки, двоичные деревья поиска и хэш-таблицы. В этом вам поможет наша серия статей.
Бэкенд
Node.js
10 лет назад JavaScript можно было использовать только для фронтенд-разработки. Теперь благодаря Node.js одним «фронтом» дело не ограничивается. Node — это просто среда для выполнения JS-кода на стороне сервера, поэтому вам не придётся изучать новый синтаксис, но понадобится импортировать и экспортировать файлы, разбивать код на модули и использовать менеджер пакетов npm.
Серверы, HTTP, Express.js
После изучения Node стоит продолжить знакомство с бэкенд-разработкой и разобраться в серверах и маршрутизации. Можно начать с портов и протоколов с акцентом на HTTP, а потом заняться Express — Node-библиотекой для обработки запросов.
Асинхронный JavaScript
Асинхронность является одной из отличительных фич JavaScript, хотя и создаёт некий раскол среди разработчиков: некоторые её любят, а некоторые — ненавидят. Вам стоит понимать плюсы и минусы этой технологии. Начните со стека вызовов, цикла событий и коллбеков, а затем перейдите к изучению промисов.
Базы данных, схемы, модели и ORM
Базы данных — один из важнейших элементов веб-разработки. Если вашему приложению нужно загружать или хранить какие-либо данные, не теряющиеся при обновлении страницы, придётся использовать БД. Нужно научиться различать реляционные и нереляционные базы данных и разобраться в типах связей. Затем изучить SQL и познакомиться с разными системами управления баз данных. Умение работать с ORM тоже не будет лишним.
Фронтенд
HTML и CSS
HTML и CSS — это основа основ для любого веб-разработчика. Вам не обязательно знать их в совершенстве, но разбираться в них вы должны. Также можно изучить какую-нибудь популярную библиотеку (например, Bootstrap) и CSS-препроцессор вроде Sass — он поможет сделать CSS похожим на обычный код. Для упрощения работы с HTML можно выбрать один из популярных шаблонизаторов, например, pug.
jQuery и манипуляция DOM
Создав внешний облик страницы при помощи HTML и CSS, вы будете использовать трансляторы событий и библиотеку jQuery для управления DOM. Многие считают, что jQuery бесполезна и её скоро заменят Angular и React, но она безумно популярна, и поэтому её стоит знать. Кроме того, однажды вы попадёте в ситуацию, когда забивать гвозди React-микроскопом вам будет неудобно, и тогда на помощь вам придёт лёгкая jQuery.
Инструменты разработчика Chrome
Было бы непростительно обделить вниманием инструменты Chrome, которые дают огромное количество возможностей. С ними вы сможете изучать элементы DOM, производить отладку через консоль, отслеживать маршруты и многое другое. В нашей статье описаны несколько удобных возможностей консоли Chrome, которые упростят выполнение рутинных задач.
Продвинутые темы
Разработка через тестирование
Test-Driven Development, или TDD — это такая техника разработки, при которой создание ПО разбивается на множество небольших циклов: сначала пишутся тесты, которые покрывают желаемое изменение, затем пишется код, который эти тесты проходит. После этого производится рефакторинг кода, при необходимости пишутся новые тесты. Если какие-то тесты участок кода не проходит, это исправляется.
В случае с JavaScript советуем обратить внимание на фреймворки Jasmine, Chai и Mocha. Кстати, на нашем сайте есть цикл статей, посвящённый тестированию фронтенда — может пригодиться.
Веб-сокеты
Этой теме стоит уделить особое внимание, поскольку веб-сокеты очень полезны. Протокол WebSocket, в отличие от HTTP, позволяет работать с двунаправленным потоком данных, что делает эту технологию уникальной. Самой распространённой реализацией является библиотека socket.io — разобраться с ней и применить полученные навыки на практике поможет наше руководство по созданию многопользовательской браузерной игры.
ES6, Babel, Webpack
Сейчас основным стандартом является ES6 (ES2015), но уже принят ES2016, а ES2017 находится в разработке, поэтому нужно всегда быть в курсе обновлений и использовать их. Проблемы совместимости решаются всего парой инструментов:
React и Redux
React — библиотека для создания пользовательских интерфейсов. Она была создана компанией Facebook в 2013 году и достаточно быстро стала популярной среди разработчиков. Вам стоит прочитать эти 9 советов, а затем разобрать написание простого приложения, чтобы понять, как работает React и для чего он нужен. React пригодится не только для фронтенд-разработки: Facebook выпустила варианты фреймворка для мобильной (React Native) и VR-разработки (React VR).
Redux — контейнер предсказуемых состояний, обычно используемый в связке с React. Его можно использовать для сокращения кода благодаря модульности. Особенно полезен в многопользовательских приложениях, работающих в режиме реального времени, например, в играх.
Аутентификация, сессии, cookies
Вам также стоит разобраться, как приложения взаимодействуют с пользователями, обрабатывают вход в учётную запись и выход из неё, выдают привилегии. Для отслеживания личности пользователя в течение сессии используются cookies — небольшие текстовые файлы, передаваемые сервером браузеру в ответе на HTTP-запрос. А для обеспечения связи базы данных и страничек авторизации можно использовать библиотеку express-session.
Веб-безопасность
И, наконец, стоит обратить внимание на безопасность. Важно изучить как методы атак, так и способы защиты от них.
Вы можете оценить уровень своих знаний и определить, действительно ли вам подходит JavaScript — для этого пройдите специальный тест.
12 концепций JavaScript, о которых нужно знать
JavaScript — это сложный язык. Если вы, на любом уровне, занимаетесь JavaScript-разработкой, это значит, что вам жизненно необходимо понимать базовые концепции этого языка. В материале, перевод которого мы сегодня публикуем, рассмотрены 12 важнейших концепций JavaScript. Конечно, JavaScript-разработчику нужно знать гораздо больше, но без того, о чём мы будем сегодня говорить, ему точно не обойтись.
1. Переменные, хранящие значения и ссылки
Понимание того, как именно в JavaScript назначаются значения переменных крайне важно для тех, кто хочет писать правильно работающий код. Непонимание этого механизма ведёт к написанию программ, в которых значения переменных могут непреднамеренно меняться.
Теперь рассмотрим пример работы с объектами.
2. Замыкания
Это был очень простой пример. Если же рассмотреть нечто, более близкое к реальному миру, то можно представить себе, например, функцию для подключения к некоему API (назовём её apiConnect() ), которой, при первом её вызове, передаётся ключ доступа к API. Эта функция, в свою очередь, возвращает объект, содержащий несколько методов, которые пользуются переданным apiConnect() ключом доступа к API. При этом ключ хранится в замыкании и при вызове этих методов упоминать его больше не требуется.
3. Деструктурирующее присваивание
Если вы до сих пор не пользовались деструктурирующим присваиванием в JavaScript, то это пора исправить. Деструктурирующее присваивание представляет собой распространённый способ извлечения свойств объектов с использованием аккуратной синтаксической конструкции языка.
Если извлечённым свойствам нужно присвоить имена, отличающиеся от тех, которые они имеют в объекте, можно поступить так:
4. Оператор spread
5. Оператор rest
Оператор rest позволяет преобразовывать любое количество аргументов, переданных функции, в массив.
6. Методы массивов
Методы массивов часто дают разработчику удобные инструменты, позволяющие красиво решать самые разные задачи по преобразованию данных. Я иногда отвечаю на вопросы на StackOverflow. Среди них часто попадаются такие, которые посвящены чему-то вроде тех или иным способов работы с массивами объектов. Именно в таких ситуациях методы массивов особенно полезны.
Здесь мы рассмотрим несколько таких методов, объединённых по принципу их схожести друг с другом. Надо отметить, что тут я расскажу далеко не обо всех методах массивов. Найти их полный список можно на MDN (кстати, это — мой любимый справочник по JavaScript).
▍Методы map(), filter() и reduce()
Метод map() возвращает новый массив, содержащий трансформированные значения обрабатываемого массива. То, как именно они будут трансформированы, задаётся в передаваемой этому методу функции.
Метод reduce() возвращает некое значение, представляющее собой результат обработки всех элементов массива.
▍Методы find(), findIndex() и indexOf()
Метод find() возвращает первый элемент массива, соответствующий заданному критерию. Этот метод, найдя первый подходящий элемент, не продолжает поиск по массиву.
▍Методы push(), pop(), shift() и unshift()
Метод push() позволяет добавлять элементы в конец массива. Он модифицирует массив, и, после завершения работы, возвращает элемент, добавленный в массив.
Метод pop() удаляет из массива последний элемент. Он модифицирует массив и возвращает удалённый из него элемент.
Метод shift() удаляет из массива первый элемент и возвращает его. Он тоже модифицирует массив, для которого его вызывают.
Метод unshift() добавляет один или большее количество элементов в начало массива. Он, опять же, модифицирует массив. При этом, в отличие от трёх других рассмотренных здесь методов, он возвращает новую длину массива.
▍Методы slice() и splice()
Эти методы используются для модификации массива или для возврата некоей части массива.
Метод splice() меняет содержимое массива, удаляя существующие элементы или заменяя их на другие элементы. Он умеет и добавлять в массив новые элементы. Этот метод модифицирует массив.
Метод slice() возвращает неглубокую копию массива, содержащую его элементы, начиная с заданной начальной позиции и заканчивая позицией, предшествующей заданной конечной позиции. Если при его вызове задана только начальная позиция, то он вернёт весь массив, начиная с этой позиции. Этот метод не модифицирует массив. Он лишь возвращает описанную при его вызове часть этого массива.
▍Метод sort()
Метод sort() выполняет сортировку массива в соответствии с условием, заданным переданной ему функцией. Эта функция принимает два элемента массива (например, они могут быть представлены в виде параметров a и b ), и, сравнивая их, возвращает, в том случае, если элементы менять местами не надо, 0, если a нужно поставить по меньшему индексу, чем b — отрицательное число, а если b нужно поставить по меньшему индексу, чем a — положительное число.
Если вы не можете, впервые ознакомившись с этими методами, их запомнить — ничего страшного. Самое главное это то, что вы теперь знаете о том, что умеют стандартные методы массивов. Поэтому, если вы и не можете сходу вспомнить особенности того или иного метода, то, что вы о нём знаете, позволит вам быстро найти то, что нужно, в документации.
7. Генераторы
Вот генератор, рассчитанный на возврат ограниченного числа значений:
А вот генератор, рассчитанный на возврат бесконечного количества значений посредством цикла.
8. Операторы проверки равенства (==) и строгого равенства (===) значений
9. Сравнение объектов
Мне периодически приходится видеть, как новички в JS-программировании совершают одну и ту же ошибку. Они пытаются напрямую сравнивать объекты. Переменные, в которых «хранятся» объекты, содержат в себе ссылки на них, а не сами эти объекты.
Так, например, в следующем примере объекты выглядят одинаково, но при их прямом сравнении нам сообщают о том, что объекты это разные, так как каждая из переменных содержит ссылку на собственный объект и эти ссылки друг другу не равны.
При этом в следующем примере оказывается, что joe1 равно joe2 так как обе переменные хранят ссылку на один и тот же объект.
Один из методов настоящего сравнения объектов заключается в их предварительном преобразовании в формат JSON-строк. Правда, у такого подхода есть одна проблема, которая заключается в том, что в полученном строковом представлении объекта не гарантируется определённый порядок следования его свойств. Более надёжный способ сравнения объектов заключается в использовании специальной библиотеки, содержащей средства для глубокого сравнения объектов (например — это метод isEqual() библиотеки lodash).
Для того чтобы лучше разобраться с тонкостями сравнения объектов и осознать возможные последствия записи в разные переменные ссылок на одни и те же объекты, взгляните на первую концепцию JS, рассмотренную в этом материале.
10. Функции обратного вызова
Функции обратного вызова — это довольно простая концепция JavaScript, с которой у новичков иногда возникают сложности. Рассмотрим следующий пример. Здесь функция console.log (именно так — без скобок) передаётся функции myFunc() в качестве функции обратного вызова. Эта функция устанавливает таймер, по срабатыванию которого вызывается console.log() и переданная функции myFunc() строка выводится в консоль.
11. Промисы
12. Конструкция async/await
Итоги
Если то, о чём мы здесь говорили, было вам до этого незнакомо, то вы, скорее всего, хотя бы немного, но выросли над собой, прочитав эту статью. Если же вы не нашли тут ничего нового, тогда хочется надеяться, что этот материал дал вам возможность попрактиковаться и укрепить ваши знания JavaScript.
Уважаемые читатели! Какие ещё концепции JavaScript вы добавили бы в эту статью?