Что означает слово былина 4 класс определение
Что такое былина?
Всего получено оценок: 191.
Всего получено оценок: 191.
Одной из малых эпических жанровых форм является былина. В данной статье рассмотрим, что такое былина, каковы ее сюжетные и жанровые особенности.
Определение
Былина – это фольклорный жанр эпического характера, имеющий стихотворную форму.
Былины – сказания прошлого, повествующие о жизни и подвигах русских богатырей.
Раньше былины называли старинами и старинками.
Сюжетные особенности
Существует небольшое количество сюжетов с одними и теми же персонажами, которые по-разному рассказывались представителями народа.
Первоначально былины были устным литературным жанром, после – стали записываться на письме.
В центре повествования лежали судьбы богатырей и их подвиги. В былинах прославлялись лучшие народные качества, которые были свойственны богатырям: смелость, храбрость, сила духа, справедливость, мужество и отвага.
Подчеркивался патриотизм богатырей, которые готовы были отдать свою жизнь ради блага Родины. В былинах иллюстрировались богатырские подвиги ради спасения Руси, которая изображалась как непобедимое государство.
Жанровые особенности
Несмотря на то что в былинах упоминаются реальные события прошлого, достоверности и особой точности не уделяется особого внимания. Важно было отразить смелость и мужество богатырей, которые олицетворяли положительные черты всего русского народа.
Для того чтобы показать богатырскую силу и непобедимость Руси, сказители былин часто использовали фантастические элементы повествования. Многие события похожи на настоящие чудеса.
Что мы узнали?
Былина – фольклорный жанр эпического характера, имеющий стихотворную форму и повествующий о жизни и подвигах русских богатырей. Былины, которые раньше были только устным жанром и рассказывались народом по-разному, назывались старинами или старинками. В былинах прославлялись лучшие качества богатырей и их подвиги, которые были связаны с защитой Руси. В былинах отражались реальные исторические события, но особой точности и достоверности не было. В описание событий прошлого тесно вплетались элементы фантастики.
Былина как эпический фольклорный жанр
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» обладает всеми признаками данного эпического жанра. Здесь имеется сюжет, события изображаются в развитии, персонажи – в действии.
Былины, как правило, имеют три части: запев (как подготовка к прослушиванию песни), зачин (в его пределах разворачивается действие) и концовка.
Русские былины имеют свою традиционную систему образов. Рассмотрим это на примере таких былин, как «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Святогор и Микула Селянинович».
Образ былинного богатыря является средством воспитания патриотических чувств у русского человека. Именно в русских былинах показан образ богатыря-защитника, который является прообразом современных героев-воинов.
Источником каждой героической песни был какой-либо исторический факт. В былине, как и в народной сказке, много выдумки. Герои былин – богатыри – люди необыкновенной силы, они скачут на могучих конях через реки и леса, поднимают на плечи тяжести, которые не под силу ни одному человеку. Многие русские былины говорят о героических подвигах народных богатырей.
Задача былин не в том, чтобы удивить слушателей какой-либо неожиданностью, а в том, чтобы напомнить об идеале, и слушатели ещё раз восхитились бы силой, удалью, мудростью, самоотверженностью былинных героев.
В системе образов прослеживается старшинство, зависимость, так как богатыри подчинены князьям. Они служат князю и всему государству.
В русских былинах можно выделить трёх основных героев: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. Образы богатырей являются художественным обобщением, воплощением в одном человеке силы народа. Русские богатыри никогда не лгут. Готовые умереть, но не сойти с родной земли, они почитают службу отечеству своим первым и святым долгом, хотя их нередко обижают не доверяющие им князья.
Основная тема былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» – защита отечества от набегов врагов, охрана покоя и благополучия жителей земли русской. Знаменитый богатырь Илья Муромец является олицетворением всего лучшего в народе: огромная физическая сила сочетается в нём с ещё большей силой внутренней, со спокойствием духа, с добротой. Цель его служения родине связана не со стремлением убивать врагов, а с желанием защищать и охранять землю Русскую.
Главный герой былины равнодушен к почестям и наградам. Богатырь направляется в Киев прямоезжей дорогой. А дорога та «прямоезжая» пролегала в лесном краю, где находились разбойники, грабившие и убивавшие.
Автор подчёркивает дородность Ильи, его рост, силу, мощь. Богатырь вооружён копьём, луком со стрелами. В былине нет портрета Ильи, потому что главным было показать черты его характера, проявляющиеся во время освобождения Чернигова от неприятеля, в победе над Соловьём-разбойником. И мы отмечаем, что Илья смел, могуч, благороден, а народ благодарен своему герою.
Закономерно для былин и то, что богатырство героя преувеличено. Например, через описание движений коня Ильи: «С горы на гору стал перескакивать, с холма на холм стал перемахивать, мелки реченьки, озерка промеж ног спускал. ». Здесь используется важный художественный приём, необходимый для того, чтобы подчеркнуть доблесть героя, сложность победы над самыми разными врагами.
В былине «Святогор и Микула Селянинович» создан наиболее загадочный образ богатыря. В одном из вариантов говорится, что Святогор ездит только по горам (или лежит на них), что его мать сыра земля не держит. Ему нет равных по силе, и в то же время эта сила не находит применения. Святогор не совершает воинских или каких-либо других подвигов. Не случайно сумка, которую не мог поднять Святогор, принадлежит Микуле Селяниновичу, пахарю. То, что легко несёт пахарь, губит богатыря, так как далёк он земледельческого труда, требующего немалой сноровки и физической силы. А своей силе он не находит применения, как это делали Илья Муромец или другие русские богатыри, охраняющие границы. Он далёк и от хозяйственно-производительного труда, как, например, Микула Селянинович. Святогор изолирован от других героев былинного эпоса. В отличие от них, он неподвижен, привязан к одному месту – Святые горы.
Встреча Святогора с Микулой Селяниновичем и эпизод с переметной сумой и тягой земной несут в себе смысл передачи силы от «старшего» богатыря к «младшему». И образ Микулы воспринимается как символ мирного времени, потому и прославляется богатырь-пахарь: он кормилец, на котором держится вся земля русская.
Таким образом, былины имеют огромное значение для понимания путей развития устного народного творчества, древней литературы, а также для изучения истории Руси.
Доклад Былины 4, 7 класс сообщение (По литературе)
Былины – это песенные мотивы русских народов, в которых главными героями являются мужественные богатыри. В этих эпических произведениях люди воспевали их подвиги и участие простого народа в них.
Само слово «былина» переводится как «старина» и все события, описанные в них, проходили в далеком прошлом. Былина, так же как легенда или миф относится к одному из литературных жанров. Но, правда это или вымысел достоверно сказать невозможно. Вероятнее всего героические подвиги и поступки, о которых воспевается в былинах, несколько преувеличены. Это сделано для того, чтобы русский народ еще больше восхищался и гордился своими героями.
Былины так же являются неотъемлемой частью истории жизни русского народа. Благодаря им у людей будущего поколения создается представление о прошлом бытие и образе русского человека.
Приблизительно с начала 10 века люди стали описывать происходящие события в былинах. В письменном оформлении они появились лишь к концу 17 века. Что немало важно, каждое новое поколение, старалось оставить в этих сказаниях частичку «себя». До того, как их стали записывать на бумаги, все былины просто рассказывались друг другу, от предков к потомкам и т.д.
С точностью сказать, откуда произошли былины с точностью сказать практически невозможно. Но есть предположение, что они берут свое начало с новгородских и киевских земель. Первым человеком, о котором начали воспевать киевляне оказался князь Владимир. Кроме этого, в былинах киевского народа можно встретить всеми любимых и известных богатырей – Илья Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича и Чурило Пленковича. В былинах воспевались старшие, более мудрые богатыри, на которых равнялись молодые. Это и Святогор, и Вольга и Микула.
Их образ – это сила, отвага и мужество русского мужика. В те давние времена их и называли богатырями. Установлен достоверный факт, что эти люди на самом деле когда-то проживали на территории Руси.
Самый первый сборник русских былин был выпущен в Москве в 1804 году. На сегодняшний день известно о существовании 80 былин русских народов, которые описаны в литературных книгах.
Былина — это жанр фольклора
Былина – это жанр фольклора, изначально устная героико-историческая песнь, сочетающая установку на достоверность с элементами народной фантазии.
Первые образцы жанра, которые, по мнению исследователей, относятся к эпохе создания и становления древнерусского государства (ХI-XIII века), существовали в качестве песен, исполнявшихся под аккомпанемент щипковых инструментов (гуслей) и передававшихся из уст в уста.
Так как сюжеты былин касались исторических фигур и реальных событий, предметом повествования становилось прошлое, ведь вывод о чём-либо можно сделать лишь тогда, когда оно прошло, завершилось. Вот почему подобные песни изначально назывались старинами.
Термин «былина» вошёл в обиход в 1839 году, когда фольклорист и этнограф И. П. Сахаров приступил к изучению этого самобытного жанра.
В книге «Сказания русского народа» собиратель представил эпические песни о подвигах богатырей и поляниц (женщинах-богатыршах), о княжеской дружине князя Владимира в стольном граде Киеве, о Соловье-Разбойнике и Змее Тугарине.
Традиция записи былин, начатая в XIX веке, перешагнула в XX столетие и закончилась экспедициями в Онежский край, где была обнаружена последняя сказительница Марья Дмитриевна Кривополенова. С её слов было записано несколько десятков ранее не зафиксированных текстов. На этом история собирания былин закончилась.
Средства художественной выразительности.
Также по теме:
ФОЛЬКЛОР
В течение многих столетий выработались своеобразные приемы, характерные для поэтики былины, а также способ их исполнения. В древности, как полагают, сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Для былин характерен особый чисто-тонический былинный стих (в основе которого лежит соизмеримость строк по количеству ударений, чем и достигается ритмическое единообразие). Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса.
Подчеркнуто торжественный стиль изложения былины, повествующей о событиях героических, а зачастую и трагических, определил необходимость замедления действия (ретардация). Для этого используется такой прием, как повторение, причем повторяются не только отдельные слова: …ета коса, коса
, …
из далече-далече
,
дивным дивно
(повторения тавтологические), но и нагнетение синонимов:
биться-ратиться
,
дани-пошлины
, (повторения синомимические), зачастую окончание одной строки является началом другой:
А приехали они да на святую Русь, / На святую Русь да и под Киев град…
, нередки троекратные повторения целых эпизодов, идущие с усилением эффекта, а некоторые описания предельно детализированы. Характерно для былины и наличие «общих мест», при описании однотипных ситуаций используются определенные формульные выражения: таким образом (при том предельно детализировано) изображается седлание коня:
Ай выходит Добрыня на широкий двор, / Он уздае-седлае коня доброго, / Налагает ведь он уздицу тесмяную, / Налагает ведь он потнички на потнички, / Налагает ведь он войлоки на войлоки, / На верёх-то он седелышко черкасское. / А и крепко он подпруги подтягивал, / А и подпруги шолку заморского, / А й заморского шолку шолпанского, / Пряжки славныя меди бы с казанския, / Шпенечки-то булат-железа сибирского, / Не красы-басы, братцы, молодецкия, / А для укрепушки-то было богатырскии
. К «общим местам» относятся также описание пира (по большей части, у князя Владимира), пира, богатырская поездка на борзом коне. Подобные устойчивые формулы народный сказитель мог комбинировать по собственному желанию.
Для языка былин характерны гиперболы, при помощи которых сказитель подчеркивает черты характера или наружности персонажей, достойные особого упоминания. Определяет отношение слушателя к былине и другой прием – эпитет (могучий, святорусский, славный богатырь и поганый, злой враг), причем часто встречаются устойчивые эпитеты (буйна голова, кровь горячая, ноги резвые, слезы горючие). Сходную роль выполняют и суффиксы: все, что касается богатырей, упоминалось в формах уменьшительно-ласкательных (шапочка, головушка, думушка, Алешенька, Васенька Буслаевич, Добрынюшка и т.д.), зато отрицательные персонажи именовались Угрюмищем, Игнатьищем, царищем Батуищем, Угарищем поганым. Немалое место занимают ассонансы (повторение гласных звуков) и аллитерация (повторение согласных звуков), дополнительные организующие элементы стиха.
Былины, как правило, трехчастны: запев (обычно не связанный напрямую с содержанием), функция которого состоит в подготовке к прослушиванию песни; зачин (в его пределах разворачивается действие); концовка.
Следует отметить, что те или иные художественные приемы, использованные в былине, определяются ее тематикой (так, для богатырских былин характерна антитеза).
Взгляд сказителя никогда не обращается к прошлому или будущему, но следует за героем от события к событию, хотя расстояние между ними может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет.
Какие бывают былины
В фольклористике былины традиционно делят на 3 группы:
Героические былины бывают двух типов:
К социально-бытовым можно отнести былину «Садко».
Хвастливого гусляра перестают звать на пиры. Садко уходит на берег Ильмень-озера, где в одиночестве играет на гуслях. Игра приходится по нраву Морскому Царю, который заключает с музыкантом сделку.
Садко богатеет, становится первым купцом и хвалится, что скупит весь новгородский товар. Но это ему не удаётся. Однажды Садко попадает в сильную бурю и понимает, что Морской Царь требует его в жертву.
Под водой Садко играет на гуслях, отчего водяной пляшет так, что дрожит земля. По людским молитвам, Никола Можайский спасает Садко. Гусляр просыпается в родном Новгороде и мирно доживает свой век, строя храмы и помогая бедным.
Сказочные былинные тексты сочетают черты сказки (наличие волшебных персонажей, троекратность испытаний) и образы былинных героев.
Интересные ответы
Герои русских былин
Подобно циклу воинских преданий европейского средневековья, в которых повествуется о подвигах рыцарей Круглого стола и короле Артуре, в русском героическом эпосе прославляются могучие защитники родной земли.
Их король Артур – это киевский князь Владимир Красно Солнышко, собирающий в своей дружине весь цвет воинства. Самые популярные богатыри, обессмерченные художником В. Васнецовым: Илья из-под города Мурома села Карачарова, Добрыня, родившийся по разным версиям то ли в Искоростени, то ли в Рязани, и сын ростовского священника Алёша (Олёша).
Также известны киевские герои: Михайло Потык, Ставр Годинович и Чурило Пленкович. Сохранились предания (что это такое?) и о славных новгородцах: купце Садко и силаче Василии Буслаеве.
Не менее интересны истории о поляницах (женщинах-богатыршах). Например, Добрыня находит свою жену в бою. В конце поединка, когда соперники по воинскому обычаю должны снять забрала и показать лица, воин понимает, что бился с женщиной.
Прекрасной воительницей оказывается Настасья Микулишна – дочь богатыря Микулы Селяниновича. С Настасьей связан любопытный сюжетный поворот. Отлучившись в очередной поход на целых 12 лет, Добрыня оставляет молодую жену одну.
В это время Алёша Попович приезжает к ней и сообщает, что видел друга погибшим, после чего предлагает прекрасной «вдове» руку и сердце. Та соглашается, но Добрыня возвращается и вовремя разоблачает их. Он задаёт Алёше трёпку. Примирить их удаётся Илье.
Василий Буслаев.
Известны две былины об этом неукротимом и буйном гражданине Великого Новгорода. В бунте своем против всех и вся он не преследует никакой цели, кроме желания побуйствовать и покуражиться. Сын новгородской вдовы, зажиточный горожанин, Василий с малолетства проявил свой необузданный нрав в драках со сверстниками. Выросши, он собрал дружину, чтобы потягаться силами со всем Великим Новгородом. Бой кончается полной победой Василия. Вторая былина посвящена гибели Василия Буслаева. Поехав с дружиной в Иерусалим, Василий насмехается над встреченной им мертвой головой, несмотря на запрет, купается голым в Иерихоне и пренебрегает требованием, начертанном на найденном им камне (нельзя перепрыгивать камень вдоль). Василий, в силу неукротимости своей натуры, начинает прыгать и скакать через него, зацепляется ногой за камень и разбивает голову. Этот персонаж, в котором воплощены необузданные страсти русской натуры, был любимым героем М.Горького. Писатель тщательно копил материалы о нем, лелея мысль написать о Ваське Буслаеве, однако узнав, что пьесу об этом герое пишет А.В.Амфитеатров, отдал все накопленные материалы собрату по перу. Эта пьеса эта считается одним из лучших произведений А.В.Амфитеатрова.
Подвиги былинных героев
Но главное в воинских песнях – не любовные коллизии (это как?), а ратные подвиги. Чем же прославился каждый из народных героев?
Среди былин об Илье Муромце самой популярной стало сказание «Илья Муромец и Соловей-разбойник», которое рассказывает о расправе с легендарным свистуном. Выколов ему глаз стрелой, Илья привязывает пойманного разбойника к седлу и привозит прямо в Киев на показ князю.
Тот сомневается, действительно ли перед ним Соловей, и Муромец приказывает пленнику засвистеть вполсилы. От свиста гнутся церковные маковки – и Владимир велит расправиться со злодеем. В чистом поле Илейка срубает Соловью голову.
Былина «Святогор» тоже связана с Ильёй. Старший богатырь, сидящий во Святых Горах, хранит силу земли. Он ловит Муромца и сажает в свой карман, где носит его два дня. Признав, что Святогор сильней, Илья завоёвывает его благосклонность. Богатыри обмениваются крестами, братаются, клянутся вместе беречь землю русскую.
Однажды они находят в горах белый гроб и по очереди ложатся в него. Для Ильи гроб велик, а вот Святогору – по росту. Великан просит накрыть его дубовыми досками. Муромец делает по сказанному, а вот поднять их уже не могут ни тот, ни другой. Святогор понимает, что ему пора уходить, и передаёт свою силу Илье.
Второй по популярности герой народного эпоса – Добрыня Никитич. Былины о Добрыне Никитиче сообщают, что главный его соперник – Змей Горыныч. Припадая к земле, богатырь всякий раз набирает силу и одерживает победу в тот самый миг, когда кажется, что чудище уже не умертвить.
У былинного змееборца любопытные характеристики: его величают умным, хитрым. Именно Добрыню, да ещё богатыря Дуная князь выбирает в сваты, когда хочет просить руки королевны ляхов Апракси.
Алёша Попович знаменит поединком с Тугарином. Тугарин – татарский военачальник Тугархан.
Предание рассказывает, как Попович убивает Тугархана под стенами Киева, вызвав его на поединок прямо из-за княжеского стола. От вражеского войска не остаётся ничего, а от награды витязь отказывается.
Алеша Попович
– родом из Ростова, он сын соборного попа, самый молодой из знаменитой троицы богатырей. Он смел, хитер, легкомыслен, склонен к веселью и шутке. Ученые, принадлежавшие к исторической школе, полагали, что этот былинный герой ведет свое происхождение от Александра Поповича, погибшего в битве при Калке, однако, Д.С.Лихачев показал, что в действительности имел место обратный процесс, имя вымышленного героя проникло в летопись. Наиболее известный подвиг Алеши Поповича – победа его над Тугарином Змеевичем. Богатырь Алеша не всегда ведет себя достойным образом, частенько он заносчив, хвастлив. Среди былин о нем – Алеша Попович и Тугарин
,
Алеша Попович и сестра Петровичей
.
Киевский или «владимиров» цикл.
В этих былинах богатыри собираются вокруг двора князя Владимира. Сам князь не совершает подвигов, однако, Киев – центр, который влечет героев, призванных защитить от врагов родину и веру. В.Я.Пропп полагает, что песни киевского цикла – явление не местное, характерное только для киевской области, напротив – былины этого цикла создавались по всей киевской Руси. С течением времени образ Владимира менялся, князь приобретал черты, изначально несвойственные для легендарного правителя, во многих былинах он труслив, подл, зачастую намеренно унижает героев (Алеша Попович и Тугарин
Происхождение слова «БЫЛИНА»
Выясним происхождение слово «былина», опираясь на его значение и семантическую связь со словами «быть» и «быль».
Чтобы понять, как возникло это слово, сначала определим, что им обозначают в русском языке.
Что такое былина
Словом «былина» называют один из самых оригинальных и самобытных жанров русского устного народного творчества.
Былина представляет собой эпическое поэтическое сказание о событиях старины и героях, которые стали известны богатырской силушкой и подвигами во славу древней Руси. Народ воспевал своих героев, их самоотверженную борьбу за родную землю, беззаветную храбрость и удаль, ясный ум, прямоту и неподкупность.
В поэтической форме в народных сказаниях повествуется о давних событиях и героях, прототипами которых являются реальные лица: князь Владимир, князь Олег («Песнь о вещем Олеге»), древнерусские богатыри Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич, удалой купец Садко, Василий Буслаев, крестьянин-землепашец Микула Селянинович.
Изначально былины повествовали об исторических событиях и о значимых событиях из жизни русских князей и героев. С течением времени их текст обрастал деталями и подробностями, зачастую вымышленными для красочности повествования, и сказания приобретали сказочный сюжет.
Слово «былина» существовало не всегда. Поэтическое сказание в народе издавна называли словами «стари́на», «песня». Только в 1839 году термин «былина» ввел в использование Иван Петрович Сахаров, известный русский археолог и фольклорист-этнограф, который издал трехтомный труд «Сказания русского народа», ставший в наше время библиографической редкостью.
Как же образовано интересующее нас слово?
Народное произведение устного творчества «былина» повествует о том, что уже было в прошлом, так что ясно прослеживается этимологическая связь с глаголом «быть». От него суффиксальным способом образуется существительное «быль», которое имеет аналогичное значение «рассказ, основанный на реальных событиях, которые происходили в прошлом». А далее от него образовано с помощью суффикса -ин- наименование произведения устного народного творчества. Наглядно представим это в виде словообразовательной цепочки:
быть → быль → былина.
Сравним, как с помощью суффикса -ин- образованы отвлеченные имена существительные:
Но в современном морфемном строении этого названия народного эпоса словообразовательный суффикс уже не выделяется:
былин а — корень/окончание.
Это существительное послужило основой для образования ряда однокоренных слов: