Что означает слово богородица
Значение слова «богородица»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
третья четверть I века до н. э. —
середина I века н. э.; арам., др.-евр. מרים — «Мирья́м», обычно переводится как сильная, прекрасная, а также как Госпожа) — в христианстве земная мать Иисуса Христа, одна из самых почитаемых личностей и величайшая из христианских святых. В исторических церквях и ряде других почитается как Богоро́дица (Матерь Божья), Царица Небесная (лат. Regina Coeli).
В Библии нет упоминания термина «Богородица», а Мария называется по-имени. Согласно Евангелию (Мф. 1:16—25, Лк. 1:26—56, Лк. 2:1—7) она была галилеянской девушкой из Назарета, обручённой Иосифу, которая, будучи девственницей, зачала своего единственного Сына Иисуса чудесным образом, посредством Святого Духа.
Мариам (араб. مريم) — единственная женщина, упомянутая по имени в Коране (сура № 19). Она чудесным образом родила Божьего посланника и пророка Ису. В исламе известна как Сеиде Мариам (Госпожа Мариам) и почитается как одна из самых праведных женщин.
БОГОРО’ДИЦА, ы, ж. (церк.). У христиан — мать Иисуса Христа; то же, что божия матерь. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
богоро́дица
1. религ. в представлении христиан — дева Мария, непорочно зачавшая и родившая Иисуса Христа от Святого Духа ◆ Я всё смеюсь и шалю, я давеча вас рассердила, но уверяю вас, что сейчас, пред тем как взяла перо, я помолилась на образ богородицы, да и теперь молюсь и чуть не плачу. Ф. М. Достоевский, «Братья Карамазовы», 1880 г.
2. религ. у хлыстов (сектантов) — праведница как воплощение Богоматери
Богоро́дица
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: бесценок — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Кто такая Пресвятая Богородица
Приблизительное время чтения: 5 мин.
8 января Православная Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы, той, без которой не было бы Рождества Христова и нашего спасения. То, как чтят христиане Божию Матерь, несопоставимо с почитанием ни одного святого. В молитвах ее называют «Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим», то есть выше и славнее самых высоких ангельских чинов – Херувимов и Серафимов.
Известно более восьмисот икон Богородицы. К Ней обращаются и в горе, и в радости, со всеми без исключения вопросами и проблемами, с просьбой о спасении. И даже личные местоимения «Она», «Ее», если речь идет о Богородице, пишутся с заглавной буквы, как и местоимения, относящиеся к Богу. Но почему? Ведь Она, хоть и была в земной жизни великой праведницей, все же не была Богом, и в Евангелиях о Ней сказано очень немного… Почему же Ее так прославляют?
Уникальная Мария
Начнем издалека. На протяжении многих веков человеческой истории мир ждал пришествия Спасителя. Этим ожиданием проникнут весь Ветхий Завет – это его центральная тема. Возникает вопрос: почему же Мессия так долго не приходил? Дело в том, что от женщины, которая должна была стать земной Матерью Бога, требовался величайший подвиг самоотречения и любви. Для того чтобы такая женщина появилась на свет, нужны были века подготовки. Богородица Мария – самая чистая и смиренная Дева из всех, рожденных на земле. Такое Дитя – результат усилий и духовной работы десятков поколений. Мария должна была согласиться на зачатие особенного Сына, должна была максимально доверить Богу Свою жизнь. Это сейчас у нас может возникнуть вопрос: что же в этом такого? Подумаешь, подвиг, – скорее, речь идет о великой чести, которую Ей оказали, кто от такого откажется? Но на самом деле все было гораздо сложнее. Во-первых, Дева Мария могла не поверить Архангелу Гавриилу, который рассказал Ей, чего хочет от Нее Бог. Но Она поверила. Во-вторых, Она могла сказать «нет». Достаточно было представить, что могло ждать Ее, совсем юную невинную девушку, выросшую при храме, обрученную с престарелым Иосифом, который обещал по-отцовски о Ней заботиться, когда бы оказалось, что Она беременна, и неизвестно от кого? Сколько сплетен и слухов породило бы такое положение… Так что Она могла испугаться и сказать «нет». Но Она доверилась Богу и согласилась. Наконец, Мария могла возгордиться, что выбор пал на Нее. Пожалуй, немногие устояли бы на Ее месте. Но Она кротко ответила Архангелу, что Она Божия раба, и согласна, чтобы все было по Его воле.
Родители Богородицы
Говорят, что дети – это отражение родителей. И чтобы понять, как появилась на свет такая кроткая Дева, обладающая столь сильной верой, нужно вспомнить, кем были Ее отец и мать. Родители Богородицы – святые праведные Иоаким и Анна. Господь долго испытывал их, не давая им детей. А надо сказать, что отсутствие потомства в ветхозаветном Израиле было крайне серьезной проблемой. Считалось, что если в семье нет детей, то, значит, это наказание Божие.
Таких людей подвергали насмешкам, пересудам и даже гонениям. Например, есть предание, что отца Марии Иоакима изгнали из Иерусалимского Храма, когда он пришел туда принести жертву. Якобы он великий грешник и чем-то прогневал Бога, раз Он не дает ему потомков. Иоаким удалился в пустыню, стал горячо молиться и именно в тот момент получил от Бога радостную весть, что у них с Анной будет дитя. Оба были в преклонном возрасте, поверить в это было трудно. Все случилось именно так.
Богородица, с одной стороны, действительно была необычной Девой: долгожданный ребенок, вымоленный у Бога, в три года отданный на воспитание в Храм… Но, с другой стороны, Она была самым обычным человеком, которому знакомы тяготы и болезни человеческой природы. Тем более исключительна Ее роль в истории: простая девушка, не искавшая себе славы и подвигов, была возвышена Богом и стала Матерью Христа.
Так говорит Евангелие
Нередко возникает вопрос: почему в Евангелии о Богородице сказано так мало, если Она – Мать Христа, «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим»? Действительно, упоминаний о Ней немного, но все они очень содержательны. Например, в Евангелии от Луки есть пророчества о почитании Богородицы. Это слова Архангела Гавриила – короткая фраза «Благословенна Ты между женами» (Лк. 1:28). «Благословенна» значит прославлена. Архангел произносит это не от себя, он всего лишь посланник Божий. Чуть позже Богородица, встречаясь со Своей родственницей Елисаветой, прямо говорит, что Бог сделал Ее великой и люди прославят Ее (Лк. 1:48-49).
Согласно церковному Преданию, Богородица рассказывала о Христе апостолу Луке. На основании Ее рассказа он и составил свое Евангелие. Таким образом, Дева Мария фактически была соавтором одного из Евангелий.
Еще важное замечание: Священное Писание прямо указывает на то, что Господь был в повиновении у Иосифа и Марии (Лк. 2:51) и даже спорил с религиозными учителями, пытавшимися обойти Божию заповедь: «Почитай отца твоего и мать». А в самый страшный момент Своего земного служения Спаситель, страдая на Кресте, позаботился о том, чтобы Его Мать не оказалась одинокой, поручив заботу о Ней апостолу Иоанну Богослову. Так что Ее роль в жизни Сына была очень серьезной, даже несмотря на то, что сказано об этом немного.
Богородице хватило веры, чтобы не усомниться в Своем предназначении, у Нее было достаточно духовных сил, чтобы не возгордиться, и достаточно смирения, чтобы нести Свой крест. Она с самого начала знала, что земное служение Ее Сына окончится трагически. И как верующий человек, и как Мать Она перенесла немыслимые страдания. А пошла Она на это, потому что хотела спасения всем нам, всему человеческому роду. Потому и чтят Ее так высоко – Ту, без подвига Которой стало бы невозможным Рождение Христа, а значит, и наше спасение. Каждому христианину Она стала небесной Матерью. Это может почувствовать любой человек, который будет искренне Ей молиться.
БОГОРОДИЦА
Владимирская икона Божией Матери. Икона не позд. XII в., Константинополь (?). Московский Никольский храм в Толмачах при ГТГ |
Богородица (Богоматерь), Пресвятая Дева Мария (Мариам), Приснодева, Матерь Господа Бога Нашего Иисуса Христа, зачавшая Его бессеменно от Святого Духа, до Рождества и по Рождестве Дева.
В Новом Завете имя Богородицы упоминается несколько раз в Мф. 1, 16, 18-25, Мф. 13, 55, Мк. 3, 31-32, Лк. 1, 26-56, Лк. 2, 1-40, 48, Ин. 19, 25-27, Деян. 1, 12-14, но мы имеем из этого источника лишь весьма немногие сведения о Ее жизни, так как евангелисты имели первою и главною задачею повествовать о земной жизни и делах Иисуса Христа.
Недостаток сведений о жизни Богородицы, получаемых нами из Священного Писания, обильно восполняется многими преданиями, из которых некоторые имеют несомненную печать глубокой древности и, во всяком случае, отражают веру христианского общества с древних времен.
Церковный историк Никифор Каллист сохранил предание о внешнем виде Пресвятой Богородицы. Она была среднего или несколько выше среднего роста; волосы золотистые, глаза быстрые, цвета маслины, брови дугообразные и черноватые, нос продолговатый, губы цветущие, лицо не круглое и не острое, а несколько продолговатое, руки и пальцы длинные. В беседе с другими Она сохраняла спокойствие, не смеялась, не возмущалась и не гневалась. Что касается Ее одежды, то Она довольствовалась естественным цветом ткани. Во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать.
Как замечает св. Григорий Неокесарийский, в Пречистой Деве нас изумляет не только Ее непорочная и чистая телесная красота, но и совершенство Ее души. И может ли быть иначе, если в Ее лице сосредоточено все сокровище благодати? Одежда Ее скромная, чуждая роскоши, поступь степенная, твердая, взгляд строгий, но приятный, речь кроткая. Ее разум подчинен лишь Богу и устремлен к Нему. Она испытывает ненависть только к греху. Помышления Ее душеполезны, свободны от всего лишнего и пагубного для души. Ее очи всегда обращены ко Господу, Ее уши настроены слушать слово Божие, Ее уста прославляют Господа и рассуждают о слове Божием, сердце Ее чисто и непорочно. Вся Она – чертог Духа, град Бога живого.
Св. Дионисий Ареопагит, сподобившийся видеть в Иерусалиме Пресвятую Деву через три года после своего обращения в христианство, так описывает свои чувства при этом свидании: «Когда я предстал перед богообразной, светлейшей Девой, меня озарил извне и внутри столь великий и неизмеримый божественный свет и вокруг меня разлилось такое дивное благоухание различных ароматов, что ни мое тело, ни дух не были в силах вынести столь великие и обильные знамения и проявления вечного блаженства и славы. Мое сердце изнемогло, мой дух изнемог от Ее славы и божественной благодати! Человеческий разум не может представить себе никакой славы и чести превыше того блаженства, которое я, недостойный, тогда вкусил».
Богородица с Младенцем Иисусом. Фреска ок. 225 г. Потолок катакомб св. Прискиллы в Риме. |
Догматическое учение о почитании Богородицы вырабатывалось постепенно, как это было и с другими догматами. Неправые мнения, лжеучения и ереси заставляли церковных учителей точнее и определеннее изложить общецерковное учение о почитании Богоматери в то же время, как шли споры о лице Иисуса Христа. Решительное влияние на определение учения о почитании Богоматери имел исход несторианского спора, после которого название «Богородица», встречающееся еще у св. Афанасия Великого, было признано всеми и сделалось общеупотребительным.
Прообразования Пресвятой Богородицы в Ветхом Завете
Православная Церковь в богослужебных канонах и песнопениях, а также в творениях Святых Отцов указывает на ряд ветхозаветных предъизображений (прообразований) Приснодевы Богородицы. «Во всем вообще Богодухновенном Писании внимательный исследователь увидит разные указания на Пречистую Деву Марию, рассеянные повсюду», — замечает святой Андрей Критский; и святой Иоанн Дамаскин называет Пресвятую Деву «Богородицей по предвидению Божию предопределенную в предвечном совете, в различных образах и словах пророческих прообразованною и предвозвещенною Духом Святым». Среди указаний на Деву Марию называются:
Евреи, изведенные из Египта всесильной десницей Божией, в своем странствовании к земле обетованной были предводимы не столько Моисеем, сколько Богом. Он присутствовал в облачном столпе, который осенял их днем и освещал ночью. Этот столп предъизображал Пресвятую Деву. Проявив нам телесно Христа — Солнце Правды — и излив на весь мир дождь Его благодати, Она сделалась «облаком всесветлым, верныя непрестанно осеняющим», «светоносным облаком, в оньже всех Владыка сниде и воплотися нас ради». Рассеяв мрак неверия и распространив свет истинного Богопознания, она явилась «огненным столпом, наставляющим сущия во тьме», вводящим в высшую жизнь человечество. Как «покров миру, ширший облака» Она покрывает и защищает верующих Своим милосердым заступлением от всех бед и напастей. Ходатайствуя обо всех новозаветных чадах Своих, Она старается всех привести в Царство Сына Своего и Господа: «световидный облак, предводящий новых людей к земле обетования, во истину Богоблагодатная явилась еси, и врата вводящая к жизни». «Не отчаяваим Божия милосердия, — говорит св.Димитрий Ростовский, — се бо имамы в пути жизни нашей премилостивую Одигитрию (Путеводительницу), милосердную наставницу, Пречистую Деву Богородицу, данную нам от Бога, аки столп Израильтянам, к обетованной земле ведущий. Есть бо Она столп огнеоблачный, якоже вещает к Ней в акафисте Церковь. Огонь есть не вещественный, но божественный, яко просвещающая во тьме сущих и к разуму божественному всех наставляющая. Облак есть, яко носившая Бога и изливающая нам дождь Божией милости и благодати. Столп есть, яко утверждающая ратующую на земле Церковь и от врагов видимых и невидимых защищающая».
Далее скажем вместе со Св.Церковью: «в Чермном море неискусобрачной Невесты образ написася иногда; там Моисей разделитель воды: здесь же Гавриил служитель чудес; тогда глубину шествова немокренно Израиль: ныне же Христа роди безсеменно Дева; море, по прошествии Израилеве, пребысть непроходно: Непорочная, по рождестве Еммануилеве, пребысть нетленна». Чермное море, пропустив по сухому дну израильтян, сомкнуло воды свои и потопило полчище фараона, естремившееся за народом Божиим; и Пресвятая Дева именуется «морем, потопившим фараона мысленного». Через рождение Господа Она явилась для сатаны и всей силы его морем погибели, а для верующих во Христа, этих истинных израильтян, странствующих к Небесному Отечеству — морем спасения.
Странствуя к земле обетованной по безводной пустыне, евреи ощутили недостаток в воде; Моисей, по воле Божией, ударил жезлом в камень горы Хорив — и вода истекла оттуда в изобильном количестве. Пресвятая Богородица есть «камень напоивший жаждущих жизни», «премудрости, Пречистая, Тя сокровище вемы, — воспевает Св.Церковь, — и благодати точащую источник приснотекущий разума». От Пресвятой Девы, чрез рождение от Нее Господа Иисуса Христа, Которого св.Апостол Павел разумеет под камнем Хоривским (1 Кор. 10,4), истекла вода благодати, могущая утолить жажду жизни вечной.
Местом особенного присутствия Божия в Ветхом Завете были — сначала скиния Моисеева, потом храм Соломонов. Здесь Господь как бы вселялся между людьми, принимал молитвы Своего народа и давал откровения избранным мужам. Как только скиния Моисеева и храм Соломонов были освящены, слава Господня наполнила их. Пресвятая Дева, как одушевленный храм Божий, называется «местом освящения славы», «пространным селением Слова», «Бога невместимого вместилищем, селением преславным Сущего на серафимех».
Скиния и храм служили прообразами Девы Богородицы. «Исполнися вопиющего пророчество, глаголет бо: восставлю скинию падшую священного Давида, в Тебе, Чистая, преобразившуюся». «Храм Тя чист и пренепорочен, Приснодево Богородице, — поет Св.Церковь, — Вседетель обрате едину яв от века». «Иже от конец гор святых всех, храм Богу бывши, якоже прежде Пророк рече, Христу чист покажи мя храм, Владычице». Богородица поистине «Божественная сень Слова, чистотою Ангелы превосшедшая», в которую «единый херувимским существам неприступный и страшный ангельским чинам вселися и нас обнови». Когда храм Соломонов был разрушен и богатства его расхищены, то на месте его, по возвращении евреев из плена Вавилонского, был выстроен второй храм. Хотя этот храм во многом уступал первому, так что евреи не могли удержаться от слез при взгляде на него, но второй храм, на самом деле, сделался славнее Соломонова, потому что в нем явилось одушевленное селение Божией славы.
Как скиния и храм служили прообразами Божией Матери, так предъизображали Ее, по учению Св.Церкви и Св.Отцов, разные священные принадлежности ветхозаветного богослужения. «Великий преднаписа во пророцех Моисей Тя — кивот и трапезу, и свещник, и стамну (золотой сосуд с манной), образне назнаменуя воплощение, еже из Тебе, Вышнего Мати Дево». «Преславно прообразоваше, Чистая, закон Тя скинию и божественную стамну, странен (чудный) кивот, и катапетасму (завесу), и жезл, храм неразрушимый, и дверь Божию». «Радуйся свещниче светлый, — поет Св.Церковь Богородице, — радуйся ручко (сосуд), в ней же манна; радуйся жезл Ааронове; радуйся Божественнае трапезо». «Во истину Тя, яко светел свещник невещественного Света, кадильницу златую Божественного угля, во Святая святых всели, ручку и жезл, скрижаль Богописанную, ковчег святый, трапезу Слова жизни, Дево, рождество Твое».
Рассмотрим частнее эти прообразы. Важнейшим местом скинии и храма было Святая святых, где находился Ковчег Завета. Оно было доступно одному первосвященнику и только один раз в год, когда он в день очищения входил сюда для кропления жертвенной кровью. Святое святых служило образом Божией Матери, вместившей воплощенное Слово Божие. Но сколько жертва, принесенная Богу Господом, была несравненно превосходнее ветхозаветных жертв и сколько Сам Господь выше первосвященников Израильских, столько и Пречистая Дева выше и превосходнее Святого святых. «Радуйся, Святая святых большая».
Во внутреннем отделении скинии и храма — Святое святых, стоял Ковчег Завета — ящик, покрытый золотом внутри и снаружи, вмещавший в себе самые священные предметы. Этот кивот уподобляется Божией Матери, вместившей не скрижали Закона, а Самого Законодателя. «Ковчег, Божественным Духом позлащенный, Пречистая показася; не скрижали носяще закона, но Христа Господа, Его же закон и пророцы древле предвозвестиша». Одушевленный ковчег Божий был «позлащен Духом», — иначе сказать: Пресвятая Дева была украшена всеми духовными дарами. И как к древнему кивоту невозможно было касаться не освященною и дерзновенною рукою, так и новозаветный кивот Божий огражден силою Божией от всяких подобных попыток; «яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных». Во втором храме не было кивота Божия: вместо него в этом храме вскоре явилась Сама Пресвятая Дева.
Ковчег Завета сверху был накрыт «очистилищем» — золотою крышкою, над которой распростирали свои крылья два Херувима, изваянные также из золота. Это очистилище собственно и было в Ветхом Завете местом, где вездесущий Бог обнаруживал особенное Свое присутствие, открывал Свою волю и принимал молитвы Своего народа. Пресвятая Дева, по учению Св.Церкви, есть «теплое очистилище», «очистилище миру», «всего мира очищение». Чрез Нее пришел на землю Единородный Сын Божий для того, чтобы оправдать пред Богом всех верующих в Него, не иудеев только, но и язычников.
В Ковчеге Завета, по Божиему повелению, в память будущим родам, был положен чудесно прозябший и процветший жезл Ааронов. Этот жезл прообразовал Пресвятую Деву Богородицу. Она произошла от безплодных родителей подобно тому, как процвел сухой жезл: «произрастение сухого жезла указало Израилю предъизбрание священника; и ныне преславное рождество Девы от безплодной чудно являет светлое достоинство родивших». «Из корене прозябшая Давидова и Иессеова, Анна ныне растити начинает Божественный жезл, прозябший Таинственный Цвет — Христа, всех Зиждителя». Еще более чудно, чем прозябение Ааронова жезла, было рождение от Пресвятой Девы Господа: «прозябе жезл иногда Ааронов, прообразующий Чистое Божественное Рождество, яко безсеменно зачнеши и нетленна пребудеши, и по рождестве девствующи явишися, Младенца питающи всех Бога». Приснодева, поистине есть «тайный жезл, цвет неувядаемый процветший» и по Своей чистоте и непорочности, — Сама «цвет нетления», «неувядаемый», «отрасли неувядаемые розга (ветвь)».
Кроме Ааронова жезла в Ковчеге Завета стояла стамна — золотой сосуд наполненный манною — небесным хлебом, которым Господь питал Израильский народ в безплодной пустыне. Св.Церковь видит в этой стамне образ Божией Матери: «манноприемная ручка (сосуд) Тя, Богородице, иногда прообрази; Христа бо носила еси, манну разума одождившего всем чтущим Тя», «Радуйся, стамно, манну носящая, услаждающая всез благочестивых чувства», «златокованная стамно, из нее же истече миро животворное верным». В этом сосуде вмещалась «манна жизни» — Христос — сшедший с неба хлеб жизни и безсмертия, насыщающий и услаждающий души верных.
За второй завесой скинии, по свидетельству Апостола Павла (Евр. 9,4), находилась золотая кадильница для воскурения фимиама пред Господом. Новый образ Пресвятой Девы! «Златая кадильнице была еси, огнь бо во утробе Твоей вселися, Слово от Духа Свята». «Радуйся, кадильница, золотой сосуд, — говорит св.Иоанн Дамаскин, — Ты носишь в Себе Божественный угль и из Тебя разлилось благоухание Духа, изгоняющее из мира зловонное тление». Божественный угль этой кадильницы есть Сам Господь, как поет Св.Церковь: «угль проявлейся — Солнце из девственной утробы возсия во тьме заблудшим». Возношение кадильного фимиама, по мысли Св.Писания, означает возношение молитвы к престолу Божию. И в этом отношении Пресвятая Дева есть «кадило благовонное», «приятное молитвы кадило», потому что Она самая усердная и надежная наша Молитвенница и Заступница пред Богом.
В святилище скинии и храма стоял устроенный из золота светильник с семью лампадами, наполненными чистым елеем и постоянно горевшими. Пресвятая Богородица — седмисвещный светильник, украшенный всеми дарами Духа Святого: «Светозарный Тя свещник предвообрази, приемшую несказанно Свет неприступный, разумом Свет озаряюще всякая», «Седмосветлый Тя свещник, огнь Богоразумия носяще, Отроковице, пророк издревле провиде, светяще во тме неведения бедствующим», «Закона свещник прообразоваше Тя рождшую Свет просветившего, Пречистая всяческа», «Светоприемную свещу сущим во тме явльшуюся зрим Святую Деву: невещественный бо вжигающи огнь, наставляет к разуму Божественному вся». «Радуйся, — взывает Божией Матери св.Иоанн Дамаскин, — радуйся, светильник золотой и твердый сосуд девства: светильнею этого светильника служит благодать Духа, а елеем святое тело, заимствованное из чистой плоти: отсюда происходит Невечерний Свет — Христос, осиявший вечной жизнью сидящих во тьме и сени смертной».
В том же отделении скинии и храма находилась трапеза, сделанная из негниющего дерева и обложенная золотом, на которой полагаемы были в жертву Богу 12 хлебов. «Радуйся, Божественная трапеза! — воспевает Пречистой Деве Св.Церковь, — Яко трапеза хлеб вмещаеши тайный, от него же ядше нектому алчем, Всепетая». От Нее мы имеем Хлеб сшедший с Небес — Христа, питающий нас для жизни вечной. Поэтому Она называется еще «одушевленной трапезой, хлеб животный вмещшею». Во дворе скинии, между жертвенным алтарем и самою скинией, находилась медная умывальница, в которой омывались жрецы пред началом своего служения. Пречистая Дева есть «баня, омывающая совесть».
В скинии и храме израильтяне приносили жертвы Богу, и между прочим, животных разного рода, но с непременным условием — не имеющих какого-либо недостатка, непорочных и чистых. В частности, юница (телица) приносилась в жертву спасения и мира. «Радуйся, — взывает Св.Церковь Пресвятой Деве, — юница, Юнца рождшая непорочного; агнице, рождшая Божия Агнца, вземлющего мира всего прегрешения».
Ханаанская земля, обетованная израильскому народу еще в лице праведных патриархов его и занятая им после сорокалетнего странствования, была в древнее время чрезвычайно плодоносна: она, по живописному выражению Св.Писания, «кипела млеком и медом». Пресвятая Дева, произрастившая нам «хлеб животный» — Христа, есть для нас истинная земля обетованная. «Радуйся, — возглашает Ей Св.Церковь, — земля обетования, из нее же течет мед и млеко».
Вступив в обетованную землю, израильтяне разделили ее между двенадцатью коленами и из 48 городов, предоставленных колену Левиину, шесть назначили для убежища неумышленным убийцам: там эти несчастные, достойные более сожаления, чем наказания, были безопасны от всех поисков, и не прежде, как по смерти первосвященника, они могли возвратиться на первоначальное место своего жительства. Пресвятая Дева есть для верующих душ «спасения град», «пристанище», «хранилище, ограждение, утверждение и священное прибежище».
Гедеон, пятый судья израильского народа, выслушав от Ангела волю Божию — идти и избавить отечество от власти мадиамлян, пожелал получить знамение в удостоверение того, что на это дело есть благословение Божие. Избранное им самим знамение было такое: на руно (шкура овцы), положенное им на гумне, ночью сошла обильная роса, тогда как вся земля вокруг была суха; в другую же ночь земля была омочена росою, а лежавшее на гумне руно осталось совершенно сухим. Все обстоятельства этого чудного события имеют отношение к лицу Пресвятой Богородицы: гумно, в таинственном смысле, знаменовало избранный народ Божий; руно — Пречистая Дева, по толкованию Св.Церкви: «Радуйся, руно одушевленное, еже Гедеон предвиде». Руно было орошено росой и Пресвятая Дева была орошена небесным и божественным дождем, сошедшим на Нее. «Якоже на руно, дождь небесный, на Тя сшедший, подъяла еси, Всечистая». «Яко на руно во чрево Девы сшел еси дождь, Христе». Одушевленное руно — Дева была орошена благодатью Божией, тогда как, в то же время, язычники и сами израильтяне были духовно сухими — от зноя суеверия и неверия. Руно Гедеона было сухо, а земля омочена росой, так и Дева, по рождестве Господа не потерпела изменения, между тем как земля увлажнилась росой истинной веры. «Якоже на руно сниде без шума с небесе, Дево, дождь в ложесна Твоя Божественный, и спасе все иссохшее человеческое естество, Пречистая».
Премудрый царь Соломон, устроив в своем доме судную палату, поставил в ней великолепный престол, сделанный из слоновой кости и золота: такого не было, замечает св.писатель, еще нигде, ни в каком другом царстве. «Радуйся, яко еси царево седалище», — говорит Св.Церковь Пречистой Деве. Вместив первообраз Соломона — Господа Иисуса Христа, Она сделалась одушевленным престолом Царя Небесного. Седалище Соломона было возвышенно и седалище Господне — Пресвятая Дева Мария — превыше Херувимов и Серафимов, служащих престолом Царю славы. «Престол Тя Божиего Слова прославляем, Богородице, на немже яко человек Бог седе».
Три благочестивых отрока — Анания, Азария и Мисаил — были воспитанниками Даниила при дворе царя Вавилонского, а потом и соправителями его.
Однажды царь Навуходоносор воздвиг золотой истукан и повелел, чтобы все знатные люди царства его, по данному знаку, поклонились бездушному идолу. Три этих отрока не устрашились «зверской ярости», не поклонились твари вместо Творца и за такое преслушание были ввержены в раскаленную пещь (печь), но силою Божией сохранены невредимыми. Ангел великого совета Божиего — Господь Иисус Христос, снисшедши в пещь, преложил пламень в росу и тем предъизобразил чудное рождение Свое от Пресвятой Девы Марии. «Благословите отроцы, Троицы равночисленнии, Содетеля Отца Бога, пойте снисшедшее Слово и огнь в росу претворшее», — поет Св.Церковь. Неопалением отроков в Вавилонской пещи, прежде всего, предуказано неопаление Пресвятой Богородицы от огня Божества: «Росоносная пещь представила образ сверхъестественного чуда: ибо она не опаляет принятых юношей, как и огнь Божества утробы Девы». Потом невредимость юношей в огне, по понятию Св.Церкви, означает приснодевство Богоматери: «Чуда преестественного показа образ огнеросная пещь древле: огнь бо не опали юные дети, Христово являя безсеменно от Девы божественное рождество». «ветхозаветные юноши, объятые огнем неопально, прообразуют утробу Отроковицы сверхъестественно рождающую, запечатленную». Наконец, Вавилонская пещь послужила для трех отроков орудием не истребления, а жизни и обновления: так чрез пресвятую Деву мир достиг своего обновления.
Прообраз приснодевства Божией Матери Св.Церковь находит в невредимом сохранении пророка Ионы в утробе кита: «Иону, (как) младенца из чрева, морской зверь изрыгнул, каким принял; а Слово, вселившись в Деву и, принявши плоть, прошло, сохранив (Ее) нетленной».
Но все эти прообразования, предначертывавшие, по изволению Божиему, уму и чувству ветхозаветных чад будущее величие Приснодевы Богоматери, далеко уступают самому первообразу. «Закона и ковчега честнейшую Тя воспеваем, Богородице Марие!» «Паче скинии Моисеевы всю Тя Бог освяти, Богородице!»
Святой Иоанн Дамаскин так изъясняет отношение ветхозаветных предъизображений к лицу Пресвятой Девы: «там слово Божие на каменных досках начертало закон Духом, как бы перстом Своим; а здесь само Слово Божие воплотилось от Духа Святого и девственных кровей… Там манна; здесь услаждающий манну… Да поклонится великолепная скиния, построенная Моисеем в пустыне из драгоценного всякого рода вещества, и прежде нее бывшая скиния праотца Авраама, — да поклонится одушевленной и умной Скинии Божией!
Эта соделалась не только местом особенного действия Божия, но существенным вместилищем ипостасного Сына и Бога. Да сознает свое ничтожество пред Нею позлащенный отовсюду кивот, и носящая манну златая стамна, и светильник, и трапеза, и все древнее!
Все это потому только важно было, что прообразовало Скинию духовную, так как тень истинного первообраза».