Что наблюдали во время фильтрования
Практическая работа №2 «Очистка загрязненной поваренной соли» (8 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Практическая работа №2 «Очистка загрязнённой поваренной соли »
Цели урока: Активизировать интерес учащихся к предмету.
Познакомить с новым веществом, значением его в природе и в жизни человека.
Задачи урока: Развивать и укреплять навыки химического эксперимента.
Развивать познавательную активность. Научить работать в группах. Ознакомить и освоить простейший способ очистки веществ: растворение, фильтрование, выпаривание.
Закрепить знания правил техники безопасности в химической лаборатории.
Регулятивные ууд- умение организовывать выполнение заданий учителя, развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные ууд – умение организовывать работу в парах.
Оборудование: Лабораторный штатив с кольцом. Спиртовка. Воронка. Предметное стекло. Стеклянная палочка. Фильтровальная бумага. Держатель. Химический стакан (2шт).
Вещества: Дистиллированная вода. Загрязнённая поваренная соль.
1. Вступительное слово учителя.
2. Представление лабораторий.
3. Правила техники безопасности.
4. Эксперимент.
5. Оформление отчёта о проделанной работе.
Приступить к работе по инструкции.
Растворение смеси в воде
1. В химический стакан поместите 2-3 ложки загрязненной поваренной соли.
2. Налейте в тот же стакан воду так, чтобы стакан был заполнен приблизительно на ½ его объема.
3. Перемешайте стеклянной палочкой. Используйте ту часть палочки, на которой одето резиновое кольцо.
Подготовка бумажного фильтра
1. Сложите фильтр. Для этого сверните его пополам и, не разворачивая, еще раз пополам. Разверните полученный конус так, чтобы с одной стороны был один слой бумаги, а с другой – три слоя. Вложите фильтр в воронку.
2. Проверьте правильность положения фильтра в воронке: он должен плотно прилегать к стенкам воронки и не доходить до ее края примерно на 0,5 см.
3. Смочите фильтр водой.
1. Установите воронку в кольце штатива. Стебель воронки должен касаться стенки стакана – приемника.
2. Держите стеклянную палочку так, чтобы ее конец был направлен на тройной слой фильтровальной бумаги.
3. Аккуратно наливайте фильтруемую жидкость по палочке. Следите за тем, чтобы жидкость не доходила до края фильтра.
1.Перелейте фильтрат в фарфоровую чашку для выпаривания.
Практическая работа № 2 Очистка загрязненной поваренной соли
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Практическая работа № 2 «Очистка загрязненной поваренной соли»
Научить простейшим способам очистки веществ: фильтрованию и выпариванию. Научить выполнять практическую работу по инструкции и оформлять отчет о химическом эксперименте;
Формировать практические умения и навыки по разделению смесей веществ;
Привить умение вести работу аккуратно, соблюдать чистоту на рабочем месте, аккуратно оформлять отчеты по работе.
Штатив, спиртовка, воронка, фильтр, стеклянная палочка, фарфоровая чашка, загрязненная соль.
Планируемые результаты обучения. Знать правила обращения с необходимым для работы лабораторным оборудованием, способы разделения смесей фильтрованием и выпариванием. Уметь изготавливать фильтр, фильтровать и выпаривать.
Затем учащиеся приступают к выполнению практической работы (с. 52 учебника).
Отчет о работе учащиеся оформляют в тетрадях для практических занятий в виде таблицы.
Правила по ТБ при работе в кабинете химии
Соблюдение рабочего места в чистоте;
Работать нужно аккуратно, над столом;
Запрещается пробовать на вкус, а также принимать пищу и воду;
Знакомиться с запахом веществ осторожно;
Осторожно обращаться с огнем.
Правила при работе со спиртовкой
Практическое занятие № 2
Какими физическими свойствами (агрегатное состояние при обычных условиях, запах, цвет, растворимость в воде) обладают поваренная соль и речной песок?
Как разделить компоненты смеси, используя различия в их физических свойствах? Составьте план действий.
Какое оборудование вам потребуется для очистки поваренной соли?
Какие существуют смеси? Какими способами разделяют смеси?
Поваренная соль, которой мы пользуемся, добывают из воды солевых озер. Природная соль содержит много примесей, от которых ее очищают, прежде чем она попадет на прилавки магазинов. Вы сегодня попробуете смоделировать этот процесс на практической работе.
Инструкция к работе (Приложение 1)
Выполнение практически – очистку поваренной соли.
Оформление отчета ( по ходу выполнения работы ).
Растворение загрязненной соли
Очистка загрязненной соли фильтрованием
Выпаривание очищенного раствора соли
Уборка рабочего места.
Сдача в чистоте рабочего места и отчета.
Домашнее задание. Записи. § 2
Практическая работа № 2
«Очистка загрязненной поваренной соли»
Цель: Очистить полученный препарат соли от загрязнений. Освоить методы фильтрования и выпаривания.
Растворение загрязненной соли
В стакан налейте 20 мл дистиллированной воды и растворяйте в ней загрязненную соль, насыпая ее в стакан ложечкой небольшими порциями. Чтобы ускорить растворение соли, жидкость мешайте стеклянной палочкой. Когда соль, несмотря на перемешивание, перестанет растворятся, прекратите добавление соли. Каков внешний вид полученного раствора?
Очистка загрязненной соли фильтрованием
Приготовление фильтра, как показано на рисунке 1.
Вложить фильтр в воронку так, чтобы края фильтра не доходили до края воронки на 0,5 см.
Вложенный в воронку фильтр смочите водой. Во время смачивания воронку держите над стаканом или банкой наклонно и вращайте. Смачивание можно провести с помощью стеклянной палочки, нанося ею капли воды на фильтр. Влажный фильтр прилипает к стенкам воронки и не выталкивается из нее.
Воронку с фильтром вставьте в кольцо, закрепленное в штативе. Под воронку подставьте стакан; следите, чтобы оттянутый конец воронки касался внутренней стенки стакана.
Загрязненный раствор соли наливайте на фильтр по стеклянной палочке, нижний конец которой направьте к стенке воронки, а не в середину ее (рис. 2). Тогда струя жидкости будет ударяться в стенку воронки, к которой плотно прилегает фильтр. Если струя жидкости будет направлена в вершину бумажного конуса, то фильтр может прорваться.
Жидкости в воронку нужно наливать столько, чтобы она не доходила до краев фильтра на 0,5 см. Если жидкость налить выше, то она будет протекать между фильтром и станками воронки, не очищаясь от примесей.
Выпаривание очищенного раствора соли
Полученный фильтрат вылейте в фарфоровую чашку и поставьте на кольцо штатива.
Нагрейте чашку с раствором пламенем спиртовки.
Помни, как нужно обращаться со спиртовкой!
Жидкость перемешивать стеклянной палочкой, чтобы не было разбрызгивания.
Нагревание прекращаем, когда появляется в фарфоровой чашке кристаллы.
Сравните полученную соль с той, которая вам была выдана в начале работы.
Составление отчета о проделанной работе
Название работы, цель работы.
Название каждой части работы с кратким указанием того, что получилось или рисунок применявшегося прибора с поясняющими надписями.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1568179
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Практическая работа «Очистка поваренной соли» 8 класс
Тема: Практическая работа №3 «Очистка загрязнённой поваренной соли»
Цели урока:
· Активизировать интерес учащихся к предмету.
· Познакомить с новым веществом, значением его в природе и в жизни человека.
Просмотр содержимого документа
«Практическая работа «Очистка поваренной соли» 8 класс»
Тема: Практическая работа №3 «Очистка загрязнённой поваренной соли»
· Активизировать интерес учащихся к предмету.
· Познакомить с новым веществом, значением его в природе и в жизни человека.
· Развивать и укреплять навыки химического эксперимента.
· Развивать познавательную активность.
· Научить работать в группах.
· Ознакомить и освоить простейший способ очистки веществ: растворение, фильтрование, выпаривание.
· Закрепить знания правил техники безопасности в химической лаборатории.
· Лабораторный штатив с кольцом.
· Химический стакан (2шт).
· Загрязнённая поваренная соль.
1. Вступительное слово учителя.
2. Представление лабораторий.
3. Правила техники безопасности.
4. Эксперимент.
5. Оформление отчёта о проделанной работе.
Приступить к работе по инструкции.
Инструкция по выполнению работы
Растворение смеси в воде
1. В химический стакан поместите 2-3 ложки загрязненной поваренной соли.
2. Налейте в тот же стакан воду так, чтобы стакан был заполнен приблизительно на ½ его объема.
3. Перемешайте стеклянной палочкой. Используйте ту часть палочки, на которой одето резиновое кольцо.
Подготовка бумажного фильтра
1. Сложите фильтр. Для этого сверните его пополам и, не разворачивая, еще раз пополам. Разверните полученный конус так, чтобы с одной стороны был один слой бумаги, а с другой – три слоя. Вложите фильтр в воронку.
2. Проверьте правильность положения фильтра в воронке: он должен плотно прилегать к стенкам воронки и не доходить до ее края примерно на 0,5 см.
3. Смочите фильтр водой.
1. Установите воронку в кольце штатива. Стебель воронки должен касаться стенки стакана – приемника.
2. Держите стеклянную палочку так, чтобы ее конец был направлен на тройной слой фильтровальной бумаги.
3. Аккуратно наливайте фильтруемую жидкость по палочке. Следите за тем, чтобы жидкость не доходила до края фильтра.
1.Перелейте фильтрат в фарфоровую чашку для выпаривания.
2.Поставьте чашку на кольцо штатива.
Название опыта. Рисунок.
(ответьте на поставленные вопросы, вопросы не переписывать)
(ответьте на поставленные вопросы, вопросы не переписывать)
1. Растворение смеси в воде. Отстаивание.
Что наблюдали? ______________________
Что произошло с речным песком, с поваренной солью?
Почему в данной работе необходимо использовать растворение в воде и отстаивание водной смеси?
Что наблюдали во время фильтрования?
Что получили в результате фильтрования?
3. Выпаривание (кристаллизация)
Сравните полученные кристаллы с выданной вам загрязнённой поваренной солью
Какое вещество получили в итоге?
Опишите физические свойства полученного вещества.
Фильтрование растворов лаборатории
Содержание
Сущность фильтрования
Сущность фильтрования состоит в том, что жидкость с находящимися в ней частицами твердого вещества пропускают через пористую перегородку. Имеющиеся в перегородке поры или отверстия настолько малы, что через них частицы твердого тела не проходят, жидкость же проходит легко. Эта перегородка, задерживающая твердые тела, называется фильтром.
Способность задерживать твердые частицы различной крупности и производительность фильтра, т. е. количество жидкости, которое может быть отделено через фильтр в единицу времени, находятся в прямой зависимости от величины пор. При фильтровании на фильтре откладывается осадок, который как бы уменьшает величину пор и вместе с тем сам играет роль фильтра, создавая плотный слой.
Одним из важнейших факторов, влияющих на фильтрование, является вязкость: чем вязкость раствора или жидкости выше, тем труднее их фильтровать.
При обычном фильтровании жидкость проходит через фильтр под давлением только небольшого столба жидкости, находящегося над фильтром.
Большое влияние на процесс фильтрования оказывает величина частиц твердого вещества, находящегося в жидкости. Если размер частиц превышает размер пор фильтра, фильтрование идет легко. Но по мере приближения размера частиц к размерам пор фильтра процесс фильтрования замедляется и может даже прекратиться совсем. Когда размер частиц твердого тела меньше размера пор, отфильтровать взвесь не удается.
Частицы коллоидных размеров (меньше 0,1 мкм, но больше 1 нм) совершенно невозможно отделить от жидкости обычным фильтрованием. В подобных случаях стремятся увеличить размер частиц, коагулировать их, что часто достигается путем кипячения. Многие коллоиды при высокой температуре образуют крупные хлопья, которые легко задерживаются фильтром.
Фильтрующие материалы
Фильтрующие материалы, применяемые в лабораторной практике, могут быть разделены на два класса:
Кроме того, фильтрующие материалы разделяются на:
К первому классу относится, например, кварцевый песок. Он может иметь различную величину зерен. От этого зависит как скорость фильтрования, так и достигаемый при этом эффект. Чем крупнее зерна песка, тем больше производительность фильтра и вместе с тем меньше его задерживающая способность; фильтр будет задерживать только более крупные частицы, мелкие же будут проходить через него, не задерживаясь.
Во многих случаях применяют пористые материалы.
Неорганические фильтрующие материалы особенно пригодны для жидких веществ и растворов, нагретых до температур, превышающих 1000 °С.
Наибольшим распространением в лаборатории пользуются фильтровальная бумага, целлюлозная масса, асбест, волокнистые материалы (ткани), смешанные фильтры, прессованное стекло, обожженная глина, фарфор и пр.
Выбор фильтрующего материала зависит как от требований к чистоте раствора, так и от его свойств.
Для фильтров нельзя применять такие материалы, на которые фильтруемая жидкость может оказать какое-либо действие. Так, щелочи, особенно концентрированные, нельзя фильтровать через фильтр из прессованного стекла и вообще материалов, содержащих двуокись кремния (кварцевый песок и др.), так как последняя будет растворяться в щелочи и загрязнять ее. Среди неорганических фильтрующих материалов имеются такие, которые пригодны для фильтрования очень агрессивных жидкостей даже при высокой температуре, например фильтры из глинозема, из окиси циркония, из окиси тория и др.
Фильтровальная бумага отличается от обычной тем, что она не проклеена, более чиста по составу и волокниста. Последнее обстоятельство и обусловливает ее фильтрующую способность.
Фильтровальную бумагу часто продают в пачках по 100 штук, уже нарезанную кругами различного диаметра (5,5; 7; 9; 11; 12,5 и 15 см), соответственно размеру воронок.
Ниже указывается, какого диаметра следует брать готовые круглые фильтры в зависимости от диаметра воронки:
Верхний диаметр воронки, мм | 35 | 45 | 55 | 70 | 80 | 100 | 150 | 200 |
Диаметр фильтра, мм | 55 | 70 | 90 | 110 | 125 | 150 | 240 | 320 |
Различают бумажные фильтры обычные и беззольные. На каждой пачке указывается масса золы фильтра. Если после запятой стоит четыре нуля, такая фильтровальная бумага считается беззольной. Например, если на пачке помечено, что «масса золы одного фильтра = 0,00007 г», считают, что фильтр беззольный, так как при взвешивании на аналитических весах такая масса золы не скажется на результатах взвешивания. Если же на пачке будет указано, что «масса золы одного фильтра = 0,0003 г» — это будет обычная фильтровальная бумага.
Готовые фильтры различают также по плотности фильтровальной бумаги. Это различие определяется по цвету бумажной ленты, которой оклеивают упаковку готовых фильтров. Приняты следующие условные обозначения:
Сжигать фильтры вместе с осадком возможно только в том случае, если продукты горения бумаги и уголь не будут действовать на осадок
Изготовление фильтров
Фильтры из бумаги, употребляемые в лаборатории, бывают двух родов: простые и складчатые.
Для изготовления простого фильтра квадратный кусок фильтровальной бумаги определенного размера (в зависимости от величины осадка и размера воронки) складывают в четыре раза (рис. 1), затем обрезают ножницами.
Рис. 1. Порядок складывания простого фильтра.
Складчатый, или плоеный, фильтр (рис. 2) лучше простого в том отношении, что фильтрование с ним идет быстрее, так как фильтрующая поверхность фильтра вдвое больше, чем у простого фильтра.
Рис. 2 Порядок складывания складчатого фильтра
Края фильтра должны быть не рваными, а обрезанными. Полезно иметь металлические шаблоны, по которым вырезают фильтры.
Для того чтобы фильтр после фильтрования можно было легко раскрыть, у одного края его, у сгиба, отрывают маленький кусочек бумаги.
Фильтрование при обычном давлении
Этот способ фильтрования является наиболее простым и применяется очень часто. Для фильтрования по этому способу не требуется сложных приспособлений.
Условием быстрого фильтрования является наличие жидкости в трубке воронки. Для этого при смачивании наливают в воронку растворитель выше края фильтра, а затем указательным пальцем захватывают фильтр, приподнимают его немного и быстро опускают, при этом в трубке почти всегда образуется столб жидкости.
Если между фильтровальной бумагой и стенкой воронки образуется прослойка воздуха (воздушный карман), фильтрование будет затруднено. Для удаления воздушного кармана внутри воронки создают небольшое давление. Воронку накрывают смоченным по краям куском фильтровальной бумаги и перевернутой воронкой такого же диаметра, как и первая, через трубку верхней воронки вдувают воздух или ртом или при помощи рези новой груши. Иногда воронку закрывают ладонью и делают прижимающее движение, чем создают небольшое давление, обычно достаточное для того, чтобы устранить воздушный карман.
При аналитических работах, когда приходится отделять какой-нибудь осадок, бумажные фильтры делают небольшими, сообразуясь с количеством осадка, но не с количеством фильтруемой жидкости.
Необходимо помнить, что основная масса осадка должна заполнять фильтр не больше чем на 1/3 его высоты; только сравнительно тонкий слой осадка может подниматься по стенкам фильтра, но во всяком случае он должен находиться от его верха не меньше чем на 5 мм. При таком заполнении в фильтре остается достаточное пространство для воды, вводимой при промывке осадка.
При фильтровании прежде всего необходимо дать отстояться осадку в том сосуде, в котором он получен. После этого осторожно, не взмучивая осадок, сливают на фильтр отстоявшуюся жидкость. Удобнее всего это проводить при помощи стеклянной палочки.
Палочку прикладывают к стакану, в котором находится жидкость с осадком, длина свободного конца палочки должна быть не больше 6—7 см. Жидкости дают стекать по палочке, направляя поток ее не в середину фильтра, а немного в сторону, на стенку его, так, чтобы она попадала на ту часть фильтра, где находится тройной слой бумаги.
Когда основная масса жидкости будет пропущена через фильтр, осадок несколько раз промывают с применением декантации и затем переносят на фильтр.
На полноту перенесения осадка на фильтр нужно обратить самое серьезное внимание, так как большинство потерь при анализе объясняется неполным перенесением.
Промывание осадков
Промывание осадков можно проводить, применяя декантацию, на фильтре.
Промывание с применением декантации. Декантация — сливание жидкости с отстоявшегося осадка. Промывание с применением декантации заключается в том, что осадок, подлежащий промыванию, заливают дистиллированной, предпочтительно горячей водой или специально приготовленной промывной жидкостью, взбалтывают при помощи стеклянной палочки, затем дают отстояться. Просветлевшую жидкость, собравшуюся над осадком, осторожно сливают при помощи стеклянной палочки на фильтр в воронке, но так, чтобы осадок оставался в колбе или стакане.
Рис. 3. Сливание жидкости промывания осадков с применением декантации: а – колба и стакан для промывания осадков с применением декантации; б – сливание жидкости с осадка на фильтр.
К оставшемуся в сосуде осадку снова приливают промывную воду и проделывают все, как в первый раз. После третьего или четвертого промывания проверяют полноту отмывки. Для этого с кончика воронки из последней порции промывной воды берут несколько капель на часовое стекло или в пробирку и-проверяют, содержатся ли во взятой пробе отмываемые ионы. Если они присутствуют, повторяют промывку еще один-два раза. Когда отмываемые ионы не будут обнаруживаться, к осадку добавляют еще некоторое количество воды, взбалтывают его и, не давая отстояться, по палочке переводят на фильтр, через который сливали промывную жидкость. Эту операцию повторяют до тех пор, пока на фильтр не будет переведен весь осадок. В стакане или колбе не должны оставаться частицы осадка. Для полного перенесения осадка на фильтр внутреннюю поверхность сосуда, в котором промывали осадок с применением декантации, обтирают небольшим кусочком фильтровальной бумаги. Фильтровальную бумагу придерживают стеклянной палочкой, на один конец которой надет кусочек резиновой трубки. Прижимая бумагу этим концом, обтирают всю внутреннюю поверхность сосуда возможно тщательнее. Фильтровальную бумагу полезно смочить несколькими каплями дистиллированной воды. Затем палочку также тщательно обтирают этим же кусочком фильтровальной бумаги и промывают над воронкой из промывалки дистиллированной водой. Кусочек фильтра, использованный для обтирания сосуда и палочки, присоединяют к осадку. Такая операция бывает нужна только при аналитических работах, когда осадок нужен для количественного определения какого-либо вещества или элемента.
Путем декантации удается более полно отмыть осадок от маточного раствора, на фильтре же сделать это удается не всегда, так как осадок на нем легко слеживается, и промывная вода проходит не через всю массу осадка, а только, но промытым ею путям.
Несмотря на значительную затрату времени при отстаивании, скорость фильтрования промывной воды без осадка значительно большая, поэтому промывание осадка с применением декантации сокращает потребное для этой операции время.
Промывание на фильтре. Отфильтрованный осадок окончательно промывают на фильтре. Промывание продолжают до тех пор, пока в фильтрате не будет обнаруживаться то вещество, которое отмывают. Промывание нужно стремиться провести возможно малым количеством жидкости. Это необходимо потому, что абсолютно нерастворимых веществ нет и каждый раз при промывании свежей порцией жидкости часть осадка— правда, очень незначительная—переходит в раствор; разумеется, чем больше будет взято жидкости для промывания, тем больше будут потери и тем больше ошибка при анализе. Для промывания осадков горячей дистиллированной водой последнюю следует нагревать в колбе-промывалке. Прежде чем начать промывание, промывалку с горячей водой следует обязательно встряхнуть. Это необходимо сделать потому, что вода в промывалке может оказаться перегретой и при вдувании воздуха возможно внезапное вскипание и выброс кипятка через трубку.
При промывании осадка на фильтре придерживаются следующих правил:
1. Воду наливают на фильтр в таком количестве, чтобы она полностью покрывала осадок и не доходила до краев фильтра на 8—5 мм. Ни в коем случае не допускается наливать воду выше фильтра. Работа при этом может быть испорчена.
2. Каждую новую порцию воды выливают на фильтр не раньше, чем будет полностью профильтрована предыдущая. В противном случае промывание осадка сильно затягивается и для промывания требуется большое количество жидкости.
3. Во избежание разбрызгивания наливать воду на фильтр рекомендуется по палочке, так же как при перенесении осадка.