Что означает слово башкорт
башкорт
башкорт биюе — башки́рский та́нец
башкорт теле — башки́рский язык
башкорт белән татар — башки́р и тата́рин
башкорт арасында — среди́ башки́р
башкорт дустым — мой башки́рский друг
башкорт кияү — зять-башки́р
Смотреть что такое «башкорт» в других словарях:
башкорт — Башлыча Башкортстанда яшәүче төрки халык һәм шуның бер кешесе … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге
Башкорт (газета) — Башкорт Тип еженедельная газета Владелец Башкирское шуро (совет) Основана июнь 1917 Прекращение публикаций август 1918 Язык Поволжский тюрки Главный офис … Википедия
Башкорд (Башкорт) — хан половецкий, помогавший князю Изяславу Давыдов. 1159 г. <Половцов>… Большая биографическая энциклопедия
татар-башкорт — Татарлар һәм башкортлар (бергә алганда) … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге
III.3.6.6. Башкиры (башкорт) — ⇑ III.3.6. Народы Поволжья ок. 350 700 Бахмутинская культура (протобашкиры). ок. 800 1236 племенные союзы башкир. 1236 татаро монгольское завоевание. 1557 к Русскому гос ву. Предводители башкирских восстаний: Иш Мухаммед (1662 63). Конкас… … Правители Мира
Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика — (Башкорт Автономиялы Совет Социалистик Республикасы) Башкирия (Башкортостан). В составе РСФСР. Образована 23 марта 1919. Площадь 143,6 тыс. км2. Население 3819 тыс. чел. (1970, перепись). В Б. 53 сельских района, 17 городов, 38 посёлков… … Большая советская энциклопедия
Городище Уфа II — (башк. Өфө II ҡаласығы) городище, расположенное на территории столицы Башкортостана города Уфы. Поселение находится в центре города, на участке улицы Пушкина, ограниченном улицами Ново Мостовая и проспектом Салавата Юлаева. Городище занимает… … Википедия
Новые Карьявды (Новобалтачевский сельсовет) — У этого термина существуют и другие значения, см. Новые Карьявды. Село Новые Карьявды башк. Яңы Ҡаръяуҙы Страна … Википедия
башкиры — кир; мн. Народ, коренное население Башкирии; представители этого народа, жители этого региона. ◁ Башкир, а; м. Башкирка, и; мн. род. рок, дат. ркам; ж. Башкирский, ая, ое. Б. язык (один из тюркских языков). По башкирски, нареч. Говорить,… … Энциклопедический словарь
Башкиры — Башҡорттар … Википедия
Худайбердин — Худайбердин, Шагит Ахметович Шагит Ахметович Худайбердин … Википедия
Башкиры
Всего: около 2 млн (оценка) [12] Россия : 1 584 554 (перепись 2010 г.) [1] [2]
Казахстан :
17 263 (перепись 2009 г.) [4]
Украина :
4 253 (перепись 2001 г.) [6]
Узбекистан :
3 707 (оценка 2000 г.) [7] Киргизия :
1 111 (перепись 2009 г.) [8] Таджикистан :
900 (перепись 2000 г.) [9] Белоруссия :
607 (перепись 2009 г.) [10] Латвия :
267 (оценка 2010 г.) [11] Эстония :
152 (перепись 2000 г.) [6] Литва :
136 (перепись 2001 г.) [6] Молдавия
[1]
Национальный язык — башкирский. Традиционная религия — ислам суннитского толка.
Содержание
Этноним
Галерея
Башкирский военачальник. Английская акварель. 1806.
Народы России. Т. 1. Париж, 1812 (на франц.). Башкира провожают в поход.
Башкирский лучник. Немецкая гравюра начала XIX века.
Стоянка (лагерь) башкир Париж. 1835.
Французская акварель, Башкир 1811. Большая французская литография, выполненная Jazet (1788-1871) по рисунку Horace Vernet. Около 1840 года.
Башкир. Художник: Орловский, Александр Осипович, нач. 19 века.
Орловский, Александр Осипович «Башкир» 1814 год.
Два всадника-башкира. Художник: Орловский, Александр Осипович, 1814.
Башкир-старшина с медалью. Фото Дж. Фишера, 1892.
Башкир у своего дома. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1909—1915.
Башкирка в национальном костюме. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1909—1915.
Молодой башкир. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1909—1915.
Башкир-стрелочник на Транссибирской магистрали. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1909—1915.
Башкирский национальный костюм. Фото Людмилы Яковлевой, 2011.
История
Ранняя история
К IX веку восходят первые письменные сведения о башкирах арабских авторов. Саллам ат-Тарджуман (IX в.), Ибн Фадлан (X в.), Аль-Масуди (X в.), Аль-Балхи (X в.), ал-Андалузи (XII в.), Идриси (XII в.), Ибн-Саид (XIII в.), Якут аль-Хамави (XIII в.), Казвини (XIII в.), Димашки (XIV в.), Абульфред (XIV в.) и другие писали о башкирах.
Башкиры в Венгрии
Эпоха монгольского нашествия
В составе Золотой Орды
Вхождение в состав России
Установление московского сюзеренитета над башкирами не было единовременным актом. Первыми (зимой 1554 года) московское подданство приняли западные и северо-западные башкиры, подвластные ранее казанскому хану. Вслед за ними (в 1554—1557 годах) связи с Иваном Грозным установили башкиры центральной, южной и юго-восточной Башкирии, которые сосуществовали тогда на одной территории с Ногайской Ордой. Зауральские башкиры были вынуждены пойти на соглашение с Москвой в 80-90-х годах XVI века, после развала Сибирского ханства.
Исключительность отношений башкир и России отражено в «Соборном Уложении» 1649 года, где у башкир под страхом конфискации имущества и государевой опалы запрещалось «…бояром, околничим, и думным людям, и стольникам, и стряпчим и дворяном московским и из городов дворяном и детям боярским и всяких чинов русским людям поместным всяких земель не покупать и не менять и в заклад, и сдачею и в наём на многие годы не имать».
С 1557 до 1798 годы — в течение более чем 200 лет — башкирские конные полки воевали в рядах Русской армии; будучи в составе ополчения Минина и Пожарского, башкирские отряды приняли участие в освобождении Москвы от польских интервентов в 1612 году.
Башкирские восстания
При жизни Ивана Грозного условия соглашения всё же соблюдались, и он, несмотря на свою жестокость, в памяти башкирского народа остался как добрый, «белый царь» (башк. аҡбатша ). С приходом к власти дома Романовых в XVII веке политика царизма в Башкортостане сразу же стала меняться в худшую сторону. На словах власти заверяли башкир в своей верности условиям соглашения, на деле — встали на путь их нарушения. Это выразилось, в первую очередь, в расхищении вотчинных башкирских земель и строительстве на них застав, острогов, слобод, христианских монастырей, линий. Видя массовое расхищение своих земель, нарушение исконных прав и свобод, башкиры поднимались на восстания в 1645, 1662—1664 гг., 1681—1684 гг., 1704-11/25 гг. Царские власти были вынуждены удовлетворить многие требования восставших. После башкирского восстания 1662—1664 гг. правительство ещё раз официально подтвердило вотчинное право башкир на землю. В период восстания 1681—1684 гг. — свободу исповедания ислама.
После восстания 1704-11 гг. (посольство от башкир вновь присягнуло на верность императору только в 1725 г.) — подтвердило вотчинные права и особый статус башкир и провело судебный процесс, закончившийся осуждением за превышение полномочий и казнью правительственных «прибыльщиков» Сергеева, Дохова и Жихарева, требовавших с башкир налоги, не предусмотренные законодательством, что и послужило одним из поводов к восстанию. В ходе восстаний башкирские отряды достигали Самары, Саратова, Астрахани, Вятки, Тобольска, Казани (1708 г.) и гор Кавказа (при неудачном штурме своими союзниками — кавказскими горцами и русскими казаками-раскольниками, Терского городка, был пленен и позже казнён один из предводителей башкирского восстания 1704-11 гг., Султан Мурат). Людские и материальные потери были огромны.
Следующее восстание разразилось в 1755-1756 гг. Поводом послужили слухи о религиозных гонениях и отмена лёгкого ясака (единственного налога на башкир; ясак брался только с земли и подтверждал их статус вотчинных землевладельцев) при одновременном запрете бесплатной добычи соли, которую башкиры считали своей привилегией. Восстание было блестяще спланировано, но сорвалось из-за спонтанного преждевременного выступления башкир рода Бурзян, убивших мелкого чиновника — взяточника и насильника Брагина. Из-за этой нелепой и трагической случайности планы одновременного выступления башкир всех 4 дорог, на этот раз — в союзе с мишарями, и, возможно, татарами и казахами, оказались сорваны. Наиболее известным идеологом этого движения был ахун Сибирской дороги Башкортостана, мишарь Габдулла Галиев (Батырша). В плену мулла Батырша написал своё знаменитое «Письмо императрице Елизавете Петровне», дошедшее до наших дней как интересный образец анализа причин башкирских восстаний их участником. При подавлении восстания, ряд участвовавших в восстании эмигрировали в Киргиз-Кайсацкую Орду. [58]
Башкирское войско
Самой значительной из реформ по отношению к башкирам, проведённых царским правительством в XVIII в., было введение кантонной системы управления, действовавшей с некоторыми изменениями вплоть до 1865 года. По указу от 10 апреля 1798 года башкирское и мишарское население края было переведено в военно-служилое сословие и обязывалось нести пограничную службу на восточных рубежах России. В административном отношении были созданы кантоны. Зауральские башкиры оказались в составе 2-го (Екатеринбургский и Шадринский уезды), 3-го (Троицкий уезд) и 4-го (Челябинский уезд) кантонов. 2-й кантон находился в Пермской, 3-й и 4-й — в Оренбургской губерниях. В 1802—1803 гг. башкиры Шадринского уезда были выделены в самостоятельный 3-й кантон. В связи с этим изменились и порядковые номера кантонов. Бывший 3-й кантон (Троицкий уезд) стал 4-м, а бывший 4-й (Челябинский уезд) — 5-м.
Крупные изменения системы кантонного управления были предприняты в 30-х годах XIX в. Из башкирского и мишарского населения края было образовано Башкиро-мещерякское войско, включавшее 17 кантонов. Последние были объединены в попечительства. Башкиры и мишари 2-го (Екатеринбургский и Красноуфимской уезды) и 3-го (Шадринский уезд) кантонов входили в первое, 4-го (Троицкий уезд) и 5-го (Челябинский уезд) — во второе попечительства с центрами соответственно в Красноуфимске и Челябинске. Законом «О присоединении тептярей и бобылей к Башкиро-мещерякскому войску.» от 22 февраля 1855 г. тептярские полки были включены в кантонную систему Башкиро-Мещерякского Войска. Позднее название было изменено на Башкирское Войско Законом «О именовании впредь Башкиро-мещерякскаго войска Башкирским войском. 31 октября 1855 г.»
С присоединением казахских земель в 1731 г. к России Башкортостан стала одной из многих внутренних областей империи, и необходимость привлечения башкир, мишарей и тептярей к пограничной службе отпала. В ходе реформ 1860—1870-х гг. в 1864—1865 гг. кантонная система была отменена, и управление башкирами и их припущенниками перешло в руки сельских и волостных (юртовых) обществ, аналогичных русским обществам. Правда, за башкирами оставались преимущества в области землепользования: норматив для башкир был 60 десятин на душу населения, при 15 десятинах для бывших крепостных.
История в XX—XXI веках
Образование Башкирской АССР
После революций 1917 года проходят Всебашкирские съезды (курултаи) на которых принимается решение о необходимости создания национальной республики в составе федеративной России. В итоге, 16 ноября 1917 года образованное Башкирское областное (центральное) шуро (совет) провозглашает создание на территориях с преимущественно башкирским населением Оренбургской, Пермской, Самарской, Уфимской губерний Республики Башкортостан.
В декабре 1917 года делегаты III Всебашкирского (учредительного) съезда, представлявшие интересы народонаселения края всех национальностей, единогласно проголосовали за утверждение постановления (Фармана № 2) Башкирского областного шуро о провозглашении национально-территориальной автономии (республики) Башкортостан. На съезде было образовано правительство Башкортостана, малый парламент и другие органы власти и управления, а также были приняты решения о дальнейших действиях.
В марте 1919 г. на основании Соглашения Российского рабоче-крестьянского правительства с Башкирским правительством была образована Башкирская Советская Автономная республика.
Образование Республики Башкортостан
11 октября 1990 года Верховным Советом республики была провозглашена Декларация о государственном суверенитете. 31 марта 1992 года Башкортостан подписал федеративный договор о разграничении полномочий и предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в её составе и Приложение к нему от Республики Башкортостан, определившие договорной характер отношений Республики Башкортостан и Российской Федерации.
Этногенез башкир
Этногенез башкир чрезвычайно сложен. Южный Урал и прилегающие степи, где произошло формирование народа, издавна были ареной активного взаимодействия разных племён и культур.
В литературе об этногенезе башкир можно увидеть, что существуют три основные гипотезы происхождения башкирского народа [62] :
Антропологические типы башкир
Сложность антропологического состава башкир неоднократно подчеркивалась исследователями ещё в XVIII—XIX веках. Антропологический состав башкир неоднороден, представляет собой смешение европеоидных и монголоидных признаков. Выделяют 5 основных антропологических типов:
Этнограф Кузеев Р. Г. в своей работе «Народы Среднего Поволжья и Южного Урала» (1985 г.) отмечает, что антропологические типы башкир разнятся в зависимости от их принадлежности к тем или иным родовым объединениям. Так наибольшая доля европеоидного компонента достигает у юго-западных башкир (до 90%), наименьшая — у гайнинских (до 35%). Доктор биологических наук Хуснутдинова Э. К. в исследовании «Молекулярная этногенетика народов Волго-Уральского региона» (1999 г.) указывает, что монголоидные характеристики присущи в среднем 37% башкир.
Генетика башкир
Башкирская культура
Традиционные занятия и ремёсла
Жилище и быт
В XVII-XIX веках башкиры от полукочевого хозяйствования полностью перешли к земледелию и оседлой жизни, так как многие земли были заняты иммигрантами из центральной России и Поволжья. Среди восточных башкир частично ещё сохранялись полукочевой уклад жизни. Последние, единичные выезды аулов на летовку (летнее кочевье) были отмечены в 20-х годах XX века. Типы жилища у башкир разнообразны, преобладают срубные (деревянные), плетнёвые и саманные (глинобитные), у восточных башкир на летовках была ещё распространена войлочная юрта (башк. «тирмә» ).
Башкирская кухня
Полукочевой образ жизни способствовал формированию самобытной культуры, традиций и кухни башкир: зимовка в деревнях и проживание на летних кочевьях вносило разнообразие в рацион и возможности приготовления пищи.
Традиционное башкирское блюдо «бишбармак» готовится из отварного мяса и салмы, обильно посыпается зеленью с луком и сдабривается курутом. Это другая заметная особенность башкирской кухни: к блюдам часто подаются молочные продукты — редкое застолье обходится без курута или сметаны. Большинство башкирских блюд отличаются простотой приготовления и питательностью.
Такие блюда как айран, кумыс, буза, казы, бастурма, плов, манты, и многие другие считаются национальными блюдами многих народов от Уральских гор до Ближнего Востока.
Национальная одежда и украшения
Народные праздники, обычаи и обряды
Помимо свадебного празднества (башк. туй ) известны религиозные (мусульманские): Маулид (башк. Мәүлет байрамы ), Ураза-байрам (башк. Ураҙа байрамы ), Курбан-байрам (башк. Ҡорбан байрамы ), Ашура (башк. Ғәшүрә байрамы ), Раджап (башк. Рәжәп байрамы ), а также народные праздники — праздник окончания весенне-полевых работ — Сабантуй (башк. Һабантуй ) и Каргатуй (башк. Ҡарғатуй ).
Устное народное творчество
Башкирское народное творчество было разнообразно и богато. Оно представлено различными жанрами, среди которых имеются героический эпос, сказки и песни. Одним из древних видов устной поэзии был кубаир (башк. ҡобайыр ). Среди башкир нередко встречались певцы-импровизаторы — сэсэны (башк. сәсән ), соединяющие в себя дар поэта и композитора.
Среди песенных жанров встречались народные песни (башк. йырҙар ), обрядовые песни (башк. сеңләү ). В зависимости от мелодии башкирские песни разделялись на протяжные (башк. оҙон көй ) и короткие (башк. ҡыҫҡа көй ), в котором выделялись плясовые (башк. бейеү көй ), частушки (башк. таҡмаҡ ).
У башкир имелась традиция горлового пения — узляу (башк. өзләү ; также башк. һоҙҙау, ҡайҙау, тамаҡ ҡурайы ).
Наряду с песенным творчеством у башкир была развита музыка. Среди музыкальных инструментов наиболее распространены были кумыз (башк. ҡумыҙ, ҡубыҙ )) и курай (башк. ҡурай ). Кое-где встречался трехструнный музыкальный интрумент думбыра (башк. думбыра ).
Танцы башкир отличались своеобразием. Пляски всегда совершались под звуки песни или курая с частым ритмом. Присутствующие отбивали такт ладонями и время от времени восклицали «Эйе!».
Эпические произведения башкир
Некоторые эпические произведения башкир, такие как «Алпамыша» и «Кузыкурпес и Маянхылыу», встречаются также в эпосе других тюркских народов.
Башкирская литература
Башкирская литература своими корнями уходит в глубокую древность. Истоки восходят к древнетюркским руническим и письменным памятникам типа орхоно-енисейских надписей, к рукописным произведениям 11 века на языке тюрки и древнебулгарским поэтическим памятникам (Кул Гали и др). В XIII—XIV веках башкирская литература по типу складывалась как восточная. В поэзии преобладали традиционные жанры — газель, мадхия, касида, дастан, канонизированная поэтика. Самым характерным в развитии башкирской поэзии является её тесное взаимодействие с фольклором.
С XVIII века по началу XX века развитие башкирской литературы связано с именем и творчеством Баик Айдарa (1710—1814), Шамсетдина Заки (1822—1865), Гали Сокроя (1826—1889), Мифтахетдина Акмуллы (1831—1895), Мажита Гафури (1880—1934), Сафуана Якшигулова (1871—1931), Даута Юлтыя (1893—1938), Шайхзады Бабича (1895—1919) и многих других.
Театральное искусство и кинематограф
В начале XX века в Башкортостане имелись лишь самодеятельные театральные коллективы. Первый профессиональный театр открылся в 1919 году почти одновременно с образованием Башкирской АССР. Это был нынешний Башкирский государственный академический театр драмы им. М. Гафури. В 30-х годах в Уфе появилось ещё несколько театров — кукольный, театр оперы и балета. Позднее государственные театры открылись в других городах Башкортостана.
Башкирское просветительство и наука
Период, который охватывает историческое время с 60-х годов XIX столетия до начала ХХ века можно назвать эпохой башкирского просвещения. Наиболее известными деятелями башкирского просвещения того периода были М.Бекчурин, А.Куватов, Б.Юлуев, М.Уметбаев, М.Акмулла, М.-Г. Курбангалиев, Р.Фахретдинов, М.Баишев, Ю.Бикбов и другие.
В начале XX века сформировались такие деятели башкирской культуры, как Заки Валиди, Абдулкадир Иман, Галимжан Тоган, Мухаметша Бурангулов.
Религия
С X века среди башкир распространяется ислам. Арабский путешественник Ибн Фадлан ещё в 921 году встретил одного из башкир, исповедующего ислам.
По мере утверждения ислама в Волжской Булгарии (в 922 году) ислам распространился и у башкир. В шежере башкир племени Мин, проживающих по реке Дёме, говорится о том, что они «посылают в Булгарию от своего народа девять человек, чтобы узнать, что такое вера Магометанская». В предании об излечении ханской дочери говорится, что булгары «послали своих учеников-табигинов к башкирам. Так ислам распространился среди башкир в долинах Белой, Ика, Дёмы, Таныпа».
Заки Валиди приводил сообщение арабского географа Якута аль-Хамауи о том, что в Халбе тот встретил башкира, прибывшего на учёбу.
Окончательное утверждение ислама среди башкир произошло в 20-30-е годы XIV века и связано с именем золотоордынского хана Узбека, который утвердил ислам в качестве государственной религии Золотой Орды.
К древнейшим свидетельствам введения ислама в Башкортостане относятся развалины памятника близ посёлка Чишмы, внутри которого лежит камень с арабской надписью, гласящей, что здесь покоится Хусейн-Бек, сын Измера-Бека, скончавшийся в 7 день месяца мухаррем 739 года хиджры, то есть в 1339 году. Есть также свидетельства того, что ислам на Южный Урал проникал и со Средней Азии. Например, в башкирском Зауралье, на горе Ауштау в окрестностях деревни Старобайрамгулово (Аушкуль) (ныне в Учалинском районе) сохранились захоронения двух древних мусульманских миссионеров, датируемые XIII веком.
Язык и письменность
Численность и расселение
Численность башкир в мире — около 2 млн человек. В России, по данным переписи 2010 года, проживает 1 584 554 башкир, из них 1 221 302 — в Башкортостане. Башкиры составляют 31,3% населения республики Башкортостан. [1] [2] [3]
Помимо собственно Республики Башкортостан башкиры так же живут во многих субъектах Российской Федерации: в Челябинской, Оренбургской, Курганской, Свердловской, Тюменской, Самарской и Саратовской областях, в Пермском крае, в республике Татарстан, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в государствах ближнего и дальнего зарубежья. За пределами Республики Башкортостан в настоящее время проживает, примерно, треть всех башкир.
1897 | 1926 | 1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 2002 | 2010 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
СССР | — | 713 693 | 843 648 | 989 040 | 1 239 681 | 1 371 452 | 1 449 157 | — | — |
Российская Федерация (РСФСР) | 1 321 363 | 712 366 | 824 679 | 953 801 | 1 180 913 | 1 290 994 | 1 345 273 | 1 673 389 | 1 584 554 |
Республика Башкортостан (Башкирская АССР) | 899 910 | 625 845 | 671 188 | 737 711 | 892 248 | 935 880 | 863 808 | 1 221 302 | 1 226 789 |
Данные по переписи 1897 г. приведены по территории Российской империи и Уфимской губернии.