Что означает слово азербайджанец
Происхождение названия Азербайджан
Содержание
Происхождение названия Азербайджан
Атропат
См. также
Литература
Ссылки
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Происхождение названия Азербайджан» в других словарях:
Апшеронский район (Азербайджан) — У этого термина существуют и другие значения, см. Апшеронский район. Апшеронский район Abşeron rayon Страна Азербайджан Статус район Входит в Апшеронский экономический район … Википедия
История Азербайджана — История Азербайджана … Википедия
Этимология названий стран — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
Афганистан — Исламская Республика Афганистан пушту د افغانستان اسلامي جمهوریت (Da Afġānistān Islāmī Jomhoriyat) дари جمهوری اسلامی افغانستان (Jomhuri ye Eslāmi ye Afġānestān) … Википедия
Армения — У этого термина существуют и другие значения, см. Армения (значения). Республика Армения Հայաստանի Հանրապետություն … Википедия
Евразия — (Eurasia) Содержание Содержание Происхождение названия Географические характеристики Крайние точки Евразии Крупнейшие полуострова Евразии Общий обзор природы Границы География История Страны Европы Западная Европа Восточная Европа Северная Европа … Энциклопедия инвестора
Украина — У этого термина существуют и другие значения, см. Украина (значения). Украина укр. Україна … Википедия
Україна — Украина Україна … Википедия
Израиль — У этого термина существуют и другие значения, см. Израиль (значения). Государство Израиль מדינת ישראל Мединат Исраэль دولة إسرائيل Даулат Исра’иль … Википедия
Киев — У этого термина существуют и другие значения, см. Киев (значения). Город Киев укр. Київ … Википедия
Что такое Азербайджанцы
Значение слова Азербайджанцы по Ефремовой:
Азербайджанцы — 1. Народ тюркской этноязыковой группы, составляющий основное население Азербайджана.
2. Представители этого народа.
Значение слова Азербайджанцы по Ожегову:
Азербайджанцы — Народ, составляющий основное население Азербайджанской ССР
Азербайджанцы в Энциклопедическом словаре:
Азербайджанцы — (самоназвание — азербайджанлылар — азерилер), народ, основное население Азербайджана (5,8 млн. человек, 1992). Живут также в Иране (10430 тыс. человек), Российской Федерации (336 тыс. человек),Грузии (307 тыс. человек), Казахстане (90 тыс. человек), Армении и др. странах. Общая численность св. 17,2 млн. человек (1992). Языказербайджанский. Верующие в основном мусульмане-шииты.
Определение слова «Азербайджанцы» по БСЭ:
Азербайджанцы — азербайджанлылар, азерилер, нация. В СССР А. составляют основное население Азербайджанской ССР (67,5% по переписи 1959). Живут частично в Грузинской ССР, Армянской ССР и Дагестанской АССР, а также в Узбекистанской ССР, Туркменской ССР, Казахской ССР, УССР. Общая численность в СССР 2,94 млн. человек (перепись 1959. 3,6 млн. человек, по оценке на начало 1965). Свыше 4 млн. человек живёт в Иране, главным образом на С., и в Ираке. Говорят на азербайджанском языке. Верующие А. — мусульмане. В 19 — начале 20 вв. А. в исторической литературе и официальных документах называли тюрками, татарами. В этногенезе А. участвовало древнее коренное население Атропатены и Албании Кавказской, смешавшееся с вторгавшимися сюда в 1-м тыс. до н. э. и 1-м тыс. н. э. ирано- и тюркоязычными племенами (киммерийцы, скифы, гунны, булгары, хазары, огузы, печенеги и др.). Формирование азербайджанского народа в основном завершилось в 11 — 13 вв. в результате вторжений и оседания в Азербайджане новой волны тюркоязычных народов (особенно сельджуков).
Присоединение Северного Азербайджана к России (по договорам 1813 и 1828) избавило его от вторжений турецких и иранских захватчиков и способствовало вовлечению А. в русло капиталистического развития и дальнейшей консолидации азербайджанской нации. После установления Советской власти в Азербайджане (апрель 1920) в ходе социалистического строительства А. в СССР окончательно оформились в социалистическую нацию с высокоразвитыми экономикой и культурой.
Исторически сложились этнографические группы А., отличавшиеся некоторыми особенностями в хозяйстве, культуре и быту: айрумы, карапапахи, падары, шахсевены, карадагцы, афшары и др. Некоторые из них находятся за пределами СССР, в Иране и Турции. В СССР они приобщились к социалистическомухозяйству и культуре А. Айрумы расселены на 3. Азербайджанской ССР (в районе Кировабада, Дашкесана, Кедабека), в горах Малого Кавказа. Занятия — горное скотоводство и земледелие. Длительное время у них сохранялись некоторые архаические черты в быту и хозяйстве (подземные жилища. из-за неустроенности дорог почти полностью отсутствовал колёсный транспорт и т. п.). Карапапахи
(«чёрные папахи») — наиболее известная этнографическая группа А. Проживают в западной части Азербайджанской ССР, а также в Грузинской ССР и Армянской ССР. Основная масса их живёт за рубежом (в Турции и частично в Иране), где они составляют национальное меньшинство. занимаются земледелием и отчасти скотоводством. Падары живут в восточной части Азербайджанской ССР. У них дольше, чем у других этнографических групп А., сохранялись старые черты в хозяйстве и быту, в частности полукочевой скотоводческий уклад хозяйства и связанные с ним особенности быта. Шахсевены живут главным образом в Иране, небольшая часть — на Ю. Азербайджанской ССР (Муганская степь). Главные занятия — скотоводство и земледелие. Их материальная и духовная культура имеет ряд специфических особенностей. Карадагцы расселены по горному плато Карадаг, на С.-3. Ирана. Ведут полукочевой образ жизни, занимаются главным образом скотоводством. По культуре близки соседним шахсевенам. Афшары расселены по всему Ирану. Занимаются полукочевым скотоводством.
У А., живущих в СССР, за годы Советской власти сформировались новые элементы материальной культуры, социалистический уклад общественной и семейной жизни (исчезли пережитки патриархальных отношений, неравноправие женщин и др.). Старые типы жилища (традиционные дома из камня, сырцового и обожжённого кирпича, деревянно-земляные — «карадам»)
сменяются современными. Старые формы национальной одежды почти повсеместно вытеснены современными и лишь частично сохраняются у женщин в сельских местностях (комплекс из короткой рубахи-кофты и длинной юбки, носки из яркой шерстяной пряжи, глубокие калоши, шёлковые кустарные головные платки).
Азербайджанский народ создал замечательную самобытную культуру: фольклор, литературу, изобразительное искусство, зодчество, музыку. С давних времён славятся изделия народных мастеров, развивающих традиционные промыслы (ковроделие, златокузнечество, обработка дерева, камня и др.). О хозяйстве, занятиях и культуре А. см. в ст. Азербайджанская ССР (См. Азербайджанская Советская Социалистическая Республика).
Лит.: Народы Кавказа, т. 2, М., 1962. Библ. см. также к ст. Азербайджанская ССР (См. Азербайджанская Советская Социалистическая Республика), ист. очерк.
А.Г. Трофимова.
Значение слова «азербайджанцы»
Что означает слово «азербайджанцы»
Словарь Ефремовой
Азербайджанцы
Словарь Ожегова
АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ, ев, ед. нец, нца, м. Народ, составляющий основное коренное население Азербайджана.
| ж. азербайджанка, и.
| прил. азербайджанский, ая, ое.
Энциклопедический словарь
Азербайджанцы
Этнографический Словарь
Азербайджанцы
представители нации, составляющей большинство одного из государств Закавказья-Азербайджана. По своему характеру А. любознательны, сообразительны, храбры, свободолюбивы, соблюдают данные ими обещания. Как правило, держатся они скромно, но с достоинством, отличаются при этом быстротой суждений и выводов, что не всегда может быть однозначно истолковано другими людьми во взаимоотношениях с ними.
Нельзя не учитывать и большую эмоциональность азербайджанцев. Неуважительное отношение к ним или их близким почти всегда воспринимается как посягательство на их честь и достоинство, может вызвать у них чувство обиды или острую ответную реакцию. При общении с азербайджанцами следует проявлять как можно больше такта, внимательности, подлинного уважения. Доверием, дружеским отношением и участием от них можно добиться большего, нежели давлением и принуждением.
В конфликтных ситуациях азербайджанцы эмоционально невоздержанны и горячи, но не так безоглядно, как, например, чеченцы или осетины. Однако в такие минуты и они подчас склонны решать вопросы с представителями других национальностей «с позиции силы», вступаются за своих земляков вне зависимости от того,, правы они или нет в данном случае.
Отношение к труду в Азербайджане не однозначно. Большинство людей в основном добросовестно осваивают профессию, свое дело, становятся хорошими специалистами. В то же время есть немало и таких, у кого проявляются лень, желание найти «тепленькое место». Есть и люди, которые стремятся быть обеспеченными, иметь престижные вещи, машину, ничего для этого не делая. Азербайджанцы вообще нередко подходят к жизни излишне прагматически, часто руководствуясь лишь сиюминутной выгодой, которую могут извлечь для себя.
Они очень чувствительны к успеху, к почету, известности. Не последнюю роль играет при этом и свойственное им большое честолюбие. Азербайджанцы любят хвалиться своими успехами в служебной и общественной деятельности, всячески подчеркивают личные заслуги и достижения, делают все, чтобы другие люди обращали на это особое внимание.
Азербайджанцы охотно общаются и взаимодействуют с людьми разных национальностей. Они с готовностью берутся за изучение русского языка, хотя из-за того, что он мало сходен с их родным языком, как правило, достигают не очень больших успехов. Однако иногда, даже зная русский язык, азербайджанец скрывает это, пытаясь, когда нужно, использовать такое обстоятельство в своих интересах.
(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999)
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Мне потребуется вечность, чтобы всё объяснить.»
Морфологический разбор слова «азербайджанцы»
Фонетический разбор слова «азербайджанцы»
Значение слова «азербайджанцы»
Разбор по составу слова «азербайджанцы»
Карточка «азербайджанцы»
Предложения со словом «азербайджанцы»
Словари русского языка
Лексическое значение: определение
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Значение слова азербайджанцы
азербайджанцы в словаре кроссвордиста
азербайджанцы
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
Народ тюркской этноязыковой группы, составляющий основное население Азербайджана.
Представители этого народа.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
Большая Советская Энциклопедия
Присоединение Северного Азербайджана к России (по договорам 1813 и 1828) избавило его от вторжений турецких и иранских захватчиков и способствовало вовлечению А. в русло капиталистического развития и дальнейшей консолидации азербайджанской нации. После установления Советской власти в Азербайджане (апрель 1920) в ходе социалистического строительства А. в СССР окончательно оформились в социалистическую нацию с высокоразвитыми экономикой и культурой.
Исторически сложились этнографические группы А., отличавшиеся некоторыми особенностями в хозяйстве, культуре и быту: айрумы, карапапахи, падары, шахсевены, карадагцы, афшары и др. Некоторые из них находятся за пределами СССР, в Иране и Турции. В СССР они приобщились к социалистическомухозяйству и культуре А. Айрумы расселены на 3. Азербайджанской ССР (в районе Кировабада, Дашкесана, Кедабека), в горах Малого Кавказа. Занятия ≈ горное скотоводство и земледелие. Длительное время у них сохранялись некоторые архаические черты в быту и хозяйстве (подземные жилища; из-за неустроенности дорог почти полностью отсутствовал колёсный транспорт и т. п.). Карапапахи («чёрные папахи») ≈ наиболее известная этнографическая группа А. Проживают в западной части Азербайджанской ССР, а также в Грузинской ССР и Армянской ССР. Основная масса их живёт за рубежом (в Турции и частично в Иране), где они составляют национальное меньшинство; занимаются земледелием и отчасти скотоводством. Падары живут в восточной части Азербайджанской ССР. У них дольше, чем у других этнографических групп А., сохранялись старые черты в хозяйстве и быту, в частности полукочевой скотоводческий уклад хозяйства и связанные с ним особенности быта. Шахсевены живут главным образом в Иране, небольшая часть ≈ на Ю. Азербайджанской ССР (Муганская степь). Главные занятия ≈ скотоводство и земледелие. Их материальная и духовная культура имеет ряд специфических особенностей. Карадагцы расселены по горному плато Карадаг, на С.-3. Ирана. Ведут полукочевой образ жизни, занимаются главным образом скотоводством. По культуре близки соседним шахсевенам. Афшары расселены по всему Ирану. Занимаются полукочевым скотоводством.
У А., живущих в СССР, за годы Советской власти сформировались новые элементы материальной культуры, социалистический уклад общественной и семейной жизни (исчезли пережитки патриархальных отношений, неравноправие женщин и др.). Старые типы жилища (традиционные дома из камня, сырцового и обожжённого кирпича, деревянно-земляные ≈ «карадам») сменяются современными. Старые формы национальной одежды почти повсеместно вытеснены современными и лишь частично сохраняются у женщин в сельских местностях (комплекс из короткой рубахи-кофты и длинной юбки, носки из яркой шерстяной пряжи, глубокие калоши, шёлковые кустарные головные платки).
Википедия
Верующие азербайджанцы преимущественно исповедуют ислам шиитского толка ( джафаритский мазхаб ).
Примеры употребления слова азербайджанцы в литературе.
Кстати, азербайджанцы называли армян вазгенами потому, что каталикозом всех армян был Вазген Второй.
Армяне и азербайджанцы устроили настоящую междоусобную резню в Нагорном Карабахе.
Еще раз хочу подчеркнуть, что все прапорщики были азербайджанцы, и местное население знало это.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: azerbaydjantsyi
Задом наперед читается как: ыцнаждйабреза
Азербайджанцы состоит из 13 букв
Азербайджанцы — народ без названия, но с древними корнями
Азербайджанцы покорили мир своим пением, искусством ковроткачества и тамбурной вышивки. Народ, в котором сочетаются персидские и тюркские особенности, долгие годы считал себя единым, хотя и не имел собственного названия. Сегодня Азербайджан, более 90% населения которого состоит из древних «мусульман», яркое, самобытное и современное государство, в котором узкие мощеные улочки старого города Ичери-шехер соседствуют с небоскребами центра Баку.
Название
Топоним «Азербайджан», производным от которого именуется народность «азербайджанцы», имеет древние корни и происходит от названия государства Мидия Атропатена. Оно существовало с III века до нашей эры и располагалось на территории современного Ирана и юго-востока Азербайджана. В искаженном виде оно представляло собой среднеперсидское слово «Адербадган», от которого и произошло современное название государства и народа.
Ряд исследователей обнаруживает связь с личным именем Адарбадор, означающим в Мидии «хранитель огня» или «храм огня». Эта версия подтверждается тем, что в регионе был развит зороастризм, культ которого предполагал наличие храмов с негаснущими огнями.
Примечательно, что сами азербайджанцы никогда себя так не называли. Более того, они объединялись не по национальному признаку, а по религиозному, называя себя общим словом «мусульмане». В связи с неоднородным, многонациональным составом проживавшей на одной территории народности, ее представители могли называть себя турками, татарами, кавказцами или тюрками.
Для более точного самоназвания народ использовал родовую или племенную принадлежность, например, авшары или айрумы: это было распространено у кочевников. Оседлые жители городов для этих целей использовали территориальную принадлежность, называя себя, например, карабахцы или бакинцы.
Еще более удивительно, что единого названия у нации никогда не было и на карте мира. Другие народы называли их тоже по-разному:
Где живут
Большая часть нации проживает в Азербайджане, составляя 91,6% населения страны. Значительная часть представителей народности занимает территории северо-западного Ирана: по некоторым данным, число азербайджанцев составляет одну треть численности государства.
В России азербайджанцы живут преимущественно в Южном Дагестане, однако представителей нации, мигрировавших или приехавших на заработки, можно встретить в любом регионе страны. Кроме того, значительные азербайджанские диаспоры есть в Грузии (юг и юго-восток), Турции, Туркмении. После развала СССР многие мигрировали в страны СНГ, Америку, Европу.
В Армении в 70-е годы прошлого столетия проживало больше 180 000 азербайджанцев. После межэтнических столкновений, результатом которых стал Карабахский конфликт, подавляющее большинство из них покинуло страну. Считается, что сейчас из них здесь постоянно проживает лишь несколько сотен.
Численность
Приблизительная численность азербайджанцев, которые сегодня проживают по всему миру, составляет 50 миллионов человек. Удивительно, но большая часть из них проживает в Иране — по некоторым данным, около 30 миллионов. Следующим в списке идет, собственно, Азербайджан — 8,2 миллиона.
По данным переписи 2010 года, число азербайджанцев в России составляет 603 000 человек. Эксперты считают, что фактически их в три раза больше — порядка 2 миллионов. Родиной для представителей нации стали такие государства, как:
Азербайджанский язык относится к большой группе тюркских, представляя ее юго-западную или огузскую группу. К ней также относятся туркменский, узбекский, турецкий языки, фонетически близок кумыкский. Язык сформировался после захвата персидских территорий огузскими племенами в раннем Средневековье. Чувствуется большое влияние арабского и персидского языков, родных для коренного населения этой местности.
Письменность у народа существовала с древних времен, а первые сохранившиеся памятники относятся к XIII столетию. Окончательные формы он приобретал в период XV- XVIII веков. К этому времени относятся произведения классических национальных поэтов Насими, Физули и Хатаи.
Алфавит в XX столетии менялся трижды по характерной для народов СССР схеме: с арабского перешел на латинский, а затем на кириллический. Современный алфавит азербайджанского языка различается в зависимости от регионов проживания. В Дагестане остался кириллический, в Иране пользуются арабицей, а в Азербайджане создали новый вариант: латинский на основе турецкого.
История
В Древности территории современного расселения народности занимали кочующие племена кавкасионского и каспийского антропологического типов. Позднее они формально объединились в Кавказскую Албанию, представлявшую собой союз из 26 живущих самостоятельно кочевых и полукочевых племен.
В IV веке до нашей эры в регион приходит Александр Македонский и основывает государство Мидия Атропатена. От него возникли название нации и территориальные границы основного ареала ее размещения. Государство просуществовало до VIII столетия нашей эры, когда ее покорил мощный Арабский халифат, принесший ислам, быстро сменивший господствовавший здесь веками зороастризм.
Следующий период, к которому исследователи относят выделение азербайджанцев как нации, это XI-XIII века. В регион начинают активно проникать огузские племена, говорившие на тюркском языке: поток увеличивается во время владычества татаро-монголов. Завершающим штрихом к формированию этноса стали пришедшие из Средней Азии туркмены. К XV столетию жители территорий современного Ирана и Азербайджана считали себя одним народом и говорили на одном языке.
С XVI до XVIII века правила мощная династия Сефевидов, во время которой империя переживала расцвет, облагала данью соседние регионы и посягала на чужие территории. Затем государство пришло в упадок и разделилось на множество ханств, борьбу за которые следующее столетие вели русские, иранцы, афганцы, Османский халифат.
После революции была образована Азербайджанская ССР, в 1991 восстановилась независимость страны. В Иране представители нации долгое время подвергались дискриминации, однако сегодня многие государственные посты занимают азербайджанцы.
Внешность
Азербайджанцы относятся к европеоидному типу, представляя его каспийский подтип, включающий признаки индо-афганской и средиземноморской рас. К отличительным признакам внешности нации относят:
Генетические исследования показали, что азербайджанцы близки к персиянам и народам Кавказа, а тюрки, выходцы из Малой Азии и представители индоевропейской группы оказали незначительное влияние на формирование внешних признаков.
Одежда
Национальный женский костюм состоял из многих компонентов. Нательная одежда включала:
Верхняя одежда была еще более разнообразна. Обязательные элементы — верхняя рубашка и архалыг: плотно прилегающий к телу короткий кафтан с высоким воротником. В регионах Шеки и Гянджи его заменяла леббаде: плечевая одежда без ворота и с короткими расклешенными рукавами, богато украшенная вышивкой и тесьмой. Архалыг дополняли поясами из кожи, серебра или золота. На ноги надевали разноцветные гетры и туфли с загнутым носом.
Особое внимание уделяли ярким аксессуарам из камней. Голову покрывали небольшой шапочкой, сверху укрывавшейся кялагаи — платком с традиционным набивным узором. Этот аутентичный предмет национального костюма в 2014 году был включен в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Завершающим элементом была чадра, которой укрывались, выходя из дома.
Мужской костюм состоял из нательной рубахи и кальсон, поверх которых надевали широкие штаны и архалыг с поясом. Дополняли наряд чухой — аналогом черкески, в холодных регионах носили бараньи шубы или бурки. Распространенный вариант зимней одежды — длинная шуба с фальш-рукавами до пола.
Мужчины
Нормы ислама издревле определили главенствующую роль мужчины. Его задача состояла в обеспечении семьи жильем и финансами. Участия в домашних делах и воспитании детей мужчина не принимал. Его слово было законом для жены и не оспаривалось, к женщинам относились пренебрежительно. Мужчинам разрешалось многоженство, практиковались левират и сорорат, допускались измены.
Азербайджанские мужчины отличаются спокойным и твердым характером, сохраняют серьезное выражение лица, держатся скромно и с достоинством. Они быстро принимают решения и четко им следуют, не допуская сомнений. Трепетно относятся к посягательству на честь семьи или собственную, держат слово, особую важность имеет общественное мнение, статус, внешний вид.
Женщины
Женщина у азербайджанцев всегда была на вторых ролях. Главная ее задача — следить за хозяйством, не выходить на улицу и воспитывать детей. Всю работу по дому женщины делали сами, в том числе кололи дрова и носили воду. После замужества им приходилось слушать не только мужа, но и всех его старших родственников. В родной семье, помимо отца, законом было слово братьев.
В женщине ценилась скромность, покорность, трудолюбие и красота. Первостепенную важность играла ее честь: ни до, ни после замужества она не должна быть замечена в порочащих связях с мужчинами: это считалось позором.
Семейный уклад
Главными в семьях и родовых поселениях были старики, которых называли аксакалами. Они принимали все общественные решения, к ним ходили за советом, их привлекали к разрешению споров, хозяйственных вопросов, просили помощи в сватовстве. В малых семьях ее глава имел решающее слово, ослушаться его не могли дети, жена, сестры и братья.
Брачный возраст для девушек наступал в 15-17 лет, иногда замуж выдавали и раньше. После свадьбы невеста приходила в дом мужа. Традиционно к этому времени родители готовили для сына отдельное жилье, в ряде селений принято было жить с родителями. Невестке запрещалось первой заговаривать со свекрами, а в случае диалога требовалось прикрывать рот уголком платка.
Рождение ребенка, особенно сына, было настоящим праздником. По традиции сразу после обрезания пуповины его купали в соленой воде, чтобы был чистым и смелым. После этого передавали матери, с которой тот не расставался до 7-10 лет. Имя выбирали обычно созвучное именам других детей, часто давали имена дедушки или бабушки.
Жилище
В горных районах азербайджанцы селились скученными поселениями, расположенными террасами. Дома строили из необработанного камня или сырого кирпича, покрывали дерном или делали двускатные крыши. Часто они стояли так близко друг к другу, что разъехаться двум всадникам было проблематично.
На равнинах практиковали хаотичное расположение домов, окруженных усадьбами или небольшими дворами. Их строили из тех же материалов, делали многокомнатными и двухэтажными. На первом размещали скот и хозяйственные помещения, на втором жили, дополняя его открытыми террасами. Их использовали, как мастерские или сушили в них фрукты.
Позже появились деревянные дома с двускатной крышей. Чердак использовали для хранения запасов или выращивания тутового шелкопряда. Спали на циновках прямо на полу: днем их сворачивали и убирали. Обогревали жилище очагом, типа камина, в холодное время года дополнительно затапливали печки.
Жизнь
Основные занятия азербайджанцев, живших на равнинных территориях, были связаны с сельским хозяйством. Выращивали пшеницу, овес, рожь, просто, кукурузу, ячмень, рис, занимались хлопководством, виноградарством, садоводством. Важную роль занимало разведение крупного рогатого скота и отгонное овцеводство.
Традиционные ремесла были связаны с обработкой металлов: меди, золота, серебра. Широко славились произведенные местными мастерами ювелирные украшения, клинки, кованые сундуки с изысканными узорами: в них собирали приданое невестам.
На весь мир до сих пор славятся здешние ковры с национальными узорами. Особо ценным ремеслом считалась тамбурная вышивка шелковыми нитями по бархату черного, синего, красного оттенков. Позволить себе ее могли только богачи, а Дюма-отец отмечал ее эталонное качество и низкую цену.
Культура
Архитектура Азербайджана привлекает хорошо сохранившимися замками-крепостями (например, на полуострове Апшерон), дворцами, среди которых выделяется шахский дворец в Нухе, создающими неповторимый городской облик мощеными улочками, мавзолеями, караван-сараями, домами из необработанного камня.
Во все времена особую роль для народа играла песня. В список Всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО внесено искусство ашугов: профессиональных певцов и сказителей.
В народных танцах участвовали юноши и девушки. Для первых характерны резкие, эмоциональные движения, вторые же танцевали плавно, элегантно, сдержанно. Типичное строение танца трехчастное: сначала участники двигаются по кругу медленно, затем застывают в символической позиции, а после продолжают круговое движение, но более эмоционально и выразительно.
Религия
90% азербайджанцев, проживающих на Кавказе, в Иране и Азербайджане, исповедуют ислам шиитского толка. Незначительная часть представителей нации относится к ханафитам, приверженцам суннитской ветви. В последние годы набирает популярность обращение в православие: по данным 2007 года, число представителей этой конфессии в Азербайджане насчитывало 5 тысяч человек.
Традиции
На весь мир известна прошедшая сквозь века традиция гостеприимства. Раньше важных гостей выходило встречать все селение во главе с аксакалами. Визитера угощали сладостями и чаем, развлекали народными песнями и танцами.
Любой путник найдет приют у азербайджанца, если его попросит. Первым делом его проводят в дом (на пороге необходимо снять обувь) и поят чаем из национального стакана армуду со сладостями.
В переводе слово «армуду» означает «грушеподобный», что соответствует его форме. Есть мнение, что его необычный вид отсылает к фигуре восточной красавицы. Ученые объясняют форму с научной точки зрения: благодаря узкой «талии», жидкость из нижней части не остывает, а выделяемая ей энергия подогревает напиток в верхнем отсеке.
Чайная церемония и сладости — это неизменные атрибуты любого застолья и праздника азербайджанцев. Чаем начинают и заканчивают любую трапезу, его пьют во время переговоров, отдыха, сватовства. В стране популярны чайханы, однако, в отличие от азиатских, в них подают лишь сладости и чай. Здесь вечерами собираются исключительно мужчины, чтобы отдохнуть и обсудить дела. Сладости символизируют сладкую жизнь: в огромном количестве они присутствуют на свадьбах.
Если же гостю чай не наливали, то это означало, что видеть его в доме не рады. А неожиданное вручение полного мешка еды говорило о том, что гостеприимством злоупотреблять не стоит и хозяева просят чужака покинуть дом.
Основу рациона народа составляли мучные, молочные и мясные продукты. Хлеб и лаваш пекли в тандырах, популярны были кутабы — пирожки из пресного теста с начинкой из зелени или творога. В повседневной жизни ели наваристые супы из баранины — бозбаш и пити. Особое отношение было к плову: национальная кухня насчитывает больше 30 его рецептов. Во всем постсоветском пространстве популярны такие азербайджанские блюда, как долма, люля-кебаб и шашлык.
Известные азербайджанцы
Вокальные данные азербайджанцев с приходом нового времени не пропали. Тому подтверждение известные певцы и музыканты Муслим Магомаев, Эмин Агаларов (EMİN), Бахтияр Алиев (Bahh Tee), Тимур Родригез.
Известности добились Эмин Гарибов — бывший капитан российской сборной по спортивной гимнастике, актер и модель Рустам Джабраилов, член сборной России по футболу Александр Самедов. Из женщин прославились журналистка Ирада Зейналова, гроссмейстер Эльмира Мирзоева, модель Гюнай Мусаева.