Что означает слово анчутка
АНЧУТКА
Смотреть что такое «АНЧУТКА» в других словарях:
АНЧУТКА — в восточнославянской мифологии злой дух, одно из русских названий чертенят, по всей видимости, происходящее от балтийского названия утки (ср. литов. anèiûte, «маленькая утка»). А. связан с водой и вместе с тем летает; иногда А. называют водяным,… … Энциклопедия мифологии
анчутка — антихрист, грязнуля, чертяка, сатана, демон, дьявол, бабалыха, неряха, бес, черт Словарь русских синонимов. анчутка см. дьявол Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
анчутка — АНЧУТКА, и, АНЧУШКА, и, м. и ж. Ирон. Обращение к любому лицу. Ср. устар. диал. «анчутки» чертенята, бесенята … Словарь русского арго
Анчутка — Анчутка в восточнославянской мифологии злой дух, одно из самых древних названий беса, русский вариант чертёнка. По Толковому словарю живого великорусского языка В. И. Даля, анчутки чертенята. Согласно верованиям, анчутки… … Википедия
АНЧУТКА — в древнерусской языческой мифологии злой дух, живущий в воздухе и в воде, после принятия христианской веры одно из названий черта. В народе его именовали «беспятый». Источник: Энциклопедия Русская цивилизация … Русская история
Анчутка — (вост. – слав.) – мелкий злой дух наподобие русского чертенка. Живет у воды, умеет летать. А. нередко называют водяным или болотным, также беспятым, беспалым, что означает его принадлежность к нечистой силе … Мифологический словарь
Анчутка, — АНЧУ́ТКА, в восточнославянской мифологии злой дух, одно из русских названий чертенят, по всей видимости, происходящее от балтийского названия утки (Сравни литов. ančiū́tė, маленькая утка ). А. связан с водой и вместе с тем летает; иногда А.… … Энциклопедия мифологии
Анчутка беспятый — Тул. То же, что анчутка беспалый. СРНГ 1, 262 … Большой словарь русских поговорок
Анчутка беспятный — … Википедия
Анчутка беспалый — Тобол. Чёрт, дьявол, бес. СРНГ 1, 262 … Большой словарь русских поговорок
Bestiary.us
Быстрый переход
Анчутка
В восточнославянских поверьях, анчутка — нечистый дух, чертенок, бесёнок, мелкий лесной, водяной, болотный, домовой или банный дух. «Живет то в воздухе, то в воде, и, как всякая нечисть, мгновенно отзывается на упоминание своего имени. Лучше о нем помалкивать, не то сей беспятый, беспалый, рогатый, противный будет тут как тут!» (8: с.18)
Не ругайся на ночь, анчутка приснится.
Пойди-ка ночью в лес, там тебя анчутка схватит.
Штоб тебя анчутка стрескал, ишь как напужал!
Облик анчутки в основном соответствует типичному образу чёрта: с рожками на голове, со свиным пятачком, что же касается ног, то тут кроме традиционных козлиных копыт, нередко упоминаются утиные лапы (отсюда эпитеты «беспалый» и «беспятый»). Возможно, это связано с вероятным происхождением названия анчутки от литовского ančiūtė, ančiukas — уменьшительной формы слова antis — «утка» (1529: с.36; 1530: с.52; 1025: с.23). Действительно, анчутка, как правило, связан с водой, болотом или баней, при этом он быстро передвигается (иной раз даже говорят, что летает). Согласно общераспространенным поверьям, нечистая сила, в том числе черт, «очень любит воду и не упускает возможности поселиться в ней» (1528: с.80). На юге России анчутку описывают как водяное страшилище, живущее в реках и прудах; им пугают детей. В Самарской области анчутки «мохнаты, черны, ноги ежиные, а голова-то гола, будто у татарчат» (961; 1161):
Слышано от симбирского мещанина Ивана Андреевича Извощикова. Сообщено М.И.Извощиковым.
Сказки и предания Самарского края, собранные Д.Н.Садовниковым, 1884 (961: с.231-232)
На Орловщине и Тамбовщине анчуткой именовали домового, а в Калужской губернии — лешего (48: с.22-23). В словаре Ю.Медведева и Е.Грушко упоминаются также полевые анчутки спорного происхождения, которые «имеют вид маленьких женщин и мужчин. Среди них есть овсянники, конопельники, просонники, рожники, картофельники, дикушники и разные прочие. В каждом растении живёт свой особый дух, носящий имя того растения, в котором находится» (8: с.18).
На Смоленщине анчутик — «странное название черта, который садится на ноги тому, кто за столом болтает ногами во время еды, — обыкновенно им пугают детей и подростков» (48: с.22-23).
Осторожные хозяева в деревнях предусмотрительно соблюдают все, что указывается вековечными обычаями, зародившимися в глухие и давние времена безверия, чтобы обезопаситься от беса, не допустить его прятаться в избе и тем подвергать ее в грозовое время опасности пожара.
С этой целью опытные, пожилые деревенские хозяйки советуют: «Во время грозы нельзя быть с растрепанными волосами, в подоткнутом платье — много места тут укрываться анчутке беспятому (бесу)».
Максимов «Нечистая, неведомая и крестная сила», глава «Царь-огонь» (206)
Упоминается в авторских сказках «Анчутка Беспятый» А.Ф.Погосского (1871), «Звериный царь» Алексея Толстого (цикл «Русалочьи сказки», 1910), «Банные анчутки» Алексея Ремизова (цикл «Укрепа» 1914 года, сюжет повторяет приведенную выше быличку из записей Д.Садовникова), в миниатюре «Анчутки» Юрия Коваля (цикл «Журавли», 1983), в «Сказке о том, как солдат со службы возвращался» Юрия Славутичского (солдат встречает слепого черта в сопровождении анчутки без правого копыта).
У Алексея Толстого образ анчутки беспятого отличается от всех других воплощений нечистой силы в мире «Русалочьих сказок». Анчутка совершенно не проявляет агрессии, в понимании автора он резко отличается от своего фольклорного инварианта. Анчутка не несет в себе угрозы, он просит помощи у крестьянина. Сама проблема, с которой он обращается к мужику, резко снижает образ демона, делая его комичным и достойным сочувствия, — теща анчутки «совсем плоха, объелась мышами». В награду за помощь он советует обратиться к своему родственнику — звериному царю, наделяющему крестьянина своей магической силой. Образ анчутки отчетливо зооморфный, при этом животные черты персонажа даны явно иронически:
Взяла мужика тоска, пошел в клеть; сидит, плачет. Вдруг видит — из норы в углу высунулась мордочка и повела поросячьим носом. «Анчутка беспятый», — подумал мужичок и обмер.
Алексей Толстой «Звериный царь» из цикла «Русалочьи сказки», 1910 (436)
Анчутка беспятый теряет свою некогда губительную силу и превращается в духа-помощника, что символизирует постепенное угасание силы фольклорного героя — испуганная реакция крестьянина комически не соответствует истинному облику демонического персонажа (1527: с.22).
According to East Slavic beliefs, Anchutka is a small imp with horns on his head, with a pig’s snout, and his head is bald as a Tatar boy’s. Unlike other slavic devils, he has legs of a hedgehog orthose of a duck. Perhaps this is due to the origin of the name Anchutka from the Lithuanian ančiūtė, ančiukas — a diminutive form of the word antis — “duck”. So, Anchutka is associated with water, a swamp or a bath. He moves very quickly (sometimes people say that he flies) and immediately appears at any mention of his name. In the Smolensk region, Anchutka was used to scare children. As they say, he sits down on the feet of someone who swings their legs at the table while eating.
Анчутка — паводле ўсходнеславянскіх павер’яў, малы бес, чарцяня з рожкамі на галаве, са свіным пятачком, а галава голая, нібы ў татарчонка. У адрозненні ад іншых чарцей, ногі ў яго не тое вожычыныя, не тое качыныя. Магчыма, гэта звязана з паходжаннем назвы анчуткі ад літоўскага ančiūtė, ančiukas — памяншальнай формы слова antis — «качка«. Сапраўды, анчутка, звязаны з вадой, балотам або лазняй, пры гэтым ён хутка перамяшчаецца (іншы раз нават кажуць, быццам лётае) і тут жа з’яўляецца пры любым згадванні свайго імя. На Смаленшчыне палохалі дзяцей, тым што анчутка садзіцца на ногі таму, хто за сталом боўтае нагамі падчас ежы.
Anczutka — według wierzeń wschodniosłowiańskich, drobny bies, diabełek z małymi rogami na głowie, z pyskiem wieprzowym, a głowa jest naga, jak u tatarskiego chłopca. W różnicy między innymi diabłami, nogi u niego jeża lub kacze. Być może, to powiązane z pochodzeniem nazwy anczutki z litewskiego ančiūtė, ančiukas — zdrobniałej formy słowa antis — «kaczka«. Rzeczywiście, anchutka jest związan z wodą, bagnem lub łaźnią, do tego on szybko przesuwa się (czasami mówią, jakby latał) i tu zaś pojawia się przy dowolnej wzmiance swojego imienia. Na Smoleńszczyźnie anczutkoj przerażali dzieci, niby że, on siada na nogi temu, kto przy stole potrząsa nogami podczas jedzenia.
анчутка
Полезное
Смотреть что такое «анчутка» в других словарях:
АНЧУТКА — беспалый. Тобол. Чёрт, дьявол, бес. СРНГ 1, 262. Анчутка беспятый. Тул. То же, что анчутка беспалый. СРНГ 1, 262. Анчутка рогатая (рогастая). Ряз. Бран. О женщине, вызывающей негодование, возмущение. ДС, 46. Анчутка тебя (его и т. п.) забери! Алт … Большой словарь русских поговорок
АНЧУТКА — в восточнославянской мифологии злой дух, одно из русских названий чертенят, по всей видимости, происходящее от балтийского названия утки (ср. литов. anèiûte, «маленькая утка»). А. связан с водой и вместе с тем летает; иногда А. называют водяным,… … Энциклопедия мифологии
анчутка — АНЧУТКА, и, АНЧУШКА, и, м. и ж. Ирон. Обращение к любому лицу. Ср. устар. диал. «анчутки» чертенята, бесенята … Словарь русского арго
Анчутка — Анчутка в восточнославянской мифологии злой дух, одно из самых древних названий беса, русский вариант чертёнка. По Толковому словарю живого великорусского языка В. И. Даля, анчутки чертенята. Согласно верованиям, анчутки… … Википедия
АНЧУТКА — в древнерусской языческой мифологии злой дух, живущий в воздухе и в воде, после принятия христианской веры одно из названий черта. В народе его именовали «беспятый». Источник: Энциклопедия Русская цивилизация … Русская история
Анчутка — (вост. – слав.) – мелкий злой дух наподобие русского чертенка. Живет у воды, умеет летать. А. нередко называют водяным или болотным, также беспятым, беспалым, что означает его принадлежность к нечистой силе … Мифологический словарь
Анчутка, — АНЧУ́ТКА, в восточнославянской мифологии злой дух, одно из русских названий чертенят, по всей видимости, происходящее от балтийского названия утки (Сравни литов. ančiū́tė, маленькая утка ). А. связан с водой и вместе с тем летает; иногда А.… … Энциклопедия мифологии
Анчутка беспятый — Тул. То же, что анчутка беспалый. СРНГ 1, 262 … Большой словарь русских поговорок
Анчутка беспятный — … Википедия
Анчутка беспалый — Тобол. Чёрт, дьявол, бес. СРНГ 1, 262 … Большой словарь русских поговорок
АНЧУТКИ
Смотреть что такое «АНЧУТКИ» в других словарях:
Анчутка — Анчутка в восточнославянской мифологии злой дух, одно из самых древних названий беса, русский вариант чертёнка. По Толковому словарю живого великорусского языка В. И. Даля, анчутки чертенята. Согласно верованиям, анчутки… … Википедия
Коваль, Юрий Иосифович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Коваль (фамилия). Юрий Иосифович Коваль Юрий Иосифович Коваль Фото Виктора Ускова Имя при рождении: Юрий Иосифович Коваль … Википедия
Самохина, Анна Владленовна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Самохина. Анна Самохина Имя при рождении: Анна Владленовна Подгорная Дата рождения: 14 января … Википедия
Коваль Ю. — Юрий Иосифович Коваль Юрий Иосифович Коваль Фото Виктора Ускова Имя при рождении: Юрий Иосифович Коваль Дата рождения: 9 февраля 1938(19380209) Место рождения … Википедия
Коваль Ю. И. — Юрий Иосифович Коваль Юрий Иосифович Коваль Фото Виктора Ускова Имя при рождении: Юрий Иосифович Коваль Дата рождения: 9 февраля 1938(19380209) Место рождения … Википедия
Коваль Юрий — Юрий Иосифович Коваль Юрий Иосифович Коваль Фото Виктора Ускова Имя при рождении: Юрий Иосифович Коваль Дата рождения: 9 февраля 1938(19380209) Место рождения … Википедия
Коваль Юрий Иосифович — Юрий Иосифович Коваль Юрий Иосифович Коваль Фото Виктора Ускова Имя при рождении: Юрий Иосифович Коваль Дата рождения: 9 февраля 1938(19380209) Место рождения … Википедия
Юрий Иосифович Коваль — Фото Виктора Ускова Имя при рождении: Юрий Иосифович Коваль Дата рождения: 9 февраля 1938(19380209) Место рождения … Википедия
Юрий Коваль — Юрий Иосифович Коваль Юрий Иосифович Коваль Фото Виктора Ускова Имя при рождении: Юрий Иосифович Коваль Дата рождения: 9 февраля 1938(19380209) Место рождения … Википедия
анчутка — АНЧУТКА, и, АНЧУШКА, и, м. и ж. Ирон. Обращение к любому лицу. Ср. устар. диал. «анчутки» чертенята, бесенята … Словарь русского арго
Кто такой анчутка?
Что же это за существо? В. И. Даль в своем Словаре дает определение слова «анчутка» как чертенка, маленького черта.
Как выглядят анчутки?
Как правило, анчутка невидим или не показывается всем без разбору. Это главная его способность.
Какие бывают анчутки?
В славянской мифологии «обитало» множество разного вида анчуток: полевые, водяные, болотные, домовые, банные. Считалось, что все они были нацелены исключительно на злые поступки и вредительство.
Анчутка, поселившийся в бане, вообще казался в старину проклятьем для семьи: якобы, если появился такой постоялец, это непременно навлечет болезни, и каждый год кто-то из домочадцев будет умирать.
Иногда человек, встретивший анчутку, заболевал или начинал бесноваться, вести себя на людях самым странным и непотребным образом.
Былички, посвященные встречам с этим представителем нечисти, сообщают: анчутка, явившийся в облике человека, обязательно выдаст себя. То ли внезапно появившимися копытцами, то ли мелькнувшим хвостом.
Как боролись с анчуткой?
Считалось, что эффективно противостоять этим представителям нечисти могли только колдуны. И то, весьма своеобразным способом. Чтобы занять его, колдун поручал ему работу в домашнем хозяйстве, а то и сажал за пересчитывание чего-то мелкого, например, песчинок или крупинок.
Усмирить анчутку по силам было и домовому, если обитатели дома могли с ним «договориться».
А если в доме или бане поселялся анчутка, просто изгнать его было невозможно. Хозяева съезжали или умирали один за другим, дом и хозяйство хирели и приходили в упадок, а место у окружающих считалось «проклятым». И избавлялись от «беспокойного духа» только, разобрав дом по бревнышку до самого фундамента и для надежности засыпав его солью. Еще «нехороший» дом или баню можно было сжечь. А потом уж строить заново.
Заключение
Мистических фактов «от анчутки» с умирающими, заболевающими, напуганными или беснующимися от непонятной порчи поселян было в старину довольно много. Так же, как историй про прочих представителей нечистой силы.