город (с 1840) в Нагорном Карабахе, в 11 км от ж.-д. ст. Степанакерт. 10 тыс. жителей (1991). Предприятия радиоэлектронной и легкой промышленности; фабрика музыкальных инструментов. Старинный центр ковроделия. Горноклиматический и бальнеологический курорт. Историко-архитектурный заповедник. Музеи: истории города, историко-этнографический «Каменное творчество». Дома-музеи У. Гаджибекова и М. Бюль-Бюля. Основан в 1752; до 1822 центр Карабахского ханства, в 1805-1917 в Российской империи.
Большая Советская Энциклопедия
Лит.: Ализаде А. М., Саркисов А. В., О некоторых архитектурных памятниках Шуши, в кн.: Памятники архитектуры Азербайджана, [т.] 2, Баку, 1950.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— уездный город Елизаветпольской губернии, на высоте 1368 м над уровнем моря, на предгорьях Карабахского хребта, в 105 вер. к югу от станции Евлах Закавказской железной дороги. Климат Ш. сравнительно суровый; средняя темп. года 8,8° С., средняя темп. января — 2,9, апреля 7,4, июля 18,9, ноября 4,7. Минимум — 19,4°. Количество осадков 639 мм. Жит. 25656 (13282 муж. и 12374 жен.), в том числе 56,5 % армян и 43,2 % азербайджанских татар; остальные — русские и евреи. Реальное и Мариинское училища. Ш. расположена на крутой горе; улицы довольно широки и вымощены камнем; вообще город отличается некоторым благоустройством. Ш. — самый крупный на Кавказе центр коврового производства, произведения коего сбываются далеко за пределы губ. и достигают Москвы и Петербурга. Производство ковров кустарное; им занимаются армяне и в особенности татары (женщины). Несколько шелкомотальных фабрик. Оживленная торговля (коврами и шелками), сосредоточенная почти исключительно в руках местных армян. Ш. основана в 1752 г. Панах-Али-беком и получила свое название от селения Шушикент, расположенного невдалеке и существующего до сего времени. До 1823 г. составляла столицу ханства Карабахского.
В июле 1826 г. в Карабахе находился 42-й егерский полк, большая часть которого была сосредоточена в штаб-квартире Чинахчах под начальством полк. Реута, а 3 роты с 2 орудиями — под командой подполк. Назимы прикрывали татарские кочевья в гористой части провинции. Получив около 20 июля известие, что персидская армия (до 60 тыс.) под предводительством Аббаса-мирзы переходит р. Араксь, Реут сжег полковые тяжести и двинулся к Ш. (в то время укрепленной), чтобы там выждать помощи; туда же велел он идти и Назиме. Реут счастливо добрался до Ш., но Назима, настигнутый персиянами, был убит, часть его отряда истреблена, другая взята в плен. 25 июля персияне окружили Ш., скудно снабженную продовольствием и водою. На требование Аббаса-мирзы, чтобы русские войска оставили крепость и очистили Карабах, Реут отвечал отказом. Несколько неприятельских приступов было отбито; однако положение малочисленного гарнизона делалось все более и более тяжелым. Его выручило поражение, нанесенное персидскому авангарду при Шамxopе (см.). Получив известие об этом, Аббас-мирза 5 сент. снял осаду Ш. и поспешил к Елизаветполю.
Шyшинский уезд расположен в юго-восточной части Елизаветпольской губернии и граничит на северо-востоке с Бакинской губернией. Имея вид четырехугольника, несколько вытянутого с юго-запада на северо-восток, занимает 4316 кв. вер., или 4911 км (по Стрельбицкому). Жителей 140740 (76519 муж. и 64221 жен.). В отношении рельефа и природы Ш. у. может быть разделен на 3 части: горную, предгорную и степную. Горная полоса занимает юго-зап, часть уезда; находящиеся здесь возвышенности относятся к крайним юго-вост. отрогам Малого Кавказа, а именно к Карабахским горам и поднимаются на границе уезда с Зангезурским до 8 тыс. и даже до 8988 фт. над ур. моря. Вершины гор, находясь выше предела лесов, покрыты горными пастбищами; ниже находятся леса и заросли. Климат этой части уезда отличается суровостью и обилием влаги; садов здесь нет вовсе, и население, где по высоте возможно, занимается хлебопашеством (яровая и озимая пшеница, ячмень) и скотоводством. Отличительной чертой местного климата являются частые градобития, причиняющие большой вред посевам. Понижаясь по направлению к северо-востоку, горы образуют множество контрфорсов, разделенных ущельями, долинами и котловинами, составляющими вторую предгорную часть у. Климат этой части у. умеренный, и наряду с хлебопашеством население занимается здесь садоводством и виноградарством. Последние отроги гор окаймляются полосой садов и полей, орошаемых стекающими с возвышенностей ручьями и речками. Дальше начинается третья, наиболее обширная часть у. — низменная или степная. Она населена лишь кое-где, по берегам речек или в местах нахождения подпочвенной влаги; многие местности за отсутствием воды совершенно не обитаемы оседлым населением и представляют выжженную солнцем степь. Климат степной части у. отличается сухостью, сильной жарой летом и сравнительной мягкостью — зимой, когда выпадающие дожди несколько оживляют степь. Без искусственного орошения культура здесь невозможна; при достаточном орошении плодородная почва дает хорошие урожаи озим. и яров. пшеницы, проса, полбы, риса, хлопчатника и т. п. В садах произрастают в этой полосе, помимо винограда, персики, гранаты, каштаны, шелковица и проч. Оросительные средства Ш. у. — несколько небольших речек, которые, получая начало в наиболее высокой части у., текут на С.В. и, выйдя на низменность, здесь разбираются на орошение полей или теряются в степи, не доходя до р. Куры. Таковы: Хачин-чай, протекающий на границе с Джеванширским у., Каргар-чай и Хонашен-чай. В сев.-вост. углу Ш. у., на границ с Бакинской губ., на небольшом протяжении протекает р. Кура. Население Ш. у. состоит из армян (58,2 %), азербайджанских татар (41,5 %) и русских (0,3 %). Около 58 % принадлежат к армяно-григор. испов., 38,4 % — к мусульм. шиитам и 3 % — к мусульм. суннитам; остальные — православные. Главнейшие источники народного благосостояния: в горном районе — земледелие, в предгорном и низменном — садоводство, шелководство и хлебопашество, а в кочевых селениях и скотоводство. Хлопка собирается около 20 тыс. пд.; под виноградниками 4494 дес. (1901), давших 106860 пд. винограда, из коего приготовлено вина 69510 ведер и выкурено спирта 63385 градусов. Шелководство имеет важное значение; коконов собирается в год около 10000 пд. Существенную роль в продовольствии местного населения играет также огородничество, в особенности, разведение дынь, огурцов, арбузов и т. п. Под лесом в Ш. у. 63000 дес. Скотоводство имеет существенное значение у кочевого татарского населения. В 1900 г. насчитывалось рогат. скота 38888 гол., буйволов — 10918, овец простых — 133648, коз — 3052, лошадей — 8016, ослов — 4052, мулов — 1052, верблюдов — 340, свиней — 4052. Продукты скотоводства, в особенности шерсть, служат предметом кустарной обработки; изготовляются пряжа, ткани, мешки, ковры и т. п. Местами население занимается также извозом, отхожими промыслами, заготовкой леса, в городах — ремеслами. Фабрично-заводская промышленность развита крайне слабо. Нынешний Ш. у. входил в состав Карабахского ханства, присоединенного в 1813 г. к России под именем Карабахской провинции; в 1823 г. здесь было введено русское управление, а в 1840 г. провинция преобразована в Ш. у., который в 1868 г. вошел в состав Елизаветпольской губ.
Шуша / Шуши Азербайджанский : Şuşa / Армянский : Շուշի
Бог сыплёт тебе на голову камни. Не сидите же вы в своей стеклянной крепости.
фундамент
Шуша как поселение впервые упоминается как «деревня Шушу» в освещенном армянском Евангелии XV века, выставленном в Ереванском Матенадаране (архивный номер 8211), который является самым ранним известным артефактом из города. Евангелие было освещено в Шуше писцом и художником Тер-Мануэлем в 1428 году. [30] [31] [32] [33] [28] [34]
… Ближайшим опорным пунктом армян… был Шуши. Шуши находится в четырех днях пути от Шемахи. Его охраняют вооруженные армяне под командованием Авана Юзбаши. После встречи с руководителями Армении, в том числе с патриархом, они вернулись в Дербент через Шемахи. Скалистые горы окружают город Шуши. Количество вооруженных армян не установлено. Ходят слухи, что армяне нанесли поражение туркам в ряде стычек в Карабахе … [11]
Конфликт с каджарами
Осада длилась 33 дня. Не имея возможности захватить Шушу, Ага Мохаммад-хан на данный момент прекратил осаду [60] и двинулся к Тифлису (современный Тбилиси ), который, несмотря на отчаянное сопротивление, был оккупирован и подвергся беспрецедентным разрушениям. Карабахский хан Ибрагим-хан в конце концов сдался Мохаммад-хану после обсуждений, включая уплату регулярной дани и сдачу заложников, хотя силам Каджара по-прежнему запрещен вход в Шушу. [60] Поскольку главной целью была Грузия, Мохаммад-хан пока хотел, чтобы Карабах был закреплен этим соглашением, поскольку впоследствии он и его армия двинулись дальше. [60]
Внутри Российской Империи
Во время русско-персидской войны 1826–1828 годов цитадель в Шуше продержалась несколько месяцев и ни разу не пала. После этого Шуша перестала быть столицей ханства, которое было распущено в 1822 году, и вместо этого стала административной столицей сначала Карабахской провинции (1822–1840 гг.) После уступки Персии России, а затем Шушинского уезда ( уезда ). из Елизаветпольской губернии (1840-1923). Шуша росла и развивалась, в город сменяли друг друга волны мигрантов, особенно армян, которые составляли демографическое большинство в окрестных высокогорьях. [67] [16] [68]
Население города в основном занималось торговлей, коневодством, ковроткачеством, производством вина и водки. Шуша была также крупнейшим центром производства шелка на Кавказе. Большая часть мусульманского населения города и Карабаха в целом занималась овцеводством и коневодством и поэтому вела полукочевой образ жизни, проводя зиму в низменном Карабахе на зимних пастбищах, а весной и летом на летних пастбищах в Шуше. и другие горные районы.
Начало 20 века
По описанию азербайджанского коммуниста Оджахкули Мусаева:
Советское время
Решение в пользу Азербайджана было принято Сталиным, который знал, что включение спорного и к тому времени преимущественно армянонаселенного региона в границы Азербайджана обеспечит Москве положение в качестве посредника власти. [89] [90]
Город оставался полуразрушенным до 1960-х годов, когда город начал постепенно возрождаться благодаря своему рекреационному потенциалу. В 1977 году был создан Шушинский государственный историко-архитектурный заповедник, и город стал одним из крупнейших городов-курортов бывшего СССР.
Армянский квартал продолжал лежать в руинах до начала 1960-х годов. В 1961 году коммунистическое руководство Баку наконец приняло решение расчистить большую часть руин, хотя многие старые здания все еще можно было отремонтировать. Три армянские и одна русская церкви были снесены, а армянская часть города застроена простыми зданиями, типичными для хрущевской эпохи. [ необходима цитата ]
Нагорно-Карабахский конфликт
1988–1994 Нагорно-Карабахская война
После войны танк Т-72, которым командовал карабахский армянин Гагик Авшарян, был установлен как памятник. Танк был подбит при захвате города, в результате чего погибли водитель и наводчик, но Авшарян выскочил из люка. Танк отреставрировали и его номер 442 перекрасили в белый цвет. [96]
2020 Нагорно-Карабахская война
В Шуше есть как армянские, так и азербайджанские памятники культуры, а на прилегающих территориях также есть много древних армянских деревень. [107]
В ноябре 2020 года организаторы конкурса песни Turkvision заявили, что изучают возможность проведения версии конкурса 2021 года в Шуше [116], а в январе 2021 года Министерство культуры Азербайджана начало подготовительные мероприятия к фестивалю и дням Хари Бюльбюль. Поэзии Вагифа. [117]
Музеи
Исторический музей Шуши расположен в особняке XIX века, в центре исторического квартала, и имеет коллекцию артефактов, связанных с Шушей с древних времен до наших дней. [119] Коллекция музея содержит множество этнографических материалов, в том числе изделия местных мастеров. В музее представлены предметы быта, фотографии и репродукции, иллюстрирующие жизнь жителей Шуши XIX века. Есть также разделы, посвященные Шушинской резне 1920 года и захвату Шуши армянскими войсками в 1992 году. В 2014 году в Шуше был открыт Государственный геологический музей Г.А. Габриелянца, названный в честь и созданный армянским геологом Григорием Габриелянцем. Он содержит 480 образцов руды и ископаемых из 47 стран мира. [119]
Согласно первой переписи населения России 1823 года, проведенной российскими чиновниками Ермоловым и Могилевским, в Шуше было 1111 (72,5%) мусульманских семей и 421 (27,5%) армянских семей. [16] [ необходима страница ] Семь лет спустя, по данным 1830 года, количество мусульманских семей в Шуше уменьшилось до 963 (55,8%), а количество армянских семей увеличилось до 762 (44,2%). [67] [132]
Обзор, подготовленный российскими имперскими властями в 1823 году, показывает, что все армяне Карабаха компактно проживали в его нагорной части, то есть на территории пяти традиционных армянских княжеств, и составляли абсолютное демографическое большинство на этих землях. На более чем 260 страницах исследования было зафиксировано, что в пяти районах было 57 армянских сел и семь татарских сел. [68] [134]
XIX век также внес некоторые изменения в этническую демографию региона. После вторжений из Ирана (Персии), русско-персидских войн и подчинения Карабахского ханства России многие мусульманские семьи эмигрировали в Иран, в то время как многие армяне переехали в Шушу. [67]
К концу 1880-х годов процент мусульманского населения, проживающего в Шушинском районе (часть бывшей Карабахской провинции), еще больше снизился и составил всего 41,5%, в то время как процент армянского населения, проживающего в том же районе, увеличился до 58,2 процента. % в 1886 г.
yaxşı — sif. 1. Müsbət xüsusiyyətlərə və ya keyfiyyətlərə malik olan; öz keyfiyyəti ilə verilən tələbləri təmin edən, lazımi qaydada olan; bəyənilən (yaman ziddi). Yaxşı yeməklər. Yaxşı mal. Yaxşı at. Yaxşı mənzil. Yaxşı xətt. Yaxşı tərcümə. Yaxşı şərait … Azərbaycan dilinin izahlı lüğəti
yaxşı-yaxşı — 1. sif. Yaxşı (topluluq mənasında). Yaxşı yaxşı yeməklər. Yaxşı yaxşı şeylər. – <Şəhərdə> gördüm ki, bu yaxşı yaxşı adamların surətlərini necə yaradırlar. S. R.. 2. zərf Dərindən, ətraflı, diqqətlə, lazımınca, əməlli başlı. Bir yaxşı yaxşı… … Azərbaycan dilinin izahlı lüğəti
yaxşı-yamanlıq — is. Bir şeyin yaxşılıq və pislik cəhətdən keyfiyyəti; bir hərəkətin, işin mənəvi cəhətdən necəliyi … Azərbaycan dilinin izahlı lüğəti
yaman-yaxşı — z. Birtəhər, güc bəla ilə; nə pis, nə yaxşı. İşi yaman yaxşı görüb qurtardıq. – <Hacı Mehdi:> Allaha şükür, görürsən, beləcə, yaman yaxşı dolanırıq. Ə. H … Azərbaycan dilinin izahlı lüğəti
birr — ə. yaxşı iş … Klassik Azərbaycan ədəbiyyatında islənən ərəb və fars sözləri lüğəti
ceyyid — ə. yaxşı, gözəl, yararlı … Klassik Azərbaycan ədəbiyyatında islənən ərəb və fars sözləri lüğəti
hüsnü qübh — ə. yaxşı yaman; gözəllik və çirkinlik … Klassik Azərbaycan ədəbiyyatında islənən ərəb və fars sözləri lüğəti
həmidətülxəsa(y)il — ə. yaxşı xasiyyətli, xoşxasiyyət … Klassik Azərbaycan ədəbiyyatında islənən ərəb və fars sözləri lüğəti
həni’ — ə. yaxşı həzm olunan, səhhət üçün xeyirli olan … Klassik Azərbaycan ədəbiyyatında islənən ərəb və fars sözləri lüğəti
inayətməzmun — ə. yaxşı məzmunlu … Klassik Azərbaycan ədəbiyyatında islənən ərəb və fars sözləri lüğəti
Лит.: Ализаде А. М., Саркисов А. В., О некоторых архитектурных памятниках Шуши, в кн.: Памятники архитектуры Азербайджана, [т.] 2, Баку, 1950.
Википедия
Шу́ша (, род. 27 марта 1963 ) — бразильская поп-певица и телеведущая.
Примеры употребления слова шуша в литературе.
Шушу Угримов тогда уже жил в Аннеси, и его оттуда почему-то привезли в.
Комбат, вместе со всеми отрешенно глядя в пространство, вспоминал взводного Кузьмина, убитого во время обстрела заставы в Карабахе, старшину роты Галимова, заживо сгоревшего в бэтээре под Самашками, начальника штаба Никоненко, подорвавшегося здесь, месяц назад на управляемом фугасе и других солдат и офицеров, не вернувшихся из Степанакерта и Шуши, Бамута и Грозного.
Позднее он кончился зверствами в Шуше, трагедией в Баку, Эривани и татарских селах.
МИ-8 вылетел из Агдама, и полетел в Шушу, имея на борту сорок одного человека.
И теперь добраться до Шуши можно было только через Степанакерт, а это не удобно и гораздо дальше.
Основным населением Степанакерта были армяне, в Шуше уже жили азербайджанцы.
Шуша орудовал у микропроектора, а на экране несчастные звери толпились у дверей доброго доктора Айболита.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: shusha Задом наперед читается как: ашуш Шуша состоит из 4 букв
Почему город Шуша/Шуши так важен для азербайджанцев и армян? Два комментария
Шуша/Шуши для азербайджанцев и армян
«Вторая» война в Карабахе, начавшаяся 27 сентября 2020 года, еще раз подтвердила, как важен город Шуша/Шуши (азербайджанская и армянская версии названия) и для армян, и для азербайджанцев.
Сейчас, когда война входит в решающую фазу, город важен как стратегический пункт для обороны/взятия всего Карабаха. Но и исторически этот город называют своей «колыбелью» оба народа.
Два эксперта — Шахин Рзаев из Баку и Наира Айрумян из Степанакерта — рассказали JAMnews, почему.
Стратегическое положение города в битве за Карабах
С армянской стороны 6 и 7 ноября были официально подтверждены бои за город. Также в социальных сетях появились видео стрелковых боев на его окраине, снятые и опубликованные армянскими солдатами.
Критически важным является местоположение Шуша/Шуши. Через него проходит дорога, известная как «Лачинский коридор» и со времен «первой карабахской войны» в начале 1990-х ее называют «дорогой жизни» для Карабаха.
Если с армянской стороны не произойдет успешное контрнаступление, и азербайджанским силам удастся перекрыть Лачинский коридор, взять Шуши/Шушу и двинуться дальше в горы, то будет перерезан главный путь в Карабах из Армении.
В таком случае под угрозой может оказаться само дальнейшее существование той Нагорно-Карабахской Республики (НКР), которая объявила о своей независимости от Азербайджана 2 декабря 1991 года. Затем последовала кровопролитная война между армянами и азербайджанцами, которая продолжалась до 1994 года. НКР не была признана ни одним государством мира, в том числе Арменией.
Житель Шуши/Шуша в Карабахе. Фото JAMnews, снято в 2004 году
Шахин Рзаев, Баку: «Шуша — это как Мцхета для Грузии или Киото для Японии»
«Без Шуши нет Карабаха, а без Карабаха нет Азербайджана» — эти слова многолетнего лидера Азербайджана Гейдара Алиева знает каждый школьник.
Иностранцы иногда спрашивают с удивлением: «Что же значит Шуша для азербайджанцев, почему упор делаете именно на нее, а не на, скажем, областной центр Степанакерт?»
Конечно, и Ханкенди, который в советское время был переименован в Степанакерт, азербайджанцы считают неотъемлемой частью своей родины, но Шуша для нас имеет еще и символическое, можно сказать, сакральное значение.
Как Мцхета для Грузии или Киото для Японии.
Шуша, наряду с Тебризом, была до середины 19 века и культурным и политическим центром тюрков-шиитов — народа, которого впоследствии назовут азербайджанцами.
Некоторые называют Шушу «колыбелью азербайджанской культуры». Можно, конечно, поспорить, «колыбель» ли она, я бы, скорее, назвал ее «университетом».
Примерно за 200 лет своего процветания (до кровавых событий армяно-азербайджанской резни в начале ХХ века, после которых город пришел в упадок) Шуша была местом, где развивались поэзия, искусство, архитектура.
Простой пример. Главным визирем второго карабахского хана Ибрагим-Халила был поэт Вагиф, которого принято считать создателем современного литературного азербайджанского языка. Как Пушкина принято считать создателем литературного русского.
Кроме Вагифа, в Шуше жили и творили такие корифеи азербайджанской культуры как поэты Натаван, Закир, писатель Хагвердиев, композитор Гаджибеков (основатель азербайджанской классической музыки, автор первой на Востоке оперы), певцы Бюльбюль, Хан Шушинский и многие другие.
Мечеть, разрушенная в ходе карабахской войны 1988-1994 годов. Фото JAMnews, снято в 2004 году
Кроме культурного, Шуша имела еще и огромное политическое влияние на жизнь региона.
Де-факто являясь вассалом иранских шахов, карабахские ханы, кстати, в союзе с некоторыми армянскими меликами, то есть местными феодальными князьями, забирали себе все больше суверенитета.
Шуша также дольше других азербайджанских городов, наряду с Гянджой, сопротивлялась советской власти.
Шуша была первой столицей образованной в 1923 году Нагорно-Карабахской автономной области в составе Азербайджана и почти всегда — с момента основания до мая 1992 года — в этом городе преобладало азербайджанское большинство.
Мне довелось побывать в Шуше всего один раз, в конце августа 1998 года. Мы были одними из первых азербайджанских журналистов, которым удалось после соглашения о прекращении огня посетить Нагорный Карабах, и первыми, которых допустили в Шушу.
Увиденное мною тогда меня потрясло, можно сказать, оставило психологическую травму. Наслышанный о неземной красоте природы в Шуше и вокруг нее, я увидел разрушенный войной город, заброшенные руины.
Больше всего меня потряс внутренний вид мечети Юхары Гёвхар-Ага, хотя я далекий от религии человек. Организаторы визита постарались навести порядок, это было видно, но остались следы от автоматной очереди на стенах, где были суры из Корана.
Спустя 20 лет эту мечеть непризнанные власти Нагорного Карабаха решили восстановить, только новая война опять изменила все планы.
Наира Айрумян, Степанакерт-Ереван: «Армянские корни не вырвать из Шуши»
8 мая 1992 года, дождавшись затишья, я вышла из подвала во двор своего дома в Степанакерте, чтобы купить яйца и зелень.
В подвале мы были с сентября 1991 года. Тогда Степанакерт обстреливался со всех сторон, но самые ожесточенные обстрелы были из Шуши, который расположен выше Степанакерта примерно на полкилометра. Из Шуши Степанакерт как на ладони.
Пока я покупала зелень, началась стрельба. Я было побежала в укрытие, как вдруг увидела, что из подъезда выходят мужчины в старинной одежде армянских фидаинов [их называют «народными мстителями», вели партизанскую борьбу за освобождение региона Анталия в Турции, которую многие в Армении называют «Западной Арменией» — JAMnews] – с усами вверх, эполетами из овчины, с патронташами и автоматами.
Они вышли как 33 богатыря, напевая что-то очень мужское под ус. Увидев меня, они остановились: «Не бойся, свои, начинаем освобождение Шуши. Не прячься. Посмотри, как наши стреляют».
Я взглянула вверх и увидела ракеты, которые летели в обратном направлении – к Шуши. В этот день наши освободили Шуши.
В этот день война для меня закончилась. Я с 10-месячным сыном вышла из подвала и вернулась домой.
Шуши – это голова, когда она в порядке, весь организм работает как часы. Историю Шуши можно изучать по кладбищам, их семь неподалеку от города.
Был такой человек – Грачик Арутюнян, царство ему небесное, он много лет изучал шушинские кладбища – пять армянских, одно русское и одно мусульманское. Чего только он не обнаружил там – и могилу армянской княжны из Тбилиси, и российского офицера с явно шведской фамилией, и миссионера из Базеля, и богатого армянского купца, на могиле которого было написано, сколько всего он сделал для Шуши.
В Шуши родился армянский историк Лео, писатель Мурацан, предки многих известных армян, которые с гордостью говорят, что их пращуры – Тадевосяны, Жамкочяны – построили в Шуши больницы, водопроводы, которые работают по сей день.
Моя соседка в Степанакерте тетя Рая рассказывала, как ее семья в 1920 году бежала из Шуши, где началась кровавая резня.
Ее, пятилетнюю девчушку, привезли в село Гайбалу, что чуть выше Степанакерта. Но кровавая рука достигла и этого села. Сейчас в пустой деревне стоит старинная церквушка 17 века, одна.
Армянские корни не вырвать из Шуши или придется делать это вместе с огромным пластом почвы – от Майкопа до Ардебиля, от Батуми до Вены.