Что означает шансон в музыке
Что такое шансон: происхождение и особенности жанра
Содержание статьи
Происхождение шансона
Шансон в переводе означает «песня». Изначально во Франции шансонами назывались крестьянские хоровые песни. Позже песни крестьян стали перепевать уличные певцы, а самые полюбившиеся становились фольклорным достоянием. В русскую культуру французские песни попали в виде шансонеток – легких песенок простого содержания. Сливаясь с русскими песнями тех времен, они получили широкое распространение в ресторанном жанре. Одесские куплетисты стали основоположниками такого шансона, который сегодня привычно звучит в кафе и ресторанах.
Русский шансон не мог развиваться открыто в то непростое время, поэтому в качестве жанра преимущественно существовал «в подполье» и в местах не столь отдаленных, где получал окрас тюремной романтики.
В 1957 году Ив Монтан выступил в Москве, и влияние шансона распространилось на различные песенные жанры, в том числе на эстрадную и бардовскую песни. В 80-90 годах русский шансон обрел большую популярность и благодаря веянию «лихого» времени приобрел оттенок блатной песни.
Особенности жанра шансон
Самой основной отличительной особенностью шансона является сюжетность текста. Как правило, за основу берется история из простой жизни, доступной и знакомой каждому слушателю. Даже взятая за основу ситуация из тюремной или блатной судьбы героев предстает не в отталкивающем, а, скорее, притягательном виде, и слушатель невольно начинает сочувствовать персонажам. Еще одной особенностью песен в жанре шансон является написание текстов в разговорном стиле и его связанность.
Шансон представляет собой уникальный жанр, собравший в себя романтизм городских романсов, реализм военной, а также тюремной жизни и эмоциональный окрас бардовской песни. Благодаря тому что песни в этом жанре хорошо воспринимаются на слух, текст весьма понятен, а сюжет знаком. Распространяется шансон очень быстро и всегда находит своих поклонников. Несмотря на то что за основу берутся обычно лирические, а зачастую, и трагические сюжетные линии, есть и веселые произведения в этом жанре, которые так же любят и поют. Многие песни в стиле шансон становятся хитами, а исполнители всегда собирают полные залы, поскольку этот жанр можно по праву назвать народным и любимым. Самые знаменитые русские шансонье на сегодняшний день – Григорий Лепс, Михаил Шуфутинский, Любовь Успенская, Михаил Круг и другие.
Что означает шансон в музыке
Что такое шансон, история шансона
«Под эту песню мы впервые встретились глазами. Эта мелодия навсегда останется для меня воспоминанием о нашем первом поцелуе. А помнишь, как мы танцевали на выпускном под эти ритмы?» Песня — это воспоминания. Услышав любимые мелодии, мы плачем и улыбаемся, уносимся в прошлое, чтобы вновь прочувствовать всю гамму эмоций ушедших событий. Песня — это жизнь, заключенная в 7 нот. Особенно ярко это ощущаешь, когда слушаешь шансон. Судьба этого музыкального жанра полна невероятных моментов и открытий, которые мы предлагаем узнать прямо сейчас.
О превратностях культур
Если спросить русского человека, что такое шансон, то он наверняка ответит: «Блатные песни». Да, российская действительность оставила свой отпечаток на восприятии этого жанра. Но это мнение далеко от истины. Произнесите вслух слово «шансон». Мягкое, нежное, певучее, оно никак не ассоциируется с грубым «блатняком».
Родина шансона — Франция. С французского языка слово переводится как народная песня. Учитывая культуру страны, в которой зародился этот жанр, несложно догадаться, что для шансона характерен романтизм. Посмотрим, с чего начиналась история этого музыкального направления.
История шансона
Это звучит невероятно, но своими корнями шансон уходит в 12 век. В то время во Франции стали появляться труверы или лирические поэты. Они сочиняли стихи, в которых воспевали самое трогательное чувство — любовь. Творчество труверов описывало простые сюжеты, что характерно для народной поэзии. На стихи накладывалась музыка, под которую пел и плясал народ. Песни были многоголосные. Их запевали сразу несколько человек, радуя окружающих своими произведениями.
В последующие века сюжетная линия обогатилась рыцарскими и религиозными мотивами, в общем, менялась жизнь вокруг — менялись и песни. Первоначально шансон был безликим. Найти какие-либо записи о первых шансонье невозможно. Позже стихи стали записывать с присвоением авторства. Одним из ранних представителей жанра считается Гийома де Машо.
Как музыкальный жанр шансон сложился лишь к концу 19 века. Народное творчество привело исполнителей в… кабаре. Именно здесь французы наслаждались трогательными и волнующими мелодиями, которые были неразрывно связаны с лирическими стихами.
Говоря о раннем развитии шансона, невозможно не вспомнить об Аристиде Брюане. Он выступал в знаменитом кабаре «Черный кот» и был известен не только своими песнями, но и запоминающимся образом: Аристид всегда выступал в черном пальто, поверх которого был накинут длинный красный шарф. Стоит отметить, что писал он на парижском арго — специфическом языке определенной замкнутой группы, со своей лексикой и фонетикой.
Вторая знаковая фигура — Жанна-Флорентина Буржуа. Эта романтичная певица выступала под псевдонимом Мистенгет. Ей довелось участвовать в шоу известного кабаре «Мулен Руж», художественным руководителем которого она стала в 1925 году. Самая знаменитая песня Буржуа была написана под влиянием чувств: расставание с Морисом Шевалье привело к созданию «Monhomme», которая хорошо знакома поклонникам французского шансона.
Музыка не статична. Она меняется под влиянием новых веяний. В начале 20 века мир стали покорять джазовые ритмы. Они непросто звучали отовсюду. Они создавали новую культуру, привносили нечто новое в уже сложившиеся музыкальные направления. Как итог — обновленный шансон, в котором явно звучали джазовые мотивы, и интересные дуэты. Так, известный французский шансонье Шарль Трене выступал с джазовым пианистом Джонни Хессом. Дуэт «Шарль и Джонни» радовал публику на протяжении трех лет. Первые концерты были даны в 1933 году, последние — в 1936. Почему музыканты прекратили сотрудничество? Все просто. В 1936 году Шарля Трене призвали в армию, где он написал самые проникновенные и лиричные песни, не без участия джазовых ритмов.
Кстати, начало 20 века примечательно не только влиянием других музыкальных направлений на развитие шансона, но и выходом этого жанра за пределы кабаре. Мелодичные песни начинают исполнять в концертных залах.
Стиль кабаре предполагает легкость и некую комичность, которая отмечалась во французских песнях того периода. Свой увеселительный, развлекательный характер шансон утратил после Второй мировой войны. Трагические события, захлестнувшие всю Европу, не прошли бесследно и для мира музыки. Для написания песен шансонье выбирают более глубокие, проникновенные сюжеты, которые в сочетании с соответствующим музыкальным сопровождением заставляют пересмотреть взгляды на этот жанр. Характер шансона становится серьезным. Авторы-исполнители затрагивают в песнях жизнь простых людей, выражают недовольство властями. Делают это подчас смело и дерзко. Это характерно, например, для творчества Бориса Виана.
После окончания войны начинает выступать и Жорж Брассен. Его творчество примечательно тем, что он не писал собственных стихов. Жорж сочинял мелодии на стихи Виктора Гюго, Антуана Поля, Франсуазы Вийон и других поэтов.
Послевоенное время связано еще с одним именем в истории французского шансона — с именем Эдит Пиаф . Она начинает активно гастролировать именно с середины 40-х годов. И ведь есть те, кто не знает, что популярные песни «Non, jeneregretterien» или «Padam… Padam…» — это и есть шансон. Благодаря Эдит Пиаф шансон этого периода получает название «женский».
Вторая половина 20 века — это, в некотором роде, новый расцвет жанра, который подарил миру Джо Дассена , Ива Монтана , Шарля Азнарвура , Энрико Масиаса, Лару Фабиан , Далиду , Мирей Матье и других исполнителей. Сложно найти человека, который хотя бы вскользь не слышал «Une Vie D`amour», «Les Champs-Élysées», «Pardone moi» или «La vie en rose». Даже не зная языка, понимаешь, что эти песни о любви — чувстве, которое хочется испытывать вновь и вновь. Стоит ли удивляться популярности классического французского шансона в настоящие дни? Нет.
Для современного шансона характерны два пути. С одной стороны, исполнители придерживаются традиций жанра, а звукозаписывающие компании выпускают диски с хитами ушедших десятилетий, с другой — чувствуется слияние с электронной музыки, как например, в творчестве Бенжамина Биоле, и другими направлениями. Так, смешивать жанры предпочитают Изабель Жеффруа , Камий Далме. Это так называемый «новый шансон», характерный для французской молодежи. В любом случае, жанр не теряет своего очарования, трепета и романтизма, чем и пленяет сердца меломанов по всему миру.
Возникнув как фольклорный или народный жанр, шансон претерпел значительные изменения. Он испытывал на себе влияние социальных событий, различных музыкальных течений. Он становился более профессиональным и безупречным. Средневековый и новый шансон — это уже два разных понятия, объединенные одной основой. О том, что ею является, мы сейчас и поговорим.
И все-таки, что же такое шансон?
Шансон — национальная черта французской культуры. Главный принцип этого жанра заключается в том, что песню обычно исполняет сам автор. При этом музыка неотрывна от текста, который представляет собой определенный сюжет. Каждая песня — своеобразная история, со своими эмоциями и образами.
Перечислим особенности французского шансона, чтобы еще лучше понять этот жанр:
реалистичность — другими словами, это песни про жизнь. Если проследить биографии известных шансонье, то нетрудно выделить одну закономерность:исполнители перекладывают на ноты свою жизнь, свои удачи и несчастья, успехи и потери. Получается, композиции «заряжены» настоящими, искренними эмоциями, что подкупает миллионы поклонников;
поэтичность. Для классического шансона характерно преобладание текста над музыкой. Последняя выступает как обрамление. Музыкальное сопровождение подчеркивает эмоциональную составляющая, создавая гармоничное произведение;
содержательность и глубина текста. Легкие тексты, которые не несут глубоких переживаний и мыслей, обычно с натяжкой относят к шансону, ведь этому жанру присуща другая направленность. Легкость в большей степени характерна для эстрадной песни. Границы между этими жанрами весьма условны, но это не мешает называть современных французских исполнителей шансонье, хоть и с натяжкой. Кстати, за рубежом шансонье принято называть всех франкоязычных певцов.
Реалистичность, поэтичность и содержательность — вот та основа, которая не меняется со времен труверов. Чтобы ни происходило с музыкальным сопровождением, пальму первенства удерживает текст. Именно ему уделяется особое внимание в классическом шансоне.
Существует ли русский шансон?
Вот и получается, что шансон на наш лад — это сочетание разрозненных культур в одном жанре. Сюда относят и городские романсы, и бардовские песни, и тот самый «блатняк». Но почему именно последний стал так явно ассоциироваться с русским шансоном?
Подмена понятий произошла в начале 90-х годов. Кризис, безработица, высокий рост криминала — так жила Россия в то время. Неудивительно, что музыка с неволи стала заполнять общественное сознание. Чтобы повысить продажи блатные песен, продюсеры стали называть их шансоном на французский манер. Все-таки «русский шансон» звучит куда благозвучнее и красивее, чем «блатняк». На смену утонченным и душевным песням пришла музыка сомнительного качества о жизни за решеткой.
Музыкальные исследователи рекомендуют разделять блатные, бардовские песни и романсы. Несмотря на общую составляющую — сюжетность — это разные жанры, которые характеризуют русскую культуру. А шансон был и остается французским, что не мешает нам наслаждаться трогательными и волнительными композициями со специфичным акцентом.
Будущее французского шансона рисуется по-разному. Одни считают, что он вполне может вытеснить поп-музыку, другие полагают, что жанр теряется на фоне современных звучаний. Спорить и разбираться, кто прав, а кто нет, можно долго. Вместо этого лучше включить записи французских исполнителей и окунуться в мир собственных переживаний и эмоций. Ведь именно для этого и был создан шансон.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Что такое шансон? Характеристики и история происхождения
Современное музыкальное искусство представлено большим количеством разнообразных стилей, на каждый из которых найдется свой слушатель. Первое место на эстраде постсоветских стран занимает поп-музыка и шансон, транслируемые практически по всем радиостанциям и звучащие из окон маршруток и такси. Это жанр, вызывающий самые спорные чувства, разделяет народ на тех, кто за и против шансона, равнодушных к нему практически нет.
Что такое шансон?
В переводе с фр. слово «шансон» означает «песня», «уличный романс». Этот жанр возник еще в эпоху Средневековья и имел несколько направлений:
Песни о жизни простых парижан с их трудностями и радостями, любовная лирика. Позже городской романс превратился в профессиональное искусство с красивыми, сложными и утонченными музыкой и текстами. К самым известным шансонье, исполняющим в основном авторские песни, относятся Шарль Азнавур, Эдит Пиаф, Патрисия Каас, Заз и другие профессиональные музыканты.
Шансон на территории СНГ
В XIX в. впервые возникло словосочетание «русский романс», вызвавшее в то время огромное количество споров, но все же крепко устоявшееся со временем. В 90-х гг. XX века возникает понятие «русского шансона», также вызывающее много противоречий.
Несколько десятилетий жанр был официально запрещенным, его нельзя было услышать на теле- и радиоэфирах, зато на улицах, записанный на кассетах, он звучал просто повсюду. В 1991 г. в Москве впервые появились афиши, приглашающие всех желающих на концерт шансонной музыки в Театр эстрады. Для тогдашних россиян это было настоящим шоком, ведь никто и подумать не мог, что данный стиль когда-то станет разрешенным на больших сценах.
В концерте принимали участие более десяти исполнителей, самым известным среди которых был освобожденный накануне А. Новиков, по сути, отсидевший за смысловое содержание своих песен.
Характеристика тюремного шансона
Музыка «блатных» песен проста и незатейлива, в отличие от их французского тезки. Начала зарождаться в 30-х гг. Само слово «блат» переводится как «взятка», «шелестящие купюры».
Состав коллективов в основном стандартный: вокал, бас, клавиши (синтезатор), ударные, может быть еще ритм-гитара.
Форма музыки песенно-куплетная, гармоническую основу составляют 3-4 аккорда, мелодии несложные и легко запоминающиеся, простые ритмические рисунки.
Барды
Самыми известными бардами XX ст. считаются Высоцкий, Окуджава, Розенбаум, Митяев, Лоза и др.
Шансон в ресторане
Как старые песни, так и самый свежий шансон постоянно звучат в ресторанах стран бывшего Советского Союза. К исконно ресторанному шансону относятся Михаил Шуфутинский, Григорий Лепс, Любовь Успенская, Вилли Токарев, Стас Михайлов и др.
Их творчество уже не описывает тяжелую тюремную долю, как в «блатняке», но его нельзя отнести и к культурно-интеллектуальному творчеству, такому, как песни Высоцкого или Розенбаума.
Что такое шансон ресторанов? Это некий синтез «блатных» песен, бардовского искусства и поп-музыки. Известный музыкант А. Днепров в интервью на радио «Шансон» охарактеризовал жанр как «свободный стиль».
Синтез шансона и поп-музыки
В последние несколько десятилетий слияние этих двух стилей стало очень распространенным явлением. Это можно заметить по творчеству Стаса Михайлова, Е. Ваенги, О. Газманова, И. Аллегровой, Пугачевой («Девочка секонд-хенд», «Мадам Брошкина» и т. д.)
Объясняется такое явление схожестью и популярностью этих стилей.
Что такое шансон современности? Это в основном такие песни, которые можно назвать любовной лирикой.
Известные исполнители шансона
К самым первым известным исполнителям русского шансона можно отнести таких исполнителей, как Леонид Утесов, ансамбли «Братья Жемчужные», «Квартет сибирских бродяг», Александра Северного, Татьяну Строганову, группу «Магаданцы», Александра Новикова, Катю Огонек и др.
Главное место в «свежем» шансоне занимает творчество Стаса Михайлова, Григория Лепса и Трофима.
Женский шансон
Также особую роль в жанре городского романса занимает женская лирика, одной из самых ярких представительниц которой является Любовь Успенская. Ее также называют «королевой шансона» в России. Все хиты Успенской были написаны в период 90-х годов, к ним относятся такие песни, как «К единственному нежному», «Кабриолет», «Лодочка» и др. Но, несмотря на «совершеннолетний» возраст этих песен, они все же остаются очень популярными и по сегодняшний день, а имя певицы знают даже дети.
Очень популярны также Ирина Аллегрова, Ирина Круг, Елена Ваенга и др.
В настоящее время можно заметить тенденцию постоянного роста культурного и профессионального уровня песен шансона. «Блатные» песни с их нецензурной лексикой и тюремной тематикой давно вышли из моды и остаются популярными только среди небольшого круга населения, в то время как лирика становится все более и более популярной. Радио «Шансон» звучит практически повсюду, а концертные залы переполнены поклонниками.
Что такое шансон?
Широкое распространение в обществе на рубеже веков приобрело направление так называемого «русского шансона». Для того чтобы представить себе разнообразие точек зрения и количество вопросов, занимающих аудиторию в этой связи, достаточно заглянуть на форум любого из тематических интернет-сайтов.
Шансонами во Франции вначале называли хоровые крестьянские песни, в отличие от романсов, имевшие письменное, литературно-поэтическое происхождение. Затем крестьяне, переселяющиеся в города, принесли с собой эту народную песенную культуру, а уличные и кафешантанные шансонье (т.е. «песняры» в прямом переводе) развили её. Лучшие песни фольклоризировались и создали городской песенный пласт. Они стали эхом народных проблем и чаяний, сохранили национальное своеобразие французской песни, в то время как эстрадное коммерчество пошло по пути массовой поп-культуры.
Французская песня трижды оказывала сильное влияние на русскую. В конце XVIII и начале XIX века это было влияние романса. В конце XIX и начале XX века песенки фривольного содержания, получившие название шансонеток, перекочевали со своей стилистикой в другие культуры, в том числе русскую. Здесь они постепенно скорреспондировались с русскими народными песнями городских окраин, «жестоким» романсом, особенно в цыганском исполнении, песенками одесских, питерских и иных куплетистов, ресторанной музыкой.
Пионеры русского шансона: С. Сарматов, Ю. Убейко, ансамбль В. Гартевельда, квартет «Сибирских бродяг» А. Гирняка и Т. Строганова, Я. Ядов, М. Ямпольский, Л. Утёсов, А. Баянова. Существовал тогда так называемый босяцкий, или «рваный», жанр, позже запрещённый в 20−30-х годах. Леонид Утесов
Фото: ru.wikipedia.org
Ещё ряд других авторов и исполнителей при содействии звукооператоров-энтузиастов создали предпосылки для становления в 80−90-х годах хорошо нам известного нового русского шансона.
Думаю, что люди, поющие шансон, отличаются от других исполнителей в мелодическом строении, в подходе к словам своих песен. В русском шансоне выливается миру русский дух, его менталитет. Песни в стиле «шансон» недостаточно просто слушать — их надо понять. Он усиливает ощущения человека. Это песни про жизнь, отражение реальности сегодняшнего дня. Алла Баянова, 2007 г.
Фото: ru.wikipedia.org
Многие под термином «шансон» ошибочно подразумевают только «блатную» песню и тему. Такие люди среди сторонников шансона подчёркивают, что «блатная песня — это часть нашего национального достояния». Противники сетуют на то, что популярность блатной песни — знак криминализации общества, падения нравов; шутники уверяют, что такие песни провоцируют потребление алкоголя.
В шансоне неоспорима важность текста, а не музыка. Но есть исполнители, которые придают значение не только смыслу, но и красивым аранжировкам: Анатолий Днепров, Михаил Круг, Слава Медяник, Александр Кальянов, Александр Розенбаум. Александр Розенбаум
Фото: ru.wikipedia.org
Шансон — это мужские песни, которые любят слушать женщины. Хотя среди представительниц прекрасного пола есть чудесные исполнительницы, такие как Катя Огонёк, Татьяна Лебединская, Любовь Успенская.
Классический шансон — это когда у человека нет голоса, но поёт он от всей души (яркий пример тому — Марк Бернес). Прежде всего, это честная песня, спетая от души и для души, а не для ног.
Некоторые считают шансон примитивным жанром. Но если взглянуть критически, то видно, что русский шансон находится в полосе высоких предпочтений, и, хотя твёрдого понимания границ этого творческого течения в отечественном песенном искусстве ещё нет, проявляется тенденция в пользу понимания русского шансона не как узкоблатной песни и не как содержательной песни многих творческих течений, а как русскоязычного городского песенного фольклора и авторских песен, ориентированных на эту разновидность фольклора.
Очарование языка, юмор, тоска и жестокая сила в этих песнях создают неповторимую поэзию, где грубость граничит с ненавистью. Ведь этот музыкальный жанр — неотъемлемая часть нашей культуры жизни. Если слушаешь песню и у тебя по коже «бегут мурашки», невольно возникает ностальгическое чувство — значит, песня «цепляет» и надолго! Что-то есть в этом творчестве такое, что задевает душу и сердце, огрубевшее за последние непростые годы.
Шансон для меня — это такое ощущение, когда ничего больше сделать не можешь, разве только запеть… А русский человек постоянно находится в таком состоянии. Александр Кальянов
Фото: ru.wikipedia.org
Что такое ШАНСОН? Характеристика, происхождение.
Так какую же музыку на самом деле нужно называть шансоном? Дмитрий Уймин, музыкальный редактор «Радио Большого города», считает, что шансон – это сюжетные песни, которые когда-то исполняли уличные певцы; это маленький театр – театр одного актера. В каждой песне должен быть свой мини-сюжет с лирической, драматической или комической фабулой.
Русский шансон — собирательный термин, которым обозначают различные жанры русской музыки, включающие прежде всего блатную песню, бардовскую песню, городской романс, некоторые песни военной тематики. Термин появился в 1990-ых годах когда блатная песня стала звучать на эстраде, по радио и телевидению.
Основные черты блатной песни — сюжетность; тесная связь с конкретными жизненными ситуациями, позициями и переживаниями людей криминального мира, кажущийся некоторым ценителям примитивным мелодизм, использование в стихах стилистики разговорной речи и жаргона. Как правило, блатной фольклор не воспевает ни жестокость, ни убийства, в песнях авторы пытаются оправдать представителей криминального мира, рассказывая об их страданиях и человеческих чувствах, например, о любви к матери.
Так какую же музыку на самом деле нужно называть шансоном? Дмитрий Уймин, музыкальный редактор «Радио Большого города», считает, что шансон – это сюжетные песни, которые когда-то исполняли уличные певцы; это маленький театр – театр одного актера. В каждой песне должен быть свой мини-сюжет с лирической, драматической или комической фабулой.
Русский шансон — собирательный термин, которым обозначают различные жанры русской музыки, включающие прежде всего блатную песню, бардовскую песню, городской романс, некоторые песни военной тематики. Термин появился в 1990-ых годах когда блатная песня стала звучать на эстраде, по радио и телевидению.
Основные черты блатной песни — сюжетность; тесная связь с конкретными жизненными ситуациями, позициями и переживаниями людей криминального мира, кажущийся некоторым ценителям примитивным мелодизм, использование в стихах стилистики разговорной речи и жаргона. Как правило, блатной фольклор не воспевает ни жестокость, ни убийства, в песнях авторы пытаются оправдать представителей криминального мира, рассказывая об их страданиях и человеческих чувствах, например, о любви к матери.