Что означает шана това в переводе с еврейского
18 фактов о Рош а-Шана, которые должен знать каждый еврей
от fpm_start("true");
Осознав изменения в своем духовном состоянии, Адам и Хава даже попытались спрятаться от Всевышнего среди деревьев Райского Сада (Берешит, 3:8). И в тот же день, когда сотворил их, Бог судил людей за нарушение завета (Санедрин, 38б). Так Рош а-Шана стал временем Божественного Суда на все поколения.
4. Для чего?
Каббала учит, что Бог создал этот мир, чтобы раскрыть в нем свое добро, однако то, что человеку тяжело, больно, неприятно, обычно он считает плохим. Но разве горькое лекарство, болезненная медицинская процедура или операция плохи, если помогают излечиться от смертельной болезни? А кроме того, непростые жизненные ситуации обогащают наш жизненный опыт, помогая выработать новые важные для жизни качества, раскрыть и задействовать тот драгоценный потенциал, который иным путем не извлечь.
Как объясняют наши мудрецы, смысл Высшего Суда в Рош а-Шана именно в том, чтобы осуществился замысел Творца дать нам максимальное добро. Конечно, максимальное не в нашем понимании (как, например, найти клад и купить «Бентли» или чтобы на старости лет выросли новые зубы), а в понимании Всевышнего – в первую очередь, добро в отношении нашей души и ее совершенства.
Пишет Рамхаль ( Даат Твунот ): дабы удостоиться такого добра, необходимо, чтобы человек получил его не даром, как «хлеб стыда», а в заслугу исполненных заповедей и добрых дел. Иначе говоря, чтобы получаемое нами добро было полным и истинным, оно должно прийти к нам по Закону – то есть по Суду, а не просто так.
5. Праздник и Суд, радость и страх
С одной стороны, мы знаем, что о нас заботится сам Царь царей, а с другой — нам страшно, потому что именно из любви к нам Отец может быть беспощаден к нашим недостаткам. Так Рош а-Шана являет собой сочетание праздника и Суда одновременно, и цельность этого добра в том, что оно приходит к нам не как подачка, а как то, что нами заслужено и, возможно, даже выстрадано.
Зоар сообщает, что суд первого и второго дня не одинаков: в первый день Рош а-Шана происходит «тяжелый суд», а во второй – «мягкий суд». Довольно распространен обычай в первую ночь не спать, посвятив это время учебе, чтобы максимально смягчить суд второго дня.
Даже если праздник выпал на Шабат, когда послеполуденный сон считается отличным времяпрепровождением, мы все равно стараемся не дремать, чтобы ни одного драгоценного момента не потратить на что-то приземленное. Талмуд утверждает, что, если кто-то спит в начале года — в праздник Рош а-Шана, его счастье также «засыпает».
6. Ткиа, шварим, труа
Как призыв к раскаянию в день Суда и в знак утверждения Божественной власти над всеми творениями в новом году в синагогах звучит пронзительный голос шофар а.
Трубление в шофар — знаковое событие Рош а-Шана. Главная заповедь праздника повелевает «слушать голос шофара».
Шофар – это особым образом обработанный бараний рог. В Рош а-Шана мы извлекаем из него три типа звуков: ткиа — звук длинный и протяжный, шварим — серия из трех непродолжительных звуков, и труа — серия отрывистых звуков (стаккато), состоящая не меньше, чем из 9.
В течение всей литургии в Рош а-Шана шофар звучит много раз и с разной периодичностью. Если постараться сосчитать все эти звуки, получится не меньше 100 «голосов».
7. Шабат без шофара
Однако в день праздника, совпадающий с Шабатом, в шофар не трубят – это постановление мудрецов было принято как мера предосторожности.
В принципе, трубление в шофар не нарушает законов Шабата, однако сам шофар, как и другие предметы, нельзя перемещать в пределах общественной территории более, чем на 4 локтя (около 2 метров), и переносить из одного частного владения в другое. Чтобы случайно не нарушить эти запреты, был принят закон, запрещающий трубить в шофар.
Нарушение может произойти, к примеру, если кто-то, не умеющий трубить, забыв о Шабате, отправится с шофаром к более опытному в этом деле человеку, чтобы тот протрубил для него или научил правильно трубить. А может быть, задумавшись, пойдет с шофаром в руке и пронесет его более 2 метров, пока сообразит, что нечаянно нарушил запрет. Может случиться и такое, что в синагогу перед Шабатом забудут принести шофар, тогда будет соблазн сходить за ним домой, а это наверняка более 2 метров. Все это было бы серьезным нарушением Шабата.
Кроме всего, в запрете трубить в Шабат содержится урок. Коронация Царя всех царей в Шабат особенная и она должна совершаться иначе, чем в другие дни. Те силы, которые обычно нам придает пронзительный звук шофара, теперь уже без его помощи мы должны извлечь во имя Всевышнего из глубины своего существа.
8. О чем просим Всемогущего
О чем мы молимся в Рош а-Шана? Об окончательном избавлении, о завершении исправления греха первого человека. О том, чтобы заново принять на себя бремя Царства Творца, то есть на новом уровне уяснить для себя очень простую вещь: только воля Творца правит этим миром – всем миром и мной в том числе. Это и есть основа Рош а-Шана.
Наставники Мусара (этическое учение) сетовали, что в своих молитвах человек может объять весь мир (он молится о том, чтобы весь мир принял на себя волю Творца), вот только про себя почему-то частенько забывает.
9. Свет праздника
— Во второй вечер праздника свечи не зажигают до наступления темноты — только начиная с момента выхода первых звезд;
— в оба дня Рош а-Шана, как и в другие праздники, зажгая свечи, запрещено гасить спичку. Поэтому надо позаботиться, чтобы было безопасное место, куда можно положить использованную горящую спичку.
В отличие от Шабата, в праздники мы можем зажигать свечи и готовить еду, однако использовать можно только перенесенный (от шамаша ) огонь, а создавать новый или тушить огонь запрещено.
Поэтому позаботьтесь заранее о том, чтобы у вас был надежный зажженный источник, от которого можно будет перенести огонь для зажигания свечей и приготовления пищи. Обычно для этих целей используют свечи на 36 и более часов, а некоторые – если помещение хорошо проветривается, оставляют зажженной одну из конфорок газовой плиты.
Как в Шабат, так и в другие еврейские праздники будет очень хорошо, если вечерние трапезы Рош а-Шана будут проходить в том же помещении, где в установленное календарем время женщины и девочки зажгли праздничные свечи.
10. Круглый хлеб
Традиционное угощение в Рош а-Шана – прекрасная сдобная хала круглой формы. Считается, что круглый хлеб в этот праздник символизирует полный годовой цикл — «круглый год».
В течение всего праздника после Кидуша, которым начинаются праздничные застолья, мы традиционно говорим благословение на 2 круглые халы. Часто их делают с добавлением изюма, что подразумевает пожелание сладкого нового года. А чтобы добавить сладости, прежде чем откусить хлеб, мы обмакиваем кусочек халы в мед, а не в соль, как это делается в другие праздники и в Шабаты (в Суккот продолжают макать хлеб в мед, за исключением последнего дня праздника).
11. Симаним: яблоко с медом – раз…
В первые, вечерние, трапезы каждого из 2 дней праздника после благословения на хлеб, прежде, чем перейти к основным закускам и блюдам, празднующие съедают так называемые симаним — немного определенных фруктов и овощей, которые символизируют наши просьбы к Богу относительно благополучия нового года.
Самые распространенные из симаним – это яблоко с медом, голова рыбы и зерна граната, для ашкеназов обычно морковь, свекла и прочие, может быть, еще финики, как и для сефардов. Обмакнув яблоко в мед (иногда в густой сахарный сироп), перед тем, как его съесть, произносят просьбу о добром и сладком годе.
12. Два – «во главе, а не в хвосте»
Почему в Рош а-Шана принято съедать кусочек головы рыбы?
Это необычное праздничное блюдо говорит о нашем желании быть в числе передовых людей, а не аутсайдерами. Перед тем, как съесть кусочек головы рыбы, мы просим Бога помочь нам быть «головой, а не хвостом».
Некоторые общины предпочитают подавать голову барана, что тоже уместно, поскольку напоминает историю Акедат Ицхак (жертвоприношения Ицхака).
В трактате Рош а-Шана написано: почему шофар сделан из рога овна? Чтобы напомнить о заслугах Ицхака, которого вели на заклание, но вместо него в жертву был принесен овен.
В Талмуде сказано: «Когда вы трубите в шофар из рога овна, это означает, что вы сами связали себя предо Мной, как Ицхак». Речь идет о кротости и смирении, которые необходимы, чтобы принимать волю Царя царей. В чем заключалось величие Ицхака? Он принял волю Творца, которую раскрыл ему отец (с Ицхаком Он тогда еще не говорил) с максимальным смирением. В этом и состояло великое испытание Ицхака.
13. Три — зернышки граната
Как упоминалось выше, один из симаним – это зерна граната. Они олицетворяют желание иметь множество заслуг – столько же, как зернышек в гранате.
Распространено мнение, будто в каждом гранате 613 зерен, что соответствует общему числу заповедей Торы. Однако до сих пор никто это не подтверждал эмпирически (опытным путем).
14. Более продолжительная молитва
Утренняя служба в Рош а-Шана значительно длиннее обычной праздничной, что в основном вызвано дополнительной литургией при повторении Амиды кантором. Большая ее часть положена на музыку, молитва поэтична, а, кроме того, многие отрывки представляют собой стихотворения-акронимы, где каждая новая строчка начинается со следующей буквы ивритского алфавита. Кстати, для тех, кто стремится выучить Амиду наизусть, это хорошая подмога.
15. Чтение Торы
В Рош а-Шана, как в первый день, так и во второй, мы читаем отрывки из Торы о жизни праотца Ицхака:
— в первый день — о том, что Всевышний исполнил желание праматери Сары и после долгих лет бездетности наконец послал ей сына Ицхака;
— во второй день — об Акедат Ицхак (см. п. 10).
16. Избавление от грехов
Провозглашая Всевышнего царем в день Рош а-Шана, стоя у водоема, мы признаем Его царскую власть и зависимость от Его царского милосердия. Как сказано в книге пророка Йешаяу: «Ибо Господь – Судья наш, Господь – законодатель наш, Господь – Царь наш, Он спасет нас”» (33:22).
17. Особый настрой
Итак, мы теперь знаем, что Рош а-Шана время Суда над миром, и каждое живое существо проходит перед Богом, а Он определяет его судьбу, какой ей быть впредь. И все же, несмотря на всю серьезность происходящего, это время спокойной уверенности и оптимизма. Ведь если Всевышний создал нас и продолжает поддерживать наше существование, Он знает, любит нас и желает только лучшего.
В этот особенный праздник мы демонстрируем Ему свою ответную любовь, веру, доверие, уповая на Него.
Самый высокий уровень служение Творцу — в радости. Это то, что праздник Рош а-Шана подразумевает в первую очередь. Постановление Шулхан Арух гласит: «Едят и пьют, и радуются, и не постятся в Рош а-Шана… и да пребудет страх перед Господом на их лицах» (597:1).
В книге пророка Нехемьи Эзра а-Софер велит евреям не плакать и не печалиться в Рош а-Шана: «И день этот свят перед Господом нашим; и не печальтесь, ибо радость Господня – ваша опора» (8:10).
18. Всего 4 новых года
В трактате Рош а-Шана говорится о том, что на самом деле у нас есть четыре «новых года» — «четыре периода, когда судится мир»: Песах – это время суда для злаков, Ацерет (Шавуот) – день суда для плодов деревьев, и еще принято считать, что день суда в отношении наших успехов в Торе. В Рош а-Шана перед Всевышним проходят все обитатели земли. А Суккот – время суда относительно воды (отсюда радостный праздник возлияния воды).
Мы не очень ощущаем, что Песах и Шавуот время суда, но в Суккот есть день Ошана Раба, особенные молитвы которого помогают нам ощутить атмосферу суда.
Во всех этих праздниках в той или иной мере присутствует сочетание радости и тревоги.
Использование автомобилей в Шабат и в праздники (упомянутые в Торе) запрещено. Поэтому некоторые раввины общин проходят в Рош а-Шана много километров пешком — чтобы протрубить в шофар для евреев, которые по каким-то причинам не могут присутствовать в синагоге.
Если вы знаете, что у кого-то сложная ситуация и он не сможет добраться до синагоги, поскорей сообщите об этом раввину ближайшей общины, чтобы он помог исполнить или организовал помощь в исполнении главной заповеди праздника.
Желаю всем нам Шана Това у-метука — хорошего и сладкого года!
Read Later Add to Favourites Add to Collection Report
Шана Това!
Здравствуйте, дорогие друзья!
На календаре уже 5 сентября 2021года. Это значит, что наступает 1 Тишрея, и современные евреи, вне зависимости от страны проживания, с удовольствием отмечают еврейский Новый Год – Рош-а-Шана.
Во всех флуктуациях жизни нашего народа праздники – своего рода пунктирные точки его достижений. Праздники – это не послания из прошлого, но направление на будущее. На духовное пробуждение народа.
О чем же говорит праздник Рош-а-Шана?
О том, что еврей – родня Творца!
Улыбнулись? Ну, и хорошо! Хотя в каждой шутке есть доля правды….
Изначально мы ведем отсчет именно от этого дня еврейского календаря исключительно потому, что в этот день родился Адам-а-Ришон, так называемый первый человек. Да-да, это тот самый герой из небезызвестной библейской истории, где были Адам, Хава и яблоко.
Мы знаем из еврейской мудрости, что в этот первый день нового года празднуется не физическое появление на свет Адама, а его духовное рождение.
Итак, какие же таинства кроются в новогодних традициях?
В Рош-а-Шана нам завещано есть голову рыбы, но не ее тело с хвостом. Это значит, что мы хотим найти понимание нашей цели, нашей роли, стать во главе перемен, несущих всем нам благо.
Мы ставим на стол гранат, зерна которого вместе образуют плод. Каждый из нас – словно одно зерно, и мы должны объединиться, чтобы стать одним народом.
Мы берем яблоко, символизирующее наше происшедшее грехопадение, очищаем его от кожуры – наших эгоистических желаний, – и окунаем его в мед, чтобы подсластить наше будущее.
А теперь разрешите пожелать вам сладкого, доброго, теплого Нового года и, конечно, хорошей записи в книгу жизни!
Хатима това и Хаг самэах, как говорят в Израиле!
С Новым годом, друзья, с праздником рождения души народа!
Команда проекта “Главный секрет евреев”
6 Cherries’ Blog
Невероятная легкость бытия
Эти два слова сегодня были главными для поздравления близких в любой стране с Рош Ашана – еврейским Новым Годом. В переводе с иврита «Рош» означает ‘голова’, а «Шана» – год», значит, название праздника переводится как «Глава Года». Пожелание «Шана Това!» в эти первые дни Сентября стало своеобразным еврейским паролем, знаком единения и понимания всех, кто живет в Израиле или диаспоре.
День начался по древнееврейскому календарю в 5770 году от Сотворения Мира, а с восходом первой звезды плавно перешел в 5771. Если остановить на улице любого нерелигиозного еврея и спросить, какой на дворе год, ручаюсь, любой ответит 2010 и покрутит пальцем у виска. Но в традиционный праздник мы все заглядываем в Интернет и с деловым видом выстукиваем поздравления всем близким с правильным дремучим годом, чтобы моментально успешно забыть выученную цифру еще на год.
По преданию в этот праздник Всевышний творит суд и определяет судьбу каждого человека на год вперед. Поэтому лучше не хамить, не вредить и не пакостить весь год, помня о Судном Дне – замаливать грехи сложно. Светские евреи частенько подшучивают и поговаривают: «Ну, чтобы ОН там тебе красиво написал!»; по-настоящему религиозные же молятся у Стены Плача. Но для всех этот праздник очень трогательный, теплый и семейный. Все желают друг другу сладкого года, и ставят на стол яблоки и мед.
Мы тоже стараемся каждый год рассказывать детям о традициях и праздновать Рош Ашана. Грустно, что далеко за океаном наши семьи сегодня празднуют без нас. Я даже попыталась сделать гефильте-фиш, но пришла к выводу, что эта жуткая возня с рыбой должна быть торжественной привилегией бабушки.
Каждый год мы делаем поздравительные снимки семье и друзьям, всегда с яблоками или медом. В этом году дети гордились своими костюмами ковбоев, которые я им купила на съемки поздравительного фильма двоюродной сестричке. Яблоки, кстати, после пяти дублей почти все были сгрызены актерами за обе щеки на природе.
Шана Това всем близким и далеким! И отличной «записи» на новый год.
Shana Tova 2008-2009-2010
Понравился этот пост? Подпишитесь на мой блог.
Похожие истории:
Буду рада вашим комментариям!
Дорогая Маргарита, еще раз с праздником и вас.
ДА, рассказ печальный. Неужели на отдыхе, за который заплачено немало денег, можно на дешевом повидле и копеечных пакетиках с кофе сэкономить? Думаю, молились эти господа абсолютно с чистой душой, так как ничего предосудирельного в содеянном не видят. А потом нам ужасно стыдно за дурную славу израильтян в отелях мира. Не сомневаюсь, что маленькие упаковки с шампунями тоже серьезно поправят финансовое положение этой семьи. Бог им судья.
Рома, а ты представляешь себе, сколько мне этих котлет тогда лепить придется. Подмога будет нужна.
Ирина, я вас тоже поздравляю. Спасибо этому празднику, который познакомил меня с такой замечательной творческой семьей (к вам в блог я попала по ссылке из блога вашего супруга). Интересно читать о жизни дважды соотечественников, переехавших в ещё одну обетованную страну и имеющих там успех. Уверена, что вы достойно прожили прошлый год. И в следующем вас оценит и наш Б-г и окружающие люди. Счастья и удачи!
Яна, спасибо! Интересно, а как вы на блог мужа вышли? Погостила у вас сегодня – масса удовольствия.
Жаль,что я пропустила ваше чудное виртуальное чаепитие по поводу Рош Ашана – мне девочки рассказали. И вам хорошего года!
Дорогая Ирочка! Здорово, что можно поздравить всю вашу семью с таким теплым праздником. Будьте счастливы и здоровы. Добра вам и любви.
(Моя сестра работает в синагоге воспитателем, поэтому я в курсе еврейских праздников. А по пятницам она приносит домой халу, которую в синагоге пекут вместе с детьми. Пятница у нас в доме – радостный день, хотя мы и русские.) )))
Огромное спасибо! Славная история про халу в вашем доме по пятницам, очень тепло вы это рассказали. Мои дети тоже выпекают в садике по пятницам свои маленькие персональные халы с изюмом и гордо приносят домой. Владелица садика израильтянка, она отмечает с детьми все праздники: китайские, американские, мексийанские и, конечно, еврейские.
Очень у вас тут интересна.
Замечательный блог.
Люблю блоги посвящённый деткам и любви?)
Шана това! С новым 5780 годом, друзья!
П оскольку по еврейскому календарю наступает новый 5780 год, Рош аШана даёт нам естественную возможность оценить свой рост, ошибки, цели, желания и мечты. Почему бы не уделить немного времени для анализа прошедшего года и не задуматься о годе грядущем? Начните с нескольких вопросов к себе самим и молитвы о том, чтобы Бог помог вам услышать Его ответы.
Насколько вы выросли духовно за последние 12 месяцев? Стали ли вы более спокойным, позитивным, благодарным, и возросло ли ваше доверие Богу? Поблагодарите Его за то, в чём вы возросли.
А в чём вы разочаровали самого себя? Отдайте и это Ему, и получите прощение, утверждаясь в библейской истине о том, что Бог знает все ваши слабости, любит вас полностью и по-настоящему радуется вам как Своему ребёнку.
Как бы вы хотели возрасти в следующем году? От каких негативных привычек, физических или духовных, вы бы хотели избавиться? Какие новые привычки вы хотели бы выработать? У вас есть конкретные цели? Хотели бы вы попробовать себя в роли волонтёра, поделиться своим свидетельством с общиной, поговорить об Иешуа с кем-то из знакомых или научиться чему-то новому?
Спросите Бога, чему Он хочет научить вас в течение следующих 12 месяцев. Попросите Его проговорить к вам через Его неизменное Слово и Его Дух.
А затем слушайте.
Помните, что ваше время с Богом не должно вместить всё это за один раз. Ваши размышления могут проходить на протяжении целого ряда молитв, уединений с Богом и даже свободных моментов в течение дня. Но обязательно выделите определённое время, в которое ваше внимание будет занято только Им.
И когда вы слышите, как Его голос влечёт вас к новым высотам и радуется вашему духовному хождению с Ним, радуйтесь и вы тому, что Он любит вас настолько сильно, что постоянно трудится над вашим совершенствованием, чтобы вы могли в большей полноте наслаждаться Его жизнью с избытком.
Шана това умэтука, хаверим! Сладкого нового года, друзья! 🙂
Последнее: 13.11. Спасибо!
Рош-ха-Шана или еврейский Новый год – традиции и обычаи иудаизма
Мы привыкли, что традиционный Новый год в странах Европы и за ее пределами отмечается по всем обычаям и порядкам Григорианского календаря зимой, когда в воздухе витает новогодняя атмосфера, под ногами хрустят хлопья снега, а в доме слышен запах мандарин. Однако, не во всех странах Новый год начинается в зимнюю пору.
Сегодня Українські Новини расскажут о грядущем «Новом годе» или Рош-ха-Шана, который с нетерпением ожидают иудеи всего мира.
Ни для кого не секрет, что иудеи живут не только по традиционному Григорианскому календарю. На территории «Святой земли» жители считают дни по Еврейскому календарю, согласно которому на сегодняшний день в мире 5779 год.
Большинство людей задаются вопросом, почему празднование Нового года в Израиле выпадает именно во время осени?
Согласно преданиям Торы (еврейское писание и закон), на 6 день сотворения мира Всевышний создал человека. Считается, что этот день выпадает на 1-е тишрея (октября), и именно в этот период начинается летоисчисление.
Каждый год Рош-ха-Шана выпадает на разные даты. В 2019 году праздник соблюдается с 29 сентября (элуль) до 1 октября (тишрей).
Подготовка:
Подготовка к Новому году у израильтян по всему миру начинается за месяц до начала, когда необходимо подвести итоги года, примириться с близкими, и разрешить все конфликты.
Само название праздника дословно переводится с иврита, как «Голова года», и помимо самого празднования является также днем Высшего Суда. По еврейской традиции считается, что в этот период определяется приговор на следующий год и евреи ожидают Божественной власти над творениями в новом году.
Канун праздника:
В канун Рош-ха-Шана принято вставать до рассвета для того, чтобы прочитать «Слихот» (специальные молитвы), и завершить «Тшуву» (раскаяние). В этот день принято паститься до полудня, так как считается, что за этот пост человеку прощается треть его грехов.
Накануне Рош-ха-Шана существует традиция расторжения обетов, которые человек не смог выполнить в течение года. Согласно обычаям, необходимо рассказать о расторжении обетов знатоку Торы, который трижды скажет: «Отпускается тебе».
Что готовят к праздничному столу:
Традиционно, у израильтян праздник Рош-ха-Шана ассоциируется с медом и яблоками. Поскольку, это также считается сезоном сбора урожая и ожиданием того, что следующий год пройдет так же «сладко», как и накрыт стол.
Традиционная еда на Рош-ха-Шана. Фото:toldot.ru
Одним из главных блюд считается хала (белый витой хлеб продолговатой формы), который макают в мед, после произношения специальных молитв.
Во время трапезы делается, так называемый, Кидуш (еврейский обряд освящения, производимый над бокалом вина). На праздничном столе обязательно должна присутствовать голова рыбы, при этом говорят: «Дай Бог, чтобы мы стали головой, а не хвостом».
Все продукты, которые находятся на столе во время праздника – считаются символами умножения: гранат, морковь и яблоки.
Трубление в «шофар» и молитвы:
Празднование еврейского Нового года длится 2 дня, каждый из которых идентичен, и все обряды, совершенные в первый день – повторяются во второй.
Рош-ха-Шана у иудеев заканчивается вступлением в новый период, в новый год, который называется «периодом грозных дней».
Как сообщали Українські Новини, в 2018 году на празднование Рош-ха-Шана в Умань съехалось около 30 тыс. паломников.