Что означает фраза среда третий педагог
Среда- третий педагог
Просмотр содержимого документа
«Среда- третий педагог»
Подготовила воспитатель 1КК
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.
Предметно-развивающая среда – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленная.
Грамотно организованная среда даёт возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, помогает ребёнку быть постоянно занятым полезным и интересным делом.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
Насыщенность : образовательное пространство должно быть оснащено игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём.
Трансформация- это преобразование, предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Вариативность : включает наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей и отражение гендерного принципа и регионального компонента.
Доступность : доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс.
Безопасность : предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо разграниченных уголков (центров развития). Все центры соответствуют 5 направлениям развития. Таким образом в зависимости от ситуации, от темы недели работают не все центры сразу. На этой неделе активны только 3, на следующей неделе другие, и они взаимозаменяемы.
Уголок театрализованной деятельности : Дети могут на основе ярких иллюстраций воссоздать сюжет сказки, что способствует развитию театрализованной деятельности, творческих способностей, памяти и мышлению. В уголке имеются разнообразные атрибуты: костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания сказок.
Уголок природы : Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а так же приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры. Ведётся совместная с воспитателями работа по заполнению календаря природы.
Книжный уголок : Расположен на специальной полке. Здесь представлены книги в соответствии с программой. Этот уголок легко устанавливается в любом месте группы.
Уголок математический : для формирования элементарных математических представлений, сенсорного развития представлены объекты для исследования в действии (палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, пособия по Петерсону, шашки, математические наборы, цифры, пособия на обогащение сенсорного опыта при знакомстве с величиной, формой и цветом).
Музыкальный уголок : способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами.
Спортивный уголок : цель которого является развитие двигательной активности, физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх, индивидуальной двигательной активности, в свободной деятельности детей.
В нашей группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.
Недостатки проектирования РППС ДОО, или «Среда как «третий педагог»
Класс: д/с
Ещё Елизавета Ивановна Тихеева подчеркивала тот факт, что игровая деятельность приносит детям большое количество радости и удовольствия. Также игровую деятельность можно назвать средством всестороннего развития физических и духовных сил детей. Она писала, что «на игры в детском саду должно быть обращено огромное и притом продуманное внимание, игра является основным содержанием жизни ребенка, его работой и развлечением в одно и то же время; она представляет его душе, широчайшую возможность предстать во всей многогранности своих черт и особенностей».
Современные условия диктуют необходимость в том, чтобы дошкольное образовательное учреждение, а затем и школа, выстраивали принципиально новую функциональную личностно-ориентированную модель своей деятельности.
В хорошем детском саду дети:
Анализ пунктов шкалы показывает, что оценка качества среды, проводимая с помощью ECERS, позволяет ответить на следующие вопросы:
Ответив на эти вопросы, мы видим пробелы в организации РППС.
К недостаткам обустройства пространства для игр относят: неэргономичность, плохая функциональность, непрактичность, острые углы, громоздкость, плохой крепёж деталей, отсутствие многофункциональности и разностилье, агрессивная визуальная игровая среда, среда групп преимущественно девичья.
Проблемы заключаются в следующем:
1. Неформальное взаимодействие с детьми (наиболее масштабная проблема – педагоги мало взаимодействуют с детьми; педагог должен выполнять функцию посредничества между ребенком и средой, направлять ребенка).
2. Отсутствие вариативности в образовательном процессе (вариативность предполагает такой тип коммуникации, в котором с помощью педагога ребенок поймет правила и самостоятельно начнет им следовать)
3. Образовательные задачи решаются преимущественно во время занятий («режимные моменты» часто не рассматриваются как часть образовательного процесса и это противоречит идее образовательной среды, в которой ребенок действует самостоятельно и инициативно).
4. Недостаточная эмоциональная поддержка ребенка.
Доступное пространство и оптимальное устройство внешней территории дает детям возможность: активно осваивать пространство, самостоятельно изменять окружающую среду, испытывать радость от физических нагрузок, знакомиться с природой,экспериментировать, иметь возможность уединиться и отдохнуть.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т. е.обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка условия творческого,познавательного, эстетического развития. Поэтому рекомендуется демонстрация работ детей, отличающихся индивидуальностью и расположенных на уровне глаз детей. При правильной организации предметно-развивающей среды ребенок чувствует уверенностьв себе, стимулирует проявления самостоятельности, творчества. Для обеспечения возможности ребенку осваивать окружающий мир и развивать свою индивидуальность, в ДОУ необходим переход от линейного и полностью регламентированного устройства к пространственной организации образовательно-развивающей среды.
Размещение материалов должно быть функциональным, а не витринным:ребенку должно быть удобно их взять, перенести с места на место. Статичная, витринная «красота» интерьера с расставленными на полках шкафов игрушками и пособиями, зачастую недоступными детям, должно уступить место «красоте» функциональной. Материалы следует хранить в удобных и практичных емкостях (пластиковых, картонных, деревянных коробках, корзинках и т.д.) с яркими метками-значками, облегчающими выбор. При организации игрового пространства в детском саду необходима сложная, многоплановая и высоко творческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка.
Для зонирования пространства целесообразно использовать невысокие двусторонние стеллажи на колесиках, не переполненных различными пособиями и играми, легкие переносные ширмы.Должно быть предусмотрены более одного места (уголки уединения) для обособленной игры и занятий. Вместо традиционных больших ковров удобнее и правильнее использовать небольшие коврики, которые при необходимости можно совместить в единое игровое пространство, либо разъединить на несколько тематических зон (поляна, озеро, дом и т.д.).
Все большую популярность в последнее время приобретает трансформируемая мебель, позволяющая расширить игровое пространство в соответствии с выполняемыми задачами. Предметно-пространственная среда группового помещения — неотъемлемая часть целостной образовательной среды. Развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как иот воспитывающих его взрослых.
Образование в поисках «третьего учителя»
Что значит «образовательная среда»?
«Третьим учителем» (третьим после родителей и самих педагогов) образовательную среду назвал известный итальянский педагог Лорис Малагуцци. До недавнего времени четкого определения образовательной среды не существовало. Участники образовательного процесса — учителя, родители, дети, государственные инстанции — все понимают это явление по-разному. Поэтому одной из главных задач проекта стала формулировка определения понятия «современная образовательная среда». Также в процессе исследования были выявлены критерии современной образовательной среды, состоялся поиск лучших мировых примеров ее организации. На основе примеров — разработка рекомендаций для массовой школы, поиск механизмов внедрения и применения лучших практик на территории РФ.
Были даны следующие определения:
Образовательная среда — это количество содержательных коммуникаций, в которые вовлечен ребенок в течение дня. Качество определяется плотностью взаимодействия с разными держателями образовательного контента. Повысить качество среды – означает увеличить количество возможностей для разных образовательных коммуникаций.
Образовательная среда — это все, что окружает ребенка и способно мотивировать на получение образовательных результатов (школа, интернет, город, поселок и прочее).
Современная среда — та, которая формирует человека будущего (через 10 лет). Она должна предлагать возможности взаимодействия с самыми передовыми технологиями, достижениями архитектуры, философии, образа жизни.
В экспертном понимании современная образовательная среда включает архитектуру здания, предметно-пространственную организацию, цифровые технологии, оборудование, навигацию, методическую оснащенность, подготовку педагогов и социокультурные ресурсы (района, города, страны, мира). Переход от модели «учитель-ученик» к развитию компетенций требует новых внешних решений, и обучающее воздействие на ребенка становится распределенным.
Требования к современной образовательной среде
Физическое пространство: доступность, трансформируемость, насыщенность оборудованием, персонализация, безопасность, возрастосообразность.
Взаимодействие участников: партиципативность, коллаборативность, безопасность.
Цифровая среда: доступность (повсеместность), информационная насыщенность, безопасность.
Структура образовательной программы: гибкость, интегративность (кластерность), индивидуализация.
Согласно новому курсу реформ в российском образовании, каждый из этих компонентов должен быть конкурентоспособен на международном уровне. Эксперты обозначили барьеры, препятствующие созданию образовательной среды в инновационном виде: нормативные барьеры (в первую очередь, СанПиНы и пожарные нормы), культурные (традиции классно-урочной системы) и личностные (консерватизм и закрытость педагогов). Результат формирования новой образовательной среды будет зависеть от того, как выстроятся отношения между участниками процесса.
Перспективы развития образовательной среды в наших реалиях
Результаты исследования корпорации «Российский учебник», Московского городского педагогического университета и Всемирного банка были опубликованы в издании «Коммерсант. Наука». Работа будет продолжена в контексте связи среды и образовательных результатов. Уже сейчас благодаря британскому исследованию известно, что образовательная среда способна повысить успешность школьника на 15%.
Стало очевидно, что есть необходимость в популяризации понятия «современная образовательная среда» и в общественном обсуждении предложенных критериев и показателей. Кроме того, нужно просвещать педагогические коллективы в вопросах создания современной образовательной среды и работы в ней. Немаловажно учитывать разные исходные условия при разработке комплексной модели среды.
Существует мнение, что школьное обучение в привычной форме может стать невостребованным, поскольку его основные функции передачи знаний и коммуникации уже восполняют интернет-ресурсы. Школа должна быть для ученика местом, куда он действительно хочет приходить, а для этого необходимо создать такую атмосферу, в которой будет комфортно, ярко и интересно. Чтобы трансформация была проведена должным образом, нужны новые исследования и составление четкой картины того, что собой представляет среда в современных российских школах: городских, сельских, авторских.
Образовательная среда как «третий учитель»
Образовательная среда как «третий учитель»
«Учение в счастии человека украшает, в несчастии же служит прибежищем»
Понятие «образовательная среда школы» в настоящее время используется повсеместно. Оно включено в целевые государственные проекты, и, следовательно, во все нормативно-правовые документы сферы образования.
Новые подходы к обучению требуют как новых навыков от учителей, так и иных условий обучения. Например, сегодня образовательное сообщество активно обсуждает совершенно новые подходы к образовательным результатам обучающихся.
Привычные предметы становятся лишь инструментами междисциплинарной исследовательской деятельности. Это означает, что класс больше не является собранием определенного количества учащихся для проведения 40-минутного урока, а представляет собой параллельную работу различных групп учащихся и учителей по определенной теме. Эксперименты, сотрудничество и креативность становятся очень важными аспектами для учителей в таких условиях.
Образовательная среда исполняет ряд функций: обучающую, воспитательную, информационную, социокультурную, правовую, развивающую, просветительную, мировоззренческую, управленческую. Таким образом, образовательная среда школы является одновременно воспитывающей, обучающей и развивающей. Вот почему ей уделяется такое значение в современной школе.
По словам Максима Лозовского, вице-президента корпорации «Российский учебник», современное образование можно описать как систему, объединяющую несколько элементов: базовую образовательную инфраструктуру, педагогику, управленческие команды, новые цифровые платформы и контент, и пятый элемент – современную образовательную среду.
Именно она объединяет все остальные элементы и позволяет комбинировать различные инструменты и механизмы обучения.
В образовательной среде выделяют несколько обязательных характеристик: физическое пространство, цифровое пространство, взаимодействие учеников и педагогов,
учебный график и расписание
Информационно-образовательная среда школы (ИОС) — основанная на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационная среда, реализующая едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение школьников, педагогов, родителей, администрацию учебного заведения и общественность. Цель ИОС – обеспечение процесса достижения целей образования.
Согласно ФГОС нового поколения, «информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые (электронные) образовательные ресурсы; совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение».
Объекты ИОС: средства предметного обучения и инструменты учебной деятельности; информационные и методические материалы; материально-техническая и технологическая база (инфраструктура); система управления педагогическим процессом; способы коммуникации: организационно-управленческий, разъяснительно-мотивационный, ответно-поведенческий, технический, эмоциональный.
ИОС содержит три содержательных уровня:
первый уровень – педагогическая система, определяющая форму и содержание ИОС;
третий уровень – образовательная медиа среда, содержащая познавательные и социокультурные ресурсы общей среды, связанные с образованием, самообразованием. саморазвитием учащихся, самостоятельным добыванием ими знаний.
Информационно-образовательная среда школы должна соответствовать следующим требованиям : структурированность и упорядоченность; обеспечение единого информационного пространства для взаимодействия всех участников системы образования на уровне школы; наличие базовой педагогической концепции образовательной среды, на основе которой выстроена ИОС; участие педагогов в создании и адаптации информационных и электронных образовательных ресурсов (ИОР и ЭОР), учитывающих специфику образовательного процесса школы; информационная компетентность педагогов, администраторов, учащихся; уровень материально-технического оснащения школы, достаточный для применения современных ИКТ и средств ИКТ, ИОР и ЭОР последнего поколения.
Подход, формирующий образовательную среду, основан на поиске и реализации, главным образом, позитивных моментов и сторон школьной действительности, дающих максимальный простор для творчества и совместной деятельности учителей и их воспитанников.
Формирование образовательной среды носит творческий, раскрепощённый характер, ориентированный не на нормативы многолетней давности, жёсткие традиции школы, а на актуальные интересы и социальные заказы сегодняшнего дня.
Среда как источник разнообразного культурного опыта представляет собой совокупность влияний. Элементы культуры в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания преобразуются в образовательный средовой ресурс. Чем большее число фрагментов культуры будет преобразовано в образовательный ресурс, тем более богатой в плане влияний будет образовательная среда. Данные условия позволяют оптимизировать процесс взаимодействия и взаимовлияния в системе «ребёнок – среда».
Образовательная среда с этой точки зрения должна быть:
Образовательная среда как третий учитель? Данные о влиянии школьной инфраструктуры
Эта страница на:
По мере того, как растет доступ детей к образованию, все большую озабоченность вызывает качество образовательных программ, квалификация учителей и наличие надлежащих условий для обучения. Одним из способов обеспечения качества образования — создание или совершенствование учебных условий таким образом, чтобы они были ориентированы на ребенка и обеспечивали безопасную, инклюзивную и эффективную среду обучения для каждого.
Как же это обеспечить на практике? Для строительства школ необходимы знания о педагогике, подходах к обучению, технологиях строительства, параметрах объекта и потребностях пользователей, а также активное участие различных заинтересованных сторон: руководителей проектов, директоров школ, архитекторов, политиков, представителей общественности. Наличие научных данных в этих областях крайне важно для принятия обоснованных решений теми, кто разрабатывает и реализует национальную политику по расширению сети школ, и теми, кто занимается проектами в сфере образования.
Появляется все больше данных о влиянии образовательной среды и проектировании образовательных учреждений. В нашей новой книге «Влияние школьной инфраструктуры на обучение: обобщение фактических данных» рассматриваются результаты последних исследований, которые касаются условий обучения. Основное внимание в ней уделяется тому, каким образом школьная среда может влиять на результаты обучения детей. Мы определяем ключевые параметры, которые могут помочь при разработке, внедрении и контроле будущих проектов в области модернизации образовательной инфраструктуры, рассматриваем аспекты, в отношении которых нужно получить больше фактических данных, и определяем области для дальнейших исследований.
На успеваемость детей могут существенно повлиять следующие параметры образовательной среды: размер школы, доступ к школьному образованию, время, необходимое для того, чтобы добраться до школы, размер класса, расписание и продолжительность учебного дня, оптимальное использование учебных условий и доступность школы для детей с особыми образовательными потребностями.
Самым удачным считается то решение, которое лучше всего подходит для педагогических целей. Это возможно, когда пользователи здания и заинтересованные стороны планируют и разрабатывают проект в соответствии со своим культурным, педагогическим и экономическим контекстом. Иногда школы или дошкольные учреждения становятся частью общественных центров, где, к примеру, соседи могут пользоваться спортивной базой школы, а учащиеся — общественной библиотекой.
Новые подходы к обучению требуют как новых навыков от учителей, так и иных условий обучения. Например, сегодня образовательное сообщество активно обсуждает совершенно новую реформу учебных программ в Финляндии. Ее принципиальным отличием является введение уроков, комплексно изучающих тему или концепцию (phenomena-based learning). Привычные нам предметы, в этом случае, становятся лишь инструментами междисциплинарной исследовательской деятельности. Это означает, что класс больше не является собранием определенного количества учащихся для проведения 40-минутного урока, а представляет собой параллельную работу различных групп учащихся и учителей по определенной теме. Например, две маленькие группы могут одновременно работать с двумя учителями, а одна большая группа может работать с одним учителем. Эксперименты, сотрудничество и креативность становятся очень важными аспектами для учителей в таких условиях.
Новые подходы к проектированию могут улучшить экономические характеристики здания школ, сделав их среду более разнообразной и многофункциональной. Обычно в традиционной школе 10-25% пространства выделяется для коридоров. Альтернативные подходы (например, организация пространства вокруг центрального элемента) могут обеспечить использование этого помещения, одновременно уменьшив общую занимаемую коридорами площадь на 10-15%. Стоит отметить, что при проектировании образовательной среды важно обеспечить соответствие целям, а методы преподавания и обучения должны быть ведущим фактором в организации образовательной среды.
Потребность в активизации обмена передовым опытом между специалистами Всемирного банка и нашими клиентами становится все более насущной. Мы также отмечаем необходимость проведения дальнейшего анализа данных о взаимосвязи между образовательной средой и результатами обучения.
[1] Источник: OECD (2017), “Table D1.1. Instruction time in compulsory general education1 (2017)?”, in Education at a Glance 2017: OECD Indicators, OECD Publishing