Что значит невоздержание в супружеской жизни
Пост и воздержание в супружеской жизни
Пост и воздержание в супружеской жизни
Добрый день, дорогие наши посетители!
Сегодня, в рубрике Вопросы священнику, мы рассмотрим следующие вопросы: Что конкретно говорится в церковных канонах по поводу того, в какое время супругам надо воздерживаться от телесной близости, а в какое нет? Когда устав предполагает воздержание от супружеской близости?
Отвечает протоиерей Максим Козлов:
«Существуют некоторые идеальные требования Церковного Устава, которые должны определять конкретный путь, стоящий перед каждой христианской семьей, чтобы их неформально исполнять.
Устав предполагает воздержание от супружеской близости накануне воскресного дня (то есть вечер субботы), накануне торжества двунадесятого праздника и постных среды и пятницы (то есть вечер вторника и вечер четверга), а также во время многодневных постов и дней говения – подготовки к принятию Святых Христовых Таин. Это идеальная норма.
Но в каждом конкретном случае мужу и жене необходимо руководствоваться словами апостола Павла: “Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление” (1Кор. 7, 5–6).
Это значит, что семья должна дорастать до такого дня, когда принятая супругами мера воздержания от телесной близости никак не будет вредить и уменьшать их любви и когда вся полнота семейного единения будет сохраняться и без подпорок телесности. И именно эта целостность духовного единства может быть продолжена в Царствии Небесном. Ведь из земной жизни человека будет продолжено то, что к вечности причастно.
Понятно, что в отношениях мужа и жены к вечности причастна не плотская близость, а то, чему она служит подспорьем. В светской, мирской семье, как правило, происходит катастрофическая смена ориентиров, которую нельзя допустить в семье церковной, когда эти подпорки становятся краеугольными. Путь к такому возрастанию должен быть, во-первых, взаимным, а во-вторых, без перепрыгивания ступенек.
Конечно же, не каждым супругам, особенно на первом году совместной жизни, можно будет сказать, что они должны весь Рождественский пост пройти в воздержании друг от друга. Кто сможет вместить это по согласию и умеренности, тот явит глубокую меру духовной мудрости. А на того, кто еще не готов, полагать бремена неудобоносимые со стороны более воздержанного и умеренного супруга было бы неблагоразумно.
Но ведь семейная жизнь нам дана во временной протяженности, поэтому, начав с малой меры воздержания, надо постепенно наращивать ее. Хотя некую меру воздержания друг от друга “для упражнения в посте и молитве” семья должна иметь с самого начала.
Например, каждую седмицу накануне воскресного дня муж и жена уклоняются от супружеской близости не по усталости или занятости, а ради большего и высшего в общении с Богом и друг с другом.
И Великий пост нужно с самого начала супружества, кроме каких-то, совершенно особенных, ситуаций, стремиться проходить в воздержании, как самый ответственный период церковной жизни.
Даже в законном браке, плотские отношения в это время, оставляют недобрый, греховный осадок и не приносят той радости, какая должна быть от супружеской близости, и во всем остальном умаляют само прохождение поприща поста.
В любом случае такого рода ограничения, должны быть с первых дней супружеской жизни, а дальше их необходимо расширять по мере взросления и возрастания семьи».
Глава 8: О невоздержаниях и воздержаниях христиан, состоящих в браке
Глава 8: О невоздержаниях и воздержаниях христиан, состоящих в браке
Для того чтобы определить, когда человек, состоящий в браке, грешит при половых отношениях, а когда нет, рассмотрим следующие вопросы: умеренность, неразвращенность и воздержание в супружеских половых связях.
Стоит признать, что мало кто из христиан (особенно семейных) задумывается о такой добродетели, как половое воздержание. Вопрос о воздержании следует рассматривать исходя из того положения, в котором находится человек: то ли он состоит в супружеской связи, то ли холост, то ли монашествующий или подвижник, то ли вдовствующий. В этой главе будет рассмотрен вопрос о грехах семейных христиан, заключающихся в несдержанности половых отношений, а затем будет сказано о добродетели воздержания.
Вначале скажем кратко. Воздержание в супружеской жизни рассматривается в трех действиях:
1. не изменять своему супругу(е);
2. воздерживаться от половый отношений по обстоятельствам (пост и физические очищения);
3. воздержание для исполнения заповеди: «имеющие жен должны быть, как не имеющие» (1Кор. 7, 29).
Первое действие соотносится к ветхому состоянию человека, и направлено на восстановление естества. Второе — к состоянию человека обновляющегося Благодатью Христовой и вводит в естественное состояние. Третье — высшее действие, соответствующее новому человеку, превышающее естество человека. Какие действия и состояние изберет человек, зависит от него, и затем по его свободному расположению Господь будет подавать ему силы и обстоятельства. Мы также разберем эти три состояния. Но, как известно, враг рода человеческого воюет против этих трех состояний. Против заповеди «не изменяй» — учит измене. Против заповеди: «не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» (1Кор. 7, 5) учит невоздержанию. Против телесного целомудрия враг учит блудным помыслам и нечистоте. Так как первое действие — измену — мы уже рассмотрели, то теперь поговорим об умеренности и целомудрии в супружеской жизни.
Читайте также
Глава 13. О беседе христиан с Богом
Глава 13. О беседе христиан с Богом Господи, кто будет обитать в жилище Твоем?или кто поселится на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно и делает правду, говорит истину от сердца своего, и прочее. (Пс. 14:1-2) § 511. О, сколь великое утешение христиане верою черпают от того,
Глава 17. О кончине или смерти христиан
Глава 18. О воскресении христиан
Глава 18. О воскресении христиан Наше жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его. (Флп. 3:20-21) Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в
Глава 7: О любви и половых отношениях людей, состоящих в браке
Глава 7: О любви и половых отношениях людей, состоящих в браке Блаженный Августин (О супружестве и похоти):«То, что они (супруги) в супружестве совершают с целью продолжения рода, является благом брака; однако то же самое до бракосочетания скрывается, так как является
Глава V. Поклонение христиан
Глава V. Поклонение христиан I. Богатейшие источники — труды Иустина Мученика, Тертуллиана, Киприана, Евсевия и так называемые Constitutionen Apostolicae; также Климент Римский (Ad Cor. 59–61) и «Гомилии», которые неверно ему приписываются (полностью опубликованы в 1875).II. См. книги,
О хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве
О хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве Документ принят 3 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.1. Признать, что практика хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве, а особенно лиц, ранее не состоявших в браке, должна
Глава XIX. Павел в Ефесе, крещение учеников Иоанновых (1-7). Отделение христиан от иудеев (8-10). Чудеса Павла и их влияние (11-20). Планы Павла относительно дальнейшего путешествия (21-22). Мятеж в Ефесе против христиан (23-40)
Глава 2 1. Чудо на браке в Кане Галилейской
Глава 2 1. Чудо на браке в Кане Галилейской 1. На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. 2. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. Шел третий день после того дня, в который Христос призвал Филиппа (1:43). Этот день Христос уже проводил в Кане
Глава 467: О том, что было сказано относительно добровольных молитв, состоящих из двух ракатов.
Глава 467: О том, что было сказано относительно добровольных молитв, состоящих из двух ракатов. 580 (1162). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, учил нас, как следует просить
Глава 1597: Побивание камнями /раджм / за прелюбодеяние людей, состоящих в браке.
Глава 1597: Побивание камнями /раджм/ за прелюбодеяние людей, состоящих в браке. 2122 (7323). Сообщается, что ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине, Аллах направил Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, с истиной и ниспослал ему Книгу, а среди
Глава 1. РЕАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ В УЧЕНИИ О БРАКЕ
Глава 1. РЕАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ В УЧЕНИИ О БРАКЕ • Реалистическая теория о потомстве, как цели брака в классическом мире, в иудействе, в Римско-католической церкви • Copula-tbeorie (теория брака) и теория промисквитета • Шопенгауэр • Идеалистическая теория о
ГЛАВА 29. Разделение христиан
ГЛАВА 29. Разделение христиан Католическая капелла. — Колонна бичевания. — Крестный ход у Гроба Господня. — Святогробские монахи. — Их денежные средства. — Драка женщин в храме. — Ссоры монахов разных вероисповеданий. — Омовение ног. — Денежный сбор напоминание. —
Глава 27 Игральные автоматы христиан
Глава 27 Игральные автоматы христиан Мицпа (Массифа) была не случайно избрана Годолией в качестве новой столицы. Дело в том, что именно этот город служил местом народных собраний во времена Судей и при пророке Самуиле. Последний жил в Мицпе, управляя из нее духовной и
О неумеренности и воздержании в супружеском ложе в позволительные времена
О неумеренности и воздержании в супружеском ложе в позволительные времена
При супружеских отношениях существует грех телесного сладострастия, заключающийся в стремлении как можно чаще получать телесные услаждения. Он базируется на сладострастном постоянном возбуждении, которое поддерживается блудными помыслами, видимым блудными картинами, т. е. человек может целый день ходить в блудном разжжении и приходя к супруге(у) снимать это напряжение. Итак, неумеренность обычно вызывается половой активностью человека даже в те часы, которые к этому не располагают, например: когда человек находится на работе или идет по улице и т. п. А так как такое возбуждение не свойственно человеку, то и неумеренность также является грехом, даже если человек состоит в браке. И, к сожалению, в христианских семьях достаточно часто можно встретить вполне мирское понятие любви, когда считается, что если у супругов нет долго половых отношений, то это означает, что «он или она меня разлюбила», и такая претензия служит началу ссор в семье.
Иоанн Златоуст (т.1, ч.1, Книга о девстве):«…Брак тогда особенно и лишается всякой похвалы, когда кто-нибудь пользуется им до пресыщения».
Блаженный Августин (О супружестве и похоти):«Соединение мужчины и женщины для рождения детей — это естественное благо супружества. Но этим благом дурно пользуется тот, кто использует его животным образом, так, что стремление его направлено на удовлетворение жажды телесных наслаждений, а не желаний продолжения рода».
Климент Александрийский (Педагог):«Природа, как в отношении пищи, так и в отношении законного брака позволяет пользоваться лишь тем, что естественно, целесообразно и благопристойно. Она дозволяет страстное стремление к произведению детей. Но всякая чрезмерность и неумеренность идут уже против законов природы; неестественными связями допускающие их сами себе вредят. …Моисей запретил употребление в пищу и мяса зайца. Он постоянно совокупляется и наскакивает, а самка его присаживается, ибо он из числа тех животных, которые наскакивают спина к спине. Зачинает же в течение одного месяца и до конца вынашивает плод; становится беременной и рожает. После того, как родит, тотчас оплодотворяется от какого угодно зайца, ибо ей никогда не хватает одного брака, и вновь зачинает, хотя еще и кормит. В матке зайчиха имеет две пазухи, ибо одной только пазухи ей недостаточно для того, чтобы принимать в себя семя самца. Всякая пустота кидает наполнения. Отсюда происходит, что, когда в одной части уже развивается плод, другая часть ее матки томится от желания и горит от похоти; отсюда новое оплодотворение. Через эту аллегорию Моисей запрещает нам отдаваться чрезмерным пожеланиям, слишком стремясь к соитию, предаваясь страсти с беременными женами, чередуя утехи с утехами, занимаясь любовью с мальчиками и изменяя супругам, и вообще внимать голосу похоти… Впрочем, и для тех, которым брак обстоятельствами дозволен, тоже необходимо советоваться с Педагогом, чтобы во время бела дня им не справлять беспутных оргий, чтобы, например, из церкви или утром с рынка домой придя, не набрасываться им на жен подобно петухам в то время, когда следовало бы молиться или читать, или обязанностями своего призвания заниматься. Вечером после ужина и по принесении Богу благодарения за испытанные благодеяния следует ложиться спать. Но помнить следует указание уже самой природы, что не постоянно время удобное, для того, чтобы сходиться друг с другом на ложе, притом, тем желаннее будет соитие, чем долгожданнее».
Нравственное Богословие (Грех против 7й заповеди, грех — неумеренность в супружеском ложе):«…половое наслаждение уже само по себе стоит на последней ступени, хотя и «честна женитва». Взятое же и ценимое отдельно, оно и будет «блудодеяния ради»,т. е. полагается только выше разжжения, или блуда; тогда «лучше есть женитися, нежели разжигатися». А если еще прибавить к этому неумеренность, или частовременность сообщения, — тогда что же выйдет из законного брака, как не одна плотская прихоть, как не потеха для животного инстинкта? и достойно ли такое пользование браком в особенности со стороны христианских супругов? Нет; о первых супругах было сказано: «и узнали они, что наги» (Быт.3.7.). Значит и между законными мужем и женой должна быть умеренная половая стыдливость, которая между тем с частовременным совокуплением их непременно понижается и утрачивается. Неумеренность-то супружеская более бывает причиною того, что муж и жена не могут без страстного ощущения и на одну минуту встречаться друг с другом пристальным взглядом, ласкою, пожатием рук, лобызанием, тогда как в известное время не должно быть и мысли о похоти. (С редким же сообщением между собой и опять непременно возвращается к ним половая стыдливость). Неумеренное наслаждение супружеским ложем скорее свойственно мусульманству; там оно и усвоено; там оно даже вносится в список райских утех, считается у чувственных людей предупреждением вечного блаженства. Оно может довести в особенных случаях до падений и вне закона. Вот муж и жена, пользуясь законностью брака, тайностью и доступностью каждый день (если не отлучаются) супружеского своего ложа, тем, что никто их ни поверяет, ни упрекает в частовременном между собой совокуплении, — пользуясь не по совести всем этим, чрезмерно развивают в себе плотскую похоть. Но что, если вдруг их постигнет вдовство или продолжительная болезнь, препятствующая совокуплению? что им тогда делать с развитою страстью? готовы ли они выдержать борьбу с ней? Сомнительно! Всегдашняя неумеренность супружеская также вредна и для здоровья, и даже более вредна, чем только несдержанность в непозволительное физически время. Когда она достигнет высшей степени: тогда, несомненно, истощает силы, особенно молодых супругов. Тогда она ведет к сокращению жизни; потому что «жизнь человека есть горение». А известно, что чем сильнее пламя, тем скорее потухает. В половом же совокуплении жизнь на короткие минуты возжигается, как полное пламя; потому что оно сопровождается потрясением всего человека (всей нервной системы). Отсюда и очевидно вредны последствия для жизни от крайней неумеренности. Наконец, если эта неумеренность обнаруживается и только в частых или продолжительных супружеских ласках, без решительного акта совокупления, и тут нужно видеть в ней некоторое недостоинство пред всевидящим Богом. Особенно при старости лет обоих супругов, когда высшая цель брака — рождение детей не может быть более достигаема, особенно в эти лета частое обращение к супружескому ложу составляет вину. (Между тем, иные супруги в старости-то лет, не опасаясь уже зачатия детей, и предаются больше супружеским наслаждениям. Зачем же так? зачем льстить плоти на сей раз? Она ведь подобна лакомому псу: не отказывай ей в похоти, и будет она как пес, который тем больше подбегает и ласкается, чем больше бросают ему лакомых кусков). С приближением старости лучше было бы совсем оставить плотскую супружескую связь, и т. о. сделать брак жертвою чистоты пред Богом».
Для того чтобы приучить нас к воздержанию Господь дает нам заповедь о посте и воздержании. Поэтому далее рассмотрим вопрос о том, как мы воздерживаемся от неумеренного совокупления в посты.
Читайте также
О любострастности и благопристойности в супружеском ложе
О любострастности и благопристойности в супружеском ложе Говоря о супружеских половых отношениях, стоит сказать о характере этих отношений. Они могут быть любострастными, нечистыми и срамными, а могут быть благопристойными и стыдливыми. На первый взгляд кажется, что
Раздел 8.2: О праведном и неправедном супружеском уклонении
Раздел 8.2: О праведном и неправедном супружеском уклонении Мы говорили, что есть два способа воздержания: по закону и по естеству. Но есть еще третий путь воздержания — воздержание по собственной воле ради исполнения заповеди Божией о чистоте и целомудрии: «имеющие жен
Искажения в понимании заповеди о супружеском воздержании
Искажения в понимании заповеди о супружеском воздержании Сразу отметим:Блаженный Августин (Супружество и похоть):«Если же какие-нибудь супруги по обоюдному согласию пожелают совсем воздерживаться от плотских сношений, то это еще не значит, что между ними разорвется
333. О воздержании от оскорбительных чувств и речей при встрече с другими. О воздержании в пище
333. О воздержании от оскорбительных чувств и речей при встрече с другими. О воздержании в пище Милость Божия буди с вами! Как только увидите неправость мысли, чувства, или слова, тотчас и кайтесь. Хорошо так, как делаете. Прибавьте к этому осматривание, как идет падение и из
Как появилось выражение «прокрустово ложе» и что оно означает?
Как появилось выражение «прокрустово ложе» и что оно означает? О происхождении этого выражения древние греки рассказывают следующее. У прибрежной дороги из Трезена в Афины жил когда-то разбойник по имени Прокруст. В его доме было два ложа: одно большое, а другое
Смертное ложе Учителя
Смертное ложе Учителя Тогда Возвышенный обратился к досточтимому Ананде и сказал: «Подойди, Ананда, перейди через реку, и мы пойдем в Кусинару, к тому повороту, который ведет к роще Сала народа маллов».«Да будет так, господин», – ответил Возвышенному Ананда. И вот
IX. Брак честен, ложе нескверно
IX. Брак честен, ложе нескверно Иногда приходится встречаться с мнением, что всякие отношения полов — это либо грех, либо извинительная и допустимая слабость. Очень многое в этом вопросе навеяно платонизмом и монашеской аскетической литературой. В истории Церкви
Смертное ложе Учителя
Смертное ложе Учителя Тогда Возвышенный обратился к досточтимому Ананде и сказал: «Подойди, Ананда, перейди через реку, и мы пойдем в Кусинару, к тому повороту, который ведет к роще Сала народа маллов».«Да будет так, господин», – ответил Возвышенному Ананда. И вот
О воздержании
О воздержании Добродетель воздержания, или целомудрия, относится к образованию сердца. Сердце, способность чувствующая, ощущает все перемены, происходящие в нашей душе и теле, и впечатления внешних предметов. Если эти предметы своим действием или влиянием на нас
Поучение 3-е. Свв. мученики Иулиан и Василисса (О супружеском целомудрии)
Поучение 3-е. Свв. мученики Иулиан и Василисса (О супружеском целомудрии) I. Ныне Св. Церковь совершает память по св. муч. Иулиане и Василиссе.Св. Иулиан, с ранних лет возлюбивши всем сердцем Христа, желал остаться девственником на всю свою жизнь. Но родителям непременно
О воздержании
О воздержании Истинно блажен и троекратно блажен тот, кто соблюл воздержание, потому что воздержание подлинно великая добродетель. Но послушайте, до чего воздержание простирается, во что ценится и в чем требуется?Так, есть воздержание в языке — не говорить много и не
Молитва о даровании детей (в супружеском неплодстве)
Молитва о даровании детей (в супружеском неплодстве) Услыши нас, Милосердный и Всемогущий Боже, да молением нашим ниспослана будет благодать Твоя. Будь милостив, Господи, к молитве нашей, вспомни Закон Твой об умножении рода человеческаго и буди милостивым Покровителем,
49. О неумеренности в питии, как она вызывает срамные похотения
49. О неумеренности в питии, как она вызывает срамные похотения Когда ум наш плавает в волнах многопития, тогда не только на образы, во сне представляемые ему бесами, смотрит страстно, но и, сам в себе рисуя некие красивые лица, такими мечтаниями своими, как какими живыми
Призрачный путь неумеренности Мишеля Мессинга
Призрачный путь неумеренности Мишеля Мессинга Буря несколько изменила ландшафт. Конечно, ослепительная ледяная вершина Белухи никуда не исчезла; но размытую дождем дорогу перегораживали сосны, вырванные с корнем. Идти было трудно, и мы решили свернуть в лес, где ураган
Бог и супружеское ложе
Бог и супружеское ложе Первая книга Царств начинается с рассказа о том, каким чудесным образом родился Самуил, положивший, согласно библейским рассказам, начало царствующего дома Давида. Составители нового завета впоследствии использовали текст этих книг старого
О СУПРУЖЕСКОМ ВОЗДЕРЖАНИИ
Апостол Павел пишет:
«Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа;
Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена;
Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 2, 4, 5).
Свт. Иоанн Златоуст говорит, что в супружеской близости воздержание должно быть в меру и только по взаимному согласию:
«Та, которая воздерживается против воли мужа, не только лишится награды за воздержание, но и даст ответ за его прелюбодеяние, и ответ более строгий, чем он сам. Почему? Потому что она, лишая его законного совокупления, низвергает его в бездну распутства. Если она не имеет права делать это и на короткое время без его согласия, то какое прощение может получить она, постоянно лишая его этого утешения?» (1: 337);
«Ввиду того, что многие воздерживаются и имеют чистых и целомудренных жен, притом воздерживаются сверх должного, так что воздержание делается поводом к прелюбодеянию, ввиду этого говорит: “каждый пусть пользуется своею женою” … Ты соблюдаешь воздержание и не хочешь спать с мужем твоим, и он не пользуется тобою? Тогда он уходит из дому и грешит, и в конце концов его грех имеет своей причиной твое воздержание. Пусть же лучше он спит с тобою, чем с блудницей. Сожитие с тобою не запрещено, а сожитие с блудницею запрещено. Если с тобою он будет спать, нет никакой вины; если же с блудницею, тогда ты погубила собственное тело… Для того ты (жена) и имеешь мужа, для того ты (муж) и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудрие. Ты хочешь иметь воздержание? Убеди к тому и мужа твоего, чтобы было два венца — целомудрие и согласие, но чтобы не было целомудрия и сражения, чтобы не было мира и войны. Ведь если ты воздерживаешься, а муж распаляется страстью, и между тем прелюбодеяние запрещено Апостолом, значит, он должен терпеть бурю и волнение. Но “не лишайте себе друг друга, точию по согласию” (1 Кор. 7, 5).
И, конечно, где мир … там и воздержание увенчивается; а где война, там и целомудрие подрывается. Итак, подвизайся (в воздержании) сколько хочешь; когда же ослабеешь, пользуйся общением (брачным), чтобы не искушал вас сатана. “Каждый имей свою жену” … Итак, соблюдай меру в своем воздержании, смотря по тому, насколько ты можешь обуздать немощь своей плоти. Не стремись превзойти эту меру, чтобы не ниспасть ниже всякой меры» (2: 647).
Свт. Тихон Задонский также считает, что в семье воздерживаться друг от друга необходимо только с общего согласия:
«Есть обычай неким мужам своих жен, а женам своих мужей под видом воздержания оставлять, но сие дело очень опасно, ибо вместо воздержания может последовать тяжкий прелюбодеяния грех, или в одном, или в обоих лицах. Когда муж оставит жену, а жена с другим будет грешить, то и муж томужде греху повинен будет, яко подал причину жене своей грешить; такожде и жена, когда оставит мужа своего, а муж с иной будет грешить, то и жена томужде греху повинна ради вышеописанной причины. Сего ради, когда разлучение бывает ради воздержания, то должно быть тое с согласия обоих лиц, и на то время, пока искусят себя, могут ли сие бремя понести. Когда могут, хорошо: да пребывают тако. Когда не могут, да сходятся паки во едино; не всем бо все дано» (цит. по 3 со ссылкой на «Творения свт. Тихона. 6-е изд. 1899 г. Т. 5, с. 174»).
Аналогичного мнения придерживается и старец Паисий Святогорец: «Ты должен иметь в виду, что проблема супружеских отношений не только твоя проблема и что ты не имеешь права регулировать их один; ты можешь делать это лишь по взаимному согласию, как заповедует апостол Павел (см.: 1Кор. 7, 5). Когда это происходит по взаимному согласию, опять же требуется молитва. И сильный должен входить в положение немощного. Часто бывает так: одна половина соглашается воздерживаться, чтобы не огорчить другую, но внутренне страдает. Это чаще всего случается с женами, имеющими мало страха Божия и подвижную плоть. Иногда некоторые благочестивые мужья, слыша от жен своих слова согласия, по нерассудительности продлевают период воздержания, и тогда страдают жены: они становятся нервными и прочее. Мужья полагают, что их жены укрепились в добродетели, и хотят жить более чисто, вступая в отношения через более длительные периоды, и от этого жены входят в искушение и пытаются сойтись с кем-нибудь. И когда случается падение, их мучают угрызения совести. Однако мужья по-прежнему стараются жить более чисто, хотя и видят, что жены к тому не расположены. Таким образом, мужья полагают, что жены достигли духовного преуспеяния и не желают телесного. Но физическая причина порою неустранима, и женский эгоизм имеет оправдание, как и ревность, которую испытывают более слабые. Жена, видя, что муж хочет жить духовной жизнью, делает над собой усилия, желая его опередить» (4. Гл. 1 «О супругах»).
М. Григоревский в своей книге, посвящённой учению свт. Иоанна Златоуста о браке, пишет, что ни один из супругов не должен самостоятельно уклоняться от физической близости: «Соединенные супружескими узами, муж и жена не вправе отказываться от исполнения тех требований, какие заключаются в понятии о брачном союзе и цели его. Объясняя слова св. апостола: “муж оказывай жене должное благорасположение: подобно и жена мужу» (1 Кор. 7: 3), Златоуст спрашивает, что значит должную любовь? — Жена не властна над своим телом, но есть и раба и вместе госпожа мужа. Если ты отклоняешься от должного служения, то оскорбляешь Бога (Беседа 19 на 1 Кор., с. 324). Поэтому то и сказано: «не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию” (1 Кор. 7: 5). Как жена по смыслу этих апостольских слов, не должна воздерживаться против воли мужа, так и муж против воли жены, так как от такого воздержания происходит великое зло; от этого бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашние расстройства, даже если бы один из супругов воздерживался по нравственным мотивам, из желания, напр., достигнуть большей чистоты чрез воздержание от плотского сожития, его воздержание не будет иметь значение. Сторона, не желающая воздерживаться, — доказывает опыт, если и не станет предаваться прелюбодеянию, то будет скорбеть, беспокоиться, раздражаться и гневаться. “Какая же польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь”» (5: 145, 146).
Кроме того, одной из основных целей брака, по святоотеческому учению, является удовлетворение природного (полового) инстинкта, или «обуздание плотской страсти», или «укрощение пылкой природы». При этом, удовлетворение природного инстинкта имеет, по мнению свт. Иоанна Златоуста, большее значение (бóльшую важность) в браке, чем деторождение
Таким образом, на основании сказанного можно сделать вывод, что ни один из супругов не должен уклоняться от супружеской близости без оснований. Это можно делать только по взаимному согласию (см. об этом подробнее в 6).
3. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. — М.: Самшит-издат, 2003.
4. Старец Паистий Святогорский. О семье христианской. — М.: «Благовест», 2000.
5. Учение святителя Иоанна Златоуста о браке. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра: 2000. Репринтное издание по: «Григоревский М. Учение св. Иоанна Златоуста о браке. Архангельск. Типо-Лит. насл. Д. Горяйнова, 1902».
6. Добросельский П.В. Супружеские отношения и грань греха (брак, семья, супружеская близость) — 2-е (3–е) изд, испр. и доп. — М.: Оранта, 2012 (2013). — 464 с. — (Христианская антропология и современность. Вып. 1).