Что означает финансово правовая ответственность
Виды ответственности за нарушение финансового законодательства
В настоящее время проблемы финансового оздоровления России волнуют и все общество в целом, и каждого человека в отдельности.
Ведь благополучие в финансовой сфере государства означает стабильность финансового положения каждого гражданина. Коренные изменения в экономике, связанные с переходом к рынку, вызвали как позитивные, так и негативные изменения в обществе. В частности, наблюдается устойчивый рост преступности, в том числе и экономической направленности. Наряду с традиционными видами экономической преступности (хищения, нарушения в сфере торговли и т.д.) наметилась тенденция роста новых ее видов, и прежде всего связанных с функционированием кредитно-денежной системы. В пример можно привести многомиллионные хищения с помощью фальшивых авизо, компьютерных систем банков, злоупотребления при взаиморасчетах, конвертации валюты, уклонение от уплаты налогов и ряд других злоупотреблений.
Отличается и активизация новой категории преступности, так называемой «беловоротничковой», которую характеризует высокий интеллектуальный потенциал, хорошая подготовка в области экономики, финансов, юриспруденции, требуют совершенствования подготовки сотрудников правоохранительных органов. Каждый из них должен не только обладать специальными приемами и методами выявления и раскрытия экономических преступлений, но и иметь квалификацию юриста.
За совершенные в финансовой сфере противоправные деяния может наступить уголовная, административная, налоговая, гражданско-правовая, материальная и дисциплинарная ответственность. Причем для физического лица возможно наступление всех перечисленных видов ответственности, а для юридического — только административная (частично), гражданская и материальная (например, за вред, причиненный экологическим правонарушением).
Уголовная ответственность — это вид юридической ответственности, заключающийся в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ. При этом лицо подлежит уголовной ответственности (ст. 5 УК РФ) только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Кроме того, уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного УК РФ.
Уголовная ответственность начинается с момента вступления в силу обвинительного приговора, а полностью реализуется в отбытии наказания, назначенного судом. Основанием к наступлению уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ (ст. 8 УК РФ).
Административная ответственность — это вид юридической ответственности граждан, должностных лиц, юридических лиц за совершенное административное правонарушение. Порядок и основания привлечения к административной ответственности регулируются Кодексом РФ об административных правонарушениях и другими правовыми актами.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП).
К административной ответственности граждане Российской Федерации могут быть привлечены с 16-летнего возраста.
За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные наказания:
Административную ответственность за административные правонарушения, совершенные на территории Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут на общих основаниях.
За некоторые административные правонарушения, например связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения, обеспечение выполнения которых входит
9. Виды ответственности за нарушение финансового законодательства 87 в их служебные обязанности, административной ответственности подлежат только должностные лица.
Налоговая ответственность — вид юридической ответственности физических и юридических лиц за налоговые правонарушения.
Налоговое правонарушение — это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое установлена ответственность Налоговым кодексом РФ. Иными словами, это противоправное деяние, т.е. деяние, нарушающее нормы налогового законодательства, причем деяние виновное (сознательное) и заслуживающее наказания.
К налоговым правонарушениям в соответствии с Налоговым кодексом РФ относятся:
Налоговая ответственность физического лица, предусмотренная
Налоговым кодексом РФ, наступает только в том случае, если совершенное им деяние не содержит признаков состава преступления по уголовному законодательству РФ. Привлечение организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает должностных лиц этих организаций (при наличии соответствующих оснований) от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации (ч. 4 ст. 108 Налогового кодекса РФ). Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста.
Налоговая ответственность распространяется на всех налогоплательщиков, независимо от форм собственности, организационноправовых форм, ведомственной принадлежности и т.п. К налоговой ответственности не могут привлекаться филиалы, представительства и другие обособленные подразделения организаций, так как они не являются самостоятельными участниками налоговых правоотношений (налогоплательщиками, налоговыми агентами и т.п.).
Налоговая ответственность состоит в применении к нарушителю специальных финансовых санкций — денежных штрафов. В связи с этим налоговая ответственность носит исключительно имущественный характер.
Гражданско-правовая ответственность — это система мер имущественного характера, принудительно применяемых к нарушителям гражданских прав и обязанностей с целью восстановить положение, существовавшее до правонарушения. Система мер гражданскоправовой ответственности включает два вида: возмещение убытков (компенсация морального вреда) и санкции. По признаку основания применения тех или иных мер гражданско-правовую ответственность подразделяют на договорную и внедоговорную (ответственность за причинение вреда и неосновательное обогащение).
В гражданско-правовой ответственности противоправным является деяние, нарушающее императивные нормы гражданского права либо противоречащее общим началам и смыслу гражданского законодательства и нарушающее права и охраняемые законом интересы третьего лица.
Особой мерой гражданско-правовой ответственности является ответственность за неисполнение денежного обязательства, предусмотренная ст. 395 ГК РФ. Данная ответственность состоит в обязанности должника, нарушившего денежное обязательство, уплатить проценты на его сумму за время, прошедшее от нарушения до даты его фактического исполнения. Проценты являются мерой гражданскоправовой ответственности, а взыскание процентов носит зачетный характер, т.е. убытки возмещаются в доле, превышающей сумму процентов.
Одним из видов гражданско-правовой ответственности является субсидиарная ответственность, предполагающая дополнительную ответственность лиц, которые наряду с должником отвечают перед кредитором за надлежащее исполнение обязательства в случаях, предусмотренных законом или договором.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ субсидиарную ответственность несут, например:
В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам.
Материальная ответственность — это обязанность работника возместить в установленном порядке и в определенных размерах имущественный ущерб, причиненный по его вине предприятию (организации) в результате ненадлежащего исполнения им своих трудовых обязанностей. Вопросы материальной ответственности регулируются Трудовым кодексом РФ и рядом других нормативных актов.
Трудовое законодательство предусматривает ограниченную и полную материальную ответственность (ст. 241 и 242 ТК РФ).
Материальная ответственность за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации при исполнении трудовых обязанностей, возлагается на работника при условии, если ущерб причинен по его вине. Эта ответственность, как правило, ограничивается его средним месячным заработком, если иное не предусмотрено действующим законодательством (ст. 241 ТК РФ). Это есть ограниченная форма ответственности. При определении ущерба учитывается только прямой действительный ущерб, неполученные доходы (упущенная выгода) не учитываются.
Полная материальная ответственность наступает в следующих случаях:
Коллективная (бригадная) материальная ответственность вводится при совместном выполнении работ, когда невозможно разграничить материальную ответственность каждого работника за причинение ущерба и заключить с ним договор о возмещении ущерба в полном размере.
В экологической сфере, например, материальную ответственность несут должностные лица и другие работники, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.
Дисциплинарная ответственность — это санкция, которая применяется администрацией предприятия, учреждения, организации к работнику в виде дисциплинарного взыскания за дисциплинарный проступок.
Под дисциплинарным проступком понимается противоправное виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение работником своих трудовых обязанностей.
В п. 24 Постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров» от 22 декабря 1992 г. № 16 (в ред. от 25 октября 1996 г.) указано, что дисциплинарная ответственность может наступить за следующие нарушения:
Кроме того, если в соответствии с законодательством с работником должен быть заключен договор о полной материальной ответственности и если выполняемые им обязанности составляют основную трудовую функцию, и это было оговорено при приеме на работу, то отказ работника заключить договор о полной материальной ответственности рассматривается как неисполнение трудовых функций со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями.
Дисциплинарная ответственность существует в двух видах:
Меры взыскания при общей дисциплинарной ответственности жестко урегулированы ст. 192 ТК РФ и расширительному толкованию не подлежат. К этим мерам относятся:
Законодательством о дисциплинарной ответственности и уставами, положениями о дисциплине, кроме того, могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания для других категорий работников.
Так, на государственных служащих может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии (Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ). По специальным положениям несут дисциплинарную ответственность судьи, прокуроры, следователи.
При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника.
До применения дисциплинарного взыскания от работника должно быть затребовано письменное объяснение. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Причем за каждое нарушение трудовой дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.
Дисциплинарное взыскание может быть снято до истечения года применявшим его органом или должностным лицом по собственной инициативе или по ходатайству непосредственного руководителя или трудового коллектива, если подвергнутый дисциплинарному взысканию не совершил нового проступка и проявил себя как добросовестный работник.
Признаки финансово-правовой ответственности. 1 страница
Второй признак. Юридическая ответственность предполагает только наличие совершенного финансового правонарушения. По своей правовой природе ответственность за нарушение финансового законодательства является реакцией общества и государства на негативные действия (правонарушение) и своеобразной формой защиты общества от нарушений.
Третий признак. Финансово-правовая ответственность всегда предполагает определенные лишения для правонарушителя. Это мера его наказания. Лишения могут быть личного, организационного или имущественного характера. Личный характер лишений предполагает, что правонарушитель испытывает неприятности лично (лишение права занимать определенную должность, наложение штрафа на определенное лицо). Организационный характер лишений проявляется в том, что человек чувствует дискомфорт в связи с изменением своего правового статуса (запрет заниматься определенной деятельностью). Лишения имущественного порядка связаны с лишением определенных имущественных, материальных (денежных) средств (штраф, взыскание неуплаченных налогов).
Четвертый признак. Финансово-правовая ответственность осуществляется государством (его органами) в рамках правоприменительного процесса и включает все его особенности и стадии.
Исходя из внутри отраслевых норм, предусматривающих ответственность за нарушения финансового законодательства, ответственность можно классифицировать на следующие виды: финансовую (налоговую, бюджетную и т.д.), имущественную (материальную), дисциплинарную, административную, уголовную.
Особенность финансово-правовой ответственности заключается в том, что она имеет определенную специфику, обусловленную особенностями финансовой деятельности государства и муниципальных образований, механизмом правового регулирования финансовых отношений. Обособление ее в самостоятельный вид юридической ответственности подтверждается и выделением в финансовом законодательстве процедурно-процессуальных норм, регулирующих производство по делам о финансовых правонарушениях.
Согласно ст. 71 Конституции РФ финансовое регулирование относится к предметам исключительного ведения Российской Федерации. Следовательно, меры государственного принуждения, а также ответственность за нарушения финансового законодательства могут устанавливаться только на федеральном уровне.
Особенность финансово-правовой ответственности проявляется в том, что она выражается в лишениях имущественного (денежного) характера. По своей сути финансовые правоотношения являются имущественными (денежными), поэтому и воздействие на правонарушителя происходит в присущих финансовому праву формах. Всякое финансовое правонарушение наносит вред финансовым интересам публично-правового образования (государства или муниципального образования).
7.4. Меры государственного принуждения,
Вопрос о санкции правовой нормы связан с проблемой применения мер государственного принуждения, в том числе юридической ответственности. Санкции, предусматривающие меры государственного принуждения, в том числе и юридическую ответственность, носят, как правило, относительно-определенный характер, что вытекает из принципа их индивидуализации в соответствии с тяжестью и последствиями правонарушения и характеристикой личности правонарушителя. Одной из наиболее важных и действенных гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина является возможность применения государственных мер принуждения, в том числе и юридическая ответственность. С ее помощью решаются задачи обеспечения стабильности в государстве, охраны общества от преступных посягательств и иных правонарушений, развития и укрепления демократических основ.
См.: Ведомости РСФСР. 1991. N 15. Ст. 492.
См.: Финансовое право: Учебник / Под ред. М.А. Гурвича. М., 1940. С. 49.
Реализация юридической ответственности в сфере финансов в любом случае связана с реализацией санкций финансово-правовой нормы, однако следует отличать санкции, являющиеся мерами ответственности, от иных мер государственного финансового принуждения.
См.: Алексеев С.С. Общая теория социалистического права. Свердловск, 1964. Вып. 2. С. 187; Серегина В.В. Государственное принуждение по советскому праву. Воронеж, 1991. С. 95.
Отличие санкций, закрепляющих меры юридической ответственности, основывается на содержащихся в них указаниях на неблагоприятный характер последствий, которые наступают в случае нарушения предписаний правовых норм. В таких санкциях закреплено государственное осуждение и принуждение правонарушителя.
Финансово-правовые санкции закреплены в законодательстве о налогах и сборах, в бюджетном законодательстве, законодательстве о валютном регулировании и валютном контроле, в нормативных актах о банковской деятельности, а также рынке ценных бумаг. Специфика общественных отношений также позволяет отграничить финансово-правовые санкции от административных.
Особенность финансово-правовых санкций проявляется в их предназначении в системе охранительных финансовых правоотношений. Поскольку финансовая ответственность выполняет правовосстановительную и карательную функцию, то и финансово-правовые санкции нацелены прежде всего на восполнение финансовых потерь государства, принудительное выполнение обязанностей, устранение противоправных состояний. Наличие восстановительных санкций не исключает необходимость воздействия на правонарушителя с целью общей и частной превенции. В юриспруденции санкции, в зависимости от того, как они служат охране финансовых правоотношений, подразделяются на поощрительные, компенсационные (правовосстановительные) и карательные. Однако указанная позиция ученых носит дискуссионный характер.
1. В качестве поощрительной санкции рассматривают, например, применение налоговой амнистии, но лишь в том случае, если субъект выполнит указанные в акте амнистии правомерные действия.
Финансово-правовая поощрительная санкция обладает следующими признаками:
1) применяется за заслуженное финансово-правомерное поведение, под которым понимается добросовестный правомерный поступок, связанный со «сверхисполнением» субъектом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата;
2) применяется в случае добровольности поступка;
3) присутствует юридическое одобрение позитивных действий, т.е. это форма вознаграждения со стороны общества и государства;
Мусаткина А.А. Поощрительные финансово-правовые санкции // Финансовое право. 2005. N 5. С. 48.
Так, санкции, предусмотренные ст. ст. 116, 126, 126.1, 128, 129 НК РФ, носят карательный характер, другие санкции, предусмотренные НК РФ, направлены на восполнение финансовых потерь государства. Компенсационный характер носит большинство мер воздействия, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства.
Размеры санкций предусматриваются статьями нормативных правовых актов отраслевого законодательства, устанавливаются и применяются, как правило, в виде денежных взысканий относительно лица, признанного виновным в совершении правонарушения в сфере финансов. Денежная форма финансовых санкций обусловлена характером финансовых обязанностей субъектов финансового права, которые также выражены в денежной форме: налогоплательщик обязан уплачивать налоги в денежной форме; распорядители бюджетных средств обязаны использовать денежные средства по целевому назначению; организации обязаны совершать денежные расчеты между собой в безналичной форме, перечислять валютную выручку на счета в уполномоченных банках и т.д.
Процессуальный порядок применения финансово-правовых санкций зависит от их вида.
Штрафы за нарушения финансового законодательства взыскиваются только в судебном порядке и в законодательно установленной последовательности. Судебный порядок взыскания финансовых санкций является развитием принципа неприкосновенности собственности, закрепленного ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Нарушение финансового законодательства влечет за собой причинение имущественного вреда интересам государства, поэтому задача финансовых санкций состоит в максимальной нейтрализации и предотвращении денежных потерь государственной казны, в восстановлении нарушенных прав и наказании правонарушителя.
Финансово-правовая санкция представляет собой элемент финансово-правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные последствия неисполнения либо несоблюдения финансовых обязанностей, сформулированных в диспозициях финансово-правовых норм, и применяемый в особом процессуальном порядке . При этом необходимо иметь в виду, что норма финансового права и соответствующая статья в нормативном правовом акте могут не совпадать. Поэтому санкция как элемент нормы финансового права может находиться в другой статье нормативного правового акта, а не в той, в которой находятся гипотеза и диспозиция данной нормы.
Финансовое право: Учебник / А.Ю. Ильин и др.; под ред. И.И. Кучерова. М.: Эксмо, 2011; Финансовое право: Учебник для академического бакалавриата / А.Ю. Ильин, М.Н. Кобзарь-Фролова, И.Г. Ленева, В.А. Яговкина; под ред. А.Ю. Ильина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016.
Финансовые санкции имеют общую юридическую природу, но вместе с тем и отличительные признаки. Различия между штрафом как карательной санкцией и недоимкой и пеней как правовосстановительными санкциями состоят в следующем:
а) основанием ответственности в виде штрафа является совершение финансового правонарушения. Основанием правовосстановительной ответственности является наличие финансовых обязанностей перед государством, и в случае необходимости применяется государственно-властное принуждение к их исполнению;
б) штраф носит абсолютно или относительно определенный характер, имеет низшие и высшие границы, которые также могут быть изменены в зависимости от наличия смягчающих или отягчающих обстоятельств. Размеры недоимки и пени всегда абсолютно определенны и не изменяются от наличия каких-либо индивидуальных обстоятельств, поскольку сумма ущерба, причиненного государственной казне финансовым правонарушением, может быть подсчитана достаточно точно;
в) взыскание штрафа является результатом деятельности уполномоченных государственных органов, и правонарушитель не может сам подвергнуть себя финансовой ответственности. В отличие от штрафа, уплатить недоимку или пени правонарушитель может самостоятельно, без вмешательства государственных органов.
Имеющиеся различия в основаниях, механизме применения и реализации правовосстановительных и карательных санкций не означают их взаимоисключения;
г) штрафы взыскиваются по принципу сложения, а недоимки и пени взыскиваются до полного (как минимум) возмещения причиненного государству ущерба.
1. Понятие и признаки финансового правонарушения.
2. Юридический состав финансового правонарушения.
3. Юридическая ответственность за нарушение финансового законодательства.
4. Признаки финансово-правовой ответственности.
5. Понятие, функции и признаки мер государственного принуждения за нарушение финансового законодательства.
6. Принципы финансово-правовой ответственности.
7. Административная ответственность в области финансов.
8. Особенности мер государственного принуждения за нарушение финансового законодательства, в том числе финансово-правовой ответственности.
9. Финансово-правовые санкции.
10. Правовая природа финансовой санкции.
Раздел IV. БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО, БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС,
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОЛГ, СТРАХОВАНИЕ
Глава 8. БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8.1. Понятие, предмет и метод бюджетного права
Бюджетное право является неотъемлемой частью системы финансового права. Более того, бюджетное право является основной подотраслью финансового права, что, в свою очередь, определяет значимость изучения бюджетного права как части учебной дисциплины «финансовое право».
В советское время произошло стремительное развитие бюджетного права, особенно в послевоенный период, что связано с развитием публичных финансов и усилением роли государства в финансовой сфере. Нормы бюджетного права нашли свое отражение в Конституции РСФСР 1918 г., Конституциях СССР 1924 и 1936 гг. Затем произошло принятие Закона СССР от 30 октября 1959 г. «О бюджетных правах Союза ССР и союзных республик». Государственный бюджет СССР определялся как основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных средств советского государства, а его основная роль заключалась в том, чтобы путем распределения и перераспределения национального дохода создавать общегосударственный фонд денежных средств в целях обеспечения необходимыми финансовыми ресурсами выполнение задач и функций государства.
Что касается понятия бюджетного права как важнейшей части финансового права на современном этапе, то первоначально не учитывалась материальная часть его предмета, однако всеми исследователями в него включались и включаются вопросы бюджетного устройства, бюджетный процесс, распределение доходов и расходов между бюджетами. Кроме того, к предмету бюджетного права следует отнести отношения в сфере бюджетного контроля, бюджетных нарушений и применения бюджетных мер принуждения. Таким образом, в современной юридической литературе в предмет бюджетного права включаются общественные отношения, возникающие в связи с функционированием бюджетной системы, которые и представляют собой предмет бюджетного права.
Бюджетное право использует императивный метод, как и все финансовое право в целом, хотя выделить некоторые группы отношений, вступление в которые не является обязательным, тоже можно. Например, государственные (муниципальные) займы в соответствии с действующим законодательством носят добровольный характер.
Бюджетный кодекс РФ в ст. 1 дает определение бюджетных правоотношений.
Так, согласно БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся:
— отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. N 18. Ст. 2117.
Детально бюджетные правоотношения будут рассмотрены в следующем параграфе. Но с точки зрения предмета бюджетного права стоит отметить, что не все правоотношения, связанные с бюджетной сферой, будут являться предметом бюджетного права. Так как бюджетное право является подотраслью финансового права, оно тесно связано с его другими частями: так, некоторая часть налоговых правоотношений, касающаяся формирования доходов бюджетов, не будет частью предмета бюджетного права, несмотря на тесную фактическую связь данных правоотношений.
В широком смысле под бюджетным правом можно понимать подотрасль финансового права, представляющую собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих отношения, возникающие непосредственно в бюджетной сфере.
Императивный метод правового регулирования свойствен публичным отраслям права, поэтому он применим и к бюджетному праву как к части финансового права. Более того, он является основополагающим для бюджетного права. Суть бюджетного права, затрагивающая публичные интересы, требует властного регулирования. Но бюджетному праву присущ и диспозитивный метод правового регулирования, при этом его не стоит отождествлять с полной свободой выбора действий субъектов бюджетного права, а он имеет свои особенности. Так, диспозитивный метод проявляет себя в свободе выбора, в рамках, строго очерченных законодательством: например, существует возможность заключения соглашений между участниками бюджетных правоотношений.
8.2. Бюджетно-правовые нормы и бюджетные
правоотношения: понятие и классификация
Нормы бюджетного права представляют собой установленные правила поведения субъектов в сфере бюджетных отношений.
Для норм бюджетного права характерен ряд особенностей, обусловленных их сферой применения. Так, они носят публично-правовой характер, что обусловлено публичной природой бюджетного права, связанного с реализацией функций государства. Кроме того, нормы классифицируются по различным основаниям. Как и все нормы права, бюджетно-правовые нормы делятся на обязывающие нормы, которых в этой сфере большинство, а также управомочивающие и запрещающие нормы, что связано с преобладанием властного метода регулирования. В зависимости от функций, выполняемых нормами права, выделяются регулятивные и охранительные нормы. Первые направлены на регламентацию поведения субъектов бюджетного права путем установления их прав и обязанностей, вторые фиксируют необходимость воздержания от определенных действий, а также меры государственного принуждения, применяемые к нарушителям соответствующих правил. По характеру правовых норм бюджетные нормы классифицируются на материальные и процессуальные.
Норма бюджетного права по общему правилу состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Особенности структуры нормы бюджетного права соответствуют особенностям структуры норм финансового права в целом.
К бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; а также отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
В соответствии со ст. 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся :
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ, в ред. от 30 сентября 2017 г. // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.
— отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
— отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Бюджетные правоотношения как урегулированные финансово-правовыми нормами отношения в бюджетной сфере имеют ряд специфических черт: они часто длятся определенный период времени, носят систематический характер и возобновляются между многими субъектами в каждом новом бюджетном году. В бюджетном праве наиболее четко видно деление норм и отношений на материальные и процессуальные: например, нормы, регулирующие бюджетное устройство, состав доходов и расходов, их разграничение между различными уровнями бюджетной системы является материальным, а все нормы, регламентирующие порядок осуществления бюджетного процесса, признаются процессуальными.
Участниками бюджетных правоотношений признаются субъекты, которые могут в них участвовать благодаря наличию бюджетной правосубъектности, то есть могут иметь права и нести обязанности, предусмотренные бюджетным законодательством.
Прежде всего, стоит отметить, что к субъектам бюджетного права относится сама Российская Федерация как государство, а также ее субъекты и муниципальные образования. Они, в свою очередь, в бюджетных правоотношениях могут быть представлены и органами государственной или местной власти соответственно. А также государственные или муниципальные организации могут выступать субъектами бюджетного права, являясь получателями бюджетных средств.
Если обратиться к Бюджетному кодексу, то в нем можно найти лишь положения, касающиеся участников бюджетного процесса, но не напрямую субъектов бюджетных правоотношений. Но, исходя из данного в БК РФ понятия бюджетных правоотношений и предмета бюджетного права, можно сделать вывод о том, что участники бюджетного процесса также являются и участниками бюджетных правоотношений.
Так, согласно ст. 152 БК РФ участниками бюджетного процесса являются:
— Президент Российской Федерации;
— высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
— исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
— Центральный банк Российской Федерации;
— органы государственного (муниципального) финансового контроля;
— органы управления государственными внебюджетными фондами;
— главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
— главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
— главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
— получатели бюджетных средств.
Исходя из анализа перечисленных субъектов бюджетного права, можно сделать вывод о том, что субъекты участвуют в формировании, распределении и использовании средств бюджетов, а именно либо участвуют в распределении доходов и расходов бюджетов, либо являются участниками бюджетного процесса, либо являются получателями бюджетных средств.