Что означает фамилия абаев

Происхождение фамилии Абаева

Исследование истории возникновения фамилии Абаева открывает забытые страницы жизни и культуры наших предков и может поведать много любопытного о далеком прошлом.

Возможно, фамилия Абаева образована от уменьшительной формы крестильного имени Абакум (официально писалось Аввакум), что в переводе с древнееврейского означает «любовь божия», по другим источникам – «обнимать».

Разнообразие народных именований – Авакуша, Абаша, Абаня, Абай – стало следствием переосмысления указанного имени представителями различных языковых диалектов. Среди равных по социальному положению людей подобные уменьшительные имена не имели оттенка пренебрежительности. Наоборот, они передавали чувства родства или дружеского расположения.

Существует еще одна гипотеза, по которой фамилия Абаева имеет тюркские корни. Известно, что русский народ на протяжении всей своей истории жил в тесном контакте с самыми разными тюркскими племенами – половцами, печенегами, позднее татарами, чувашами, башкирами, шорцами, алтайцами, казахами и другими народностями. Русские люди постоянно общались с ними, вступая в активные торговые отношения и родственные связи. В результате представители разных народов заимствовали друг у друга не только различные элементы быта, но и различные элементы языка, в том числе и личные именования.

Слово «аба» с татарского переводится как «дядя с отцовской стороны»; «абаш» – «дядюшка». Прозвания, обозначавшие родственные связи, были популярны у представителей разных народов и часто становились основой фамилий.

Кроме того, у казахов и киргизов имя Абай означает «опасливый, внимательный». В древности люди верили, что имя влияет на жизнь человека, воздействует на его судьбу. Поэтому, нарекая ребенка тем или иным именем, родители стремились защитить свое дитя от бед. Видимо, и имя Абай должно было стать для юного наследника символом счастливой судьбы и знаком великого предназначения, наделив его осмотрительностью и осторожностью.

Поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным, в настоящий момент о точном месте и времени возникновения родового имени Абаева говорить сложно. Однако с уверенностью можно утверждать, что оно относится к числу старейших прозваний и отражает в себе древние верования и традиции именования людей.

Источники: Унбегаун Б.О. Русские фамилии. Баскаков И.А. Русские фамилии тюркского происхождения. Толковый словарь В. Даля, в 4-х т. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка, в 4-х т.

Анализ происхождения фамилии Абаева подготовлен
специалистами Центра исследований «Анализ Фамилии»

Напишите, что вам известно о происхождении фамилии Абаева:

Источник

Что означает фамилия абаев

Что означает фамилия абаев. Смотреть фото Что означает фамилия абаев. Смотреть картинку Что означает фамилия абаев. Картинка про Что означает фамилия абаев. Фото Что означает фамилия абаев

Фамилия Абаевых одна из самых многочисленных как в Северной Осетии, так и в Южной. Как утверждают знатоки истории осетинских фамилий, родоначальником Абаевых был один из шестерых сыновей Ос-Богатыра – Алгуз. По мнению ученых, фамилия Абаевых зародилась в сел. Кора Куртатинского ущелья. География расселения Абаевых обширная: Заки, Цей, Сыба, Коби, Гудзаретия (Грузия), Владикавказ, Моздок, Тырсы, Урстуалта, Ставропольский край.

В настоящее время более компактно живут в г. Владикавказе, в селах Алагирского, Пригородного, Дигорского и Правобережного районов. Кроме того, Абаевы живут в г. Нальчике, Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Предки наши имели репутацию уазданских, то есть благородных.

В исторической литературе есть сведения, свидетельствующие о том, что представители нашей фамилии принимали активное участие в общественной жизни осетинского общества.

Достаточно сказать, что в составе первого осетинского посольства в Петербурге был Дживи Абаев из с. Сыба. Доктор исторических наук Руслан Бзаров пишет: «Среди лиц, поддерживающих в 50-60-е годы XVIII века постоянные связи с Россией были, конечно, аравийцы Чапиковы, и рукские Томаевы, и Абаевы из Сыба».

Что означает фамилия абаев. Смотреть фото Что означает фамилия абаев. Смотреть картинку Что означает фамилия абаев. Картинка про Что означает фамилия абаев. Фото Что означает фамилия абаев

Что означает фамилия абаев. Смотреть фото Что означает фамилия абаев. Смотреть картинку Что означает фамилия абаев. Картинка про Что означает фамилия абаев. Фото Что означает фамилия абаев

Агузата жили вне Уаллагира занимали в Северной Осетии местности Закка в Нарской котловине и Трусавское ущелье у истоков реки Терек. В Южной Осетии они заселяют Рокское ущелье, находящееся в верховьях реки большой Лиахви, левого притока Куры.
По сказанию, Агуз имел 4-х сыновей: Шаулоха, Кало, Дзати и Зора. Потомки Зора распались на три фамилии Зората, Абайта и Томайта, составляющие одно арвадалта.

Что означает фамилия абаев. Смотреть фото Что означает фамилия абаев. Смотреть картинку Что означает фамилия абаев. Картинка про Что означает фамилия абаев. Фото Что означает фамилия абаев

Захар ни Николаевич Ванеев.
Избранные работы по истории Осетинского Народа
Том №Г, город Цхинвали. Издательство » Ирыстон»
1989 год. Стр.316,317 и 327

Что означает фамилия абаев. Смотреть фото Что означает фамилия абаев. Смотреть картинку Что означает фамилия абаев. Картинка про Что означает фамилия абаев. Фото Что означает фамилия абаев

13.03.2008г. Абаев Ираклий Григорьевич. Гвардии подполковник медицинской службы.

13.03.2008г. Абаев Георгий Тимофеевич. Полковник, ведущий хирург Окружного военного госпиталя СКВО с 1976-1981 гг. Газетная статья: Живу и побеждаю.

12.03.2008г. Абаевы, актеры-любители Тифлисского осетинского драмкружка в 1906-1917 годы.

11.03.2008г. Воспоминания Абаев Георгий Иванович. (Старший брат Василия Ивановича Абаева).

11.03.2008г. Абаев Георгий Николаевич. Фронтовые аэродромы.

26.01.2007г. Абаев Аслан Костаевич. Статья в газете «Северная Осетия» за 25 ЯНВАРЯ 2008 г. Выпуск №12. Есть в Ногире сад…

22.01.2008г. Генерал-майор: Абаев Майрам Георгиевич.

18.01.2008г. Статья: Абаев Семен Иванович. «Скромный служащий».

10.12.2007г. Абаев Михаил Константинович. В огненном небе Ленинграда и Балтики.

05.12.2007г. В. И. Абаев. Дохристианская религия алан.

05.12.2007г. Абаев Салат Михайлович. Публикация в газете «Северная Осетия» Нелли Бетчер. Из Тбилиси с любовью.

01.12.2007г. В.И. Абаев. Трагедия Юго-Осетии: беспредел геноцида (неопубликованная статья профессора), часть4.

30.11.2007г. В.И. Абаев. Трагедия Юго-Осетии: беспредел геноцида (неопубликованная статья профессора), часть3.

29.11.2007г. В.И. Абаев. Трагедия Юго-Осетии: беспредел геноцида (неопубликованная статья профессора), часть2.

28.11.2007г. В.И. Абаев. Трагедия Юго-Осетии: беспредел геноцида (неопубликованная статья профессора), часть1.

21.11.2007г. Статья: Абаев Владимир Давидович. Беспокойное сердце.

06.11.2007г. Абаевы. Работники учредительных заведений.

03.09.2007г. Статья: Перевал большой трагедии.

02.09.2007г. Именной список Кавказского Осетинского полка за 1915 год.

31.08.2007г. Список Военных участвовавших в действиях против Турок 1853-1854 и 1855гг., (Крымская война).

20.08.2007г. Телефонный справочник Абаевых проживающих в Республике Северной Осетия-Алания и Республике Южной Осетии.

20.08.2007г. Генеалогическое древо идущая от Абаева Габо Дзахеевича (1835г) с. Сба

17.06.2007г. Список людей репрессированных в Грузинской ССР в 1937-1938г.

17.04.2007г. Генеалогическое древо идущая от Абаева Василия Федоровича (11.03.1928г.) и Абаевой Анны Федоровны (04.11.2007г) из Мордовии.

07.04.2007г. Интересная музыка. Скрипач-Георгий Абаев.

Источник

Происхождение фамилии Абаевы

Исследование истории возникновения фамилии Абаевы открывает забытые страницы жизни и культуры наших предков и может поведать много любопытного о далеком прошлом.

Возможно, фамилия Абаевы образована от уменьшительной формы крестильного имени Абакум (официально писалось Аввакум), что в переводе с древнееврейского означает «любовь божия», по другим источникам – «обнимать».

Разнообразие народных именований – Авакуша, Абаша, Абаня, Абай – стало следствием переосмысления указанного имени представителями различных языковых диалектов. Среди равных по социальному положению людей подобные уменьшительные имена не имели оттенка пренебрежительности. Наоборот, они передавали чувства родства или дружеского расположения.

Существует еще одна гипотеза, по которой фамилия Абаевы имеет тюркские корни. Известно, что русский народ на протяжении всей своей истории жил в тесном контакте с самыми разными тюркскими племенами – половцами, печенегами, позднее татарами, чувашами, башкирами, шорцами, алтайцами, казахами и другими народностями. Русские люди постоянно общались с ними, вступая в активные торговые отношения и родственные связи. В результате представители разных народов заимствовали друг у друга не только различные элементы быта, но и различные элементы языка, в том числе и личные именования.

Слово «аба» с татарского переводится как «дядя с отцовской стороны»; «абаш» – «дядюшка». Прозвания, обозначавшие родственные связи, были популярны у представителей разных народов и часто становились основой фамилий.

Кроме того, у казахов и киргизов имя Абай означает «опасливый, внимательный». В древности люди верили, что имя влияет на жизнь человека, воздействует на его судьбу. Поэтому, нарекая ребенка тем или иным именем, родители стремились защитить свое дитя от бед. Видимо, и имя Абай должно было стать для юного наследника символом счастливой судьбы и знаком великого предназначения, наделив его осмотрительностью и осторожностью.

Поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным, в настоящий момент о точном месте и времени возникновения родового имени Абаевы говорить сложно. Однако с уверенностью можно утверждать, что оно относится к числу старейших прозваний и отражает в себе древние верования и традиции именования людей.

Источники: Унбегаун Б.О. Русские фамилии. Баскаков И.А. Русские фамилии тюркского происхождения. Толковый словарь В. Даля, в 4-х т. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка, в 4-х т.

Поделиться ссылкой:

Анализ происхождения фамилии Абаевы подготовлен
специалистами Центра исследований «Анализ Фамилии»

Напишите, что вам известно о происхождении фамилии Абаевы:

Источник

Происхождение фамилии Абаев

Исследование истории возникновения фамилии Абаев открывает забытые страницы жизни и культуры наших предков и может поведать много любопытного о далеком прошлом.

Возможно, фамилия Абаев образована от уменьшительной формы крестильного имени Абакум (официально писалось Аввакум), что в переводе с древнееврейского означает «любовь божия», по другим источникам – «обнимать».

Разнообразие народных именований – Авакуша, Абаша, Абаня, Абай – стало следствием переосмысления указанного имени представителями различных языковых диалектов. Среди равных по социальному положению людей подобные уменьшительные имена не имели оттенка пренебрежительности. Наоборот, они передавали чувства родства или дружеского расположения.

Существует еще одна гипотеза, по которой фамилия Абаев имеет тюркские корни. Известно, что русский народ на протяжении всей своей истории жил в тесном контакте с самыми разными тюркскими племенами – половцами, печенегами, позднее татарами, чувашами, башкирами, шорцами, алтайцами, казахами и другими народностями. Русские люди постоянно общались с ними, вступая в активные торговые отношения и родственные связи. В результате представители разных народов заимствовали друг у друга не только различные элементы быта, но и различные элементы языка, в том числе и личные именования.

Слово «аба» с татарского переводится как «дядя с отцовской стороны»; «абаш» – «дядюшка». Прозвания, обозначавшие родственные связи, были популярны у представителей разных народов и часто становились основой фамилий.

Кроме того, у казахов и киргизов имя Абай означает «опасливый, внимательный». В древности люди верили, что имя влияет на жизнь человека, воздействует на его судьбу. Поэтому, нарекая ребенка тем или иным именем, родители стремились защитить свое дитя от бед. Видимо, и имя Абай должно было стать для юного наследника символом счастливой судьбы и знаком великого предназначения, наделив его осмотрительностью и осторожностью.

Поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным, в настоящий момент о точном месте и времени возникновения родового имени Абаев говорить сложно. Однако с уверенностью можно утверждать, что оно относится к числу старейших прозваний и отражает в себе древние верования и традиции именования людей.

Источники: Унбегаун Б.О. Русские фамилии. Баскаков И.А. Русские фамилии тюркского происхождения. Толковый словарь В. Даля, в 4-х т. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка, в 4-х т.

Поделиться ссылкой:

Анализ происхождения фамилии Абаев подготовлен
специалистами Центра исследований «Анализ Фамилии»

Напишите, что вам известно о происхождении фамилии Абаев:

Источник

АБАЕВЫ

АБАЕВЫ ЗОРАЕВЫ ИКАЕВЫ ОСТАЕВЫ ТОКМАЕВЫ и БЕСЕЛКОЕВЫ

АБАЕВЫ (АБАИТÆ) — от тюрк, абай: «отец». К родственным фамилиям (æрвадаелтæ) относятся Зораевы, Икаевы, Остаевы и Беслекоевы.

Другой (югоосетинский) вариант предания о появлении Абаевых в Осетии Исмел Ханаев относит к более отдаленному периоду. В нем Абай, Томай и Гагло предстают сыновьями Агзариса, сына Агуза, жившего до монгольского периода. Известно также, что Абаевы считают своими близ­кими родственниками (аервадаелтае) Осиата, Зората, Иката. Между ними существовала экзогамия, в то же время они не имеют общего предка, что является характерной чертой для многих подобных больших родственных групп (патронимий) осетин.

Абаевы в Зака поселились вторыми по времени после Кесаевых, основав недалеко от Трусовского и Сбийского перевалов свое селение Абайтикау. Часто оно называлось Захъхъа — как принято считать, по имени сред­неазиатских саков (скифов), давших наименование всему ущелью. Как бы то ни было, по одной версии Абаевы считаются выходцами из селе­ния Кора Куртатинского ущелья и наряду со многими другими фамилиями Центральной и Южной Осетии относятся к древнему осетинскому роду Агузата, известному средневековым аланам. По другой версии, Абаевы — тюркского происхождения («абай» — по-тюркски отец).

Обратим внимание еще на одно обстоятельство, связанное с этой фамилией. По нашим данным, югоосетинские Абаевы, составлявшие в Сбийском ущелье два поселения — Верхний и Нижний Сба, — являют­ся выходцами из Зака, а кобинские Абаевы — из упомянутых поселений Южной Осетии. В. И. Абаев придерживался другого мнения, высказан­ного Б. А. Калоеву в личной беседе. Он ссылался на мнение своего отца, якобы утверждавшего, что все Абаевы вышли из двух населенных пунктов в Цейском ущелье.

Итак, по фольклорной традиции, в Зака Абаевы и Кесаевы ока­зались «монополистами», владевшими всей его обширной территорией. Это обстоятельство сдерживало приток новых поселенцев. В 1826 г. здесь насчитывалось 35 дворов, в 1846 г. — 23, в 1866 г. — 29, в 1900 г. — 34, в 1917 г. — 35, в 1921 г. — 36, в 1927 г. — 22. Из архитектурных комплек­сов сохранилась лишь башня Абаевых, расположенная на северной окраине села, в 100 м от реки Закадон.

Изначально Абайтикау было однофамильным. Спустя какое-то вре­мя здесь компактно поселились Хутиевы, Цибировы, Бураевы, Медоевы, Ханаевы — выходцы из разных мест Осетии. Подавляющее большинство жителей села составляли Абаевы и Беслекоевы — родственные фамилии, члены которых не вступали в брачные отношения друг с другом. Другие фамилии были малочисленными: каждая имела не более трех-четырех дво­ров. Всех их манили сюда богатые альпийские и субальпийские луга и се­нокосные угодья.

Из российских источников той поры обратим внимание на обращение в 1758 г. осетинского старшины Иосифа Абаева к императрице Елизавете Петровне с просьбой разрешить осетинам беспошлинную торговлю свои­ми товарами в Кизляре. Интересно сообщение Астраханского губернато­ра Бекетова об отправлении в 1763 г. Иосифа Абаева с письмом к царю Имеретии Соломону.

В «Ведомости осетинской школы» в Моздоке от 20 октября 1768 г. среди 7 учеников значится некий Абаев. В «Ведомости всех живущих при урочище Моздок» от 15 июня 1764 г. упоминается «Куртатинского уезда дворянин… Абаев, жена его Ханум… у них дети: сын Андрей, до­чери Джанатхан и Джаласхан». Эта же семья отмечена еще в одном до­кументе, датированном 1764 г., причем глава семьи к этому моменту уже был крещен и назван Осипом, «из Куртатинского уезда дворянином».

В ведомости от 13 июня 1769 г. упоминается еще один Абаев — Густа «из деревни Кора, а во крещении — Гавриил Матвеев, жена ево Мелиса, а во крещении Матрена Николаевна, мать ево вдова Асу, во крещении Анисья Васильевна; племянник Чумкел Абаев, а во крещении Иван Васильев». Упомянутый выше «куртатинского уезду старшина» Осип Абаев, согласно «Ведомости выдачи ржаной муки осетинцам и кабардинцам, проживаю­щим в Моздоке», получил четыре четверти.

Имеющийся материал пока не позволяет точно установить проис­хождение и первоначальное место проживания Абаевых. Предки дан­ной фамилии отмечены по меньшей мере в трех местах: 1) в Абайтикау Закинского ущелья у истоков реки Закадон; 2) в селениях Средний и Нижний Сба в верховьях реки Большая Лиахва; 3) в двух населенных пунктах Цейского ущелья. Жители аулов Зака и Сба, возможно, проис­ходили от одного предка. Их разделял лишь перевал Сбаийаком, где нахо­дился покосный участок, многие годы являвшийся объектом споров между родственниками.

По многим вариантам преданий, родоначальник Абаевых прибыл в Закинское ущелье из аула Кора. На этой территории прежде обитали аланы, на что указывают средневековые памятники: оборонительные со­оружения, церкви, склепы и т. д.

Согласно записанному в 1959 г. в с. Верхний Цей преданию, здесь пер­выми появились предки Бицоевых и Абаевых. Причем последние осно­вали аул, названный Абайтикау. Старожилы Цея около полувека назад рассказали, что Абаевы, живущие в Коби по Военно-Грузинской дороге, в верховьях рек Ардон и Большая Лиахва, а также в некоторых районах Балкарии, являются потомками цейских Абаевых.

Интересно, что ни сам Василий Иванович, ни его родственники, ни ис­следователи не обратили внимания на существование дигорских Абаевых. В документах по сословному вопросу середины XIX в. сохранилось пре­дание, согласно которому Абаевы, Тотоевы, Баевы, Такоевы, Цаллаевы, Хадаевы и Галаевы происходят от Баслука, жившего в давние времена «в с. Окац» Тапан Дигории. За землю они «никому не кланялись и ни у кого покровительства не искали». Мощь и слава Баслука и его потомков вошли в поговорку. Если кто-то несправедливо был обижен, то проклинал обидчика словами: «Да постигнет тебя гнев Баслукаевых».

В списке первых жителей Христиановского значатся Абаевы. Здесь в 1878 г. родился Шамиль Бекмарзаевич Абаев, известный осетинский писатель. Мальчику было всего 9 лет, когда умер его отец. Несмотря на трудности, Шамиль, благодаря усилиям матери и бабушки, смог окончить церковно — приходскую школу. Затем он безуспешно пытался поднять свое маломощное хозяйство, батрачил у местного кулака. В то же время зани­мался самообразованием, стал членом подпольного революционного круж­ка. Со своими друзьями принял самое активное участие в революционных событиях, происходивших в родном с. Христиановском.

Примерно в то же время Шамиль написал свои первые стихотворения, поэмы и пьесы. Его ранние литературные опыты были опубликованы в га­зете «Ног цард» («Новая жизнь»), выходившей в Тифлисе в 1907 г. Тогда же он перевел на дигорский диалект знаменитую «Варшавянку», ставшую своеобразным гимном всероссийской партии большевиков. В 1915 г. Шамиль успешно сдал экзамены на должность учителя на­чальных классов. Трудовую деятельность в качестве педагога он начал в Цее, а продолжил в училищах Среднего ЭДэуха и Христиановского. Осенью 1917 г., бросив работу учителя, Шамиль целиком переключился на революционную деятельность.

Среди Абаевых, ставших известными далеко за пределами ущелья и даже Осетии, в большом почете был лекарь Галати. До революции в горной полосе Осетии люди понятия не имели о научной медицине. Все болезни лечили местные народные лекари, среди которых встречались пре­восходные умельцы, делавшие даже сложнейшие хирургические операции. Именно таким лекарем был Галати Абаев, унаследовавший свою профес­сию от отца Инуса, служившего в русской армии и там же в санчасти при­обретшего медицинские навыки. И отец, и сын оставили о себе память как талантливые народные целители.

Помнят земляки и знатока обычного права осетин — медиатора Уахтанга Абаева. К числу лучших собирателей нартовского эпоса по праву относятся Алеко, Данел, Монас, Николай и Филипп Абаевы. Среди Георгиевских кавалеров назовем Василия Абаева. В советский период славу фами­лии принесли Герой Советского Союза Ахсарбек Магометович (1923— 1982), генерал Майрам Георгиевич (1935—1995), лауреат Ленинской пре­мии Салат Михайлович (1913—1989) и многие другие.

Василий (Вассо) Иванович Абаев (1900—2001) родился в кон­це 1900 г. в семье горца-осетина. Начальное образование получил в Кобийской сельской школе, а среднее — в Тифлисской 6-й классической гимназии. После двух лет работы в Кобийской средней школе в 1922 г. он поступает в Ленинградский университет на иранский разряд этнолого­лингвистического отделения факультета общественных наук.

По окончании университета оставлен аспирантом Научно-исследова­тельского института сравнительного изучения языков и литератур Запада и Востока при ЛГУ. После завершения аспирантского курса в 1928 г. Абаев направлен на работу в Кавказский историко-археологический ин­ститут Академии наук СССР в Тифлисе. С 1930 г. и едва ли не до кон­ца своей жизни он работал в Институте языкознания Академии наук СССР.

В 1935 г. В. И. Абаеву присуждена степень кандидата филологиче­ских наук (без защиты диссертации), а в 1962 г. — доктора филологиче­ских наук (также без защиты диссертации). В 1969 г. В. И. Абаеву было присвоено звание профессора.

Венцом всестороннего изучения культуры осетин, основным итогом 75-летней неутомимой научной деятельности В. И. Абаева явился основной труд всей его жизни — «Историко-этимологический словарь осетинского языка», по образному выражению ученых, «живой памятник осетинско­му языку». Словарь по целому ряду своих характеристик принадлежит к самым незаурядным явлениям в филологической науке.

Титанический и плодотворный труд В. И. Абаева трудно оценить. Василий Иванович — всемирно известный ученый, лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии им. К. Л. Хетагурова, заслужен­ный деятель науки Российской Федерации, РСО—Алания, Республики Южная Осетия, почетный член Российской академии естественных наук и многих зарубежных академий.

Георгий Аланбекович Абаев (1955 г. р.) — талантливый скрипач, не раз был признан музыкантом года РСО—А. Выпустил альбомы: «Тра­диционная осетинская скрипичная музыка», «Маскарад», «Метаморфо­зы», «Мечты» и «Полет».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Поделиться ссылкой: