Что означает этот крест
Что означает крест и какие виды крестиков бывают
Символ креста присущ разным культурам. Для человека, использующего крестик, он наполнен сакральным смыслом. Разберем основные виды крестов, значение крестов и краткую историю возникновения этого символа.
Как возник символ креста?
Первые символы с изображением крестов были обнаружены у древних египтян. Разные крестообразные изображения так или иначе связаны с образом богов, которым поклонялись в египетских традициях.
Алхимики связывали крест с четырьмя природными стихиями: водой, огнем, землей и воздухом.
В христианстве крест имеет непростую историю: возникновение символа связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на деревянном кресте. Горькая «традиция» распятия на кресте пришла из Финикии. По разным версиям, слово крест происходит от слов латинского происхождения, обозначающих «орудие пыток» и «пытать, мучать».
Несмотря на внешнюю простоту символа, многие века появлялись новые типы крестов, которые мы ниже чуть подробнее рассмотрим.
Крест как религиозный символ
Крест является религиозным символом Христианства, который указывает на самопожертвование и искупление грехов через него. Крестами украшены иконы, одежда священников, здания храмов, алтари, священные книги и многие другие атрибуты религии. Часто в христианской культуре говорят про то, что верующий должен «нести свой крест», то есть терпеливо соблюдать все заповеди на протяжении жизни.
Разновидности христианских крестов
Ниже мы рассмотрим значение крестов в Христианстве, где этот символ плотно закрепился.
Шестиконечный русский крест
Нижняя перекладина с наклоном на кресте связана со священными текстами, которые рассказывают о двух казненных разбойниках: один на распятии склонился под тяжестью собственного веса, в то время как другого, покаявшегося, крест возносит в небо. Эта нижняя перекладина становится неким символом внутренних весов для христиан, по которым стоит измерять свои действия в течение жизни.
Восьмиконечный крест
Символ с «дополнительной» короткой верхней перекладиной является символом Русской православной церкви. Считается, что это наиболее исторически достоверная версия креста. Над головой осужденного на распятии обычно писалась его вина. Считается, что Понтий Пилат не нашел, что вменить по отношению к Иисусу, и поэтому над его головой на верхней короткой перекладине написали только имя.
Восьмиконечный крест Голгофа
На описанном выше кресте нередко можно встретить внизу изображение черепа с костями. Оно символизирует захороненного на Голгофе Адама. на той же горе был распят Иисус, и его кровь стекала на погребенные останки первого человека, искупая грехи всего человечества. Такой крест часто используют в атрибутах рещения и похорон, указывая на соблюдение христианином обетов с младенчества до самой смерти.
Четырехконечный крест
Один из самых древних символов, который встречается не только в православии, но и в католичестве. Еще до Христианства в Китае и Греции такой крест символизировал Бога, раскинувшего руки. Этот крест нередко называют «Крест Страстей Господних» или «Крест Распятия».
Новгородский крест
Представляет собой православный крест, в середину которого вписан круг. Такой символ был распространен на территории Новгородской земли, поэтому его стали так называть. Второе название этого креста — Алексеевский, в честь архиепископа Алексия, установившего в память о Куликовской битве такой каменный крест, ставший известным.
Значение других крестов
Не только Христианство использует символ креста для защиты, аккумуляции сил и объединения. Ниже мы кратко расскажем значение крестов, закрепившихся в разных культурах.
Греческий крест
У этого символа все четыре стороны равной длины, поэтому его еще часто называют «равноконечным». Четыре буквы «гамма» греческого алфавита, расположенные друг к другу углами, создают собой такой крест. Его использовали еще в дохристианские времена, этот символ был связан с богом Солнца и Дождя, четырьмя стихиями природы и др. Когда Христианство только зарождалось, некоторое время греческий крест был символом Иисуса.
Андреевский, бургундский или косой крест
На таком кресте в виде буквы «Х» по преданию был распят один из 12 апостолов Андрей Первозванный, имя которого и получил крест такого вида. Этот символ распространен в России, он присутствует на флаге ВМФ РФ, а также его изображение есть в государственной айдентике Шотландии.
Св. Антония или Тау крест
Это Т-образный крест, который был распространен в Египте и африканских провинциях Римской империи. На таких крестах в древние времена казнили преступников. Назван он в честь Святого Антония, который был одним из основателей монашества в Египте.
Анкх или крест с петлей
Т-образный крест с петлей в Египте символизировал «нилометр» — считалось, что разлитие Нила приведет к спасению земель, поэтому жители относились к этому знаку с особым почитанием и благоговением. Его часто надевали в качестве оберега детям для защиты от болезней, а также этот крест считался мощным амулетом, защищающим от врагов и дарующим бессмертие. Позднее египтяне приняли Христианство, но анкх до сих пор сохранился в качестве священного символа, который нередко размещают рядом с православным крестом.
Патриарший крест
На Западе этот крест чаще называется «лоренским». Впервые он появился в Греции и используется в папских процессиях. Верхнюю короткую перекладину на кресте поместили по приказу Понтия Пилата для имени «Иисус Христос, Царь Иудейский».
Лотарингский или анжуйский крест
Лотарингия — это историческая область на границе Германии и Франции, символом которой является крест с двумя поперечными перекладинами. Позднее он стал знаком анжуйской династии, благодаря чему он получил свое второе название. Внешне Лотарингский крест внешне напоминает Патриарший, но различие в том, что на Лотарингском кресте две поперечины могут быть одной длины, а также располагаться не только в верхней части фигуры.
Папский, Тройной крест или Ферула
Крест с тремя перекладинами традиционно использовался в папских служениях, благодаря чему и получил свое название. Он указывает на власть папы как представителя Бога на земле, а также является символом Дерева Жизни.
Трилистниковый крест Клеве
Этот крест имеет на концах фигуры круглые «листочки» и символизирует воскресение Иисуса, благодаря чему знак стал главным напрестольным крестом в русском православии. Его изображение можно увидеть на государственных символах многих русских городов.
Мальтийский или восьмиконечный крест
Свастика или Солярный языческий символ
Этот древний символ до присваивания его нацистскими движениями был популярен в разных странах Евразии, Африки и древней Америки. Он нес в себе процветание, благополучие и свет, был одним из мощнейших оберегов. В конце XIX века нацистская Германия провозгласила его как символ «арийской расы», после чего этот крест стал ассоциироваться у большинства как символ зла, насилия и смерти.
Кельтский крест
Этот символ пришел к нам из Ирландии в VII веке. По преданиям, Святой Патрик объединил крест и языческий символ Солнца, чтобы символизировать соединением двух мощных знаков вечность Спасителя.
Крест-меч Святого Якоба из Сантьяго де Компостелла
Этот крест связан с католическим военным орденом Сантьяго. По легенде, этот крест с разветвлениями на концах и острым окончанием нарисовал сам король Филипп IV на автопортрете Диего Веласкеса в орденских одеждах, который и произвел художника в рыцари в 1659. Этот крест был символом защиты и оберегом от врагов.
На сегодня наше увлекательное путешествие в историю символики подошло к концу. Если вы планируете выбрать индивидуальный оберег для себя и своих близких, вы всегда можете обратиться за консультацией к экспертам Astro7 — они с радостью помогут подобрать амулет под ваши цели.
Крест: что символизируют христианские распятия
В мире существовало и существует огромное количество крестов: древнеегипеткий Анх, кельтский крест, солнечный, латинский, православный, византийский, армянский («цветущий»), Андреевский и другие кресты – это всё геометрические символы, использовавшиеся в различные эпохи для выражения разных смыслов. Большинство крестов так либо иначе связаны с христианством.
Разновидности христианских крестов
В раннехристианской восточной церкви имели распространение около 16 видов крестов. Каждый из крестов почитаем церковью, и, как говорят священники, крест любой формы свят как древо, на котором был распят Иисус.
Самые распространённые виды крестов:
В чём разница между этими крестами?
Шестиконечный крест
Это крест с одной горизонтальной перекладиной и нижней наклонной.
Данная форма креста бытует в православии наряду с восьмиконечной, являясь, по сути, её упрощённой формой. Нижняя перекладина шестиконечного креста символизирует подставку для ног, деталь, которая имела место в действительности.
Крест, на котором распинали Христа, был четырёхконечным. Ещё одна перекладина в ногах прикреплялась к кресту перед установлением креста в вертикальном положении, после распятия, когда становилось очевидным место на кресте, где располагаются ступни распятого.
Наклон нижней перекладины имеет символический смысл «мерила праведности». Более высокая часть перекладины располагается с правой стороны. По правую руку от Христа, по преданию, был распят раскаявшийся и потому оправданный разбойник. По левую сторону, где перекладина обращена вниз, был распят разбойник, который хулением Иисуса ещё более усугубил своё положение. В широком смысле эта перекладина трактуется как символ душевного состояния человека.
Восьмиконечный крест
Восьмиконечный крест – это более полная форма православного креста.
Верхняя перекладина, отличающая крест от шестиконечного, символизирует табличку с надписью (титлом), которая была прибита к кресту также после распятия, по приказу Понтия Пилата, римского префекта Иудеи. Отчасти в насмешку, отчасти для указания «вины» распятого, на табличке на трёх языках было указано: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» (I.Н.Ц.I.).
Таким образом, по смыслу шестиконечный и восьмиконечный кресты одинаковы, но восьмиконечный крест более насыщен символическим содержанием.
Восьмиконечный крест-Голгофа
Наиболее полный вид православного креста – это крест-Голгофа. В этом символе собрано множество деталей, отражающих смысл православного вероучения.
Восьмиконечный крест стоит на символическом изображении горы Голгофы, на которой, как написано в Евангелии, совершилось распятие Христа. Слева и справа от горы размещают буквенные подписи Г.Г. (гора Голгофа) и М.Л. Р.Б. (Место Лобное Распят Бысть или, по другой версии, Место Лобное Рай Бысть – по преданию, на месте казни Христа когда-то был Рай и здесь же похоронен праотец человечества, Адам).
Под горой изображены череп и кости – это символическое изображение останков Адама. Христос своей кровью «омыл» его кости, избавив человечество от первородного греха. Кости расположены в той последовательности, в которой складываются руки во время причастия или погребения, а буквы Г.А., расположенные возле черепа обозначают слова Голова Адама.
Слева и справа от креста изображены орудия казни Христа: слева копьё, справа губка с соответствующими буквенными подписями (К. и Г.). Согласно Евангелию, губку на трости, пропитанную уксусом, воин поднёс к губам Христа, а другой воин копьём пронзил его рёбра.
За крестом обычно расположен круг – это терновый венец Христа.
По сторонам от креста-Голгофы нанесены надписи: Ис. Хс. (сокращённая форма от Иисус Христос), Царь Славы, и Ни Ка (что означает Победитель).
Как видим, крест-Голгофа – наиболее полная по символическому содержанию форма православного христианского креста.
Четырёхконечный крест
Четырёхконечный крест – один из самых древних вариантов христианской символики. Крест Армянской церкви, в которой христианство впервые в мире было признано государственной религией ещё в начале 4 века н.э., был и остаётся четырёхконечным.
Кроме того, кресты не только на древних, но и на известнейших православных соборах имеют четырёхконечную форму. Например, на соборах Святой Софии в Константинополе, Успенском соборе во Владимире, Спасо-Преображенском соборе в Переславле, Петропавловском православном храме в Санкт-Петербурге.
Так же можно встретить кресты с полумесяцем. Полумесяц на кресте, по разным версиям, символизирует якорь (Церковь, как место спасения), Евхаристическую Чашу, колыбель Христа или крещенскую купель.
Однако если в православных храмах четырёхконечная форма креста встречается не часто, то в католической церкви используется только один вариант креста – четырёхконечный, иначе называемый латинский крест.
Отличие православного и католического распятия
Кроме разности формы креста восточных и западных христиан, существуют также отличия в самом распятии. Зная важные отличительные черты православных и католических распятий, можно легко определить к какому направлению христианства принадлежит данный символ.
Отличия православного и католического распятий:
Если в православной традиции на распятии изображены четыре гвоздя – для каждой руки и ноги отдельно, то в католической традиции ноги Христа скрещены и прибиты одним гвоздём, соответственно на распятии три гвоздя.
Православие объясняет наличие четырёх гвоздей тем, что привезённый царицей Еленой из Иерусалима в Константинополь крест, на котором был распят Христос, имел следы от четырёх гвоздей.
Католики обосновывают свою версию о трёх гвоздях тем, что в Ватикане хранятся все гвозди креста, на котором был распят Христос, а их всего три. Кроме того, изображение на Туринской плащанице отпечатано таким образом, что ноги распятого скрещены, потому можно предположить, что ноги Христа прибивались одним гвоздём.
Положение тела Христа на православном распятии немного неестественно, тело Иисуса не висит на руках, как должно было происходить по физическим законам. На православном распятии руки Христа простираются по кресту в стороны, как бы призывая «все концы земли» (Ис. 45;22). В распятии нет попыток отразить боль, оно более символично. Православие объясняет такие особенности распятия тем, что крест – это, прежде всего, орудие победы над смертью. Распятие в православии – это символ победы жизни над смертью, и, как ни парадоксально, почти предмет радости, потому как содержит идею Воскресения.
На католическом распятии положение тела максимально приближено физиологическому: тело провисает на руках под собственной тяжестью. Католическое распятие более реалистично: часто изображается истекающая кровь, стигматы от гвоздей, копья.
Материалы по теме
А вот ещё:
Почему у древних греков было много богов
Как писал известный филолог-антиковед М. Л. Гаспаров, «всякая мифология представляет мир большим домашним хозяйством, в котором управляется одно семейство богов». Действительно, гипертрофированные ссоры и примирения между членами пантеона богов напоминают коллизии человеческой жизни, с той лишь разницей, что мирское существование оказывается гораздо менее драматичным и непредсказуемым.
Трагизм взаимоотношений между богами повлёк за собой возникновение театра, где в диалоговой форме разыгрывались знакомые всем грекам с детства мифологические сюжеты. Кстати, жители Пелопоннесского полуострова имели весьма специфическое отношение к собственным богам и хитросплетениям их биографий. Для мифологического сознания характерно ссобое восприятие, в котором переплелись объективные исторические аргументы и вопросы субъективной веры.
Мифологические сюжеты органично вплелись в реальную жизнь древних греков, воплотившись в литературе, изобразительном искусстве, ювелирном мастерстве и керамике. Помимо эдакого кладезя национальных традиций, мифология представляла собой необходимый свод морально-этических заветов и наставлений, которые можно использовать в воспитании подрастающего поколения. Это весьма универсальная летопись сказаний и легенд, доступная для понимания и осмысления в любом возрасте. Немаловажным аспектом мифологии является её связь с культовыми действиями и ритуалами, которые определяли весь годичный календарь древних греков.
» height=»401″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/f31/f310c718062cf7c7ea6abfe0e6b0bf5b.webp» title=»Представление древнегреческого исполнителя-аэда. (empresasdesucessos.com» width=»800″ />
Представление древнегреческого исполнителя-аэда. Источник: empresasdesucessos.com
Греки трактовали смену времён года, а следовательно и весь аграрный цикл как повторяющуюся цепь историй из жизни богов, легенды об их гибели и воскрешении. Вскоре эти события из ритуальной формы перешли в плоскость драматического искусства. Некоторые культовые празднества сохранились вплоть до начала нашей эры. Например, Элевсинские мистерии, представляющие собой целый комплекс обрядов инициации в аграрный культ Деметры и Персефоны. Они появляются около 1500 г. до н. э., а период их непосредственного празднования — более двух тысяч лет. Обряды в Элевсине попали под запрет после указа императора Феодосия I, который в 392 году повелел закрыть храм Деметры в целях борьбы с язычеством и для укрепления христианской веры.
Пантеон древнегреческих богов исчисляется десятками персонажей, однако можно выделить несколько наиболее знаковых фигур, мифы о которых оказали существенное влияние на культуру европейцев и сохранились в том или ином виде до наших дней.
Так, возникновение театра непосредственно связано с культом бога Диониса, которого традиционно связывают с покровительством виноделию и безудержными вакхическими плясками. В целом, история Диониса во многом схожа с перипетиями судьбы древнеегипетского Осириса, однако влияние этого персонажа древнегреческой мифологии на последующую европейскую культуру несравненно выше. Кстати, в Греции наряду с культом виноградной лозы Дионис прославился как покровитель деревьев и всех древесных насаждений. Он часто изображался в форме обыкновенного вертикального истукана без рук, в плаще, с бородатой маской на голове, окаймлённой ветвями и листьями деревьев.
Помимо виноградарства, Дионис покровительствовал также любому пищевому изобилию, плодородному земледелию. По сюжету мифа, он был богом-пахарем, который первым запряг быков в плуг, существенно облегчив тем самым ручной труд земледельца. А наиболее существенным аспектом дионисийского мифа является эпизод о его воскресении. Интересно, что именно эта часть биографии Диониса стала вначале разыгрываться в обрядовой форме.
Значение таких простых ритуальных действ заключается в воспроизведении катарсиса — нравственного очищения в результате душевного потрясения или перенесённого страдания. Этот психологический эффект, оказываемый воздействием драматического представления на зрителя, был выявлен Аристотелем в трактате «Поэтика» и стал на многие века ключевой категорией европейской драматургии.
Античное пиршество — симпосий. Источник: earth-chronicles.ru
Мифология представляет собой систему представлений людей о жизни во времена предков, которые первыми получили необходимый набор благ: мастерство добывания огня, практику ремёсел, земледелие и использование домашнего скота. К тому же боги привнесли в жизнь людей ряд социальных институтов, которые позже нашли отражение в древнегреческой полисной системе и нормах римского права. Специалисты по мифологии называют такого рода богов «культурными героями», творцами всех материальных ценностей.
Типичным примером такого героя является Прометей, который пошёл на конфликт с богами, чтобы подарить обделённым людям искусство добывания огня. Любопытно, что нередко у таких культурных героев есть брат-антипод. У Прометея — это Эпиметей. Один из двух братьев великого титана Эпиметей женился на Пандоре, которая, открыв заветный ящик (в тексте мифа — кувшин-пифос), выпустила на свет все людские беды и несчастья. В отличие от своего брата, Эпиметей был настоящим «человеконенавистником»: он решил поделить между животными разные таланты и способности к выживанию, но ничего не оставил человеку. Потому брат Прометей, сжалившись над беззащитными людьми, обучил их навыку добывания огня.
В структуре мифа о Прометее и его брате заложена типичная для мифологии пара героев: герой-демиург (творец) и герой-трикстер (разрушительный озорник). Эта мифологическая пара играет очень важную, практически экзистенциальную роль во всей европейской культуре последующих столетий. Если герой-творец созидает и наводит порядок, то трикстер, постоянно внося хаос и дисгармонию, тем самым побуждает творить снова и снова. Так возникает порядок из хаоса — ключевой пункт космогонии древних греков.
Ещё одним аспектом мифологии, затрагивающим жизнедеятельность человека, является спорт и зарождение Олимпийских игр. Появившись в священном для древних греков городе Олимпии и просуществовав с 8-го в. до н. э. по 4-й в. н. э., Олимпийские игры были важнейшим событием для рядовых греков, выходящим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Естественно, возникновение такого социально значимого явления не могло пройти без участия олимпийских богов. Одна из распространённых легенд о создании игр гласит: однажды царь Элиды Ифит обратил внимание на то, что люди устали от постоянных войн.
Другая легенда связана с сыном Зевса, Гераклом, который привёз в Олимпию священную оливковую ветвь и там же объявил о создании игр, посвятив их победе Зевса над Кроносом. Не стоит забывать, что Олимпийские игры являлись важнейшей частью религиозного церемониала. Первый день древних игр отводился на жертвоприношения, причём делали их непосредственно атлеты, подводя жертв к алтарю.
Прометей, создающий первого человека. Источник: magisteria.ru
Миф представляет собой произведение устного народного творчества (так, эпосы Гомера исполнялись древнегреческими певцами-аэдами), создаваемое на протяжении нескольких поколений. Интересно, что субъектом познания и творчества здесь выступает не конкретный автор, а коллективное сообщество, аккумулирующее в мифологической системе свои представления и взгляды на окружающий мир.
Мифология при этом имеет не только познавательно-объяснительную сущность, но и функцию конструирования культуры, воссоздания тех мировоззренческих принципов, которые до сих пор коренятся в архетипах сознания. Об этом ещё в 1920-е гг. писал русский мыслитель А. Ф. Лосев: «Если брать реальную науку, то есть науку, творимую живыми людьми в определённую историческую эпоху, то такая наука решительно всегда не только сопровождается мифологией, но и реально питается ею, почерпая из неё свои исходные интуиции».
Что символизирует крест в древних культурах? Типы крестов
Рисунки и другие изображения крестов появились еще в каменном веке, что доказывают раскопки и изучение первобытных стоянок древних племен.
Позднее крест стал распространенным явлением в цивилизациях, которые в разные периоды развивались во всех точках планеты – европейских, азиатских, африканских, австралийских, американских и островных.
Почему же самые разные народы, имеющие самобытные культуры (часто никогда вообще не знавшие друг о друге) использовали этот образ?
По каким причинам даже у враждующих племен и религий он был не просто известным, но одним из самых важных мистических знаков?
Возможно, все дело в простоте начертания символа, которая располагает к полету фантазии, к творчеству. Может быть, его форма задевает какие-то глубинные аспекты человеческого подсознания. Ответов может быть множество.
В любом случае, на протяжение тысячелетий сформировалась группа мотивов, которые регулярно участвовали в формировании символических значений креста. Так, данная фигура ассоциировалась:
с мировым древом;
с человеком;
с образом огня и изображением деревянного огнива (палочек для извлечения пламени путем трения): две руки часто связывались с воспламеняющимися палочками, которые в представлении первобытного человека наделялись женскими и мужскими признаками;
с солярным знаком (перекрещивающиеся лучи).
Древнейшие цивилизации
палеолита и раннего неолита своими первыми и главными божествами считали солнце и его свет, проливаемый на землю. Это объяснимо, ведь именно солнце, вставая каждое утро на востоке, обеспечивало нормальную жизнь людей. Оно прогоняло мрак и холод, дарило свет и тепло. Когда люди овладели огнем, который тоже давал тепло, освещал, защищал, они стали связывать его именно с солнцем.
У многих народов есть мифы о том, что огонь – это сын или другой ближайший родственник великого светила. Это, например, индийский Агни, персидский Атар, древнегреческие Гелиос и Прометей, древнеримский Вулкан. Однако священный и такой необходимый огонь долгое время не умели добывать.
Первым способом, который стал известен людям, была добыча огня путем трения двух кусков сухого дерева друг о друга. Вероятно, для этого использовались палки из мягкой и твердой древесины, которые располагали крест накрест. Рисунки таких крестов можно увидеть на древних мегалитах и гробницах. С течением времени было придумано более удобное огниво: две перекрещивающихся плашки с отверстием сверху, в которое вставлялась сухая палочка. Ее быстро вращали до появления язычков пламени.
Этот инструмент в виде креста и стал самым первым графическим символом огня и его прародителя солнца. Впоследствии, совершенствуя это орудие, концы крестообразных плашек стали загибать в стороны. Так появилась индоевропейская свастика – известный многим племенам солярный знак, обозначающий в то же время великий космос и саму жизнь.
Даже после того, как были придуманы другие, более легкие способы зажжения огня, во время священных действ на алтарях и в храмах жертвенное пламя разрешалось зажечь лишь с помощью трения дерева на кресте-свастике. Так делалось в Персии, Индии, Древней Греции, у германских племен, у шотландских кельтов и восточных славян. Чтобы подчеркнуть, что огонь и солнце – одна стихия, крест часто вписывали в окружность или рисовали круг внутри перекрестья. Такие знаки были найдены при раскопках на Кавказе, в разных районах Азии и Европейской части континента, на многих африканских территориях.
Итак, широкое распространение креста еще в глубокой древности объясняется формой орудия, с помощью которого добывали пламя. Огонь нес тепло, был животворящим и обожествленным. Символически изображающий его и солнце крест приобретает сакральное, религиозное значение. Позже он становится знаком новых богов – плодородия и живительных сил природы, которые тоже были связаны с животворящими теплом и светом. Кроме того, крест сделался атрибутом жрецов и царей как наместников небесных сил на земле.
Пространственная символика креста
Он олицетворяет мир наряду с кругом и квадратом. Но если геометрические фигуры разделяют внешнее и внутреннее пространство, то крест – это гармонизированная Вселенная. От его центра идут направления, которые обозначают стороны света и делят мир (квадрат) на правильные сектора. Именно по образу и подобию креста строились многие великие города.
Например, Рим с его перекрестками улиц и позднейшие города с правильным делением на квадраты кварталов. В эпоху Средневековья мировые карты рисовались в виде креста с Иерусалимом в его центре.
Однако одним из наиболее сакральных пространственных соответствий было соотнесение креста с Мировым Древом. Этот образ характерен для первичных верований практически всех народов мира. Обычно имеется в виду космическое Дерево, которое считалось сердцевиной мира и организовывало мировое пространство. С его кроной связывали верхнее царство богов и духов, со стволом – срединное обиталище людей, с корнями – преисподнюю, в которой живут злые демонические силы. Под сенью Мирового Древа течет время, сменяются события, люди, боги. Древо часто осознавалось как источник космической жизненной энергии, дающей плодородие и питающей жизнь. Плоды Мирового Древа давали истинное знание и бессмертие, а на листьях были записаны судьбы всех, кто когда-либо приходил или еще придет в этот мир.
Особую роль Мировое Древо играло в религиях, связанных с идеей умирающего и воскресающего бога, который распинался на стволе, умирал, а потом возрождался более сильным, чем был до того.
Крест в христианстве
В Библии тоже описано космическое растение под названием Древа Жизни и познания добра и зла, растущее посреди земного Рая. Именно его плод стал причиной грехопадения и изгнания из Эдема первых людей. В книгах отцов Церкви библейское Древо Жизни соотносится с многоконечным крестом и самим Спасителем. Кроме того, в христианстве крест называется «животворящим древом».
Таким образом, Мировое Древо и символизирующий его крест были древнейшими сакральными образами жизни и смерти, воскресения и бессмертия. Это восприятие передалось христианству. В нем крест стал центральным священным символом веры и Спасителя. Он олицетворяет прежде всего святое мученичество и искупительное распятия Иисуса, кровью которого омылся мир и человечество было очищено от греха.
Кроме того, христианский крест – это знак веры в божественную силу, вознесение Иисуса, бессмертие души и грядущее воскресение.