Что отличает демократическое правовое государство
Тест с ответами: “Правовое государство”
1. Что является признаком любого государства:
а) наличие публичной власти +
б) соблюдение прав и свобод человека и гражданина
в) наличие рыночной экономики
2. Кем было сформулировано понятие категорического императива:
а) Вольтером
б) Кантом +
в) Локком
3. Кто говорил о необходимости власти закона над государством:
а) Герострат
б) Демокрит
в) Аристотель +
4. Монтескье считается автором классической теории:
а) принципа разделения властей +
б) суверенной демократии
в) верховенства права
5. Согласно общепринятой классификации, принцип разделения властей делит государственную власть на:
а) исполнительную, контрольную и законодательную
б) законодательную, учредительную, судебную
в) законодательную, исполнительную, судебную +
6. Что не является признаком правового государства:
а) верховенство права
б) закон имеет обратную силу +
в) принцип разделения властей
7. Как называется парламент в РФ:
а) Государственной Думой
б) Советом Федерации
в) Федеральным Собранием +
8. Из чего состоит Федеральное Собрание РФ:
а) из Совета Федерации и Государственной Думы +
б) из Палаты общин и Государственной Думы
в) из Совета Федерации и Верховного совета
9. Кто возглавляет систему судов общей юрисдикции в РФ:
а) Высший Арбитражный Суд РФ
б) Конституционный Суд РФ
в) Верховный Суд РФ +
10. Согласно Конституции РФ, Президент является:
а) главой законодательной власти
б) главой государства +
в) главой исполнительной власти
11. Кто был противником идеи господства права над государством:
а) Победоносцев +
б) Котляревский
в) Чичерин
12. Кто является одним из основоположников теории разделения властей:
а) Вольтер
б) Локк +
в) Фома Аквинский
13. Впервые в российской истории понятие правового государства появилось в Конституции:
а) РФ 1993 года +
б) СССР 1977 года
в) РСФСР 1918 года
14. Эта система является составной частью принципа разделения властей:
а) мер и весов
б) правоохранительных органов
в) сдержек и противовесов +
15. Высшим органом исполнительной власти в РФ является:
а) Правительство РФ +
б) Федеральное Собрание РФ
в) Президент РФ
16. Необходимо установить соответствие между известными философами, являющимися основоположниками теории правового государства и странами, в которых они родились:
Монтескье:
а) Бельгия
б) Франция +
в) Германия
17. Необходимо установить соответствие между известными философами, являющимися основоположниками теории правового государства и странами, в которых они родились:
Платон:
а) Древний Рим
б) Древний Египет
в) Древняя Греция +
18. Необходимо установить соответствие между известными философами, являющимися основоположниками теории правового государства и странами, в которых они родились:
Цицерон:
а) Древний Египет
б) Древний Рим +
в) Древняя Греция
19. Необходимо установить соответствие между известными философами, являющимися основоположниками теории правового государства и странами, в которых они родились:
Кант:
а) Франция
б) Австрия
в) Германия +
20. К системе сдержек и противовесов можно отнести:
а) участие Верховного Суда РФ в процедуре выбора Президента РФ
б) согласие Государственной Думы РФ на назначение Президентом Председателя Правительства РФ +
в) всенародные выборы Президента РФ
21. К системе сдержек и противовесов можно отнести:
а) формирование состава Конституционного Суда РФ +
б) формирование состава делегации РФ в ООН
в) всенародные выборы Президента РФ
22. К системе сдержек и противовесов можно отнести:
а) формирование состава делегации РФ в ООН
б) участие Верховного Суда РФ в процедуре отрешения Президента РФ от должности +
в) участие Верховного Суда РФ в процедуре выбора Президента РФ
23. К отличительным признакам правового государства относят:
а) наличие профессионального аппарата управления
б) наличие законодательного органа
в) верховенство права +
24. Необходимо найти отличительный признак правового государства:
а) налогообложение граждан
б) верховенство закона +
в) осуществление правоохранительной деятельности
25. Необходимо найти отличительный признак правового государства:
а) наличие системы законодательства
б) налогообложение граждан
в) разделение властей +
26. Необходимо найти отличительный признак правового государства:
а) осуществление правоохранительной деятельности
б) взаимная ответственность государства и граждан +
в) наличие системы законодательства
27. Что отличает демократическое правовое государство:
а) гарантированность законами равноправия партий и движений +
б) наличие системы законодательства
в) наличие правоохранительных органов
28. Правильны ли представленные суждения о правовом государстве:
1. Правовое государство гарантирует соблюдение прав и свобод граждан.
2. Отличительным признаком правового государства является последовательная реализация принципа разделения властей
а) только 1
б) только 2
в) оба правильны +
г) нет правильного ответа
29. Правильны ли представленные суждения о правовом государстве:
1. К признакам правового государства относят незыблемость прав человека, их охрану и гарантированность.
2. Отличительным признаком правового государства является наличие единой общеобязательной идеологии.
а) только 1 +
б) только 2
в) оба правильны
г) нет правильного ответа
30. Выделяют … основные концепции правового государства:
а) три
б) две +
в) четыре
Демократическое правовое государство
Вы будете перенаправлены на Автор24
Субъекты и признаки демократического правового государства
К пониманию субъектов данного вида государственного образования подходят с двух позиций:
Народ, как и граждане, являются в понимании демократии суверенным элементом. Однако, исходя из понимания современного устройства правового государства, можно вычленить следующее определение:
Демократическое правовое государства определяется как участие народа или отдельно взятого гражданина в осуществлении властных функций, посредством самостоятельного участия в политической жизни государства (участие в выборах, референдумах, проведение демонстраций и митингов).
Демократическое правовое государство обладает следующими признаками:
Готовые работы на аналогичную тему
Принципы демократического правового государства
Существует определенный набор принципов демократического правого государства, который присущ абсолютно всем государствам с подобной организационной формой:
Для демократического правового государства также присуще принуждение, как и для прочих форм организации власти, но с соблюдением ограничительных мер. Поскольку источник власти – народ, то и меры по принуждению направлены на сохранение и восстановление нарушенных прав, интересов и свобод граждан и индивидуумов. Меры государственного принуждения отвечают признакам гуманности и нормативного закрепления механизма применения, разделяя этапы на процессуальный и исполнительный этапы.
Субъекты и признаки демократического правового государства
К пониманию субъектов данного вида государственного образования подходят с двух позиций:
Народ, как и граждане, являются в понимании демократии суверенным элементом. Однако, исходя из понимания современного устройства правового государства, можно вычленить следующее определение:
Демократическое правовое государства определяется как участие народа или отдельно взятого гражданина в осуществлении властных функций, посредством самостоятельного участия в политической жизни государства (участие в выборах, референдумах, проведение демонстраций и митингов).
Демократическое правовое государство обладает следующими признаками:
Принципы демократического правового государства
Существует определенный набор принципов демократического правого государства, который присущ абсолютно всем государствам с подобной организационной формой:
Для Российской Федерации, исходя из норм Конституции 1993 года, к общему перечню добавлены следующие, не противоречащие рассмотренным принципам: верховенство закона, федерализма, свобода экономической деятельности и форм собственности.
Для демократического правового государства также присуще принуждение, как и для прочих форм организации власти, но с соблюдением ограничительных мер. Поскольку источник власти – народ, то и меры по принуждению направлены на сохранение и восстановление нарушенных прав, интересов и свобод граждан и индивидуумов. Меры государственного принуждения отвечают признакам гуманности и нормативного закрепления механизма применения, разделяя этапы на процессуальный и исполнительный этапы.
Правовое государство. Понятие, принципы и признаки правового государства
Что такое правовое государство
Правовое государство создает условия для свободы личности, основанные на принципе «разрешено всё, что прямо не запрещено законом».
К гражданским правам относятся право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на достоинство личности, на неприкосновенность частной жизни etc. В основе прав граждан лежат представления о естественном праве и моральном равенстве.
Права могут быть обеспечены только в гражданском обществе, которое имеет собственную независимую от государства сферу самоорганизации и свободы.
Правовое государств и демократия
Идею правового государства выдвигали еще античные мыслители (Аристотель, Цицерон). Над ней размышляли гуманисты эпохи Возрождения, ее философскую основу разрабатывал Иммануил Кант. Но окончательно представления о демократическом правовом государстве оформились и стали общепризнанными лишь во второй половине XX века.
Признаки и принципы правового государства
Основными элементами правового государства считают: верховенство закона; гарантию основных прав граждан; разделение властей; независимость судей; правовую защиту граждан и правовой контроль.
Эффективные и беспристрастные правоохранительные органы: полиция, независимые суды и другие правоохранительные органы доступны для граждан и соблюдают закон.
Назначение наказаний согласно правовым нормам, опубликованным и четко определенным заранее. Закон не имеет обратной силы.
Реальное разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Ни один из государственных органов не имеет всей полноты власти, существует система «сдержек и противовесов».
Принцип «разрешено все, что прямо не запрещено законом» как основа регулирования поведения.
Функции правового государства
Правовое государство, как и любое другое государство, выполняет политическую, экономическую, социальную и культурную функцию. Кроме того, оно защищает права граждан.
Политическая функция. Правовое государство создает условия для равноправного участия граждан в государственных и общественных делах, гарантирует права гражданина и права человека, способствует формированию многопартийности, развитию местного самоуправления.
Экономическая функция. Государство регулирует рыночные отношения, поддерживая многоукладность экономики и честную конкуренцию, способствует повышению качества жизни, минимизирует последствия негативных макроэкономических явлений (инфляция, безработица).
Социальная функция. Правовое государство регулирует социальные отношения, обеспечивает право на образование и охрану здоровья.
Правоохранительная функция. Правовое государство вместе с институтами гражданского общества защищает и гарантирует права и свободы личности, поддерживает общественный порядок.
Культурная функция. Правовое государство создает для граждан равные условия и возможности для пользования и обмена культурными и духовными ценностями, гарантирует культурную свободу, плюрализм мнений.
Предпосылки создания правового государства
Правовое государство возникает не одномоментно и не на пустом месте. Для его появления нужны экономические, политические, социальные и культурные предпосылки:
Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства, экономическая независимость индивида.
Внутренне единая и непротиворечивая система законов.
Высокий уровень правового сознания, политической культуры.
Впервые о необходимости создания в России правового государства было сказано в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. В 1993 году Конституция провозгласила Россию правовым государством.
Конституция РФ. Статья 1
Сегодняшнюю Россию рано называть правовым государством, полагают многие правозащитники и международные организации. По их словам, верховенство закона так и не установилось, разделение властей в стране нарушается, суду не хватает независимости, а права и свободы граждан не защищаются в полной мере.
Правовое государство. Правильные ответы на задания из ЕГЭ
Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо понимать смысл термина «правовое государство», знать признаки и уметь перечислить принципы правового государства. Разберем ряд заданий на эту тему из ЕГЭ прошлых лет.
Задание 1
Выберите верные суждения о правовом государстве и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.
1) Правовое государство отличает от неправового верховенство закона и права.
2) В правовом государстве устанавливается отсутствовавшее ранее отделение публичной власти от общества.
3) Власть в правовом государстве, так же, как и в неправовом, имеет монополию на легальное применение силы.
4) Правовое государство обеспечивает правовые отношения в обществе, правовое равенство.
5) Ветви власти в правовом государстве независимы друг от друга.
Правильный ответ: 1345
Задание 3
Установите соответствие между признаками и типами государства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) суверенитет и независимость государственной власти внутри страны и за еt пределами
Б) независимость судов от исполнительной власти
B) система законодательства, включающая в себя различные отрасли и институты права
Г) взаимная ответственность государства и гражданина
Д) верховенство права (закона) в обществе
1) только правовое государство
2) государство любого типа
Правильный ответ: 21211
Задание 4
Французский философ Ш. Монтескьё писал: «Если власть законодательная и исполнительная будет соединена в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того,к чтобы так же тиранически их применять». Какой принцип правового государства выдвинул философ? Опираясь на обществоведческие знания, приведите любые другие два принципа правового государства.
Правильный ответ:
Философ Шарль Монтескьё выдвинул принцип разделения властей.
Два других принципа правового государства:
1. Верховенство права.
2. Приоритет прав и свобод личности.
Демократическое государство: понятие, принципы. Формы демократии
Понятие демократического государства
Суверенитет народа означает, что:
Субъектом демократии могут выступать:
Формы этого участия могут быть различными (членство в партии, участие в демонстрации, участие в выборах президента, губернатора, депутатов, в обращении с жалобами, заявлениями и т.д. и т.п.). Если субъектом демократии может быть как отдельный человек, так и группа людей, а также весь народ, то субъектом народовластия может быть только народ в целом.
Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демократическое государство не может не быть одновременно конституционным и правовым.
Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмешательства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечивают свободу предпринимательства и культуры. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.
Важнейшими признаками демократического государства являются:
Принципы демократического государства
Основными принципами демократического государства являются:
Принципы демократического государства (применительно к РФ):
Обеспечение прав и свобод человека и гражданина — важнейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ закрепила все известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многих из них еще необходимо создать условия.
Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия — это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, т. е. невыполнения законов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.
Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство ( ст. 1 Конституции РФ). Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ (ст.3 Конституции РФ).
Принцип федерализма является основой его государственно-территориального устройства РФ. Он способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.
Основы конституционного строя включают основные принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство РФ. К ним относятся:
Принцип разделения властей является предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.
Принципы идеологического и политического плюрализма. Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции).
РФ провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Светский характер государства проявляется так же и в том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Деятельность всевозможных объединений граждан в обществе оказывает влияние на политический процесс (формирование органов государственной власти, принятие государственных решений и т.д. ). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения. Конституцией запрещается лишь создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Принцип многообразия форм экономической деятельности подразумевает, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Формы демократии
Суверенная воля народа может быть выражена в двух основных формах:
Представительная демократия — осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.). Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной власти и принятия бюджета.
Представительные органы не обязательно призваны напрямую контролировать исполнительную власть — это признается только в государствах с парламентской формой правления, но при любой системе данные органы все же наделяются отдельными конституционными полномочиями в этой области. Эффективность деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей, степени зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Другое не менее важное условие — независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной власти, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных учреждений.
В РФ представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определенными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство — Российскую Федерацию. Единство системы государственной власти закреплено в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ.
Понятие правового государства
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Теория правового государства
Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.
Правовое государство основывается на принципах:
закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;
права граждан защищены государством;
держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.
Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.
Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.
Этапы формирования правового государства:
Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.
Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.
Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.
Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.
Основные характеристики правового государства
Выделяют несколько основных принципов правового государства:
верховенство закона на всей территории страны;
соблюдение принципа разделения властей;
взаимная ответственность личности и государства;
гарантии прав и свобод личности.
Разберем каждый из этих принципов более подробно.
Верховенство закона на всей территории страны
Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.
Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.
Принципы верховенства закона:
Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.
Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.
Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.
Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.
Соблюдение принципа разделения властей
Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:
Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.
Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.
Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.
Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.
Взаимная ответственность личности и государства
Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.
От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.
При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.
Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется
в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;
в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;
в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.
Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.
Гарантии прав и свобод личности
Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.
В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.
Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.
Организация власти в правовом государстве
У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:
идеологический и политический плюрализм;
принцип выборности органов власти и должностных лиц;
стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;
недопущение монополизма в политике и экономике.
Раскроем суть каждого из этих принципов.
Идеологический и политический плюрализм
Плюрализм — это концепция, в которую включено множество различных взглядов, позиций, идей и интересов в одно и то же время. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.
Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.
Принцип выборности органов власти и должностных лиц
Все основные органы власти в правовом государстве избираются голосованием народа. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.
Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка
Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.
Основные способы обеспечения законности и правопорядка:
контроль над законностью решений судов;
надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;
создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;
надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;
предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.
Недопущение монополизма в политике и экономике
Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.
Рейтинг правовых государств за 2012 год
Ограничение полномочий правительства
Борьба с коррупцией
Порядок и безопасность
Вопросы для самопроверки
Как называется признак правового государства, который объявляет права и свободы человека высшей ценностью?
Является ли развитая система правоохранительных органов признаком правового государства?
Статья 13 Конституции РФ гласит: «В Российской Федерации признается политическое многообразие, многопартийность». Какой принцип организации власти в правовом государстве здесь зафиксирован?
К каким последствиям может привести несоблюдение принципа разделения властей в государстве?
Что означает взаимная ответственность личности и государства?
Если вы не знаете ответа на какой-то из вопросов, вернитесь к содержанию статьи — все ответы в ней уже есть.