Что означает эстрадный вокал
Что означает эстрадный вокал
Понятие эстрадного вокала, как самостоятельного жанра появилось сравнительно недавно. Этот жанр как таковой возник с появлением городской культуры. В чём особенности эстрадного вокала?
Существует несколько черт эстрадного вокала, которые отличают его от классического или академического вокала или от народного вокала.
Во-первых, говорить о технике эстрадного вокала довольно непросто, ведь в эстрадном вокале нет канонов и жёстких технических рамок, правил постановки голоса. Чего нельзя сказать ни об академическом пении, ни о народном. Так всё построено на чётко сформированных техниках и приёмах, которым нужно следовать. Но эстрадный вокал, в свою очередь, является как бы симбиозом разных вокальных жанров: в эстрадном вокале можно найти черты разных музыкальных вокальных жанров (хотя распевки для эстрадного вокала абсолютно ничем не отличаются от распевок классических певцов). Здесь нет никаких ограничений. С одной стороны, это расширяет возможности вокалиста, с другой, стороны создаёт и сложности – ведь получается, что эстрадный певец должен иметь представления о всех техниках, чтобы иметь как можно больше возможностей для передачи всех музыкальных красок произведения.
Во-вторых, если в академическом и народной музыке, как мы уже говорили, есть каноны и определённая манера пения, то в эстрадном вокале, исполнитель должен сам найти свою индивидуальную манеру, найти «свой» голос и свою подачу материала. В этом также заключается сложность. Эстрадный артист должен обнаружить нечто уникальное в своём исполнении, чтобы быть интересным и оригинальным для слушателей.
В-третьих, сама форма произведений для эстрады очень отличается от музыки классической или народной. Эстрадная песня имеет простую музыкальную форму, чаще всего куплетную. Запоминающаяся форма и часто повторяющийся мотив легко и просто воспринимаются на слух и имеют большую популярность у широких аудиторий слушателей.
Ещё одним отличием эстрадной музыки является манера пения, которая основана в большей степени на разговорной речи, без выпевания всех слов, как это принято в академическом пении. Здесь находятся очень тонкие грани смешения разных вокальных стилей, которые зачастую являются очень сложными для исполнения с технической точки зрения. Так, например, в оперной технике belcanto нет частых резких скачков и быстрой смены певческих регистров, что можно встретить в эстрадной технике. Для того, чтобы овладеть этой техникой, чтобы переключение регистров было незаметным, нужно так же много заниматься, поэтому не следует считать, что эстрадный вокал это легко.
Таким образом, можно сделать вывод, что с одной стороны, эстрадный вокал как бы уступает по сложности овладения и является более простым технически, так как рассчитан на более доступное для слушателей восприятие, а вместе с тем и простоту, то с другой стороны, эта так называемая простота только кажущаяся, ведь исполнитель точно так же должен уметь владеть своим голосом, как и классический певец, точно так же должен долго учиться и овладевать техникой пения. А как пользоваться своими умениями и талантом – выбор каждого из нас, это дело вкуса
Что такое эстрадный вокал, его жанры
Выбирая эстрадный вокал, нужно быть готовым к требованиям и особенностям, которые он предъявляет.
Об особенностях эстрадного стиля
Довольно сложно точно определить, что такое эстрадный вокал. Он отличается от академического или церковного пения, но неразделим с более популярными музыкальными жанрами. Эстрадное направление характеризует:
Можно добавить еще яркую оригинальную внешность исполнителя. Грубо говоря, фишку, которая «цепляет» поклонников.
О жанрах в эстрадном вокале
Песнопения с клироса или вокальный репертуар театра ограничены правилами музыкального направления. К жанрам эстрадного вокала можно отнести, все, что исполняется с концертных площадок:
С эстрады поют легкие попсовые хиты и душевные бардовские песни, глубокие джазовые произведения и ритмичные рок-композиции. Современное исполнение больше нацелено на передачу эмоций, чем на красоту и силу голоса. Над музыкой доминирует интонация и ритм речи. А манера пения предполагает «сползание» голоса с мелодичного выпевания слов в речитатив.
О занятиях эстрадным вокалом
В эстрадном вокале нет единой эстетики в голосоведении и звукообразовании, присущей академическому исполнению. На первый взгляд, это кажется преимуществом – можно экспериментировать, не следуя канонам. В то же время, чтобы реализовать свои возможности, эстрадный исполнитель должен изучить и попробовать все вокальные приемы и техники. Быть интересным для аудитории — значит петь оригинально и уникально. Можно сказать, что занятия эстрадным вокалом – это поиск своей персональной манеры исполнения.
Эстрадное пение преподают, как в Москве, так и в регионах. Поддержать здоровье голоса и голосовых связок во время обучения поможет новый препарат «Гомеовокс». Таблетки для сублингвального приема удобно принимать в любой обстановке, потому что не нужно запивать водой.
Что такое эстрадный вокал
Эстрадный вокал – это особенный вид современного вокального искусства, который, как становится понятно уже даже из названия, напрямую связан с эстрадой. Одновременно с этим скажем, что оттенков у него много, ведь он сочетает в себе много стилей и направлений, создаёт богатую палитру образов.
Выбор своего стиля
Среди песен, которые относятся к эстрадному вокалу, можно увидеть:
Занятия эстрадным вокалом предполагают огромную палитру выразительных средств, ярких и интересных, позволяющих не только продемонстрировать все способности вокалиста, но также подать любую песню в необходимом драматическом исполнении.
Гибкий жанр, обучиться основам которого можно в школе Artvocal.ru, позволяет продемонстрировать голос с самой привлекательной стороны. Не секрет, что в каждом новом исполнении одно и то же произведение может звучать по-разному, ведь рамки эстрадного вокала вмещают в себя и драматически й талант исполнителя.
Голос – главное богатство
И все же, несмотря ни на какие способности исполнителя, самой главной ценностью в эстрадном вокале является голос: сила звучания, тембр, диапазон – всё это влияет на окончательный результат. Технологии современной аппаратуры позволяют применять самые разные голосовые эффекты, фонограммы, минусовки – всё это неотъемлемая часть эстрадного вокала.
Многие считают, что эстрадный вокал – младший брат академического и не представляет ценности. Существуют даже мнения, что это и не вокал вовсе, а так, нечто среднее между дворовым пением под гитару и залихватскими песнями на свадьбе. Но так говорят люди, которые никогда не сталкивались с настоящим эстрадным вокалом: упражнения и распевки, занятия для улучшения дикции и артикуляции, развитие диапазона – всё это применимо к эстрадному вокалу в полной мере.
Программы обучения и их ценность
Авторские программы, цель которых заключается в обучении человека основам эстрадного вокала – это самое лучшее, что можно предложить. На самом деле, сочетание традиционных методик, которые известны всем, с собственным преломлением автора – это даёт великолепный результат. Эстрадный вокал впечатляет своей многогранностью, изобилием всевозможных элементов и, конечно же, конечным результатом – исполнением песни со сцены.
Современные приемы эстрадного вокала с примерами
Под эстрадным вокалом подразумевается вокальная техника, искусство, представляющее собой синтез разных направлений. Эстрадное выступление может представлять собой сольное или групповое хоровое пение. Эстрадная манера пения имеет ряд особенностей, среди которых можно отметить следующие:
Отличия от других стилей
Современный эстрадный вокал имеет специфические особенности. В отличие от академического вокала, нацеленного на передачу красоты голоса, в эстрадном вокале передаются эмоции. Особенности эстрадного пения состоят в том, что вибрации голоса ощущаются не фиксировано, а в грудной клетке и носоглотке исполнителя. Мышцы, задействованные в исполнении, подталкивают воздух, а не полностью преобразуют его в звук. Эстрадный вокал предполагает разнообразный репертуар, выделяют следующие виды эстрадных вокальных композиций:
Основные приемы и техники
Техники и приемы эстрадного вокала весьма разнообразны. Самые распространенные вокальные техники:
Субтон
Под субтоном подразумевается имитацию шепота, когда исполнитель ставит своей целью быть услышанным ни одним человеком, а целым залом. Эта техника эстрадного вокала заключается в контроле потока воздуха, который добавляется в голос помимо звука, и его расхода.
Дополнительная информация!
Специфика пения субтоном заключается в сильном напряжении голосовых связок, выталкивающих воздух. В обучении этой техники делается упор на пение на опоре и глубокое дыхание. Примеры использования субтона можно найти у Анжелики Варум и группы Sade.
Фальцет
Фальцет подразумевает высокий диапазон звучания голоса, который применяется исполнителями чтобы подчеркнуть кульминацию композиции. Может применяться при громком и негромком пении в зависимости от желаемого эффекта. Это – пение без опоры, придающее композиции особенную энергетику, добавляющее напряжение. Также основы фальцета используется мужчинами, исполняющими женские соло. К этой технике не раз обращались Джастин Тимберлейк, Том Йорк.
Штробас или фрай
Штробас – самый низкий диапазон звучания голоса. Это эстрадное пение отличается отсутствием напряжения в голосовых связках во время вибрации. Голос исполнителя, работающего в этой технике, напоминает треск, имитацию которого представляет собой второе название штробаса – фрай. Данная техника применяется в немногих направлениях и является основной в экстремальном вокале. Пример звучания штробаса можно услышать у Энрике Иглесиаса.
Расщепление
Во время расщепления голос исполнителя представляет собой чистый звук и шум. Субтон, о котором говорилось ранее, является разновидностью расщепления. С данным приемом работают эстрадное направление и экстремальный вокал, а преподаватели академического вокала считают его серьезным дефектом. Яркие примеры расщепления голоса можно найти среди отечественных (Александр Маршал) и зарубежных вокалистов (Джаред Лето).
Драйв
Драйв – еще одна разновидность расщепления голоса. Методика заключается в том, что для того, чтобы правильно выполнить эту технику, нужно научиться работать с диафрагмой, тогда сольное пение получится чистым и не дребезжащим.
Правила пения эстрадного исполнителя гласят, что к драйву необходимо подходить с большой осторожностью и под присмотром педагога – при неправильном подходе к этому приему можно повредить голосовые связки.
Стили драйва – гроулинг и скриминг. Этим приемам можно научиться на уроках экстрим вокала. Скриминг, применяли Ольга Кормухина и Честер Беннингтон.
Обертон
Обертон также является разновидностью расщепления голоса, история которой очень интересна. Это горловое пение, во время которого задействованы не только голосовые связки, но и горло. Обертон – распространенная техника среди народов Дальнего востока. Его можно услышать в песнях монголов, тувинцев, тибетцев. Помимо одновременного задействования голосовых связок и горла, обертон подразумевает вокальное многообразие – свист, подражание звукам, издаваемым животными. Этот прием часто использует современный эстрадный вокал, в частности фолк-рок коллективы, такие, как, например, группы Мельница, Хелависа.
Глиссандо
Прием глиссандо заключается в скольжении с одной ноты на другую. Он напоминает игру на гитаре, во время которой пальцы музыканта скользят по струнам. Во время обучения следует начинать в медленном темпе и подниматься с одной ноты на другую, стараясь не упустить ни одной и постепенно ускоряясь. Помимо классического глиссандо, подразумевающего поднятие тона, существует обратный, исполнение которого певец начинает с высоких нот и заканчивает низкими. Этим приемом характеризуются эстрадно джазовое и джазовое направления. Изучить распевки, которые помогут освоить данный прием, можно на уроках джаз вокала. Глиссандо используют джазовые исполнители, среди которых Билли Холидей.
Тванг
Тванг подразумевает звонкое и резкое звучание голоса. Для детей обучение этому приему начинается с задания изобразить звуки живой природы – кошки, лягушки и т.д., чтобы найти резонанс.
Для тванга характерно поднятие гортани и языка во время пения, сжатие гортани, короткие выдохи. Различают оральный, во время которого звук резонирует во рту, и назальный, когда резонатором выступает носоглотка, тванг. Этот прием используется многими исполнителями, среди которых такие мировые звезды как Рианна (назальный тванг) и Кристина Агилера (оральный тванг).
Распевки для эстрадного вокала
Распевки для эстрадного вокала – это вокал упражнения, которые не сильно отличаются от оперных/классических распевок. Они также выполняются не ранее чем через два часа после приема пищи и начинаются с дыхательной гимнастики, упражнений для органов полости рта – языка, нёба. Одной из самых популярных распевок является сочетание согласного «м» с гласными звуками («ма», «мо» и т.д.), исполняемое на одной высоте. Также интересна распевка «Мииа», подразумевающая нисходящее движение (от высоких нот к низким).
Чем отличается академический вокал от эстрадного
Если вы желаете научиться красиво и грамотно петь, то, без сомнения, уже знаете, что существуют разные направления вокала. К примеру, в музыкальной школе Artvocal.ru предлагаются курсы по развитию академической и эстрадной вокальной манеры исполнения. Так чем же отличаются эти вокальные техники?
Академический вокал и его особенности
При упоминании об академическом пении сразу же вспоминаются оперные арии, оперетты, романсы, мюзиклы. Основы академического вокала были заложены еще в ХVI веке. Музыканты, работающие в классической манере, воспроизводят сложнейший музыкальный материал. Соответственно, им требуется большое вокальное мастерство, которого невозможно достичь без профессионального обучения пению.
Овладение академической манерой исполнения базируется на классической постановке голоса. Музыканты обучаются приемам звукоизвлечения, характерным для классической музыки. Результатом работы является чистый объемный голос исполнителя, полностью лишенный посторонних шумов, хрипа. Такого эффекта добиваются все наши ученики на уроках академического вокала.
Пробный урок
4 урока
8 уроков
Что такое эстрадный вокал?
Сегодня существует множество музыкальных стилей, каждый из которых базируется на собственных законах, вокальных приемах и манере исполнения. Поп музыка, рэп, рок, соул и иные направления являются составными частями эстрадного вокала. Все упомянутые стили базируются на единой системе постановки дыхания и голоса.
Особенностью эстрадного вокала является его более доступная для восприятия форма и манера исполнения. Тексты зачастую характеризуются светским содержанием и простой повторной формой. На занятиях эстрадным вокалом мы обучаем мастерству исполнения этого стиля.
Принципиальные отличия в академической и эстрадной манере исполнения
Академический вокал возник во времена отсутствия любого оборудования, способного усилить голос исполнителя. По этой причине певец мог рассчитывать лишь на собственные вокальные данные. Классическая манера пения базируется на особом использовании гортани и дополнительных резонаторов, благодаря чему достигается чистое объемное звучание, способное заполнить большое помещение и подняться над симфоническим оркестром. Стоит отметить, что исполнителям с академической постановкой голоса затруднительно использовать эстрадный стиль.
Эстрадная манера исполнения получается более открытой и естественной. Несмотря на кажущуюся простоту эстрадного вокала, добиться его качественного исполнения подчас сложнее, чем овладеть академической техникой исполнения. Кроме того, преимуществом современного эстрадного вокала является многообразие доступных музыкальных направлений, максимально расширяющих творческие возможности вокалиста.