Что означает элн в больничном листе
Инструкция: разбираемся в статусах электронных больничных
Статус электронного больничного — это показатель того, на каком этапе обработки находится лист нетрудоспособности. От этого показателя зависит возможность получения сведений медучреждением, работодателем, работником и Фондом социального страхования.
Порядок работы с ЭЛН
Все больше медучреждений переходит на оформление электронных листков нетрудоспособности. Для их обращения разработаны специальные форматы, использующие кодирование многих операций. Разберемся, как настроить работу с ЭЛН работодателю, что это за статус электронного больничного листа 030, 010, 020 и другие, и что делать, если получен лист нетрудоспособности с ошибкой.
Для начала работы с электронными листками нетрудоспособности работодателю необходимо:
Обмениваться данными с фондом организация вправе:
Чтобы запросить ЭЛН, достаточно его номера, Ф.И.О. заболевшего, его СНИЛС. ФСС по этим данным направит больничный лист. Но иногда вместо запрошенного документа работодателю приходит уведомление об ошибке.
Решение КонсультантПлюс: как организовать работу с электронным больничным
На сайте ФСС РФ размещена программа, с помощью которой можно принимать, оформлять и отправлять в Фонд электронные больничные.
Для работодателя применение электронной формы больничного добровольно. Можно по-прежнему принимать от работников только бумажные больничные.
Возможные коды ошибок
Работодатель получит сведения о листке нетрудоспособности только с определенным статусом. Иначе вернется протокол — больничный недоступен из-за ошибки и ее код. Чтобы понять в чем причина, обратитесь к перечню статусов электронного листа нетрудоспособности
Код | Пояснение |
---|---|
010 | Открыт |
020 | Продлен |
030 | Закрыт |
040 | Направлен на МСЭ |
050 | Дополнен результатами МСЭ |
060 | Это значит, что больничный заполнен страхователем |
070 | Передан реестр ПВСО (этот код используется в регионах пилотного проекта прямых выплат пособий из ФСС) |
080 | Пособие выплачено |
090 | Аннулирован |
Тот ЭЛН, который еще находится на оформлении в медицинском учреждении, имеет ограниченный доступ, что означает статус 010 в эл. больничном, а также 020, 040 и 050. Этот листок не сможет увидеть ни сотрудник ни работодатель, пока оформление не будет закончено медучреждением.
Как реагировать на сообщения об ошибках
Получив вместо ЭЛН протокол с ошибкой, действуйте в зависимости от кода ошибки. Например, что означает статус 020 в электронном больничном — эта ошибка говорит о том, что листок нетрудоспособности не закрыт медучреждением, болезнь не окончена, работник не приступил к работе. Дождитесь, когда сотрудника выпишут и сформируйте запрос еще раз. Аналогично действуйте, получив ошибку с кодом 010; 040 или 050.
Доступный для начисления пособия ЭЛН имеет статус «Закрыт», что означает статус 030 в электронном больничном листе. Только получив документ с таким кодом, работодатель вправе приступить к расчету пособия.
Как работнику посмотреть данные ЭЛН
На сайте ФСС любой гражданин вправе уточнить сведения о своем электронном листе нетрудоспособности. Для этого с данными учетной записи в ЕСИА (регистрация на портале «Госуслуги») перейдите в личный кабинет получателя ФСС РФ и авторизуйтесь с помощью логина и пароля ЕСИА. В личном кабинете работник увидит не только сам документ, но и размер пособия к выплате.
В 2003 году закончила ВЗФЭИ по специальности Финансовый менеджмент факультета Финансы и кредит. С 2008 года работаю в должности главного бухгалтера. Являюсь обладателем сертификата ДипИФР-Рус.
Что нужно знать работодателю про электронные больничные и как с ними работать
Компании переходят на электронные больничные, в январе 2022 году они станут обязательными для всех. В статье — что делать работодателю и как внедрить работу с ними в своей компании
Леонид Яковлев
Когда сотрудник заболел, получил травму или ушел в декрет, он может взять больничный и получать пособие. Для выплат ему нужно оформить листок нетрудоспособности. Это документ, который нужно заполнять строго по правилам, ошибаться в нем нельзя. Работодатель должен этот листок принять и заполнить свою часть.
Разбираемся, как заполнить и отправить электронный листок нетрудоспособности в фонд соцстрахования.
Что такое электронный больничный лист
Электронный лист нетрудоспособности, или ЭЛН, — это такой же больничный лист, как и на бумаге, только он заполняется и хранится в сети, а для работы с ним нужны специальные программы.
Ваш работник может оформить электронный больничный лист, если:
Если ваша компания не работает с ЭЛН и не собирается, работник должен оформлять обычный больничный на бумаге. Вы не обязаны принимать электронные больничные до 2022 года. С 1 января 2022 года все больничные будут только электронными.
Зачем нужны электронные больничные
Электронный больничный лист создали для того, чтобы упростить работу врачам, работодателям и фонду социального страхования. К тому же это удобно еще и для работника: ему не надо носить везде бумажный документ.
Работодателю это тоже удобно: достаточно один раз потратить время на подключение к системе, а дальше вы будете экономить время бухгалтера и сотрудника, который взял больничный. К тому же электронные больничные нельзя подделать. Соответственно, не придется возвращать деньги фонду, как это бывает с бумажными листками.
Кроме скорости, для работника есть еще один плюс: он может в любой момент узнать, какая выплата ему положена. А фонду проще контролировать листки нетрудоспособности, и ошибок становится меньше.
Как любые электронные документы, электронные больничные не нужно распечатывать и хранить, и их невозможно потерять или испортить.
Как устроена работа с электронным листком нетрудоспособности
Больничный лист позволяет работнику получить выплату по болезни, травме или в связи с декретом. По закону первые три дня болезни или травмы оплачивает работодатель, остальные дни оплачиваются ФСС. Поэтому, если сотрудник болеет меньше трех дней, больничный в фонд можно не подавать. Но если болезнь затягивается, номер листка и дату нужно внести в электронный реестр для фонда социального страхования, ФСС перечислит пособие работнику.
Ниже рассмотрим схему, как компания, сотрудник, врач и фонд социального страхования работают с больничным.
Сотрудник. Он обращается за помощью в медицинское учреждение, в день обращения ему открывают больничный лист. Чтобы больничный лист открыли в электронной форме, сотрудник должен подписать согласие на открытие ЭЛН в медорганизации. Если работник не согласен, до 2022 года ему откроют обычный больничный на бумаге.
Врач. Открывает больничный лист в день обращения. Он заполняет свою часть листка в электронной системе ФСС: вводит ФИО и дату рождения работника, сроки и код нетрудоспособности. Еще указывают название медучреждения, ФИО и специальность врача. ЭЛН подписывается квалифицированной электронной подписью врача.
Талон с датой и номером ЭЛН выдают сотруднику, номер листка сотрудник должен передать работодателю, чтобы обосновать причину отсутствия на работе. По окончании лечения больничный закрывают.
Работодатель. Сотрудник сообщает работодателю о болезни, травме или декрете и сразу передает номер электронного больничного листка. Когда врач закроет больничный, работодатель заполняет свою часть листка нетрудоспособности: указывает данные о страховом стаже и среднем дневном заработке. Потом подписывает листок квалифицированной электронной подписью и отправляет сведения в ФСС.
Подробнее о заполнении листка расскажем дальше.
Фонд социального страхования. Рассчитывает и выплачивает пособие по больничному листку работнику сразу на карту.
Как начать работу с электронными больничными
Любая компания или ИП могут работать с больничными в электронном виде. Для этого нужно зарегистрироваться в системе соцстрахования и получить квалифицированную электронную подпись, если ее еще нет.
Заключить соглашение об информационном обмене с фондом страхования. Соглашение оформляют на бумаге и направляют в региональное отделение фонда заказным письмом. В отделении сотрудники подпишут соглашение, после этого можно работать с фондом удаленно. Соглашение можно скачать на сайте ФСС.
Зарегистрироваться в системе. Для регистрации и входа в кабинет страхователя нужна учетная запись компании или ИП на портале госуслуг. Поэтому сначала зарегистрируйтесь там и подтвердите ее с помощью электронной подписи. Если уже зарегистрированы, то можете сразу заходить в личный кабинет страхователя на сайте ФСС.
Взять номер больничного у сотрудника. Врач сообщит номер электронного больничного сотруднику, он должен передать его вам. Если он забыл или потерял номер, посмотреть его сотрудник может в своем личном кабинете застрахованного на сайте ФСС по логину и паролю от портала госуслуг.
Если вы подписали с сотрудником соглашение об обработке персональных данных, вы можете узнать этот номер самостоятельно — достаточно ввести СНИЛС сотрудника.
Заполнить часть работодателя. Работодателю нужно указать сведения о доходах и страховом стаже работника. Электронные больничный выглядит как на бумаге — графы и поля такие же, только теперь их заполняют на компьютере.
Графа | Как заполнять | Пример |
---|---|---|
Место работы, статус | Наименование вашей организации. Основное место работы или по совместительству — выбрать нужное | ООО «Лютик» |
Регистрационный номер | Номер организации в фонде социального страхования, 10 цифр | 3701000123 |
Код подчиненности | Региональный номер ФСС, к которому прикреплена организация, 4 или 5 цифр | 37001 |
ИНН нетрудоспособного | ИНН работника, если есть | 50123123000123 |
СНИЛС | Страховой номер лицевого счета сотрудника в пенсионном фонде | 123-123-123-12 |
Условия начисления | Двузначный код особых условий начисления и выплаты пособия. Заполняется только при наличии, если условия сочетаются, ставят несколько кодов | 44 — работники Севера |
Акт формы Н-1 | Заполняется, если травма получена на производстве | |
Дата начала работы | Заполняется при аннулировании трудового договора, когда новый сотрудник не вышел на работу в положенный срок. Если сотрудник продолжает работу, заполнять не надо | |
Страховой стаж | Указывают количество полных лет и месяцев по записям из трудовой книжки. В стаж также входит военная и приравненная к ней служба, например в полиции или МЧС | 8 лет 2 месяца |
Нестраховые периоды | Выделяете из страхового стажа периоды военной службы и приравненной к ней | |
Причитается пособие за период | Дата открытия и закрытия больничного листка | С 02.02.2021 по 14.02.2021 |
Средний заработок для исчисления пособия | Заработок за два предыдущих года | 756 000 ₽ |
Средний дневной заработок | Средний заработок нужно разделить на 730. Если рассчитываете пособие по декрету, то из 730 или 731 дня вычитают количество дней болезни, декрета или отпуска по уходу за ребенком за предыдущие два года | 1035,6 ₽ |
Сумма пособия за счет средств работодателя | Сумма выплат за первые три дня больничного. Если больничный оформлен по беременности и родам или производственной травме, всю сумму платит ФСС, тогда графу не заполняйте | 3106,8 ₽ |
Сумма пособия за счет средств ФСС | Сумма за все дни болезни, кроме первых трех | 11 391,2 ₽ |
Итого начислено | Общая сумма пособия за все дни болезни | 14 498 ₽ |
ФИО руководителя и бухгалтера организации | Если бухгалтера нет, пишите ФИО руководителя дважды |
Проверьте листок нетрудоспособности, подпишите его квалифицированной электронной подписью и сохраните. После этого передайте в ФСС электронный реестр с датой и номером больничного для начисления пособия за счет фонда. Если увидели, что ошиблись, после того как сохранили листок, можно заполнить и отправить листок заново.
Электронный листок нетрудоспособности можно распечатать в личном кабинете ФСС. Для этого достаточно нажать соответствующую кнопку. По закону распечатывать и хранить электронные больничные не нужно. Все данные хранятся в системе ФСС.
Что нужно для работы с электронным больничным
Подписка на новое в
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Всё о том, что обозначает в электронном больничном статус 020 и другие обозначения, а также об ошибках в системе
С 1 июля 2017 года новые редакции законов об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и об основах охраны здоровья граждан позволяют выдавать листок нетрудоспособности в виде электронного документа (электронный листок нетрудоспособности, ЭЛН).
В свою очередь все работодатели обязаны принимать ЭЛН, а все медицинские организации – выдавать их. Сама форма листка, утвержденная еще в 2011 году, при этом осталась неизменной. Для эффективной работы в системе необходимо подключение медицинского учреждения к информационной системе «Соцстрах», наличие личного кабинета работодателя на сайте Федерального фонда социального страхования и письменное согласие пациента.
Однако следует отметить, что отсутствует регламент взаимодействия медицинских учреждений, страхователей и фонда по выдаче и учету электронных больничных листов.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Как узнать и для чего он нужен?
Статус ЭЛН – это признак, позволяющий отследить прохождение больничного листка с момента его выдачи до завершения всех расчетов по нему. Статусы ЭЛН позволяют, с одной стороны, участникам системы отслеживать прохождение больничного листка по разным этапам, с другой – защищают информацию от тех, для чьих глаз она не предназначена.
Работодатель не сможет получить информацию о больничном, если он еще не закрыт медицинской организацией. В свою очередь бюро медико-социальной экспертизы не сможет увидеть данные об ЭЛН, которые не были ему переданы, а медицинская организация не сможет узнать сведения о размере выплаченного пособия.
Статус отражается в личном кабинете работодателя на сайте ФСС либо в журнале ЭЛН автоматизированных рабочих мест, разработанных под руководством фонда. В настоящий момент активно внедряются две АРМ – «Подготовка расчётов для ФСС» (для работодателей) и «Лечебно-профилактическое учреждение» (АРМ ЛМУ, для медицинских организаций).
Какие бывают?
Всего предусмотрено 9 статусов ЭЛН.
010 – Открыт
Статус 010 появляется после заполнения ЭЛН на первичном приеме. Медицинский работник вносит в информационную систему сведения о медицинской организации, дату выдачи, сведения о пациенте, является листок первичным или нет, причину нетрудоспособности и срок освобождения от работы.
020 – Продлен
Статус 020 появляется после повторного посещения врача работником в случае, если принимается решение продлить срок его освобождения от работы. Для этого в больничном указывается новый срок.
030 – Закрыт
Если врач при осмотре пациента принимает решение, что работник уже может выйти на работу, он указывает дату, когда работник должен это сделать. После внесения таких данных, ЭЛН получает статус 030.
040 – Направление на МСЭ
Если же врач принимает решение направить работника на медико-социальную экспертизу, он указывает дату направления документов, после чего ЭЛН получает статус 040.
050 – Дополнен данными МСЭ
После получения документов бюро МСЭ и освидетельствования работнику может быть определена группа инвалидности. Сведения об этом также подлежат отражению, ЭЛН с такими сведениями получает статус 050.
060 – Заполнен
По номеру листка работодатель может загрузить его в личный кабинет или установленную на компьютере программу. После чего он обязан дополнить больничный лист сведениями для расчета пособия по временной нетрудоспособности. Сумма пособия рассчитывается автоматически.
Заполненный страхователем и возвращенный им в систему ЭЛН получает статус 060.
070 – Заполнен страхователем Реестр ПВСО
Статус 070 относится к работодателям-участникам пилотного проекта «Прямые выплаты страхового обеспечения» (ПВСО). Работникам таких организаций и индивидуальных предпринимателей пособия выплачиваются территориальными органами ФСС напрямую на основании представленного работодателем реестра. В этом случае дополнительно указываются сведения о получателе пособия, включая банковские реквизиты и номер карты «Мир».
080 – Пособие выплачено
Статус 080 появляется в журнале ЭЛН в отношении больничных листков, по которым отражено получение работником пособия.
090 – Действия прекращены
Статус 090 означает, что ФСС произвел окончательные расчеты по этому ЭЛН, то есть выплатил пособие работнику напрямую или возместил работодателю затраты на его выплату.
Ошибки в работе АРМ ЛПУ
Помните, ошибки можно и нужно исправлять. Должностным лицам на это предоставлено до трех рабочих дней в силу Закона. Службы технических поддержек имеют свой определенный регламент по решению тех или иных вопросов.
Предостерегая от стрессовых ситуаций, замечу, что все документы с вашей стороны должны быть максимально защищены от ошибок и предоставляться заблаговременно, чтобы было время на решение технических форс-мажорных ситуаций.
Ошибка вызова сервиса передачи/получения данных
Возникает, если имеющийся сертификат цифровой подписи предназначен только для подписания, но не шифрования сообщений. Нужно заказать цифровую подпись, которая будет поддерживать обе операции.
ORA-20015: Не удалось определить состояние ЭЛН
Может возникать при отправке дублирующей копии ЭЛН или по причине несоответствия присылаемых данных статусу ЭЛН. Чтобы исключить дублирование, ЭЛН следует обновить содержащимися в системе сведениями. Для перехода в следующий статус листок необходимо дополнить недостающей информацией.
ORA-20013: Не удалось обновить данные. Обновляемая запись потеряла актуальность
Возникает по тем же причинам, что и ошибка ORA-20015. Решается такими же способами.
ORA-20001: Доступ к ЭЛН с №, СНИЛС, статусом – ограничен
Возникает при попытке получения ЭЛН в статусе, недоступном для получателя. Например, работодатель пытается получить ЭЛН, еще не закрытый лечебным учреждением. Следует удостоверится, что номер листка указан правильно и дождаться его перехода в соответствующий статус, тогда доступ к ЭЛН будет открыт.
Ошибка вызова сервиса передачи / получения данных. Не удалось расшифровать сообщение
Возникает при несоответствии ключей шифра сообщения и уполномоченного лица ФСС. Скачать правильный сертификат можно на сайте Фонда в разделе ЭЛН.
Ошибка вызова сервиса передачи/получения данных
В этом случае передаваемое сообщение не соответствует формату XML Encryption.
Решение заключается в настройке АРМ ЛПУ и проверке правильности сертификата ФСС. В пункте «Строка соединения» нужно указать один следующих адресов:
После этого в «Настройке подписей для сервисов» установить отметку «Шифровать сообщение», указать «Имя сертификата ФСС» и «Тип контейнера». Сертификаты для установки расположены на сайте ФСС в разделе ЭЛН. Для тестирования настроек используется ТЕСТОВЫЙ сертификат ФСС.
Дополнительно следует обратиться к разработчику программного обеспечения и сообщить ему следующую информацию: «Отсутствует элемент EncryptedData class ru.ibs.cryptopro.jcp.crypt.CryptoException».
Ошибка при установке АРМ ЛПУ: Unable to write inside TEMP environment variable path
Сообщение возникает при некорректно установленной базе данных. Для устранения ошибки следует повторить установку АРМ с правами администратора в полном соответствии с инструкцией. Также необходимо сообщить администратору следующую информацию: «Unable to build entity manager factory».
Ошибка при попытке загрузки данных из базы данных
Возникает при неправильной установке базы данных. Следует повторно установить программу. В процессе установки, на шаге выбора базы данных, следует отметить флаг «Установить». Администратору в этом случае передается информация: «org.hibernate.exception.SQLGrammarException: could not extract ResultSet».
Ошибка при попытке зайти в настройки подписи в ПО АРМ ЛПУ
Возникает, если при установке не была зарегистрирована библиотека GostCryptography.dll. В этом случае сначала следует проверить соответствие разрядности операционной системы и разрядности установщика ПО (они должны совпадать).
После этого проводится проверка на наличие в системе компонентов Microsoft.Net Framework версии 4 и выше (при необходимости следует установить последнюю версию). На следующем шаге проверить папку с программой (по умолчанию это C:FssTools) на наличие файла GostCryptography.dll.
Если он отсутствует, следует произвести установку повторно. Если предыдущие шаги уже сделаны, то в командной строке следует последовательно задать две команды:
После этого можно снова запустить программу.
Ошибка вызова сервиса передачи/получения данных «Invalid element in ru.ibs.fss.eln.ws.FileOperationsLn_wsdl.ROW – SERV1_DT1»
Возникает из-за исключения поля «SERV1_DT1» в новой спецификации 1.1 и изменения строки соединения. Исправляется указанием в настройках одного из следующих адресов:
Любая информационная система по-своему капризна, в ней иногда возникают ошибки. Но если знать, как их легко преодолеть, внедрение электронного документа оборота существенно упростит работу всех участников процесса. Внедрение ЭЛН позволяет ускорить заполнение документов, исключить ошибки при заполнении и необходимость оформления дубликатов в случае утраты, а также ставит серьезный барьер выдаче недостоверных листков нетрудоспособности.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)
Общие принципы работы с ЭЛН
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ЭЛН
Электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН) представляет собой электронный документ.
В соответствии с Федеральным законом от 01.05.2017 № 86-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статьи 59 и 78 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», электронный листок нетрудоспособности с 01 июля 2017 года имеет равную юридическую силу с листком нетрудоспособности на бумажном носителе.
Работа с ЭЛН состоит из трех этапов:
1. Получение из ЛПУ талона с номером ЭЛН и запрос ЭЛН по номеру листка и СНИЛС пациента.
Талон с номером ЭЛН выдается лечебным учреждением пациенту, который предоставляет его по месту работы. Талон имеет свободную форму и обязательно должен содержать НОМЕР ЭЛН (12 знаков, как и номер бумажного листка нетрудоспособности), остальная информация в талоне имеет справочный характер и не может служить основанием для оплаты листка нетрудоспособности. Запросить ЭЛН может работодатель при наличии усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) юридического лица, средств криптозащиты и программного обеспечения, в котором реализована работа с ЭЛН.
2. Заполнение полученного ЭЛН в части работодателя, и отправка заполненного ЭЛН в ФСС.
Поскольку ЭЛН является полным аналогом бумажного листка нетрудоспособности, заполнять данные работодателя в ЭЛН нужно в том же объеме, что и в бумажном листке (правила заполнения прописаны в п. 66 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 июня 2011 г. N 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности»).
Заполнение и отправка ЭЛН в ФСС осуществляются в ПО работодателя, средствами которого ЭЛН был запрошен. Заполненная распечатанная форма ЭЛН не является основанием для оплаты.
3. Подготовка и отправка реестра больничных листков в ФСС для назначения и выплаты пособия.
Для оплаты ЭЛН в пилотных регионах по прямым выплатам, в т.ч. в Тамбовской области, необходимо направить в ФСС реестр листков нетрудоспособности, аналогичный реестру, которым направляются сведения по листку нетрудоспособности, выданному на бумажном бланке. Заполнение реестра по ЭЛН полностью аналогично заполнению реестра для бумажных листков нетрудоспособности.
Работа с ЭЛН состоит из последовательного выполнения вышеуказанных пунктов. Обратите внимание, что сначала необходимо получить, заполнить и отправить в ФСС сам ЭЛН, а затем передать реестр листков нетрудоспособности на оплату.
Где можно запросить ЭЛН.
В настоящее время работа с ЭЛН реализована в большом количестве бухгалтерских программ. В частности, ЭЛН доступен для работы в программах сцецоператоров для подготовки отчетности, продуктах 1С, Парус и др.
Также предоставлена возможность обработки ЭЛН с помощью бесплатных сервисов ФСС.
Сервисы ФСС по работе с ЭЛН
Фонд социального страхования предоставляет собственные бесплатные средства для работы с ЭЛН: личный кабинет страхователя, доступный на сайте cabinets.fss.ru и программу АРМ “Подготовка расчетов для ФСС”.
Обращаем Ваше внимание, что при использовании любых программ обработки ЭЛН необходимо наличие УКЭП и средств криптозащиты (КриптоПро версии не ниже 4.0 или ViPNet версии не ниже 4.2).
Личный кабинет страхователя
Для работы в личном кабинете страхователя, помимо указанных выше требований, дополнительно необходимо наличие регистрации страхователя на портале госуслуг в качестве юридического лица и установка Browser plug-in.
Подробнее о работе с личным кабинетом ФСС страхователя можно ознакомиться в инструкции.
Ответы на часто задаваемые вопросы по работе с личным кабинетом ФСС можно посмотреть в разделе http://cabinets.fss.ru/FAQ.html.
Внимание! В личном кабинете ФСС страхователя реализована работа только с ЭЛН, т.е. запрос ЭЛН по номеру и СНИЛС, заполнение формы ЭЛН, его отправка в ФСС и отслеживание статуса обработки ЭЛН в ФСС, а также просмотр информации по обработке реестров и выплате различных пособий. Заполнение реестра по больничному листку, необходимого для выплаты пособия производится в ПО страхователя, аналогично заполнению реестра по бумажным больничным листкам.
АРМ “Подготовка расчетов для ФСС”
Данная программа позволяет работать со всей отчетностью, предоставляемой в ФСС: Форма-4 ФСС, реестры больничных листков и ЭЛН.
Для ЭЛН реализован полный цикл работы: запрос листка, заполнение ЭЛН и отправка его в ФСС, печать ЭЛН, перенос данных из ЭЛН в реестр больничных листков, дооформление реестра и отправка в ФСС с последующим отслеживанием обработки реестра и печатью квитанции.
Подробнее работа с ЭЛН описана в инструкции “АРМ_Руководство пользователя.pdf”, которая доступна после установки в папке с программой АРМ “Подготовка расчетов для ФСС”. Также после установки в той же папке в инструкции “Руководство пользователя_Подписание и шифрование.pdf” можно найти описание настройки модуля для подписания и шифрования подготавливаемых документов.
Часто задаваемые вопросы по работе с ЭЛН.
1. Можно ли работать с ЭЛН, если не заключено соглашение с ФСС об информационном взаимодействии?
Да, можно. Сама форма соглашения находится на сайте регионального отделения в разделе “Электронный листок нетрудоспособности”, в подразделе “Для страхователей”.
2. Как понять, что есть возможность работы с ЭЛН?
Если организация сдает электронную отчетность в ПФР, ФНС, ФСС и т.д., т.е. имеет УКЭП, а также имеет программу криптопровайдер подходящей версии (КриптоПро версии не ниже 4.0, VipNet версии не ниже 4.2), то технически работа с ЭЛН возможна.
3. Может ли запросить ЭЛН уполномоченный представитель страхователя?
Да, такая возможность реализована. Для этого представитель страхователя должен быть зарегистрирован на портале ФСС portal.fss.ru как уполномоченный и иметь права на запрос ЭЛН и отправку реестров ПВСО за данного страхователя, а также загрузить на портал актуальный сертификат подписи, используемой для отправки отчетности.
4. Не получается запросить ЭЛН по паре номер ЭЛН + СНИЛС, сервис выдает ошибку вида “Указанный ЭЛН отсутствует в базе данных ФСС”.
Необходимо проверить правильность вводимого номера ЭЛН и СНИЛС. Если реквизиты совпадают с номером ЭЛН из талона, и СНИЛС верен, обратиться либо в ЛПУ за уточнением данных запрашиваемого ЭЛН (какой номер у ЭЛН, и на какой СНИЛС он оформлен), либо уточнить номер ЭЛН в региональном отделении ФСС.
5. Не получается запросить ЭЛН, сервис выдает ошибку на запрос со статусом 010 (020, 070, 090).
Статус 010 означает, что ЭЛН открыт в ЛПУ, содержит один период нетрудоспособности, но не указана дата в поле “Приступить к работе”, или отсутствует код 31 “Продолжает болеть” и номер следующего листка, то есть ЭЛН недооформлен.
В данном случае необходимо обратиться в ЛПУ, выдавшее ЭЛН, за уточнением его статуса.
Статус 020 означает, что ЭЛН открыт ЛПУ, содержит два или три периода нетрудоспособности, но не указана дата в поле “Приступить к работе”, или отсутствует код 31 “Продолжает болеть” и номер следующего листка, то есть ЭЛН недооформлен.
В данном случае необходимо обратиться в ЛПУ, выдавшее ЭЛН, за уточнением его статуса.
Статус 070 означает, что по данному ЭЛН страхователь уже оформил и отправил в ФСС реестр больничных листов, поэтому повторный запрос ЭЛН невозможен. Также невозможна отправка заполненной формы ЭЛН, которую необходимо предоставить до отправки реестра больничных листов.
Статус 090 означает, что запрашиваемый лист аннулирован. Необходимо обратиться в ЛПУ за выяснением причины аннулирования и получением номера листка-дубликата. Аннулированный ЭЛН оплате не подлежит.
6. Я считаю, что сведения, заполненные в ЭЛН в части мед. организации содержат ошибки, как быть?
Если при получении ЭЛН появляются сомнения в правильности его оформления в части мед. организации, обратиться за консультацией можно к специалистам регионального отделения Фонда в отдел страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (тел. 577-036, 577-038). И в случае необходимости оформления дубликата обратиться в ЛПУ, выдавшее ЭЛН.
7. Нужно ли заполнять распечатанный бланк ЭЛН?
Заполнение бумажной распечатки ЭЛН не регламентировано порядком работы с ЭЛН ФСС и производится на усмотрение страхователя.
8. ЭЛН был отправлен в ФСС в срок, но сотрудник пособие по временной нетрудоспособности так и не получил.
В данном случае необходимо удостовериться, что для данного ЭЛН был отправлен не только сам заполненный ЭЛН, но и реестр листков нетрудоспособности в ФСС. При этом реестр был обработан без ошибок, то есть имеется в наличии квитанция об успешной обработке реестра, в которой все стадии проверки документа завершились успешно. Если квитанция содержит информацию об ошибках, необходимо исправить ошибки и направить реестр заново.
Если квитанция обработки реестра положительная, информацию о статусе документа можно уточнить по телефону горячей линии 577-010.