Что означает эквивалент по 44 фз
Что делать, если в описании объекта закупки указано «или эквивалент»
Эквивалент товара по 44 ФЗ — это продукция, которая соответствует параметрам технического задания, но чей товарный знак отличается от того, который предполагает закупить заказчик.
Как 44-ФЗ регулирует товарные знаки
В законе о контрактной системе нет такого определения. Оно содержится в ст. 1477 Гражданского кодекса. Под ним понимается обозначение, которое служит для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на которое признается исключительное право. Т. к. контрактное законодательство базируется на гражданском, закрепим, что товарный знак по 44-ФЗ — это уникальное указание производителя или самой продукции, которое идентифицирует предмет госзакупки. Как правило, он сопровождается фразой «или эквивалент», но есть исключения.
Как 44-ФЗ регулирует эквивалентность товарному знаку
В ст. 33 указано, что, по 44-ФЗ, или эквивалент — это значит, что поставщик ориентируется на товарные знаки, которые прописал заказчик в техническом задании, но не обязан поставить продукцию с этим знаком.
Поставщики вправе подобрать и другую марку, если ТРУ полностью соответствует параметрам, которые прописал заказчик, — так называемые «эквивалентные показатели».
Фразу «или эквивалент» используют, чтобы максимально точно описать продукцию, которую хочет госзаказчик. Но обеспечивая конкуренцию на торгах, заказчики не ограничивают количество участников, прописывая конкретный товарный знак без возможности поставить аналог. Из этого правила есть исключения.
В контрактном законодательстве не написано, в чем разница аналога и эквивалента по 44 ФЗ. В статье 33 говорится только об эквиваленте и ни слова про аналог. Получается, что разница только в названии, а в контексте госзакупок эти понятия используют как синонимы.
Помимо производителя или марки, в документации прописывают:
Готовим заявку с поставкой эквивалентов: наглядные примеры
Если заказчик использует понятие эквивалента в 44 ФЗ, то следуйте правилам:
Например, в закупке на поставку шин пишут следующее: «шины Matador MP 92 235/70 R16 106T ИЛИ ЭКВИВАЛЕНТ (в количестве 16 штук)». Вот пример указания товарного знака в аукционной документации по 44-ФЗ.
А контракт заключают на поставку шин Foman (Goform) W705 235/70 R 16 106T — это эквивалент оборудования.
Готовим заявку с неэквивалентными товарами
Из правила про аналоги есть два исключения, они прописаны п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ:
Вот примеры, что такое товарный знак по 44 ФЗ без возможности поставить эквивалент.
Указывают ли аналог в закупках по 223-ФЗ
В 223-ФЗ не написано, чем отличается аналог от эквивалента. В п. 3 ч. 6.1 ст. 3 этого закона указано, что если заказчик описывает объект закупки с указанием бренда, то он сопровождает его фразой про возможность поставить эквивалентный товар. Получается, что это синонимы в контексте закупок отдельными видами юридических лиц.
Из этого правила есть исключения. Не прописывайте возможность поставить аналог, если закупаете:
Когда заказчик может закупать товар конкретной марки?
Может ли заказчик не писать формулировку «или эквивалент» в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ? Что учесть поставщикам в заявке и как смотрит ФАС на торговые марки без аналогов в описании закупки.
иллюстратор — Маргарита Федосеева
Эквиваленты товаров в закупках по 44-ФЗ
Одна из целей 44-ФЗ — дать возможность участвовать и побеждать в закупках как можно большему числу компаний, поэтому заказчики не могут указывать к товарам требования, которые ограничат число участников.
Одним из таких ограничений может быть конкретный товарный знак, поэтому его нельзя указывать в описании закупки без формулировки «или эквивалент». Это дает участникам возможность поставить товар с теми же характеристиками, которые требует заказчик, но от другого производителя.
В конкурентных закупках есть всего два исключения, когда заказчик может запросить определенную марку товара ( п.1 ч.1 ст.33 44-ФЗ):
Иногда наличие товарного знака обязательное условие для соответствия ГОСТу как в постановлении арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.02.2019 по делу А27-20949 2018.
Также заказчик может прописывать конкретные характеристики материалов и товаров при выполнении работ: например, краски, напольные покрытия, окна и т.д. В этом случае участники пишут согласие выполнить работы с использованием этих товаров.
В закупках у единственного поставщика по ст.93 44-ФЗ правила описания объекта из ст. 33 не распространяются. Заказчик имеет право купить товар определенной марки.
Эквиваленты товаров в закупках по 223-ФЗ
Закон также обязывает заказчиков при описании закупки использовать фразу «или эквивалент» (п.3 ч.6.1 ст.3 223-ФЗ). Из этого правила тоже есть исключения. Заказчик может не давать поставщикам возможность поставить аналог, когда закупает:
Как правильно заполнить заявку, когда есть можно поставить эквивалент?
Если заказчик указал формулировку «или эквивалент», придерживайтесь этих правил:
Не пишите формулировку «или эквивалент», в заявке можно указать только конкретные характеристики.
Не предлагайте аналогичный товар с улучшенными параметрами. Заказчик не допустит такую заявку к участию. Предложить улучшенный товар можно только на этапе исполнения контракта.
На что жаловаться в ФАС?
Важно понимать, что 44-ФЗ и 223-ФЗ выступают за конкуренцию между поставщиками, а не производителями.
Например, в смете на ремонт крыши заказчик указал тип кровли, который производит единственный завод в регионе. Оговорка «или эквивалент» отсутствовала. Но ограничением конкуренции это не будет, так как выполнить работы и поставить кровлю от одного производителя могут несколько поставщиков.
Жаловать можно, если заказчик:
В большинстве случаев ФАС считает ограничением участия в закупке ограничением конкуренции в закупке (п.2 ч.1 ст.3 223-ФЗ). Но если заказчик обосновывает невозможность купить эквивалент, решение выносят в его пользу.
Ответим на вопросы
Что значит фраза «или эквивалент» в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ?
Очень часто заказчики предусматривают в закупочной документации возможность для участников поставить не конкретно указанный товар, а аналогичный ему или эквивалент. Закон о контрактной системе обязывает заказчика это делать. Однако есть исключения, когда товар несовместимый или невзаимозаменяемый. Каких правил следует придерживаться в этом случае участникам, как правильно подготовить заявку, когда невозможно предложить эквивалент – разберемся в статье.
Товарный знак в 44-ФЗ
Понятие товарного знака напрямую связано с эквивалентностью товара в процедуре закупки. Однако 44-ФЗ не дает определения ТЗн. Его можно найти в ст.1477 ГК РФ.
Товарный знак – это исключительное право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на продукцию, которое индивидуализирует эту самую продукцию.
Если исходить из того, что закон о контрактной системе закупок основывается на гражданском законодательстве, то товарный знак в 44-ФЗ — это уникальное указание производителя или самого товара, которое идентифицирует предмет закупки. Как правило, он сопровождается фразой «или эквивалент», кроме некоторых случаев.
Что такое эквивалентность в 44-ФЗ?
Одна из целей 44-ФЗ – обеспечивать принцип конкуренции и не ограничивать потенциальных исполнителей в участии. Понятие «эквивалент» помогает соблюдать эти принципы и является одним из важнейших условий при оформлении заявки. Организаторы торгов не могут указывать такие требования к предмету закупки, которые бы сократили число участников (п.1 ч.1 ст.33). Одним из таких требований является товарный знак.
Поэтому заказчики обязаны в описании закупки указывать формулировку «или эквивалент». Что это значит, найдем в п.1 ч.1 ст.33 44-ФЗ. Это возможность использовать или поставить товар, отличный от того, который указал заказчик, с теми же характеристиками (показателями), но от другого производителя. Такая продукция называется аналогом или эквивалентом. Разницы между этими понятиями для 44-ФЗ нет.
В электронных аукционах торговые марки используют при закупке продукции, либо если заключают договор на работы (услуги), для выполнения которых она используется.
Для более точного описания продукции заказчики в документации указывают страну происхождения товара, а также при необходимости:
Если участник видит фразу «или эквивалент», он должен оценивать ситуацию как возможный выбор:
1) согласиться и поставить конкретную продукцию, заявленную заказчиком;
2) предложить аналогичный товар. Главное, чтобы конкретные показатели товара совпадали с показателями, указанными в техническом задании.
Как правильно заполнить заявку, если есть «или эквивалент»?
Если в документации организатор указал формулировку «или эквивалент», то исполнителю необходимо придерживаться следующих правил, чтобы не допустить ошибок:
Например, в закупке на поставку бензопилы заказчик указал: марка Stihl или эквивалент:
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Поставка бензопилы
1.1. Объект закупки: поставка бензопилы
1.2. Место поставки: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический 56
1.3. Срок поставки в течении 10 календарных дней с момента заключения контракта.
1.4. Описание товара:
лота
Мощность: не менее 1500 Вт / 2 л. с.
Длина шины: не менее 35 см и не более 40 см
Емкость топливного бака: не менее 0,25 л.
Емкость масляного бака: не менее 0,145 л.
Функции и возможности: тормоз цепи
Ведомая звездочка: 6-зубчатая
Макс. скорость цепи не менее согласно ISO 11681: MS 180, MS 180 C:22,3 м/сMS 180 2-MIX:24,8 м/с
Число оборотов на холостом ходу: не менее согласно ISO 11681 +/- 50 об/мин 2800 об/мин
Двигатель: одноцилиндровый двухтактный
Гарантийный срок: не менее 12 месяцев
Следовательно, контракт можно заключить на поставку бензопилы другой марки, но не отступая от указанных характеристик.
Заявка по неэквивалентному товару
Существует два исключения из правила про аналоги, которые изложены в п.1 ч.1 ст.33 44-ФЗ:
Вот пример технического задания на поставку оригинального товарного знака:
(шт)
Нужно ли указывать «или эквивалент» во всей документации, где встречается товарный знак?
Формулировку «или эквивалент» в документации необходимо указывать везде, где встречается тот или иной товарный знак. Хотя контролирующие организации часто не обращают внимания на такие нарушения. Описание предмета торгов, в том числе указание фразы «или эквивалент», для заказчика очень важно. Так как, с одной стороны, можно заработать штраф и понести административную ответственность за то, что не соблюдается закон о конкуренции. И с другой стороны, можно получить много запросов на разъяснение, или (что еще страшнее!) — жалобы в ФАС от участников закупки на неправильно составленную документацию.
Участнику тоже следует самым внимательным образом подходить к изучению документации на предмет наличия фразы «или эквивалент». Это поможет правильно подготовить заявку и быть уверенным, что ее не отклонят.
Как регулируется эквивалент по 223-ФЗ?
В 223-ФЗ не указываются, какие отличия есть между аналогом и эквивалентом. В п.3 ч.6.1 ст.3 223-ФЗ говорится, что если заказчик в описании объекта торгов указывает товарный знак, то он предусматривает возможность поставки эквивалентного товара, прописывая это условие в тексте документации. Следовательно, эти понятия являются словами-синонимами в контексте закупок по федеральному закону № 223.
Из этого правила есть исключения. Заказчик не может прописать возможность поставить аналог, если приобретает:
223-ФЗ также, как 44-ФЗ обязывает организаторов торгов прописывать фразу «или эквивалент». Заказчик посредством положения о закупке определяет порядок проведения тендера. При этом, в некоторых случаях, целесообразно устанавливать требование поставки товара с конкретным товарным знаком без возможности поставки аналогов.
ФАС России в большинстве случаев расценивает указание конкретного товарного знака как создание исполнителям преимущественных условий участия в закупке, что запрещено п.2 ч.1 ст.17 135-ФЗ и как нарушение принципа равноправия и ограничения конкуренции (п.2 ч.1 ст.3 223-ФЗ). Однако, как видно из судебной практики, если заказчик обосновывает невозможность поставки эквивалентов, то суды становятся на его сторону.
Как заказчику закупать товар конкретной марки?
Ограничение закупок определённой маркой товара объективно снижает число участников аукциона, что затрагивает основной принцип Госзакупок – допуск к участию в торгах как можно большего количества поставщиков. Но как быть заказчику, если ему требуется товар определённой марки? Законы №44-ФЗ и 223-ФЗ несколько по-разному трактуют эту ситуацию, поэтому целесообразно рассмотреть их по отдельности.
Эквивалент товара по 44-ФЗ
Согласно закону 44-ФЗ заказчики не имеют права устанавливать в заявке требования, ограничивающие количество участников. К таким требованиям относится ввод в заявку конкретной марки продукта без указания его эквивалента.
44-ФЗ в п. 1 ч. 1 ст. 33 предусматривает лишь 2 исключения, когда заказчик может сделать заявку на определенную марку товара:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Под эти исключения подходят также случаи, при которых заказчику необходим товар определенной марки для соблюдения условий ГОСТа (такой случай рассматривался арбитражным судом ЗСО от 11.02.2019 г. дело № А27-20949 2018). А также ситуация, возникающая при необходимости использовать строго определённые материалы (краски, покрытия и пр.) для строительных работ.
Примечание! Если закупки производятся у единственного поставщика (ст.9, 44-ФЗ), то правила ст. 33 44-ФЗ, регламентирующие описание объекта, признаются недействительными, и заказчик имеет возможность приобрести товар необходимой ему конкретной марки.
Эквивалент товара по 223-ФЗ
Действие закона 223-ФЗ в отношении товаров конкретной марки сходно с законом 44-ФЗ. Он также требует наличия в описаниях эквивалента (п.3 ч. 6.1 ст.3) и оговаривает следующие случаи, когда заказчик имеет право требовать товар определённой марки.
Как поставщику правильно составить заявку на товар с указанным эквивалентом?
При указании заказчиком эквивалента товара поставщику рекомендуется придерживаться следующих правил.
При необходимости заменить требуемый товар на аналог нужно обязательно назвать страну, где он производится, и точные параметры. Товарный знак можно указывать при полной уверенности соответствия его характеристик требуемым. Но вообще, его указание не является строго обязательным, главное, чтобы поставляемый бренд отвечал требуемым характеристикам.
Как поставщику пожаловаться в ФАС на условия заказа?
Важным моментом Госзакупок является то, что регламентирующие их законы направлены на повышение конкуренции между поставщиками, а не производителями. Это означает, что один и тот же товар может быть предложен разными поставщиками, и условия аукциона при этом не будут нарушены.
Поставщик имеет право жаловаться в ФАС на заказчика, если:
Чаще всего ФАС в своих решениях становится на сторону поставщика, который привел убедительные доказательства того, что при проведении аукциона была ограничена конкуренция (223-ФЗ, п.2 ч.1 ст.3). Однако если заказчик грамотно и убедительно обосновал невозможность приобретения эквивалента, антимонопольная служба выносит решение в его пользу.
Что значит «или эквивалент» в описании объекта закупки
Эквивалент товара — это предложение поставщика поставить продукцию с товарным знаком, который отличается от марки, установленной в документации. Такое уточнение часто встречается в описании объекта закупки.
Что означает
В целях соблюдения принципа обеспечения конкуренции в 44 ФЗ понятие «эквивалент» выступает одним из ключевых. Заказчики не указывают в тендерной документации такие требования к продукции, которые могут сократить число участников (п. 1 ч. 1 ст. 33). Одним из таких требований выступает товарный знак.
Поэтому заказчики обязаны в описании закупаемой продукции указывать фразу «или эквивалент»; что это значит, раскрывается в п. 1 ч. 1 ст. 33 № 44-ФЗ. То есть это возможность использовать или поставить аналогичный по свойствам продукт других производителей.
В электронных аукционах торговые марки используют при приобретении продукции (пп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 66) либо если заключают контракт на работы (услуги), для выполнения которых она используется (пп. «а» п. 3 ч. 3 ст. 66).
Для максимального понятного описания продукции заказчики в документации указывают страну происхождения товара, а также, если нужно:
Или эквивалент по 44 ФЗ означает, что для участника эти сведения ориентировочные. Он может согласиться с требованиями документации или предложить аналогичную продукцию. Главное, чтобы ее конкретные показатели не выходили за рамки эквивалентных характеристик, которые указаны в техническом задании. Е сли задаетесь вопросом, а в чем разница аналога и эквивалента, то знайте, что это одно и то же, разницы нет. Главное, чтобы поставщик предложил продукцию, которая полностью соответствует требованиям технического задания.
Когда можно прописывать товарный знак без указания «или эквивалент»
Из описанного правила есть два исключения, когда поставка аналогов невозможна (п. 1 ч. 1 ст. 33 № 44-ФЗ).
Во-первых, если приобретают запасные части и расходные материалы к технике, которая уже имеется у заказчика. Например, к принтеру Xerox, в соответствии с его технической документацией, могут подойти только оригинальные картриджи.
Во-вторых, если заключают контракт на поставку (использование) товаров, совместимых с оборудованием покупателя. Н апример, заказчику требовались лицензия и дистрибутив только программы Kaspersky, потому что продукты других производителей конфликтуют с корпоративной системой безопасности:
Нужно ли указывать в закупках по 223-ФЗ
По общему правилу, нужно. Это указано в п. 3 ч. 6.1 ст. 3 223-ФЗ. В нем зафиксировано, что если заказчик использует в описании предмета закупки ссылку на товарный знак, то ему придется использовать слова «или эквивалент».
Из этого правила есть исключения, неэквивалент можно получить, если закупаете: