Что означает чревоугодие как грех

Как выйти победителем в борьбе с грехом чревоугодия

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Культ потребления неразрывно связан с едой. Огромное количество рекламы в СМИ призывает разнообразить ежедневный рацион деликатесами из супермаркетов и новинками вредного фастфуда.

Что это за грех

Значение слова

В переводе с греческого определение «чревоугодие» значит бешенство живота – чрева. Что значит — неумеренная, неистовая жадная похоть, доводящая в буквальном смысле до исступления и превращающая человека в животное, которое ест, но не может насытиться.

Расплата прискорбна: чувство неудовлетворения нарастает как снежный ком, превращая раба желудка в несчастного потребителя еды и напитков (в том числе и алкоголя, что ведет к пьянству).

Обжорство, переедание и прочие синонимы

В современном обществе, сделавшем целью своего существования удовлетворение царствующей идеи потребления, придумали самые разные обозначения для чревоугодия, лишь бы не клеймить его как греховную страсть.

Полезные материалы

Бороться с ним пытаются медики и психологи, советы которых ненадолго помогают утихомирить лишь симптомы, в то время как корень всех бед продолжает жить в глубине испорченного человеческого существа и с течением времени пускает новые ростки всевозможных пороков.

Однако даже анализ различных синонимов, видов чревоугодия, которые придумал мир, чтобы прикрыть свой постыдный грех, позволяет выделить некоторую закономерность в развитии данной тлетворной пагубы, вот ее признаки:

Как избавиться от страсти к еде

Что означает чревоугодие как грех

Иероним Босх. Семь смертных грехов и четыре последние вещи. 1475—1480
Доска, масло. 120 × 150 см
Прадо, Мадрид

Практика погашения разжигающегося внутри подвижника огня пресыщения благотворно сказывается на его общем духовном состоянии, помогая достойно совершать свое путешествие в Царствие Небесное сквозь многочисленные опасности.

В «Обозрении духовной брани» прп. Иоанн Кассиан Римлянин (V в.) подчеркивает:

Конкретным шагам в сражении с демоном, или бесом чревоугодия посвятил одно из своих поучений (Слово 14) Иоанн Лествичник (VII в.). Преподобный напоминает о порочной связи этой начальной страсти с последующими, подавая способы побороть ее.

Как бороться и чем победить

Заниматься практикой уменьшения ежедневного рациона: «Насыщение есть мать блуда; а утеснение чрева — виновник чистоты».

Святоотеческая стратегия брани с грехами в христианстве заключается в культивировании противоположных им добродетелей.

Список 7 смертных пороков в православии

Понятие «смертные грехи» обозначает страстные зависимости, непременно приводящие к разрыву спасительного единства с Творцом и, как следствие, ведущие в погибель.

Впервые семичастная классификация была озвучена свт. Григорием Нисским (VI в.). Он обозначил 7 особых разделов, расположив их в следующей градации:

Естественным для падшего состояния является ублажение плоти, но противоестественно нахождение в животном рабстве первоначальному замыслу Всевышнего. Поэтому и предупреждает Своих верных Иисус:

Высокий призыв Божественных заповедей доступен каждому, кто страждет избавления от постыдных пороков, руководствуясь спасительными советами древних подвижников.

Источник

Чревоугодие — смертный грех?

Что означает чревоугодие как грех

Чревоугодие в православии

Чревоугодие — это чрезмерное пристрастие к угождению плоти, которое становится для человека выше и важнее Бога. Именно грех чревоугодия в православной традиции относится к «смертным» грехам. Это не значит, что Господь карает за них смертью. Человек сам ставит себя на край гибели, когда не пытается побороть пагубные пристрастия. Часто православные люди с особым и даже излишним рвением берутся за борьбу со смертными грехами, в число которых входит чревоугодие. Это приводит к тому, что беременная женщина во время поста может придерживаться таких суровых ограничений, что это наносит вред ее будущему ребенку. А кто-то возьмет на себя непосильный подвиг аскетизма в еде, который приведет к обострению хронических заболеваний. Но Бог не ждет от нас членовредительства или полного отказа от пищи, иначе Он не создал бы наши тела с потребностью в еде.

Чем же отличается чревоугодие от обычного принятия пищи? Где та грань, которая отделит грех от удовлетворения естественных потребностей организма?

Что означает чревоугодие как грех

Проявления чревоугодия: чем отличается от обычного принятия пищи

К чревоугодию относятся те случаи, когда человек пытается получить от еды особенное наслаждение и поиск этого удовольствия становится выше отношений с Богом. Например, человек, не имеющий никаких проблем со здоровьем берет на себя подвиг поста. Но никак не может удержаться от желания съесть не постную пищу и каждый вечер объедается. К чревоугодию относятся также грехи курения и винопития.

«Неужели нельзя пить вино? Многие Библейские персонажи пьют вино и сам Иисус превратил воду в вино на свадьбе, а наоборот?», — спросит нас читатель. Можно. Умеренное винопитие не является грехом чревоугодия. Но ключевым словом здесь будет «умеренное». Чрезмерное потребление спиртного может перейти в опасное заболевание, зависимость — алкоголизм.

Таким образом, Господь оберегает нас. Определенные ограничения ставятся для нашего же блага. Грех чревоугодия стал грехом не потому что Господь хочет запретить нам есть сладкое. Небесный Отец знает нас лучше нас самих и чрезмерное увлечение сахаром, например, может спровоцировать развитие телесных недугов.

Что означает чревоугодие как грех

Возможные последствия чревоугодия для души и тела

Даже светские врачи однозначно выступают против чревоугодия. Конечно, слова «чревоугодие» вы, скорее всего, не услышите в больнице. Но диетологи предупреждают, что склонность к обильному употреблению жирной, острой и сладкой пищи ведет к развитию:

И это лишь неполный список того, что может ждать человека, который переедает или курит, злоупотребляет спиртными напитками. Грех чревоугодия «смертный» в прямом смысле этого слова.

Если говорить о душе человека, то все, что становится между Богом и человеком не принесет никакой пользы душе. Объедаясь человек сам мучается от чувства вины, страсть к пьянству разрушает семью, дружбу, а потом и личность человека, «убивая» его душу.

Как избавиться от греха чревоугодия

Борьба человека с грехами — трудный вопрос, и тут нет универсальных советов. Всегда можно обратиться к своему духовнику, почитать о том, что святые говорят о чревоугодии. Иногда требуется помощь специалиста: врача-диетолога, психиатра, который работает с зависимостью от алкоголя и курения. Грех может завладеть человеком настолько сильно, что самому ему уже не справиться. Но то, что не по силам человеку — по силам Богу, поэтому молитва, исповедь и Причастие, упование на милость Господа помогут бороться с грехом чревоугодия. Апостол Павел писал, что чревоугодие — грех, потому что еда становится Богом, которому поклоняется человек. Мы же знаем, что у нас один Бог — Господь наш Иисус Христос.

Читайте также — Зависть — русский грех

Совет от преподобного Амвросия:

«Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание – чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство – чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость – чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения.

Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, – здоровый и больной».

Преподобный Лев говорил:

«Удерживай себя от снеди и пищи, сколько можно, и старайся кушать умеренно легкой и известной пищи».

Вы прочитали материал о чревоугодии. Читайте также:

Источник

Чревоугодие

Чревоуго́дие – при­страст­ность к еде, про­яв­ля­ю­ще­еся либо в обиль­ном потреб­ле­нии пищи (объ­яде­ниях), либо в чрез­мер­ной изби­ра­тель­но­сти по отно­ше­нию к пище, чрез­мер­ном услаж­де­нии её вкусом (гур­ман­стве). Cтрасть «чре­во­уго­дие» выде­ля­ется в числе восьми особых гре­хов­ных стра­стей.

Чре­во­уго­дие – нару­ше­ние второй запо­веди, один из видов идо­ло­по­клон­ства. Так как чре­во­угод­ники воз­вы­шают чув­ствен­ное удо­воль­ствие, то, по слову апо­стола Павла «их бог – чрево» ( Флп.3:19 ), т.е. чрево – их кумир, идол.

Формы про­яв­ле­ния чре­во­уго­дия:

Воз­мож­ные послед­ствия чре­во­уго­дия:

Послед­ствия чре­во­уго­дия могут ска­зы­ваться как на духов­ном, так и на физи­че­ском здо­ро­вье чело­века.

В духов­ном отно­ше­нии страсть чре­во­уго­дия опасна тем, что служит при­чи­ной фор­ми­ро­ва­ния ряда прочих гре­хов­ных стра­стей, таких, напри­мер, как уныние, блуд.

Одна из раз­но­вид­но­стей чре­во­уго­дия, пьян­ство, может спо­соб­ство­вать совер­ше­нию самых раз­но­об­раз­ных пре­ступ­ле­ний против Бога и ближ­него (лжи, сквер­но­сло­вия, свя­то­тат­ства, бого­хуль­ства, раз­до­ров, вражды, воров­ства, наси­лия, гра­бе­жей, раз­боев, убийств).

Будучи не увра­че­ван­ной, страсть чре­во­уго­дия низ­во­дит веру­ю­щего до уровня идо­ло­по­клон­ника ( Флп.3:19 ). Алго­ритм такого паде­ния хорошо рас­крыт Мои­сеем на при­мере Изра­иля: «И [ел Иаков, и] утуч­нел Изра­иль, и стал упрям; утуч­нел, отол­стел и раз­жи­рел; и оста­вил он Бога, создав­шего его, и пре­зрел твер­дыню спа­се­ния своего» ( Втор.32:15 ).

В отно­ше­нии физи­че­ского здо­ро­вья чре­во­уго­дие может при­во­дить к серьёз­ным функ­ци­о­наль­ным рас­строй­ствам телес­ных орга­нов и систем; к тяже­лым забо­ле­ва­ниям.

В Свя­щен­ном Писа­нии чре­во­уго­дие обо­зна­чено как один из наи­бо­лее вре­до­нос­ных плот­ских грехов.

Так, Книга Исхода отме­чает, что при­вя­зан­ность сынов Изра­иля к вкус­ной и сытной пище до того затме­вала их разум, что одна­жды, утра­тив воз­мож­ность есть досыта, они не только дерз­нули на ропот, но и при­ня­лись воз­ды­хать о хотя и раб­ской, без­бож­ной, но зато вполне сытой жизни в Египте ( Числ.11:4-6 ). Впо­след­ствии пророк Иезе­ки­иль поста­вил чре­во­уго­дие в один ряд с гор­до­стью и празд­но­стью ( Иез.16:49 ). Иисус, сын Сира­хов, счёл нужным отме­тить, что от зло­упо­треб­ле­ния яст­вами бывает бес­сон­ница, рези в животе и даже холера ( Сир.31:23 ). Нако­нец, Спа­си­тель прямо запо­ве­до­вал апо­сто­лам воз­дер­жи­ваться от объ­еде­ния и пьян­ства ( Лк.21:34 ).

Доб­ро­де­тели, про­ти­во­по­лож­ные чре­во­уго­дию:

Методы борьбы с чре­во­уго­дием могут вклю­чать как духов­ные, аске­ти­че­ские, так и пси­хо­ло­ги­че­ские сред­ства.

Поскольку всякий грех может быть пре­одо­лен не иначе как с помо­щью Божьей, постольку понятно, что на первом месте должна стоять молитва и пока­я­ние. Кроме того, важную роль здесь играет моби­ли­за­ция воли, сми­ре­ние, бого­угод­ный труд, само­дис­ци­плина.

В каче­стве част­ных при­ё­мов уместно обо­зна­чить сле­ду­ю­щие: ста­раться, насколько воз­можно, при­дер­жи­ваться пра­виль­ного раци­она пита­ния (упо­треб­лять более или менее про­стую пищу); поки­дать тра­пезу прежде пол­ного насы­ще­ния; соста­вить режим пита­ния и стре­миться его испол­нять; избе­гать лишних засто­лий; соблю­дать уста­нов­лен­ные Цер­ко­вью посты; воз­дер­жи­ваться от алко­голя.

“Знай, что часто бес при­се­дит желудку, и не даёт чело­веку насы­тится, хотя бы он пожрал все снеди Египта, и выпил всю воду в Ниле”.
прп. Иоанн Лествич­ник

Источник

Чревоугодие: бешенство, рождающее другие страсти

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Когда говорят, что во многом сам уклад современной жизни, современного потребительского общества противоречит важным христианским установкам, то в подтверждение этой радикальной казалось бы мысли достаточно привести окружающее нас кулинарное изобилие. Я имею в виду множество продуктовых магазинов и супермаркетов, которые на каждом шагу попадаются в современном мегаполисе, изобилие кулинарных изданий и шоу по телевидению. Кулинарные журналы и шоу учат вкусно готовить что-нибудь эдакое, а магазины стараются предложить максимальное изобилие еды. Маркетологи напряженно думают над тем, как заставить нас покупать все новые выбрасываемые на рынок продукты, и происходит все более возрастающий круговорот денег и товаров в обществе. И, казалось бы, все довольны. Но правильно ли это – с христианской точки зрения?

Наверняка многим мои слова покажутся каким-то малопонятным ворчанием на пустом месте, своего рода брюзжанием смутного сознания. Действительно, что же плохого в том, чтобы вкусно поесть? Однако одно дело отметить какое-нибудь радостное событие в жизни праздничным застольем, а другое дело – когда без вкусной еды ты уже не можешь жить ни дня. Это уже настоящая зависимость, и на языке христианской аскетики она называется страстью чревоугодия.

«Тот никогда не может подавить возбуждений похоти, когда она загорится, кто не силен бывает обуздать позывов чревоугодия. Чистота внутреннего человека распознается по совершенству сей добродетели. Ибо никак не поверишь, чтобы мог поспорить в борьбе с сильнейшими соперниками тот, кого видишь преодолеваемым слабейшими в легкой схватке.

Итак, первою нам надо попрать похоть чревоугодия. Таким образом, подавление плотских вожделений оказывается неким солиднейшим основанием всех браней. Не победив своей плоти, никто не может законно сражаться; а кто не законно сражается, не венчается».

(Иоанн Кассиан Римлянин. «Обозрение духовной брани»)

Таким образом, в христианской аскетике среди восьми главнейших страстей (чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость) именно победа над чревоугодием считается тем начальным этапом, без которого вообще бессмысленно говорить о какой-либо дальнейшей борьбе со страстями. Пусть страсть к еде и более слабое вожделение по сравнению с гневом или тем более гордостью. Но как можно надеяться на победу над более сильным соперником, если не можешь одолеть даже слабейшего? Ведь «кто не законно сражается, тот не венчается».

С другой стороны, тут, конечно, масса нюансов. Как говорит тот же Кассиан Римлянин, тут не может быть поставлено одинаковое для всех правило. «Не у всех тел одинакова крепость, добродетель же сия соблюдается не одной силой души, но должна соизмеряться и силой тела». Поэтому «мера воздержания должна быть определена судом совести каждого».

Святые отцы были на самом деле очень проницательные психологи, они хорошо разбирались в самых тонких движениях души. Любопытна их классификация видов чревоугодия, которое они подразделяли на три основные разновидности. Во-первых, это неспособность придерживаться определенного режима приема пищи и прием еды раньше определенного срока. Во-вторых, это чрезмерное насыщение и переполнение живота, прием пищи в количествах, превышающих то, которого требует нормальное самочувствие. И, в третьих, это страсть к изысканным и приятным яствам, к чрезмерному разнообразию и изысканности еды. Поэтому вступивший в борьбу с чревоугодием должен, «во-первых, ожидать уставного времени разрешения на пищу; потом, не поблажать пресыщению; в-третьих, довольствоваться простой какой-нибудь и дешевой пищей».

Кроме того, святые отцы считали, что чревоугодие в каком-то смысле порождает все остальные страсти. То есть, пресыщение чрева порождает блудные мысли, а блуд занятие в общем-то затратное, и в душе зарождается сребролюбие. А когда блуд и деньги не приносят истинного счастья, в душе начинают бушевать печаль и гнев.

Интересно, что древнегреческое слово «чревоугодие» – γαστρομαργία – по-русски дословно означает жадность, похоть, ярость или даже бешенство живота, чрева. То есть, получается, что в каком-то смысле чревоугодие – это бешенство живота, которое рождает другие страсти. И укротить его – и значит положить самый первый, начальный кирпич в дело собственного спасения.

Источник

О чревоугодии

Из наследия Оптинских старцев

Оптинские старцы писали о страстях чревоугодия, винопития и курения, давали советы о борьбе с этими страстями.

Что означает чревоугодие как грех

Преподобный Лев наставлял:

«Удерживай себя от снеди и пищи, сколько можно, и старайся кушать умеренно легкой и известной пищи».

Преподобный Антоний отмечал, что сердечному умилению более всего препятствуют превозношение (величание) и многоядение:

«Аще не имаши умиления в душе – разумей: яко величание имаши в сердце твоем или многоядением побеждаешися, сии не оставляют душу умилитися».

О воздержании и трех степенях сытости преподобный Амвросий писал так:

«Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание – чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство – чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость – чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения.

Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, – здоровый и больной».

Иногда старец Амвросий говаривал кратко, но метко:

«Объястливые уста – свиное корыто».

От излишнего угождения телу предостерегал и преподобный Иосиф:

«Будешь удерживать чрево от пресыщения и услаждения, а также и тело от излишнего покоя, то Господь вскоре поможет тебе более работать для души, чем для тела».

Пресыщенное чрево требует все большей пищи, но она не идет на пользу. Старец Иосиф пищи употреблял очень мало. Удивляясь этому, однажды спросили у него, трудно ли ему было достигнуть такого воздержания или это уже от природы ему дано. Он отвечал такими словами:

«Если человек не будет понуждаться, то хотя бы он все снеди Египта поел и всю воду Нила выпил, его чрево все будет говорит: алчу!»

Преподобный Варсонофий подчеркивал, что чревоугодие ведет к многоспанию. Он советовал не есть до пресыщения:

«Сон и чрево связаны между собой. При наполненном желудке монах много спит и просыпает более положенного. Я вам говорил и говорю: кушайте досыта, но не до пресыщения. Сыты – положите ложку. А иной уже сыт, а все-таки ест да ест; глаза не сыты – это грех».

Для людей разного телосложения и имеющих различную физическую нагрузку количество еды тоже будет разным. Преподобный Никон напоминал:

«Для тела одного человека достаточно одного фунта хлеба, для тела другого человека надо четыре фунта хлеба – меньшим количеством хлеба он не насытится. Поэтому святой Иоанн Златоуст говорит, что постник не тот, кто потребляет малое количество пищи, а тот, кто употребляет пищи меньше того, что требуется для его организма. В этом-то и заключается воздержание».

Страсть винопития: как с ней бороться

Преподобный Лев писал о страсти винопития: она приносит «великое огорчение и болезнь». Также он отмечал, что для исцеления страждущего, кроме молитв за него, необходимо его собственное произволение, без чего и молитвы других людей могут быть безуспешны:

«О болезни… любезного вашего сына Z. я сердечно соболезную. Знаю, что вам и близким сердцу его приносит сие великое огорчение и болезнь. Мы по силе нашей обязываем себя молиться Господу о избавлении его от сей страсти, но надобно, чтоб было и его произвольное желание к оставлению сего и понуждение, а без того наши грешные молитвы не в силах успеть. Когда “праведного молитва поспешествует” только при чужом старании, кольми паче наша грешная молитва не может действовать без доброго произволения».

Старец так писал об участи подверженных страсти пьянства:

«Какую участь имеют подверженные сей слабости? Их постигают телесные болезни, бедственная жизнь, преждевременная старость и – смерть; а греховные поползновения, отчуждающие душу от Бога и лишающие Его благодати, – всего опаснее. Душа – вечна; надобно более всего о ней иметь попечение!»

Преподобный Лев объяснял, что страсть пьянства попускается за гордыню и высокоумие или «нарушение совести противу святого супружества», то есть за нарушение супружеской верности. Преподобный советовал принуждать себя к смирению и прибегать к исповеди:

«И братцу вашему от полноты сердца желаю быть избавлену от пьянственной страсти; но только сия страсть попущается или за гордыню и высокоумие, или за нарушение совести противу святого супружества, то и пренужно ему, во-первых, принудиться всевозможно смирять себя или исповедь учинить – истинно раскаяться пред искусным духовником… А потом Господь ему и поможет».

Преподобный Амвросий наставлял:

«Духовное же средство состоит в том, чтобы знакомая ваша обратила внимание на душевную тоску, от нетерпения которой повергается она немощи винопития».

Вообще Оптинские старцы обращали внимание на обязательную исповедь всем страдающим страстью винопития, так как причиной винопития часто бывает тоска душевная, а она происходит от неисповеданных грехов. Преподобный Амвросий обращал особенное внимание на то, что для борьбы со страстью пьянства необходима полная исповедь, начиная с самого детства:

«А чтобы дело это было твердо и прочно, требуется искренняя и совершенная исповедь и раскаяние за всю жизнь, начиная с 6 лет».

Также старец советовал страдающим душевной тоской и страстью винопития при появлении тоски и уныния читать с поклонами молитву и Евангелие:

«Один человек, страдавший и тоскою, и винопитием, избавился следующим образом: когда почувствует тоску, он уклонялся в тайное место и клал 33 поклона с молитвою: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного” – и тоска отступала. А когда тоска опять появлялась, опять делал то же, и таким молением при появлении тоски совершенно избавился от винопития и от самой тоски. Другой человек избавился и от тоски, и от винопития чтением Евангелия».

Старец Иосиф советовал:

«Да избавит Господь Константина от пьянства. Пусть он поговеет и Святых Таин приобщится. А потом молебен отслужит Божией Матери и усердно попросит у Нее помощи».

Борьба со страстью курения

Страдающему страстью курения преподобный Амвросий писал:

Что означает чревоугодие как грех

«Пишете, что вы не можете оставить табак курить. Невозможное от человек возможно при помощи Божией, только стоит твердо решитьcя оставить, сознавая от него вред для души и тела, так как табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертию. Раздражительность и тоска – это следствия болезненности души от табакокурения.

Советую вам употребить против этой страсти духовное врачевство: подробно исповедайтесь во всех грехах, с 7 лет и за всю жизнь, и причаститесь Святых Таин и читайте ежедневно стоя Евангелие по главе или более; а когда нападет тоска, тогда читайте опять, пока не пройдет тоска; опять нападет – и опять читайте Евангелие. Или вместо этого кладите наедине по 33 больших поклона, в память земной жизни Спасителя и в честь Святыя Троицы».

Таким образом, все Оптинские старцы видели духовные причины чревоугодия, пьянства и курения и советовали искать исцеления частой исповедью, причастием Святых Христовых Таин, молитвой и чтением Евангелия, понуждением себя к смирению и неосуждению, следованием заповедям Божиим.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *