Что означает членораздельная речь
членораздельная речь
Смотреть что такое «членораздельная речь» в других словарях:
речь — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? речи, чему? речи, (вижу) что? речь, чем? речью, о чём? о речи; мн. что? речи, (нет) чего? речей, чему? речам, (вижу) что? речи, чем? речами, о чём? о речах 1. Речью называется чья либо… … Толковый словарь Дмитриева
речь — и, мн. речи, ей, ж. 1. только ед. ч. Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Развитие речи. Расстройство речи. □ Пасмурно, мутными глазами глядела на всех Катерина и не находила речи. Гоголь, Страшная месть. Речь это достояние… … Малый академический словарь
речь — и, ж. 1) только ед. Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Расстройство речи. Владеть речью. 2) только ед. Язык как средство общения между людьми. Услышать родную речь. Перебивая друг друга и мешая русскую речь с фра … Популярный словарь русского языка
речь — безглагольная (Сологуб); благоуханная (Пушкин); бойкая (Горький, Тургенев); буйная (Сологуб); вдохновенная (Надсон); властная (Елпатьевский); восторженно пылкая (Чюмина); выспренняя (Блок); ветряная (Пушкин); гордая (П.Я.); горячая… … Словарь эпитетов
Речь — I речевая деятельность, общение, опосредствованное Языком, один из видов коммуникативной (см. Коммуникация) деятельности человека. Р. возникла в коллективе как средство координации совместной трудовой деятельности и как одна из форм… … Большая советская энциклопедия
Речь — I речевая деятельность, общение, опосредствованное Языком, один из видов коммуникативной (см. Коммуникация) деятельности человека. Р. возникла в коллективе как средство координации совместной трудовой деятельности и как одна из форм… … Большая советская энциклопедия
устная речь — УСТНАЯ РЕЧЬ один из древнейших способов человеческого общения и употребления языка. Акты У р. характеризуются целями говорящего, временем й местом; зависят от опыта его речевого общения (совокупности знаний и навыков), от его социального… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Происхождение языка — Происхождение языка. Вопрос о П. я. был поставлен в античном языкознании (см. Античная языковедческая традиция) в рамках более общих философских дискуссий о сущности языка (вопрос «о правильности имён»). Одно из направлений греческой (и позднее… … Лингвистический энциклопедический словарь
антропогенез — Процесс происхождения человека (homo sapiens), происхождение и развитие всех видов рода Человек (Homo), рассмотренный в биологическом и психическом плане. С позиций теории эволюционной, основными предпосылками антропогенеза послужили такие… … Большая психологическая энциклопедия
ГЛУХОНЕМОТА — ГЛУХОНЕМОТА. Содержание: Виды Г. 397 Этиология Г. 398 Пат. анатомические изменения. 398 Остатки стуха и расстройства вестибулярного аппарата при Г. 39 9 Диагноз, прогноз и лечение … Большая медицинская энциклопедия
Членораздельный – что означает? Определение, значение, примеры употребления
Ищешь, что значит слово членораздельный? Пытаешься разобраться, что такое членораздельный? Вот ответ на твой вопрос:
Значение слова «членораздельный» в словарях русского языка
Членораздельный это:
Членораздельный
прил.
1) Отчетливый, членящийся на составные части, состоящий из внятных отдельных частей (о речи, звуках речи).
2) перен. разг. Понятный, ясный, не путаный.
Членораздельный
(о речи) отчетливо членящийся на части Говорить членораздельно (нареч. ; также перен. : ясно, понятно; разг.).
Членораздельный
членораздельный прил.
1) Отчетливый, членящийся на составные части, состоящий из внятных отдельных частей (о речи, звуках речи).
2) перен. разг. Понятный, ясный, не путаный.
Членораздельный
членораздельная, членораздельное; членоразделен, членораздельна, членораздельно (книжн.). Отчетливый, членящийся на составные части, состоящий из внятных отдельных частей, членов (о способности речи у человека). Членораздельная речь. Говорить членораздельно (нареч.). || Понятный, ясный, не путаный (разг.). Говори, пожалуйста, членораздельно (нареч.), не спеши.
Членораздельный
Где и как употребляется слово «членораздельный»?
Кроме значения слова «членораздельный» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «членораздельный».
Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «членораздельный» в тексте и устной речи.
Примеры употребления слова «членораздельный»
– Прекрасное утро, – сипло сказал лорд, только сейчас вспомнив, что обладатели дара членораздельной речи приветствуют друг друга при встрече, а на заданные вопросы дают ответы.
Полагают, что находкам по крайней мере полмиллиона лет, то есть имеются все основания считать, что синантропу уже были известны орудия из камня, он умел пользоваться огнём и произносил членораздельные звуки.
Всё это выполнялось ради того, чтобы услышать первое членораздельное слово, которое произнесут дети.
Лекция 1. Дизартрия.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Дизартрия – нарушение звукопроизношения и просодики вследствие нарушения иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, речевого, артикуляционных отделов). Дизартрия — термин греческий, в переводе означает расстройство членораздельной речи — произношения (dуs — нарушение признака или функции, arthroo — расчленяю). Дизартрия относится к числу сложных нарушений: речь неплавная, невнятная. Нарушения произносительной стороны речи при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы.
Дизартрия выделяется в рамках клинико – педагогической классификации и относится к категории нарушений фонационного оформления речи.
Авторы. Теоретическими и методическими аспектами дизартрии занимались исследователи: О.В.Правдина, К.А.Семенова, М.Б. Эйдинова, Л.И.Белякова Е.Н.Винарская, Р.И.Мартынова, Л.А.Чистович, Е.Ф. Соботович, Э.Я.Сизова, А.Н.Корнев, Г.В.Чиркина, Е.М.Мастюкова, И.И.Панченко, Л.А.Данилова, М.В.Ипполитова, Л.В.Лопатина, Е.Ф.Архипова и другие.
История изучения. В одной из первых классификаций речевой патологии Kussmaul, (1879) все расстройства артикуляции выделил в отдельную группу и обозначил термином «дизартрия».
М.С.Маргулис (1926) описал дифференциальную диагностику различных форм дизартрии с неворлогических позиций. Л.Б.Литвак(1959) раскрыл структуру дефекта при дизартрических расстройствах речи. В учебнике «Логопедия» (1969) О.В.Правдиной представлены отдельные синдромы произносительных расстройств при дизартрии. В учебнике «Основы логопедии» (1989) Г.В.Чиркиной рассматриваются психолого-педагогические аспекты дизартрии. В учебнике «Логопедия» (1989) Е.М. Мастюковой освещено клинико-психолого-педагогическое обоснование содержания коррекционной работы при дизартрии у разных категорий детей, в том числе и при ДЦП. Большинство специалистов, занимающихся изучением структуры дефекта речи при дизартрии, понимают под этим дефектом невнятную, смазанную, мало разборчивую речь, обусловленную очаговыми поражениями мозга. Основные проявления дизартрии: нарушения артикуляции звуков; речевого дыхания; нарушение голосообразования и, как следствие, нарушение качества голоса; нарушения темпа, ритма и интонации речи. Все нарушения могут проявляться в различной степени.
Степени дизартрии: Выделяют 4 степени дизартрии по G.Tardier (1968).
ЭТИОЛОГИЯ. Причинами дизартрии у детей могут быть внутриутробные нарушениия, отразившиеся на развитии ребенка, асфиксии и родовые травмы, гемолитические болезни новорожденных, нейроинфекции. У взрослых дизартрию могут вызвать черепно-мозговые травмы, нарушения мозгового кровообращения, менинго-энцефалиты и другие факторы.
КЛАССИФИКАЦИЯ. Существует несколько классификаций дизартрии. В литературе достаточно полно описаны классификации:
Маргулиса М.С. (1926г.) – этиопатогенетическая,
Панченко И.И., Щербаковой Л.А.(1975) – неврологическая,
Винарской Е. Н. (1978)- нейролингвистическая.
Тяжесть проявлений дизартрии зависит: от локализации нарушений в центральной или периферической нервной системе; от времени наступления дефекта; от времени заболевания; от тяжести или распространенности нарушений.
Дети с дизартрией по клинико-психологической классификации Е.М. Мастюковой могут быть условно разделены на несколько групп в зависимости от их общего психофизического развития:
ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ДИЗАРТРИИ по этиопатогенетической классификации
1. Бульбарная форма дизартрии.
Наиболее тяжелой по проявлениям является бульбарная дизартрия (бульбус – ядро, луковица). При этой форме имеется нарушения или воспалительный процесс в области продолговатого мозга. Нарушаются ядра черепно-мозговых нервов.
Механизм нарушения: периферические (вялые, право-, лево или двусторонние) парезы или параличи мышц языка, губ, мягкого нёба, гортани, глотки, возможно и мышц, поднимающих нижнюю челюсть. Периферический парез этих мышц проявляется не только снижением силы этих мышц, но и их гипотонией (вялостью) и гипотрофией (дряблостью и истончением мышцы). Проявляется нарушением как произвольных, так и непроизвольных движений этих мышц, в результате значительно страдает артикуляция, фонация, возможно нарушение глотания и жевания (при двусторонних очагах).
Для нормальной работы артикуляционного аппарата, выразительной мимики, актов жевания и глотания необходима дифференцированная работа 12 пар черепно-мозговых нервов.
Двигательные расстройства в виде вялого паралича обусловлены очаговым поражением ядер, корешков или периферических стволов Y11 (лицевой), IX (языкоглоточный), X (блуждающий) и XII (подъязычный) черепно-мозговых нервов. Двигательные волокна этих нервов иннервируют мышцы глотки, гортани, надгортанника, язычка мягкого неба. Эти мышцы обеспечивают речевую артикуляцию, звучание голоса, а также акт глотания. При бульбарной форме дизартрии, отсутствуют как произвольные, так и непроизвольные движения в том отделе речевого периферического аппарата, в котором имеются вялые параличи мышц.
В результате у ребенка наблюдается паралич (полное отсутствие двигательных возможностей) или парез (неполный паралич) мышц глотки, гортани, языка и мягкого нёба.
При бульбарной дизартрии имеет место периферический парез речевой мускулатуры, который характеризуется триадой симптомов: атрофия, атония, арефлексия,
Симптоматика: Гипотония и гипотрофия мышц проявляется в половинке языка. Язык вялый, тонкий, распластанный. Девиация языка (отклонение от средней линии) в сторону паретичной мышцы. При выдвижении языка из полости рта кончик – раздвоен. Параличи чаще односторонние. При двусторонних поражениях язык лежит на дне ротовой полости, тонкий, распластанный, затруднено или невозможно выдвижение вперёд.
Мягкое небо свисает чаще с одной стороны. При произнесении звука «а» отмечается ограничение движения мягкого нёба с девиацией маленького язычка. Нарушение фонации: голос слабый, осиплый, с открытой назализацией.
Снижены или отсутствуют нёбный рефлексы.
Постоянным симптомом является амимия или гипомимия – нарушение мимических мышц. Отсутствие мимики делает лицо маскообразным. Характерным признаком является нарушение глотания мягкой и твердой пищи, нарушение жевания. Ранним признаком недоразвития общей моторики является нарушения процесса сосания у детей младенческого возраста.
Произносительная сторона речи: Согласные звуки утрачивают свои дифференциальные признаки по способу и месту образования, палатализации, участию голоса. Преимущественно нарушаются самые дифференцированные переднеязычные согласные. Резко выражена назализация, обусловленная параличом или парезом мягкого неба. Гласные звуки приближаются к нечеткому усредненному звуку [а-ы] и приобретают гортанный призвук. Это приводит к снижению разборчивости речи и затрудняет понимание речи окружающими.
При бульбарной форме наблюдаются выраженные, тяжелые нарушения речи: невнятная крайне нечеткая, замедленная речь, а также специфические нарушения голоса – слабый, назальный или назализованный. У всех больных с бульбарной дизартрией нарушается речевая артикуляция, а значит, страдает фонетическое оформление речи. Речь таких больных звучит как невнятная, смазанная, неразборчивая, и является трудной для восприятия слушателями.
Нарушается произношение звонких звуков, ребенок не овладевает сложными звуками – аффрикатами. Может вообще отсутствовать речь, что характерно для анартрии.
2. Псевдобульбарная форма дизартрии
Очаг поражения: двустороннее поражение корково-ядерных путей группы нервов: 9,10,12 (языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов), а также 7 (лицевого) и 5 (тройничного). Симптомы псевдобульбарной дизартрии, как правило, развиваются при наличии двусторонних параличей или парезов.
Механизм нарушения:двусторонние центральные парезы и параличи мышц языка, мягкого неба, гортани.
В результате возникает ограничение объёма активных движений мышц мягкого нёба, глотки, гортани, языка, что проявляется нарушением фонации, артикуляции. Характерно выпадение произвольных движений (диспраксия), при этом ряд непроизвольных движений остаётся сохранным. Параличи всегда двусторонние, однако, возможно их значительное преобладание с одной стороны.
Симптоматика: Тонус мышц языка напряжен – гипертонус. Нарушена подвижность органов артикуляции. Выражено нарушение фонации (голос осиплый, плохо модулированный с закрытой назализацией). Наблюдается усиление саливации.
Произносительная сторона речи: Нарушены голос, дыхание, интонационно-мелодическая сторона речи. Отмечается гиперназальность. Согласные и гласные теряют свои дифференциальные признаки. Нарушаются звуки, требующие тонких дифференцированных движений кончика языка ([р], [л], [ш], [ж], [ц], [ч]). Из-за напряжённости губ страдают лабиализация гласных и губнх согласных. Многие глухие озвончаются, а звонкие – оглушаются в результате пареза голосовых складок. Отмечается избыточная палатализация, т.к. спинка языка напряжена и приподнята.
По клиническим проявлениям псевдобульбарный парез похож на бульбарный, но возможности коррекции звуко-произносительной стороны речи значительно выше. Псевдобульбарная форма дизартрии обусловлена параличом мышц периферического артикуляционного аппарата. Центральный паралич характеризуется нарушением тонуса мышц, расширенной зоной безусловных рефлексов.
Центральный характер пареза при псевдобульбарной дизартрии проявляется в избирательности нарушения произвольных движений и проявляется разными вариантами:
Степень нарушения речевой или артикуляционной моторики может быть различной. Выделяют три степени псевдобульбарной дизартрии: легкую, среднюю, тяжелую.
Легкая степень псевдобульбарной дизартрии характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Трудности артикуляции проявляются в замедленных, недостаточно точных движениях языка, губ. Произношение у детей нарушено вследствие недостаточно четкой артикуляционной моторики, речь несколько замедленна, характерна смазанность при произнесении звуков. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков: ж, ш, р, ц, ч. Особую трудность представляют свистящие звуки. Звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса. Трудны для произношения мягкие звуки, т.к. необходимы дополнительный подъем средней части спинки языка к твердому нёбу и более передняя артикуляция.
Недостатки произношения оказывают неблагоприятные влияния на формирование фонематического слуха и обучение звуковому анализу, что является причиной дисграфии. Слоговая структура слов, грамматический строй и лексика относительно сформированы. Основным дефектом у детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией в легкой степени, является нарушение фонетической стороны речи и просодии.
Средняя степень. Дети со средней степенью дизартрии составляют наиболее многочисленную группу. Характерна амимия (отсутствие движений лицевых мышц). Ребенок не может надуть щеки, вытянуть и плотно сомкнуть губы, не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в данном положении. Трудность представляет переключение от одного движения к другому. Мягкое нёбо может быть малоподвижным, а голос имеет назальный оттенок. Характерно обильное слюнотечение. Затруднены акты жевания и глотания.
Дети не могут успешно обучаться в общеобразовательной школе. Наиболее благоприятные условия для их обучения и воспитания созданы в специальных школах Y вида для детей с тяжелыми нарушениями речи, где к этим учащимся осуществляется индивидуальный подход.
Тяжелая степень псевдобульбарной дизартрии – анартрия – характеризуется глубоким поражением мышц и полным отсутствием произвольной моторики в речевом аппарате. Лицо ребенка, страдающего анартрией, маскообразное, рот постоянно открыт. Язык толстый и неподвижно лежит на дне ротовой полости, движения губ резко ограниченны. Затруднены акты жевания и глотания. Членораздельная речь отсутствует полностью, иногда имеются отдельные нечленораздельные звуки.
Дети с анартрией при хорошем умственном развитии также могут обучаться в специальных школах Y вида для детей с тяжелыми нарушениями речи или в специальных школах Y1 вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
При псевдобульбарной дизартрии проявляется неречевая симптоматика: могут нарушаться функции сосания, глотания,жевания. Избирательно нарушаются произвольные движения при сохранности непроизвольных (рефлекторных). Нередки нарушения физиологического дыхания. В ряде случаев отмечается стридорозное дыхание (стридор – хриплое дыхание). Дизартрия проявляется в сочетании с нарушениями общей моторики и особенно тонкой дифференцированной моторики пальцев рук.
3. Мозжечковая форма дизартрии
Очаг поражения: Мозжечок и его связи. При этой форме дизартрии имеет место поражение мозжечка и его связей с другими отделами центральной нервной системы, а также лобно-мозжечковых путей.
Механизм нарушения: Статическая и динамическая атаксия речевых движений, рассогласование в работе артикуляционного, фонационного и дыхательного аппарата.
Симптоматика: Характерна мышечная гипотония, проявляющаяся как в скелетной мускулатуре, так и в артикуляционной. Язык тонкий, распластанный, но легко совершает разнообразные произвольные движения, так как нет первичного снижения силы мышц. Вследствие рассогласованности в работе артикуляционных, фонационных и дыхательных мышц наблюдается скандированная речь, недостаточная сила голоса, особенно в конце фразы.
Лицо при поражении мозжечка амимично. Носогубные складки опущены, нарушены акты дыхания, жевания и глотания (дисфагия). При этой форме дизартрии часто возникает дисфагия.
Состояние мышц речевого аппарата характеризуется пониженным тонусом. Мышцы губ, мягкого неба, щек, языка гипотоничны.
Язык тонкий, распластанный лежит на дне полости рта, подвижность его ограничена, темп движений замедлен. Отмечается трудность удержания артикуляторных укладов и слабость их ощущений. Движения языка неточные с проявлением гипер- или гипометрии (избыточночти или недостаточности объема движения). При более тонких целенаправленных движениях отмечается тремор (дрожание) языка. Мягкое небо провисает, жевание ослаблено, мимика вялая.
Харктерна атония мышц, гиперметрия и дисметрия движений. Наблюдается тремор при всех видах дыхания, служащего целям голосообразования, артикуляции звуков речи. При спонтанном физиологическом дыхании тремор отсутствует.
Дыхательная атаксия представлена тремором дыхательных мышц, приводящим к толчкообразному характеру дыхания, «дрожанию» голоса.
Произносительная сторона речи: Речь замедленная, толчкообразная, скандированная, с затуханием к концу фразы. Увеличивается время произнесения слова и всей фразы, увеличиваются паузы между словами, появляются паузы не обусловленные смыслом высказывания.
Речь замедленна, толчкообразна, нарушена модуляция, к концу фразы выкрики, что позволяет назвать речь скандированной. Неприятная на слух речь характеризуется диспросодией и нарушенной ритмикой речи, страдает и внятность речевого потока. Просодически выделяются ударения в слогах безударных позиций, речь делится на сегменты, не отвечающие целям выразительности, что приводит к невнятности речевого потока.
Выражена назализация большинства звуков речи. Голос может быть слабым, глухим, неопределенного тембра, с колеблющейся звонкостью.
Мозжечковая дизартрия характеризуется рубленной, скандированной речью. Нарушение просодической стороны речи является постоянным её симптомом. Речь чаще всего звучит очень напряженно, иногда имеются непроизвольные выкрики. Основная причина речевых нарушений кроется в расстройстве координации в работе отдельных мышц речевого аппарата – дискоординации.
Своеобразная просодическая характеристика речи, проявляющаяся в непостоянстве силы голоса, его затухании, неуместном паузировании, скандированности речи, является отличительной чертой мозжечковой дизартрии. В чистом виде мозжечковая дизартрия наблюдается редко, чаще в сочетании с другими формами дизартрии.
Подпишитесь на нашу рассылку и получите статью по дизартрии “Обследование фонематического слуха”.
4. Подкорковая или “экстрапирамидная” форма дизартрия
Очаг поражения: Поражение структур паллидарной системы приводит к появлению ригидной формы экстрапирамидной дизартрии. Поражение структур стриарной системы вызывает появление гиперкинетической формы экстрапирамидной дизартрии.
Механизм нарушения: В основе лежит нарушение регуляции тонуса как скелетных, так и речевых мышц при сохранности силы. Нарушение согласованности произвольных движений влияет на темп, плавность, мелодичность речи и делает её напряжённой и неплавной. При поражении структур стриарной системы появляются гиперкинезы артикуляционной мускулатуры (атетоз, хорея, миоклонии), что значительно искажает артикуляцию звуков речи.
Симптоматика: Основными симптомами подкорковой дизартрии являются гиперкинезы и меняющийся характер тонуса мышц речевого аппарата; нестабильность артикуляторных (а значит фонетических) нарушений; дискоординация сокращения дыхательной, голосовой и артикуляционной мускулатуры в процессе речи. В клинической картине возможны различные варианты: гипертонус, гипотонус, дистония мышц. Характерны разнообразные гиперкинезы в артикуляционной, голосовой, дыхательной мускулатуре, которые могут быть выражены в различной степени.
Особые трудности ребенок испытывает в сохранении и ощущении артикуляционной позы, что связано с постоянно меняющимся мышечным тонусом и насильственными движениями.
В спокойном состоянии в речевой мускулатуре могут отмечаться легкие колебания мышечного тонуса (дистония). При попытках к речи в состоянии волнения, эмоционального напряжения наблюдаются резкие повышения мышечного тонуса и насильственные движения. Язык собирается в комок, подтягивается к корню, резко напрягается. Повышение тонуса в мышцах голосового аппарата и в дыхательной мускулатуре исключает произвольное подключение голоса, и ребенок не может произнести ни одного звука.
Произносительная сторона речи: Характерна нестабильность артикуляционных, фонационных и дыхательных расстройств. Особенно страдает произношение гласных звуков. Процесс закрепления поставленных звуков затруднен. Степень нарушений не одинакова и зависит от локализации очага поражения.
При ригидной форме отмечается напряжённость, скованность речевых движений, трудности переключения с одной артикуляционной позы на другую. Характерно замедление темпа речи, звукопроизношение грубо не страдает, однако из-за нарушения тонуса артикуляционные движения могут быть нечёткими. Речь смазанная и монотонная, голос слабый и немодулированный.
При гиперкинетической форме симптоматика зависит от вида гиперкинеза. При атетозе звукопроизношение нарушено грубо, часто речь невозможна, нарушен объём движений, создание артикуляционных поз и их смена, возникает длительный период передартикулированием. При атетозе нарушена координация между фонацией, артикуляцией и дыханием.
Нарушения звукопроизношения при корковой дизартрии определяются следующими факторами:
Меняющийся характер мышечного тонуса – дистония (от нормального к повышенному) и наличие гиперкинеза обусловливают своеобразные нарушения фонации и артикуляции.
Сочетание нарушения артикуляционной моторики с нарушениями голосообразования, речевого дыхания приводит к специфическим дефектам звуковой стороны речи, проявляющимся изменчиво в зависимости от эмоционального состояния ребенка, и отражается главным образом на коммуникативной функции речи.
Ребенок может правильно произносить отдельные звуки, слова, короткие фразы (особенно в игре, или в состоянии эмоционального комфорта), но в изменившейся ситуации он не в состоянии произнести ни звука. Возникает артикуляторный спазм, язык становится напряженным, голос прерывается. Внятность речи страдает из-за неплавного переключения артикуляционных движений, а также из-за нарушения тембра и силы голоса.
При менее выраженных нарушениях мышечного тонуса речь смазанная, невнятная, голос с носовым оттенком, резко нарушена просодическая сторона речи, ее интонационно-мелодическая структура, темп. Эмоциональные оттенки в речи не выражены, речь монотонная, однообразная, немодулированная. Наблюдается затухание голоса, переходящее в неясное бормотание, трудности произвольного подключения голоса и быстрая его истощаемость в процессе речи.
Эта форма дизартрии встречается также, как и псевдобульбарная, достаточно часто. Она обусловлена очаговым поражением подкорковых образований, а также их связей с другими структурами мозга.
Экстрапирамидная система обеспечивает осуществление быстрых, точных и дифференцированных движений. Она имеет большое значение в регуляции мышечного тонуса, последовательности, силы мышечных сокращений, обеспечивает автоматизированное выполнение двигательных актов.
Подкорковая дизартрия нередко сочетается с нарушениями слуха по типу нейросенсорной тугоухости, при которой страдает слух на высокие тона.
5. Корковая форма дизартрия
Очаг поражения: Нижняя треть передней центральной извилины, корково-ядерные пути лицевого (VII) и подъязычного (XII) нервов. Возможно поражение этих нервов с двух сторон.
Механизм нарушения: В основе лежит центральный (спастический) парез мышц половинки языка и губ с противоположной стороны от очага поражения. В результате возникает ограничение объёма активных произвольных движений мышц губ и языка, как правило, с одной стороны на фоне спастичности этих мышц. Корковая дизартрия наблюдается при поражении доминантного полушария в нижнем отделе передней центральной извилины (постцентральных и прецентральных полей).
Симптоматика: Отмечается сглаженность носогубной складки или асимметрия носогубных складок в покое. При улыбке отстаёт угол рта. При выдвижении языка из полости рта отмечается его девиация в сторону поражённой мышцы, а при обратном движении в противоположную сторону. Определяется гипертонус языка с одной стороны. Кончик языка может быть раздвоен. Возможно усиление саливации.
Различают афферентную (постцентральная) и эфферентную (премоторная) формы корковой дизартрии.
Эфферентная форма корковой дизартрии.
Возникает при поражении области передней центральной извилины, где представлена иннервация артикуляционной мускулатуры.
Артикуляторные движения замедлены, неловки, они распадаются на отдельные звенья. Обобщенная схема движения заменяется суммой дезавтоматизированных актов. Наблюдается снижение кинестетической и кинетической памяти. При этой форме наблюдается апраксия в движениях руки и оральная апраксия (трудности переключения движений).
В речи отмечаются: затруднения переключения с одного звука на другой; общая замедленность речи; неплавность, обилие пауз внутри слова, особенно при стечении согласных, иногда послоговая речь; громкий голос при разговоре.
Корковая дизартрия часто сочетается с мотороной афазией у взрослых или с алалией у детей.
Афферентная форма корковой дизартрии возникает при поражении постцентральных областей коры больших полушарий.
При этой форме наблюдается апраксия в движениях руки и оральная апраксия (“поиски” движений).
Дизартрия проявляется в нечеткой артикуляции звуков, активными поисками правильной артикуляции, а значит речь прерывается во время этих поисков, делается расчлененной, неплавной. Характерна общая замедленность речи; неплавность, обилие пауз внутри слова, особенно при стечении согласных; избирательное оглушение звонких смычных согласных – самый характерный симптом; вставляются дополнительные звуки в слово; громкий голос при разговоре.
Произносительная сторона речи: Страдает артикуляция тонко дифференцированных переднеязычных согласных, требующих подъема кончика языка. Звуки [ш], [ж], [р], [л] отсутствуют, или заменяются более доступными по артикуляции [с], [с 1 ], [з], [з 1 ], [т], [д], [н]. ]. Наиболее сложными по способу образования оказываются щелевые, смычные и дрожащие согласные щелевые, смычные и дрожащие согласные. Отмечается замедление темпа произнесения переднеязычных согласных и слогов.