Что означает человек овощ
Люди-овощи и овощи-люди. Часть1
— «Чиполлино, Чиполлино, сынок! — звал, растерянно оглядываясь по сторонам, бедный старик, когда его уводили солдаты…»
— Все, хватит! — негодование мальчика, вероятно, достигло предела. — Почему же они терпят?!
— Ну, у принца Лимона большая охрана, армия… — мама рассудительно разглаживает страницу.
— Но ведь остальных больше! Их же много! — мальчик в отчаянии ударяет маленьким кулачком по книжке, и она захлопывается. — Чего ж они?!
Мама, слегка напуганная такой бурной реакцией сына, пытается подобрать успокаивающую реплику, когда мужчина напротив отрывается от своей газеты и, взглянув поверх очков на революционно настроенного мальчика, громко и отчетливо проговаривает:
— Потому что они овощи. Это про овощи сказка…https://lurkmore.to/%.
Ещё Овощи — больные, неспособные делать то, что вокруг них делают окружающие, и из-за этого вяло лежащие, а также наркоманы или алкоголики, но эти не лежат, а шатаются. К овощам относятся ленивые, малоподвижные люди-тормоза. Эта тема была раскрыта в выпуске «Профессии-репортер» на НТВ и носила название «Мы не овощи». К овощам относят также офисных работников и высших управленцев. Есть даже по этому повод анекдот.
— Владимир Владимирович! Что будете кушать?
— Только мясо? А овощи?
— Овощи тоже будут мясо…
Но и тут бывают исключения. Британские и бельгийские нейрофизиологи провели в Кембридже исследование, которое закончилось сенсацией. Оказалось, что пациентка в «вегетативном статусе», то есть с полностью пораженной корой головного мозга, слышит и понимает обращенную к ней речь.
Ученые оговаривают, что это лишь самый первый результат, потребуются дополнительные исследования на большем числе больных. Головной мозг при травмах и заболеваниях может страдать у разных людей по-разному. Однако полученные данные вновь поднимают мучительный нравственный вопрос о том, допустимо ли лишать человека жизни без его согласия, даже если он находится в вегетативном статусе.
Если вы замечаете, что ваша задница вам говорит, «что хочет ещё посидеть», сделайте над собой усилие, наберитесь духу и задайте своей заднице хорошего пинка. Если у самого не получится, попросите это сделать кого-нибудь. Будьте хозяином своего тела.!
Тему овощей-людей раскроем во второй части.
Пациенты в вегетативном состоянии понимают, что им говорят
Группа врачей из медицинских и исследовательских организаций Кембриджа (Великобритания) и Льежа (Бельгия) доказали, что так называемые люди-«овощи» с полным отсутствием реакции на внешние стимулы способны осознавать себя, мыслить, сотрудничать с врачами. 23-летняя пациентка-«овощ» смогла по просьбе врачей представить заданную последовательность действий, при этом магнитные томограммы ее мозга не отличались от томограмм здоровых добровольцев.
Вопреки нашим чаяниям, судьба редко бывает справедлива. Это в полной мере относится к тем несчастным, которые волею жестокого случая оказались навечно прикованы к кровати. Некоторые из таких пациентов получают ужасный диагноз — «вегетативное состояние», а на медицинском жаргоне попросту «овощи». У этих больных продолжают функционировать системы жизнеобеспечения — дыхательная, кровеносная, лимфатическая, выделительная, но отсутствует какая бы то ни было реакция на внешние воздействия, отключены все двигательные функции. Невозможно понять, чувствует ли что-нибудь такой человек, способен ли он думать, слышит ли он окружающих, осознает ли он себя.
Для того чтобы врачи или близкие поняли это, должна быть хоть какая-то обратная связь, а вот ее-то и нет. Ученые Отделения сознания и мозга Медицинского исследовательского совета, отделения нейрохирургии Адденбрукского госпиталя, Вольфсоновского центра по отображению мозга в Кембридже (Великобритания) и Льежского университета (Бельгия) под руководством Адриана Оуэна (Adrian Owen) предположили, что таким каналом обратной связи может стать сам мозг отрезанного от мира пациента. Современные методы функциональной ядерно-магнитной томографии позволяют увидеть на экране компьютера мгновенную реакцию нейронов мозга, возникающую в ответ на тот или иной стимул.
Подтвердила их предположение 23-летняя девушка, получившая в дорожной катастрофе серьезную травму головы. После 5 месяцев больничного лечения врачам так и не удалось восстановить двигательную активность пациентки. Консилиум врачей вынес приговор: «вегетативное состояние».
Энцефалограммы головного мозга этой девушки регистрировали нормальный цикл сон-бодрствование, то есть она жила в ритме нормального человека. Томограммы ее головного мозга оказались гораздо более информативны. Реакция на голосовые высказывания, например «в лесу тек ручей», показывали возбуждение слуховых областей. Более сложная фраза со словами-омонимами, то есть имеющими двойной смысл, например «в лесной балке звенел ключ», вызвала возбуждение нейронов в левой нижней лобной области коры, где осуществляется семантическая обработка речи.
Были проведены и более сложные тесты, так как положительная реакция на голос еще не доказывает наличие сознания. Как известно, слуховые рецепторы и слуховые центры продолжают работать и при отключенном сознании, и с этим связаны методики обучения во сне или гипноз. Пациентке предложили представить себе, как она играет в теннис, а затем идет по комнатам своего дома. В первом случае регистрировалось возбуждение в двигательном центре коры, во втором — в специфических отделах коры и мозжечка. Точно такие же картины возбуждения и в первом и во втором случае были зарегистрированы у здоровых добровольцев, получивших аналогичное задание! Нейрохирург Пол Мэттьюз (Paul Matthews) из Лондонского имперского колледжа (London Imperial College) возражает, что эта правдоподобная реакция могла возникнуть как ответ на слово «теннис». Адриан Оуэн такую возможность отвергает, так как реакция на слово, как показали исследования, длится не более 5 секунд, а наша пациентка «играла в теннис» не менее 30 секунд.
Исследователи обращают внимание читателей на готовность, с которой пациентка-овощ сотрудничала с врачами. Это означает, что она осознает не только свое состояние, но и свое окружение, понимает, что с ней происходит.
Естественно, возникает вопрос, были ли другие пациенты-овощи, доказавшие активность своего сознания. К сожалению, в публикации этого не сказано. Но в любом случае, это исследование показывает, что человек в состоянии овоща может думать. А значит, и относиться к этим пациентам надо соответственно.
Источник: Adrian M. Owen, Martin R. Coleman, Melanie Boly, Matthew H. Davis, Steven Laureys, John D. Pickard. Detecting Awareness in the Vegetative State // Science, 2006, № 313, стр. 1402 (8 September 2006).
Каково значение состояния овощ для вечности? Зачем и почему этот этап в жизни некоторых людей?
Виталич
Я встречаю чаще по причине старости и болезней(инсульт и т. п.) это состояние «не в себе». Когда человек овощ. Или когда он думает в 80 что ему 20 лет. «Овощи» и способные к коммуникации(морганием, сжиманием руки) и не способные.
Меня интересует значение этого состояния в том, что «овощ» может сделать и что для «овоща» можно сделать в перспективе вечной участи, чтобы оказался по-ближе к раю по-дальше от ничто.
Насколько это возможно, в самом широком, общем смысле, настолько широком что включает и «овоща-атеиста»(убежденного атеиста вплоть до овощевания, самого невоцерковленного), и овоща-священника(то есть воцерковленного воцерковленнее некуда).
Антон З.
Виталич
Вы ошиблись темой. Основной посыл, что вечная участь начинается уже сейчас, а не дожидается в качестве воздаяния за порогом смерти хорошо смотрелся бы в соседней топовой теме Для чего БОГ дал человеку временную жизньна не сразу взял в вечность — в Царство Небесное?
Эта же тема о том, какова роль определенного этапа в жизни некоторых людей в этом возрастании в вечность на протяжении всей жизни.
Антон З.
2 вариант из спойлера имею в виду, без » далеко идущих последствий «, или жизни вечной.
Виталич
2 вариант из спойлера имею в виду, без » далеко идущих последствий «, или жизни вечной.
Сергей новоначальный
Я встречаю чаще по причине старости и болезней(инсульт и т. п.) это состояние «не в себе». Когда человек овощ. Или когда он думает в 80 что ему 20 лет. «Овощи» и способные к коммуникации(морганием, сжиманием руки) и не способные.
Меня интересует значение этого состояния в том, что «овощ» может сделать и что для «овоща» можно сделать в перспективе вечной участи, чтобы оказался по-ближе к раю по-дальше от ничто.
Насколько это возможно, в самом широком, общем смысле, настолько широком что включает и «овоща-атеиста»(убежденного атеиста вплоть до овощевания, самого невоцерковленного), и овоща-священника(то есть воцерковленного воцерковленнее некуда).
Антон З.
Ингвар.
Виталич
Что Вы имеете в виду?
Помочь близким тем, что близкие о них заботятся или иное?
Я не уверен, что постигшее человека несчастье(или не несчастье по Вашему?) говорит о его порочности или благочестии.
Ингвар.
Мария свет Владимировна
Мария свет Владимировна
Виталич
Не знаю, мне трудно воспринимать дезориентацию в собственной личности как благословение, по-моему это кощунство приписывать благодати даже опосредовано «овощевание» человека.
Я пока объясняю услышанное тем, что видимо высказавшиеся судят о предмете темы из фильмов и рассказов, а не из личного опыта.
Это состояние бессмысленное, я не понимаю зачем оно, если в нем ничего нельзя изменить настолько, насколько ничего нельзя изменить и после смерти, то почему человек сразу не умирает, а вынужден прожить какое-то время овощем?
Если не умирает, значит ещё что-то может изменить? А что и как может изменить, если человек не в себе?
Сергей новоначальный
Сергей новоначальный
Посвящается аутисту Соне Шаталовой
Мне почему-то очень надо
Стекло бордовое заката
В оранжевое утро превратить.
Своею радостью окрасить
Дома, заборы,
Плачем и слезами
Омыть все окна и дороги.
Весь мусор жизни
Мощным током крови
Снести и в своем сердце сжечь.
И это все не жертва, нет,
А просто помощь заблудившемуся миру. (8 лет)
Костер горел, и пламя пело
О Солнце и о гордости людей.
И голова моя горела
От горечи прожитых дней.
Мне скоро девять. Это вечность
В сравнении со временем костра.
Но он согрел людей.
А я?
Немая, неумелая,
От мира за стеной.
Зовется аутизмом
Недуг проклятый мой.
Неужто одиночество –
Судьбой мне до конца,
И в пепел превращусь я,
Не согрев сердца.
Костер заплакал, догорая.
С поленьев капает смола.
И плачу я.
Ведь дорогая цена безмолвия.
Боже, дай слова! (8 лет)
Соня могла сидеть за столом и плакать от голода, пока ей не скажут взять в руку ложку. Впервые она смогла ее поднести ко рту в три с половиной года после Причастия. Ей нужно было давать команды: бери ложку, неси в рот, глотай. И так во всем. Сониной маме врачи не раз говорили о том, что ее ребенок безнадежный, советовали не портить себе жизнь и сдать дочку в интернат для слабоумных. Так и говорили – не «отдать», а «сдать», как животное на ферму. Не говорящая, ни на что не реагирующая Соня все это понимала, хотя и не могла выразить свои чувства словами. Об этом ее стихи:
Знаешь, мама, ты ошиблась,
Так отвергнув свой талант.
Сколько вынесла обиды,
Нас держа, как небо – Атлант.
Отказалась от работы –
Очень сложная семья,
Постоянно болен кто-то
И никчемушная я.
Тяжкий крест, до гроба горе,
Лучше было б в интернат,
Все устроилось бы вскоре,
А так у вас никто не рад.
«Ведь она неизлечима» –
Ты смеялась всем в ответ:
«Моя дочка молодчина,
И матери счастливей нет!»
Счастье выпало нам вместе,
По воле Божьей, жизнь пройти.
Теперь это дело чести.
И нет ошибки.
Мы в пути. (9 лет).
Когда у Сони появилась целая книга со стихами, ее стихотворения стали приобретать популярность. Еще бы, не всякий философ сможет так глубоко и мудро смотреть на мир:
Прости согласно просьбе сердца
Мне мутность чувств и смуту мыслей.
Я не могу уйти из детства,
Пока не разберусь со смыслом
Происходящего со мной.
Ослабли разума вдруг вожжи,
От жгучей боли просто вою,
И сердце лишь работать может,
В себя вбирая вместе с кровью
Огромный шар земной. (12 лет)
Когда на занятиях в литературном кружке Виктор Кротов, детский писатель и философ, читал поэзию Софии Шаталовой, он просил своих слушателей описать по этим стихам портрет автора. По отзывам выходило, что автор красивая, образованная женщина средних лет, начитанная, культурная. Потом Виктор показывал видео о Соне из фильма «В ауте» или «Клеймо». После этого в зале воцарялась полная тишина. Невозможно было совместить эти стихи с обликом их автора.
Что заставляет уходить в бессмертье
Мельчайшие частицы бытия?
Их разделяют звезды и столетья,
И вместе с ними исчезаю я.
Но, исчезая, во Вселенской книге
Я оставляю четкие черты.
И в каждом атоме, и в каждом миге
Меж мной и Вечностью наведены мосты. (12 лет)
Конечно же, люди, падкие на сенсации, сразу же зачислили Соню в разряд савантов и стали ей пророчить великое будущее, известность и т.п. Тем более, что девочка научилась, хотя и с трудом, набирать текст на компьютере. Но этим пророчествам не суждено было сбыться. В девятнадцать лет у Сони был сильный психический срыв, после него – микроинсульт, а в двадцать четыре года тяжелейшая операция на кишечнике. Все те навыки социализации, которые с таким трудом до этого удалось развить, были разрушены. Произошел откат в более глубокую форму аутизма. Все вернулось на круги своя. О Соне все сразу забыли, она снова стала никому не интересна. И все как обычно – материальные проблемы и вечный вопрос в глазах матери: «Что будет, когда меня не станет?»
Нужно сказать, что родители таких детей, как Соня, которые не согласились отдать своих детей в интернат (где чаще всего эти дети быстро умирают), становятся крестоносцами в самом прямом смысле этого слова. При том, что чем старше становится ребенок, тем утяжеляется этот крест. Врачи-психиатры наблюдают особую связь между ребенком-аутистом и его матерью. Эту связь невозможно до конца понять и объяснить. Эта невидимая нить дает постоянное напряжение не позволяет расслабиться и отдохнуть. Однажды Соня поехала на занятия не с мамой, как обычно, а с ее подругой. Мама же хотела в это время переделать свои домашние дела. Но этого не получилось. Женщина начала рвать, от боли в теле она не могла двигаться и пролежала, как больная, пластом на кровати. То же самое было, когда Соню забрали на три дня в детский лагерь. Связь между такой матерью и ребенком особая, так что в буквальном смысле мама несет на себе таких детей.
Сейчас Соня живет в сельском доме в пригороде Москвы. У нее в комнате ничего нет, кроме икон и кровати, на которой вместо матраца застелен линолеум. Всякие попытки положить матрац не увенчались успехом. Соня постоянно Причащается Святых Даров, у нее своя духовная жизнь, ведомая только ей и Богу. Главным врачом для Сони является сельская лошадь, на которой в качестве терапии ее катает мама. Вот как София пишет об этом в своих стихах:
Лошади, теплые лошади,
Теплом живым растопите мой страх!
Лошади, быстрые лошади,
Галопом мой страх разнесите в ветрах!
И все проблемы не так уж важны,
Когда я гляжу с лошадиной спины…
tesak_nagval
tesak_nagval
Кто такие «овощи»?
Костя: — Привет, Макс!
К: — Да, мы опять кого-нибудь *обгадим*. Тема: кто такие «овощи»?
М: — Кто они такие, вообще? Что они делают, чем они питаются, что им надо, и как мы к ним относимся? Принято же большинство людей называть «овощами»?
К: — Да, большинство обывателей.
К: — Обычно к незнакомым людям я отношусь нейтрально в целом. Но когда я перемещаюсь по метро, я вижу эти осатаневшие лица, особенно вечером, полные безысходности что ли какой, отрешённые, ничем осмысленным не заполненные глаза…
М: — Знаешь, какая мне больше всего картинка нравится? Когда поднимаешься на эскалаторе в час пик и поворачиваешься назад, они идут – волна, масса движется волнами, они из стороны в сторону перед дверью перетаптываются, у них у всех пустые лица, они хотят скорей на эскалатор, потому что эскалатор везёт их домой.
К: — Но с другой стороны, когда я был студентом, я тоже был, не «овощем», но частью этой биомассы. Да, ты трясёшься там тоже, как пингвин, вместе с ними, но ты думаешь о чём-то. И когда я на работу ездил, я тоже всё время о чём-то размышлял нормальном. И, возможно, у меня было такое же лицо, как у них: полное безвыходности и неосмысленности.
М: — Нет. Мы как-то с одним моим дружком ехали на работу. Мы с ним пересеклись до того, как зайти в метро, он ехал в колледж, я ехал работать инженером. Нам было весело, это был святой человек, он же Вениамин Петухов, у нас в роликах «Формата» был. И вот мы едем с ним, ржём, нам весело! Представляешь: понедельник, время 9 утра, а мы смеёмся? Это было так же кощунственно, как плясать на похоронах. Все смотрят такими глазами: «*Блин*! Да мы сейчас вас тут разорвём!» Но не разорвали. Так вот, «овощи», они сильно не любят тех, кто от них отличается, и мало того, они очень любят учить жизни: «Ты понимаешь, что ты *ерундой* занимаешься? Ты думай о себе. Пойми, что тебе надо построить карьеру, тебе надо деньги заработать на жизнь, семью тебе надо завести, детишек, собачку, машину, дачу построить». …копать грядки и умереть – вот это правильная «идеальная» жизнь. Никуда не лезть, ни во что не встревать: «Зачем тебе это надо?» Такие типичные вопросы. Единственное, для чего нужны «овощи», чтобы у них могли родиться нормальные люди. «Овощи» — это основная составляющая общества. Как-то мне пришла даже мысль в голову, что в НСДАП после 33-го года, все люди, которые туда вступали, были «овощами». Смотришь нацистские парады, они «овощи», да?
К: — Нет, туда вступали в основном ветераны первой Мировой, которые всю войну прошли, и их сложно назвать «овощами».
М: — Подожди, там было чёткое разделение: те, кто боролись – это пассионарии, до 33-го года, до прихода к власти. После прихода к власти туда полезли, как в Единую Россию.
К: — После, само собой, но до там были в основном ветераны.
М: — Я тебе об этом и говорю. Я читал много книжек, инструкций разных: члены НСДАП до 33-го года имеют право на то, то и то, после 33-го – они вообще никаких особых прав и не имеют, член партии – молодец. И туда вся мразь полезла. Если мы к власти придём, и ты скажи, что в движение скинхедов можно вступить, оно на государственном уровне финансируется, предприниматели могут стать скинхедами и получить социальные льготы, ипотеки и тендеры выиграют, и ты *несказанно удивишься*, сколько предпринимателей будут скинхедами, ходить с подвёрнутыми штанами (смех в «студии»). Сейчас в пиджаках ходят, будут ходить с бритыми головами и в бомберах. Это даже смешно, на что люди готовы ради денег и чтобы быть у «кормушки». Поэтому они «овощи».
Ещё есть характерная черта у овощей, называется конформизм. Конформизм у всех разный, это такое свойство человека, когда ты делаешь так, как делают окружающие. Ты попробуй сделать что-то не так, что не принято, не запрещено, а не принято. Попробуй по метро без майки походить – тебя же не посадят за это, но ты будешь чувствовать дискомфорт. Начни смеяться в библиотеке, громко разговаривать – ты будешь чувствовать дискомфорт подсознательный, ты ничего с ним сделать не сможешь. «Овощи» всегда стараются избегать этого дискомфорта внутреннего и вообще не позволяют себе ничего, что бы выделяло их из толпы. Если идут люди, масса серая, они все будут одинакового цвета: у них куртки одинаково тёмные, штаны одинакового цвета, ботинки примерно одного тона. Я не знаю, как этого люди не замечают, у нас же не Северная Корея, можно одеваться как угодно, но раз принято, значит принято.
К: — Ты сам ходишь в серой куртке.
М: — У меня она светлая.
К: — В прошлом году у тебя была синяя. И?
М: — В прошлом году я купил куртку, знаешь зачем? Чтобы не испачкалась: тёмно-синяя, на ней не видно ничего (смех в «студии»). Но я – это я. Я такую куртку носил, чтобы меня особо в толпе не было заметно, меня это напрягало первое время (смеётся). Согласен, *подкузьмил* ты сейчас!
К: — К чему всё велось-то?
М: — Велось к тому, что «овощами» очень легко управлять. Вот мода вся придумана же для «овощей»: в этом сезоне носят узкое и длинное – все, раз, и одели узкие юбки до пят, а в следующем носят короткое и яркое – они все это оденут.
К: — Это для «овощих» тогда, а не для «овощей», потому что «овощи» очень консервативны в одежде. Это 2 подвида, можно сказать. «Овощ» в 2000 году ходил в одного фасона брюках, куртке и ботинках, в 2005 он в такой же одежде ходит, в 2010 и сейчас такая же. Они одинаковые во все времена были. Такой стандартный мужик.
М: — Это ты берёшь уже мужиков 40-летних.
К: — Хорошо. Офисный клерк «овощной» тоже выглядит стандартно, из года в год одно и то же.
М: — Но на самом деле он всё-таки меняется. Вот Сергей Удальцов, он не меняется. Он ходил лет 10 в камуфляжной куртке, а сейчас он «приподнял бабла» где-то и ходит в коже, может кожзаменитель, я не знаю.
К: — Мне казалось, что просто пуховик простроченный…
М: — Надо разобраться с этим вопросом: кто его финансирует, кто ему купил новую одежду (смех в «студии»). Госдеп, не иначе, купил Удальцову новую одежду – он пропил всё остальное.
Мне больше нравится слово «волокна». «Овощ», оно такое… что можно сделать из овощей? Какую-то еду. А «волокно» больше отражает сущность вот этих людей. Одно волокно само по себе вообще ничего не значит, из волокон можно сделать что угодно: стол, стул, шкаф, одежду сшить. Из них лепят, что хотят. Им показывают, направляют куда надо, церкви для них открыли, религии для них придумали, фильмов для них наснимали, как себя правильно себя вести, и они все ведутся и даже не замечают этого. Мало того, они мне будут рассказывать, что я наслушался чьих-то бредней и стал нацистом: «Ты же понимаешь, тобой управляют, тобой манипулируют!» Им когда говоришь: «Ты телевизор-то смотришь?» — «Да», — «Там что говорят про нацистов?» — «Что это плохо», — «Так чьих я бредней наслушался?» — «Ну, чьих-то там, где-то, наверное…» Мне всю жизнь говорили, что всех надо любить! С какого *перепугу* я всех буду любить? Я буду любить только тех, кто мне нравится – я же не Борис Моисеев, любить всех.
К: — А ещё у них есть расхожее выражение: «За всё это платят вам!» Кто платит за всё и где касса?
К: — Это легко объяснить: о себе ты можешь позаботиться, но о своих детях тебе позаботиться будет сложнее. Всё делается, чтобы дети могли найти себе достойных спутников жизни, чтобы продолжить свой род, то есть, чтобы у тебя внуки появились.
М: — Боюсь, что на меня это объяснение не подействует, знаешь почему? Потому что у меня детей-то нет.
«Люди-овощи» остаются в сознании! Как достучаться?
Уже много лет британский невролог Эдриан Оуэн ищет людей. Его область поиска – живые тела, снабжаемые питательным раствором. Когда-то их наполняли сознание и воля, они строили планы и огорчались по пустякам, а теперь лишь продолжают обмен веществ. Годами они беспомощно лежат с диагнозом «хроническое вегетативное состояние». Оуэн верит, что в некоторых остались люди. Они не дают о себе знать, потому что оборвана связь сознания с телом. Но до них можно достучаться, и ученый думает, что нашел способ это сделать.
Это стало миссией Оуэна. Если невролог прав, в его руках судьбы многих вегетативных больных, которых только в США десятки тысяч. После травмы или инфекции организм таких пациентов уже выбрался из комы – мозг возобновил цикл сон–бодрствование. Но они не реагируют на слова, не подают знаков, и все медицинские тесты показывают: Мэри или Джона там больше нет. Их все еще защищает закон, но споры о недобровольной эвтаназии идут во многих странах.
Cвоими исследованиями Оуэн вторгается на опасную территорию. Он доказывает, что «люди-растения» мыслят и чувствуют.
Сознание есть? А если найду?
Во второй половине девяностых Оуэн сканировал мозг молодой женщины в вегетативном состоянии – ее звали Кейт Бейнбридж. Когда она находилась в томографе, он показал ей фотографии близких. Мозг на сканах засветился как рождественская елка, причем в тех же местах, что у здоровых людей при узнавании знакомых лиц. Медики стали уделять пациентке больше внимания. Она начала поправляться и постепенно вернулась к полноценной жизни, если не считать трудностей с передвижением.
Оуэн хранит письмо от Кейт, где она благодарит его за придумку с фото. Потому что тогда ученый сделал первый шаг к своему более позднему эксперименту, который изменил все.
В 2010 году Оуэн показал, что вегетативный больной может отвечать на вопросы. Пациент должен был вообразить, что играет в теннис, если хотел ответить «да», и представить прогулку по дому в случае «нет». У здоровых людей эти мысленные упражнения заставляют работать разные зоны мозга. Если их сканировать с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии, можно узнать, какой из двух вариантов выбрал подопытный. Этим способом один из недвижимых пациентов Оуэна верно ответил на пять вопросов такого типа: «Вашего отца зовут Александр?», «Вашего отца зовут Томас?» или «Есть ли у вас братья?».
Невролог рассуждал следующим образом. Если больной остается в сознании, он отгорожен от мира стеной, проницаемой в одну сторону. Он может слышать, видеть, осязать и чувствовать. Но не может сообщить о жажде, боли или приснившемся утре на морском берегу.
Бывшему редактору журнала Elle France после инсульта судьба оставила подвижным один глаз: он наморгал им проникновенную книгу «Скафандр и бабочка».
Но так везет не каждому. У вегетативных больных тело не подчиняется совсем. И тогда все, чем способен управлять человек, – это его мысли. Оуэн придумал, как отличить одну от другой – по характерному возбуждению клеток мозга.
Сразу после выхода статьи в New England Journal of Medicine его идею стали критиковать. Одни говорили, что мозг пациента реагировал на слова, как коленный сустав отвечает на постукивание. Другие говорили, что сознание могло быть очень слабым. Но в пользу Оуэна говорил сам эксперимент, повторенный несколько раз: чтобы выполнить задание, пациент должен понять его суть, помнить такую штуку, как теннис, держать в уме спрошенное и управлять воображением в конкретные интервалы времени.
Для невролога такое сочетание умений просто кричит о разуме. «Если вы скажете, что нет причин считать этого пациента сознательным, я отвечу: “Допустим, но тогда и нет причин считать сознательным вас”», – отвечал он своим критикам.
Отвечает каждый пятый
Позже Оуэну удалось «разговорить» еще нескольких пациентов. Чтобы стать по-настоящему уверенным, он проверяет свои выводы иными способами. Скажем, как насчет кино? Оуэн показал короткий фильм здоровым людям и проследил активность их мозга во время просмотра. Она совпала у всех участников – одинаковый опыт вызвал одни и те же реакции. И эта активность следовала развитию сюжета. На фМРТ видно, что самые захватывающие сцены получили в мозге наибольший отклик. Затем кино показали двум вегетативным больным. Мозг одного из них во время сеанса работал очень похоже.
Похоже на то, что зритель, якобы бессознательный в течение 16 лет, улавливал смысл происходящего. Выбор фильма был не случаен – короткометражка Хичкока. А он мастер нагнетать напряжение просто за счет сюжета, без чудищ и луж крови.
В фильме Bang! You’re Dead маленький мальчик развлекает себя тем, что ходит по окрестностям с револьвером и нацеливает его на людей. Эмоциональная реакция зрителя зависит от того, знает ли он, что в барабане есть патроны и сколько их. Скептикам придется объяснить, как у бессознательного «овоща» включались нужные зоны мозга в нужные моменты времени, ровно так же, как они активируются у любого из нас.
Применяя техники сканирования мозга, Оуэн нашел уже немало людей. По его оценкам, до 20% вегетативных больных в той или иной степени проявляют признаки сознания.
Но Оуэн не просто исследует отдельных пациентов: зондируя активность их мозга, он всматривается в границы концепции «человек». Наука не знает толком, что такое сознание, – мы лишь можем считать, что ежедневно теряем его на время сна, а по пробуждении оно к нам возвращается.
Но попробуйте решить наверняка, осознает ли новорожденный. А годовалый младенец? Вспомните про детей-маугли.
Если сознание вызревает в нас постепенно, по мере накопления опыта общения с другими людьми, то оно имеет не бинарную природу, и человек может терять его не целиком.
Тогда в какой момент на этом континууме появляется и исчезает сознающая личность?
Оуэн не устает повторять, что его исследования в первую очередь направлены на помощь конкретным больным. Но они способны пролить свет и на фундаментальные вопросы, интересующие ученых. Какова природа сознающего мозга? Есть ли сознание у животных и чем оно отличается от нашего? Что нужно для создания машины, обладающей сознанием?
В этой двойственности отражена личная драма самого Оуэна, который начинал как раз с чисто научных позиций и ссорился по этому поводу с женой – она настаивала, что важнее помощь конкретным больным здесь и сейчас. Их брак не продлился долго. Позже, спустя годы, бывшая супруга попала в аварию и за несколько лет так и не оправилась от травмы.
Она скончалась, будучи вегетативным пациентом.
Мёртвый и еще мертвее
Оуэн пытается искать новые признаки, биологические маркеры, которые позволят надежнее обнаруживать внутреннюю жизнь в неподвижных, безмолвных телах. Саму процедуру измерения мозговой активности, оказалось, можно сделать проще. Получив от канадского Университета Западного Онтарио на организацию исследовательской лаборатории 10 миллионов долларов, Оуэн приспособил электроэнцефалографию (ЭЭГ) для поиска сигналов мозга.
Пообщаться с пациентом, используя воображаемую прогулку и теннис, так не получится – активность в гиппокампе на ЭЭГ не видна, – но можно попросить мысленно сжать кисть или пошевелить пальцами ног. Если человек ответит, то по некоторым характерным признакам ученые могут выявить, что кора его мозга реагирует так же, как и у людей, находящихся в сознании. И тогда не нужно перекладывать больных в шумный и громоздкий томограф, хватит нескольких датчиков на голове. Всё оборудование для ЭЭГ сотрудники лаборатории берут с собой в джип – они называют его EEJeep – и едут к пациентам, избавляя их от трудной дороги.
И все же разные методики, какую ни пробуй, пока остаются ненадежными. Их чувствительность слишком низка, и они обнаруживают сознание лишь в самых вопиющих случаях. Не всегда вегетативный больной может находится в ясном сознании вкупе с желанием сотрудничать с врачами, или же у него могут быть трудности с памятью, с восприятием речи.
Опыт обычной жизни тут не применим: для нас сознание либо есть, либо его нет. Реальность сложнее, сознание может быть фрагментарным, спутанным и неполным.
Вот отчего вопрос о границах – где провести черту, разделяющую «овоща» и «человека», – так непрост. Да и существует ли такая черта? И можно ли оставаться личностью, не имея сознания?
Исследователи, такие как Оуэн или же его бельгийские коллеги из Университета Льеж, лишены роскоши рассуждать об этих вещах умозрительно. Они регулярно видят больных и взаимодействуют с ними. Для медиков, которые поддерживают жизнь пациентов, вопрос о границах также предельно практичен. И, уж конечно, еще острее он стоит для близких человека, оказавшегося в таком положении. Но данный вопрос имеет еще одно важное измерение – он нужен нам, чтобы лучше узнать самих себя.
Как пишут авторы в журнале Cognition, вегетативное состояние парадоксальным образом в глазах большинства людей оказывается хуже смерти, а разум и личность пациентов ценятся ниже, чем разум и личность умерших.
Имея глубокие когнитивные искажения и даже не осознавая их, как мы будем делать выбор в отношении судьбы других людей? Концепция прав человека во многом определила современный мир, но она предполагает, будто мы знаем, что такое человек. И что мы способны оценить дееспособность других. Тяжелые баталии вокруг темы абортов, добровольной эвтаназии, преступлений, совершенных в состоянии аффекта, сообщают нам о слепом пятне на самом интересном месте.
Будем на связи!
Надежда в том, что наука приблизит нас к ответам. Что с помощью разума и научного метода мы узнаем о природе человека больше, чем путем одних рассуждений, а участь десятков тысяч больных улучшится. Так, накапливаются случаи, когда пациенты выходили из состояния минимального сознания и даже из вегетативного состояния после электрической стимуляции таламуса или блуждающего нерва. А совсем недавно директор ФГБНУ «Научный центр неврологии» Михаил Пирадов сообщил, что его сотрудникам удалось перевести нескольких больных из состояния минимального сознания в состояние ясного сознания с помощью транскраниальной магнитной стимуляции.
Как пионер коммуникации с людьми, заточенными в неподвижном теле, Оуэн рассчитывает на развитие интерфейсов мозг–компьютер. В книге Into the Gray Zone он пишет: «Двадцать лет назад многие не приняли всерьез нашу экстравагантную идею читать мысли пациентов, потерянных в серой зоне. И все же скоро такое декодирование станет обычным делом». По его словам, возникающие нейротехнологии однажды позволят нам читать мысли других людей. «Не в рудиментарном виде, который я описываю в книге, — а в том смысле, что мы будем интерпретировать и понимать, что именно думает другой человек, основываясь исключительно на данных его мозга».
Тут можно и нужно сомневаться. Искать изъяны в самом подходе. И увы, среди «людей-растений», скорее всего, гораздо больше растений.
Травмы мозга – вещь жестокая и редко преодолимая. Но там наверняка остаются те, кто в сознании, кто чувствует, помнит и мыслит, – сколько их, никто не знает. Даже если поделить надвое оптимистичную оценку «каждый пятый», это тысячи, тысячи отчаявшихся людей.
Невролог Эйдриан Оуэн их находит. Кейт Бейнбридж, та самая молодая учительница, выбравшаяся из комы и затем из вегетативного состояния, которой он решил показать фотографии близких, написала ему: «Меня пугает мысль о том, что мне бы тогда не просканировали мозг. Я хочу, чтобы об этом методе узнали больше людей. Это похоже на волшебство – ведь так нашли меня».
В 2019 году за заслуги в научных исследованиях Оуэн стал Офицером Ордена Британской империи.