Что означает человек биологическое существо
Биологическое и социальное в человеке
Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Биосоциальная природа человека« из раздела кодификатора (1.1 Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции))
Человек — это живая система, представляющая собой единство физического (биологического) и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного. Как живой организм, человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим (биофизическим, биохимическим, физиологическим) закономерностям. В то же время на уровне сознательной психики человек обращен к социальному бытию с его специфическими закономерностями. Именно биопсихосоциальная природа человека определила его как высшую ступень эволюции живых организмов на Земле.
Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.
Так, биологическое, указывает на то, что человек является неотъемлемой частью природы. Биологически человек связан с иными формами жизни, схож с другими живыми организмами:
Существует множество историй, сохранившихся до наших дней о детях, воспитанных волками, медведями, обезьянами, ягуарами. Но, в отличие от истории сказочного героя Маугли, эти дети лишены даже самых элементарных социальных умений и навыков. Так, они испытывают сложности с такими простыми вещами как прямохождение, одевание, речь. Феральные дети не проявляют интереса к обществу людей, с трудом учатся говорить и являются неразвитыми. Многие из реальных подобных детей умерли в раннем возрасте, потому что не смогли приспособиться к новой жизни.
Таким образом, биологическое и социальное в человеке находятся в сложном взаимодействии, определяют психическое развитие и своеобразие человеческой личности.
Попытки рассматривать человека только с одной из сторон, приводит к биологизаторству или социологизаторству.
Общая черта биологизаторских концепций — истолкование сущности человека преимущественно с позиций биологии. Ее представители стремятся объяснить социальные действия человека его биологическими и генетическими характеристиками и видят ключ к пониманию человека в молекулярной генетике.
Представители социологизаторских концепций абсолютизируют значение общественных отношений и считают, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играет общество.
Большинство ученых в решении биосоциальной проблемы стремятся избежать крайностей и рассматривают человека как сложный синтез, переплетение биологического и социального начал.
Обществознание
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Человек как предмет биологической эволюции
Существует множество версий возникновения человека, но официальная наука придерживается теории Дарвина. Согласно ей разумные формы жизни возникли в результате естественного отбора. Природа, по мнению Чарльза Дарвина, очень рациональна, она позволяет выжить наиболее сильным, выносливым представителям каждого вида.
Приспосабливаясь к трудным условиям жизни, обезьяна эволюционировала в человека. Веками древние люди развивались, у них появилась мораль, религия, нормы поведения в обществе. С возникновением неравенства люди стали объединяться в государства, в нем каждому была отведена своя роль и функции.
В чем сходства человека с царством животных:
У людей, как и у любых живых существ, есть свои биологические потребности (нужды). Врожденные потребности, заложенные человеку природой, называются первичными (их необходимо удовлетворять в первую очередь).
К биологическим потребностям относятся:
Кроме того, существуют сходства в строении человека и животных: кровеносная система, деление зубов на клыки и резцы, схожее расположение внутренних органов, костей.
Люди, выросшие вне общества, среди животных
Если с детства младенца изолировать от социума, он не приобретет социальных навыков, не сможет взаимодействовать с другими людьми. Так его биологические качества сохранятся, а социальные не разовьются.
Яркий пример: люди воспитанные животными. Это не выдумка, в истории много случаев, когда дети воспитывались в волчьем логове, медведями, пантерами и даже леопардами. Найденные малыши копировали повадки зверей, проявляли агрессию, вместо речи рычали, издавали определенные звуки.
Даже после долгого пребывания среди людей они не смогли освоиться в человеческом обществе. С большим трудом детей учили ходить прямо, разговаривать по-человечески, есть столовыми приборами.
Черты различия человека и животного
Человек изначально наделен способностями, выделяющими его из животного царства:
1. Способность к осмысленной членораздельной речи. Люди с помощью слов и жестов (глухонемые) не только отражают, что происходит вокруг, но могут рассказать о прошлом, передать свои чувства. Кроме устной речи у людей развита письменность, с помощью которой они надолго сохраняют свои мысли на бумаге;
2. Возможность создавать орудия, улучшающие качество труда. Обезьяны тоже умеют трудиться, но они используют подручные средства, созданные природой, например, камни. Человек осознанно производит нужные ему материалы, сырье, полезное для трудовой деятельности оборудование;
3. Творческая деятельность. Только люди умеют передавать свои чувства и переживания через музыку, стихи, изобразительное искусство. Творческие способности развиты у людей неодинаково. От владельца таланта зависит, будет ли он развиваться или «зарыт в землю»;
4. Логическое мышление, возможность анализировать, сопоставлять факты, события. Все сферы общественной жизни: экономика, политика, культура основаны на мыслительной деятельности, возможностях человеческого разума;
5. Способность осознанно ставить перед собой цель и достигать ее. Только у людей есть свобода выбора: самому решить к чему стремиться, какую выбрать профессию, с кем создавать семью. Животные принимают решения на инстинктах, люди совершают осознанный выбор.
Все эти навыки развиваются в процессе жизни ребенка в обществе, зависят от его ближайшего окружения, круга общения.
Различия между человеком и животным проявляются и в потребностях. Люди, кроме биологических, не могут прожить без удовлетворения социальных потребностей:
Человека также отличает наличие нравственности, морали, религии, духовных ценностей.
Человек царь природы или ее часть?
Для начала вспомним, кто такой царь: глава государства, в его подчинении находятся все окружающие, он отдает приказы, а народ безропотно их выполняет. Кому отдает приказы человек? Он может подчинить себе некоторых домашних животных и даже хищников, но управлять всем животным царством (птицами, рыбами, зверями, насекомыми) ему не под силу.
И все же есть причины, почему человека называют царем природы:
Ответственность человека перед обществом
Ответственность – это способность совершать выбор, осознавая его последствия. Ответственность за свои поступки присуща только людям, животные на нее не способны. Принято выделять виды ответственности:
Личная ответственность – это самостоятельное принятие решения, за последствия которого будет отвечать только сама личность. Индивид определяет цель, выбирает способы ее достижения и знает, что за хорошие и плохие результаты ему придется отвечать лично.
Пример: ученик решил прогулять уроки. Вместо посещения школы он утром пошел в зоопарк. Вечером учительница позвонила учащемуся домой и рассказала родителям о его проступке. Мама лишила на три недели школьника возможности сидеть за компьютером.
Групповая ответственность – выбор, совершаемый группой людей, в котором принимает участие каждый член группы.
Пример: 7-А сговорился не прийти на школьную линейку. Весь класс пошел в парк аттракционов. Дети весело провели время, не осознавая, что их поступки безответственны. Они радовались, что избежали скучного торжественного мероприятия. Их классный руководитель получил выговор за проступок класса. Директор назначил 7-А дежурными по школе в течение полугода. До этого в школе дежурства распределялись между классами, каждую неделю дежурил один класс.
Коллективная ответственность – движение коллектива к выбранной цели. Для достижения результата между членами коллектива распределены права и обязанности.
Несмотря на существование разных видов ответственности, психологи говорят, что ответственность бывает только личной. Это утверждение связано с тем, что находясь в одиночестве или в группе, человек сам принимает решение, как ему поступать. Участвуя в групповом преступлении, преступник должен знать, что ему лично придется отвечать за злонамеренные действия.
Перед кем личность несет ответственность? Индивид отвечает за свои решения и действия перед:
Последствия безответственности
В современном обществе проблема безответственности рассматривается психологами, писателями, школьными учителями, представителями закона. Признаки безответственности:
Примеры безответственности персонажей в художественной литературе:
1. Дориан Грей поступил безрассудно, поддавшись дурному влиянию и собственному тщеславию. Он утратил все человеческие качества в обмен на вечную молодость, о чем жалел в конце своей жизни;
2. Обломов не смог реализовать способности, задатки из-за нежелания победить собственную лень;
3. Ученый Гриффин (из произведения Г. Уэлса «Человек-Невидимка») изобрел формулу, благодаря которой человеческое тело становилось невидимым. Впоследствии безответственный поступок стоил ему жизни.
Один из способов, борьбы с безответственностью – приучение школьников к волонтерской деятельности, бескорыстной помощи людям.
Волонтерская деятельность: осознанная помощь социуму
Чем занимаются волонтеры в России:
Особенно востребована работа волонтеров с пожилыми людьми ветеранами ВОВ. Так формируется уважительное отношение к героям войны, патриотизм, нравственные качества молодежи.
Как стать волонтером
Волонтером может стать человек любой профессии. В свободное от работы, учебы время доброволец занимается благотворительной деятельностью. Направлений очень много, каждый выбирает свой вид благотворительности.
Желающие стать добровольцами часто задаются вопросами: с какого возраста можно стать волонтером и как это сделать. Добровольцем может стать человек, достигший совершеннолетия (18 лет). В этом возрасте он может самостоятельно принимать участие в благотворительных акциях, программах. В возрасте 14-16 лет подросток может заниматься волонтерской деятельностью с участием и под надзором старших: родителей, родственников, учителей, тренеров.
Обществознание. 10 класс
Конспект урока
Обществознание, 10 класс
Урок 2. Человек – биосоциальное существо
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
2. Потребности и мотивы.
3. Способности человека.
4. Человек в системе общественных отношений
Человек – биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.
Индивидуальность – неповторимые свойства, отличающие индивида от других людей.
Личность – человек. обладающий социально-значимыми качествами: волей, целеустремлённостью, сознанием и самосознанием.
Самосознание — способность личности принимать самостоятельные решения и вступать в определённые отношения с другими людьми и природой. Самореализация – процесс осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, максимальная реализация творческого потенциала.
Потребности – осознаваемая и переживаемая нужда человека в чём-либо.
Мотивация – внутренне состояние человека, связанное с его потребностями.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Что такое человек? Этим вопросом задавались философы всех времён и народов. Данная пzроблема актуальна в современной философии. Как-то днём древнегреческий философ Диоген ходил с зажжённым факелом по Афинам и на вопрос прохожих «что вы делаете», отвечал кратко: «Ищу человека». Он имел в виду, что найти достойного среди людей не так просто.
Немецкий философ И. Фихте относил понятие «человек» к человеческому роду, подразумевая, что невозможно анализировать свойства отдельного человека вне отношений с другими людьми.
Человеческая природа имеет двойственный характер. Это происходит потому, что человек — результат биологической эволюции и развития общества: от рождения в человеке преобладает природное, а его становление связано с приобретением социальных черт и признаков.
Биологическая сущность человека проявляется в том, что человек — часть живой природы. От природы человек получает и инстинкты, и биологические потребности. Например, к основным биологическим потребностям относятся воспроизводство рода, еда (питание), сон (отдых). Подавление и регулировка инстинктов, речь, мышление, навыки, связь с обществом отражают общественное (социальное) в человеке. Например, основными социальными потребностями являются общение, мышление, труд.
Биологическое и социальное в человеке связано, так как человек — биосоциальное существо.
В процессе жизни в человеке происходят определённые изменения, связанные со становлением личности.
Человек рождается индивидом — единичным представителем человеческого рода. По мере развития в нём проявляются индивидуальные черты — неповторимые свойства, отличающие индивида от других людей.
Каждый человек — личность, обладающая социально-значимыми качествами: волей, целеустремлённостью, сознанием и самосознанием. «индивидуальность» — неповторимые качества отдельного человека, своеобразные особенности, которые принадлежат только ему.
Область наложения индивидуальности на личность — это те свойства личности, которые составляют основу её индивидуальности. Человек как личность проявляет себя в процессе общественных отношений через набор социальных функций и ролей.
Человек одновременно может выполнять разные роли: потребителя, производителя, семьянина, гражданина. Качество роли проявляется в поступках. Например, он может быть профессионалом своего дела, патриотом, заботливым семьянином. В своих ролевых проявлениях личность развивается, совершенствуется, меняется. Действует, борется, любит и ненавидит, тоскует не сама личность, а человек, который обладает личностью.
Самосознание и самореализация являются главными условиями в поведении человека в процессе реализации социальных связей и формирования социальных качеств. Американский учёный А. Маслоу относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека. Самосознанием называют способность личности принимать самостоятельные решения и вступать в определённые отношения с другими людьми и природой. Главный признак самосознания — готовность нести ответственность за свои решения и действия. Самореализация — процесс осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, максимальная реализация творческого потенциала.
Разбор типового тренировочного задания
_______ – биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.
Правильный вариант/варианты: 1) Человек.
Когда мы говорим о человеке, то нередко употребляем родственные этому общему понятию термины. _______ — это человек как единичное природное существо, отдельный, обособленный представитель человеческой общности. С этим термином тесно связано понятие________________. Это человек, характеризуемый со стороны своих значимых отличий от других людей.
Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
По вопросу о соотношении в человеке биологического и социального можно выделить три основные точки зрения.
1.3.Главное, что формирует человека, определяет все его поведение – это его биологическая, природная сущность. Здесь налицо преувеличение, абсолютизация роли биологического в человеке. Это означает, что социальные условия не играют существенной роли в формировании личности и ее способностей. Способности определяются преимущественно наследственными факторами.
Представители этой позиции.
Это суждение следует охарактеризовать в двух аспектах.
Человек – существо, обладающее свободой.
Свобода – родовой признак, отличающий человека от животных. Рассмотрим эту проблему подробнее.
Проблема свободы в истории философии.
Сущностные черты свободы.
Свобода может выступать как в негативной форме – «свобода от…», так и в позитивной форме – «свобода для…».
Свобода – это возможность
а) действовать в соответствии со своими интересами, целями, желаниями;
б) развивать свои задатки и способности.
Предложенное определение требуется уточнить.
2.1. Свобода определяется не столько внешними обстоятельствами, сколько внутренним состоянием человека. Имеется в виду, что человек не свободен телесно. Он, например, ограничен сроком своей жизни, возможностями своего тела, средой своего обитания. Но, в то же время, человек свободен в душе, ибо он может думать и мечтать о чем угодно. Например, одним из проявлений свободы является любовь. Никто не может заставить любить ни другого, ни самого себя.
2.2. Реально свобода может проявляться в следующих моментах. Человек свободен выбирать свое отношение к ситуации. Отсюда можно вывести рекомендацию: «Не можешь изменить мир, измени свое отношение к нему (к ситуации)». Получается, что человек достоин того, что с ним случается: он сам выбирает свое отношение к ситуации, свои жизненные цели, а также и средства достижения избранных целей.
Основные формы бытия свободы.
ВЫБОР. Реальные условия жизни субъекта часто создают предпосылку выбора из множества возможностей (решений, поступков, действий). Свобода в этом смысле выступает как возможность выбора, в том числе и нравственного – выбора между добром и злом.
РИСК. Риск представляет собой форму деятельности, позволяющую субъекту адаптироваться (приспосабливаться) к изменяющейся альтернативной действительности. Человек свободен в конкретной неопределенной ситуации совершать (или не совершать) действия в надежде на успех.
ИГРА позволяет создавать свой мир, стоящий над реальностью, позволяет человеку реализовывать себя и выживать в сложных ситуациях.
Биологическое и социальное в человеке — свойства, признаки и факторы развития
Современная наука и обществознание активно занимаются изучением биологической и социальной составляющих человека. Биологическая характеристика человека, как и социальная, состоит из ряда особенностей, в равной степени повлиявших на его эволюционное развитие.
Из этого исходит, что биологическое и социальное в человеке составляют равноценное соотношение, т. е. человек является биосоциальной особью и имеет двойную природу, являясь симбиозом природы и общественного строя.
Далее будут кратко рассмотрены оба вида особенностей человека и их примеры.
Человек как биологическое и социальное существо
Для изучения вопроса доминирования биологического или социального в человеке существует два направления: панбиологизм, настаивающий на биологической уникальности каждого организма (набор генов, характер, темперамент, формирование внешности и физических особенностей) и пансоциологизм, выступающий за биологическое равенство и выдвигающий социальное развитие на первый план (проявляется через влияние на человека воспитания, религии, образования, формирование талантов, личных качеств и восприятия мира).
Согласно философским учениям человек является одухотворенной телесностью и в той же степени телом, наделенным душой и разумом. Согласно этому человек представляет собой земное воплощение духа, вынужденное учиться, трудиться и удовлетворять физические потребности для выживания в природе и обществе.
При этом человек не теряет своей индивидуальности и особенностей характера, делающих его отдельной от социума личностью. Таким образом человек — это уникальная сущность, вмещающая в себя в равной степени земное и духовное.
Основные факторы антропогенеза человека
Антропогенезом называется процесс развития человека, на который напрямую воздействуют биологический и социальный факторы развития.
Биологические свойства эволюции действуют на всех представителей живой природы, в том числе и на человека. К ним относятся: изменчивость наследственности, борьба за выживание, мутации и дрейф генов, природный отбор.
К числу социальных факторов принадлежат: культура, труд, мышление, формирование моральных качеств, развитие социального сознания и речи.
Важнейшим двигателем эволюции является трудовая деятельность — способность создавать инструменты для труда принадлежит сугубо человеку, тогда как животные используют вспомогательные средства для охоты и строительства жилья.
Если биологические особенности развития передаются наследственным путем, то приобретение социальных происходит только во время образования и воспитания.
Биологические особенности человека
Как биологическая особь человек имеет признаки, которые роднят его с другими видами: стремление к продолжению рода, различие по возрасту и полу, потребность в питании, дыхании и сне, наследственность, наличие рефлексов и инстинктов, стереоскопическое зрение, схожее внутреннее строение организма, умение приспосабливаться к разным условиям окружающей среды.
Кроме общих биологических особенностей существуют важные отличительные черты:
наличие морально-психологических качеств (характер, воображение, эмоции, мышление, память);
усложненное строение рук и их подвижность, способность к мелкой моторике;
особая структура мозга и строение черепа;
умение прямо стоять и ходить;
отсутствие плотного шерстяного покрова;
развитый речевой аппарат.
Так как природа опирается на сугубо физические факторы, философия считает духовность и наличие души основным отличием человека от остального животного мира.
Социальные особенности человека
Человек как социальная особь имеет неразрывную связь с обществом. Он может считаться частью социума лишь при вступлении в общественные взаимоотношения, такие как общение, занятие трудом или творчеством, участие в окружающей социальной жизни.
В числе основных социальных факторов развития и жизни человека:
членораздельная речь — человек является единственным биологическим видом, который ею владеет;
логическое и аналитическое мышление;
потребность в социальном взаимодействии;
культурное и духовное развитие;
умение строить и создавать инструменты для труда;
способность к адаптации и обучению.
Благодаря способности к труду, человек смог развить навык мышления и общения, впоследствии создав первобытное общество. Современные основные социальные качества человека заключаются в умении осмысливать и интерпретировать окружающий мир, выражая свое видение через сознание, речь, искусство, умственную и физическую работу.
Воспитание и воздействие окружающего мира формирует поведение и личность человека, на которые влияет также общество, государство, религия, личное мнение и мировоззрение, приобретенное в ходе эволюционного развития.
Человеческое общество отличается умением накапливать, сохранять и передавать полученный извне опыт и информацию и передавать ее из поколения в поколение.
Помимо приспосабливания к окружающей среде, человек также умеет и изменять ее под свои потребности: вырубать леса, возделывать землю, строить дома и фабрики, изготавливать пищу и одежду. Вся деятельность человека основывается не только на инстинктах, как у животных, а на умении моделировать, планировать и анализировать плоды своих действий.
Единство биологического и социального в становлении человека
Прочная взаимосвязь и соотношение социального и биологического в человеке делает его не просто живым организмом с рядом биологических потребностей, но и личностью, обладающей своим характером и мировоззрением.
Существует специальная биосоциальная концепция о развитии человека, которая имеет два метода изучения:
Биологическое в человеке предшествует социальному, создавая для него природные и исторические предпосылки. Таким образом социальное становится вторичным и выходит за рамки природного начала, являясь его противоположностью.
Благодарю этому взаимодействию человек является существом универсальным и целостным, объединяющим в себе духовную, психологическую и физическую основы.