Что ответить на иншаллах
Вернем смысл «иншаллах», научившись говорить «нет»
«Чаще всего фраза «иншаллах» («если пожелает Аллах») используется в мусульманских общинах, чтобы избежать самоанализа, тяжелого труда, долгосрочных планов и возложить эти обязанности на некую всесильную сущность, которая каким-то образом в один прекрасный момент вмешается и решит наши общие проблемы».
Так написал Ваджахат Али (Wajahat Ali), автор статьи «Иншаллах – благо для всех» в «Нью-Йорк Таймс», в которой он высказал сожаление по поводу того, какой смысл эти слова приобрели в наши дни.
Если спросить немусульманина, живущего в мусульманской стране, он признается, что ему страшно услышать слова «иншаллах» от государственных чиновников или коллег, потому что это значит провал дела. Однажды я был свидетелем того, как один немусульманин умолял коллегу: «Нет, я не хочу слышать «иншаллах»! Скажи, ты сделаешь это или нет?». На что получил ответ: «Иншаллах».
Так как же выражение «иншаллах» оказалось в таком положении? Почему им бессмысленно злоупотребляют? Каково истинное значение этого восклицания, и почему его произносят? Как нам вернуть «иншаллах» на подобающее ему место? Об этом мы поговорим в этой статье.
История «иншаллах»
В первые годы проповеди ислама Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был встречен мекканскими племенами с невероятной враждебностью, они не хотели ничего знать о таухиде (единобожии). Посланника Аллаха (мир ему и благословение) называли лжецом, сумасшедшим, чародеем и то и дело придумывали, как прекратить его проповедь.
Однажды курайшиты отправили гонцов в иудейские племена, жившие в Аравии, и спросили, как им проверить нового Пророка. Мекканский клан, хоть и был языческим, верил, что иудеи как народ Книги сведущи в Писаниях. Раввины предложили курайшитам задать Мухаммаду три вопроса. Если он ответит на два, значит он истинный Пророк, если же найдет ответ на все три, значит, он лжет.
Курайшиты были в восторге! Наконец-то они поставят Мухаммада в тупик, ведь он не знает ответов, так как он не из людей Книги и к тому же неграмотен. Вопросы были такими: Что случилось с юношами в пещере? Кем был царь, правивший на востоке и западе? Что такое дух, каков он?
Когда они задали эти вопросы Мухаммаду (мир ему и благословение), он сказал: «Я отвечу завтра», но не добавил «иншаллах».
Мухаммад (мир ему и благословение) ждал откровения две недели, но оно не приходило. Между тем враждебность к нему росла, курайшиты злорадствовали: «Видите! Мы же говорили! Он лжец! Он обещал ответить завтра, а прошло уже две недели!».
Но на 15-й день Пророку (мир ему и благословение) была явлена прекрасная сура Корана, которую мусульманам рекомендуется читать каждую пятницу. Она давала ответы на два вопроса, но оставляла без ответа третий.
Интересно, что почти вначале суры Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) дано ясное указание, что не следует давать обещание, не прибавляя к этому «иншаллах». Аллах сказал ему: «И ни о чем никогда не говори: «Я непременно сделаю это завтра», [не добавив]: «если захочет Аллах». Если же ты забыл об этом, то вспомни Господа своего и скажи: «Быть может, Господь мой направит меня короче к прямому пути, чем тот [путь], что я задумал»» (Коран, 18:23-24).
Таким образом, восклицание «иншаллах» стало неотъемлемой частью языка мусульман.
Мудрость слов «иншаллах»
После размышлений над этой историей ученые пришли к выводу, что в выражении «иншаллах» содержится три жемчужины мудрости:
1. Говоря «иншаллах» мы избегаем лжи
Когда мы говорим: «Я сделаю это завтра», и по каким-то причинам не можем этого сделать, получается, что мы соврали и нарушили обещание, пусть и не по своей воле. Чтобы не изменять своему слову, мы говорим «иншаллах», подразумевая, что могут возникнуть любые непредвиденные обстоятельства, но это уже от нас не зависит, таким образом, как бы то ни было, в наших словах нет лжи.
2. Говоря «иншаллах», мы избегаем сожалений
Представим, что завтра мы планируем важный день, нам предстоит много дел, но, почему-то, когда наступает завтра, все идет не по плану. В результате мы начинаем чувствовать сожаление и угрызения совести за то, что не сделали намеченное. Но если, планируя свои дела, мы говорим «иншаллах», мы спокойно соглашаемся с тем, что Аллаху (хвала Ему) могут быть и неугодны наши планы, поэтому им и не суждено было сбыться. Таким образом, нет необходимости о чем-то жалеть, а можно перенести все дела на другой день.
3. Говоря «иншаллах», мы просим разрешения у Аллаха
Когда мы произносим «иншаллах», это значит, что мы, в сущности, просим разрешения у Аллаха сделать так, чтобы наши планы реализовались. (Каждый раз, когда я планирую дела на следующую неделю, я обязательно от всей души добавляю «иншаллах», потому что глубоко верю, что без Его помощи и поддержки у меня мало что получится). Это молитвенное восклицание связывает наши планы с Божественной Волей.
Принимая все это во внимание, понятно, насколько мы злоупотребляем выражением «иншаллах». Давайте спросим себя: почему это происходит? Почему мы так часто говорим «иншаллах», не задумываясь?
Главная причина злоупотребления «иншаллах» – страх сказать «нет»
Никто не любит говорить «нет». Это производит впечатление неуважения, вызывает у людей дискомфорт, да и мы сами выглядим не лучшим образом. Поэтому мы, мусульмане, нашли «гениальный» способ сказать «нет»: мы просто говорим «иншаллах».
Когда мы не намерены что-то делать, мы довольно находчиво отвечаем: «Ну, Аллах этого не хочет, поэтому мне не надо чувствовать себя виноватым».
Но давайте посмотрим на это по-другому, глубже. Когда мы говорим «иншаллах» и действительно не имеем искреннего намерения или решимости сделать то, что обещаем, по сути, мы проявляем неуважение к Аллаху. Почему? Потому что если мы говорим «иншаллах» и не прилагаем никаких усилий к тому, чтобы исполнить обещанное, это значит, что мы по определению возлагаем вину за нашу лень на Аллаха!
Как мусульмане мы верим, что Аллах дал нам свободу воли и выбора, а также наделил сознанием и телом для дел и свершений. Если что-то, от нас не зависящее, мешает нам сделать обещанное, тогда да, Аллах этого не хочет. Но если мы даже не приложили никаких усилий, то как нам знать, хотел ли этого Аллах?
Научиться говорить «нет» вместо того, чтобы злоупотреблять «иншаллах»
Нам надо по-настоящему серьезно пересмотреть свое отношение к фразе «иншаллах», чтобы, когда кто-то слышит от нас «иншаллах», это звучало не как шутка, а как «Да, конечно! Я сделаю все возможное». А чтобы так и было, мы должны научиться говорить «нет».
Есть три основных приема, чтобы сказать «нет» вместо «иншаллах» и при этом не казаться грубым:
1. Взять отсрочку
Встретившись в лифте с коллегой, который настойчиво предлагает встретиться в тот же день, вы обычно говорите «иншаллах» (это значит, мы оба понимаем, что я не приду). Вместо этого попробуйте сказать: «Я посмотрю мое расписание и дам ответ».
2. Переключить внимание
Когда начальник вдруг предлагает работу над проектом, который нам совсем неинтересен или у нас нет нужного опыта, мы обычно хотим как-то уклониться. Вместо того чтобы сказать «иншаллах», можно ответить: «Я не самый подходящий кандидат для работы над этим проектом по следующим причинам…» и предложить кого-то, кто справится лучше.
3. Урезать время
Вам сказали быть на встрече с важным клиентом, которая продлится не меньше трех часов, при этом общение с вами лично займет не более получаса. Вместо того чтобы пообещать придти и добавить «иншаллах», можно просто предложить, чтобы вы пришли на первые полчаса, потому что остальной разговор не имеет к вам отношения, а у вас и так много работы.
Достаточно попробовать раз-другой, и окажется, что говорить «нет» не так уж трудно. По сути, это даже больше нравится людям, чем нарушение обещаний и злоупотребление выражением «иншаллах».
Если каждый из нас задумается, как он употребляет «иншаллах», это уже будет хорошим стартом для того, чтобы вернуть этим словам истинный смысл!
Но если это будет происходить в коллективе, на работе, то это действительно будет настоящая культурная трансформация. И не последнюю роль в ней сыграют люди, которые возьмут на себя ответственность за то, чтобы научить коллектив правильно употреблять «иншаллах» и говорить «нет».
Несколько практических советов менеджерам и руководящим работникам на этот счет:
1. Рассказывайте об истинном смысле выражения «иншаллах»
Обсудите с коллегами, подчиненными и т.д. то, как мы злоупотребляем «иншаллах» и что можно с этим сделать. Постарайтесь донести до них, во что выливается злоупотребление этими словами не только с духовной, но и с практической точки зрения (под последней мы подразумеваем потерю продуктивности из-за отсутствия ясной коммуникации). Приведите примеры злоупотребления «иншаллах», в случае необходимости стоит сделать замечание (с глазу на глаз или открыто), чтобы дать понять: не стоит разбрасываться словами «иншаллах», нужно держать свое слово.
2. Сделайте так, чтобы подчиненным было легче сказать «нет»
В некоторых компаниях сказать боссу «нет» значит поставить крест на своей карьере. Ослабьте давление на сотрудников, пусть они знают, что иногда сказать законное «нет» лучше, чем лгать и злоупотреблять «иншаллах».
Итак, «иншаллах» — это мощное и глубоко духовное выражение, которое при правильном употреблении действительно помогает понять связь между нашими делами и жизнью и непостижимой волей Аллаха (хвала Ему). Мы молим о том, чтобы этот материал пролил свет на правильное употребление «иншаллах» и оно не превратилось в бессмысленную расхожую фразу, а снова обрело бы свое высокое достоинство и сакральный смысл.
Что значит «иншалла»? Перевод. Как правильно говорить?
Когда говорят «иншалла»?
Мусульмане непременно добавляют «иншалла», когда говорят о том, что намерены сделать в ближайшем или отдаленном будущем. И вообще, если речь о чем-то желаемом.
Произнести можно в любом месте, до или после озвученного намерения.
Некоторые мусульмане шутят, что если не хочешь отвечать на вопрос определенно, то сказав «иншалла», снимаешь с себя ответственность.
Например: «Хабиби, помоешь посуду? – Иншалла». И думай, помоет или не помоет.
Зачем говорить «иншалла»?
Так велит Коран: «И никогда не говори: «Я сделаю это завтра» без того, чтобы сказать: «Если только на то будет воля Аллаха»» (сура 18, аяты 23-24).
Как правильно писать и произносить? Где ставить ударение?
По-арабски слова «ин шаа Алла(х)» произносятся слитно, но гласные не сокращаются – сохраняется и долгое «аа» в слове «шаа», и начальное «а» в слове «Аллах». А вот конечная «х» практически не слышна (как если бы вы собирались выдохнуть через горло, но едва начав, передумали).
Послушайте, как учит правильному произношению известный лондонский имам шейх Хасан Али:
Что касается русского написания, то по нынешним временам строгой нормы нет. В разных словарях встречаются разные варианты.
Например, в орфографическом словаре на сайте ТекстоЛогия.ру (на основе самого полного академического издания «Pyccкого opфoгpaфичecкого cлoвapя» Ивановой и Лопатина, 2004 г.) – иншaAллax (именно так, с заглавной А посередине слова).
Что такое «иншала»
Содержание статьи
Слово иншалла в повседневной речи – это маркер будущего времени, оно указывает на планы человека. В русском языке похожие фразы звучат так: «если доживем» или «если Бог даст».
В их священной книге Коран написано: «Не говори «я сделаю это завтра», а говори «если того пожелает Аллах». Поэтому мусульмане считают обязательным произносить «иншалла» каждый раз, когда речь идет о делах в будущем. А если же человек забыл сказать эту фразу, ее можно повторить потом.
Иншалла указывает и на надежды человека, на его желания, чтобы в будущем что-то произошло. В современном исламском мире слово «Инша’Аллах» произносят часто в разговорной речи.
История «иншаллах»
Когда пророк Магомет только начинал проповедовать ислам, мекканские племена встретили его с большой враждебностью. Они не хотели ничего знать о таухиде, и называли пророка сумасшедшим, лжецом или чародеем. Они пытались всячески мешать его проповедям.
А потом пришел день, когда курайшиты решили проверить Магомета. Они отправили гонцов в Аравию, к иудейским племенам, чтобы получить совет. Все мекканцы были язычники, но доверяли иудеям, поскольку это был народ сведущий в Писаниях, народ Книги. И раввины ответили на просьбу о помощи: предложили задать Магомету три вопроса. Истинным пророком он мог считаться, если бы ответил на 2 из них, однако если бы нашел ответ на все, был бы лжецом.
Курайшиты обрадовались. Они решили, что смогут поставить Магомета в тупик, ведь он не был иудеем, не знал Писаний, откуда же ему понять, как ответить на вопросы? К тому же, Магомет был неграмотен. А вопросы были такими:
Услышав эти вопросы, Магомет пообещал ответить на следующий день, но «иншалла» не добавил. Пророк ждал откровения 14 дней, но его все не было. А враждебность мекканцев росла: они злорадствовали, называли Магомета лжецом, который нарушил данное слово.
Однако на 15-ый день Магомету была явлена сура Корана, которую всем мусульманам теперь рекомендуют читать по пятницам. Эта сура отвечала только на два вопроса, третий же оставался безответным, и в самом начале ее было ясное указание о том, что нельзя давать обещание, не прибавляя к нему «иншалла».
Таким образом слово и вошло в мусульманскую речь.
Религиозное значение
В религиозной трактовке, когда человек произносит «Инша’Аллах», он вверяет себя, свое будущее и свои дела воле Аллаха. Мусульмане считают, что ничто в их жизни не происходит случайно: все выбрано Аллахом, играет важную роль или несет урок. И если же Бог хочет чему-то научить человека, указать на что-то или подать знак, то использует волю, действия и желания самого человека.
Иншалла, таким образом, указывает: что бы ни планировали люди, и чего бы они ни хотели – все зависит только от Аллаха. Именно по этой причине, говоря о планах и желаниях, так важно упоминать его и утверждать, что все находится в его руках.
Кроме того, размышляя над сурой, мусульманские богословы пришли к выводу, что в слове «Инша’Аллах» содержится 3 указания к мудрым действиям:
Правильное написание
Слово «иншалла» нужно писать правильно даже на другом, русском или английском, языке. Чаще всего, пишут так: «иншалла», «иншааллах», и для человека, знающего арабский язык, это будет выглядеть неправильно. Указанные варианты написания в буквальном переводе звучит как «создать Аллаха».
А для того, чтобы значение слова передавалось точно, все его части нужно писать раздельно: «ин ша Аллах». В этом случае перевод будет «как пожелает Аллах».
«Машалла» и «Аллах Акбар»
Машалла – это тоже религиозное восклицание мусульман, очень близкое по значению к «иншалла». Его используют, когда хотят выразить:
Но в отличие от «Инша’Аллах» машалла применяют по отношению к событиям, которые уже случились. Обычно это говорят, когда получают хорошие новости, и когда дела разрешаются так, как планировалось. А в русском языке аналогичные фразы звучат так: «Слава Богу!» или «Молодец!».
Мусульмане считают, что слово «машалла» может уберечь от дурного глаза, поэтому используют его также, как русские – стук по дереву или символический плевок через плечо.
Фраза «Аллах Акбар» тоже близка по смыслу «иншалла» и «машалла», потому что ее используют, чтобы выразить хвалу Аллаху и радость. Дословно же фраза переводится как «Наибольший Аллах», применяют ее на религиозных праздниках, политических выступлениях и т.д.
Ин ша Аллах: значение, история и смысл этой фразы
ИншАллах (ин ша’ Аллах, иншАлла) – одна из наиболее употребляемых мусульманами фраз. В переводе с арабского она означает «Если пожелает Аллах». Это выражение используют применительно к событиям и действиям, которые должны произойти в будущем.
Всё происходящее в нашем мире случается исключительно с ведома Всевышнего, а говоря «ин ша Аллах», человек признаёт это и заявляет о готовности смириться с Волей Создателя. Ясное доказательство необходимости произношения этих слов мы можем найти в Священном Коране. В суре «Пещера» сказано:
И никогда не говори: «Я сделаю это завтра». Если только этого не пожелает Аллах (18:23-24)
Эти аяты были ниспосланы после того, как мекканские многобожники, стремившиеся очернить Пророка Мухаммада (с.г.в.), по совету иудеев задали ему вопросы, а Посланник Аллаха (с.г.в.) пообещал дать ответ на следующий день, но не смог этого сделать, так как откровение ему пришло через 15 дней. Именно после ниспослания этих аятов мусульмане начали использовать фразу, которую иногда обозначают также в виде «иншАлла».
Когда лучше говорить «иншАллах»
Произношение этой фразы не относится к числу обязательных (фард) действий, а значит, если вы не говорите её, то греха не последует. Желательно это выражение ставить в начало предложения. Например, «ИншАллах, в пятницу я встречусь со своим другом». Если же вы по небрежности забыли употребить его, то в данном случае работает правило «лучше поздно, чем никогда».
Допустимо ли сказать «инша Аллах» на родном языке?
Дозволено проговаривать фразу «Если позволит Аллах» на русском или любом другом языке (например, «Алла(h) бирса или боерса» – на татарском), это не запрещено. Но всё же лучше использовать арабский вариант, так как наш Пророк (с.г.в.) и его сахабы использовали язык Корана.
Когда нельзя говорить «иншАллах»
1. Если речь идёт о запретном. Например, мы не можем сказать: «Ин ша Аллах, я выпью рюмку водки». Да, всё, в том числе и греховное, происходит по Воле Господа миров, но в данном случае употреблять эту фразу будет некорректно.
2. При совершении дуа. Когда мы произносим мольбу к Всевышнему, то здесь также не следует использовать слова «инша Аллах». То есть мы не можем просить у своего Творца: «Прости мне грехи, если пожелаешь». Дуа должно произноситься в повелительном наклонении и без частиц «если пожелаешь», «если посчитаешь нужным» и т.д. То есть в мольбе мы должны говорить: «помоги мне», «прости мои грехи», «защити моих родных по Своей Милости» и т.д.
3. Если мы говорим о том, чего делать не собираемся (или попросту лжём). То есть мы не можем сказать: «ИншАллах, я пойду завтра на работу», если мы точно не пойдём по причине нежелания или лени. Но бывают такие ситуации, когда человек что-то хочет сделать, но не может в силу каких-либо причин. В таком случае допустимо использовать «ин ша Аллах», так как здесь нет намерения врать, а имеются объективные причины, которые могут решиться с дозволения Всевышнего.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Исламский лексикон-Ин ша-Аллах
Исламский лексикон-Ин ша-Аллах
Тазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знаний
Защита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдунов
Лечение преждевременного семяизвержения
Виды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодия
О слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)
О величии и достоинствах знания и ученых
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
Перевод выражения «ин шаа-Ллах» (إِنْ شَاءَ اللهُ):
«ин» (إِنْ) – если.
«шаа» (شَاءَ) – пожелал(глаг., 3-го лица, м. р., ед. ч.).
«Ллах» (اللهُ) – Аллах.
Выражение «ин шаа-Ллах» (إِنْ شَاءَ اللهُ) переводится как «если пожелал Аллах» или «если пожелает Аллах», несмотря на то, что в данном выражении глагол употреблён в прошедшем времени, но в зависимости от контекста речи может использоваться для выражения будущего времени, так как связан со словом «если»(ин/إِنْ).
Данное выражение говорит о том, что любое событие в этом мире, как спланированное человеком, так и случайное, происходит только по предопределению Аллаха (Кадар). Предопределение имеет четыре этапа:
2) Запись в Хранимой Скрижали всего, что произойдёт в мироздании от начала сотворения и до Судного Дня. Сама Книга была записана ещё до начала сотворения этого мира. По велению Аллаха в ней были вписаны судьбы всего мира, каждого человека и каждой вещи. Ничего не было упущено в этой Книге.
3) Желание Аллаха воплотить в реальность то, чему суждено было произойти.
4) Сотворение. Сам процесс сотворения является последним этапом предопределения, когда воля Аллаха свершается в этом мире.
Мы видим, что желание Аллаха имеет место непосредственно перед сотворением чего-либо. Поэтому, является уместным переводить фразу «ин шаа-Ллах», как «если пожелает Аллах», то есть в будущем. Однако не надо забывать, что извечное знание обо всём сущем, а также начертание в Хранимой Скрижали предопределения будущих событий, указывает на желание Аллаха сотворить это. Поэтому и первый перевод («если пожелал Аллах») также является уместным. Иными словами, фраза совмещает в себе упоминание об изначальном желании Аллаха, чтобы событие произошло (это в прошлом) и о непосредственном желании Аллаха сотворить данное событие (это в будущем).
Благодаря емкости арабского языка, в эти слова мы вкладываем сразу два смысла: «если в Своём извечном знании Аллах пожелал, чтобы это произошло, и если в будущем Он пожелает это сотворить, то будет то-то и то-то».
Когда произносится выражение «ин шаа-Ллах» (إِنْ شَاءَ اللهُ)?
Данное выражение необходимо произнести перед упоминанием каких-либо дел, которые человек планирует совершить в будущем.
Аллах (Велик Он и Славен) говорит в священном Коране:
وَلَا تَقُولَنَّ لِشَيْءٍ إِنِّي فَاعِلٌ ذَلِكَ غَدًا * إِلَّا أَن يَشَاء اللَّهُ وَاذْكُر رَّبَّكَ إِذَا نَسِيتَ وَقُلْ عَسَى أَن يَهْدِيَنِ رَبِّي لِأَقْرَبَ مِنْ هَذَا رَشَدًا
«И никогда не говори: «Я сделаю это завтра». Если только этого не пожелает Аллах! Если же ты забыл, то помяни своего Господа и скажи: «Быть может, Господь мой поведет меня более правильным путем» (Коран, 18: 23-24).
Ибн Аббас сказал в толковании к словам «Если только этого не пожелает Аллах!»: «То есть, не говори, что сделаешь, что-либо завтра, не сказав при этом «ин шаа-Ллах».[1]
В известном толковании Корана Ибн Касира (да одарит его Аллах своей милостью) автор пишет об этом аяте: «Это наставление от Всевышнего Аллаха его Посланнику (мир ему и благословение Аллаха), содержащее в себе этикет, который необходимо соблюсти, если человек решил сделать, какое-то дело в будущем. Мусульманин должен помнить, что всё в будущем зависит от желания Аллаха (Велик Он и Славен). Он – Знающий обо всём сокрытом, знает всё, что было и что будет, и даже то, чего никогда не было, а если бы оно было, то знает, каким бы оно было. В достоверном хадисе сообщается со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Один раз Сулейман ибн Дауд[2] (мир им обоим) сказал: «Сегодня ночью я обязательно обойду семьдесят своих жён, и все они родят мне мальчиков, которые станут наездниками и будут дружно сражаться на пути Аллаха». Ему сказали: «Скажи: ин шаа-Ллах», но он не сказал. Он обошёл своих жён, но никто из них не родил, кроме одной, которая родила половину ребёнка». Затем Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) добавил: «Клянусь Тем, в чьей руке моя душа, если бы он сказал «ин шаа-Ллах», то его надежды сбылись бы, и он получил бы то, чего желал»[3].
Причиной ниспослания этого аята является история о том, как иудеи задали Пророку (мир ему и благословение Аллаха) три вопроса, ответ на которые, как они говорили, мог знать только пророк. Но Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ещё не получил знание об этих вещах и ожидал Откровения свыше, а иудеям сказал: «Завтра я вам отвечу». Откровение задержалось на пятнадцать дней» (конец цитаты). После этого были ниспосланы аяты из суры аль-Кахф, в которых были даны полные ответы на вопросы иудеев. Тогда же и был ниспослан аят: «И никогда не говори: «Я сделаю это завтра». Если только этого не пожелает Аллах!»
Далее в аяте говорится: «Если же ты забыл, то помяни своего Господа», – это значит, что если ты забудешь сказать «ин шаа-Ллах», то скажи это сразу, как вспомнишь, даже если прошло длительное время.
Из сказанного видно, что произнесение этих слов является крайне необходимым, так как они содержат в себе признание милости Аллаха, Его могущества и единоличной власти над всем сущим. Произнося их, человек покоряется Аллаху, смиряется перед Ним, благодарит Его, получая взамен благоволение и довольство своего Господа (Свят Он и Возвышен).
Некоторые замечания, связанные с произнесением или написанием слов«ин шаа-Ллах» (إِنْ شَاءَ اللهُ):
1) Правильное написание. Иногда можно увидеть, что некоторые люди пишут эту фразу следующим образом «инша-Ллах» слитно, ту же самую ошибку, как ни странно, допускают и некоторые арабы, когда объединяют слова «ин» (إِنْ) и «шаа» (شَاءَ) в одно слово «инша» (إنشاء), что значит «творение», «создание». Полный перевод выражения получается «создание Аллаха» или «творение Аллаха», что уже не отображает сути слов «ин шаа-Ллах» (إِنْ شَاءَ اللهُ) и изменяет смысл. Если в русской транслитерации это ещё не так страшно, то в арабском варианте данное написание неприемлемо, потому что таким образом пророческая Сунна оказывается утраченной, а её заменяет собой выражение с другим смыслом, неуместным для данной ситуации.
2) Исключение при мольбе. Является грубой ошибкой произносить слова «ин шаа-Ллах» при обращении к Аллаху с просьбами и мольбами (дуа). Во время молитвы человек должен просить уверенно, не делая никаких исключений, будучи убеждённым в том, что получит ответ на свою молитву. Аллах в Коране сказал: «Взывайте ко Мне, и я отвечу вам». Он обещал, что ответит нам, а значит, нет никакой необходимости ограничивать свою молитву желанием Аллаха, ибо Он уже пожелал ответить и сделает это, если молитва будет искренней. Аллах отвечает на молитву тремя способами, либо даёт то, о чем просит Его раб, либо отстраняет от него в этой жизни вред, равноценный тому, что он просил, либо сохраняет эту молитву для того, чтобы она принесла человеку многократно большую пользу в следующем мире. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть никто из вас не говорит: «О Аллах, прости меня, если пожелаешь! О Аллах, одари меня своей милостью, если пожелаешь! Молящийся пусть будет решительным в своей просьбе, и настойчивым в своём желании. Воистину, никто не может принудить Аллаха к чему-либо»[4].
В других риваятах[5] добавляется:«…Ведь Аллах делает только то, что желает», а также: «Ведь ничто из данного Аллахом не представляется Ему великим».
Ввиду того, что никто и ничто не может ограничить желания Всевышнего Аллаха, то нет никакой необходимости говорить «ин шаа-Ллах» во время молитвы.
Для ясности надо упомянуть, что в пророческой Сунне есть специальное пожелание, которое делается больному:«Не беда, это очищение, ин шаа-Ллах»[6].
Но данные слова не являются мольбой, так как в них не подразумевается обращение к Аллаху. В этих словах выражена надежда на очищение от грехов, они содержат в себе поддержку больного, внушают ему оптимизм и вызывают приятные чувства. Произнося эту фразу, посетитель как бы говорит больному: «Не переживай, Аллах ниспослал тебе эту болезнь, чтобы очистить тебя, а не для того, чтобы погубить тебя ею, ты, ин шаа-Ллах, выздоровеешь и будешь здоровым телесно и духовно».
3) Надо ли произносить «ин шаа-Ллах», говоря о прошлом? Часто можно слышать употребление слов «ин шаа-Ллах», когда речь идёт о действиях, сделанных в прошлом, что также является несвоевременным, например: «Мы с братьями, ин шаа-Ллах, намаз почитали», «ин шаа-Ллах, хорошо мы провели этот месяц Рамадан», «Мы помогли соседям, ин шаа-Ллах» и т.п.
Данное употребление не совсем к месту, так как мы были обучены этой фразе совсем не для этого. Если в жизни человека произошло что-либо хорошее в прошлом, то следует восславить Аллаха и вознести ему свою благодарность словами «аль-хамду ли-Ллях»[7] (хвала Аллаху) или другими подобными словами, а не «ин шаа-Ллах», потому что Аллах уже пожелал и сотворил это, теперь следует восхвалять Его за данные им блага.
Любой акт поклонения Аллаху в своей основе является мольбой; читая намаз, соблюдая пост, давая милостыню, мы просим Аллаха о его милости, довольстве и прощении. Если человек говорит «ин шаа-Ллах», выражая надежду на то, что Аллах примет его дело, и как бы косвенно молит Его о принятии этого благодеяния, то об использовании слов «ин шаа-Ллах» в молитве уже говорилось в предыдущем пункте. Если мусульманин желает обратиться к Аллаху с молитвой, чтобы Он принял совершённое им праведное дело, то следует сказать «Рабба-на такаббаль мин-на» (Господь наш, прими от нас) или просто «такаббаля-Ллах» (да примет Аллах).
Нельзя сказать, что это является серьёзной ошибкой или грехом, как уже было сказано выше, речь идёт об уместности.
Иногда люди произносят «ин шаа-Ллах», говоря о делах, совершённых в прошлом, желая подчеркнуть, что они не знают, были ли приняты их праведные дела Аллахом или нет, – это допустимо.
Такое безответственное использование слов, содержащих имя Всевышнего Аллаха, порой приводит к тому, что оно начинает вызывать у людей недоверие. Например, иногда можно услышать такой диалог:
– Ты мне завтра деньги сможешь вернуть?
– Да, конечно, ин шаа-Ллах.
– Нет, ты мне нормально скажи. Вернёшь?
– Хорошо, тогда до завтра.
Бесспорно, такое толкование благословенной Сунны и использование праведных слов в таком русле является грехом поверх греха. Мало того, что это несоблюдение обещаний, но к тому же это ещё и издевательство над исламской религией. Всевышний Аллах сказал: «[О лицемеры,] насмехайтесь! Аллах непременно выведет наружу то, чего вы опасаетесь». Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали» (Коран, 9: 64-66).
Поэтому стоит сильно опасаться подобных поступков, ведь хитрости с Аллахом не проходят без тяжёлых последствий. Ни в коем случае верующий человек не должен позволять себе оправдывать свои грехи словами богобоязненности и праведности. Если ты сказал «ин шаа-Ллах, приду», то обязан прийти. Если скажешь «ин шаа-Ллах, постараюсь», то должен постараться, и раз обещал, то должен выполнить. Если же не можешь или вообще не собираешься выполнять, то тогда и не обещай, так и скажи: «Брат, не могу обещать», ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«У лицемера[8] три признака: если говорит, то лжёт, если обещает, то не выполняет, а если ему доверяют что-либо, то доверия он не оправдывает».
Очень важно выполнять обещания, вовремя возвращать долги, говорить правду, хранить доверенное, ибо Аллах сказал: «Воистину, слух, зрение и сердце – все они будут призваны к ответу» (Коран, 17: 36).
5) «Ин шаа-Ллах, я верующий», что это –сомнение в своей Вере или скромность и признание своего несовершенства? Разрешается ли человеку сказать: «Я верующий (муʼмин), ин шаа-Ллах». Некоторые секты и течения, такие как матуридиты, запрещают говорить такие слова, считая, что человек ставит под сомнение свою Веру, что абсолютно недопустимо. Дело в том, что матуридиты под словом Вера (Иман) подразумевают только подтверждение исламских убеждений сердцем и языком, а праведные дела, сами по себе не являются составной частью Имана. Также они утверждают, что Вера есть неделимая вещь, которая не может увеличиваться и уменьшаться, она может только или быть, или не быть. Что касается Ахлю Сунна[9] (сторонников пророческой Сунны), то у них на этот счёт другое мнение, и оно является истиной.
Шейх Абдульазиз ибн Абдулла ар-Раджихи (да хранит его Аллах) сказал: «Аль-Хафиз Абдульгани аль-Макдиси сказал: «Делать исключение[10] (истисна), говоря о Вере, – давняя традиция, если человека спросят «Ты верующий?», он отвечает: «Ин шаа-Ллах». Это известно от таких великих учёных как: Абдулла ибн Масуд, ʼАлькама ибн Кайс, аль-Асвад ибн Язид, Абу Ваиль Шакык ибн Салям, Масрук ибн аль-Адждаʼ, Мансур ибн аль-Муʼтамир, Ибрахим ан-Нахаʼы, Мугира ибн Миксама ад-Дабби, Фудейль ибн ʼИяд. Тем не менее, данное исключение подразумевает убеждённость, как в словах Всевышнего Аллаха:«Вы непременно войдете в Заповедную мечеть, если пожелает Аллах (ин шаа-Ллах), в безопасности» (Коран, 48: 27).
Абдульгани аль-Макдиси говорит о том, что «ахлю Сунна ва аль-джамаа» (сторонники Сунны и единой общины) считают, что нет нареканий человеку, который делает исключение (истисна), говоря об Имане, потому что исключение относится к делам[11]. Веры, а не к убеждению, находящемуся в сердце. Если человека спросят «Ты верующий?», он отвечает: «ин шаа-Ллах», подразумевая деяния, предписанные Верой (Иманом). Так как дел и обязанностей много, и человек говорит «ин шаа-Ллах», как бы отказываясь утверждать, что он выполняет все возложенные на него обязанности. Таким образом, он подчёркивает своё несовершенство и делает исключение (истисна), дабы отстраниться от самохвальства и не давать повода людям считать, что он соблюдает веления Веры всесторонне».
В заключении можно сказать следующее: Если человек говорит о себе: «Я верующий (муʼмин) ин шаа-Лла», то исключение такого рода может иметь три различных статуса в зависимости от намерения человека:
1) Это может быть обязательным (ваджиб).
2) Может быть запретным (харам).
3) И может быть дозволеным (мубах).
Если человек опасается, что впадёт в самовосхваление, приписывая себя к категории людей обладающих абсолютной и безупречной Верой, то тогда, он обязан (ваджиб) сказать «ин шаа-Ллах».
Если он говорит это из-за того, что сомневается в наличии у него Веры (Иман), то такое использование слов для него запретно (харам). Потому что в Вере не должно быть сомнений. Вера это убеждённость, не совместимая с сомнениями.
Если же человек говорит «Я верующий ин шаа-Ллах», желая указать на первопричину появления своего Имана, то это разрешено (мубах). Говоря эти слова с таким намерением, человек говорит: «Я обладаю Верой (Иманом) потому что Аллах так пожелал, и повёл меня», что, конечно же, соответствует действительности.
Это то, что удалось составить на данную тему, а Прощающий Аллах знает об этом лучше.
Составил: Абу Ясин Руслан Маликов
Корректор текста: Тамки́н Р.Г.
Каноническая редакция: Каримов М.
[1] См.: «Тафсир ибн Касир».
[2] Сулейман ибн Дауд (русс.Соломон сын Давида) – один из великих исламских пророков, посланных к народу Исраиля, был величайшим царём в истории человечества.
[3] Хадис привели аль-Бухари и Муслим.
[4] Хадис привёл аль-Бухари (5979).
[5] Риваят – подобный хадис, который пришёл другим путём передатчиков.
[6] Хадис привёл аль-Бухари.
[7] «Аль-хамду ли-Ллях» (الْحَمْدُ للّهِ)переводится как «хвала Аллаху».
«аль» (الْ) – артикль определённости, собственного смысла не имеет.
«хамду» (حَمْد) – хвала, похвала, благодарность, восхваление.
«ли» (لـــ) – для.
«Ллях» (ـــلّهِ)- Аллах.
[8] Лицемер (мунафик) – тот кто, внешне является мусульманином, выполняя предписания религии, но в сердце он не верит в Ислам, и соблюдает религию притворно, преследуя какую-либо цель.
[9] Термин «Ахлю ас-Сунна ва аль-джамаа» (сторонники Сунны и общины) подразумевает истину, содержащуюся в пути (Сунне) Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и общине его сподвижников, а также большинства исламских учёных из двух последующих поколений. Иными словами «Ахлю ас-Сунна ва аль-джамаа» – это те, кто придерживается того же, чего придерживался Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники.
[10] Исключение (истисна) – это обозначение для фразы «ин шаа-Ллах», потому что человек говоря о будущем утверждает, что сделает что-либо за исключением того случая если Аллах не пожелает этому случиться.
[11] Мурджииты не признают, что дела и поступки человека входят в состав Веры (Иман) и в этом одна из их основных ошибок.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!