Что ответить человеку который говорит что бога нет

Что ответить если говорят что Бога нет? Помогите.

Профессор в университете задал своим студентам такой вопрос.

— Всё, что существует, создано Богом?

Один студент смело ответил:

— Если Бог создал всё, значит Бог создал зло, раз оно существует. И, согласно тому принципу, что наши дела определяют нас самих, значит Бог есть зло.

Студент притих, услышав такой ответ. Профессор был очень доволен собой. Он похвалился студентам, что он ещё раз доказал, что вера в Бога это миф.

Ещё один студент поднял руку и сказал:

— Могу я задать вам вопрос, профессор?

Студент поднялся и спросил:

— Профессор, холод существует?

— Что за вопрос? Конечно, существует. Тебе никогда не было холодно?

Студенты засмеялись над вопросом молодого человека.

Молодой человек ответил:

— Профессор, темнота существует?

— Вы опять неправы, сэр. Темноты также не существует. Темнота в действительности есть отсутствие света. Мы можем изучить свет, но не темноту. Мы можем использовать призму Ньютона чтобы разложить белый свет на множество цветов и изучить различные длины волн каждого цвета. Вы не можете измерить темноту. Простой луч света может ворваться в мир темноты и осветить его. Как вы можете узнать, насколько тёмным является какое-либо пространство? Вы измеряете, какое количество света представлено. Не так ли? Темнота это понятие, которое человек использует, чтобы описать, что происходит при отсутствии света.

В конце концов, молодой человек спросил профессора:

— Сэр, зло существует?

На этот раз неуверенно, профессор ответил:

— Конечно, как я уже сказал. Мы видим его каждый день. Жестокость между людьми, множество преступлений и насилия по всему миру. Эти примеры являются не чем иным как проявлением зла.

На это студент ответил:

Профессор сел. Этим студентом был молодой Альберт Эйнштейн.

Источник

Что отвечать, когда атеист говорит, что не обязан доказывать отсутствие Бога?

Диалог с атеистами: православные аргументы

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов в видеоблоге на сайте “Фомы” говорит в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы” наш постоянный автор Сергей Худиев.

Когда верующий просит неверующего доказать, что Бога нет, атеист говорит, что не обязан доказывать, что Бога не существует. Так как доказывать должен тот, кто выдвигает какие-то утверждения, а не на тот, кто их отрицает. Что ответить на это?

Но разве атеизм делает какие-то утверждения, которые нуждаются в доказательствах? Он просто отрицает Бога.

Вот, например, что пишет группа лидирующих атеистических интеллектуалов в “Декларации в защиту клонирования”: “Богатый репертуар человеческих мыслей, чувств, устремлений и надежд, как мы видим, происходит от электрохимических процессов в мозгу, а не от некой нематериальной души, деятельность которой инструменты не могут обнаружить”.

Это, определенно, позитивное утверждение о реальности (причем весьма проблематичное, как мы рассмотрим чуть дальше), и бремя его доказательства лежит на тех, кто его выдвигает.

В чем же тут ошибка? Если то или иное явление можно объяснить без Бога, то зачем Он?

Прежде всего, обратим внимание на неопределенность термина. Вспомним формулировку «бритвы» — «Не умножай сущностей сверх необходимого». Но необходимого для чего? Бессмысленно спрашивать, необходима мне та или иная сущность или нет, пока я не разобрался с вопросом, для чего она необходима. Чего я хочу, какие цели перед собой ставлю? Если я хочу сделать в комнате проводку, меня удовлетворит одно описание, если расставлять в ней мебель — другое, если снимать эту комнату — то третье. Какие сущности мне будут необходимы, зависит от стоящих передо мною задач. Для того чтобы произвести измерение площади, мне не понадобится такая сущность, как стоящий здесь же хозяин комнаты — но из этого никак не следует, что хозяина комнаты не существует.

Поэтому мы должны обязательно уточнить — необходимого для чего? И если мы ответим — для того, чтобы объяснить то или иное явление, то перед нами неизбежно встанет другой вопрос — что мы называем словом «объяснить»? И если мы скажем, что объяснить — значит указать необходимую и достаточную причину, то как мы определяем достаточность причины?

Необходимы ли все эти сущности для объяснения смерти поэта? Смотря с какой точки зрения. С точки зрения судебной медицины — нет. Значит ли это, что в реальности всего этого не существует? Это предположение показалось бы нам очень странным.

Но ровно та же логика — или, вернее, та же самая логическая ошибка — стоит за использованием «бритвы» для отрицания Бога. Естественные науки основаны на повторяющихся наблюдениях и воспроизводимых экспериментах; над Богом экспериментов ставить невозможно, Он не является предметом рассмотрения естественных наук. Он является «лишней» сущностью для естествоиспытателя так же, как Наталья Гончарова или Дантес являются «лишними» сущностями для судебно-медицинского эксперта — они просто находятся вне поля зрения его профессиональной деятельности. Никаких выводов о бытии (или небытии) сущностей, лежащих за пределами решаемой нами конкретной задачи, мы из «Бритвы Оккама» делать не можем.

Источник

Что отвечать, когда атеист говорит, что не обязан доказывать отсутствие Бога?

Диалог с ате­и­стами: пра­во­слав­ные аргу­менты

Когда веру­ю­щий просит неве­ру­ю­щего дока­зать, что Бога нет, атеист гово­рит, что не обязан дока­зы­вать, что Бога не суще­ствует. Так как дока­зы­вать должен тот, кто выдви­гает какие-то утвер­жде­ния, а не тот, кто их отри­цает. Что отве­тить на это?

Дей­стви­тельно, обя­зан­ность дока­зы­вать утвер­жде­ние лежит на том, кто его выдви­гает. Дока­зать нега­тив­ное утвер­жде­ние – такое как “Бога нет”, невоз­можно, и ате­и­сты не обя­заны этого делать. Однако из этого никак не сле­дует, что мы должны при­ни­мать атеизм как пози­цию по умол­ча­нию и дер­жаться ее, пока нам не дока­зано обрат­ное.

Но разве атеизм делает какие-то утвер­жде­ния, кото­рые нуж­да­ются в дока­за­тель­ствах? Он просто отри­цает Бога.

На самом деле, да. Атеизм неиз­бежно пред­по­ла­гает ряд пози­тив­ных (то есть утвер­жда­ю­щих, а не отри­ца­ю­щих) утвер­жде­ний о реаль­но­сти, кото­рые нуж­да­ются в обос­но­ва­нии. Атеизм связан с фило­со­фией мате­ри­а­лизма (тео­ре­ти­че­ски воз­можны ате­и­сты-нема­те­ри­а­ли­сты, но вы их едва ли встре­тите). Мате­ри­а­лизм (иногда гово­рят “нату­ра­лизм”) – это пред­став­ле­ние, согласно кото­рому вся реаль­ность сво­дится к мате­рии, управ­ля­е­мой без­лич­ными и неиз­мен­ными зако­нами при­роды. Это, в част­но­сти, озна­чает, что, в конеч­ном итоге все в реаль­но­сти можно опи­сать на языке зако­нов физики – поэтому такое пред­став­ле­ние еще назы­вают физи­ка­лиз­мом. Созна­ние, мыш­ле­ние, воля, эмоции – все это резуль­тат чрез­вы­чайно слож­ных, но чисто мате­ри­аль­ных про­цес­сов, про­ис­хо­дя­щих в коре голов­ного мозга.

Вот, напри­мер, что пишет группа лиди­ру­ю­щих ате­и­сти­че­ских интел­лек­ту­а­лов в “Декла­ра­ции в защиту кло­ни­ро­ва­ния”: “Бога­тый репер­туар чело­ве­че­ских мыслей, чувств, устрем­ле­ний и надежд, как мы видим, про­ис­хо­дит от элек­тро­хи­ми­че­ских про­цес­сов в мозгу, а не от некой нема­те­ри­аль­ной души, дея­тель­ность кото­рой инстру­менты не могут обна­ру­жить”.

Это, опре­де­ленно, пози­тив­ное утвер­жде­ние о реаль­но­сти (причем весьма про­бле­ма­тич­ное, как мы рас­смот­рим чуть дальше), и бремя его дока­за­тель­ства лежит на тех, кто его выдви­гает.

Но мой оппо­нент мне воз­ра­зит, что прин­цип Оккама тре­бует воз­дер­жи­ваться от веры в сверхъ­есте­ствен­ное – по край­ней мере, до тех пор, пока оно не дока­зано.

«Бритва Оккама» — прин­цип, выдви­ну­тый в XIV веке англий­ским мона­хом-фран­цис­кан­цем Уилья­мом Окка­мом. Он обычно фор­му­ли­ру­ется так — «Не умно­жай сущ­но­стей сверх необ­хо­ди­мого». Если какое-то явле­ние может быть объ­яс­нено без при­вле­че­ния каких-то сущ­но­стей – значит, эти сущ­но­сти и не нужны. Если можно объ­яс­нить такое явле­ние, как молния, исклю­чи­тельно при­род­ными при­чи­нами, значит нет нужды объ­яс­нять ее гневом Зевса, Перуна или Тора. Ате­и­сты исполь­зуют этот же прин­цип. Они утвер­ждают, что если мы можем объ­яс­нить миро­зда­ние без Бога, Он изли­шен, и нам не сле­дует в Него верить. Но этот довод содер­жит несколько ошибок.

В чем же тут ошибка? Если то или иное явле­ние можно объ­яс­нить без Бога, то зачем Он?

Прежде всего, обра­тим вни­ма­ние на неопре­де­лен­ность тер­мина. Вспом­ним фор­му­ли­ровку «бритвы» — «Не умно­жай сущ­но­стей сверх необ­хо­ди­мого». Но необ­хо­ди­мого для чего? Бес­смыс­ленно спра­ши­вать, необ­хо­дима мне та или иная сущ­ность или нет, пока я не разо­брался с вопро­сом, для чего она необ­хо­дима. Чего я хочу, какие цели перед собой ставлю? Если я хочу сде­лать в ком­нате про­водку, меня удо­вле­тво­рит одно опи­са­ние, если рас­став­лять в ней мебель — другое, если сни­мать эту ком­нату — то третье. Какие сущ­но­сти мне будут необ­хо­димы, зави­сит от сто­я­щих передо мною задач. Для того чтобы про­из­ве­сти изме­ре­ние пло­щади, мне не пона­до­бится такая сущ­ность, как сто­я­щий здесь же хозяин ком­наты — но из этого никак не сле­дует, что хозя­ина ком­наты не суще­ствует.

Поэтому мы должны обя­за­тельно уточ­нить — необ­хо­ди­мого для чего? И если мы отве­тим — для того, чтобы объ­яс­нить то или иное явле­ние, то перед нами неиз­бежно вста­нет другой вопрос — что мы назы­ваем словом «объ­яс­нить»? И если мы скажем, что объ­яс­нить — значит ука­зать необ­хо­ди­мую и доста­точ­ную при­чину, то как мы опре­де­ляем доста­точ­ность при­чины?

Необ­хо­димы ли все эти сущ­но­сти для объ­яс­не­ния смерти поэта? Смотря с какой точки зрения. С точки зрения судеб­ной меди­цины — нет. Значит ли это, что в реаль­но­сти всего этого не суще­ствует? Это пред­по­ло­же­ние пока­за­лось бы нам очень стран­ным.

Но ровно та же логика — или, вернее, та же самая логи­че­ская ошибка — стоит за исполь­зо­ва­нием «бритвы» для отри­ца­ния Бога. Есте­ствен­ные науки осно­ваны на повто­ря­ю­щихся наблю­де­ниях и вос­про­из­во­ди­мых экс­пе­ри­мен­тах; над Богом экс­пе­ри­мен­тов ста­вить невоз­можно, Он не явля­ется пред­ме­том рас­смот­ре­ния есте­ствен­ных наук. Он явля­ется «лишней» сущ­но­стью для есте­ство­ис­пы­та­теля так же, как Ната­лья Гон­ча­рова или Дантес явля­ются «лиш­ними» сущ­но­стями для судебно-меди­цин­ского экс­перта — они просто нахо­дятся вне поля зрения его про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти. Ника­ких выво­дов о бытии (или небы­тии) сущ­но­стей, лежа­щих за пре­де­лами реша­е­мой нами кон­крет­ной задачи, мы из «Бритвы Оккама» делать не можем.

Другая ошибка свя­зана с тем, что мы не можем объ­яс­нить бытие все­лен­ной в целом, не обра­ща­ясь к некой при­чине лежа­щей за ее пре­де­лами – но об этом мы пого­во­рим подроб­нее, когда будем рас­смат­ри­вать кос­мо­ло­ги­че­ский аргу­мент.

Источник

Православная Жизнь

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов в видеоблоге на сайте “Фомы” говорит в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы” наш постоянный автор Сергей Худиев.

Когда верующий просит неверующего доказать, что Бога нет, атеист говорит, что не обязан доказывать, что Бога не существует. Так как доказывать должен тот, кто выдвигает какие-то утверждения, а не на тот, кто их отрицает. Что ответить на это?

Действительно, обязанность доказывать утверждение лежит на том, кто его выдвигает. Доказать негативное утверждение — такое как “Бога нет”, невозможно, и атеисты не обязаны этого делать. Однако из этого никак не следует, что мы должны принимать атеизм как позицию по умолчанию и держаться ее, пока нам не доказано обратное.

Но разве атеизм делает какие-то утверждения, которые нуждаются в доказательствах? Он просто отрицает Бога.

На самом деле, да. Атеизм неизбежно предполагает ряд позитивных (то есть утверждающих, а не отрицающих) утверждений о реальности, которые нуждаются в обосновании. Атеизм связан с философией материализма (теоретически возможны атеисты-нематериалисты, но вы их едва ли встретите). Материализм (иногда говорят “натурализм”) — это представление, согласно которому вся реальность сводится к материи, управляемой безличными и неизменными законами природы. Это, в частности, означает, что, в конечном итоге все в реальности можно описать на языке законов физики — поэтому такое представление еще называют физикализмом. Сознание, мышление, воля, эмоции — все это результат чрезвычайно сложных, но чисто материальных процессов, происходящих в коре головного мозга.

Вот, например, что пишет группа лидирующих атеистических интеллектуалов в “Декларации в защиту клонирования”: “Богатый репертуар человеческих мыслей, чувств, устремлений и надежд, как мы видим, происходит от электрохимических процессов в мозгу, а не от некой нематериальной души, деятельность которой инструменты не могут обнаружить”.

Это, определенно, позитивное утверждение о реальности (причем весьма проблематичное, как мы рассмотрим чуть дальше), и бремя его доказательства лежит на тех, кто его выдвигает.

Но мой оппонент мне возразит, что принцип Оккама требует воздерживаться от веры в сверхъестественное — по крайней мере, до тех пор, пока оно не доказано.

«Бритва Оккама» — принцип, выдвинутый в XIV веке английским монахом-францисканцем Уильямом Оккамом. Он обычно формулируется так — «Не умножай сущностей сверх необходимого». Если какое-то явление может быть объяснено без привлечения каких-то сущностей — значит, эти сущности и не нужны. Если можно объяснить такое явление, как молния, исключительно природными причинами, значит нет нужды объяснять ее гневом Зевса, Перуна или Тора. Атеисты используют этот же принцип. Они утверждают, что если мы можем объяснить мироздание без Бога, Он излишен, и нам не следует в Него верить. Но этот довод содержит несколько ошибок.

В чем же тут ошибка? Если то или иное явление можно объяснить без Бога, то зачем Он?

Прежде всего, обратим внимание на неопределенность термина. Вспомним формулировку «бритвы» — «Не умножай сущностей сверх необходимого». Но необходимого для чего? Бессмысленно спрашивать, необходима мне та или иная сущность или нет, пока я не разобрался с вопросом, для чего она необходима. Чего я хочу, какие цели перед собой ставлю? Если я хочу сделать в комнате проводку, меня удовлетворит одно описание, если расставлять в ней мебель — другое, если снимать эту комнату — то третье. Какие сущности мне будут необходимы, зависит от стоящих передо мною задач. Для того чтобы произвести измерение площади, мне не понадобится такая сущность, как стоящий здесь же хозяин комнаты — но из этого никак не следует, что хозяина комнаты не существует.

Поэтому мы должны обязательно уточнить — необходимого для чего? И если мы ответим — для того, чтобы объяснить то или иное явление, то перед нами неизбежно встанет другой вопрос — что мы называем словом «объяснить»? И если мы скажем, что объяснить — значит указать необходимую и достаточную причину, то как мы определяем достаточность причины?

Необходимы ли все эти сущности для объяснения смерти поэта? Смотря с какой точки зрения. С точки зрения судебной медицины — нет. Значит ли это, что в реальности всего этого не существует? Это предположение показалось бы нам очень странным.

Но ровно та же логика — или, вернее, та же самая логическая ошибка — стоит за использованием «бритвы» для отрицания Бога. Естественные науки основаны на повторяющихся наблюдениях и воспроизводимых экспериментах; над Богом экспериментов ставить невозможно, Он не является предметом рассмотрения естественных наук. Он является «лишней» сущностью для естествоиспытателя так же, как Наталья Гончарова или Дантес являются «лишними» сущностями для судебно-медицинского эксперта — они просто находятся вне поля зрения его профессиональной деятельности. Никаких выводов о бытии (или небытии) сущностей, лежащих за пределами решаемой нами конкретной задачи, мы из «Бритвы Оккама» делать не можем.

Другая ошибка связана с тем, что мы не можем объяснить бытие вселенной в целом, не обращаясь к некой причине лежащей за ее пределами — но об этом мы поговорим подробнее, когда будем рассматривать космологический аргумент.

Источник

Православная Жизнь

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов в видеоблоге на сайте “Фомы” говорит в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы” наш постоянный автор Сергей Худиев.

Когда верующий просит неверующего доказать, что Бога нет, атеист говорит, что не обязан доказывать, что Бога не существует. Так как доказывать должен тот, кто выдвигает какие-то утверждения, а не на тот, кто их отрицает. Что ответить на это?

Действительно, обязанность доказывать утверждение лежит на том, кто его выдвигает. Доказать негативное утверждение — такое как “Бога нет”, невозможно, и атеисты не обязаны этого делать. Однако из этого никак не следует, что мы должны принимать атеизм как позицию по умолчанию и держаться ее, пока нам не доказано обратное.

Но разве атеизм делает какие-то утверждения, которые нуждаются в доказательствах? Он просто отрицает Бога.

На самом деле, да. Атеизм неизбежно предполагает ряд позитивных (то есть утверждающих, а не отрицающих) утверждений о реальности, которые нуждаются в обосновании. Атеизм связан с философией материализма (теоретически возможны атеисты-нематериалисты, но вы их едва ли встретите). Материализм (иногда говорят “натурализм”) — это представление, согласно которому вся реальность сводится к материи, управляемой безличными и неизменными законами природы. Это, в частности, означает, что, в конечном итоге все в реальности можно описать на языке законов физики — поэтому такое представление еще называют физикализмом. Сознание, мышление, воля, эмоции — все это результат чрезвычайно сложных, но чисто материальных процессов, происходящих в коре головного мозга.

Вот, например, что пишет группа лидирующих атеистических интеллектуалов в “Декларации в защиту клонирования”: “Богатый репертуар человеческих мыслей, чувств, устремлений и надежд, как мы видим, происходит от электрохимических процессов в мозгу, а не от некой нематериальной души, деятельность которой инструменты не могут обнаружить”.

Это, определенно, позитивное утверждение о реальности (причем весьма проблематичное, как мы рассмотрим чуть дальше), и бремя его доказательства лежит на тех, кто его выдвигает.

Но мой оппонент мне возразит, что принцип Оккама требует воздерживаться от веры в сверхъестественное — по крайней мере, до тех пор, пока оно не доказано.

«Бритва Оккама» — принцип, выдвинутый в XIV веке английским монахом-францисканцем Уильямом Оккамом. Он обычно формулируется так — «Не умножай сущностей сверх необходимого». Если какое-то явление может быть объяснено без привлечения каких-то сущностей — значит, эти сущности и не нужны. Если можно объяснить такое явление, как молния, исключительно природными причинами, значит нет нужды объяснять ее гневом Зевса, Перуна или Тора. Атеисты используют этот же принцип. Они утверждают, что если мы можем объяснить мироздание без Бога, Он излишен, и нам не следует в Него верить. Но этот довод содержит несколько ошибок.

В чем же тут ошибка? Если то или иное явление можно объяснить без Бога, то зачем Он?

Прежде всего, обратим внимание на неопределенность термина. Вспомним формулировку «бритвы» — «Не умножай сущностей сверх необходимого». Но необходимого для чего? Бессмысленно спрашивать, необходима мне та или иная сущность или нет, пока я не разобрался с вопросом, для чего она необходима. Чего я хочу, какие цели перед собой ставлю? Если я хочу сделать в комнате проводку, меня удовлетворит одно описание, если расставлять в ней мебель — другое, если снимать эту комнату — то третье. Какие сущности мне будут необходимы, зависит от стоящих передо мною задач. Для того чтобы произвести измерение площади, мне не понадобится такая сущность, как стоящий здесь же хозяин комнаты — но из этого никак не следует, что хозяина комнаты не существует.

Поэтому мы должны обязательно уточнить — необходимого для чего? И если мы ответим — для того, чтобы объяснить то или иное явление, то перед нами неизбежно встанет другой вопрос — что мы называем словом «объяснить»? И если мы скажем, что объяснить — значит указать необходимую и достаточную причину, то как мы определяем достаточность причины?

Необходимы ли все эти сущности для объяснения смерти поэта? Смотря с какой точки зрения. С точки зрения судебной медицины — нет. Значит ли это, что в реальности всего этого не существует? Это предположение показалось бы нам очень странным.

Но ровно та же логика — или, вернее, та же самая логическая ошибка — стоит за использованием «бритвы» для отрицания Бога. Естественные науки основаны на повторяющихся наблюдениях и воспроизводимых экспериментах; над Богом экспериментов ставить невозможно, Он не является предметом рассмотрения естественных наук. Он является «лишней» сущностью для естествоиспытателя так же, как Наталья Гончарова или Дантес являются «лишними» сущностями для судебно-медицинского эксперта — они просто находятся вне поля зрения его профессиональной деятельности. Никаких выводов о бытии (или небытии) сущностей, лежащих за пределами решаемой нами конкретной задачи, мы из «Бритвы Оккама» делать не можем.

Другая ошибка связана с тем, что мы не можем объяснить бытие вселенной в целом, не обращаясь к некой причине лежащей за ее пределами — но об этом мы поговорим подробнее, когда будем рассматривать космологический аргумент.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *