Что ответили гагарину на поехали
Поехали! Интересные факты о первом полете человека в космос (7 фото)
При этом высоко признаются заслуги советской космонавтики и в мире. В апреле 2011 года на специальном заседании Генеральной Ассамблеи ООН странами была принята резолюция, которая официально провозгласила 12 апреля Международным днём полета человека в космос. Соавторами данной резолюции стали более чем 60 государств мира.
Таким образом, праздник День космонавтики, который ранее отмечался в СССР, а затем и в России, получил международный статус и признание.
ТАСС заготовил три разных варианта сообщения о полете Юрия Гагарина
Советский Союз не собирался скрывать информацию о полете первого человека в космос вне зависимости от исхода полета. На всякий случай в ТАСС (Телеграфное агентство Советского Союза) заготовили сразу три варианта сообщения.
Первое – торжественное на случай успешного полета. Второе – на случай, если корабль с космонавтом приземлиться не в заданном районе и не на территории СССР. Это сообщение должно было предупредить страны, что на их территории может приземлиться космонавт и ему понадобится помощь. Третье заготовленное ТАСС сообщение было трагическим, на случай гибели Гагарина.
К счастью для Юрия Гагарина и для всех нас, первый полет в космос завершился успешно. Жители Земли услышали 12 апреля 1961 года торжественное обращение ТАСС, которое ознаменовало собой новый этап космической эры человечества.
Как родилась знаменитая фраза «Поехали!»
Фраза «Поехали!» стала по-настоящему крылатой, она была произнесена первым космонавтом Юрием Гагариным во время старта 12 апреля 1961 года. Ёмкая фраза очень быстро превратилась в настоящий символ, который олицетворял собой новую, космическую эру в истории всего человечества.
Существует несколько версий того, откуда именно взялась данная фраза, но все эти версии объединяет летчик-испытатель Марк Галлай, который был методистом и инструктором первого отряда советских космонавтов. При взлёте Марк Галлай вместо уставной фразы «Экипаж, взлетаю!» часто говорил именно «Поехали!», эта же фраза начинала упражнения на тренажерах, имитирующих космический корабль. Возможно, именно это побудило Гагарина произнести фразу, ставшую в итоге знаменитой.
В своих мемуарах летчик-испытатель писал, что испытывал к фразе «Экипаж, взлетаю!» самую настоящую неприязнь. Она развилась у него после того, как Галлай однажды услышал эту фразу от летчика, который летал на легкомоторных самолетах. Предназначалась фраза для «экипажа» в составе одного человека.
При этом писатель Олег Дивов, лично знакомый с Марком Галлеем, придерживался несколько другой версии событий. По его словам, фраза была из любимого анекдота летчика-испытателя: «Поехали! – сказал попугай, когда кошка потащила его из клетки за хвост». Когда на тренировках в центре подготовки космонавтов Марк Галлай произносил эту фразу, космонавты понимали, что он имел ввиду. При этом Гагарину нравились и фраза, и юмор инструктора.
В конце 2020 года «Роскосмос» даже решил запатентовать знаменитую фразу Гагарина «Поехали!». Это понадобилось госкорпорации, чтобы защитить фразу патентом и предотвратить недобросовестную конкуренцию. В «Роскосмосе» надеются таким образом защитить известную фразу от тех предпринимателей, кому «чуждо правовое поле и историческая память».
Полет Гагарина проходил в режиме автопилота
Для того чтобы минимизировать все возможные риски, полет было решено проводить полностью в автоматическом режиме. Юрий Гагарин мог взять управление на себя лишь в случае отказа автоматических систем корабля, но для этого ему нужно было вводить специальный цифровой код.
В СССР скрывали, что Гагарин приземлился на парашюте
Особенности космического корабля «Восток», на котором Юрий Гагарин полетел в космос, не предполагали совершения мягкой посадки. Такая система была необходима для безопасного приземления аппарата, но на советском корабле её на тот момент не было. В СССР такой технологии на тот момент времени ещё не успели создать, а без неё космонавт мог просто умереть при резком ударе о землю.
Для решения данной проблемы была придумана схема с катапультированием из спускаемого корабля за 10 минут до посадки и приземлением космонавта на парашюте. Юрий Гагарин так и поступил. На высоте 7 километров, руководствуясь планом полета, Гагарин катапультировался и продолжил спуск на парашюте отдельно от аппарата.
При этом первый летчик-космонавт мог приземлиться в холодную Волгу, но здесь помогла хорошая предполетная подготовка первого космонавта. Управляя стропами, Юрий Гагарин сумел увести парашют от поверхности реки, приземлившись в поле примерно в 1,5-2 километрах от речного берега.
Длительное время в СССР скрывали сам факт приземления космонавта на парашюте отдельно от космического корабля. Дело было в том, что для фиксации рекорда согласно действовавшим правилам Международной авиационной федерации в момент приземления космонавты должны были находиться внутри спускаемой капсулы. Для того чтобы результаты первого полета не были дискредитированы, в СССР долгие годы скрывали детали приземления первого космонавта от западных коллег.
Проблемы с кораблем «Восток» начались уже на старте
Полет Юрия Гагарина в космос сопровождали различные нештатные ситуации и неполадки на борту, которые при неблагоприятном развитии ситуации могли привести к трагедии. В своё время агентство ТАСС рассказало о 10 таких нештатных ситуациях на борту корабля «Восток-1». Все они лишь подчеркивали насколько героическим и трудным был этот полет как для самого Гагарина, так и для конструкторов, в первую очередь Сергея Королева, переживающего за жизнь космонавта.
Первая из нештатных ситуаций возникла перед самым стартом 12 апреля 1961 года. Когда Юрий Гагарин уже находился в своем кресле внутри кабины корабля «Восток», выяснилось, что люк с герметизирующей крышкой закрылся, но один из трех контактов «люк закрыт» не сработал и не замкнулся.
Этот контакт был очень важен для полета. За счет правильного срабатывания контакта во время спуска после отстрела крышки люка должен был активироваться таймер катапультирования космонавта из спускаемого аппарата. По указанию Сергея Королева люк пришлось открывать, контакт был поправлен, после чего его закрыли заново.
При этом откладывать пуск из-за такой незапланированной мелочи не хотели. В СССР среди осведомленных людей уже ходили слухи о том, что американцы планируют первый запуск человека в космос в ближайшие недели. Поэтому контакт поправили максимально оперативно. Бригада инженеров, работая со скоростью лучших механиков «Формулы-1», открутила более 30 гаек, подняла герметизирующий люк и поправила контакт, после чего люк снова закрыли.
Космонавт, естественно, понял, когда люк вновь открылся, что что-то пошло не так. Уже позднее Гагарин говорил, что Сергей Королев объяснил ему, что один контакт почему-то не прижимается, но всё будет нормально. По легенде, всё то время, пока специалисты исправляли ситуацию с люком, Юрий Гагарин насвистывал мотив песни «Родина слышит, Родина знает» и внешне был абсолютно спокоен.
Матчи РПЛ начинаются с «Поехали!». А вы знаете, откуда взялась великая фраза Гагарина?
История!
Завтра Россия празднует День космонавтики, а мир – День первого полета человека в космос. В честь этого РПЛ на тур сменила логотип в соцсетях, а матчи начинаются с гагаринской фразы «Поехали!».
Вы точно помните фразу, но знаете ли вы, откуда она пошла?
При взлетах летчики испытатели по уставу должны были говорить «Экипаж, взлетаю!». Но летчик-испытатель Марк Галлай, методист и инструктор первого отряда космонавтов, где и был Гагарин, часто начинал упражнения на тренажере с «Поехали!».
«Неприязнь к шикарной фразе – «Экипаж, взлетаю!» – я почувствовал с тех пор, как однажды услыхал ее из уст летчика, который работал только на легкомоторных самолетах и перед взлетом гордо изрекал ее, адресуясь к «экипажу» в составе. одного человека», – писал Галлай в мемуарах.
И – оттуда же – диалог с космонавтом перед запуском тренажера.
«– Дайте показания приборов, положение органов управления.
Космонавт последовательно – слева направо по кабине – перечислял показания приборов и положения всех ручек и тумблеров.
– К полету готовы?
– Готов!
– Ну тогда давай, поехали».
А вот писатель Олег Дивов, который был знаком с Галлаем, рассказывал немного другую версию: «Это был любимый анекдот Галлая – «Поехали! – сказал попугай, когда кошка потащила его из клетки за хвост». И когда Галлай на тренировках давал команду «поехали», ребята отлично понимали, что он имеет в виду. И Гагарину это очень нравилось. Мне сам Галлай рассказывал. Так что у Юрия Алексеевича было о-очень хорошее чувство юмора». Это, кстати, не совсем анекдот – в романе Чарльза Диккенса «Крошка Доррит» (любимое произведение Галлая) была история с попугаем и кошкой.
Еще одна интересная связь фразы «Поехали» с футболом: Марк Галлай – прадед Анны Галлай, которая до недавнего скандала с футболками работала в пресс-службе «Локомотива».
«Горжусь своим легендарным прадедом, делюсь воспоминаниями. И всегда рассказываю историю, что фразу «Поехали!» придумал он и произносил перед занятиями космонавтов на тренажере. Юрий Гагарин ее запомнил – и сказал перед полетом.
Дома у нас хранится «повязка-вездеход». Ее обладатели последними уходили со стартовой площадки в бункер управления пуском на космодроме. После возвращения Гагарина на ней расписались и он, и Королев, и Келдыш, и Ивановский», – говорила Анна.
Что ответили гагарину на поехали
Прошло уже 59 лет с тех пор, как 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный полет вокруг планеты Земля. Однако не только сам полет, длившийся всего 108 минут, стал первым мощным прорывом в освоении космоса. Своеобразным символом новой, космической эры развития человечества стала фраза «Поехали!», произнесенная Юрием Гагариным во время старта первого космического корабля. Впоследствии А. Пахмутовой и Н. Добронравовым эта фраза была использована в припеве песни «Знаете, каким он парнем был?» при создании в 1971 году цикла песен «Созвездие Гагарина».
Почему «Поехали!», а не «Полетели!»? Ведь всем известно, что самолеты и ракеты летают, а ездят на машинах. Что стоит за этим простым словом, знакомым с детства любому мальчишке, а в особенности тем ребятам, которые решили связать свою жизнь с автомобильным делом и работой автомеханика? Поиск ответов на эти вопросы и привел к написанию творческой работы, ведь мы учимся на автомобильном отделении автотранспортного колледжа.
Актуальность работы в том, что Космос – наше всё. Космос – то высшее, чего достиг Советский Союз. В последнее время отечественную космонавтику стали преследовать различного рода неудачи. Но она должна возродиться и отстоять былую славу первопроходцев космоса. Не может страна, указавшая миру дорогу в космос, находиться на обочине этой дороги. И это очень близко и понятно автомобилистам.
Цель работы заключалась в том, чтобы выяснить смысл легендарной фразы Гагарина «Поехали!» и узнать, что связывает космонавтов с автомобилями? Были ли они только космонавтами или считались заядлыми автомобилистами?
Объект исследования: первый отряд космонавтов и их автомобили.
Предмет исследования: история появления автомобилей у космонавтов.
В соответствии с целью составлен план работы и определены задачи, которые решались теоретическими методами:
— изучение дополнительной литературы;
— подбор и систематизация материала для работы;
Новизна работы в том, что всредствах информации нет конкретных исследований по данной теме, причем некоторые сведения спорные.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы могут быть полезны преподавателям при подготовке уроков и классных часов по истории, краеведению, космонавтике. Не менее интересной будет и студентам, которые могут еще раз прикоснуться к истории нашей страны, истории освоения космического пространства. Обучающиеся школ, колледжей из других городов могут последовать нашему примеру и дополнить информацию новыми интересными фактами.
Версия о происхождении фразы «Поехали!»
Юрий Алексеевич Гагарин первым совершил путешествие по орбите вокруг земного шара. Поэтому его справедливо можно назвать первооткрывателем космических путешествий. Гагарин проложил дорогу в космос. А дорога имеет непосредственное отношение к автомобилистам.
Оказывается, что при взлете вместо уставного «Экипаж, взлетаю!» говорить «Поехали!» любил летчик-испытатель Марк Галлай (1914-1998), участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, методист и инструктор первого отряда космонавтов. Марк Лазаревич, сознательно руководствуясь в том числе и психологическими соображениями, любил использовать бодрый неформальный доклад о готовности. Именно с его подачи «Поехали!» часто звучало в начале упражнений на тренажере-имитаторе корабля. Это вполне могло побудить Гагарина сказать «Поехали!» на старте.
Отечественный автопром в гараже первого космонавта
Интересная деталь: говорят, что Гагарин был не только классным летчиком, но и заядлым автомобилистом. По слухам, еще до своего полета в космос он приобрел «ЗИМ ГАЗ-12» с 6-цилиндровым мотором. Но, скорее всего, история эта не соответствует действительности. Гагарин был человеком скромным (отчасти, из-за этой его черты характера он и стал первым космонавтом) и вряд ли он считал возможным «шиковать», разъезжая по части на шикарном длиннобазном седане.
Личный автомобиль в 60-е годы был признаком не столько благосостояния владельца, сколько его высокого социального статуса. На машину мало было заработать, ее следовало заслужить. Автомобиль в советские времена был не средством передвижения и даже не роскошью, а привилегией. По машине измерялись заслуги. И человек, имевший собственное авто, выделялся из общей массы. Но была и обратная связь: тот, кто стоял совсем уж особняком, должен был иметь не просто машину, а что-то из ряда вон выходящее. И в этом смысле равных не было всенародным любимцам-космонавтам. Герои страны были одарены многими благами, в том числе и автомобильными щедротами. Неудивительно, что первые космонавты вскоре после своих знаменитых полетов сразу перешли в ранг автомобилистов.
Первым из первых во всем был, разумеется, Гагарин. Взлетев до космических высот, ходить пешком он уже не имел права. Став первым человеком, слетавшим в космос, Юрий Гагарин установил, помимо всего прочего, еще и эталон отношения государства к своим главным героям. Советское правительство не скупилось на подарки кумирам миллионов. Кроме государственных наград и звания Героя Советского Союза, первым космонавтам полагались большая квартира в престижном доме, лучший отечественный автомобиль «Волга» и денежная премия. В 60-х эта сумма составляла 15 тысяч послереформенных рублей.
Через пять дней после полета генеральным секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым было подписано Постановление Президиума ЦК КПСС (с грифом «Совершенно секретно»; этот документ рассекретили совсем недавно) под названием «О подарках тов. Гагарину Ю. А. и членам его семьи». У документа было два приложения. В одном из них говорилось о предоставлении герою 4-хкомнатной квартиры, во втором – о передаче в безвозмездное пользование первому космонавту автомашины «Волга».
В 60-е годы «Волга» считалась самым престижным автомобилем, который мог приобретаться частными лицами и стоила больших денег, но купить ее просто так, придя с улицы, было нереально. Поэтому возможность приобрести авто была для космонавтов щедрым подарком властей. И руководство страны подарило Гагарину «Волгу» – ГАЗ-21 второй модели с номером «78-78 МОД». Это был автомобиль специальной сборки черного цвета с необычным голубым салоном. После гибели Гагарина родные передали машину в музей на его родине, где она стоит под специальным колпаком и сегодня.
Проблема была только в том, что водительского удостоверения у Гагарина не имелось. Выглядело это смешно: первым полететь в космос у него, значит, прав хватало, а за руль сесть – нет. Позволить кому-то усомниться, что космонавт номер один может не управиться с машиной, было недопустимо. И Гагарину организовали сдачу экзамена экстерном. Сохранились воспоминания принимавшего экзамен преподавателя Николая Амелина: «Привели мы Гагарина в автокласс, разложили карты перекрестков, расставили машины, трамваи, светофоры. Вопрос у него в билете был о том, где запрещена остановка. Отвечал Юрий Алексеевич как автомат, без единой запинки, и сдал экзамен на «отлично». Космонавту тут же вручили права. Правда, за рулем он не всегда сидел сам – иногда Гагарина возил водитель. Но, как и простым смертным, герою пришлось повозиться с детищем нашего автопрома. »
Е сть несколько снимков, на которых он сам копается в моторном отсеке, а есть и мемуары очевидцев, рассказывавших, как космонавт приезжал на Горьковский автозавод ремонтировать подарок правительства. Причем случилось это меньше чем через два года после получения авто.
П оявление в гараже Юрия Гагарина кабриолета «Чайка» небесно-голубого цвета, который он получил лично от Леонида Ильича Брежнева, в то время руководившего космической программой СССР, можно считать автомобильной «байкой». Судьба этого автомобиля так и осталась тайной. Никто не видел Юрия Алексеевича за рулем этой машины. Если такой подарок и был сделан, то, скорее всего, носил условный характер – торжественно вручили и тихо забрали обратно.
К черной «Волге», подаренной партией и правительством, вскоре присоединилась еще одна – ГАЗ-21 бежевого цвета с символическим (сейчас бы про него сказали, что он «блатной) номером «12-04 ЮАГ». Эту машину Гагарин купил сам на денежные премии за полеты. Машины у всех космонавтов были одинаковые и комплектовались 2,5-литровыми двигателями мощностью 75 л.с., трехступенчатой «механикой», позволявшей разгоняться до 130 км/ч. Во всех «Волгах» ставились печки и радиостанции. Такие же машины купили Герман Титов, Алексей Леонов и другие космонавты.
Французский спорткар из пластмассы
Французы не удержались и повели космонавта в свое «подсобное хозяйство». Занимаясь разработкой композитных материалов для космических нужд, они использовали полученные знания и на земле – собирали мощные спортивные машины с кузовом из малознакомого тогда широкой публике стеклопластика.
Д ело в том, что в Париже, разглядывая свой будущий спорткар, Гагарин попал в кадр балканского фотокора, и вскоре один из югославских журналов опубликовал три снимка космонавта рядом с французской гоночной машиной, сопроводив их язвительным комментарием: «В Париже на авиационно-космической выставке Гагарин занимался больше автомобилями, чем авиацией и космосом». От гнева главного партийного идеолога СССР Михаила Суслова Гагарина спас руководитель подготовки первых космонавтов Николай Каманин, объяснив, что статья пасквильная, а французы подарили Гагарину гоночную машину, зная, что он увлекается быстрой ездой. Суслов удовлетворился ответом Каманина, но посоветовал быть осмотрительней с подарками космонавтам из капиталистических стран. Естественно, Каманин рассказал об этом Гагарину. И неудивительно, что Юрий Алексеевич после этой ситуации ездил на Matra крайне редко, предпочитая не провоцировать лишний раз ЦК КПСС. Хотя скорость он, безусловно, любил.
Двадцать лет после гибели космонавта Matra хранилась в Звездном городке, а в 90-х семья Гагарина продала ее литовскому бизнесмену.
Космонавты тоже люди, и они тоже попадают в аварии. Однажды и Юрий Гагарин угодил в ДТП. Проехав на красный свет, он врезался на перекрестке в «Победу» с пожилым водителем за рулем. Милиционеры не посмели задерживать торопившуюся легенду и даже отправили его на попутке. Но спустя некоторое время Гагарин вернулся на место аварии и оплатил ремонт пострадавшего авто.
Страстным автолюбителем был и космонавт номер два Герман Титов. По уже успевшей сложиться традиции, за свой полет он получил от правительства новую «Волгу», но предпочитал … мотоцикл. Причем ради того, чтобы погонять на чем-нибудь двухколесном, Титов мог пойти на весьма необычные поступки. Во время визита в Румынию, где космонавта принимали по высшему разряду, с он однажды вышел из выделенной ему персональной машины и попросил мотоциклиста из кортежа уступить ему место. Отказать небожителю тот побоялся. Титов сел за руль, нахлобучил на голову шлем и поехал скромненько с краю, сопровождая собственно авто.
Особенные номерные знаки
В советские времена был еще один знак отличия, имевший скорее символическое значение. Начиная уже с первого отряда космонавтов, всем побывавшим на орбите выдавали особенные номерные знаки. Исключение составило только самое первое авто, подаренное Гагарину сразу после полета. На нем Юрий Алексеевич ездил с водителем под номером «78-78 МОД». Сейчас машина находится в специальном павильоне рядом с домом-музеем космонавта на его родине в городе Гагарине Смоленской области. Номер за ней сохранили навсегда.
Фотографий второй личной машины Гагарина – еще одной «Волги», купленной за личные деньги, – нет, но, по рассказам очевидцев, на ней стояли уже особенные номера – «12-04 ЮАГ». В них была зашифрована дата первого полета в космос и инициалы владельца, благо они совпадали с буквами, означавшими в то время код Подмосковья. С них и пошла традиция на «космические» номера.
В советское время особого смысла в них не было. Вряд ли у какого-то гаишника поднялась бы рука оштрафовать Юрия Гагарина. Но уже к 80-м красивая традиция обрела свой нынешний вид. Покорителям космоса стали выдавать регистрационный знаки на автомобили с «подмосковными» буквами ММО и цифрами, соответствующими номеру космонавта по российской классификации. То есть, например, космонавт №50 Виктор Савиных после полета получил соответствующий знак «0050ММО». Подмосковные буквы были потому, что занималась этим ГАИ Звездного городка, к которому были приписаны все космонавты.
Юрий Гагарин погиб в 1968 году и получить свой «космический» знак (соответственно, с цифрами 001) не успел. Но, вводя единую нумерацию на машины покорителей Вселенной, власти задали однозначную вертикаль, которая действует как вверх, так и вниз. И если каждый следующий космонавт получает знак со своим номером, то логично, что и за каждым предыдущим будет закреплен аналогичный – с его номером. И без Гагарина в этой схеме никак не обойтись, иначе всей этой традиции грош цена.
После перехода на российскую систему регистрации автомобилей традиция сохранилась. Только цифр стало три, а буквы превратились в ТМР. Георгию Михайловичу Гречко был «присвоен» автомобильный номер 0034ММО, а после смены номеров – Т034МР77, а у космонавта Дмитрия Кондратьева на авто знак «Т108МР». Впрочем, менять свои ММО на нововведение стали не все, и сегодня в Москве и Звездном городке можно видеть «космические» авто со старыми номерами.
«ТМР» считается «блатным» номером, который сотрудники ГИБДД предпочитают лишний раз не останавливать, поэтому подобные знаки добываются правдами и неправдами. Так, сейчас у России, считая находящихся на орбите, более 100 космонавтов, но номера «космической» серии выше 150 уже стоят на чьих- то авто. Так что в ближайшее время придется либо прекращать одну из немногих имеющихся в стране красивых традиций, либо завязывать с полетами в космос. В число «автокосмонавтов» попал даже певец Влад Топалов. Номер «Т777МР» стоял сначала на его «Ауди», а потом переместился на «Хаммер» артиста. Ответ на вопрос «Как это произошло?» прост. Отец певца Михаил Топалов является членом Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского.
«Все иностранцы нам завидуют»
К осмонавт №77 Юрий Усачев поделился в интервью на страницах газеты «Комсомольская правда»:
— Юрий Владимирович, надо полагать, регистрационный знак вашей машины также содержит в себе цифры, соответствующие вашему «космическому номеру?
— Так точно! Т077МР. В России я 77-й космонавт. Некоторые еще ездят с серией ММО, а молодежь вся перешла на ТМР.
— Как вы смотрите на то, что все номера «космической» серии уже розданы?
— Не знаю даже, что будет дальше. Мы тут, между собой это обсуждали и не пришли ни к чему.
— Номер «Т001МР» должен принадлежать Гагарину, но его кому-то отдали.
-Наверное, потому что номер был свободен, и ГИБДД решила, что нет смысла его держать. Они же люди прагматичные и даже не подозревали, что это как-то может быть связано с Гагариным
— Только у нас в стране есть такая традиция?
— Тут мы оригинальны. Ни у кого больше такого нет. Когда рассказываешь иностранным коллегам, чувствуешь, что они с легкой завистью относятся. Конечно, это пижонство некоторое, но у меня номер красивый, менять его не хочется.
— Ну почему пижонство? В стране не так много красивых традиций.
— Это правда, но все равно легкое варварство в этом есть.
— Считается, что ТМР – это «блатной» номер. Помогает на дороге?
— Не сказал бы. Иногда, когда гаишники останавливают, представляешься и, если нарушил по мелочи (например, скорость чуть превысил), отпускают. Но нет такого, чтобы вообще не останавливали.
— Вообще многие в курсе, что существуют «космические» номера?
— Сейчас, кроме номера, что еще полагается космонавту после полета?
— Ну это само собой. А из материальных благ?
— Я, наверное, был один из последних космонавтов, который получал
в награду машину из президентского гаража. «Волгу» давали!
— Тоже гагаринская традиция.
Но на мне это и закончилось, потом в 90-х уже давать что-то космонавтам перестали. А жаль, потому что дело не только в машине. Понятно, что человек может и сам купить себе авто, но важен был символ: страна награждала проявившего себя, она демонстрировала свое отношение к вопросу.
Что такое автомобиль для современного человека? Этим вопросом задавались еще 100 лет тому назад Ильф и Петров в произведении «Золотой теленок». Появившись в начале века, на заре эры автомобиля лозунг «Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения», теперь стал явью. Не секрет, что каких-то лет 30-50 покупка советским гражданином машина была сравнима с запуском очередного спутника. Сейчас автомобиль стал для большинства людей неотъемлемой частью жизни. Очень трудно представить жизнь современного человека без такого неутомимого помощника как автомобиль! Люди настолько привыкли к автомобилям, что относятся порой к ним как к живым существам. И это в полной мере относится как к простым земным людям, так и небожителям – героям-космонавтам.
У космонавтов были не только личные автомобили. По работе на земле покорителей космоса окружали служебные машины. Одним из таких автомобилей для космонавтов был бело-голубой автобус ЛАЗ-695 «Львов», на котором они выезжали на стартовый полигон. Автобус для доставки космонавта к стартовой площадке, основой которому послужил взятый непосредственно с конвейера ЛАЗ, создавали по наитию и советам сотрудников Байконура, поскольку никто не представлял, какой должна быть такая машина. Однако специальная государственная комиссия работу инженеров Львовского автобусного завода приняла, а следующие «космобусы» строили по образу и подобию гагаринского ЛАЗ-695Б.
При этом сигарообразный ЛАЗ, служивший на Байконуре, серьезно отличался от своих серийных собратьев: техническая начинка осталась неизменной (рессорно-пружинная подвеска, 109-сильный бензиновый двигатель объемом 5,6 литра, механическая 5-ступенчатая коробка передач), зато внутри появились огромное кресло, рассчитанное на космонавта в скафандре, а также комфортабельные сиденья для врачей и обслуживающего персонала. Кроме этого, машину оснастили телефоном, кондиционерами, аппаратурой для киносъемок, медицинским и другим специализированным оборудованием. Особое внимание создатели «космического» автобуса уделили герметичности салона (чтобы на космонавта попадало как можно меньше опасной пыли) и антикоррозионной обработке кузова. Автобусы ЛАЗ-695 в различных комплектациях служат на Байконуре до сих пор, и поездка в них стала частью предстартовой традиции.
В качестве «байки» рассказывают о знаменитой традиции, когда члены космического отряда перед полетом выходят из автобуса и «увлажняют» переднее правое колесо. Этот обычай появился от безысходности: в 1961 году на стартовом комплексе попросту не предусмотрели «удобств», и первому космонавту пришлось справить естественную надобность возле машины. А последователи Гагарина, будучи людьми суеверными, стали повторять «хорошую примету» – выходит, не зря автобус надежно защитили от ржавчины! Кстати, «гагаринский» ЛАЗ-695Б прослужил на космодроме до 1967 года, и проездил бы дольше. Но после гибели Владимира Комарова космонавты попросили заменить транспортное средство – новым «космовозом» стал ЛАЗ-695Е, который фактически полностью повторял байконурского первенца. А вот следы первого «шестьсот девяносто пятого» сегодня потеряны.
После космического полета Гагарин много ездил по стране, где его встречали на самых разных машинах. Первыми приветствовали покорителя космоса не москвичи, а жители Куйбышева, куда Гагарина отправили сразу после посадки «Востока» в Саратовской области.
Встречал на земле Юрия Гагарина полноприводный грузовик ЗИС-151 из ближайшей воинской части. «Подошла машина ЗИЛ-151, – путает марку автомобиля первый космонавт. – На ней прибыл майор артиллерист товарищ Галимов из дивизиона. Поступила команда задержаться на месте приземления. К этому времени я уже снял оболочку скафандра. На мне была только голубая теплая одежда. ». И совсем другую одежду надел Юрий Алексеевич утром 13а преля – за ночь портные местного гарнизонного ателье сшили ему новую майорскую форму. В ней «Колумб Вселенной» и вылетел в столичный аэропорт Внуково, где возле правительственного терминала стояла. не «министерская» «Чайка», как считают многие, а предназначенный для высших чиновников кабриолет ЗИЛ-111В благородного серо-голубого цвета.
С амый знаменитый кортеж космонавтов, проехавший 14 апреля по Ленинскому проспекту из аэропорта Внуково, состоял из более чем 30 машин, в том числе правительственных ЗИЛов. Юрий Гагарин сидел в первом из автомобилей. Производились эти красавцы единичными сериями и оснащались шестилитровыми V-образными бензиновыми моторами мощностью 200 л.с. Комплектовался кабриолет двухступенчатым «автоматом» производства завода ЗИЛ. К слову, разгоняться автомобиль мог до 170 км/ч.
Для служебных нужд на первых порах первому космонавту планеты как заместителю руководителя Центра подготовки ЗИЛ не выдали, ограничившись. «газончиком», внедорожником ГАЗ-69, на которых тогда ездили командиры воинских частей и председатели богатых колхозов. Причем возил Юрия Гагарина не водитель-профессионал из кремлевского Гаража особого назначения, а простой сержант, приписанный из ближайшей авиачасти. Его бензиновый карбюраторный мотор объемом 2,1 л развивал 55 л.с. и комплектовался трехступенчатой коробкой передач. Передняя ось подключалась специальной рукояткой и задействовалась только на грунтовых дорогах. Максимальная скорость на асфальте у «газона» составляла 90 км/ч. Но первый космонавт не роптал и спокойно переносил поездки под брезентовым верхом «шестьдесят девятого», пока не поступила команда выделить покорителю космоса черную «Чайку» ГАЗ-13. Гордость советского автопрома: автоматическая коробка передач, гидроусилитель руля и вакуумный усилитель тормозов, электрические стеклоподъемники, 5-диапазонный приемник с автоматической настройкой, а главное – V-образная «восьмерка» мощностью 195 л.с., ускорявшая почти 6-метровую махину до «сотни» за 20 секунд. Отличный показатель по тем временам.
«Все слетавшие космонавты из первого отряда, и Гагарин особенно, сами себе не принадлежали. Время их встреч было расписано по дням и минутам – поездки на предприятия, в учреждения, институты, – рассказывают современники. – Еще надо было постоянно поддерживать летные навыки. И, кроме того, они должны были еще продолжать учебу».
Служебная «Чайка», личные «Волга» и «Матра». Но летать Гагарин любил несравнимо больше.
На место своего последнего вылета 27 марта 1968 года первый космонавт поехал вместе со всеми на вахтовом автобусе ЛАЗ. Не успела «маршрутка» отъехать от Звездного городка, как Юрий Алексеевич попросил водителя остановиться, чтобы вернуться за забытым пропуском. Коллеги решительно возражали: «Возвращаться – плохая примета! Неужели дежурный не узнает знаменитого космонавта?». Но полковник, которому ко Дню космонавтики обещали присвоить звание генерала, отказался от привилегий и отправился домой за пропуском на аэродром.
В 10:30 неподалеку от города Киржач Владимирской области самолет МИГ-15, который пилотировали Герои Советского Союза Юрий Гагарин и Владимир Серегин, потерпел крушение. Летчики погибли…
Н а всех фотографиях Гагарин покоряет своей знаменитой улыбкой. Легко ли давалось это внешнее спокойствие и жизнелюбие?
Вот таким он парнем был: одновременно и «звездным», и обычным земным человеком, первоклассным летчиком-космонавтом и автомобилистом-любителем.
Библиографический список использованных источников
1. Д. Смирнов, Ю. Капитанова. «Гагарин сначала научился летать и лишь потом – ездить», газета «Комсомольская правда», 14-21 апреля 2011г.
2. Д. Надеждин. «Кто ездит на машине с номером Гагарина», газета «Комсомольская правда», 21-28 апреля 2011г.