Что отвечает на вопрос кого и как подчеркивается
Главные и второстепенные члены предложения. Как их подчеркнуть?
Члены предложения делятся на главные и второстепенные.
Если в предложении нет второстепенных членов, а есть лишь грамматическая основа (подлежащее и/или сказуемое), то это нераспространенное предложение. Если есть хотя бы один второстепенный член, то это уже распространенное предложение.
Что такое подлежащее
Подлежащее может быть простым и составным.
Подлежащее может быть выражено существительным, местоимением, прилагательным, числительным, неопределенной формой глагола, любой частью речи в значении существительного или словосочетанием.
Три подруги гуляли в парке.
К нам подошли четверо.
Что такое сказуемое
Сказуемое бывает трех видов:
Простое глагольное сказуемое может бы выражено всеми спрягаемыми формами глагола:
Девушка пела в церковном хоре.
Скорее бы наступило лето.
Составное глагольное сказуемое состоит из глагольной связки и инфинитива:
Преподаватель прекратил говорить.
Я хотел вам позвонить.
Мы думали заглянуть в гости.
Жена вернулась усталой.
Иван стал директором.
Связка может быть нулевой, но даже в таком случае перед нами все равно составное именное сказуемое:
Как подчеркиваются подлежащее и сказуемое
Что такое определение
По характеру связи с определяемым словом определения делятся на согласованные и несогласованные. Обособленное определение выделяется запятыми.
Что такое обстоятельство
Обстоятельства часто бывают выражены наречиями, деепричастиями и деепричастными оборотами, словосочетаниями.
Автомобиль мчался очень быстро.
Она ждала две недели.
В метро я ехал стоя.
Туристы прибыли из-за границы.
Матрос шел вразвалку.
Чаще всего обстоятельство относится к сказуемому, поясняет его, но может быть связано и с другими второстепенными членами предложения.
Что такое дополнение
Дополнение бывает прямым (обозначает предмет, на который непосредственно направлено действие) и косвенным (все остальные случаи).
Как подчеркиваются обстоятельство, дополнение и определение
При разборе предложения определение подчеркивается волнистой чертой:
Дополнение подчеркивается пунктирной линией: — — — — —
Определение, дополнение, обстоятельство
Определение, дополнение, обстоятельство — это второстепенные члены предложения. Объясним, как найти в предложении эти второстепенные члены, на какие вопросы они отвечают и как их подчеркивать при синтаксическом разборе предложения.
Члены предложения, которые поясняют главные или другие члены предложения и связаны с ними подчинительной связью, называются второстепенными.
Наличие второстепенных членов предложения делает предложение распространенным. По грамматическим значениям и синтаксической функции второстепенные члены предложения делятся на следующие виды:
Таблица с вопросами и примерами
Название | Что обозначает | Вопрос | От какого члена предложения зависит | Способ выражения |
---|---|---|---|---|
Определение | Признак предмета | Какой? Чей? | от подлежащего, дополнения или обстоятельства | Существительное Прилагательное Местоимение Порядковое числительное Причастие |
Дополнение | Предмет | Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? | от сказуемого | Существительное Местоимение Количественное числительное |
Обстоятельство | Место, время, способ действия и т.д. | Где? Когда? Как? Каким образом? и др. | от сказуемого | Наречие Существительное с предлогом Глагол Деепричастие |
Определение
Обычно в предложении определение поясняет подлежащее или другой второстепенный член со значением предмета. Этот второстепенный член обозначает различные признаки предметов (какой?) или принадлежность (чей?). В предложении определение подчеркивается волнистой линией.
Крупные мохнатые (какие?) снежинки закружились в воздухе (Г. Скребицкий).
Способы выражения определения
Определения выражаются словами разных частей речи:
Медведь (какой?) средней величины возился около липы (В. Арсеньев).
Дополнение
Чтобы понять, что такое дополнение, вспомним немного основы русского синтаксиса.
В двусоставном простом предложении существует обычно два состава:
Вот почему такое предложение называется двусоставным в отличие от односоставных предложений.
Дополнение характеризует сказуемое. Этот второстепенный член обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей:
Шорник Антип Калачиков уважал (в ком?) в людях душевную (что?) чуткость (В. Шукшин).
Под зеленевшими дубами земля была усыпана (чем?) листьями (В. Вересаев).
При синтаксическом разборе предложения дополнение подчеркивается пунктирной линией.
Прямое и косвенное дополнение
В зависимости от того, какой падежной формой существительного (местоимения) выражен рассматриваемый второстепенный член и какой глагол (переходный или непереходный) управляет им, в предложении различают прямое или косвенное дополнение.
Если действие, обозначенное сказуемым, переходит непосредственно на предмет, то такое дополнение является прямым. Грамматически это выражается следующим образом: переходный глагол управляет существительным (местоимением) в форме винительного падежа без предлога или родительного падежа, если слово имеет значение части от целого.
Горные хребты пересекали приморскую (что?) долину (К. Паустовский).
Остальные дополнения являются косвенными. Сравним:
Обстоятельство
Что такое обстоятельство?
Обстоятельство принадлежит к группе сказуемого и характеризует различные условия совершения действия или проявления признака предмета.
Вопросы к обстоятельству
В зависимости от того, какой признак действия или другого признака обозначает обстоятельство, этот второстепенный член отвечает на вопросы:
При синтаксическом разборе предложения обстоятельство подчеркивается пунктирной линией с точками между её штрихами, например:
На реке (где?) еще было прохладно и тихо (И. Бунин).
Зимой (когда?) Балтика пустынна и угрюма (К. Паустовский).
Виды обстоятельств
Таблица «Виды обстоятельств»
Виды | Вопросы | Что обозначают | Примеры |
---|---|---|---|
1. Места | Где? Куда? Откуда? | Место действия, направление, путь движения | Он купил книгу в магазине. |
2. Времени | Когда? Как долго? С каких (до каких) пор? | Время | Вчера он купил книгу. |
3. Образа действия | Как? Каким образом? | Качественная характеристика действия, способ его совершения | Он долго выбирал книгу. |
4. Причины | Почему? На каком основании? | Причина, повод, мотив, основание совершения действия | Из-за спешки он не купил книгу. |
5. Цели | Зачем? С какой целью? | Цель совершения действия | Он купил книгу для учёбы. |
6. Условия | При каком условии? | Условие совершения действия | При желании он мог купить эту книгу. |
7. Уступки | Вопреки чему? Несмотря на что? | Условие, вопреки которому совершается действие | Несмотря на нехватку денег, он купил книгу. |
8. Меры и степени | Насколько? В какой степени? | Степень проявления признака или действия | Он купил слишком дорогую книгу. |
Способы выражения обстоятельств
Этот второстепенный член предложения выражается словами разных частей речи:
Быстро (как?) поднималось и росло белое облако (откуда?) с востока (С. Аксаков).
Но стаи тетеревов вылетали (как?) с шумом из любимой рощи ( с какой целью?) искать ночлега (где?) на высоких и открытых местах … (А. Аксаков).
Этот второстепенный член выражается также
Примеры:
Бабушка до сих пор любит его без памяти и сердится, если говорят об нём с неуважением (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
Что-то на редкость фальшивое и неуверенное чувствовалось буквально в каждой строчке этих статей, несмотря на их грозный и уверенный тон (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).
Видеоурок
какой член предложения отвечает на вопрос кого? чего? и как подчеркивается
♦ Я выпила чая и пошла спать? (Выпила чего? – чая)
♦ Я не заметила его. (Не заметила кого? – его)
КОГО? ЧЕГО? – это вопросы родительного падежа. Родительный падеж – один из пяти косвенных падежей. На вопросы косвенных падежей отвечают ДОПОЛНЕНИЯ.
Подробно о дополнениях читайте в моём ответе на вопрос https://otvet.mail.ru/question/63994915
Памятка из Интернета Вам в помощь:
.
Второстепенные члены предложения:
1.Определение. Отвечает на вопросы какой? который? чей?. В предложении подчеркивается волнистой чертой.
2.Дополнение. Отвечает на вопросы косвенных падежей существительных кого, чего? кому, чему? кого, что? кем, чем? о ком, о чем? Подчеркивается пунктиром. _ _ _ _
3.Обстоятельство. Отвечает на вопросы как? каким образом? где? куда? откуда? когда? почему? отчего? зачем? с какой целью. Подчеркивается точка тире_._._._.
Главные члены предложения
Подлежащее — отвечает на вопросы Кто? Что? Подчёркивается одной чертой
Сказуемое — отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? Подчёркивается двумя чертами
Второстепенные члены предложения
Определение — обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы: Какой? Чей? Который? Подчеркивается волнистой линией.
Обстоятельство — обозначает время, место, способ действия. Отвечает на вопросы: Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Подчёркивается штрих-пунктирной линией.
Также есть детская шпаргалка, » Где? Когда? Куда? Откуда?, Почему? Зачем? и Как?
Дополнение — обозначает предмет. Отвечает на вопросы косвенных падежей существительных Кого, чего? Кому, чему? Кого, что? Кем, чем? О ком, о чём? Подчёркивается пунктирной линией.
Второстепенные члены предложения:
1.Определение. Отвечает на вопросы какой? который? чей?. В предложении подчеркивается волнистой чертой.
2.Дополнение. Отвечает на вопросы косвенных падежей существительных кого, чего? кому, чему? кого, что? кем, чем? о ком, о чем? Подчеркивается пунктиром. _ _ _ _
3.Обстоятельство. Отвечает на вопросы как? каким образом? где? куда? откуда? когда? почему? отчего? зачем? с какой целью. Подчеркивается точка тире_._._._.
Главные члены предложения
Подлежащее — отвечает на вопросы Кто? Что? Подчёркивается одной чертой
Сказуемое — отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? Подчёркивается двумя чертами
Второстепенные члены предложения
Определение — обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы: Какой? Чей? Который? Подчеркивается волнистой линией.
Обстоятельство — обозначает время, место, способ действия. Отвечает на вопросы: Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Подчёркивается штрих-пунктирной линией.
Также есть детская шпаргалка, » Где? Когда? Куда? Откуда?, Почему? Зачем? и Как?
Дополнение — обозначает предмет. Отвечает на вопросы косвенных падежей существительных Кого, чего? Кому, чему? Кого, что? Кем, чем? О ком, о чём? Подчёркивается пунктирной линией.
Как подчеркивается дополнение, определение, обстоятельство?
Дополнение подчеркивается штриховой линией, определение — волнистой линией, обстоятельство — линией «штрих-точка-штрих-точка».
Узнаем, как подчёркивается дополнение, определение и обстоятельство, какие вопросы следует задавать к этим второстепенным членам, чтобы правильно определить их в предложении.
В распространенном предложении, кроме подлежащего и сказуемого, имеются второстепенные члены:
Каждый из этих видов второстепенных членов при выполнении синтаксического разбора предложения подчеркивается определенной линией. Уточним, как следует подчеркнуть дополнение, определение и обстоятельство, какие вопросы задавать к ним в предложении.
Какой линией подчеркивается дополнение?
Вспомним, что такое дополнение.
У костра Иван Петрович размешивал (чем?) ложкой (что?) кашу в котелке.
Нас (кого?) окружает зеленый мир растений (Д. Трайтак).
Как отличить дополнение от подлежащего?
Чаще всего дополнение выражается существительным или местоимением. Как отличить его от подлежащего, которое может быть выражено словами этих же частей речи?
Запомним, что подлежащее выражается существительным в форме именительного падежа, который называются прямым. Подлежащее со сказуемым составляют грамматическую основу предложения. Дополнение же обозначается существительными в форме косвенных падежей и зависит от сказуемого. Действие, обозначенное сказуемым, переходит на предмет, обозначенный существительным в форме косвенного падежа, например:
Как найти дополнение в предложении?
Чтобы найти дополнение в предложении, предпримем несколько последовательных шагов:
Котенок вылакал (что?) молоко из блюдечка.
Как подчеркивается определение?
На каменных (на каких?) ступенях многоэтажного (какого?) дома лежал (какой?) обычный серый кот (М. Пришвин).
Как выражается определение в предложении?
Определение выражается словами разных частей речи:
В зависимости от способа выражения этого второстепенного члена различают в предложении согласованные и несогласованные определения.
Определение может быть выражено прилагательным с зависимыми словами и причастным оборотом, например:
Как подчеркивается обстоятельство?
Обстоятельство зависит от сказуемого, от которого к этому второстепенному члену предложения следует задавать синтаксический вопрос:
А в конце зимы (когда?) мы своих снегирей выпускали (куда?) на волю (В. Песков).
Какие вопросы задаются к обстоятельству?
По значению различают разные виды обстоятельств, к каждому из которых задается свой синтаксический вопрос:
отправимся несмотря на что? несмотря на мороз;
не прибудет вовремя при каком условии? в случае задержки рейса;
Обстоятельства выражаются словами разных частей речи и сочетаниями слов:
Как подчеркиваются части речи в русском языке – правило, примеры
В школе часто дают задание выполнить морфологический или синтаксический разбор. И хотя и морфология, и синтаксис входят в раздел «грамматика», все же это не одно и то же. Давайте разберемся в этом вопросе и выясним, почему невозможно однозначно ответить на вопрос «Как подчеркиваются части речи в русском языке?»
Что мы знаем о частях речи
Определяя, какой частью речи является то или иное слово, мы опираемся на различные признаки.
Во-первых, мы ставим вопрос и определяем общее значение; иногда полезно определить и как слово образовано: это позволит быстро различить прилагательное и причастие.
Во-вторых, рассматриваем грамматические признаки (изменяется ли слово? как оно изменяется? И т.п.)
Наконец, обращаем внимание на синтаксическую роль.
Затем делаем вывод, что же это за часть речи. Причем обычно вывод можно сделать уже после первого пункта, так что дальнейший разбор (он называется морфологический) мы делаем просто потому, что так полагается, и для того, чтобы продемонстрировать учителю свои знания.
Что такое синтаксическая роль
Синтаксическая роль – это та роль, которую слово играет в предложении, каким членом предложения оно является. В разборе мы обычно выписываем слово вместе с тем, к которому оно относится, и ставим вопрос, а затем подчеркиваем слово так, как надо.
Например, было предложение «Как красив лес ранней осенью!» и на интересует слово «ранней». Мы пишем: «осенью какой? ранней» и подчеркиваем «ранней» волнистой линией.
Подчеркиваются не части речи, а члены предложения.
Как и что подчеркивается?
В предложении чаще всего выделяют два главных члена (подлежащее и сказуемое) и три второстепенных: дополнение, определение и обстоятельство. Они подчеркиваются так:
Подлежащее – одной чертой
Сказуемое – двумя чертами
Дополнение – пунктиром (тире-тире-тире)
Определение – волнистой линией
В некоторых учебниках рекомендуется главный член односоставного предложения подчеркивать тремя чертами.
Приложение – это вид определения, поэтому он тоже подчеркивается волнистой линией.
Это правда, что члены предложения любят выражаться определенными частями речи. Но все же некорректно ставить вопрос, как подчеркивать части речи. Надо определить член предложения, иначе можно фатально ошибиться.
Какую синтаксическую роль могут выполнять части речи
Один и тот же член предложения может выражаться разными частями речи; и наоборот, одна и та же часть речи может быть разными членами предложения (иногда любым из них).
Рассмотрим пример с существительным.
Существительное в именительном падеже может быть только главным членом предложения.
Дом стоит на берегу. (говорится о доме. Что? дом. Это подлежащее)
Читать – ее страсть. (подлежащее – читать; о нем сообщается, что это страсть. Читать – что такое? Страсть. Это сказуемое)
В позиции второстепенных членов существительное обычно стоит в одном из косвенных падежей.
Исключение – приложение, которое чаще всего стоит в том же падеже, что и определяемое существительное, то есть, если относится к подлежащему, то стоит тоже в именительном падеже.
Река Нева протекает по Ленинградской области. Нева – приложение (река какая? Нева)
Я прочитал статью. (прочитал что? статью; это дополнение)
У меня есть юбка в клетку. (юбка какая? в клетку; это определение)
Мы уехали из города. (уехали откуда? из города; это обстоятельство)
Таблица-помощник
Предлагаем вам таблицу, которая может помочь в выполнении грамматических разборов. В ней даны вопросы и части речи, которыми указанный член предложения может выражаться.
Член предложения
Как подчеркивается
Вопросы
Части речи
Кто? Что? о чем говорится в предложении?
Существительное, местоимение, числительное, инфинитив глагола, синтаксически неделимое сочетание (анютины глазки, Иван Иванович, три девицы и т.п.)
Что делает? что это? Каков? что сообщается о подлежащем?
Глагол в личной форме, инфинитив, безличный глагол (в безличной форме), существительное, прилагательное, местоимение, числительное, наречие, причастие (обычно в краткой форме), фразеологизм, синтаксически неделимое сочетание (высокого роста и т.п.)
Вопросы косвенных падежей
Существительное, местоимение, инфинитив, синтаксически неделимое сочетание
Какой? чей? который по счету?
Прилагательное, причастие (и то, и другое – только в полной форме), местоимение, числительное, инфинитив, существительное
Где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? в какой степени?
Наречие, деепричастие, существительной, местоимение, инфинитив
Что мы узнали?
Части речи не подчеркиваются – подчеркиваются члены предложения. Причем одна и та же часть речи может быть разными членами предложения и подчеркиваться, следовательно, по-разному. Надо определить член предложения и тогда уже подчеркивать слово.