Что отвечает на вопрос чем в русском языке
Какая часть речи отвечает на вопрос «ЧЕМ?». Как подчеркнуть?
По правилам русского языка, на вопрос «Чем?» отвечает такая часть речи, как существительное либо местоимение (реже другая часть речи), которая называется дополнением, стоит в творительном падеже и всегда является второстепенным членом предложения. Подчёркивать дополнение следует пунктирной линией _ _ _ _ _. Примеры предложений с дополнением:
«Первые лучи солнца так ярко осветили не скошенный луг, что он заискрился (чем?) сияющим блеском росы»;
«Ты прекрасно играешь на скрипке, никто и не знал об этом, зато теперь все гордятся (чем?) твоим талантом»;
«Никто и не думал унывать, просто каждый решил заняться (чем?) своим делом в отсутствие руководителя»
Например, найдем дополнение в предложениях:
Мы любуемся застывшей, как зеркало, гладью озера.
Я напою котенка молоком.
Я любуюсь тем, как она причесывается.
Дополнение подчёркивается в предложении пунктирной линией _ _ _.
Давайте попробуем рассмотреть на примерах:
Я очень хочу научиться вышивать ( чем?) бисером.
Моя комнатная фиалка немного привяла, и я решила подкормить её (чем?) удобрением.
Эти существительные являются дополнениями и подчёркивать их соответственно необходимо линией пунктирной_ _ _. Ну, вот так мы подчеркнем.
А сейчас другой пример.
Фильм был великолепен, я просто наслаждалась (чем?) им.
На вопрос чем? кем в русском языке отвечают существительные,которые находятся в творительном падеже и местоимения.
Они всегда являются второстепенными членами предложения и выполняют роль дополнения.
Дополнения подчёркиваются пунктирной линией.
-Уходя я громко хлопнул(чем?) дверью;
-Я не могу привыкнуть есть (чем?) палочками;
-Он всегда был (чем? кем?) моим другом.
Если говорить именно о частях речи, то на вопрос «кем, чем?» отвечает такая часть речи как существительное, поставленное в творительный падеж. Если говорить о таком существительном как о члене предложения, то в составе предложения оно будет играть роль дополнения.
Это вопрос творительного падежа. Кем? Чем? На такой вопрос может отвечать дополнение. Я играю (чем?) мячом. Он заболел (чем?) гриппом. Я хочу быть (кем?) учителем. Он очарован (кем?) мной. В этих предложениях дополнение выражено существительным. Дополнение в предложении подчеркивается _ _ _ _ пунктиром.
Это дополнение, выраженное существительным, подчёркивается пунктиром.
На вопрос «чем?» отвечает имя существительное или местоимение, стоящее в творительном падеже. Оно может быть в предложении дополнением.
Я обязательно порадую тебя прекрасным подарком к Дню твоего рождения.
Картина очень красивая, я любуюсь ею.
Дополнение в предложении подчеркивается, как мы знаем, пунктирной линией, вот такой: _ _ _
Часть речи, которая отвечает на вопрос «чем?»
В написании слова сгущенка имеется несколько ошибкоопасных мест.
Вторая трудность в написании слова: какую букву написать в суффиксе, ё или о?
Опять здесь поможет разбор по составу. В суффиксах отглагольных существительных после шипящих пишется ё:
Аналогично пишутся отглагольные существительные:
Слово университет состоит из пяти фонетических слогов:
у-ни-вер-си-тет.
Как назло, ударным является самый последний слог. По этой причине можно совершить кучу ошибок в написании безударных гласных в этом длинном существительном мужского рода.
Чтобы слово не изменилось при написании до неузнаваемости, попытаемся проверить безударные гласные, вспомнив родственное прилагательное «университетский» и сложное слово «универсиада»
Но в них звучит пятый по счету ударный гласный.
Так что написание этого заимствованного слова из латинского языка через язык-посредник немецкий придется запомнить или обратиться к помощи орфографического словаря.
Ударение в нем падает на третий слог: аллегОрия.
Корнем слова оказывается морфема АЛЛЕГОРИ-: Аллегорический.
Обратим внимание, что в этом корне имеется безударная гласная А, безударная гласная Е и сдвоенные согласные Л, а само слово можно ошибочно написать как ОЛИгория.
Проверить безударные гласные а также согласные Л в слове Аллегория мы не можем, слово целиком заимствованное из древнегреческого языка и подлежит запоминанию.
Буквально слово означает иносказание, переносный смысл.
Ударение в нем падает на второй слог: градАция.
Корнем слова оказывается морфема ГРАД-: Градуировать-Градус.
Обратим внимание, что в этом корне имеется безударная гласная А, а само слово можно ошибочно написать как грОдация.
Проверить безударную гласную в этом слове можно с помощью слова грАдус.
Написание суффикса АЦИ следует помнить, в нем не может быть гласной Ы.
Ударение в нем падает на второй слог: депЕша.
Корнем слова оказывается морфема ДЕПЕШ-, а однокоренных слов не находится.
Обратим внимание, что в этом корне имеется безударная гласная Е, а само слово можно ошибочно написать как дИпеша.
Проверить безударную гласную Е в слове Депеша однокоренными словами мы не можем, ведь слово Депеша пришло в русский язык из французского и сохранило оригинальное правописание. Поэтому слово Депеша следует запомнить и справляться у словаря.
На вопросы КЕМ? ЧЕМ? отвечают ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ и МЕСТОИМЕНИЯ-СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ в формах ТВОРИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА. Начальная форма данных вопросов (а это вопросительные местоимения- существительное) – КТО? ЧТО?
◆ Я восхищён (КЕМ?) жонглёром. Я восхищён (КЕМ?) им.
◆ Он жонглирует (ЧЕМ?) мячиками. Он жонглирует (ЧЕМ?) ими.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ И МЕСТОИМЕНИЯ – ЭТО ЧАСТИ РЕЧИ, а подчёркиваем мы ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
НА ВОПРОСЫ КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ, в том числе вопросы творительного падежа, отвечает ВТОРОСТЕПЕННЫЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ, который называется ДОПОЛНЕНИЕМ. Дополнения подчёркиваются ПУНКТИРНОЙ ЛИНИЕЙ.
Существительные и местоимения-существительные в творительном падеже могут быть и ДОПОЛНЕНИЯМИ, и СКАЗУЕМЫМИ (основной частью составного именного сказуемого – изучается в 8-м классе):
◆ Я восхищён (КЕМ?) жонглёром. Я восхищён (КЕМ?) им. (Жонглёром, им – дополнения, как члены предложения они отвечают на вопрос КЕМ?). Подчёркиваем ПУНКТИРНОЙ ЛИНИЕЙ.
◆ Василий Петрович был жонглёром. Василий Петрович был им. (Был жонглёром, был им – составные именные сказуемые, как члены предложения они отвечают на вопрос ЧТО ГОВОРИТСЯ О ВАСИЛИИ ПЕТРОВИЧЕ?). Сказуемое как член предложения подчёркивается ДВУМЯ ЧЕРТАМИ.
НЕ ПУТАЙТЕ ЧАСТИ РЕЧИ и члены предложения. Вопросы к одному и тому же слову как к части речи и как к члену предложения далеко не всегда совпадают.
Какая часть речи слово «чем»?
«Чем» — это союз или местоимение «что» в форме творительного падежа в зависимости от контекста.
Чтобы понять, какая часть речи слово «чем», выясним его грамматическую форму и синтаксическую роль в определенном высказывании.
«Чем» — это местоимение
Рассмотрим несколько предложений, в которых употребляется интересующее нас слово.
Че́м ты сегодня меня порадуешь?
Че́м мне сегодня заняться на досуге?
В этих вопросительных предложениях используется слово «чем», начальной формой которого является «что».
Понаблюдаем, как оно изменяется по падежам:
Слово «че́м» в форме творительного падежа не обозначает предмет, а только указывает на него. По этим грамматическим признакам можно понять, что эта лексема принадлежит к самостоятельной части речи — местоимению.
Слово «че́м» помогает грамматически оформить простое вопросительное предложение. Значит, это вопросительное местоимение. Оно также может участвовать в качестве союзного слова в сложноподчиненном предложении. И тогда оно принадлежит к относительным местоимениям.
Я не знаю, че́м тебе можно помочь.
Расскажи мне, че́м ты так увлечен в этой игре.
Че́м бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало (Пословица).
Слово «чем» — это союз
Это слово может присоединять оборот или придаточную часть со значением сравнения, сопоставления в сложноподчиненном предложении.
Давай пойдем медленнее, че́м обычно.
Смысл его слов оказался глубже, че́м мы предполагали.
К нему невозможно задать синтаксический вопрос, что свидетельствует о том, что это слово не является членом предложения. Оно используется как связочный аппарат между двумя частями высказывания. Эта синтаксическая функция позволит отнести его к служебной части речи.
Рассматриваемый союз может присоединять член предложения или придаточную часть со значением меньшей предпочтительности чего-либо тому, о чем сообщается в главной части сложноподчиненного предложения.
Лучше признаться, че́м жить с ощущением вины в содеянном.
Лучше узнать достоверную информацию, че́м пользоваться домыслами.
Анализируемое слово также может являться частью сложного союза «че́м…тем», который присоединяет придаточную часть со значением сопоставления чего-либо с тем, о чём говорится в главной части.
Че́м дальше охотники углублялись в тайгу, тем сумрачнее становилось вокруг.
Че́м сложнее задача, тем больше времени потребуется на её решение.
Самостоятельные и служебные части речи
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Понятие части речи
Части речи в русском языке — это классы, по которым распределяют слова по значениям и грамматическими свойствам.
Чтобы узнать к какой части речи относится слово, нужно определить:
семантическое или общее грамматическое значение (что называет слово);
морфологический признак (грамматические значения рода, склонения, числа, падежа, лица, наклонения, времени)
какую синтаксическую роль выполняет слово в предложении.
В русском языке 10 частей речи: существительные, прилагательные, числительные, местоимения, глаголы, наречия, предлоги, союзы, частицы, междометия.
Части речи можно разделить на самостоятельные, служебные и междометия.
Сейчас узнаем, какие части речи самостоятельные, а какие служебные.
Самостоятельные части речи
Самостоятельные части речи — это слова, которые являются членами предложения и имеют лексическое значение: называют предметы, признаки, действия, количество.
В предложении самостоятельные части речи выполняют определенную синтаксическую роль: подлежащее, сказуемое, дополнение и другие.
К самостоятельным частям речи относятся:
Имя существительное — обозначает предмет, лицо, явление, понятие и отвечают на вопросы: кто? что?
Имя прилагательное — обозначает признак, свойство или принадлежность признака предмету и отвечает на вопросы: какой? чей?
Имя числительное — обозначает количество или порядок при счете предметов и отвечает на вопросы: сколько? который?
количественные: (сколько?) один, миллион;
собирательные: (сколько?) оба, пятеро;
порядковые: (который?) первый, десятый.
Местоимение — указывает на лицо, признак или количество, конкретно не обозначая их.
личные: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они;
притяжательные: мой, твой, наш, ваш, свой;
относительные/вопросительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько;
отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, нисколько;
определительные: сам, самый, любой, иной,каждый, целый, весь, другой;
указательные: этот, тот, таков, такой, тот-то, такой-то, столько, столько-то.
Глагол — обозначает действие или состояние предмета как процесс и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
причастие — обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию или состоянию и отвечает на вопросы: что делающий? что сделавший? какой? какая? какое?
деепричастие — обозначает добавочное действие по отношению к основному действию, выраженному глаголом-сказуемым и отвечает на вопросы: что делая? что сделав?
Наречие — обозначает признак действия (слушать внимательно), признак другого признака (крайне невнимательный) или признак предмета (пальто навырост) и отвечает на вопросы: как? где? куда? откуда? почему? сколько? зачем?
Категория состояния — обозначает состояние живых существ, природы, окружающей среды (холодно, жарко).
Слово каждой самостоятельной части речи отвечает на определенный вопрос и обладает определенным грамматическим значением. Покажем это в таблице самостоятельных частей речи.
Местоимение в русском языке: таблица
Содержание:
Местоимение – самостоятельная часть речи, которая не называет предмет, признак, количество, а указывает на него. В предложении может быть любой часть речи.
Понятие «местоимение» говорит о том, что в русском языке эта часть речи обозначает «вместо имени», т.е. вместо именных частей речи (существительного, прилагательного, числительного).
К местоимению можно задать вопросы существительного (кто? что?), прилагательного (какой?), числительного (сколько? который?), наречия (как? зачем, откуда? и т.д.).
Признаки местоимения
Разряды по соотнесению с частями речи
Признаки
Местоимения
Примеры
я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-то, никто, себя и др.
Весной зацветали сады. Они постепенно одевались в зелень.
мой, твой, наш, ваш, какой, какой-то, этот, тот и др.
Какой-то мальчик ворвался в наш сад.
Этот котенок очень сильно болеет.
сколько, столько, несколько
Несколько человек скучали в парке.
Сколько потопаешь, столько полопаешь.
так, там, потому, где, куда и др.
Там, за лесом, давно уже идет дождь.
Куда пошлют работать, туда и поеду.
Разряды местоимений по значению
Разряд
Грамматические признаки (как изменяются)
Местоимения
Примеры
Лицо, число, падеж, род
я, ты, он, она, оно, мы, вы, они
себя
свой, мой, твой, его, ее, наш, ваш, их
каждый, другой, любой, иной, весь, сам, самый, всякий
этот, тот, такой, этакий, сей, столько
кто? что? какой? чей? сколько? каков? который? и др.
кто, что, какой, чей, сколько, каков, который и др.
нечто, некто, кое-кто, несколько, кто-либо, какой-нибудь и др.
ничей, нечего, некого, никто, ничто и др.
Склонение местоимений
Склонение местоимений (изменение по падежам) зависит от разряда по значению.
Склонение личных местоимений
В косвенных падежах меняется основа слова.
Если местоимение 3 лица употребляется с предлогами, к основе добавляется Н в начале слова.
Местоимения ихний, ихнего и т.д. не существует.
Склонение возвратного местоимения
У местоимения себя нет именительного падежа.
Склонение притяжательных местоимений
Окончание будет зависеть от рода и числа местоимений.
Р.п. вашего, нашего, твоего
Д.п. вашему, нашему, твоему
В.п. вашего/ваше, нашего/наше, твоего/твое
Т.п. вашим, нашим, твоим
П.п. о вашем, о нашем, о твоем
Склонение определительных местоимений
Р.п. каждого, другого
Д.п. каждому, другому
В.п. каждого/каждый, другого/другой
П.п о каждом, о другом
Склонение указательных местоимений
В.п. того/тот, этого/этот
Склонение вопросительных и относительных местоимений
В.п. кого, какого/какой
Склонение неопределенных местоимений
Им.п. кое-что, кто-нибудь
Р.п. кое-чего, кого-нибудь
Д.п. кое-чему, кому-нибудь
В.п. кое-что, кого-нибудь
Т.п. кое-чем, кем-нибудь
П.п. кое о чем, о ком-нибудь
Склонение отрицательных местоимений
П.п. ни о ком, ни о чем
Синтаксическая роль местоимений
Местоимение в предложении может играть роль любого члена предложения.
Местоимение в роли подлежащего
Местоимение в роли сказуемого
Становится частью составного именного сказуемого.
Местоимение в роли дополнения
К местоимению задаются вопросы косвенных падежей.
Местоимение в роли обстоятельства
Местоимение в роли определения
Определения бывают согласованные и несогласованные.
Правописание местоимений
НЕ и НИ с отрицательными и неопределенными местоимениями пишутся слитно
НЕ и НИ в местоимениях
Приставка НЕ- пишется в неопределенных местоимениях.
Правописание устойчивых словосочетаний с местоимениями
Я считаю, что это не что иное, как ложь.
Не чем иным, как только правдой можно добиться справедливости.
Ничто иное, кроме правды, не может быть интересным образованному человеку.
Морфологический разбор местоимения
Начальная форма местоимений – Им.падеж.
Начальная форма возвратного местоимения – себя
Образцы морфологического разбора местоимений
Он чувствовал сквозь сон, что кто-то тихонько дергал его за ворот рубашки.
Он – местоимение
Кто-то – местоимение
Его – местоимение
Они рассказывали о своей скучной жизни.
Своей – местоимение