Что отслеживает яндекс метрика
Что отслеживает яндекс метрика
В прошлом уроке мы рассказали о трёх базовых понятиях веб-аналитики — просмотрах, визитах и посетителях. Теперь давайте чуть подробнее разберёмся, как Метрика получает и обрабатывает данные о визитах и как строит отчёты. Поняв принципы работы Метрики, вы сможете использовать её грамотно и уверенно.
Давайте посмотрим, что же происходит на пути от перехода посетителя по ссылке до появления его визита в отчётах Метрики.
Начинается всё с того, что посетитель переходит на ваш сайт — из поисковой системы, по ссылке на другом сайте, из рекламного объявления или каким-либо ещё способом. В этот момент в браузер посетителя загружается html-код страницы сайта. Если на сайте установлена Метрика, в этом коде будет присутствовать код её счётчика. Именно этот код будет отправлять информацию о действиях пользователя на сервера Метрики. Первое, что будет отправлено — уведомление о загрузке страницы. В нём будет множество дополнительной информации: адрес предыдущей страницы, которую смотрел посетитель (именно это позволит Метрике знать, откуда он пришёл на ваш сайт), название и версию используемого браузера и операционной системы, разрешение экрана и другие данные.
На этом работа кода Метрики не закончится. По мере просмотра страницы он будет отправлять дополнительные данные: если через 15 секунд пользователь не закроет страницу или не перейдёт на другую, поступит уведомление о том, что просмотр ещё продолжается. Помимо этого, код сообщит о выполнении посетителем тех или иных действий, которые важны владельцу сайта — например, об оформлении заказа. Код Метрики также может передавать уведомления о прокручивании страницы и обо всех движениях мыши на странице.
Все поступающие события содержат уникальный идентификатор посетителя (то есть его браузера), что позволяет Метрике собирать цепочки событий от одного посетителя и формировать из них визиты. Когда вся информация о визите собрана, она помещается в специализированную базу данных ClickHouse. Основной учётной единицей в этой базе является именно визит и вся информация о нём.
Когда вы зайдёте в Метрику и выберете какой-либо отчёт, из базы ClickHouse будут извлекаться необходимые для его формирования данные. Для начала будут отобраны только те визиты на сайт, которые произошли в заданный вами для отчёта интервал времени. Затем может происходить фильтрация визитов по установленным критериям — например, вы можете отобрать для анализа только те визиты, которые были совершены пользователями, перешедшими из социальных сетей.
Возможность анализировать определённую часть аудитории сайта называется сегментацией — мы подробно поговорим о ней в следующем курсе.
Затем отобранные визиты разделяются на несколько групп по заданному вами параметру: например, по источнику, из которого посетитель пришёл на сайт. И, наконец, для каждой такой группы рассчитываются интересующие вас показатели (метрики): количество визитов, число уникальных посетителей, среднее время просмотра сайта и так далее. При этом в отчётах будут отражены даже визиты тех посетителей, которые заходили на ваш сайт буквально несколько минут назад.
Полученные в результате данные и будут выведены в таблицу в отчёте Метрики. Каждая строка в такой таблице соответствует одной группе визитов, и для каждой такой группы будут показаны заданные метрики. Данные из такой таблицы можно отобразить в виде различных диаграмм, а также посмотреть динамику изменения любой метрики во времени.