Что оценивают в двигательной сфере ребенка первого года жизни
Развитие ребенка по месяцам до года
Давайте узнаем, какие этапы развития проходят малыши, и как родители могут поддержать этот процесс.
Чему учится малыш от 0 до 1 месяца
Первый месяц жизни новорожденного считается периодом адаптации. За эти 30 дней новый член вашей семьи должен успеть проделать огромную работу по перестройке своего организма: большую часть жизни он существовал в водной среде, где был обеспечен теплом, питательными веществами и кислородом, а теперь ему нужно самому дышать, самому регулировать систему теплообмена, самому добывать молоко из маминой груди.
Это требует огромных энергозатрат, поэтому в первый месяц большую часть времени малыш спит и ест. В первые недели жизни сон очень важен для младенца: во сне он растет, а организм привыкает к новой обстановке. Продолжительность бодрствования в течение суток в первый месяц обычно не превышает 2 – 4 часов. Грудное вскармливание быстро налаживается: ест новорожденный в среднем каждые 2 часа, в ночное время 3 – 5 раз (не забывайте — все очень индивидуально). Режим сна, кормления и бодрствования ваш малыш будет устанавливать самостоятельно в зависимости от своих физиологических особенностей и темперамента. Ваша задача как родителей лишь подметить и поддерживать эти ритмы, научившись распознавать и удовлетворять потребности ребенка.
Физическое и психоэмоциональное развитие в этот период происходит само собой, почти незаметно, но непрерывно. Несмотря на то, что малыш пока не демонстрирует особых достижений, он многое впитывает.
Вы можете завести себе дневник, куда будете заносить все достижения вашего малыша: впервые улыбнулся, начал ползать, сделал первые шаги. Это поможет и проследить динамику развития, и сохранить приятные воспоминания на всю жизнь.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Сейчас ваш малыш нуждается в особо тесном телесном и зрительном контакте с мамой и ее отклике на его нужды, что закладывает прочный фундамент психологического благополучия ребенка. В это непростое время семья проверяется на прочность и сплоченность: чтобы мама могла посвятить себя новорожденному, пусть другие члены семьи возьмут на себе все остальные заботы о доме.
Как малыш развивается к 2 месяцам
В этом возрасте малыш спит уже заметно меньше: появляются периоды длительного дневного бодрствования. Дневной сон укорачивается. Вырабатывается режим ночного сна: теперь его продолжительность составляет 10 – 12 часов с перерывами для кормления, во время которых малыш может полностью не просыпаться.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Развитие восприятия формы и цвета можно стимулировать, развесив по бортикам кроватки картинки с яркими четкими формами и узорами: черно-белыми, красными, желтыми, синими, зелеными, оранжевыми.
Что умеет ребенок к 3 месяцам
Едва ли не главное достижение этого месяца и радость для родителей — это появление режима, который малыш выстраивает вместе с мамой. Уже есть отчетливое время пробуждения, кормления и засыпания с двух-трехразовым (иногда четырехразовым) дневным сном.
В этом возрасте малыш уже умеет криком и плачем выражать свое недовольство, требует внимания. Наблюдательные родители могут замечать первые проявления характера ребенка.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Устройте семейный совет и составьте список черт характера близких родственников малыша. Особое внимание обратите на нежелательные качества. Это хороший повод начать размышлять над тем, какие методы воспитания могли бы помочь их скорректировать, а какие помогут развить те свойства, которые вы мечтаете видеть в своем наследнике.
Развитие малыша к 4 месяцам
В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.
Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.
Физическое развитие в 4 месяца:
Психоэмоциональное развитие в 4 месяца:
Этапы развития в 5 месяцев
Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты. Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол. Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.
Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.
Физическое развитие в пять месяцев:
Психоэмоциональное развитие в пять месяцев:
В этом возрасте дети часто путают день с ночью (эта особенность может проявиться и раньше, но чаще встречается от 4 до 6 месяцев). Подумайте почему: может, у малыша слишком долгие периоды дневного сна, или ему не хватает движения днем, или воздух в комнате слишком сухой и теплый.
Как развивается малыш в 6 месяцев
Что бы такого съесть? Да, именно в полгодика малыш начинает проявлять пищевой интерес. Это новый этап в его развитии, а вовсе не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания ребенка. С 6 месяцев можно вводить первый прикорм.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Малыш по-прежнему тянет в рот все, что попадается под руки, и, если ваш ребенок уже пополз, будьте начеку. Внимательно проверьте квартиру на предмет безопасности передвижения по ней ребенка. Для этого войдите в положение малыша в буквальном смысле: встаньте на колени и проползите на них всю квартиру (или ту ее часть, в которой вы будете выкладывать ребенка на пол), убирая любые предметы (возможно, даже изменив расстановку мебели), представляющие опасность для малыша. Особое внимание уделите проводам, розеткам и тяжелым предметам, которые малыш может на себя опрокинуть.
Что умеет малыш в 7 месяцев
Вы заметили, как изменился ваш ребенок, насколько стало легче с ним общаться? Да, сенсорное развитие малыша набирает обороты: к 7 месяцам его слух и зрение развиты почти как у взрослого. Нервные структуры и связи, которые отвечают за качество ощущений, уже полностью сформированы. Малыш научился связывать звук и визуальный ряд и понимает, что они могут иметь одинаковый источник.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
В этом возрасте у малыша может появиться потребность в постоянном жевании, так как его зубы и челюсти активно развиваются и им нужна повышенная жевательная нагрузка. Малышу можно давать для жевания кусочки твердого яблока, моркови, сушки, печенья.
Развитие малыша в 8 месяцев
Где мама? Если в 7 месяцев малыши беспокоятся, когда мамы нет рядом, то в 8 месяцев у детей появляется боязнь незнакомых людей. Одно вытекает из другого, и оба явления нормальны для каждого из этих этапов взросления. Вы сделаете правильно, если постараетесь окружить малыша особой заботой, лаской и эмоциональной теплотой, будете чутки к его потребностям. Научные исследования показали, что дети, которые получают много тепла и нежности в младенчестве, во взрослом возрасте гораздо устойчивее к стрессу.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Когда ребенку 8 месяцев, он уже способен контролировать громкость своего голоса, и с этого момента вы можете иногда друг с другом перешептываться. Если вы еще не читаете своему малышу перед сном, то сейчас отличный момент начать: и ритуал чтения на ночь будет отрабатываться, и лишний раз потренируетесь в регулировании громкости голоса.
Как растет малыш в 9 месяцев
Время говорить! Некоторые дети предпочитают этот момент несколько отложить. Но для многих это период активного развития речи. Малыш знает собственное имя, имена всех близких, названия самых привычных для него предметов и понятий. Разговаривайте с ним как можно больше, старайтесь обогатить звуковой ряд осмысленными высказываниями в виде просьб, пожеланий, связных рассказов.
В этот период важно продолжать учиться говорить ребенку «нет». Обратите внимание, как именно вы произносите запрещающее слово. Лучше всего спокойно и твердо сказать: «Не трогай розетку, это опасно», — а не шутливо погрозив пальцем, проворковать: «Сладкий мой, оставь, пожалуйста, розетку в покое». Иначе малыш не воспримет ваши слова всерьез и, наоборот, будет стараться повторить запретное действие.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Помните: если «нет» произносится по любому поводу, малыш скоро привыкнет к этому слову и перестанет обращать на него внимание. В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок не сможет уважать вас и ваши желания. Поэтому лучше всего пользоваться запретами только в случаях, когда необходимо защитить малыша от опасности.
Как развивается малыш в 10 месяцев
Ваш малыш к этому возрасту, как правило, умеет ходить — к настоящему моменту двигательные навыки ребенка уже вполне развиты. Акцент с моторного развития на нервно-психическое начал смещаться еще в 8 – 9-месячном возрасте, так что продолжайте помогать малышу развиваться. Чтение, слушание музыки, аудиосказок, подходящие для этого возраста развивающие игры, кубики, пирамидки, мячики — любое обогащение сенсорного восприятия сейчас бесценно.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Малыш уже может некоторое время занимать себя сам, а у вас появляется минутка для себя. Используйте ее на все сто! Выпейте чашку кофе, позвоните подруге, позанимайтесь фитнесом или йогой. В случае с физическими упражнениями вы ничего не потеряете, если малыш решит к вам присоединиться: займитесь спортом вместе с ним!
Малышу 11 месяцев: что он умеет
Ваш малыш становится гораздо самостоятельнее, а до первого дня рождения остается всего месяц. Скоро вы будете подводить первые итоги. Вы уже придумали, как пройдет первое торжество в жизни вашего ребенка? Начните составлять список гостей и продумывать праздничное меню!
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Правша или левша? Если ребенок умеет пользоваться ложкой, любит рисовать, собирает пирамидки, вы наверняка уже заметили, какая рука у малыша доминирует. Можете провести тест: положите игрушку перед ребенком и посмотрите, какая ручка первая потянется к ней. Повторяйте тест регулярно, чтобы понять, левша ваш кроха или правша.
Подводим итоги первого года
Итак, малышу год. Пройден самый важный в жизни этап! Эти 12 месяцев по тому физическому и психоэмоциональному развитию, через которое прошел ребенок, не идут ни в какое сравнение с любым другим годом жизни. Из беспомощного существа он превратился в человечка, который справляется с целым набором операций, со своим характером, пристрастиями и наклонностями.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
В возрасте одного года ребенок любит проявлять самостоятельность. Это стоит поддерживать и развивать дальше, например предлагая ему самому выбирать одежду для прогулки, еду на полдник, совместную игру или самостоятельное занятие. Если же самостоятельность начинает проявляться в виде эмоциональных выплесков, лучше дать малышу успокоиться (иногда и в этом ему потребуется ваша помощь), а позже объяснить, что вы от него хотели.
Возрастные нормы и стандарты лишь ориентир
Помните, что в развитии ребенка свою роль играет такое множество факторов, что строго оценивать его созревание в первый год жизни не возьмется самый придирчивый специалист.
Срок появления тех или иных навыков может быть растянут во времени от 2 до 6 – 7 месяцев. Например, особо активные дети могут пытаться вставать на ноги уже в 5 месяцев, те же, кто в силу своего темперамента никуда не торопятся, могут начать проявлять интерес к подобной активности лишь в возрасте одного года. Если вам кажется, что некоторые умения появляются у вашего малыша с задержкой, не бойтесь поговорить с вашим педиатром: у врачей общей практики богатый опыт и знания обо всех вариантах нормы.
Вы можете быть уверены, что, если с первых дней своей жизни ребенок полноценно питался и спал, бывал на свежем воздухе, получал достаточное количество физических и эмоциональных стимулов, был окружен любовью и заботой взрослых, вовремя проходил осмотры у педиатра и профильных специалистов — к своему первому дню рождения он вырос в прекрасного, здорового и счастливого малыша!
Список использованной литературы:
Моторное развитие детей первого года жизни
Рассказывает Голицына Оксана Сергеевна
Врач-невролог детского медицинского центра «Аква-Доктор Плавание»
Сегодня мы поговорим о моторном развитии детей первого года жизни.
Весь первый год малыша его главные успехи связывают с движением. Младенцам необходимо научиться двигаться и использовать свое тело для выполнения различных задач. Этот процесс называется развитием моторных навыков или «моторики». Изначально движения младенцев — это просто неконтролируемые рефлекторные движения, с которыми они рождаются. Со временем они учатся свободно двигать частями своего тела, чтобы овладеть как большой (грубой), так и мелкой моторикой. Как правило, малыши начинают развивать моторику от «центра» тела к «кнаружи», и от головы к ногам. Вначале, они учатся контролировать свою голову и шею, прежде чем научатся манипулировать руками. Затем они развивают движения руками, прежде чем научатся манипулировать пальцами. После они учатся двигать туловищем до того, как научатся двигать руками и ногами. В 5-8 недель малыш приподнимает её на несколько минут. А уже к трем месяцам может достаточно долго лежать на животе с поднятой головой. Вначале он учится держать голову. Если же малыш «не любит» лежать на животе, плачет, беспокоится, то причина, скорее всего, связана с родовой травмой, а не с особенностями характера ребенка.
В норме младенцам нужно время и пространство, чтобы исследовать окружающий мир и манипулировать объектами в окружающей среде, а также использовать все свои мышцы, тренируясь во время положения «на животе». Родители могут класть малышей животом на пол, чтобы у них была возможность задействовать все мышцы. Примерно к 2 месяцам спина младенцев продолжает укрепляться, и они могут поднимать голову и грудь над землей и опираться телом на локти. Примерно в это время они также будут пинаться и сгибать ноги, лежа на животе: это помогает подготовить малышей к ползанию позже. Примерно к 3 месяцам младенцы продолжают набирать силы, поскольку они могут держать положение тела уже дольше, до нескольких минут, и начинают удерживать свое тело в симметрии. Это означает, что тонический шейный рефлекс исчезает, и они могут удерживать каждую руку в одном и том же положении с обеих сторон своего тела, лежа на спине.
Младенцы продолжают укреплять свои мышцы и улучшать контроль над частями своего тела по мере роста. Примерно в возрасте 4 месяцев они могут сохранять контроль над головой и удерживать ее устойчиво, пока они сидят с помощью или лежат на животе. Они начинают самостоятельно перекатываться с живота на спину. Примерно через месяц они смогут перекатываться и со спины на живот. В возрасте 5 месяцев младенцы будут способны шевелить всеми конечностями в воздухе, лежа на животе. Это упражнение укрепляет мышцы, необходимые для ползанья. Примерно в возрасте 6 месяцев большинство младенцев могут уже сидеть самостоятельно в течение коротких периодов времени. Также они постепенно начинают нагружать ноги, удерживая их в вертикальном положении с использованием опоры на что-то.
Вторая половина первого года жизни
По мере того, как младенцы вступают во вторую половину своего первого года жизни, они становятся более мобильными и могут самостоятельно перемещаться в пространстве. Родители в этот период должны быть готовы быть более активными при наблюдении за младенцами и тщательнее контролировать их, чтобы избежать опасных ситуаций. Младенцы стремятся исследовать свою расширяющуюся среду обитания. Они могут начать активно ползать примерно в 7 месяцев. Уже в 8 месяцев малыши могут сидеть сами по себе в течение длительного времени и, даже, приподниматься на ноги, держась за что-нибудь для поддержки, например за стол или край дивана. К следующему 9-му месяцу малыши могут не только долго сидеть самостоятельно, но и дотягиваться до игрушек и играть с ними, сохраняя равновесие. В это время младенцы могут самостоятельно подтягиваться, чтобы встать. Это критическое время для тренировки соответствующих групп мышц. Использование детских ходунков или устройств, которые удерживают малышей в вертикальном положении, пока они двигают ногами, может способствовать задержке развития мышц. Исследования показали, что использование этих устройств препятствует развитию у младенцев основной мускульной силы туловища, необходимой для ходьбы, что может затем привести к затруднениям при ходьбе или беге в будущем. По этой причине нельзя использовать ходунки и другие подобные устройства.
Младенцы продолжают развивать свои физические способности, и примерно в возрасте 10 месяцев они могут стоять самостоятельно в течение длительного периода времени. Они готвятся начать ходить, тренируются, поднимая и опуская ноги, когда они стоят. Они могут сделать свои первые нерешительные шаги, держась за что-нибудь, например, за перила кроватки. Способность ходить улучшается по мере того, как младенцы тренируются, держась за руки родителей, примерно в возрасте 11 месяцев. А начинают они делать свои первые шаги примерно в возрасте 12 месяцев.
Правильно ли развивается малыш?
По мере того, как младенцы осваивают навыки и задачи, они приобретают новые навыки «поверх» старых. Важно помнить, что каждый ребенок уникален. Существует общая последовательность этапов или маркеров развития, которых достигают дети, но каждый ребенок будет проходить их с разной скоростью, возрастом и последовательностью. В различных справочниках часто указывается возраст, в котором дети достигают определенных результатов. Важно помнить, что это только примерные оценки, так как дети достигают определенных моторных этапов в достаточно широком диапазоне возрастных периодов.
Постепенно ребенок все больше овладевает своим телом. Он учится переворачиваться, сидеть ползать, вставать и ходить. Каждое новое положение в пространстве позволяет ему ощутить свои мышцы, связки, суставы. В этом скрыта глубокая связь двигательного и интеллектуального развития ребенка. Нужно помнить, что правильное моторное развитие ребенка определяет и умственное его развитие. Чем разнообразнее двигательный опыт малыша, тем выше его интеллект. Вот почему так важно вовремя оценить и скорректировать психомоторное развитие вашего малыша!
Очень часто на приёме от родителей можно услышать: «Он у нас ленивый! Не хочет голову держать, переворачиваться, сидеть, ползать, ходить!». Дети от природы очень любознательны и подвижны. Если малыш не освоил какое-то движение в определённом возрасте, это повод задуматься и показать ребенка неврологу. Чем раньше будет выявлено отклонение в развитии, тем легче его скорректировать!
Чем же вы можете помочь своему ребёнку?
В нашем МЦ «Аква Доктор плавание» невролог и врач ЛФК помогут подобрать необходимый комплекс упражнений для успешного развития вашего малыша. А высококвалифицированные инструкторы и массажисты помогут ему освоить все двигательные навыки с радостью и удовольствием.
Что оценивают в двигательной сфере ребенка первого года жизни
Современные подходы к оценке показателей физического развития у детей первых месяцев жизни
Сотрудники «Научно-исследовательского клинического института педиатрии им. академика Ю.Е. Вельтищева» совместно с РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, опубликовали обзорную статью, посвященную современным подходам к оценке показателей физического развития у детей первых месяцев жизни.
Рост и развитие – ключевые характеристики периода детства – основные маркеры здоровья и адекватного питания. По мнению ряда исследователей, конституциональные типы, сложившиеся к периоду младшего школьного возраста, в 70–85% случаев остаются постоянными. Нарушение темпов физического развития может иметь неблагоприятное прогностическое значение. Проблему представляют как замедление темпов физического развития, так и слишком интенсивный прирост показателей. В первом случае замедление темпов прироста основных показателей развития может быть прогностически неблагоприятным признаком становления когнитивного статуса в более поздние возрастные сроки (особенно у недоношенных детей) и в целом достоверно чаще ассоциируется с высокой заболеваемостью. Во втором случае избыточный прирост, например, массы тела в первые месяцы жизни ребенка может привести к формированию метаболических нарушений (сахарный диабет, гипертоническая болезнь) в более старшем возрасте. Избыточный прирост массы тела в раннем детском возрасте повышает риск возникновения ожирения, которое в настоящее время представляет большую проблему – во многих европейских странах распространенность ожирения среди детей 5–17-летнего возраста достигает 20%.
Физическое развитие характеризуется совокупностью антропометрических показателей. При обследовании ребенка первых лет жизни обязательным считается измерение массы тела, длины тела и окружности головы; измерение окружности груди целесообразно только у детей особой группы с избыточным приростом окружности головы для сопоставления их значений между собой в процессе динамического наблюдения.
На скорость прироста параметров физического развития влияют многие факторы – генетические (конституциональные), социально-экономические, наличие сопутствующих заболеваний. Большое влияние оказывает питание ребенка с момента рождения и на протяжении всего периода раннего детства. Для адекватной оценки физического развития у детей раннего возраста необходимы нормативы, вычисленные с учетом гестационного возраста, нутритивной поддержки, особенностей условий окружающей среды в первые месяцы жизни ребенка.
Методы оценки показателей физического развития у детей
В настоящее время понятно, что прирост абсолютных значений не отражает гармоничности развития, в связи с чем в повседневной практике для оценки физического развития используют различные индексы – в частности индекс массы тела (ИМТ), представляющий собой отношение массы тела, выраженной в килограммах, к длине тела, выраженной в метрах и возведенной в квадрат, а также простое массо-ростовое отношение (индекс Кетле 1) – отношение массы тела в граммах к длине тела, выраженной в сантиметрах. Индекс Кетле 1 преимущественно используется у младенцев.
Более того, в связи с прогрессирующим увеличением частоты развития ожирения среди детей младшего возраста необходимо определять, за счет чего происходит прирост массы – за счет жировой или тощей ее составляющих, что важно для выявления риска возникновения метаболических нарушений в более поздние возрастные периоды, а также для своевременной корректировки нутритивной поддержки. Для определения нутритивного статуса состав тканей в настоящее время оценивают с помощью воздушной плетизмографии, позволяющей определить количество безжировой (тощей, FFM) и жировой (FM) масс, а также содержание относительного жира (%BF) в тканях тела.
Полученные значения массо-ростовых показателей и индексов анализируют с использованием центильного метода, а также z-оценки (z-score), представляющей собой отклонение значений индивидуального показателя от среднего значения в популяции, деленное на стандартное отклонение среднего значения. Показатели, выходящие за рамки двух стандартных отклонений от среднего значения в популяции, расцениваются как несоответствующие норме и требуют поиска причины выявленных нарушений.
Особенности оценки физического развития у доношенных детей на первом году жизни
Исследования показывают, что у доношенных детей ИМТ коррелирует с процентным содержанием относительного жира в теле и в некоторой степени определяет риск формирования сердечно-сосудистой патологии в подростковом и зрелом возрасте.
По данным A. De Cunto и соавт. (2014), z-оценка ИМТ у доношенных новорожденных детей в значительной степени коррелирует с процентом относительного жира в теле, однако не имеет большой прогностической значимости в отношении развития ожирения в дальнейшем. Исследования J. Villar и соавт. (2017) показали, что наибольшую корреляцию с содержанием тощей и жировой массы у соответствующих гестационному сроку доношенных новорожденных имеет индекс Кетле 1. W. Perng и соавт. (2017) на основании проведенных исследований установили большую взаимосвязь z-оценки индекса Кетле 1 и z-оценки ИМТ с содержанием тощей (но не жировой) массы в периоде новорожденности. Однако уже к 5-му месяцу жизни по мере прироста жировой массы появляется корреляция между значениями z-оценки индекса Кетле 1, z-оценки ИМТ и процента жировой массы, а прогностическая ценность указанных индексов в отношении тощей массы утрачивается. Дети с малой для гестационного возраста массой тела при рождении имеют низкие показатели жировой массы, процентного содержания относительного жира и соотношения жировой/тощей масс по сравнению с новорожденными с соответствующей гестационному сроку массой тела. При этом низкая масса тела у них связана с уменьшением жировой примерно на 27% и тощей массы примерно на 73% по сравнению с соответствующими гестационному сроку доношенными новорожденными.
Рост ребенка напрямую связан с массой костной ткани – основным компонентом в составе тощей массы у детей раннего возраста, поэтому z-оценка длины тела, наоборот, коррелирует с содержанием тощей массы.
Еще один из доступных способов оценки – толщина кожной складки – при рождении в большей степени коррелирует с процентом тощей массы, чем жировой, причем это касается детей с адекватными или низкими показателями массы тела относительно гестационного возраста. У крупных для гестационного возраста детей толщина кожной складки при рождении коррелирует с содержанием жировой массы. К 5-му месяцу жизни, наоборот, отмечается прямая корреляция между толщиной кожной складки и содержанием жировой массы у детей с адекватными возрасту показателями массы тела при рождении. Таким образом, определение толщины кожной складки в отсутствие более точных методов измерения состава тела может служить показателем ожирения у ребенка первого года жизни.
Высокие темпы прибавки массы тела на протяжении первых 2 лет жизни напрямую коррелируют с увеличением риска развития ожирения и повышением ИМТ в более поздние возрастные периоды. При сравнении массо-ростовых показателей к 2 годам у доношенных детей в зависимости от вида вскармливания выяснилось, что дети, находящиеся на искусственном вскармливании, независимо от содержания белка в смеси были выше и тяжелее детей, получающих грудное вскармливание. У детей, получающих смесь с высоким содержанием белка, в сыворотке крови был выявлен наивысший уровень аминокислот с разветвленной цепью (валин, лейцин, изолейцин). Концентрация инсулиноподобного фак- тора роста 1-го типа в крови у них была на 60% выше, чем у детей, находящихся на грудном вскармливании, и тех, кто получал искусственную смесь с меньшим содержанием белка. У детей этой группы отмечалось также повышение уровня С-пептида в моче и соотношения С-пептид/креатинин, свидетельствующее об увеличении секреции инсулина (что подтверждалось также более низким уровнем глюкозы в крови). Проведенное исследование позволило предположить, что инсулиноподобный фактор роста 1-го типа служит главным фактором, определяющим прибавку массы тела в течение периода детства. При этом дети, получающие молочные смеси с высоким содержанием белка, имеют значительно более высокий уровень инсулиноподобного фактора роста 1-го типа в периоде раннего детства, а в зрелом возрасте этот
показатель у них значительно ниже, чем у детей, длительно получающими грудное молоко. Это повышает риск развития ишемической болезни сердца и сахарного диабета. Поэтому грудное вскармливание в периоде раннего детства оказывает защитное воздействие, снижая риск развития ожирения и сопутствующей патологии в зрелом возрасте.
Заключение
Данные клинических исследований, проведенных в последнее десятилетие, позволяют сделать следующие выводы:
1) использование стандартных массо-ростовых индексов для оценки физического развития у недоношенных детей не позволяет оценить состав тела и не может служить основным инструментом для определения риска развития поздних метаболических осложнений;
2) длительное грудное вскармливание у недоношенных детей способствует формированию оптимального состава тела;
3) искусственное вскармливание способствует лучшему приросту массы тела (в сравнении с грудным вскармливанием) в первые месяцы жизни, однако прирост осуществляется за счет накопления жировой массы, что является фактором риска метаболических нарушений в более поздние возрастные сроки;
4) для оценки динамики физического развития детей должны быть использованы соответствующие центильные кривые, основанные на обобщающих стандартах роста вне зависимости от этнических и географических различий в популяции.
Таким образом, длительное последующее наблюдение за недоношенными и доношенными детьми и оценка динамики их физического развития позволит более точно определить нормативы основных показателей, а также будет способствовать дальнейшей оптимизации тактики выхаживания и вскармливания.
Алямовская Г.А., Сахарова Е.С., Кешишян Е.С.
Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2020; 65:(2)