Что относится к дидактическим материалам в школе
Дидактические материалы: виды и применение
О важности воспитания детей знает каждый человек на земле, но этот процесс нельзя назвать одним из простых в жизни. Чтобы облегчить поставленную задачу, были разработаны дидактические материалы, они могут существенно улучшить обучение не только юнцов, которые посещают детские сады, но и школьников.
Подробное рассмотрение всех основных аспектов поможет взрослым понять, насколько действенным может быть применение всевозможных разновидностей подобного приема.
Важные подробности обучения
Дидактические материалы существуют в каждой стране, используя их, можно достаточно грамотно дополнить основной курс и добиться большего результата за меньшее количество времени. К таким разработкам специалистов относят:
Если брать во внимание общеобразовательные заведения, то в число материалов входят тетради, учебники, сборники заданий и другие разновидности дидактического образца. Их цель сделать обучение менее обременительным для детей, интерес к процессу поспособствует лучшему усвоению доносимой преподавателями информации.
Не менее действенными будут специальные задачи, которые школьники смогут решать самостоятельно и поделки, их получится сконструировать с преподавателем или одним из родителей.
Ребенок может не только воспринимать важные моменты урока на слух, но и рассматривать соответствующие рисунки, формы, картинки и примеры, что сделает информацию максимально интересной и доступной для понимания.
Организовать разнообразие в процессе обучения не менее важно, эту задачу нельзя назвать сложной, особенно когда вопросом занимается взрослый человек с образованием педагога.
Современные технологии позволяют внедрять видео или презентацию с помощью мониторов или ноутбука, в прошлом такие возможности отсутствовали, слайды на проекторе не приносили столько эмоций.
Общепринятые виды
Учебные наглядные пособия могут быть различными, дидактический материал подбирается исключительно под определенную аудиторию. Преподаватель обсуждает с учениками, что будет лучше применить из перечня доступных пособий. Нельзя отбрасывать и такие нюансы как:
К демонстрационным материалам относятся всевозможные плакаты, таблицы и сборники заданий. Подобные издания могут быть использованы не только в общеобразовательных заведениях, например для того чтобы научить детей понимать геометрию, начинать стоит с самого раннего возраста, а именно детского сада.
Доступность метода не вызовет вопросов, некоторые элементы получится изготовить собственными руками или поручить юнцам. Сконструированные вещи помогут детям, научиться бережно относиться к чужому труду, аккуратно работать с элементами оформления.
Материал раздаточного образца
Такой дидактический прием будет максимально оценен младшими группами, наглядным примером станет разноцветный веер с вкладышами, на которых будет расположена определенная информация.
Не менее эффектным можно назвать перекидной вариант исполнения со шнуровкой. Применяя подобные материалы, можно существенно повысить успеваемость любого человека, донести больше полезной информации и довольно хорошо увлечь юных учеников.
Действенность таблиц
Подобные наглядные пособия могут быть очень разнообразными, поэтому такой прием относится к отдельной группе занятий. Составленные полотна зачастую бывают справочного характера, тренировочные, познавательные и тестовые, применяются специально продуманные столбцы или схемы для лучшего донесения информации.
К распространенным видам относят следующие дидактические материалы в таблицах:
Электронные приспособления
Современные технологии нужно использовать не только для развлечения, но и на благо человечества, именно поэтому в большинстве школ вводят такой дидактический материал.
Распространенными по всем городам стали видео уроки, их даже предлагают взрослым людям, что говорит о высоком проценте практичности такого приема. В них можно найти все необходимые схемы, таблицы, фотографии и прочие вспомогательные вещи.
Удобство электронных пособий налицо, отпадает надобность накапливать огромное количество бумажных изделий, конспектов, но заменять их полностью специалисты не советуют.
К положительным сторонам можно смело отнести следующее:
Игры с уклоном на обучение
Подобный прием будет очень действенным по отношению к непоседам младшего возраста, их нужно максимально завлечь для того, чтобы донести определенную информацию.
Игра – это часть жизни любого юнца, поэтому нужно пользоваться моментом для использования дидактических материалов простого образца.
Ребенок не только получит удовольствие от процесса, если его хорошо продумать, но и выучит некоторые важные предметы образования на начальном уровне, что поможет ему быстрее вникнуть в программу общеобразовательных заведений.
Подобного рода подготовка будет отличным стартом без ущерба юному возрасту, если преподносить информацию в игровой форме.
Система дидактических материалов как средство развития познавательных способностей учащихся.
Выбранный для просмотра документ Система дидактических материалов как средство развития позна.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Система дидактических материалов как средство развития познавательных способностей учащихся.
Цель среднего образования: Подготовка разносторонне развитой личности, способной к активной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности, к самообразованию и самосовершенствованию.
Учитель истории должен: формировать гражданина РК способного к активной жизненной позиции, правильно ориентирующийся в системе ценностей нашего общества.
Учащиеся не читают книг, которые формируют познавательную деятельность.
Требования сегодняшнего дня: самостоятельная учебная работа; умение самостоятельно добывать знания.
Дидактические материалы это комплекс заданий и упражнений, самостоятельных и контрольных работ, используемых учителем для реализации нормативно заданных программ. И.С.Якиманская.
Дидактический материал – это средства, которые помогают учащимся: самостоятельно приобретать знания; развивать умения, закреплять и систематизировать полученные знания; использовать полученные знания в практической деятельности.
Функции: обучающая; развивающая; контролирующая; воспитывающая.
Требования к дидактическим материалам: Удобство выполнения; Соответствие возрастным особенностям учащихся; Соответствие мышлению учащихся; Соответствие учебно-методическим требованиям.
Дидактические материалы. контролирующие задания задания мотивирующие познавательную деятельность
Контролирующие задания. Тестовые задания. ►открытые ►закрытые ►установление соответствия ►установление последовательности ►обучающие
Открытые тесты. В задании готового ответа нет, ученик должен вписать его сам.
Закрытые тесты. К заданиям даются готовые ответы на выбор.
Присоединение Младшего жуза к России. 1. Обращаясь к российскому государству Абулхаир: А) надеялся приостановить набеги джунгар В) надеялся приостановить набеги китайцев и монгол С) надеялся приостановить набеги волжских калмыков и башкир Д) надеялся приостановить набеги калмыков и хивинцев Е) надеялся приостановить набеги башкир и кокандцев 2. Личные цели Абулхаира в обращении к Российскому правительству: А) надеялся приостановить набеги волжских калмыков и башкир Б) обезопасить северо-западные границы Казахстана С) приостановить нападение джунгар Д) построить город на реке Тобол Е) вытеснить с политической арены своих соперников 3. Генерал-губернатор, к которому в 1716 г. обратились представители хана с просьбой оказать содействие в борьбе против Джунгарии: А) Гагарин В) Татищев С) Тевкелев Д) Безак Е) Пестаковский 4. Крепости Ямышевская, Колбасинская, Семипалатинская были построены в: А) 1721 – 1750 гг. В) 1714 – 1730 гг. С) 1714 – 1720 гг. Д) 1718 – 1771 гг. Е) 1711 – 1741 гг.
Тест на установление соответствия. Учащимся необходимо соотнести элементы одного множества с элементами другого множества.
Торгово-экономические связи Казахстана с Китаем. 1) Ташкентский купец Муминов вернулся из Китая, проведя торговлю в его городах. 2) Цена товара, провезенного через таможню города Петропавловска, составляла 302 763 рубля. 3) Купец Нерпин удачно торговал в Шауешеке и вернулся на родину. 4) Ташкентские купцы М. Ниязов и А. Аширов удачно торговали в Кульджинске. 5) Багдадские купцы достигли Семипалатинска. 6) Грузинский купец С. Мадатов удачно торговал в городах Кульдже и Кашкаре. 1) 1824 г. 2) 1809 г. 3) 1812 г. 4) 1796 г. 5) 1801-1818 гг. 6) 1822-1825 гг.
Тест на установление последовательности. Необходимо систематизировать варианты ответов и расположить их в соответствии с заданием.
Древний Индостан. А) возникновение малых государств Б) вторжение на территорию племен ариев. В) подчинение государством Магадха территорию вдоль Ганга Г) мятеж Чандрагупты Д) подчинение Магадхе северных земель Индии. Е) использование железных орудий труда. Ж) царствование Ашоки. З) появление первых городов в Пенджабе и Синде. И) основании династии Мауриев. К) расслоение индийского общества.
Обучающие тесты. Определенная группа заданий в тестовой форме, объединенных принципом соответствия последовательности изложения материала в учебнике.
Развитие архитектуры и строительства. 1. Средневековые здания строились из: а) глины и камня в) мрамора б) глины и ганча г) мрамор и ганч 2. Архитектурная терракота это: а) обожженная цветная глина б) среднеазиатская разновидность гипса в) обожженный кирпич г) вид декоративно-прикладного искусства 3. Резной и шлифованный кирпич стал широко использоваться с: а) X в. б) XI в. в) XII в. г) XIII в. 4. Терракотовые плиты с рельефным оттиском льва были найдены в: а) Куйрыктобе б) Кызылозене в) Таразе г) Туркестане 5. Исламский храм: а) мавзолей б) ступа в) мечеть г) церковь 6. Мавзолей Бабаджа-хатуна и Айша-биби находится близ города: а) Отрара б) Туркестана в) Талгара г) Тараза 7. Восточные бани действовали в городах: а) Кулан и Мерке в) Таразе и Талгаре б) Баласагуне и Таразе г) Испиджабе и Кулане 8. Тандыр это: а) очаг б) вид кирпича в) архитектурный строй г) вид ковра 9. Минарет Боран был построен в: а) X – XI вв. б) IX – XI вв. в) XII – XIII вв. г) X – XII вв. 10. Крытые монументальные надгробные сооружения: а) церковь б) ступа в) мавзолей г) памятник
Разноуровневые задания. Задания, разделенные по уровням сложности.
1 уровень: событийные вопросы и задания. топонимические вопросы и задания. хронологические вопросы и задания.
1 уровень. 1. Почему Великий Шелковый путь получил такое название? 2. Когда шелк стал известен всей Евразии? 3. Какие товары везли по Великому Шелковому пути? 4. Какие византийские изделия были найдены при раскопках в Таразе? 5. При раскопках каких городов найдены остатки мечетей, медресе, храмов? 6. Когда Великий Шелковый путь стал активно использоваться? 7. Какое значение имел Великий Шелковый путь?
2 уровень. причинные вопросы и задания. следственные вопросы и задания. характеризующие вопросы и задания описательные вопросы и задания.
2 уровень 1. Объясните, что означает название Великий Шелковый путь? 2. Какие имеются сведения о его появлении? 3. Где проходил Великий Шелковый путь? Какие страны он связывал? 4. Какое влияние имел Великий Шелковый путь на развитие хозяйства? 5. Какое значение имел Великий Шелковый путь для развития и взаимообогащения культур? 6. Какое значение имел для развития международных отношений?
3 уровень. сравнительные вопросы и задания. вопросы и задание на доказательство вопросы и задания на анализ и оценку.
3 уровень. 1. Объясните причины возникновения Великого Шелкового пути. 2. На какие сферы деятельности людей оказало влияние развитие Великого шелкового пути? Охарактеризуйте это влияние. 3. Почему и сегодня мы говорим об огромной исторической важности Великого Шелкового пути?
Упражнения. • «Выявление общих понятий» • «Исключи лишнее» • «Сходство и различие» • «Ошибающийся учитель»
«Выявление общих понятий» Необходимо подобрать понятия, имеющие общие признаки, логические связи с определенным обобщающим словом.
«Выявление общих понятий» 1. саркофаг, дромос, менгир (строение кургана) 2. саки, уйсуны, кангюи, гунны, сарматы (племена эпохи железа) 3. австролопитек, питекантроп, синантроп, кроманьонец (этапы становления человека)
«Исключи лишнее» Учащимся из пяти понятий, среди которых четыре связаны общим родовым понятием, необходимо вычленить слово, которое не относится к данному понятию.
«Сходство и различие» Учащимся необходимо сравнить между собой понятия, события, явления, персоналии.
«Сходство и различие» В чем преимущество и недостатки республики и монархии? Сравните причины восстания под предводительством С. Датулы и Кенесары. Что общего и различного было в деятельности хана Касыма и хана Жанибека?
«Ошибающийся учитель» Ученики должны найти ошибки в тексте, при этом аргументировать и обосновать свою точку зрения.
«Ошибающийся учитель» В связи с распадом Монгольской империи на территории Казахстана появились новые государства. Одним из них была Белая Орда, которая образовалась в XV веке. (XIII веке) Столицей его был город Сайрам (Сыгнак).Территория Белой Орды состояла из земельных владений сыновей Чингисхана – Тулуя и Чагатая. (сыновей хана Жоши – Орда-Ежена и Шайбана). Таким образом, Белая Орда занимала территорию между реками Волга и Урал. (от р.Урал до Западно-Сибирской низменности, а также до среднего течения Сырдарьи). Белая Орда по сравнению с Золотой Ордой было неоднородным государством и состояло из монголоязычных племен. (однородным государством и состояло из тюркоязычных племен). Окончательно Белая Орда отделилась от Золотой Орды во второй половине XV века. (во второй четверти XIV века). Хан Урус (хан Мубарак) в городе Сыгнаке начинает чеканить свою монету. Во второй половине XIV века в стране наконец-то прекращаются междоусобицы, вызванные борьбой за власть. (междоусобицы возобновляются). Вывести страну из кризиса, вызванного междоусобицами, позволили походы эмира Тимура. (походы Тимура привели к ослаблению государства и распаду). Белая Орда прекратила свое существование после того как внук эмира Тимура Тохтамыш (Улугбек) подчинил себе ряд городов на Сырдарье. (завоевание земель Белой Орды Абулхаиром)
Задания мотивирующие познавательную деятельность. ☻ для решения заданий требуется привлечение опыта, лежащего вне предметной сферы, что уравнивает шансы всех учеников ☻ результаты легко проверяются, могут быть объектом оценивания ☻ удобно использовать на уроке.
Анаграммы. Слова, образованные путем перестановки букв другого слова.
Анаграмма, перестановка букв. Источники исторических знаний. ЕГЛЕДАНС ТНЭАЧОФЯИГР ИПЭОС НМТШАЛИ ОМГНЕР ДИКРЕГАОЬАЛ МАЗУНИМИКАТИ КЯИПЛОАГНРТПО РЦКТАИИЦИД
Циклическая анаграмма. Найди начало слова и прочитай его р и к а г ь а е д л
Матрица. В сетке, заполненной буквами, необходимо найти «спрятанные» термин, понятие, имя, географическое название.
Древняя Индия. П Е Н Д И Н Д Х А У Ч А Г Ж М А Р Ж А З А Р У А Б Г А Д О С Н Д П Т А А И Н Д Т М Р И П Г Д Х А Н А А У Я А А Н Г Ш Р Ы А Л А Т А Р Н У Д В Р И С А Х М А И И А И П Р А А Х А Т Р И И У Т Б Р К Ш И И Ш
Мини игры. ♦ «Назовите дату, событие». ♦ «Что? Где? Когда?» ♦ «Как долго?»
«Назовите дату, событие» Завершение колониального захвата Казахстана Россией и его последствия. 1860 г., 26 августа 1860 г., 4 сентября 1860 г., 19-21 октября 1864 г., весна 1864 г., 22 сентября 1865 г., начало 1866 г., июль 1868 г., январь 1873 г.
«Что? Где? Когда?» Что? Где? Когда? На территории западного региона Казахстана. В конце I века до н.э. – начале I века н.э. Гунны властвовали в степи. С 204 г. до н.э. до 216 г. н.э. Гунны объединили 24 рода, которые составляли единый союз От западных Памира до предгорий Байкала на Севере. Гунны вторглись в пограничные районы Китая. В 206 г. до н.э.
«Как долго?» … продолжалось завоевание монголами территории Казахстана? … продолжался процесс колонизации Казахстана Россией? … находился во главе Казахского ханства хан Тауке? … властвовали гунны в степи? … продолжалась Вторая мировая война?
Таблицы. Озвучь таблицу.
Работа с иллюстрациями.
Вопросы для работы с иллюстрациями. 1. Какую разницу вы видите в этих рисунках? 2. Как вы думаете, что изображено на рисунках? 3. Какие функции выполняло человеческое стадо? 4. Чем изменилась жизнь при родовой общине?
Работа с диаграммами. Отобразите на диаграммах: 1) Соотношение числа белых и чернокожих солдат, а также добровольцев из Европы в армии североамериканских колонистов; 2) Соотношение числа белых и чернокожих жителей североамериканских колоний; 1. В армии, воевавшей против английских войск, насчитывавшей к 1776 г. до 30 тыс. человек, было 5 тыс. чернокожих солдат. В той же армии сражались около 7 тыс. добровольцев из европейских стран. (Среди них – маркиз М.Ж. Лафайет, А.Сен-Симон, Т.Костюшко). 2. Среди трехмиллионного населения колоний насчитывалось почти 600 тыс. африканцев, 550 тыс. из них были рабами.
Выбранный для просмотра документ доклад.doc
Система дидактических материалов как средство развития
познавательных способностей учащихся.
Перемены, происходящие в нашем обществе, привели к изменению социального заказа в системе образования. Сейчас обществу нужен человек, обладающий не только прочными глубокими знаниями, но и способный к саморазвитию, самореализации творческих возможностей. (1 слайд)
Учителя истории должны формировать гражданина РК способного к активной жизненной позиции, правильно ориентирующегося в современной системе ценностей нашего общества. (3 слайд)
К сожалению, приходиться констатировать, что познавательная деятельность детей сдерживается средствами массовой информации. Телевизор дает готовую информацию, не требуя взамен мыслительных действий, не побуждая учащихся читать книги, заглядывать в справочники, в энциклопедии, которые формируют познавательные способности учащихся. (4 слайд)
Научно-технический прогресс предъявляет высокие требования к совершенствованию учебного процесса. Эти требования обуславливают необходимость повышения эффективности обучения, вооружению учащихся методами и приемами самостоятельной учебной работы, выработке умения и потребности самостоятельного добывания знаний. (5 слайд)
Дидактические материалы позволяют развивать:
— познавательные,
— мыслительные,
— аналитически способности учащихся. (9 слайд)
Задания дидактических материалов можно использовать в разных формах
работы:
— индивидуальной,
— парной,
— групповой, то есть появляется возможность дифференцировать процесс обучения. (10 слайд)
Дидактические материалы выполняют определенные функции:
1. обучающая;
2. развивающая;
3. контролирующая;
4. воспитывающая. (11 слайд)
Учитель истории должен учитывать следующие требования к дидактическим материалам:
— Удобство выполнения;
— Соответствие возрастным особенностям учащихся;
— Соответствие мышлению учащихся;
— Соответствие учебно-методическим требованиям.
При этом они должны учитывать личные качества детей. (12 слайд)
Существует несколько классификаций. Например Якиманская классифицирует дидактические материалы на:
— карточки-задания, отличающиеся уровнем сложности, объемом и предметным содержанием;
Дидактические материалы можно разделить на две основные группы:
а) контролирующие задания
б) задания, мотивирующие познавательную деятельность.(13 слайд)
Открытые тесты.
В задании нет готового ответа, ученик должен вписать ответ сам. (15,16 слайд)
Примером открытых тестов могут быть следующий тест:
Присоединение Младшего жуза к Росии.
1. Реальной силой, способной оградить Казахское ханство от раздоров, являлась Российская империя так как.
15. После второго восстания башкирскогонарода в 1740 г. российское правительство …………………………………………. …………
Закрытые тесты.
Задания, к которым даются готовые ответы на выбор. (17,18 слайд)
Присоединение Младшего жуза к России.
1. Обращаясь к российскому государству Абулхаир:
А) надеялся приостановить набеги джунгар
В) надеялся приостановить набеги китайцев и монгол
С) надеялся приостановить набеги волжских калмыков и башкир
Д) надеялся приостановить набеги калмыков и хивинцев
Е) надеялся приостановить набеги башкир и кокандцев
2. Личные цели Абулхаира в обращении к Российскому правительству:
А) надеялся приостановить набеги волжских калмыков и башкир
Б) обезопасить северо-западные границы Казахстана
С) приостановить нападение джунгар
Д) построить город на реке Тобол
Е) вытеснить с политической арены своих соперников
3. Генерал-губернатор, к которому в 1716 г. обратились представители хана с просьбой оказать содействие в борьбе против Джунгарии:
А) Гагарин В) Татищев С) Тевкелев Д) Безак Е) Пестаковский
4. Крепости Ямышевская, Колбасинская, Семипалатинская были построены в:
А) 1721 – 1750 гг. В) 1714 – 1730 гг. С) 1714 – 1720 гг.
Д) 1718 – 1771 гг. Е) 1711 – 1741 гг.
Торгово-экономические связи Казахстана с Китаем.
1) Ташкентский купец Муминов вернулся из Китая, проведя торговлю в его городах.
2) Цена товара, провезенного через таможню города Петропавловска, составляла 302 763 рубля.
3) Купец Нерпин удачно торговал в Шауешеке и вернулся на родину.
4) Ташкентские купцы М. Ниязов и А. Аширов удачно торговали в Кульджинске.
5) Багдадские купцы достигли Семипалатинска.
6) Грузинский купец С. Мадатов удачно торговал в городах Кульдже и Кашкаре.
Тест на установление последовательности.
Необходимо систематизировать варианты ответов и расположить их в соответствии с заданием. Эта группа тестов требует перестановки порядковых номеров в строгой хронологической последовательности. (21, 22 слайд)
А) возникновение малых государств
Б) вторжение на территорию племен ариев.
В) подчинение государством Магадха территорию вдоль Ганга
Г) мятеж Чандрагупты
Д) подчинение Магадхе северных земель Индии.
Е) использование железных орудий труда.
Ж) царствование Ашоки.
З) появление первых городов в Пенджабе и Синде.
И) основании династии Мауриев.
К) расслоение индийского общества.
Развитие архитектуры и строительства.
1. Средневековые здания строились из:
а) глины и камня в) мрамора
б) глины и ганча г) мрамор и ганч
2. Архитектурная терракота это:
а) обожженная цветная глина
б) среднеазиатская разновидность гипса
в) обожженный кирпич
г) вид декоративно-прикладного искусства
3. Резной и шлифованный кирпич стал широко использоваться с:
а) X в. б) XI в. в) XII в. г) XIII в.
4. Терракотовые плиты с рельефным оттиском льва были найдены в:
а) Куйрыктобе б) Кызылозене в) Таразе г) Туркестане
а) мавзолей б) ступа в) мечеть г) церковь
6. Мавзолей Бабаджа-хатуна и Айша-биби находится близ города:
а) Отрара б) Туркестана в) Талгара г) Тараза
7. Восточные бани действовали в городах:
а) Кулан и Мерке в) Таразе и Талгаре
б) Баласагуне и Таразе г) Испиджабе и Кулане
а) очаг б) вид кирпича в) архитектурный строй г) вид ковра
9. Минарет Боран был построен в:
а) X – XI вв. б) IX – XI вв. в) XII – XIII вв. г) X – XII вв.
10. Крытые монументальные надгробные сооружения:
а) церковь б) ступа в) мавзолей г) памятник
Постепенно у ученика формируется положительная мотивация к учебной деятельности.
3) Упражнения. Специальные задания, которые используются для развития мышления учащихся. (32 слайд)
«Выявление общих понятий».
Необходимо подобрать ряд понятий, имеющих общие признаки, логические связи с определенным обобщающим словом. (33, 34 слайд)
1. саркофаг, дромос, менгир (строение кургана)
2. саки, уйсуны, кангюи, гунны, сарматы (племена эпохи железа)
3. австролопитек, питекантроп, синантроп, кроманьонец (этапы становления человека)
«Исключи лишнее».
Учащимся из пяти понятий, среди которых четыре связаны общим родовым понятием, необходимо вычленить слово, которое не относится к данному понятию. (35, 36 слайд)
3. «Казах», «Айкап», «Серке», «Время». (Лишнее – «Время»).
«Сходство и различие»
Учащимся необходимо сравнить между собой понятия, события, явления, персоналии. (37,38 слайд)
1. В чем преимущество и недостатки республики и монархии?
2. Сравните причины восстания под предводительством С. Датулы и Кенесары.
3. Что общего и различного было в деятельности хана Касыма и хана Жанибека?
«Ошибающийся учитель».
Ученики должны найти ошибки в тексте, при этом аргументировать и обосновать свою точку зрения. (39, 40 слайд)
В связи с распадом Монгольской империи на территории Казахстана появились новые государства. Одним из них была Белая Орда, которая образовалась в XV веке. ( XIII веке)
Столицей его был город Сайрам (Сыгнак).Территория Белой Орды состояла из земельных владений сыновей Чингисхана – Тулуя и Чагатая. (сыновей хана Жоши – Орда-Ежена и Шайбана).
Таким образом, Белая Орда занимала территорию между реками Волга и Урал. (от р.Урал до Западно-Сибирской низменности, а также до среднего течения Сырдарьи).
Белая Орда по сравнению с Золотой Ордой было неоднородным государством и состояло из монголоязычных племен. (однородным государством и состояло из тюркоязычных племен).
Окончательно Белая Орда отделилась от Золотой Орды во второй половине XV века. (во второй четверти XIV века).
Хан Урус (хан Мубарак) в городе Сыгнаке начинает чеканить свою монету.
Во второй половине XIV века в стране наконец-то прекращаются междоусобицы, вызванные борьбой за власть. (междоусобицы возобновляются).
Вывести страну из кризиса, вызванного междоусобицами, позволили походы эмира Тимура. (походы Тимура привели к ослаблению государства и распаду).
Белая Орда прекратила свое существование после того как внук эмира Тимура Тохтамыш (Улугбек) подчинил себе ряд городов на Сырдарье. (завоевание земель Белой Орды Абулхаиром)
Задания, мотивирующие познавательную деятельность.
Это тип заданий, которые наиболее привлекательны для учащихся. Эти задания при всем разнообразии обладают двумя качествами:
— для решения заданий требуется привлечение опыта, лежащего вне предметной сферы, что уравнивает шансы всех учеников;
— результаты легко проверяются, могут быть объектом оценивания;
— удобно использовать на уроке. (41 слайд)
Анаграммы.
Слова, образованные путем перестановки букв другого слова. Решение анаграмм развивает у учащихся зрительную память, облегчает запоминания терминов, комбинаторные способности. (42 слайд)
а) перестановка букв. (43 слайд)
Источники исторических знаний.
Переставь буквы так, чтобы получились источники исторических знаний, из лишних букв составь слово.
б) циклическая анаграмма. В ней буквы располагаются по кругу. Для ее решения необходимо найти первую букву. (44 слайд).
Найди начало слова и прочитай его
Применение кроссвордов, их составление, решение способствует развитию мышления, учит четко, логично и лаконично выражать свои мысли. Чаще всего кроссворды используют в ходе изучения пройденного материала. С их помощью можно проверить и установить уровень словарного запаса ученика. Существуют множество типов и видов кроссвордов. (45слайд)
1. Фараон, двадцатиметровая статуя которого украшала вход в величественный пещерный храм.
2. Статуя существа с телом льва и головой человека.
З. Небольшая гробница из дерева, камня и других материалов.
4. Покровитель земных фараонов.
5. Днем он пересекал небо на солнечной ладье.
7. Огромная гробница фараона.
8. Имя священного быка.
10. Животное, облик которого принимала богиня Бастет.
11. Распорядитель царства мертвых с черной головой шакала и телом человека.
12. Вельможа, о приключениях которого поведала древнеегипетская повесть.
13. Фараон, известный несметными богатствами своей гробницы.
14. Его олицетворяла богиня Нут.
15. Судья и фараон царства мертвых.
16. Коварный бог, погубивший своего брата.
17. Правитель Египта, совершивший самые крупные завоевания в 1500 г. до н.э.
18. С головой этой птицы изображали бога Гора.
19. Растительная смола, используемая для бальзамирования тел умерших и религиозных обрядов. Применяется в наших церквях.
20. Река, обожествляемая египтянами
Матрица.
В сетке, заполненной буквами, необходимо найти «спрятанные» термины,
понятия, имена, географические названия. (47, 48 слайд)