Что отражает термин мальтузианство
Значение слова «мальтузианство»
[По имени английского буржуазного экономиста Т. Р. Мальтуса]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В 1798 году Мальтус анонимно публикует свой знаменитый «Опыт закона о народонаселении».
Современным примером, подтверждающим явление «мальтузианской ловушки», Джаред Даймонд указывает геноцид в Руанде (1994 г.), перенасёленной аграрной африканской стране. Угроза попадания в «мальтузианскую ловушку» до сих пор актуальна для многих доиндустриальных стран третьего мира с высокой рождаемостью, в основном в Тропической Африке.
МАЛЬТУЗИА’НСТВО, а, мн. нет, ср. (экон.). Буржуазная экономическая теория, считающая источником всех социальных бедствий и нищеты быстрый рост населения, непропорциональный росту средств существования. М. опровергнуто Марксом. [По имени англ. писателя-экономиста Malthus.].
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
мальтузиа́нство
1. теория, согласно которой положение трудящихся определяется «естественным законом народонаселения», обусловливающим отставание роста средств существования от роста численности населения ◆ Он приводил в доказательство своих слов совершенно неопровержимые доводы и был недалек от общих рассуждений о мальтузианстве, но я прервал его и сказал по-русски, что он напрасно теряет время. Г.Газданов, «Ночные дороги», 1941 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова прохлопывать (глагол), прохлопывают:
Мальтузианство
Содержание
Марксистская точка зрения на мальтузианство и неомальтузианство
Наиболее концентрированно она выражена в статье «Мальтузианство» изданного в 1985 году «Демографического энциклопедического словаря»:
В теории народонас. Мальтуса из биол. детерминизма в трактовке демографич. процессов вытекает демографич. детерминизм в объяснении нищеты, пауперизма и политич. конфликтов. ‘Главная и непрерывная причина бедности, — писал Мальтус, — мало или вовсе не зависит от образа правления или от неравноправного распределения имущества: богатые не в силах доставить бедным работу и пропитание, поэтому бедные, по самой сущности вещей, не имеют права требовать от них работы и пропитания’ (там же, т. 2, с. 341). Мальтус ‘…утверждал наличие перенаселения при всех формах общества… Перенаселение на различных исторических этапах экономического развития он рассматривает как однородное, не понимая его специфического различия…’ (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 2, с. 103). Мальтус подчёркивал, что ‘толпа, участвующая в мятежах, доставляется избыточным населением’ (Мальтус Т. Р., Опыт о законе народонаселения…, т. 2, с. 244), причём ‘предупреждением избытка населения будет уничтожена главнейшая причина и, бесспорно, главное средство для исполнения завоевательных планов, а внутри государства будут предупреждены тирания и возмущение’ (там же, с. 219). Он усматривал панацею от губительного перенас. в распространении в народе норм христианского аскетизма, предлагая бедным воздерживаться от вступления в брак и обуздывать свой ‘инстинкт размножения’.
Несостоятельность М. убедительно показана в трудах социалистов-утопистов (Р. Оуэн, У. Томпсон, Дж. Брей — Великобритания, Ш. Фурье — Франция), представителей прогрес. социально-экон. мысли России В. А. Милютина и Н. Г. Чернышевского, противопоставивших мальтусовской апологетике эксплуататорского общества требование социалистич. равенства, а социальному пессимизму М. — перспективу технич. прогресса, поставленного на службу гуманистич. идеалам. Антинауч. характер концепции Мальтуса доказан классиками марксизма-ленинизма. К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин проанализировали классовые корни М., подвергли последоват. критике методологию и осн. положения этой концепции, вскрыли реакционную политич. сущность М., к-рое выступает, по определению Энгельса, ‘…самым откровенным провозглашением войны буржуазии против пролетариата…’ (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 504). Маркс показал, что осн. методологич. ошибка Мальтуса заключается, с одной стороны, во внеисторич. подходе к народонас., а с другой — в идеалистич. трактовке историч. процесса. Человек’ Мальтуса, абстрагированный от исторически определенного человека, — отмечал Маркс, — существует только в его воображении, так же как и соответствующий этому естественному мальтусовскому человеку геометрический метод размножения. Поэтому действительная история представляется Мальтусу таким образом, что не размножение его естественного человека является абстракцией от исторического процесса, от действительного размножения, а наоборот, действительное размножение представляет собой применение теории Мальтуса… Имманентные, исторически изменяющиеся границы процесса размножения людей Мальтус превращает во внешние пределы; внешние препятствия происходящего в природе процесса воспроизводства — …в естественные законы… размножения’ (там же, т. 46, ч. 2, с. 104-05). Классики марксизма-ленинизма показали, что при разл. обществ. способах произ-ва существуют разл. законы возрастания нас., перенаселения (см. там же, т. 23, с. 646), обосновали закон народонас. при капитализме, опровергли мальтузианскую догму о давлении нас. на средства существования, противопоставив ей историко-материалистич. концепцию относительного перенаселения (см. там же, т. 23, с. 651; т. 31, с. 393; т. 46, ч. 2, с. 102).
Теория народонас. Мальтуса носила междисциплинарный характер, охватывала, с одной стороны, демографию, с другой — философию, политэкономию и политологию. После смерти Мальтуса по мере выявления несостоятельности методологии и отд. положений его концепции М. стало утрачивать свой целостный характер. Дальнейшая эволюция М. заключалась в последоват. разграничении двух его осн. аспектов. При этом в наибольшей степени видоизменилась демографич. концепция М., из к-рой выделилось неомальтузианство, ставшее одним из ведущих направлений бурж. демографии. Сущность же М. как социального учения (см. Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 257), его филос., экон. и политологич. позиции не претерпели сколько-нибудь существ. изменений. Основанное на поверхностно-вульгарной интерпретации нас. лишь как совокупности потребителей, предъявляющих растущий спрос на ограниченные экон. ресурсы, совр. М. в полной мере сохраняет реакционную идейную направленность.
Совр. модификации М. и неомальтузианские рецепты демографич. политики были подвергнуты критике в сов. демографич. и заруб. марксистской лит-ре (М. Торез, Ж. Фревиль — Франция, Р. Кларк — Великобритания). В науч. и политич. кругах развивающихся стран ширится оппозиция неомальтузианской пропаганде программ регулирования рождаемости и планирования семьи как ведущего направления социально-экон. политики, укрепляется представление о совр. М. как идеологич. инструменте неоколониализма. Это проявилось, в частности, в прогрес. изменении позиции ООН по вопросам народонас. Гносеологич. предпосылки кризиса совр. М. — углубление изучения социальных факторов развития демографич. процессов, науч. обоснованность марксистско-ленинского анализа причин слаборазвитости и путей её преодоления, выявившего несостоятельность центр. тезисов М. о демографич. обусловленности экон. слаборазвитости и возможности волюнтаристского воздействия на репродуктивное поведение людей.
М. оказало существ. воздействие на развитие бурж. обществоведения 19- 20 вв. С М. неразрывно связано возникновение в бурж. демографии биол. (органич.) направления, представители к-рого неправомерно переносили закономерности воспроиз-ва биол. популяций на человеческое общество. Принцип демографич. детерминизма, разработанный в мальтузианской теории, был положен в основу концепций демографической школы в бурж. социологии, ‘историч. циклов’ обществ. развития (К. Джини, Ф. Карли — Италия и др.). Наиболее реакц. проявления М. — концепции социального дарвинизма и геополитики. Бурж. обществоведению свойственно отмеченное Лениным ‘…критическое заигрывание с мальтузианством…’, приводящее к ‘…вульгарному буржуазному апологетизму…’ (там же, т. 5, с. 108), постоянное возрождение ‘…сочетания мелкобуржуазных симпатий и мальтузианства’ (там же, т. 2, с. 175). Положения М. являются подтверждением реакционности бурж. идеологии, поэтому классики марксизма-ленинизма неоднократно подчёркивали необходимость решительной борьбы против М. во всех его разновидностях, ‘…против попыток навязать это реакционное и трусливое учение самому передовому, самому сильному, наиболее готовому на великие преобразования классу современного общества’ (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 257).
Маркс К., Капитал, т. 1, гл. 23, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч, 2 изд., т. 23; его же, Теории прибавочной стоимости (IV том ‘Капитала’), там же, т. 26, ч. 2, гл. 9; его же, Критика политической экономии, там же, т. 46, ч. 2; Ленин В. И., К характеристике экономического романтизма, Полн. собр соч, 5 изд., т. 2; его же. Рабочий класс и неомальтузианство, там же, т. 23; Милютин В. А., Мальтус и его противники, Избр. произведения, М., 1946; Чернышевский Н. Г., История мальтусовой теоремы, Избр. экономич. произведения, т. 3, ч. 1, М., 1948, Смулевич Б. Я., Критика буржуазных теорий и политики народонаселения, М., 1959; Попов А. Я., Современное мальтузианство. (Очерк критики), М., 1960, Валентей Д. И., Реакционные теории народонаселения периода общего кризиса капитализма, М., 1963; его же, Теория и политика народонаселения, М., 1967, Птуха М. В., Учение о народонаселении Т. Р. Мальтуса, в кн.- Демографические тетради, в. 4-5, К., 1972; Рубин Я. И., Теория народонаселения, М., 1972, его же, Наследники Мальтуса, М., 1983, Судоплатов А. П., Демографические концепции, М., 1974; Араб-Оглы Э. А., Демографические и экологические прогнозы, М., 1978, Критика мальтузианских и неомальтузианских взглядов. Россия XIX — нач. XX в., М., 1978; Коростелев Г. М., Краев В. С., Буржуазные концепции народонаселения. Критический анализ, М., 1981.