Что отражает прагматическая адекватность
Адекватность информации
Адекватность информации — это уровень соответствия образа, создаваемого с помощью информации, реальному объекту, процессу, явлению. От степени адекватности информации зависит правильность принятия решения.
Адекватность информации может выражаться в трех формах: синтаксической, семантической и прагматической.
Синтаксическая адекватность отображает формально-структурные характеристики информации, не затрагивая ее смыслового содержания. На синтаксическом уровне учитываются тип носителя и способ представления информации, скорость ее передачи и обработки, размеры кодов представления информации, надежность и Точность преобразования этих кодов и т. д. Информацию, рассматриваемую с таких позиций, обычно называют данными.
Семантическая адекватность определяет степень соответствия образа объекта самому объекту. Здесь учитывается смысловое содержание информации. На этом уровне анализируются сведения, отражаемые информацией, рассматриваются смысловые связи. Таким образом, семантическая адекватность проявляется при наличии единства информации и пользователя. Эта форма служит для формирования понятий и представлений, выявления смысла, содержания информации и ее обобщения.
Прагматическая адекватность отражает соответствие информации цели управления, реализуемой на ее основе. Прагматические свойства информации проявляются при наличии единcтва информации, пользователя и цели управления. На этом уровне анализируются потребительские свойства информации, связанные с практическим использованием информации, с соответствием ее целевой функции деятельности системы.
Формы адекватности информации
Адекватность информации может выражаться в трех формах: семантической, синтаксической, прагматической.
Синтаксическая адекватность. Она отображает формально-структурные характеристики информации и не затрагивает ее смыслового содержания. На синтаксическом уровне учитываются тип носителя и способ представления информации, скорость передачи и обработки, размеры кодов представления информации, надежность и точность преобразования этих кодов и т.п. Информацию, рассматриваемую только с синтаксических позиций, обычно называют данными, так как при этом не имеет значения смысловая сторона. Эта форма способствует восприятию внешних структурных характеристик, т.е. синтаксической стороны информации.
Семантическая (смысловая) адекватность. Эта форма определяет степень соответствия образа объекта и самого объекта. Семантический аспект предполагает учет смыслового содержания информации. На этом уровне анализируются те сведения, которые отражает информация, рассматриваются смысловые связи. В информатике устанавливаются смысловые связи между кодами представления информации. Эта форма служит для формирования понятий и представлений, выявления смысла, содержания информации и ее обобщения.
Прагматическая (потребительская) адекватность. Она отражает отношение информации и ее потребителя, соответствие информации цели управления, которая на ее основе реализуется. Проявляются прагматические свойства информации только при наличии единства информации (объекта), пользователя и цели управления. Прагматический аспект рассмотрения связан с ценностью, полезностью использования информации при выработке потребителем решения для достижения своей цели. С этой точки зрения анализируются потребительские свойства информации. Эта форма адекватности непосредственно связана с практическим использованием информации, с соответствием ее целевой функции деятельности системы.
Прагматическая адекватность
Добиться прагматической адекватности можно лишь при соблюдении трех необходимых условий информативности:
— информация, которая призвана возродить в памяти сведения, факты, выводы, идеи, напомнить их содержание и значение;
— информация, актуализирующая известное, помогающая использовать ранее полученные сведения для осмысления текущих событий и проблем, для ответа на новые вопросы.
— информация, которая полнее, строже и четче систематизирует ранее полученные сведения, связывает разрозненные знания в целостную систему.
— информация, которая перестраивает ранее выработанные представления, дает другую, более верную, интерпретацию известным фактам и персонажам жизни.
При этом повторение должно быть творчески переработанным.
— Язык. Начинать разговор с аудиторией всегда надо на ее языке. При необходимости следует вводить новые для аудитории слова, неоднократно поясняя их значения, что будет способствовать их прочному усвоению.
— Эмоции. Журналисту должна быть свойственна ориентация на эмоциональный опыт аудитории и соответствующий образный язык (значения, связываемые с цветом, животными, камнями, растениями, например, у разных наций, и т.д.).
— Интеллектуальная составляющая. Журналист в своем творчестве ориентируется на тот уровень знаний, каким располагает аудитория. Ему д.б. знаком «код культуры» аудитории и он опирается на него.
— Позиционирование. Чтобы донести свою мысль адекватно, требуется ориентированность журналиста в социальной позиции собеседников, знание их образа мысли, «менталитета» аудитории.
Несоблюдение хотя бы одного из названных требований (даже при высокой степени реализации двух других) лишает текст возможности быть информативным.
Прагматическая (потребительская) адекватность
Семантическая (смысловая) адекватность.
Синтаксическая адекватность.
ФОРМЫ АДЕКВАТНОСТИ ИНФОРМАЦИИ
ИНФОРМАЦИЯ И ДАННЫЕ
Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.
Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. В том случае, если появляется возможность использовать эти данные для уменьшения неопределенности о чем-либо, данные превращаются в информацию.
При работе с информацией всегда имеется ее источник и потребитель (получатель). Пути и процессы, обеспечивающие передачу сообщений от источника информации к ее потребителю, называются информационными коммуникациями.
Адекватность информации — это определенный уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению и т.п.
Она отображает формально-структурные характеристики информации и не затрагивает ее смыслового содержания. На синтаксическом уровне учитываются тип носителя и способ представления информации, скорость передачи и обработки, размеры кодов представления информации, надежность и точность преобразования этих кодов и т.п. Информацию, рассматриваемую только с синтаксических позиций, обычно называют данными, так как при этом не имеет значения, смысловая сторона. Эта форма способствует восприятию внешних структурных характеристик. Т.е. синтаксической стороны информации.
Эта форма определяет степень соответствия образа объекта и самого объекта. Семантический аспект предполагает учет смыслового содержания информации. На этом уровне анализируются те сведения, которые отражает информация, рассматриваются смысловые связи. В информатике устанавливаются смысловые связи между кодами представления информации. Эта форма служит для формирования понятий и представлений, выявления смысла, содержания информации и ее обобщения.
Она отражает отношение информации и ее потребителя, соответствие информации цели управления, которая на ее основе реализуется. Проявляются прагматические свойства информации только при наличии единства информации (объекта), пользователя и цели управления. Прагматический аспект рассмотрения связан с ценностью, полезностью использования информации при выработке потребителем решения для достижения своей цели. С этой точки зрения анализируются потребительские свойства информации. Эта форма адекватности непосредственно связана с практическим использованием информации, с соответствием ее целевой функции деятельности системы.
Прагматическая адекватность в журналистском произведении
Непременной чертой текстов в журналистике должна быть семантическая, синтаксическая и прагматическая адекватность-правильность отображения действительности, точность организации, ценность для аудитории. Строгое следование этим требованиям адекватности выступает сущностным условием реализации принципиально важной задачи массово-информационной деятельности- достижения информированности текста.
Третье условие информативности- релевантность- ценность, значимость для аудитории сообщаемых сведений. Свойством релевантности обладают те произведения, которые соответствуют ее потребностям и интересам. Необходимо удовлетворять своим произведением одновременно и потребности и интересы человека. потребности –это объективная нужда в информации, проявляет не остро. Но необходимо прежде всего удовлетворять потребности, передать такую информацию, которая способствует созданию основ информированности, верной ориентации аудитории в действительности и фактора поведения- говорить от выбора товара до выбора президента. Интерес- субъективное желание, именно он является стимулом обращения аудитории к информации, он руководит ее поиском. Совмещать и потребность и интерес требует больших творческих усилий.
Интерес и потребности могу расходится, но журналист должен учиться соединять одно с другим, удовлетворяя интересы аудитории, в то же время направлять е внимание на объективно важные стороны жизни общества. Эта задача решается на базе хорошего знания журналистом аудитории и владения формами соединения в произведении интереса и потребности.
Таким образом высокая информативность зависит от совокупности таких его качеств, как релевантность, декодируемость и небанальность.
12.Семиотическая адекватность в журналистской деятельности.
Интересна и важна с точки зрения публичных коммуникаций семиотическая теория информации. Предметом семиотики являются законы функционирования знаковых систем. Семиотика имеет три основные части: синтактику (рассматривающую знак как формальную наименьшую часть кода, изучает структуру и правила соединения отдельных знаков); семантику (рассматривающую знак как носителя значения, изучает отношение между знаком и тем, что он обозначает); прагматику (рассматривающую текст или дискурс и понимание субъектом знаков).
Семиотическая ситуация является основой понимания информации как системы знаков. В структуре семиотической ситуации в классическом варианте расположены три элемента: 1) обозначаемый предмет (как любой фрагмент действительности); 2) его умственный образ любого порядка, носителем которого является субъект; 3) сам медиум или медиатор – знак любого вида и происхождения. Субъект-носитель может быть рассмотрен как адресат, интерпретатор, респондент, обладатель умственного образа. Субъект в своем сознании совмещает и связывает образ познаваемого объекта и образ подходящего посредника знака. Так происходит идентификация знака.
2. Знак и информация
Знак выступает в качестве носителя информации, что может быть отражено в следующих информационных схемах:
— память – это хранилище информации;
— понимание – раскодирование информации;
— мышление – обработка информации;
— знак – носитель, хранитель, транслятор, организатор информации;
— значение – инвариант информации;
— коммуниканты – передатчики и реципиенты информации.
Совокупность знаков образует знаковую систему или язык.
Знаку присуща двусторонность. С одной стороны, знак материален (имеет план выражения или денотат). С другой стороны, знак является носителем нематериального смысла (имеет план содержания).
Готлоб Фреге – немецкий философ и логик, один из основателей логической семантики представил структуру знака в виде так называемого «треугольника Фреге». В нем простым языковым знаком выступает слово. Например, слово «дом». В качестве смысла будет выступать само понятие «дом», а в качестве денотата некий абстрактный дом. Если знаком будет выступать предложение, то смыслом будет высказанное суждение, а денотата может быть два – истинность или ложность высказывания, то есть соответствие и несоответствие высказанного суждения реальному положению вещей. Знаки различаются по совокупности признаков.
Одна из наиболее известных классификаций знаков принадлежит американскому философу Чарльзу Сандерсу Пирсу. Он делит знаки на три основных группы:
1)иконические знаки – план выражения которых похож на план содержания (портреты, фотографии и т.д.).
2)конвенциональные (условные) знаки – план выражения которых не имеет ничего общего с планом содержания. Это большинство слов любого языка.
3)индексальные знаки – план содержания которых связан с планом выражения по смежности, отчасти похож.
Также существуют классификации знаков, составленные:
— по признаку системности: системные знаки (входящие в систему – музыка, речь, языки и др.) и внесистемные знаки (относительно свободные, не противопоставляемые никаким другим знакам или самостоятельно образующие группы – остатки некоторых знаковых систем или знаки, созданные в небольших группах – междометия, жесты, восклицания и т.д.);
13.Виды и типы информации в журналистском тексте.
Работа с газетами!
Семантический аспект выражается в понятии «семантической адекватности» и отражает смыcл, содержание информации. Рассматривается семантическая адекватность посредством структурных элементов, в которые входят четыре основных типа информации: дескриптивная (или описательная); прескриптивная (или предписывающая); валюативная (оценивающая); нормативная (указывающая на способ действия).
Последовательность типов информации, их расположение в информационном продукте являются способом выражения тех или иных мыслей, решения тех или иных журналистских информационных задач.
Синтаксическая адекватность журналистского информационного продукта связана с упорядочиванием его структурных элементов. Их соотнесенность выражается в гармоничности самого текста, в его композиционном строении и в его идейной направленности. Синтаксическая адекватность строится на своего рода формуле текста, в которой отражаются степени соотнесенности того или иного типа информации, преобладание одного над другим.
Разнообразие вариантов построения информационных структур делает и сами информационные продукты разнообразными. А зависит это разнообразие от многих факторов, к основным из которых можно отнести факторы субъективности (личностного восприятия события); идеологичности (соответствие идеологии СМИ); технологичности (соответствии технологическим возможностям информационного процесса, связанным с техническими способами передачи информации).