Что называется дидактикой в педагогике ответ
Что называется дидактикой в педагогике ответ
Взаимосвязи между основными дидактическими категориями как структурными компонентами целостного дидактического процесса изображены на рисунке:
Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям «дидактическая система» и «технология обучения».
Целью в дидактике является образ конечного результата, то, к чему стремится процесс обучения.
Под содержанием обучения понимается система знаний, умений, навыков, способов деятельности и мышления, ценностных отношений, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения.
Как теория обучения и образования дидактика разрабатывает следующие проблемы:
Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обуславливающие ход и результаты процесса обучение, определяет методы, организационные средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две главные функции:
Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику.
Частные дидактики называют методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.
Основополагающие требования к практической организации учебного процесса педагогике принято называть дидактическими принципами. К наиболее важным дидактическим принципам относятся:
Эти принципы составляют систему, определяются целями воспитания и имеют исторический характер. Некоторые принципы утрачивают свое значение в новых условиях, и появляются новые, в которых отражаются новые требования общества к обучению.
Обучение как целостная система. Охарактеризовать процесс обучения как систему можно только в динамике, проследив за ее составом (элементами), структурой (связями) в соответствии с функциями:
Характерные черты учебного процесса как системы:
Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия:
Деятельность педагога | Деятельность обучаемых |
Разъяснение учащимися целей и задач обучения | Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения |
Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами) | Восприятие новых знаний, умений |
Управление процессом осознания и приобретения знаний и умений | Анализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематизация |
Управление процессом перехода от теории к практике | Приобретение умений и навыков, их систематизация |
Организация эвристической и исследовательской деятельности | Практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем |
Проверка, оценка измерений в обученности и развитии учащихся | Самоконтроль, самодиагностика достижений |
Для обучения характерны следующие признаки:
Образовательная. Состоит в том, что процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, мировоззрения и опыта творческой деятельности. Имеет значение то, что усвоенные знания должны характеризоваться полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.
Развивающая. Обозначает то, что в процессе обучения происходит развитие обучаемого обо всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер личности.
Воспитательная. Состоит в формировании нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы.
Для понимания роли обучения как средства развития и формирования личности большое значение имеет то, что этот процесс не сводится только к овладению обучающимися знаниями, выработке практических знаний и умений. Обучение оказывает более широкое развивающее и формирующее влияние на личность. Знания как предмет усвоения имеют 3 взаимосвязанных стороны:
При правильно поставленном обучении учащиеся овладевают всеми этими тремя сторонами материала.
Дидактика
Содержание
Определение дидактики [ ]
Дидактика как научное знание [ ]
Дидактика является сферой подлинно научного знания, а как всякая подлинная наука, оперирует определенными понятиями, выделяя из них основополагающие, поскольку обучение это совместная познавательная деятельность, то оно включает в себя 3 плана:
1. уровень физического взаимодействия психический, зависит от физического состояния, но при этом имеет свой особенности и поведенческие и мыслительные
2. уровень духовного взаимодействия, когда коммуникативный характер такого взаимодействия реализуется на глубинном бессознательном уровне, посредством рождения ассоциаций на те звуки и знаки которые есть способ реализации языка.
Образование можно рассматривать как:
· процесс формирования той или иной закономерности
· результат той или иной степени научности/обученности
· форма организации системы обучения
В определении предмета дидактики ключевую роль играет слово «деятельность».
Дидактика является сферой подлинно научного знания и потому, как всякая подлинная наука, представляет собой систему знаний соответствующих объективной реальности.
В самом общем виде, обучение – это совместная познавательная деятельность учителя и ученика, их реальное, прежде всего психическое и физическое, а затем уже духовное взаимодействие, имеющее коммуникативный характер и реализуемое посредством звуков и знаков, т.е. с помощью языка.
Анализируя с позиции этимологии и семиотики, смысловые области (предметные поля смыслов), основных категорий дидактики развития, воспитания, образования и обучения, только на трех языках, мы можем сделать вывод:
Меше, Живкович, Назарова, Кузнецов
История дидактики [ ]
Дидактика как теория обучения и образования своими корнями уходит в глубь веков. Обучение было всегда, когда существовал человек. Теория обучения начала формироваться уже тогда, когда возникла осмысленная необходимость передать потомкам не только накопленные достижения, но и то, как их передавать дальше.
Впервые, насколько известно, термин «дидактика» появился в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения.
В 1657 г. великий чешский педагог Ян Амос Коменский опубликовал в Амстердаме свой труд «Великая дидактика». Значение его исследований неисчерпаемо. Именно ему принадлежит мысль – «учить всех всему». Коменский вывел некоторые принципы и правила обучения детей. В то время существовало жестокое противостояние между феодальным обществом и представителями нового поколения, выдвигавшими революционные идеи в области науки и философии. Тогда Коменским и была создана дидактика, воплотившая в себе все новые идеи. Более того, дидактика продолжила на практике осуществлять воспитание и обучение детей.
Коменскому удалось вывести ряд закономерностей, или основоположений (термин Коменского), природы, являющихся общими для каждого отдельного человека и играющих важную роль в воспитании и обучении.
Дидактические исследования Иоганна Генриха Песталоцци (1746—1827) были тесным образом связаны с педагогическими. По мнению Песталоцци, высшей целью воспитания является стремление «пробуждать дремлющие силы народа, развивать в нем уверенность в своих силах». Для решения этой задачи Песталоцци предложил три главных средства:
Самым главным путем воспитания Песталоцци считал обучение. Сначала человек должен получить общее образование, а затем уже специальное. Целью обучения исследователь считал воспитание человечности и трудолюбия, гармоническое сочетание способностей и сил индивида.
Дидактическая система [ ]
Компоненты дидактической системы:
Режимы работы дидактической системы:
Движущая сила творческого саморазвития учителя:
Определение, предмет и задачи дидактики
В данной статье мы рассмотрим, что такое дидактика, каково ее основное содержание, а также какие цели она ставит перед собой. Для начала сформулируем основное определение.
Дидактика в педагогике – это ее определенная область, которая изучает основы обучения и его содержание с теоретической точки зрения.
Один из наиболее известных чешских педагогов А.Коменский предлагал рассматривать дидактику как особую систему научного знания. Он является автором масштабного труда «Великая дидактика», в котором была предложена универсальная теория обучения всех и всему. Это произведение называют ключевым в дидактике, поскольку в нем были впервые сформулированы главные подходы к обучению и принципы образовательной деятельности, широко применяемые и в современной педагогике. Также в историю дидактики внесли заметный вклад и другие зарубежные и отечественные педагоги – А. Дистервег, К. Ушинский, И. Гербарт, И. Песталоцци.
Существует общая теория познания, называемая гносеологией. Она образует методологическую основу дидактики. Также дидактическое знание имеет связи с психологией (общей, возрастной, педагогической), информатикой, социологией, разделом физиологии, изучающим высшую нервную деятельность и др. Из этого следует, что у дидактики имеются психологические, социокультурные и информационные основы.
Нормативные документы и образовательные стандарты определяют, каким будет содержание обучения, именно на основе дидактических стандартов. Образовательный и обучающий процессы, связанные также с воспитательной деятельностью, составляют не только предмет изучения дидактики, но и органическую часть воспитания. Любое общество имеет целью передачу накопленного ранее опыта, навыков, умений и знаний подрастающему поколению и желает, чтобы эта передача осуществлялась качественно. Образование и обучение направлены на одну цель – освоение и запоминание потомками опыта наших предков, следовательно, дидактика – это теория обучения в самом общем смысле этого слова.
Предмет дидактики – это также совокупность закономерных связей, возникающих между деятельностью обучающегося и обучаемого, а также связей между различными компонентами, составляющими процесс обучения.
Сегодня принято считать, что дидактика изучает суть процессов образования и обучения. Следовательно, все содержание образования, зафиксированное в программах, учебных планах, пособиях в сочетании со средствами и методами обучения, определяет воспитательную роль всего процесса, поэтому важно создавать новые организационные формы и условия, которые будут благоприятствовать активному творчеству учеников, их физическому и нравственному развитию. Важно отметить, что общая дидактика направлена на изучение закономерностей обучения и образования, но не особенностей обучения конкретным предметам и дисциплинам. Эти задачи решает частная дидактика, также называемая предметной.
Многие известные специалисты-дидактики считали, что предметом дидактики является связь учения с преподаванием, их единство, а также те условия, необходимые для того, чтобы образовательный процесс протекал эффективно.
Какие задачи решает дидактика
Дидактическая наука – одна из наиболее разработанных научных отраслей, что объясняется одновременно ее теоретическим и нормативно-прикладным характером. Однако в течение всей истории образования дидактика была нужна для того, чтобы определить, что именно следует включить в программу образования новых поколений, как найти новые способы, чтобы передать потомкам навыки и знания, а также раскрыть закономерности и свойства данного процесса.
Все известно, что обучение неотделимо от воспитания как с умственной, так и с нравственной точки зрения. Значит, мы можем считать дидактику не только образовательной теорией, но и теорией воспитания.
В таком случае основная дидактическая задача – это формирование мировоззрения учеников.
Важнейшими целями дидактики является изучение общих законов обучения, а также формулировка на их основе правил и принципов образовательного процесса. Кроме того, она определяет задачи обучения, прорабатывает вопрос о том, в каких методах и формах оно должно осуществляться, как его лучше организовать. Иначе говоря, дидактика помогает нам ответить на вопрос, как именно нужно учить. Примером решения такой задачи может стать внедрение разных педагогических технологий в учебную практику.
Поскольку дидактика, как мы уже говорили выше, определяет, каким будет содержание обучения, знание ее правил и принципов необходимо для разработки учебных программ, образовательных стандартов и учебно-методических комплексов. Иными словами, дидактика также дает ответ на вопрос, чему именно следует обучать. Она глубоко исследует различные вопросы, связанные с изучением методологии образования, формирует основные принципы, по которым средства обучения создаются и применяются, занимается обобщением и анализом передового педагогического опыта, применением новаций и инноваций в образовательном процессе.
Основные категории дидактики
В рамках дидактики как науки можно выделить несколько важнейших категорий.
Во-первых, это обучение, которое является целенаправленным, специально организованным процессом взаимодействия учителя и учеников, в результате которого происходит усвоение конкретной системы знаний, деятельности, приемов мышления, а также системы отношения к самим себе и миру вокруг. В качестве закономерности обучения выступает совокупность связей, которые являются общими и объективно необходимыми, между компонентами обучения и иными дидактическими явлениями, обеспечивающими их развитие и функционирование.
Во-вторых, это преподавание, которое выступает в качестве управления учебной деятельностью обучающихся, а также всесторонней помощи им в процессе усвоения знаний и построении отношения к себе и окружающему миру, формировании основных способов мышления.
Принципами обучения называют его руководящие, главные положения, определяющие основные требования к содержанию и функционированию учебного процесса.
Учебная деятельность (некоторые специалисты предпочитают термин «учение») – это деятельность обучающихся, характеризующаяся целенаправленным познавательным характером, т.е. она нацелена на получение знаний, освоение новых типов мышления и отношения к миру и самому себе.
Основные функции дидактики
Дидактика выполняет множество различных функций, среди которых:
Существует понятие типичного дидактического факта, который относится не только к работе учителя, деятельности учащегося, результатам учебного процесса. С его помощью можно установить существование определенной закономерности, которая, в свою очередь, проявляется в трех действиях:
Значение дидактики как науки
Дидактика вовсе не умозрительная, чисто описательная наука; она раскрывает причины глубоких дидактических явлений и исследует их закономерности, выявляет предпосылки и создает условия для выполнения утилитарной функции, определяет нормы работы учащихся и учителей. В целом можно сказать, что она имеет большую ценность по сравнению с теми нормами, которые устанавливаются субъективно, умозрительно или исходя из личного опыта.
Тест с ответами: “Дидактика”
I вариант.
1. Какое название имеет наука об обучении, образовании, их целях, содержании, методах, средствах?
а) Дидактика+
б) теория воспитания
в) педагогический менеджмент
г) педагогическая технология
2. Кем введен термин “дидактика”?
а) В. Ратке+
б) Я.А. Коменский
в) Ж.Ж. Руссо
г) И.Г. Песталоцци
3. Какой автор под дидактикой понимал “всеобщее искусство всех учить всему”…
а) Я.А. Коменский+
б) П.Ф. Каптерев
в) К.Д. Ушинский
г) А. Дистервег
4. Предметом, какой из представленных наук являются процессы преподавания и учения с их условиями и получаемыми результатами?
а) дидактики +
б) технологии
в) теории воспитания
г) теории управления
5. Что из представленного в ответах является функциями процесса обучения:
а) образовательная, воспитательная, развивающая+
б) воспитательная, прогностическая, проектировочная
в) образовательная, воспитательная, объяснительная
г) развивающая, образовательная, прогностическая
6. Данная система представлена совокупностью принципов, содержания, методов и средств обучения, образующих целостную структуру, которая подчиняется целям обучения:
а)дидактическая система
б) Педагогическая теория
в) Педагогическая система
г) Дидактическая теория
7. Как понимают учение в дидактике?
а) как деятельность учеников+
б) как взаимодействие учащихся и учителя
в) как восприятие новых знаний
г) как формирование умений
8. Название управления учебно-познавательной деятельности учащихся:
а) учение
б) развитие интереса учащихся
в) формирование личности
г) Преподавание+
9. Закончите предложение:
Связи между целями, содержанием, методами, средствами, формами обучения относятся к ___ закономерностям
а) общим
б) внешним
в) Внутренним+
г) частным
10. Какой принцип иллюстрирует эффективность обучения, которая зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и усвоению учебного материала?
а) доступности
б) Наглядности+
в) сознательности и активности
г) прочности знаний
11. В какой концепции обучения применяют принцип ведущей роли теоретических знаний?
а) развивающего обучения+
б) проблемного обучения
в) оптимизации обучения
г) программированного обучения
12. Что такое процесс обучения?
а) преподавание
б) учебная деятельность
в) специфический процесс познания, управляемый педагогом+
г) образовательная деятельность
13. Дидактический принцип:
а) гуманности обучения+
б) наглядности
в) систематичности и последовательности
г) взаимосвязь теории и практики обучения
14. Что не включает в себя структура учебной деятельности:
а) овладение системой знаний, познавательных умений и практических навыков
б) развитие мотивов учения
в) формирование нравственных качеств и убеждений+
г) овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами
15. Какое из единств отражает двусторонний характер обучения?
а) преподавания и учения+
б) развития и воспитания учащихся
в) школьной и внешкольной деятельности
г) совместных усилий семьи и школы по формированию у учащихся мотивов учения
16. Что подразумевает принцип наглядности в дидактике?
а) использование плакатов, схем, картин в процессе обучения
б) проведение опытов в процессе обучения
в) просмотр кино- и видеофильмов
г) привлечение органов чувств к восприятию учебного материала+
17. Выберите то, что не включает структура процесса обучения:
а) определение уровня мышления учащихся+
б) определение целей и задач
в) планирование (отбор содержания, методов, приёмов, средств и форм)
г) анализ и оценка результатов обучения
18. Чем является эталонный уровень образования, который необходим для данного общества в определенный исторический отрезок времени?
а) образовательный ценз
б) образовательный стандарт+
в) учебный план
г) школьная программа
19. Какое название имеет документ, который определяет содержание образования определенного уровня и направленности?
а) образовательная программа+
б) учебник
в) рабочий учебный план
г) авторская программа
20. Какое название имеет нормативный документ, который определяет состав учебных предметов, их распределение по годам обучения, количество времени на каждый предмет?
а) учебник
б) образовательная область
в) учебная программа
г) учебный план+
21. Выберите понятие, которое является более общим ко всем остальным:
«образование», «содержание образования», «учебный план», «образовательная область»
а) «содержание образования»
б) «учебный план»
в) «образование»+
г) «образовательная область»
22. Основоположник теории формального образования:
а) Я.А. Коменский+
б) Г. Спенсер
в) И.Ф. Гербарт
г) А. Дистервег
23. Какая из теорий близка к идеям программированного обучения?
а) прагматизм
б) Бихевиоризм+
в) позитивизм
г) гуманизм
24. Какими авторами был включен опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру в состав содержания образования?
а) В.С. Ледневым, Ю.К. Бабанским
б) В.В. Краевским, И.Я. Лернером+
в) В.В. Давыдовым, Б.П. Есиповым
г) М.Н. Скаткиным, Д.Д. Зуевым
25. Закончите предложение.
При _____ структуре содержания образования один и тот же вопрос повторяется несколько раз, его содержание расширяется новыми сведениями, связями и зависимостями
а) Концентрической+
б) линейной
в) спиральной
г) смешанной
26. Чем является приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования?
а) гуманизацией
б) демократизацией
в) Гуманитаризацией+
г) углубленным изучением
27. Чем является дидактически обоснованная система знаний, умений и навыков, которая отражает содержание науки?
а) образовательная область
б) учебный план
в) образовательная программа
г) учебный предмет+
28. Название доведенного до автоматизма действия?
а) умение
б) знание
в) Навык+
г) поведение
29. Что из представленного относится к объектам стандартизации в образовании?
а) учебно-воспитательный план учителя+
б) содержание
в) объем учебной нагрузки
г) уровень подготовки обучающихся
30. Содержание образования:
а) совокупность знаний, умений и навыков, развивающих устойчивые особенности отдельных психических процессов
б) совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности
в) финансовую поддержку государственных и общественных организаций средней и высшей школе
г) педагогически адаптированную систему знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру+
II вариант.
1. Принцип обучения, к которому относятся правила: от легкого к трудному; от известного к неизвестному; от простого к сложному?
а) наглядности;
б) научности;
в) доступности;+
г) связи теории с практикой;
д) систематичности и последовательности.
2. Словесные, наглядные и практические методы являются:
а) методами по характеру познавательной деятельности учителя и уча¬щегося;
б) методами по источнику знаний;+
в) методами по особенностям деятельности учителя и учащегося.
3. Проблемное обучение – … (по М.И. Махмутову)
а) проблема развития инициативы, творчества детей;
б) дидактическая система, основанная на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности и включающая специфическое сочетание приемов и методов преподавания и учения, которым присущи черты поиска;+
в) разновидность учебной деятельности детей по усвоению сообщаемых знаний.
4. Группа методов, к которой относятся индуктивные и дедуктивные методы:
а) Методы по логике передачи и восприятия информации.+
б) Методы по степени управления учебной работой.
в) Методы по степени самостоятельности мышления детей при овладении знаниями.
5. Какие методы относятся к методам по степени самостоятельности мышления детей при овладении знаниями?
Ответ: репродуктивные и проблемно-поисковые
6. Условия, при которых учитель может использовать только словес¬ные методы:
а) Учитель хорошо владеет словесными методами.+
б) Учитель не располагает временем для проблемного изучения дан¬ной темы.
в) Учитель не располагает необходимыми наглядными пособиями или не может изготовить их самостоятельно.
7. Особенности учащихся, при которых рационально применять репродуктивные методы:
а) Ученики еще не готовы к проблемному изучению этой темы.+
б) Ученики готовы к усвоению информации только словесными методами,
в) Ученики готовы к самостоятельному изучению данной темы.
8. Методы стимулирования интереса к учению:
Ответ: познавательные игры, учебные дискуссии
9. Название совокупности методов, которые используют в процессе изу¬чения конкретного учебного предмета, его разделов:
Ответ: методика
10. Кто ввел термин «воспитывающее обучение» в науку?
а) А. Дистервег;
б) И.Ф. Гербарт;+
в) Ж.Ж. Руссо;
г) Я.А. Коменский.
11. Автор высказывания «Ученик — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь» :
а) Б. Паскаль;+
б) М.В. Ломоносов;
в) Ж.Ж. Руссо;
г) Я.А. Коменский.
12. Кто создал целостную систему обучения во второй половине XIX века?
а) К.Д.Ушинский;+
б) Н.А.Корф;
в) В.П.Вахтеров;
г) П.Ф.Каптерев.
14. Кем с точки зрения психологии обоснованы педагогические принципы?
а) П.Ф.Каптеревым;
б) К.Д.Ушинским;+
в) И.Гербартом;
г) И.Г.Песталоцци.
15. Какой принцип нацеливает на достижение единства части и целого, элемента и структуры при овладении содержанием изучаемого?
а) систематичности;+
б) наглядности;
в) прочности;
г) научности.
16. Какой принцип предполагает организацию педагогического процесса на основе новейших достижений психологии, педагогики, методику преподавания?
а) систематичности;
б) доступности;
в) наглядности;
г) научности.+
17. Закончите предложение:
Согласно……………, основная цель школы – развитие способностей и познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, мышления:
а) теории материального образования;
б) теории дидактического формализма;+
в) теории дидактического утилитаризма;
г) проблемно-комплексной теории.
18. Что из перечисленного характеризует содержательно-процессуальную, или внутреннюю, сторону учебного процесса?
а) форма организации обучения;
б) метод обучения;+
в) технические средства обучения;
г) все ответы неверны.
19. Что такое классно-урочная система обучения?
а) метод обучения;
б) организационная форма обучения;+
в) средство обучения;
г) разновидность лекции.
20. Признак, по которому проще всего определить тип и структуру урока:
а) по дидактическим целям;
б) по расположению элементов урока;+
в) по количеству времени, отводимого на достижение главной цели.
г) по количеству структурных частей.
д) по деятельности учителя.
21. Нестандартные уроки:
а) комбинированный урок;
б) урок – игра;+
в) урок – суд;+
г) урок – кроссворд;+
д) урок повторения;
е) урок – викторина.+
22. Вспомогательные формы обучения:
а) комбинированный урок;
б) экскурсия;+
в) интегрированный урок;
г) зачет;+
д) экзамен;+
е) контрольный урок;
ж) урок – исследование;
з) факультатив.+
23. Факторы, которые определяют выбор методов обучения:
а) цель обучения;+
б) уровень, которого необходимо достигнуть;+
в) уровень мотивации обучения; +
г) реализация принципов, закономерностей обучения;+
д) объем требований и содержания, который необходимо реализовать;+
е) количество и сложность учебного материала;
ж) уровень подготовленности учащихся;+
з) активность, интерес учащихся;+
и) возраст;
к) работоспособность учащихся;
л) сформированность учебных навыков;
м) учебная тренированность и выносливость ;
н) время обучения;
о) материально-технические условия обучения;
п) организационные условия обучения;
р) применения методов на предыдущих уроках;
с) тип и структура занятия;
т) взаимоотношения между учителем и учащимися, сложившиеся в процессе учебного труда.
25. Принцип, к которому относится правило: «Как можно чаще используйте вопрос: почему?», чтобы научить учащихся мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей- непременное условие развивающего обучения»?:
а) Сознательности и активности.+
б) Наглядности.
в) Научности.
г) Связи теории с практикой.
26. Отличие дидактического правила от дидактического принципа:
а) Правила конкретизируют принцип. Принцип носит характер общей закономерности; правило, вытекая из принципа обучения, отражает действия, используемые в определенной педагогической ситуации. Правило указывает учителю, как следует в практической работе реализовать дидактический принцип.+
б) Правило является выражением всеобщей закономерности. Дидактический принцип подчинен правилу и вытекает из правила.
в) Правило, в отличие от принципа, имеет субъективный характер. Учитель в каждом случае формулирует правило, исходя из своих субъективных суждений. Принцип всего-навсего является продолжением правила.
27. Название нововведения в педагогической системе, которое улучшает течение и результаты образовательного процесса:
а) инновациями
б) развитием
в) прогрессом
г) корректировкой
28. Закончите определение:
Методы … — это конкретные пути влияния на сознание, чувство, поведение детей для решения педагогических задач в совместной деятельности.
а) воспитания
б) обучения
в) педагогического воздействия
29. Какое название имеет активная деятельность ребенка, которая направлена на формирование положительных качеств и устранение отрицательных?
а) Воспитание+
б) самовоспитание
в) саморазвитие
30. Какой тип воспитания направлен на формирование ответственного отношения к своей Родине?
а) правовое
б) Гражданское+
в) общественное